Фото и биография Карла Брюллова. Интересные факты


Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799, Санкт-Петербург - 11 июня 1852, Манциана, Италия) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. За ним закреплён негласный титул «главного русского романтика» в живописи.

К. Брюллов. Автопортрет. Около 1833 г.

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери. Карл был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок. До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».


К. Брюллов. Автопортрет. 1823


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника. 1823-1827


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника.

В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казённый счет.


К. Брюллов. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского. 1821


К. Брюллов. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой, в лодке. 1833-1835

С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при. Картина была заказана русским магнатом Анатолием Николаевичем Демидовым. Брюллов работал над ней 6 лет. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.


К. Брюллов. Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852

В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены. В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её трижды: рядом с художником (собой) с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей, в левом углу картины.


К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833



Юлия Павловна Самойлова на картине «Последний день Помпеи».


Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов на картине «Последний день Помпеи».

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - дерзко сознавалась Юлия. Она была ему верна не больше недели. И с лёгким сердцем принимала его мимолетные измены, больше похожие на попытки спастись от неё, сбежать. Но нет! Спастись от Юлии ему не удавалось. «Мой дружка Бришка... Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня счастье с тобой беседовать хотя бы пером»,- писала она ему, умчавшись куда-то с очередным любовником. На многих работах мастера можно увидеть её черты.


К. Брюллов. Вирсавия. 1832

В 1825 году Юлия (дочь генерала Палена и Марии Скавронской), будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну. Одни говорили, что виной тому была её связь с французским послом графом Пьером Ла-Феронне, другие с Барантом-сыном.


Б.Ш. Митуар. Портрет Самойловой Ю. П. 1825

Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество. О.С. Павлищева писала мужу в Варшаву: «Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрёпанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе». Александр Пушкин написал о Юлии Самойловой:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…»


К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842

У графини Самойловой было две приёмные дочери - младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова.


К. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. 1832

Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание - неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырёхлетней она жила у нее. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины - Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.


К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834

В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным).


К. Брюллов. Портрет П.В. Басина. 1830


К. Брюллов. Профиль головы Глинки. 1843-1847


К. Брюллов. Портрет скульптора И. П. Витали. 1836-1837


К. Брюллов. Портрет писателя Н.В. Кукольника.

Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. Первая попытка выкупить Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! «Самая крупная свинья в торжковских туфлях» – сказал о помещике после этого разговора Брюллов. Таких больших денег ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход – художник напишет портрет Василия Андреевича, который разыграют в лотерее. Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан.


К. Брюллов. Портрет поэта В.А. Жуковского. 1837

Очень интересен вопрос, кто же участвовал в лотерее, и кто выиграл портрет?
В дневнике одной из царственных особ есть запись об этом событии: «Императрица Александра Федоровна потратила 400 рублей, будущий император Александр II и великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей». Известно, что царская семья выкупила все билеты, однако, как видно из записи, оплатила только 1000 рублей. Остальные деньги пришлось добавлять самим Карлу Брюллову и Василию Жуковскому.
Выиграла в лотерее императрица, которая сразу же подарила портрет наследнику.


К. Брюллов. Императрица Александра Федоровна. 1830

После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова. Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.


Крамской И. Н. Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В.А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста. Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.


К. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1839

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, виртуозной пианисткой, и влюбился в неё до безумия. В этом же году Карл сделал официальное предложение Эмилии и она согласилась. Образ Эмилии Брюллов запечатлел в некоторых своих произведениях тех лет. Так на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла «Распятие» мастер придал Марии Магдалине черты Эмилии Тимм.


К. Брюллов. Распятие. Алтарная картина церкви Св. Петра и Павла. 1838

27 января 1839 года они поженились, однако, как вспоминал Александр Брюллов, брат живописца: «...В самый день свадьбы Карл оделся, как он обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла. Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось ещё несколько минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не женись, погибнешь»...». Тарас Шевченко оставил тревожные воспоминания о свадьбе Карла и Эмилии: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту.»


