А. В

Сегодня исполняется 64 года со дня смерти выдающегося русского и советского архитектора Алексея Щусева. Зодчий, который начал свой творческий путь с проектирования православных храмов, после Октябрьской революции счастливо избежал репрессий и стал одним из краеугольных камней в монолитной стене новой архитектуры. Портал "РИА Недвижимость" предлагает посмотреть на биографию Щусева в контексте его московских работ.

Стройка длиной в 30 лет

В Москву Алексей Щусев приехал в зрелом возрасте (ему было почти 40 лет), будучи уже известным архитектором. В то время его занимало исключительно религиозное зодчество. "Из нецерковных объектов он не строил ничего крупного до 1913 года", - отмечает историк архитектуры, член Docomomo Николай Васильев. Благодаря блестяще выполненным работам Щусев в 1901 году получил должность главного архитектора Святейшего Синода.

Неудивительно, что первым проектом Щусева в Белокаменной стала Марфо-Мариинская обитель милосердия, строительство которой финансировала из личных средств великая княгиня Елизавета Федоровна. Щусев предложил построить кубический храм с большой луковичной главой на высоком барабане, который напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален.

Успешно завершив строительство обители, в 1913 году Щусев взялся за свой самый амбициозный и многострадальный проект - новый комплекс Казанского вокзала. Он разработал проект в романтическом стиле русской версии модерна, в каком работал и ранее, при создании храмов. Центральный вход вокзала архитектор решил увенчать стилизацией башни княжны Сююмбике с гербами Казанского царства, расположенной в Казани, а еще одну, промежуточную башню украсить большими оригинальными часами со знаками зодиака. Циферблат этих часов расписывал сам Щусев.

Завершить строительство планировалось в 1916 году, однако Российская Империя сначала ввязалась в Первую мировую войну, а потом и вовсе прекратила свое существование, что самым печальным образом сказалось на финансировании проекта. Щусев, однако, не бросил свое детище и продолжал руководить строительством вокзала в течение почти 30 лет. "Проект был очень важен для Щусева. Все 10-20-е годы он подписывался именно как "Алексей Щусев, архитектор-производитель работ на Казанском вокзале", - рассказывает Васильев. Архитектор покинул стройку лишь в 1940 году, так и не реализовав ряд своих идей.

В зените славы

После Октябрьской революции 1917 года церковные зодчие стали не слишком востребованы, однако Щусев не остался без работы. "Он мог приспособиться и выдавать достаточно качественный продукт в любом стиле. Начав с русской версии модерна, архитектор начал работать в ар-деко и конструктивизме, а потом в сталинском ампире", - отмечает Васильев.

Слава хорошего организатора стройки принесла Щусеву самый главный заказ его жизни - . Архитектору дали всего три дня для создания склепа для Владимира Ленина, который скончался 21 января 1924 года, с чем тот успешно справился. Первый, временный мавзолей был сделан из дерева и имел форму куба, увенчанного трехступенчатой пирамидой. Честь делать следующие два варианта усыпальницы, в том числе и тот, который сейчас украшает Красную площадью, также досталась Щусеву.

В 20-30-х годах Щусев, который становится одним из главных архитекторов Советского Союза, проектирует в Москве ряд общественно-значимых объектов, таких как здание Центрального телеграфа на Тверской улице , здание Механического института на Большой Садовой улице, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.

Среди них выделяется блестящий проект здания Наркомзема, расположенный в Орликовом переулке. Здание было построено в 1928-33 годах, сейчас в нем размещается министерство сельского хозяйства.

Известный антисоветскими настроениями

На протяжении карьеры в СССР Щусева мало касались политические реалии - его защищала слава создателя Мавзолея. Даже период большой чистки бывший церковный зодчий пережил спокойно, за исключением инцидента с гостиницей "Москва".

В начале 30-х годов власти Москвы объявили конкурс на архитектурный проект новой гостиницы у стен Кремля. "Его выиграли молодые архитекторы-конструктивисты Савельев и Стапран. Отсутствие у них опыта привело к затягиванию реализации проекта, и тогда они позвали Щусева организовывать им стройку", - рассказывает Васильев. Маститый архитектор не стал ограничиваться лишь технической частью и начал править архитектуру здания.

Молодые специалисты почувствовали себя задвинутыми и обойденными. В августе 1937 года они написали открытое письмо в газету "Правду", где в лучших традициях советского доноса прошлись по биографии оппонента. "Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями. Характерно, что ближайшими к нему людьми были темные личности вроде Лузана, Александрова и Шухаева, ныне арестованные органами НКВД ", - говорилось в статье. Щусева убрали со стройки до выяснения всех обстоятельств, а заодно и задним числом исключили из Союза архитекторов, так что зодчий остался совсем без работы.

Пока архитектор маялся бездельем, арестовали художника Михаила Нестерова, который расписывал Марфо-Мариинскую обитель. "Существует история, что Щусев пошел ходатайствовать за старого друга к новому наркому Лаврентию Берии", - рассказывает Васильев. "Мы Вас, товарищ Щусев, очень уважаем", - сказал Щусеву Берия, обладатель диплома техника строителя-архитектора. - "У меня над столом всегда висела картинка вашего Казанского вокзала, как мы можем Вам не доверять". Договорились, что Нестерова отпустят, и он действительно вышел на свободу после двух недель к Бутырской тюрьме.

В ходе беседы нарком поинтересовался, как обстоят дела у самого товарища Щусева. Товарищ Щусев не стал скрывать, что из-за происков молодых архитекторов уже год сидит без работы. "Вы не беспокойтесь", - сказал ему Берия. В 1938 году Щусев вернулся на стройку "Москвы" в качестве главного автора, а Савельеву и Стапрану, которые к тому времени построили одну из выходящих на площадь Революции башен гостиницы в духе конструктивизма, пришлось покинуть проект. Последнюю башню Щусев достроил в соответствии со своими эскизами, из-за чего возникла знаменитая асимметричность фасада гостиницы.

Последние работы

Алексей Викторович Щусев скончался 24 мая 1949 года. В свои последние годы он продолжал плодотворно работать, и часть его проектов достроили уже после смерти архитектора.

Среди них - реконструкция дома НКВД на Лубянской площади. В 1919 году два здания, принадлежавшее в XIX веке страховому обществу "Россия", заселили сотрудники Центрального аппарата ВЧК, благодаря чему слово "Лубянка" стало нарицательным. В 1939 году Лаврентий Берия захотел обновить и расширить дом. Проект поручили Щусеву, который принял решение объединить два здания. Чертежи утвердил лично Берия, но реализации этих замыслов помешала война. Окончательную реконструкцию здания столичные власти завершили лишь в 1983 году.

Зимой 1929 года известный русский архитектор Алексей Щусев и не менее известный историк и археолог Фредерик Поульсен обсуждали задачу государственной важности – форму какой из погребальных языческих пирамид придать мавзолею вождя мирового пролетариата. Историки и по сей день не могут прийти к единому мнению о том, что за сооружение возвышается в самом сердце Москвы.

