Рисование в средней группе на апрель месяц. Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в средней группе

По ИЗО деятельности

Перспективное планирование занятий
по изобразительной деятельности в средней группе

Сентябрь

  1. Рисование «Нарисуй картинку про лето»

Программные задачи: учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приёмы рисования кистью, правильно её держать, промывать, осушать. Поощрять задуманное детьми.

  1. Лепка «Яблоки и ягоды»

Программные задачи:

Программные задачи:

Программные задачи: (ягодки)

Октябрь

  1. Лепка «Грибы»

Программные задачи: закреплять умение детей лепить знакомые предметы, усвоенным ранее приёмом лепки (раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями) для уточнения формы. Воспитывать аккуратность при работе с пластичными материалами.

  1. Аппликация «Поезд мчится «тук-тук-тук»

Программные задачи: учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению настоящего инструмента.

  1. Рисование «Веточка с осенними листиками»

Программные задачи: развивать способности создавать в рисунке отражающие специфику воспринимаемых объектов и явлений окружающего мира. Упражнять в умении рисовать ветку, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками. Воспитывать творчество.

  1. Лепка «Жучки»

Программные задачи: учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек) . Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара) . Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Ноябрь

  1. Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали»

Программные задачи: познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучки. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к художественному экспериментированию.

  1. Рисование «Яблоко – спелое, красное, сладкое»

Программные задачи: учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами) . Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

  1. Пластилинография «Подарок для Хрюши»

Программные задачи: закрепить представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать любую форму. Учить достигать передачи формы, цвета, использовать в работе мелкие детали. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. Воспитывать у детей желание делать приятное другим.

  1. Аппликация декоративная с элементами рисования «Полосатый коврик для кота»

Программные задачи: учить детей составлять красивые коврики из полосок и квадратов, чередующихся по цвету. Познакомить детей с освоением нового способа – резание бумаги по линии сгиба.

Декабрь

  1. Рисование декоративное «Перчатки и котятки»

Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению и оформлению перчаток. Формировать графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки. Учить самостоятельно создавать орнамент. Развивать воображение.

  1. Лепка «Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин»

Программные задачи: учить детей выбирать содержание своей работы из круга определённых предметов. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки.

3+4. Аппликация + рисование «Новогодняя открытка»

Программные задачи: учить пользоваться ножницами, вырезать круг, треугольник по контуру. Дорисовывать мелкими недостающими деталями. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами, усидчивость.

Январь

  1. Рисование «Наша ёлочка»

Программные задачи: учить рисовать ёлку, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. Развивать координацию в системе «глаз-рука»

2-3. Лепка «Новогодние подарки игрушкам»

Программные задачи: совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять при скатывании комка глины прямыми движениями полученную форму в виде кольца, делать пальцами и стекой углубления на поверхности формы. Развивать воображение. Продолжать учить защипывать края формы, действуя пальцами, и с помощью стеки украшать вылепленное изделие узором.

  1. Рисование «Зимнее дерево»

Программные задачи: учить детей передавать строение дерева, используя разный нажим на карандаш для изображения толстых и тонких веток. Воспитывать стремление добиваться хороших результатов. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Февраль

  1. Аппликация предметная «Быстрокрылые самолёты»

Программные задачи: учить детей создавать изображения самолёта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможности видоизменения деталей. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию техники, аккуратность.

  1. Лепка «Яблоки и ягоды»

Программные задачи: закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности

  1. Аппликация «Овощи и фрукты в вазе»

Программные задачи: выполнять аппликацию из готовых форм, аккуратно наклеивать. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем.

  1. Рисование + аппликация «Веточка рябины»

Программные задачи: учить передавать в рисунке впечатления от окружающего. Закреплять приёмы рисования листочков, лепки предметов округлой формы (ягодки) . Подводить к эмоциональной оценке своих работ.

Март

  1. Лепка «Волшебные превращения снеговиков»

Программные задачи: упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных персонажей.

  1. Аппликация «Сосульки на крыше»

Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиций «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов. Показать способы вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство цвета, формы и ритма.

  1. Рисование «Преврати свой лоскуток в поле, лес или »

Программные задачи: развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать.

  1. Лепка «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат»

Программные задачи: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту, сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им. Продолжать учить лепить известные им фрукты округлой формы, добиваясь выразительной передачи формы, строения и характерных деталей.

Апрель

  1. Аппликация «Воробьи и лужок»

Программные задачи: учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Разнообразить и обогащать аппликативную технику, дополнять её графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

  1. Рисование «Нарисуй, что хочешь, краской зелёного цвета»

Программные задачи: рассказать детям о том, что зелёный цвет может иметь разные оттенки: зелёный, тёмнои светло-зелёный, оливковый и т. д. Поддерживать интерес к смешиванию красок и получению новых оттенков.

  1. Лепка сказочной рыбки

Программные задачи: вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки. Увлечь способом лепки из целого куска.