К. Брюллов. Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилия Тимм). 1838

«Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились. Впрочем, что теперь думать да гадать: поселилось в мастерской очаровательное существо с тонким лицом и лёгкими движениями; всё мило в госпоже Эмилии – и весёлое с немецким выговором щебетание, и застенчивость, с какой она убегает от нескромных шуток супруга, и немецкая карточная игра по мелочи, к которой она старается приохотить посещающих мастерскую учеников. Но Великий невесел, что-то грызет его, не даёт покоя, даже в райские минуты, когда супруга его садится к фортепьяно, след озабоченности не исчезает с его лица...»,- пишет Порудоминский о начале семейной жизни Карла и Эмилии.


К. Брюллов. Портрет Эмилии Тимм. 1838

Уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. Хотя причиной для разрыва с великим художником могло послужить и то, что Брюллов был далеко не простым человеком, да и разница в возрасте более 20 лет сделала своё дело.


Акварель К. Брюллова. Самойлова Юлия Павловна.

В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова. Родные Юлии Павловны пытались помирить её с супругом, но 23 июля 1842 года, за несколько дней до встречи с женой, Николай Самойлов неожиданно умер. После смерти мужа графиня Самойлова окончательно покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.


Акварель Д. Босси. Самойлова Юлия Павловна.

В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки. Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж - за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище , вместе со вторым мужем.


К. Брюллов. Автопортрет. 1848

Карл Брюллов в связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» - последняя работа Брюллова - стала одной из первых картин, купленных П. М. Третьяковым для своей коллекции.


К. Брюллов. Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар. 1849


К. Брюллов. Портрет археолога Микеланджело Ланчи.

Здоровье его подорвал, как принято считать, непосильный труд над росписью Исаакия: по преданию, в огромном соборе маэстро воскликнул: «Мне тесно! Я расписал бы небо!» Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.


Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище.


Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века. Именем Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на острове Мадейре (Португалия), в центральном парке города Фуншала был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. В Михайловском саду, у павильона Росси (Санкт-Петербург) в 2003 году установлен бюст К.П. Брюллова (по оригиналу И.П. Витали 1837 г.)




Будущий великий живописец родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье художника, рисовавшего замечательные миниатюры Павла Брюлло – потомка гугенота. Они толпами оставляли свою родину в 1685 г., когда король Людовик XIV издал указ, отменяющий Нантский эдикт. Настало время, когда повсюду преследовали протестантов.

Творческая судьба Карла была предопределена с рождения – его отец был живописцем в 3-м поколении; его 5 сыновей (Карл – средний) получили образование в Академии художеств, где он преподавал, и стали живописцами.

Карл имел очень слабый иммунитет, много болел и до семи лет почти все время проводил в постели. Его отец – масон по убеждению, считал, что каждая минута непременно должна быть потрачена с пользой. Он сам занимался воспитанием мальчиков, требуя, чтобы те ежедневно рисовали, причем задания были немалыми. Если кто-то не выполнял всю норму, то лишался обеда. Один раз рассердившись он ударил мальчугана за незначительную шалость, и тот всю жизнь был глух на одно ухо.

В 1809 г. Карла и его старшего брата приняли без экзаменов в Академию художеств. Наставники быстро отметили, что среди одноклассников с Карлом никто не мог сравниться в рисовании, – он получал награды, как говорили его учителя «целыми пригоршнями», поражая всех своим талантом и уникальными способностями.

С триумфом окончив Академию в 1821 г. и получив отличный аттестат, Карл становится пенсионером Общества поощрения художников (ОПХ) и на эти средства они с братом отправляются в Италию.

Десять месяцев братья медленно с остановками двигались через европейские страны, посетив многие города Двенадцать прекрасных лет своей жизни Брюллов прожил в Италии, На этой благословенной для всех художников земле, он состоялся как талантливый живописец. За эти годы произошло много событий в Европе, в частности, они отмечены непримиримой борьбой между классицизмом и романтизмом. Принимает в ней активное участие и Брюллов. Основные «битвы» проходили в Париже, где на классиков Давида и Энгра «нападали» художники под руководством Делакруа.

Во Францию живописцев из России с 1789 г. не допускали – они проживали в Риме. Брюллов был очарован великолепной живописью эпохи Возрождения, но искал свой путь. С сюжетами, предложенными Академией он вскоре распрощался. Его произведения «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница» и другие поставили художника в ряд с лучшими живописцами Европы. Однако вызвали недоумение ОПХ, которое выплачивало ему денежные средства. Карл в 1829 г. разорвал отношения с ОПХ и отказался от помощи.