По одной из версий, Щусев построил православный храм-часовню, символизирующий образ горы Голгофы. По другой, дерзкий архитектор возвел у стен Кремля копию ступенчатой пирамиды фараона Джосера и гробницы Кира Великого. Впрочем, иные видят в мавзолее шумерские зиккураты или же сооружения древних ацтеков. Щусев всегда радел за сохранение исторического наследия России. Почему же именно форма языческой пирамиды показалась ему наиболее оптимальной для древней площади древнего русского города?Об этом читайте в специальном сюжете телеканала "Москва Доверие".

Молодое дарование

Алексей Викторович Щусев родился в 1873 году в Кишиневе в семье надворного советника. В 18 лет поступил в Петербургскую академию художеств, где его наставниками были Бенуа и Репин.

"Конечно, Щусев был невероятно одаренный и счастливой судьбы человек. И судьба дала ему не только талант, но и множество шансов воплощения этого таланта, достижения какого-то профессионального и социального успеха. И надо сказать, что, наверное, Щусев не упустил ни одного шанса. Он все-таки был человек результата", - считает директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Ирина Коробьина.

Щусев был талантлив во всем. В частности, помимо несомненного художественного дарования, природа наградила его редким обаянием и напористостью.

Однажды студент третьего курса Академии художеств узнал из газет о смерти генерала Шубина-Поздеева. И буквально через несколько дней, не имея за душой ни писем, ни рекомендаций, заявился к генеральской вдове с готовым эскизом надгробия. Пораженная и самим проектом, и обезоруживающей самоуверенностью двадцатилетнего архитектора генеральша согласилась.

"Действительно, молодым мальчиком он убедил свою первую заказчицу. И, очевидно, она еще не очень понимала, что хочет, а он это почувствовал и ей объяснил. Я думаю, что только так", - говорит Ирина Коробьина.

Так на кладбище Александро-Невской Лавры появилось первое творение Щусева – солидный памятник из кованого железа. Его автор вскоре заканчивает Академию художеств и начинает пробовать силы в архитектурной мастерской при Святейшем Синоде – он проектирует иконостасы и церкви.

"Первая его самостоятельная работа после того, как он отучился, – это иконостас собора Киево-Печерской Лавры. Ничего себе заказ для начинающего мастера!" - считает архитектор-реставратор Александр Можаев.

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Фото: wikipedia.org/Arssenev

Заказы множатся. Щусев восстанавливает уникальную церковь XII века в древнем Овруче, проектирует храм преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле.

Появляются клиенты и в Москве. В 1909 году Великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова павшего от рук террористов четырьмя годами ранее генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича, распродав все свои драгоценности, покупает в центре города усадьбу – четыре дома и сад.

Так на Большой Ордынке появилась Марфо-Мариинская обитель милосердия – монастырь, благотворительное и медицинское учреждение. "Белым ангелом Москвы" называли эту обитель горожане.

Больница, амбулатория, бесплатная аптека и столовая, приют для девочек-сирот. Не хватало лишь главного – храма. Проект собора, который решено было освятить в честь Покрова Пресвятой Богородицы, поручили молодому, но уже известному архитектору.

Строитель храмов

Щусев построил храм в стиле, названном современниками неорусским. Настенной росписью Покровского собора занимался великий русский художник Михаил Нестеров.

"Конечно, до реставрации он представлял совершенно другую картину: были перегородки высокие, окна были завешены, поломаны решетки, оконные переплеты. Потрудиться здесь пришлось очень много, открыть и отреставрировать подлинные полы, которые помнят шаги Елизаветы Федоровны и других представителей царской семьи. Первое, что бросается в глаза, эта композиция с Христом и притекающим к нему людом. Вот как говорят искусствоведы, в белых одеждах с раненным солдатом изображена сама Елизавета Федоровна, она ведет раненного солдата к Христу", - утверждает архитектор-реставратор Сергей Демидов.

"Лавки по периметру собора предназначались для больных и убогих – ведь именно для них и строилась обитель. Долгие годы скамьи считались утерянными, но когда реставраторы вскрыли полы, под ними обнаружились заботливо спрятанные и каменные основания лавок, и даже центральное паникадило.

"Нашли центральный образ этого паникадила с херувимами, с декоративными накладками, которые во время закрытия храма какая-то добрая душа сняла, свернула рулончиком, все это дело было спрессовано, и положили под пол. Это пролежало 60-70 лет и дожидалось своего часа. И дождалось", - рассказывает Сергей Демидов.

Даже подземелья Покровского храма были спроектированы Щусевым по принципу древнерусских соборов. Великая княгиня предполагала, что это место, так называемая крипта, в положенный срок станет ее усыпальницей.

"И для этих целей по ее желанию Щусевым был спроектирован аркосолий, где должна была находиться могилка Елизаветы Федоровны", - говорит Демидов.

Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители. Фото: wikipedia.org/Ludvig14

Но судьба распорядилась иначе. Елизавета в 1918 году вместе с другими членами императорской фамилии была расстреляна в маленькой уральском городке Алапаевске. Позднее ее останки перевезли на святую землю.

"Волею судеб тело ее сейчас находится в Иерусалиме в Горненском монастыре, а здесь, в этой резной деревянной раке, находится ткань, в которую было завернуто тело Елизаветы Федоровны при перевозке из Алапаевска в Иерусалим", - объясняет архитектор-реставратор Сергей Демидов.

Обитель милосердия в том же 1918-м закрыли. В храме Покрова обосновался кинотеатр, а затем реставрационные мастерские Игоря Грабаря, благодаря которому, собственно, и уникальный храм, и всю обитель удалось сохранить в почти первозданном виде.

"Я помню свое впечатление еще юности, когда, будучи студенткой, я шла по Ордынке и просто ахнула. Посмотрела сквозь забор и была поражена этой архитектурой – этот необычный совершенно храм белый с огромной главой. То есть новаторская архитектура Щусева просто поражала и современников, не оставляет никого равнодушным и сейчас", - утверждает главный архитектор "Моспроект-2" им. М.В. Посохина Людмила Тудоси.

Еще одно скрытое от людских глаз помещение Покровского собора – подземный храм во имя Архангела Михаила – великая княгиня построила для себя, чтобы молиться в уединении.

И сегодня эта традиция свято соблюдается. В подземном храме молятся настоятельницы Марфо-Мариинской обители, которая в середине 90-х вновь стала "белым ангелом Москвы". Здесь снова кормят и лечат неимущих, а в монастырском приюте по-прежнему заботятся о девочка-сиротах.

Зодчий государев

Храм-памятник на Куликовом поле и Покровский собор в Марфо-Мариинской обители делают Алексея Щусева знаменитым. В 1910 году 37-летнему архитектору присваивают звание академика.

Год спустя он получает крупнейший государев заказ – восточные ворота Москвы – Казанский вокзал. Правление дороги выделяет на строительство баснословную сумму – 3 миллиона золотых рублей. На подготовку ушло более двух лет.

В середине 1913 года Щусев представил в Министерство путей сообщения детальный проект, который венчала многоступенчатая конструкция, воспроизводящая башню Сююмбике, входящую в ансамбль Казанского кремля. На ее шпиле мифический змей Зилант – символ древней Казани.

"Архитектор пытался соединить мотивы восточного зодчества и древнерусского, и как бы он сравнивал свою работу, хотел достичь того же, что, может быть, Мусоргский достигал в опере "Шехерезада", то есть сочетание этой красочности", - считает Людмила Тудоси.