  1. Аппликация обрывная

Программные задачи: учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание и наблюдательность. Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чувства юмора.

Май

  1. Рисование «Красивые цветы разных оттенков розового цвета »

Программные задачи: добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными им средствами выразительности.

  1. Лепка «весёлые жучки»

Программные задачи: побуждать детей лепить насекомых, используя знакомые приёмы лепки. Воспитывать творчество, воображение.

  1. Аппликация «У солнышка в гостях»

Программные задачи: учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных (цыплёнок и утёнок) в аппликации и рисовании на основе двух кругов разной величины (туловище и голова) . Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

  1. Рисование «Красивые весенние цветы, которые вам понравились»

Программные задачи: формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приёмы и способы работы с ними. Побуждать детей к экспериментированию с изобразительными материалами, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий Комарова Тамара Семеновна

Сентябрь

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды»

(«Персики и абрикосы»)

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Занятие 2. Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

Программное содержание. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Занятие 3. Лепка «Большие и маленькие морковки»

Программное содержание. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Занятие 4. Аппликация «Красивые флажки»

Программное содержание. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Занятие 5. Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Занятие 6. Лепка «Огурец и свекла»

Программное содержание. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Занятие 7. Аппликация «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы»

Программное содержание. Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

Занятие 8. Рисование «Красивые цветы»

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Занятие 9. Лепка по замыслу

(Вариант. Лепка «Вылепите какие хотите овощи и фрукты»)

Программное содержание. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

Занятие 10. Аппликация «Укрась салфеточку»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Занятие 11. Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Август – сентябрь В начале года рекомендуется повторять произведения художественной литературы из репертуара, предназначенного для малышей второго года жизни. Это позволяет детям легче запомнить небольшие стихи и песни.Шагая на прогулку под текст русской народной

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Август – сентябрь Пока еще тепло и можно заниматься с детьми на участке, целесообразно познакомить их с народными песенками, под текст которых хорошо играть в спокойные и подвижные игры. Например, можно поиграть в такую игру: воспитатель читает потешку «Еду-еду к бабе, к

Из книги Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий автора Комарова Тамара Семеновна

Сентябрь Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды» («Персики и абрикосы»)Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Август – сентябрь Во многих дошкольных учреждениях первые младшие группы начинают формировать в конце августа – начале сентября.Пока стоит хорошая погода, желательно больше гулять с детьми. На прогулке масса возможностей занять малышей, познакомить их друг с другом,

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Сентябрь – октябрь – ноябрь Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций.

Перспективный план работы по изобразительной деятельности и развитию творческих способностей в средней группе


Описание материала: Предлагаю перспективный план работы по изобразительной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям средней группы и специалистам, ведущим кружок по изобразительной деятельности. План направлен на развитие творческих способностей.

сентябрь


«Осеннее дерево»
Задачи: Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма.
«Грибы в лукошке»
Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.


Дидактическая игра « Что стало не так?»
Задачи: Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.

Дидактическая игра «Украсим платок»
Задачи: Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.


Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений.

Работа с родителями
Провести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»
Папка-передвижка « Роль рисования в жизни ребёнка»

октябрь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Осенний лес» (коллективная работа)
Задачи: Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу.

«Подсолнухи»
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Формировать умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Найди такой же»
Задачи: Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты.

Тематический досуг: «Сказочный лес»
Задачи: Вызвать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение. Доставить радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Развивать умение использовать полученные навыки и умения.

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей к созданию декораций к спектаклю по мотивам сказки «Капризка» авт. Т.Н.Караманенко и Ю. Г.Караманенко.

Работа с родителями
Консультация на тему: «Приобщение к нетрадииионной технике рисования»
(фитодизайн)

ноябрь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Мои любимые рыбки»
Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие.

«Съедобное королевство»
(фитодизайн в технике аппликации)
Задачи: Развиваем целостное восприятие предмета. Формировать умение определять на ощупь разные виды крупы. Учить составлять композицию из разных видов круп.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Волшебные краски»
Задачи: Закрепить знания детей о зеленом цвете. Развивать умение получать зеленый цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый цвета. Упражнять в дифференциации синего, желтого и зеленого цвета.

Дидактическая игра «Найди лишний квадрат»
Задачи: Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями. Продолжать формировать умение исключать объект темного тона из множества светлых.

Самостоятельная деятельность детей
Поддерживать стремление детей заниматься фитодизайном. Для этого создать условия: заготовить зернышки и семечки от разных растений и деревьев.

Работа с родителями
Беседа на тему: «Искусство русской глиняной игрушки» (журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1989 г. Стр.43)

декабрь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Елочные игрушки»
Задачи: Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой.

«Два петушка сорятся» (рисование ладошкой)
Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Составь узор»
Задачи: Формировать умение создавать орнаментальные узоры, используя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференциации теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов четырех оттенков, выбирая нужные оттенки из нескольких предложенных.