В это время Карла привлек сюжет из жизни Древнего Рима, а затем богатый промышленник А. Демидов предложил художнику написать картину по этому сюжету. Брюллов писал это произведение почти шесть лет. Произведение было своеобразным ответом живописца на вопросы, волновавшие тогда молодых художников. Он стремился примирить в своей работе классицизм и романтизм. Результат был ошеломительный – "Последний день Помпеи» ждал оглушительный триумф во всех странах Европы. Полотно экспонировалось в Париже и было награждено Большой золотой медалью. Затем, подарок Демидова императору, был выставлен в Академии художеств. Полотно Брюллова привлекло так много народа, что посмотреть на него выстраивались длинные очереди.

Брюллов покинул Италию по вызову Николая I, оставив свою любовь. Графиня Юлия Самойлова – русская красавица – о её романах слагали легенды. По их частой переписке видно, что это была страсть. Юлия была музой Брюллова, она, блистает на многих его картинах.

Россия встретила «Великого Карла», как стали называть его после этого триумфа, с ликованием. Приемы в его честь устраивались в самых знатных домах столицы и Москвы. Брюллов познакомился со многими лучшими представителями культуры и искусства. Теплая искренняя дружба связала его с М. Глинкой и Н. Кукольником. Но не все было так гладко... Пушкин писал: «Брюллов возвращается нехотя, боясь сырого климата и неволи». Нежелание возвращаться имело под собой серьёзные основания – Николай I, был взволнован настроениями, царившими в Европе, «закручивал гайки». Отношения императора и живописца были напряженными – Брюллов по натуре был слишком свободолюбив. Действительно, вызывает большое удивление – он не написал ни одного портрета русского монарха, под разными, часто надуманными предлогами, отказывался от подобных заказов, – на этот счет есть несколько сохранившихся воспоминаний его современников.

Художник приступил к созданию полотна «Осада Пскова С. Баторием», которое, как он говорил, очень скоро превратилось в «Досаду от Пскова». Он писал его восемь лет, а затем забросил. На запись в класс проф. Брюллова К. П. появилась огромная очередь. Его благодарными учениками были: Чистяков, Шевченко, Федотов, Ге.

Личная жизнь великого живописца не сложилась. Он полюбил Эмили Тимм, дочь градоначальника Риги. Она согласилась стать его женой, но перед свадьбой Эми призналась, что, уступила домогательствам отца и продолжает с ним интимные отношения. Однако молодые обвенчались. Но отец Эми принимал её замужество как прикрытие, чтобы продолжать эти отношения. Через пару месяцев брак был расторгнут. «Великий Карл» был ославлен. Сплетни не прекращались, его перестали принимать во многих столичных домах.

Художник часто болел, мучили проблемы с сердцем. В 1849 г. он покинул Россию, путешествуя по Европе, остановился на о. Мадейра. Через год Брюллов, посетил Испанию и оттуда переехал в любимый Рим. Он подружился с семьей Анджело Титтони, соратника Гарибальди по революционной борьбе.

11 июня 1852 г. К. П. Брюллов покинул этот мир в Манциане, расположенном недалеко от Рима, там были прописанные ему врачом минеральные воды... Утром ещё ничего не предвещало трагедии, но после обеда он неожиданно почувствовал удушье, и через три часа будучи до последнего вздоха в сознании, скончался.

Похоронен Карл Брюллов в Риме на кладбище Монте Тестаччо. Величайшему живописцу девятнадцатого столетия было всего пятьдесят два года.

Наталья Абдуллаева

Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 г., в Петербурге, в семье обрусевшего немца Брюлло. Отец был искусным скульптором-резчиком и писал интересные миниатюры.

Любовь к рисованию проявилась у Карла еще в детстве. Взрослым часто казалось, что карандаш является естественным продолжением руки “Карлуши”.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его приняли в столичную художественную Академию. В ее стенах Брюллов Карл Павлович провел двенадцать лет.

Начало творческого пути

Закончив обучение на “отлично”, молодой художник продемонстрировал свою независимость. Он отказался оставаться в стенах академии и в 1819 г. поселился в мастерской своего старшего брата, который был активным участником возведения Исаакиевского собора.

В это время Карл Павлович писал портреты на заказ. Основными его заказчиками были меценаты А. Дмитриев-Мамонов и П. Кикин. По их просьбе, Брюллов написал такие картины, как “Эдип и Антигона” и “Раскаяние Полиника”.