Казанский вокзал. Фото: ИТАР-ТАСС

Строительство вокзала продолжалось до 1940 года с понятными перерывами на революцию и Гражданскую войну. До наших дней от первоначального щусевского проекта дошло немногое, но то, что уцелело, поражает красотой и размахом.

"Для зала, который долгое время использовался для ресторана, первые эскизы Щусев, как бы прорисовки, делал сам, а к оформлению интерьеров привлек таких замечательных художников, как Репин, Серебрякова, Бенуа, Лансере. Их эскизы были утверждены правлением дороги, но ввиду перечисленных обстоятельств – война, революция – они не были осуществлены. Оформление зала уже относится к началу 30-х годов", - рассказывает Тудоси.

Сегодня в зале бывшего ресторана располагается VIP-зал Казанского вокзала. Здесь полным ходом идут реставрационные работы. Сохранились и светильники, изготовленные по эскизам Щусева, знаменитая лепнина и уникальные для того времени большепролетные арки на теплом перроне.

Однажды Щусев заметил: "Каждый архитектор должен надеяться на то, что ему удастся хотя бы раз в жизни сделать не только удачный проект, но и осуществить его в натуре в полной мере и во всю силу своего таланта". Такой творческой удачей он считал Казанский вокзал.

"Эта сказка, этот символ – символ и Москвы, и Казани, как бы символ всего нашего народа, то есть это очень важная веха в архитектуре Москвы", - говорит Людмила Тудоси.

На волне революции

Октябрь 1917 года. В России, ломая устои и судьбы, бушует революция, идут конфискации и аресты, русская аристократия спешно покидает страну. Как ни странно, богатый и известный Щусев остается.

Новая власть закрывает Марфо-Мариинскую обитель, замораживает стройку Казанского вокзала. Однако их создатель чувствует себя неплохо. Более того, уже в 1918 году по заданию советского правительства он приступает к проекту перепланировки Москвы.

Его основные тезисы – и Кремль, и весь исторический центр города должны быть сохранены, равно как и живописная асимметричность улиц. Городу предстоит развиваться концентрическими окружностями, которые будут рассекать вылетные радиусы. Частные сады следует соединять и превращать в парки и общественные скверы.

"Для огромного числа проблем современной Москвы, с которыми неизвестно, как выкручиваться, уже там было решение, как всего этого избежать", - утверждает архитектор-реставратор Александр Можаев.

Например, все правительственные учреждения Щусев предложил перенести из Кремля на Ленинградский проспект, тогда еще, разумеется, называвшимся Петербургским, а Кремль и прилегающие к нему все исторические постройки сделать музеем.

"Генплан не получил развития в 1923 году, хотя он был весь досконально разработан. Я думаю, потому что он хотел все-таки сохранить Москву, а это, наверное, не приветствовалось", - считает архитектор, профессор МААМ Марианна Евстратова.

Неудовольствие властей проектом "Новая Москва" могло бы доставить Алексею Викторовичу много серьезных проблем, но тут в дело вмешалась судьба. В январе 1924 года умер Ленин.

Храм коммунистического бога

Президиум ЦИК СССР постановил: захоронить вождя мировой революции у Кремлевской стены, а над могилой соорудить доступный для посещения временный склеп.

В ночь с 23-го на 24 января Щусева срочно вызвали в Кремль. Задача формулировалась просто и понятно – в считанные дни поставить на Красной площади временный мавзолей, чтобы потрясенный безвременной кончиной народ мог проститься с любимым вождем.

Трудно сказать, как знаменитый архитектор относился к вождю мирового пролетариата, но отказаться от государственного заказа такого масштаба он, разумеется, не мог.

"Щусев великолепно понимал, что жить в стране и работать творчески он может только в том случае, если он хорошо реализует проект государственной важности", - утверждает историк Ольга Баркова.

Деревянный мавзолей на рисунке Исаака Бродского

Щусев вышел из Троицких ворот и медленно пошел вдоль Кремлевской стены. О чем он думал в этот момент? Да, революция повернула жизнь страны в другое русло, но для него, по сути, ничего не изменилось. Ему снова поручено строительство храма, просто для иного бога.

"Нужна была какая-то идея бога, которым для многих тысяч населения был Ленин. А где еще можно было оставить останки вождя? Только на Красной площади. Мавзолей в данном случае являлся этим новым местом поклонения тысяч населения, которые должны приезжать и отдавать почести и уважение вождю", - объясняет Ольга Баркова.

Возведенный за четыре дня первый вариант мавзолея выглядел как куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Его пришлось довольно скоро снести, так как при строительстве повредили канализационный коллектор, и вокруг деревянного мавзолея распространялся пренеприятный запах. Даже Патриарх Тихон не удержался от едкого комментария: "По мощам и елей".

Любопытно, что до сих пор не обнаружен ни один документ, фиксирующий, кому конкретно пришла в голову идея выставить тело вождя на всеобщее обозрение. Ближайшее окружение вождя – Крупская, семья Ульяновых, его сподвижник Лев Троцкий – были категорически против как бальзамирования, так и мавзолея, и предлагали похоронить вождя так, как он и хотел, на Волковом кладбище рядом с могилой матери. Крупская даже опубликовала 30 января 1924 года прочувствованную статью в "Правде".

"Она написала: "Если вы хотите оставить доброе имя Владимира Ильича потомкам, пожалуйста, постройте детские сады, школы, ясли – это будет лучшей памятью об Ильиче". Известно, что Троцкий выступил категорически против и назвал это событие безумием", - утверждает историк Баркова.

Однако уже 4 февраля председатель похоронной комиссии Дзержинский дает указание биохимику Збарскому и паталогоанатому Воробьеву разработать технологию бальзамирования.

Зиккурат с советским вождем

Как только рецепт бальзамической жидкости был найден, Щусев приступил к созданию проекта нового мавзолея. Второй мавзолей был все той же деревянной пирамидой, но более представительной.

По бокам основной конструкции смонтировали трибуны, тело вождя было помещено в саркофаг. Но дерево не вечно. Вскоре правительство объявляет всероссийский конкурс на создание постоянного мавзолея из камня. В Москву со всей страны полетели проекты.

"Маяковский, говорят, требовал вообще башню до неба ставить. Шехтель предлагал пирамиду. Там были и шары, и болты, и серпы с молотами. Слава богу, что мы всего этого избежали", - рассказывает Александр Можаев.

Именно тогда археолог Поульсен, специально прибывший в Москву, предоставил Щусеву чертежи египетских пирамид, персидских гробниц, пергамского алтаря и даже зиккуратов – храмовых построек древних шумеров. В конечном итоге получилось нечто среднее. Именно этот проект и победил в конкурсе.

Мавзолей Ленина на Красной площади. Фото: ИТАР-ТАСС

"В данном случае Щусев решал задачу организации этого сакрального пространства бессмертия. И когда мы приходим в Мавзолей, пространство организовано таким образом, что нам кажется, что это центр вселенной", - считает Ирина Коробьина.

Для многих Мавзолей и сегодня остается центром мироздания. И очередь желающих увидеть тело вождя неспешной рекой из года в год течет по Красной площади.

Наперекор строителям коммунизма

Как бы то ни было, с момента завершения строительства мавзолея Ленина в жизни Алексея Щусева начинается новый этап. Теперь он - официально признанный главный зодчий Страны Советов, а значит, может позволить себе многое, почти все.

Например, демонстративно не вступать в КПСС, носить на пальце массивный бриллиантовый перстень, с удовольствием говорить о прошлом и не стесняться в эпитетах в адрес советских порядков.

Щусев открыто помогал бедствующим аристократам и своим коллегам по цеху. Так, например, он добился строительства нескольких мостов, обеспечив тем самым работой большую группу инженеров и архитекторов.

Одним из них был его брат Павел. Вместе братья Щусевы соединили берега Москвы-реки вот этим всем нам знакомым мостом, который впоследствии был назван Москворецким.

В 30-е годы Щусев возглавил одну из самых известных в столице архитектурных мастерских. Отбоя от заказов не было, это было время поиска новых, авангардных архитектурных форм и решений.

"В это пятилетие, с 1925-го по 1930 год, был всплеск всех гениальных архитекторов конструктивистских. Когда Сталин набрал уже обороты, появились эти мощные здания. Но Щусев умудрялся и тогда строить все равно так, как ему подсказывал его талант", - рассказывает Марианна Евстратова.

Дань конструктивизму Щусев тоже отдал. Самый яркий его образец – здание на углу Садово-Спасской и Орликова переулка.

"Здание Наркомзема – один из самых ярких примеров таланта Щусева и умения его работать в стилях применительно к ХХ веку. Посмотрите на этот стакан, это закругление, как сделано ленточное остекление. В данном случае ему безоговорочно повезло, потому что он делался для министерства и по сей день (скоро век уже) у этого дома один хозяин", - говорит профессор МАРХИ Юрий Волчок.

Асимметричная гостиница

В 1937 году Щусева привлекли к строительству первого советского пятизвездочного отеля. Первоначально над проектом гостиницы "Москва", которую было решено возвести на месте старого "Гранд-отеля" на Манежной площади, работали молодые архитекторы Савельев и Стапран.

По сути, именно они построили прекрасное здание в стиле конструктивизма. Но от главной гостиницы страны ждали несколько иного: имперского размаха и пафоса. Фасад и интерьеры поручили воплотить академику Щусеву.

"Впервые я оказался в этом здании, когда мне было 12 лет. Отец поехал в командировку в Москву и, это было время школьных каникул, взял меня с собой. Тогда это меня потрясло своим величием. Размеры, очевидная толщина стен, блеск гранита, огромные пространства внутри, огромные холлы, люстры – все это потрясало детское воображение. И вы знаете, так для меня и осталась гостиница "Москва" символом советской империи", - рассказывает экс-депутат Государственной Думы РФ Петр Шелищ.

Гостиница "Москва". Фото: ИТАР-ТАСС

Впрочем, это здание знаменито не только исполинскими размерами и декором в стиле неоклассицизма, но и своей абсолютно неклассической асимметрией. Есть легенда, что два проекта гостиницы, выполненные на одном чертеже и разделенные вертикальной чертой, были поданы на утверждение лично Сталину, и что вождь, недолго думая, расписался ровно посередине. Так, мол, и построили.

"Всех смущает, почему дом асимметричный. Да потому что делал его профессионал. Смотрите, дом стоит не совсем по красной линии, он развернут по оси Тверской, он как бы к ней обращается. То есть, соответственно, понятно, что этот угол решен более дробно, более детально, более внимательно к пешеходу. А тот, который выходит к музею, он более канонический. Плюс, почему он еще такой? Это было абсолютно в характере московской архитектуры. То, что на этом месте стояло раньше, если это крепко, если это выносливо и может работать, надо включать в тело нового здания. Поэтому толстые стены "Гранд-отеля", который стоял по правому от нас фасаду, они, конечно, включены в дом, поэтому он шире, там толстая стена", - объясняет Юрий Волчок.

Новое здание, возведенное на месте прежнего, разобранного до основания, лишь на первый взгляд напоминает изначальный щусевский проект. Трудно сказать, что помешало московским властям сохранить этот уникальный архитектурный памятник сталинской эпохи. Неужели в столице катастрофически не хватает торговых точек?

"Когда я стал депутатом, то пришлось прожить в этой гостинице примерно полтора года. Но все же, каждый раз входя в вестибюль, я как-то внутренне замираю. Это величие впечатляло, излучаемое всем ее декором", - утверждает Петр Шелищ.

"Он внутри был устроен таким образом, что притягивал к себе людей. Это знаменитое кафе "Огни Москвы" – потрясающий в итальянском стиле променад на крыше. Я помню, что мы в молодые годы имели возможность там бывать в летние вечерние часы… Представляете, какой это вид на Москву!", - рассказывает Юрий Волчок.

"Огни Москвы" – самое романтичное, обожаемое всеми москвичами и гостями столицы кафе, расположенное под самой крышей гостиницы. Там назначались самые трепетные, судьбоносные свидания за бокалом шампанского, разумеется, "Советского".

Удар исподтишка

30 августа 1937 года в "Правде" под рубрикой "Письма в редакцию" появилась публикация под названием "Жизнь и деятельность архитектора Щусева". Авторы точно знали, куда бить.

"Являясь несомненным мастером в прошлом, архитектор Щусев пошел по скользкому пути беспринципности в архитектуре. В его проектах и стройках нет идейности, принципиальности и подлинного творчества". Письмо подписали Савельев и Страпан, те самые молодые архитекторы, которые посчитали, что Щусев попросту украл их проект.

А.В. Щусев. Фото: ИТАР-ТАСС

"Довольно грязная история, на мой взгляд. Когда я первый раз увидела эти документы, мне показалось, что это мелкая зависть к крупному мастеру, к безусловному лидеру", - говорит Ирина Коробьина.

В 1937-м подобная публикация была гарантированной путевкой на лесоповал, а то и расстрел. Однако ничего подобного с Алексеем Викторовичем Щусевым не случилось.

Скорее всего, НКВД покуситься на создателя Мавзолея все же не решился, но совсем уж без последствий статья в "Правде" тоже не могла. Щусева исключают из Союза архитекторов. Разгромные публикации в прессе следуют одна за другой. Тучи над головой академика явно сгущаются.

И в этот момент новая беда – арестован Михаил Нестеров, художник, вместе с которым Щусев когда-то создавал Покровский собор в Марфо-Мариинской обители. Весть об аресте старого художника потрясла опального академика. Всю ночь он метался по кабинету. Даже очень уверенный в себе человек не мог не понимать: он следующий.

Утром Алексей Щусев отправился на прием к Лаврентию Берии, недавно назначенному первым заместителем министра внутренних дел. Не для того чтобы каяться, он решил заступиться за друга, великого художника.

Берия оценил смелость архитектора. Нестерова выпустили, а Щусев получил новый государственный заказ. Его мастерской поручили реконструкцию здания НКВД на Лубянке.

"Я думаю, что он вызывал уважение у властей, поскольку они понимали, что он решает поставленные перед ним задачи, решает крупно, решает лучше, наверное, чем все остальные и при этом не поступается принципами. Это всегда вызывает уважение", - считает Ирина Коробьина.