Эти картины пользовались огромным успехом. За них юного художника наградили четырехлетней пенсионной поездкой в Италию. Поездка состоялась летом 1822 г., и продлилась 12 лет – до 1834 г.

В Италии

В итальянских музеях Брюллов изучал живопись выдающихся художников прошлых лет. Больше всего его поразила “Афинская школа” Рафаэля . В течение 4 лет Брюллов работал над ее копией. Итоговый результат поразил не только “коллег по кисти”, но и критиков.

Творчество художника в эти годы было достаточно плодотворным. В 1827 г. была создана картина “Итальянский полдень”, в 1832 г. – “Вирсавия”.

Являясь выдающимся живописцем, Брюллов создал немало светских портретов. Одной из самых ярких портретных работ является “Всадница”.

Брюллов был признан при жизни. На Родину он вернулся уже будучи живым классиком.

Последние годы жизни

В 1843 г. Брюллов получил заказ на роспись в Исаакиевском соборе. Помимо этого, художник продолжал писать портреты. В 1851 г. Брюллов написал несколько портретов семейства Титтони.

Карл Павлович с юных лет был достаточно болезненным. В 1847 г. он “подхватил” тяжелейшую простуду. Заболевание дало осложнение на сердце. Одновременно страдая ревматизмом, художник провел в постели 7 лет.

Весной 1849 г., по настоянию врачей, Брюллов навсегда покинул Россию и отправился на о. Мадейра. Но лечение за границей облегчения не принесло.

В мае 1852 г. художник перебрался в Манциану. Брюллов ушел из жизни 11 (23) июня 1852 г. Его похоронили на римском кладбище для иностранных лиц, не являющихся приверженцами католической веры.

Другие варианты биографии

  • Изучая краткую биографию Карла Брюллова, следует знать, что, будучи признанным историческим живописцем, он не написал ни одной масштабной картины, базирующейся на русской истории.
  • Проведший большую часть времени за границей, живописец слабо разбирался в русских характерах и почти не знал русского народа.
  • Всю жизнь великий живописец страдал от глухоты. По некоторым данным, глухота была приобретенной. В детстве Карл воспитывался в строгости. Однажды чем-то сильно недовольный отец сильно ударил мальчика. В результате этого удара он оглох на левое ухо.
  • Брюллов любил работать над своими полотнами под монотонное чтение вслух. Ему было все равно, что читают, будь то бульварный роман, или газетная сводка.
  • Художник выступал с личным ходатайством об освобождении из крепостничества

Автопортрет

Художник Карл Брюллов – один из величайших художников России. И сегодня я решил начать серию публикаций о этом великом художнике, его жизни и его творчестве.

Биография, полотна художника, жизнь, творчество и великая любовь. Невозможно рассказать обо всём в нескольких словах и картинках. Тем более, что и творчество, и жизнь художника, как и любого человека, нельзя описать несколькими словами.

Сегодня я расскажу об основных вехах в жизни художника и о некоторых работах художника: история создания картины, сюжет и замысел художника.

Биография художника Карла Брюллова

Художник Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.

В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.

Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов.

Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.


Нарцисс, любующийся своим отражением

Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом. Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет.
Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».

Итальянское утро

В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.

Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный. В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.

В работах художника того периода нет теней и скорби.

В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.

Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).

В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).

В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев.
В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.

В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.

А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано.

Незадолго до своей смерти он сказал:

«Я не сделал и половины того, что мог и должен был сделать».

Картины художника Карла Брюллова

Бахчисарайский фонтан (1838-1849)


Бахчисарайский фонтан

Карл Брюллов был знаком с Пушкиным. Они часто встречались. После гибели поэта Брюллов изъявил желание участвовать в издание собрания сочинений великого поэта, рисовал эскизы фронтисписа.

В тот же период Брюллов начал работу и над картиной «Бахчисарайский фонтан». Художник выполнил огромное количество эскизов для того, чтобы найти будущую композицию картины, изучал положения тел персонажей, одежды восточных женщин. Брюллов хотел показать не драму чувств Заремы и Марии, а романтическую сторону жизни восточного гарема. Сонная лень, томное однообразие и безмятежность жизни красавиц. Как в пушкинских строках:

Беспечно ожидая хана
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне…

Итальянский полдень (1827)

Итальянский полдень

Эту картину Карл Брюллов написал по заказу петербургского «Общества поощрения художников». Это случилось после огромного успеха «Итальянского утра».