Это наверняка так, но была и другая причина. В те годы Москва меняла облик. На смену всем прочим стилям приходила величественная монументальная архитектура, ставшая символом советской империи. И Щусев был одним из ее создателей.

"Причем он очень многим помогал, поскольку он строил Лубянку и не боялся никого, в общем-то. Он очень многих спас. Из мастерской очень много архитекторов арестовывали, он добивался их освобождения", - рассказывает Марианна Евстратова.

"Здание НКВД и потом КГБ очень хорошо нарисованы, этот великолепный вариант в сталинском стиле итальянского ренессанса очень хорошо сделан", - говорит Михаил Филиппов.

Музей архитектуры имени себя

После войны Щусев, не покладая рук, работал над восстановлением древних русских городов и параллельно приступил к осуществлению главной мечты своей жизни – созданию музея архитектуры.

"Музей архитектуры имени Щусева - это старинная московская усадьба, которая в результате сложной ее судьбы, в конце концов, стала музеем имени Алексея Викторовича", - рассказывает заместитель директора Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Чепкунова.

Эта огромная усадьба на Воздвиженке имеет богатейшую историю. В XVII веке подворье боярина Милославского передали Аптекарскому приказу. Затем строение перешло к известному дипломату петровских времен Василию Долгорукому.

От него - к грузинскому царевичу Георгию Багратиони, у которого его выкупил царедворец Екатерины Второй, тайный советник Александр Талызин. Москва, никогда не любившая адресов, так и называла это место – дом Талызина.

Музей им. А.В. Щусева. Фото: сайт

"Усадьба много раз перестраивалась и в ХХ веке. Здесь, например, была приемная ВСНХ, здесь сидел Молотов, сидел Сталин, сюда приезжал Ленин. Но в начале 30-х годов главное здание полностью было отдано под общежитие", - объясняет Ирина Чепкунова.

Расселив общежитие сотрудников НКВД, Щусев приступил к реконструкции усадьбы. При этом он не просто создавал музей, ему удалось объединить под его крышей практически всех опальных архитекторов Москвы.

"Он давал им работу, он давал им жизнь, он давал им возможность мыслить, заниматься любимым делом, и здесь была потрясающая атмосфера творческая, интеллектуальная в Музее архитектуры при жизни Щусева", - утверждает Ирина Коробьина.

Такая же атмосфера сохранилась в музее и по сей день. В бывшем каретном сарае дома Талызина сменяют друг друга выставки.

"К выставочному залу нашего музея, который называется "Руина", мы относимся как к такой экспериментальной площадке, где можно выставлять любые проекты. И надо сказать, что этот зал пользуется огромной популярностью у нас, потому что здесь очень интересное пространство и здесь любят выставляться", - рассказывает Ирина Чепкунова.

Сохранилась и трапезная Аптекарского приказа. Здесь тоже проходят выставки. Например, здесь представлена коллекция деревянной скульптуры из русских разрушенных храмов.

Фигуры выглядят слегка необычно, поскольку когда-то были установлены на иконостасах, и люди смотрели на них снизу вверх. Директорский кабинет – тоже часть Музея архитектуры, ведь Щусев проектировал его для себя.

"Да, он сидел в этом кабинете, это кабинет Щусева. Это кабинет вообще всех директоров", - говорит Ирина Коробьина.

Но обжиться в директорском кресле Щусев практически не успел. "Он успел умереть до того, как музей открылся для людей на улице Коминтерна, на Воздвиженке, в усадьбе Талызиных", - объясняет Коробьина.

Последние творения архитектора-гения

Последней работой великого зодчего стала станция метро "Комсомольская" Кольцевой линии. Только что окончилась война, страна ликует. И 75-летний архитектор строит свой последний храм – храм Победы глубоко под землей. Щусев успел нарисовать лишь эскизы, часть из них сохранилась в доме его соавтора, архитектора Алисы Заболотной.

"В один прекрасный момент - мама мне рассказывала - она сидит и что-то рисует, какие-то детали, он к ней подходит сзади и говорит: "Все, все уходят, я буду работать только с Алисой". В результате они вдвоем работали над этим проектом", - утверждает Марианна Евстратова.

Алексей Викторович Щусев умер в 1949 году. За полвека творческой биографии им самим и при его деятельном участии было возведено более 40 объектов в разных городах СССР. Но историки архитектуры уверены, что самыми важными и самыми выдающимися его проектами все-таки были храмы.

"Есть гении национальные, они у каждой страны свои. Вот Щусев для нас – это национальный гений, он важен именно для России. Среди исследователей вообще существует такое мнение, что работы Щусева дореволюционные – он построил много церквей – именно эти работы лучшие в его творчестве", - считает Ирина Чепкунова.

А для обывателей главной работой Щусева был и остается мавзолей Ленина, для кого-то – храм божества новой эпохи, для иных – чуть ли не алтарь сатанинских месс, форма которого позаимствована то ли у древних шумеров, то ли у кровожадных ацтеков. Разговоры о его ликвидации идут уже 20 с лишним лет, а он как стоял, так и стоит. И государство тратит на его содержание около 2 миллионов долларов в год.

Станция метро "Комсомольская". Фото: ИТАР-ТАСС

"Уже надо успокоиться и относиться к Красной площади не как к символу бесконечно меняющейся государственной идеологии, а просто понять, что это музейное пространство совершенно гениальное, и так жить", - считает Александр Можаев.

Д о революции 1917 года архитектор Алексей Щусев рисовал иконостасы и строил церкви, а в советские годы возвел Мавзолей Ленина и здание НКВД. Архитектор не придерживался единого стиля и умел откликаться на запросы современности. В 1945 году Алексей Щусев стал первым директором Музея архитектуры, который стал отражением истории зодчества в России.

Заграничная учеба молодого архитектора

Михаил Нестеров. Портрет архитектора А.В. Щусева. 1941. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Щусев в мастерской проектирования здания Казанского вокзала. 1914. Фотография: tretyakovgallerymagazine.com

Алексей Щусев. Фотография: mmsk.ru

Жить приходилось впроголодь, денег хватало только на учебу. Чтобы иметь средства к существованию, Щусев начал подрабатывать. Заказы находил сам либо у знакомых, либо в газетных объявлениях. В 1895 году из газеты Щусев узнал о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева и сразу подготовил эскиз надгробия - небольшую квадратную часовню под шатром. Без приглашения и рекомендаций он пришел к вдове с готовым наброском и сумел ее убедить отдать заказ именно ему. Часовню возвели на кладбище Александро-Невской лавры . А о Щусеве заговорили как о талантливом архитекторе.

В 1896 году Алексей Щусев закончил Академию художеств. За дипломную работу «Барская усадьба» зодчий получил Большую золотую медаль и право поехать за границу за государственный счет. Зимой 1897 года Щусев в составе Археологической комиссии отправился в Узбекистан. Вместе с учеными под руководством профессора Николая Веселовского он снимал кальки с многочисленных орнаментов и обмерял древнейшие памятники Самарканда - гробницу Тамерлана Гур-Эмир и соборную мечеть Биби-Ханым. Его настолько впечатлила среднеазиатская архитектура, что восточные мотивы позже появлялись во многих работах зодчего.