И Карл написал:

Героиня картины не отличается античными пропорциями и совсем не похожа на древнюю статую.

Брюллов показывает красоту реальной итальянской женщины.

И эта простая итальянка возмутила «Общество». Председатель Общества напомнил художнику, что целью искусства является изящное изображение натуры. А дама на полотне Брюллова «более приятных, нежели изящных соразмерностей».

Однако, Брюллов настоял на своем праве показывать красоту реальную, а не условную.
Для того, чтобы получить настоящую игру света и теней, художник писал картину в самом настоящем винограднике.

Согласитесь, что картина просто, и невероятно, прекрасна.

Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (1839)

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини

Графиня Юлия Павловна Самойлова – это особенная женщина в судьбе Брюллова. О истории их любви и дружбы отдельный пост - .

Она женщина-звезда, светская львица и «твоя рабыня». Красавица с дурным характером, своенравная, любящая и покорная. Действительно, невероятная женщина.

В 1939 году Самойлова приехала в Петербург в связи с тем, что необходимо было распорядиться огромным наследством, оставшимся от её деда графа Литта. Именно в этот период Брюллов и начал этот портрет. Художник говорил, что он хотел показать маскарад жизни. Там, за спиной Самойловой, за красным занавесом, гремит королевский бал и бьет фонтаном светская жизнь. А перед нами просто женщина, в королевском наряде, но без маски. Она сняла маску, которая нужна для мира лжи, где каждый стремиться отгородится от людей и выдать себя за кого-то, кем на самом деле не является.

И основная тема картины – торжество и красота сильной и независимой личности.

Всадница (1832)

Всадница

На этой известной картине изображены воспитанницы графини Самойловой. Слева – младшая Амация, а на коне – старшая Джованина.

Художник любил Самойлову, а девочки были частичкой мира, который окружал графиню. И Брюллов, любя графиню, не мог не любить девочек.

По замыслу художника «Всадница» - это большой портрет для украшения парадной залы во дворце Самойловой. Портрет заказала графиня. Она не один раз говорила, что хочет все стены завесить «его чудесами».

Художник показывает свой идеальный мир. И в этом мире бытие прекрасно. Тут и прелесть детства, и гордость юности. Всё это мы видим на лицах маленьких героинь. Столько чувств и эмоций вложил художник в эту работу, что повседневная бытовая сценка предстала перед зрителями преображенной, полной поэзии и феерии красок.

Турчанка (1837-1839)


Турчанка

Вернувшись в хмурый и дождливый Петербург, художник часто обращается к воспоминаниям о своих путешествиях по средиземноморью.

Воспоминания и фантазии. В альбоме художника очень много набросков, на которых изображены женщины в диковинных восточных нарядах. Можно сказать, что его волновала тема «турчанки» - женщины экзотической и загадочной.

В «полувосточные» наряды одеты дамы света на картинах Карла Брюллова. Существует достаточно много акварельных работ, в альбомах художника, на которых просматриваются черты современниц художника.

А эту турчанку художник написал с натурщицы. Дело в том, что кроме «Турчанки» есть ещё и «Одалиска». И главная героиня обеих картин одна и та же дама.

Брюллов очень тщательно писал лицо своей турчанки, которое украшает яркая огромная турецкая чалма.

Специалисты говорят о том, что именно «Турчанка» является особо женственной и близкой к натуре работой художника. У меня нет желания разбирать картину на атомы. Карл Брюллов – мастер. А его «Турчанка» просто прелестна. Без всяких если и высокохудожественных оценок.

Картины художника Карла Павловича Брюллова


Последний день Помпеи Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя Портрет А.М. Бек Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Смерть Инессы де Кастро Вирсавия Одалиска
Итальянка, ожидающая ребёнка, рассматривает рубашку
Сон молодой девушки перед рассветом
Мать, просыпающаяся от плача ребёнка
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852) - великий Карл - так еще при жизни величали современники живописца. Его имя ставилось в один ряд с именами лучших портретистов Фландрии. А император Николай I пришел в такое восхищение от одной из его работ, что пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Французские корни

В семье Брюлло была наследной: прадед, дед, отец - все состояли в цехе художников. Отец, академик и преподаватель, был первым учителем своих детей. Матушка будущего живописца имела девичью фамилию Шрёдер, происходя из обрусевшей немецкой семьи.

Годы учебы (1809 - 1821)

Двенадцать лет учился в Академии его в эти годы, благодаря уникальному таланту и серьезной домашней учебе, складывалась более чем благополучно: он резко выделялся среди однокашников. Образование базировалось на принципах классицизма. Последовательность обучения, ныне утерянная, была незыблема. К рисованию живой натуры приходили после ряда длительных этапов обучения: копирования оригиналов (натюрмортов и фигурных композиций), рисования с гипсовых слепков, потом - манекенов в драпировках «под людей».

Карл постоянно шел впереди своих сверстников. Юноша искренне любил классицизм, в котором реальное подчинялось идеальному, где не было места волнениям и суете мира. Но живая жизнь с ее политическими страстями и красота живой натуры вторгалась в мир идеалиста. И в своей первой картине «Нарцисс» (1819) он вышел за условные рамки, которые были заданы Академией. А за конкурсную картину, которую он выполнил, соблюдая все каноны, Брюллов получил золотую медаль.

Поездка в Италию

Недавно созданное Общество поощрения художников отправляет двух братьев, Карла и Александра, в Рим. Перед вами портрет Александра Брюллова в те годы.

Он был не только красив, но обладал большими способностями к рисованию и архитектуре. В Петербурге им построено здание и не только. Этот первый визит в страну, где вся атмосфера пропитана искусством и красотой, навсегда войдет в душу братьев. В это время по разрешению императора их фамилия русифицируется и теперь становится не Брюлло, а Брюллов. А пока, по дороге, Карл Брюллов, биография которого дарит ему встречи с готическим искусством и творчеством Тициана, поражается и восхищается ими. Но исподволь идеи романтизма, с которым русские еще не знакомы, начинают его волновать.

Флоренция и, наконец, Рим совершенно ошеломили и пленили начинающего художника. Более всего он восторгается Рафаэлем и Леонардо, но также и замечает, что в стране неспокойно. В ней зреет освободительное движение. Свобода - вот что влечет весь народ страны. Ни одну картину в это время Брюллов не может довести до конца - в голове никак не укладывается в стройную систему все, что он видит. Но зато делает около 120 портретов. Все его модели без исключения красивы. Например, «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824).

Уже в этой ранней работе виден и блестящий дар колориста, и мастерство, которое дала ему Академия. Этот интимный с которой художник дружил, сразу вызывает симпатию. В эти годы, став популярным живописцем, получая много заказов, Карл Брюллов, биография которого делает новый поворот, порывает с Обществом поощрения художников и начинает писать самостоятельные работы. Он свободен в выборе тем, он может создать новое произведение и продать его. Брюллов стал независимым человеком.

Парадный портрет (1832)

Это парный портрет-картина, который изображает Джованнину и Амацилию Паччини. Он известен как картина «Всадница». Итальянцы сразу заговорили о молодом русском живописце. Восторженные итальянские критики расхваливали в картине все - виртуозность, с которой она написана, нежную и богатую палитру. Их поразила естественная грация движений и поз, пластическая завершенность. Многие из них считали, что картина «Всадница» отмечена гениальностью.

Движения модели на вороном коне стремительны, но они уравновешены и торжественны благодаря композиционному построению. Фигура Джованнины, уверенно сидящей в дамском седле, находится в центре внимания художника, который покорен ее царственным величием, умением управиться с норовистым конем, который не может прийти в себя после прогулки и встает на дыбы. Вороной атласный конь и белая пышная воздушная юбка модели, которая ложится изящными складками, контрастны. Нежен и смел колорит одежды Джованнины и Амалиции, которая на балкончике с восхищением встречает грациозную всадницу.

Весь мир прекрасен под кистью мастера. Маленькая Амалиция призвана оттенить уверенность управления конем и спокойствие сестры. Амалиция смотрит на великолепную амазонку доверчиво, нежно, изумленно. Две маленькие собачки также встречают юную прелестную всадницу. На мохнатом песике ошейник с надписью «Самойлова», написанной латиницей. Очарование юности, ее отважную нежность и уверенность видим мы на этом портрете. Невозможно не поместить рядом портрет заказщицы Ю. Самойловой, которая всегда вдохновляла живописца.