Через полгода после археологической поездки Щусев отправился в новое заграничное путешествие. Он побывал в Тунисе, Австрии, Италии, Англии, Бельгии и Франции. За границей молодой зодчий изучал различные архитектурные стили: готику, Возрождение, классицизм. В Париже он учился в частной академии художника Рудольфа Жюлиана, где за полгода в совершенстве овладел мастерством рисования. Всего за границей Щусев провел около двух лет.

Пионер российской реставрационной школы

В 1899 году архитектор вернулся в Россию. Он оказался в трудном финансовом положении: на кафедру Академии его не брали, в подмастерья к маститым зодчим он идти не хотел, а самостоятельным востребованным архитектором стать без связей было почти невозможно. Помог Щусеву Григорий Котов - дал первый небольшой заказ для Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1901 году молодой архитектор отреставрировал иконостас церкви и заменил алтарь алтарной преградой. Увлекшись древнерусским зодчеством и искусством, он поступил на службу в канцелярию Священного Синода и стал его официальным архитектором.

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Тульская область. Фотография: Alexander Roumega / wikimedia.org

Васильевская церковь. Овруч, Житомирская область, Украина. Фотография: Валерій Ящишин / wikimedia.org

Троицкий собор Свято-Успенской Почаевской лавры. Почаев, Тернопольская область, Украина. Фотография: Борис Мавлютов / wikimedia.org

Через год Алексей Щусев получил новый заказ - от графа Алексея Олсуфьева: архитектор должен был построить церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве . Щусев решил создать нетрадиционный храм, который символизировал бы мужество русских воинов, спасших Европу от монголо-татарского ига. С западной стороны храма он расположил две мощные наклонные башни, которые символизировали двух богатырей - Пересвета и Ослябю, героев Куликовской битвы. Их соединяла стена со звонницей , за которой находилась сама церковь. Заказчику эскиз не понравился, однако архитектору удалось отстоять проект с некоторыми уступками.

В 1904 году Священный Синод командировал Щусева на Украину, в древний город Овруч. Архитектору предстояло заняться реставрацией церкви Святого Василия XII века, разрушенной почти до основания. В этом проекте зодчий впервые применил методы научной реставрации: он собрал все археологические находки и внедрил их в собственный проект, причем не только остатки стен, но и фрагменты перекрытий, которые находили во время раскопок. Эта работа положила начало отечественной реставрационной школы.

«Реставрация этого древнейшего храма представляет совершенно исключительный интерес как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших еще древних стен, но все те конструктивные части их - арки, карнизы и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине».

Игорь Грабарь , из «Истории русского искусства»

В 1909 году на территории Марфо-Мариинской обители милосердия по заказу княгини Елизаветы Романовой Щусев начал возводить Покровский собор - здание в новорусском стиле. Все детали имели прототипы в древнерусском зодчестве, но были выполнены в духе современного искусства. После этого Щусев спроектировал еще несколько храмов: церкви в Натальевке, Глазовке, Ракитной и храм Спасо-Преображения на братском кладбище в Москве.

Проект храма Спаса Преображения на Братском кладбище. Москва. Фотография: wikimedia.org

Спасо-Преображенский храм. Натальевка, Харьковская область, Украина. Фотография: Ryzhkov Sergey / wikimedia.org

Проект храма. Глазовка, Тамбовская область. Фотография: archi.ru

В 1910 году Алексею Щусеву присвоили звание академика за разработанную им методику реставрации зданий. Также император наградил его орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство.

Год спустя Щусев получил крупный государственный заказ: спроектировать «восточные ворота Москвы» - Казанский вокзал. В 1913 году Щусев представил в Министерство путей сообщения детальный проект вокзала, в котором соединил мотивы восточного и древнерусского зодчества. В центре композиции была многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике в ансамбле Казанского кремля . На ее шпиле находился мифический змей Зилант - символ древней Казани.

Архитектор мавзолея Ленина

В октябре 1917 года в России началась революция. Русская аристократия спешно начала покидать страну, но Щусев решил остаться. Новое правительство закрыло Марфо-Мариинскую обитель, приостановило строительство Казанского вокзала, однако к их создателю относились благосклонно.

Здание Казанского вокзала. Москва. Фотография: mosday.ru

Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография: Lodo27 / wikimedia.org

Здание Казанского вокзала. Москва. Фотография: Schoschi / wikimedia.org

В 1918 году по заданию советского правительства Алексей Щусев в паре с Иваном Жолтовским приступили к проекту реконструкции Москвы - «Новая Москва». Щусев предложил максимально сохранить исторический центр, расширить границы города, построить магистрали, площади и набережные. Но городские власти проект раскритиковали: планировалось сносить многие религиозные памятники. Реконструкцию города поручили более сговорчивым архитекторам.

Однако в 1922 году Щусева назначили председателем Московского архитектурного общества. В день смерти Ленина - спустя два года - архитектору приказали за несколько часов спроектировать временный мавзолей для тела вождя на Красной площади.

Деревянный мавзолей по проекту Щусева построили за четыре дня. Здание представляло собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. После этого Щусев стал официально признанным главным советским архитектором. Ему давали государственные заказы на жилые и административные здания, санатории и гостиницы по всей стране. Позднее именно Щусеву доверили строительство второго деревянного мавзолея и третьего, каменного.

Первый, деревянный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: oldmos.ru

Второй, деревянный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: oldmos.ru

Третий, каменный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: Lana.Banana / wikimedia.org

Новый план реконструкции Москвы тем временем набирал обороты: рядом с Красной площадью на территории Охотного ряда решили построить первую советскую многоэтажную гостиницу. Первоначальный проект в стиле конструктивизма разработали Леонид Савельев и Освальд Стапран. Однако конструктивизм вскоре уступил место сталинскому ампиру, и идею гостиницы пришлось срочно менять. В помощь двум зодчим назначили Алексея Щусева. Однако сотрудничество маститого академика и молодежи не сложилось, и Щусев покинул проект.

В 1933 году Щусеву, как члену Моссовета, поручили проинспектировать строительство гостиницы: в это время ее фасад был готов почти наполовину. Академик заключил: «Названные молодые люди еще никогда и нигде не строили, проектного опыта не имеют и справиться с таким объектом не имеют возможности» . Моссовет предложил Алексею Щусеву возглавить стройку. Он согласился с условием, что не будет соавтором Савельева и Стапрана. В 1935 году гостиница «Москва» в стиле неоклассицизм приняла первых гостей.

Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: travel.ru

Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: Moscowjobnet / wikimedia.org

Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: Alex "Florstein" Fedorov / wikimedia.org

После строительства гостиницы Алексей Щусев параллельно вел десятки проектов в разных городах. Он разработал план Большого Москворецкого моста и застройки набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала, расширил улицу Горького (сейчас - Тверская), сохранив старые дома, создал план академического городка. Архитектор спроектировал здания советского посольства в Бухаресте, гостиницы «Интурист» в Батуми, филиала Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси и Театра оперы и балета в Ташкенте.