Он поразителен и достоин наивысших похвал мастерства Брюллова.

Историческая картина

Параллельно с созданием небольших итальянских пейзажей Брюллов Карл, произведения которого сочетали в себе элементы классицизма, реализма и барокко, задумывает еще в 1827 году большое, грандиозное историческое полотно и в 1830 году приступает к его выполнению. Дело в том, художник посетил раскопки в Помпее. Он был ошеломлен той степенью, в которой сохранились остатки древнего города. Помпеи были живы, не хватало только торговцев в лавках, жителей, которые ходят по своим делам по улицам, отдыхают дома или сидят в кабачках.

Замысел картины «Последний день Помпеи» Брюллов Карл вынашивал три года. В это время он много читал письма очевидцев. Эстетика романтизма, которой теперь был наполнен художник, требовала достоверности. В некоторой степени на него повлияла и дружба с композитором Паччини, который написал оперу «Последний день Помпеи». Брюллов Карл слышал ее, и она тоже представила ему пищу для размышлений и фантазии. Кроме того, он, обожествлявший Рафаэля, вдохновлялся его многофигурными фресками в Ватикане. Пластика его персонажей, ритмика организации движения и разнообразная жестикуляция - это школа Рафаэля. Однако колорит, который он будет использовать, живописец подчерпнет в богатстве цвета Тициана. Он вырабатывает особый женский тип - сильный, крепкий, страстный и необыкновенно красивый. Его музой была графиня Ю. Самойлова, чей облик на картине он напишет три раза.

День катастрофы

Величие рокового мига отражено на полотне. Страшен этот последний черно-алый день.

Он весь охвачен пламенем пожаров, сыплющимся черным пеплом, грохотом зданий, которые рушатся, криками о помощи несчастных мечущихся людей, которым их боги не послали защиты. Да сами их боги падают, не выдерживая гнева земли и разбушевавшегося вулкана. На переднем плане мать обнимает двух дочерей и с ужасом видит, что защиты больше ждать неоткуда. Боги их рухнули. Рядом сыновья несут престарелого отца, а юноша поддерживает упавшую невесту. Дальше испуганный конь совершенно не хочет слушать своего всадника. Все находится в бурном движении. Лишь художник спокоен. Он хочет навсегда запомнить эти краски и движения. Творец - свидетель, в памяти которого останется кровавый конец этой ночи.

Фигуры просто скульптурны. Еще никто не верит, что это их последние роковые минуты. Но всеблагие боги призвали их на это высокое, жуткое зрелище. Люди выпьют полную чашу страданий, которые им послали. Брюллов облек в классическую форму переживания, которые испытывают люди на картине. Все оттенки их чувств, которые выразил художник - это уже чистый романтизм.

Успех в Италии был необычайно велик. А Париж не оценил этого произведения, но Россия с триумфом встретила это полотно. На него откликнулись и А. Пушкин и Е. Баратынский. Гоголь, Жуковский, Лермонтов, Белинский, Кюхельбекер - все высоко оценивают это произведение. И на выставку пошел народ - горожане, мастеровые, ремесленники, купцы. А император Николай I на личной аудиенции, которая состоится позже, увенчает голову живописца венком из лавра.

Возвращение на родину

После создания величественного полотна по требованию императора Николая I художник Карл Брюллов, посетив Грецию, Константинопль и Москву, вернулся в Петербург. Но дорогой он заболел, и возвращение растянулась почти на три года. В пути живописец много работал. Так он написал в 1835 году портрет вице-адмирала В.А. Корнилова, будущего героя Крымской войны.

Брюллов умел чувствовать характер своих моделей. Сейчас он интуитивно выбрал героическую личность. Так или иначе, в Москве он уже был в 1835 году. Там состоялось его личное знакомство с А.С. Пушкиным и В.А. Тропининым, нашим выдающимся портретистом, который вышел из крепостных. Два художника оценили таланты друг друга и крепко подружились.

В Петербурге (1836 - 1849)

В это время он преподавал в Академии и писал много портретов. Нам по его работам знакомы Н.В. Кукольник, В.А. Жуковский, И.А. Крылов - это все современники Карла Брюллова. Их портреты напишет художник. Сделает иллюстрацию к "Светлане" В.А. Жуковского. Больших исторических полотен не создаст больше Брюллов Карл. Произведения и достижения последнего периода жизни лежат в области портрета. Нестор Кукольник - человек, которого художник любил и считал своим близким другом, даже на портрете проявит свои не лучшие качества, так глубоко художник сумеет заглянуть в его внутренний мир.

Его модель соткана из противоречивости и рефлексий. Романтик Брюллов перенес на полотно атмосферу сомнений и разочарований - дух времени. Жизнеутверждающего праздничного Брюллова не стало. На портрете мы видим то, что сложно передать словами, это противоречивость, которая заложена в самом характере Кукольника. В нем и застенчивость, и развязность, и некоторый цинизм. Модель смотрит прямо на зрителя, но фигура согнута под тяжестью безвременья. От жизни его отгораживает стена. Композиция спокойна, лишь играющий рефлексами свет вносит динамику и напряженность.

Женитьба

В 1838 году Карл Павлович Брюллов познакомился и через год женился на Эмилии Тимм. Уже через месяц совместная жизнь супругов оказалась невозможной. Последовал длительный бракоразводный процесс. Карл Брюллов, биография которого так резко колебалась, был отвергнут обществом. Утешением для него стала встреча с которая приехала из Италии по делам, связанным с наследством. Для себя он пишет ее парадный портрет.

И вновь он видит идеал Женщины, достойной места на пьедестале. Карл Павлович Брюллов вновь, оживая, воспевает прекрасного человека. Мощь духа графини проявляется и во внешней монументальности колонн и драпировок, самой литой фигуры Самойловой, которая предстает перед зрителем, как прекрасная античная скульптура. Художник вновь видит перед собой красоту и духовную силу. В мире маскарада Самойлова сбросила маску и явила миру свободную личность.

Карл Брюллов: автопортрет (1848)

Работая над росписями Исаакиевского собора, который еще строился, Брюллов тяжело заболел. Он получил ревматизм, который дал осложнения на сердце. Ему был предписан постельный режим и полный покой. Общение сократилось до минимума - его посещали только врачи.

И вот уже немолодой художник, ему скоро пятьдесят, после болезни, когда он отлежал в одиночестве более полугода, смотрит на себя в зеркало с горьким разочарованием. Он слаб, об этом говорит его расслабленная поза, рука, на которой вздулись вены, висит недвижимо. Но покоя здесь нет. На картине подводится итог жизни. Брови сведены, складки и морщины между ними показывают обостренную работу мысли. Политические изменения, которые затронули страну, им пропущены, и художник, как думается ему, идет не по той дороге. Он безгранично устал, этот благородный и возвышенный человек. Высока сила его духа, которую он вынужден смирять. Все разочарования отражены в автопортрете. Он видел в зеркале не только себя, но все свое поколение.

Творчество Карла Брюллова

Последние годы жизни (1849 - 1852) по рекомендациям врачей Брюллов проведет за границей. Он лечится на острове Мадейра, затем переезжает в Италию. Он живет в семье соратника Гарибальди. Идеи борьбы за свободу подхвачены художником. Он снова, несмотря на сердечную недостаточность, много работает. Академические каноны отодвигаются в сторону. Воодушевление, которое охватило страну, проявляется в портрете Джульетты Титтони, которая изображена в латах. Это итальянская Жанна Д´Арк.

Художник создает галерею образов борющейся Италии. К нему вернулась вера в себя и свои силы. Но он не может знать, как мало ему отпущено времени. Пройдя длинный путь увлечения академизмом в юности, перейдя к романтическому восприятию мира и радостному воспеванию Красоты, а в поздние годы приблизившись к реализму, Карл Брюллов, кратко говоря, сделав для русского искусства необычайно много, особенно в области портрета, не успел раскрыть весь свой творческий потенциал.

Ему отказало сердце, и он скончался ночью в удушье. Русский гений похоронен в Италии, в маленьком местечке под Римом, на протестантском кладбище. В этот 1852 год Россия потеряла В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, лучшего ученика Брюллова П. Федотова.

По мере возможности в статье дано описание картин Карла Брюллова. Его творения говорят с нами ярким доступным языком. Войдите в мир, созданный живописцем, и вас заворожит любовь и красота, которую прославлял мастер.