Музей архитектуры Щусева

В 1937 году отношение советских властей к Щусеву изменилось. Сначала на съезде архитекторов академик публично возразил председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. По мнению зодчего, неопытным молодым архитекторам необходимо давать небольшие заказы, а маститым - крупные проекты. Через два месяца в газете «Правда» появилась разгромная статья Савельева и Стапрана. Они обвиняли академика в антисоветских настроениях, плагиате, монополии на крупные проекты. По инициативе парткома Союза архитекторов СССР Алексея Щусева исключили из организации, отстранили от работы в мастерской и лишили всех государственных заказов.

Здание советского посольства (ныне посольства Российской Федерации). Бухарест, Румыния. Фотография: myjulia.ru

Большой Москворецкий мост. Москва. Фотография: Андрей Уляшев / wikimedia.org

Здание гостиницы «Интурист». Батуми, Грузия. Фотография: foto-basa.com

Забвение длилось около года: советской власти нужны были опытные архитекторы, поэтому Щусева восстановили в должности. Реабилитация в отличие от обвинений прошла тихо и не освещалась в прессе. Алексей Щусев продолжил проектировать и строить, но первым архитектором страны его уже не называли. В 1939 году он начал работать над перепланировкой здания НКВД, которое завершил почти через восемь лет. В послевоенные годы Щусев составлял проекты восстановления и реконструкции разрушенных фашистами городов: Истры, Сталинграда, Новгорода, Кишинева, Минска.

Мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: Stan Shebs / wikimedia.org

С 1945 года по инициативе Алексея Щусева Республиканский музей русской архитектуры в городской усадьбе Талызиных был открыт не только для ученых, но и для всех желающих. Музей должен был выполнять те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства. Его сотрудники ездили в научные экспедиции по России, исследовали и реставрировали памятники архитектуры, пополняли найденными экспонатами музейную коллекцию. Кроме того, сам Щусев и его коллеги дарили музею свои проекты, модели, фотографии.

Одной из последних работ Щусева стала станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена . Оформление станции, посвященной победе над немецкими захватчиками, Щусев выполнил в русском стиле.



Алексей Щусев построил десятки храмов и здание НКВД на Лубянке. Марфо-Мариинскую обитель для великой княгини Елизаветы Федоровны и Мавзолей для Ленина. Гостиницу Москва, Казанский вокзал, метро Комсомольская-кольцевая - на его счету десятки реализованных проектов, и множество несостоявшихся… Не удивительно, что судьба одного из крупнейших архитекторов ХХ века окутана множеством мифов. К 140-летию мастера "МК" решил составить реальный портрет Алексея Щусева.

Миф первый: история с револьвером

Алексей Щусев родился в Кишиневе в 1873 году, в небогатой дворянской семье Виктора Щусева, смотрителя богоугодных заведений, и Марии Зозулиной, женщины с хорошим образование и вкусом, который она привила всем своим четверым сыновьям - Сергею, Петру, Алексею и Павлу.

Существует легенда, будто бы когда отец и мать Щусевых умерли (Мария скончалась на следующий день после Виктора), братья страсть как сильно поссорились. Старший Сергей решил, разделить наследство между тремя старшими братьями, а младшего Павла не определять его в гимназию, а отдать на воспитание дяде. Тогда Алексей, в пылу ссоры, схватил отцовский револьвер и выстрелил в брата… Пуля лишь ранила Сергея, а Алексей на всю жизнь запомнил тот день, когда чуть не стал братоубийцей…

В действительности сам Павел, в будущем прекрасный инженер, который не раз работал вместе с братом, описывает совсем по-другому эту ситуацию. "После смерти родителей он (Алексей - прим. авт.) повздорил со старшим братом из-за того, куда отдать меня учиться: в гимназию или в реальное училище. Ссора их вскоре перешла в драку. Передо мной и сейчас встает картина, как они тузят друг друга, растянувшись в пылу битвы на каком-то сундуке. Не помню, кто остался победителем, но попал я все-таки в гимназию…". Однако то, что Алексей Щусев ранил брата - чистая правда, только случилось это задолго до смерти родителей. В воспоминаниях Павел пишет, что мальчишками Алексей любил играть с товарищами в охоту. "При этом, благодаря его экспансивному характеру, не обходилось без неприятных случайностей. Стреляя однажды дробью, он нечаянно легко поранил садового мальчика-молдаванина и имел по этому поводу тяжелое объяснение с матерью. Другой раз, шаля с револьвером, случайно выстрелил в старшего брата. Опасаясь за его жизнь, он очень плакал и горевал. Но ранение, к счастью, оказалось неопасным, хотя пуля так и осталась невынутой. Много позже рентгеновские снимки показали, что она без вреда для здоровья брата меняла место под кожным покровом".

Решительность и энергичность Алексей Щусева, рано ставшего самостоятельным, помогла ему получить и первый в его жизни серьезный заказ. Еще будучи студентом Петербургской Академии Художеств, он получил свой первый серьезный заказ за счет свой настойчивости и убедительности. Узнав о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева, он отправился к его вдове с готовым проектом часовни, и получил заказ. Та квадратная часовенка под шатром, в которой уже наметились черты национального стиля, который впоследствии станет его фирменной манерой, не сохранилась.

Миф второй: о идейном разногласии с Михаилом Нестеровым

Алексей Щусев и Михаил Нестеров познакомились в Киево-Печерской лавре, где Алексей Викторович работал над проектом трапезной церкви. Вскоре великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила Нестерова расписывать новый храм и спросила его, кого бы из архитекторов он порекомендовал для нового проекта. Нестеров посоветовал Щусева и тот был нанят. Проект получился блестящий, удачно сочетая свои модернистские идеи с традициями русской православной архитектуры, архитектор возвел храм в неорусском стиле. С тех пор мастера подружились, да так крепко, что назвали в честь друг друга своих сыновей и стали крестными у них.

Однако существует легенда, будто бы друзья всерьез рассорились после того, как Щусев поддержал новую власть. Якобы друзья разорвали отношения и долго не общались. В действительности между друзьями в 20-е годы действительно появились трения, но не такие серьезные, как могло показаться.

Нестеров не принял решение Щусева работать на новую власть, - поясняет "МК" Сергей Колузаков, исследователь архивов Щусева, специалист по его творчеству. - Нестеров тоже вписался в советствую действительность, но переход не сразу произошел. Он ведь стал лауреатом Сталинской премии в 1941 году. Архитектора не бывает без заказов, так что Щусева не сложно понять.



Миф третий: ночь перед Мавзоеем

После Октябрьской революции Алексей Щусев оказался один из самых востребованных архитектов и новая власть доверила ему разработать генплан "Новой Москвы". Коммунисты хотели на обломках империи построить новый мир, и первой должна была измениться Москва. Однако проект, предложенный Щусевым, шел в разрез с идея большевиков. Ведь архитектор предлагал сохранить исторический центр с его многочисленными церквушками и общественными зданиями царской эпохи. Лучше реконструировать магистрали, порты, вокзалы и отстраивать новую Москву на периферии, считал он. Такой план города, только что объявленной столицей, никак не вязался с идеями коммунистов. Как так: построить новый мир, бережно сохранив старый, не укладывалось в голове пролетарской власти. Так что Щусева отстранили от генплана "Новой Москвы" и передали проект Жолтовскому в 1923 году.

Существует легенда, будто бы после этой неудачи над Щусевым сгустились тучи. И когда январской ночью 1924 году раздался телефонный звонок, архитектор буквально сидел на чемодане: ждал, что за ним прийдут из НКВД. Якобы новая власть не могла просто забыть о том, что лучшие работы Щусева в имперской России очевидно перекликаются с древнерусским храмовым стилем. Тем более, после того, как предложил сохранить религиозные постройки.

В действительности "это полная ерунда", уверена специалист по творчеству Щусева, архитектор Мариана Евстратова (ее мать была соавтором последнего проекта мастера - станции метро Комсомольская-кольцевая). "Из воспоминаний Алексея Викторовича видно, что в Кремль он поехал уже с материалами, необходимыми для создания эскизов", рассказывает она.

Миф четвертый: о пирамиде имени Ленина

Щусев построил три Мавзолея. Самый первый, деревянный, он возвел за три дня. Строение имело форму трехступенчатой пирамиды и было устроено так, чтобы обеспечить "непрерывный пропуск значительных масс народа без образования встречного потока" (как написал сам Щусев в "Строительной газете" в 40-м году). Есть версия, что мастера вдохновили египетские пирамиды и шумерские зиккураты, которые изучал еще в юности, после студенческой экспедиции в Среднюю Азию, на могилу Тамерлана. Но это лишь отчасти правда.

То, что архитектура Мавзолея отталкивается от непосредственно от пирамид и зиккуратов - домысел, - рассказывает Сергей Колузаков. - По сути, Мавзолей - продолжение неоклассической традиции надгробий начала ХХ века. Если вы посмотрите работы Ивана Фомина (ведущего архитектора неоклассического стиля в 10-е и одного из основопожников сталинской архитектуры в советское время - прим. авт.): в них тоже много от пирамид и римской архитектуры. Эти образы были распространенны в то время. Достоинство Мавзолея не в том, что придумана какая-то новая идеальная форма, а в том, как гениально он влился в ансамбль Красной площади - вписаться в историческую застройку безумно сложно.

Надо сказать, что за одну ночь Щусев предложил несколько вариантов Мавзолея: его мог венчать пучок колонн или статуя Владимира Ильича, но это оказалось технически сложно, поэтому остановились на павильоне в форме ступенчатого куба. Весной деревянную постройку потребовалось обновить, что и сделал Щусев. Ко второму Мавзолею, тоже деревянному, Щусев добавил трибуны с двух сторон. Спустя пять лет конструкции стали подгнивать, потому был объявлен конкурс на проект нового Мавзолея. И его выиграл Щусев. На этот раз он воздвиг уже каменный Мавзолей - за его работой пристально наблюдали Ворошилов и Молотов. Еще раз Щусев вернулся к работе с Мавзолеем после войны: тогда группа конструкторская группа, в которую, конечно, вошел и автор гробницы вождя, поменяли саркофаг и пристроили центральную трибуну.

Казалось бы, после такой работы, прославивший архитектора на весь мир, он должен был бы стать эдакой "священной коровой" советской архитектуры. Но судьба еще не раз подкидывала ему испытания.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме, Куликово поле. Архитектор Алексей Щусев.

Миф пятый: подпись Сталина

Кажется, Алексей Викторович никогда не расслаблялся. К 30-м он уже успел переустроить Третьяковскую галерею. Сначала был там директором, а потом его архитектором. Причем, отстранили его от должности тоже с долей драматизма: Анатолий Луначарский прислал ему письмо в Париж (где Алексей Викторович был на конференции) и в один момент оно изменило его статус. Щусев не успел реализовать все, что задумал в Лаврушинском. Сумел только построить корпус, который идеально вписался в васнецоское здание и наметить проект расширение, который позже частично реализовали следующие руководители музея. Но очередной миф, который мы собираемся развенчать, связан с другим зданием. Речь о гостинице Москва. Первоначально ее начали строить молодые архитекторы Савельев и Стапран. Когда здание первой столь крупной советской гостиницы было готово почти на половину, Щусева направили проверить, как идут дела на стройке. Алексей Викторович разошелся во мнениях с дуэтом юных мастеров. И вскоре ему поручили закончить стройку. Он переделал коструктивистский проект кардинально, заметив фасады на "сталинский ампир". Правда, левый и правый фасад были сделаны неодинаково. Зачем автор добавил в них асимметрии?

Существует легенда, что Щусев принес проект на подпись Сталину и в одном эскизе было сразу два варианта - одно решение слева, другое справа. Но вождю все и так понравилось и он поставил подпись посередине. Так и построили.

Это абсолютный миф, - хором твердят наши эксперты. - На самом деле по-другому выполнить проект было невозможно, ведь Щусеву нужно было вписать в новое здание уже существующие там постройки.

Когда гостиница была готова, свалилась новая напасть: Савельев и Стапран обвинили Щусева в том, что он присвоил их проект. Гневное письмо с обвинениями в плагиате было опубликовано в "Правде", главной партийной газете и не могло не остаться незамеченным. Возможно, оно и могло иметь последствия, однако партии срочно понадобилось здание НКВД на Лубянке. Щусев блистательно справился с архитектурной задачей, впрочем, как всегда.


Ступенчатая башня Казанского вокзала - «гибрид» Боровицкой в Московском Кремле и башни Сююмбике в Казанском кремле - превратилась в эмблему «восточных ворот» столицы.

Миф шестой: о соперничестве с Шехтелем

Алексей Викторович построил десятки зданий, но главным делом всей его жизни был Казанский вокзал. В конкурсе на этот проект он соревновался с многими архитекторами, но главным соперником был Федор Шехтель, автора Ярославского вокзала, напротив которого вместо Рязанского вокзала должен был вырасти Казанский. Конкурс выиграл Щусев.

В обществе было недоумение по поводу его победы, ведь проект Шехтеля был не хуже, да и идеи двух видных архитекторов эпохи были синонимичны, - рассказывает "МК" Юлия Ратомская, куратор выставки, посвященной 100-летию Казанского вокзала, которая сегодня открывается в Музее его имени.

У этого долгостроя есть свой миф - о яром соперничестве именитых архитекторов. Однако специалисты уверены, что их противостояние было сугубо профессиональным. К тому же, проект, который Щусев начал в имперской России, заканчивал он в СССР. Ему пришлось серьезно переделать не только внутреннее убранство вокзала, но менять его внешний вид. Даже последний проект Щусева - метро Комсомольская-кольцевая - был его частью. К сожалению, Щусев не успел закончить станцию. Ее доделывала Алиса Заболотная, мать Мариана Евстратовой.

Людям свойственно мифологизировать фигуры тех, кто вершил большие дела. Тем более, если в их судьбе действительно было неожиданных поворотов. Так случилось и Алексеем Щусевым, человеком, который изменил не только лицо столицы, но и многих других городов. Одним из немногих архитектор в истории, который мог погружаться в этот стиль, видеть его сущность и выдавать собственную оригинальную его интерпретацию. Модерн, конструктивизм, классика - все поддавалось ему, хотя и каждый проект становился не только испытанием его таланта, но требовал решительности и мужество. Но этого ему было не занимать.




Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1912 г., архитектор Алексей Викторович Щусев.