Дидактическая игра «Мозаика»
Задачи: Добиваться красивого сочетания элементов по цвету в процессе игры с мозаикой. Способствовать развитию художественного вкуса детей.
Самостоятельная деятельность детей
По замыслу
Задачи: Создать условия для совершенствования умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Способствовать развитию воображения, творчества.

Работа с родителями
Беседа на тему: «Природа цвета и цвет природы»
(журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2002 г. Стр.72)

январь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Новогодняя елка»
Задачи: Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами.

«Снеговичок» (скатывание бумаги)
Задачи: Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка). Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Оденем кукол»
Задачи: Формировать умение устанавливать соответствия между несколькими предметами, ориентируясь на признак предмета. Развивать умение использовать простейшие приемы установления тождества цвета однородных объектов.


Задачи: Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивая его, используя все предложенные элементы.

Самостоятельная деятельность детей
«Рисование по настроению»
Задачи: Создать условия для развития оптико- пространственного восприятия, воображения. Способствовать развитию тонкой моторики рук, сенсомоторики. Закрепить знания о зимней палитре.

Работа с родителями
Консультация на тему: «Как занять ребенка» (журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1992г. Стр. 68 и №5, 1992г. Стр.47)

февраль

Непосредственно-образовательная деятельность
«Портрет зимы»
Задачи: Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

«Кораблики в море» (знакомая форма - новый образ)
Задачи: Формировать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Наведем порядок»
Задачи: Формировать умение определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивая его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы.

Развлечение «Путешествие по радуге»
Задачи: Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти. Формировать умение определять недостающий цвет спектра.

Самостоятельная деятельность детей
Поощрять желание детей самостоятельно заниматься лепкой, применяя на практике ранее полученные знания и навыки.

Работа с родителями
Консультация на тему: «Использование различного материала в изодеятелъности»
«Рисование с детьми дошкольного возраста» под. ред.Т. Казаковой

март

Непосредственно-образовательная деятельность
«Весеннее солнышко» (рисование ладошками)
Задачи: Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке.

«Открытка для мамы»
Задачи: Совершенствовать умение печатать по трафарету и в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Досуг «Гжельская сказка»
Задачи: Формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа; уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу (украшение костюма гжельской красавицы)

Дидактическая игра «Окраска воды»
Задачи: Закрепить умение узнавать и правильно называть три оттенка коричневого цвета. Обогащать речь словосочетаниями: «предмет коричневого цвета», темный (светлый) оттенок коричневого цвета. Формировать умение получать оттенки коричневого цвета, используя способ окраски воды.

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали.

Работа с родителями
Индивидуальная беседа на тему: «Лепим и расписываем по-гжелъски»
(журнал «Дошкольное воспитание» №1, 1997 стр.22)

апрель

Непосредственно-образовательная деятельность
«Весна в звуках нежных, хрупких» (рисование по мокрому)
Задачи: Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике.

«Красивые цветы»
Задачи: Продолжать учить рисовать цветы разными приемами: примакиванием в разных направлениях, рисованием круглых и овальных форм. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Какой кружок не подходит»
Задачи: Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями Продолжать формировать умение исключать объект светлого тона из множества темных.

Дидактическая игра «Кто больше увидит»
Задачи: Развивать умение оперировать представлениями о цвете в реальных действиях. Расширять знания о предметах, их частях, имеющих признак белого и черного цвета. Формировать умение замечать цвет, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета.

Самостоятельная деятельность детей
Поддерживать стремление детей оформить декорации к сказке «Колобок». Создать для этого необходимые условия.

Работа с родителями
Беседа на тему: «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности» (журнал «Дошкольное воспитание» №6, 1997г. Стр.25)
Непосредственно-образовательная деятельность
«Одуванчики»
Задачи: Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

«Березки на поляне» (коллективная работа на ткани)
Задачи: Вызвать чувство радости от восприятия произведений живописи; воспитывать любовь к природе; создавать радостную, светлую коллективную работу на ткани. Развивать умение изображать березы разными приемами рисования кистью: ровный ствол - всем ворсом, тонкие веточки- концом кисти, листву- примакиванием.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Кто быстрее»
Задачи: Совершенствовать знания о белом, черном и сером цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве. Упражнять в определении цвета удаленных объектов.

Дидактическая игра «Найди и принеси»
Задачи: Закреплять знания о холодных и теплых тонах. Формировать умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначению образованной группы обобщающим словом: «теплые тона», «холодные тона».

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей к созданию иллюстраций к сказке «Три медведя»

Работа с родителями
Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников пейзажной живописью. как
часть эстетического и художественного
восприятия» (д/в №9, 1999 г. стр 69)

Литература

1. Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»
2. М.В. Трофимова «Учеба, игра и изобразительная деятельность»
3. С.Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть эстетического и художественного воспитания» (Дошкольное воспитание №9/99, стр.69)
4. Л.Веселина, М.Федяшина «Учим рисовать штрихом» (Дошкольное воспитание №10/97, стр.71)
5. Т.О.Комарова «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности»
6. Т.Н.Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
7. Н.Алексахин «Лепим и расписываем по гжельски»
8. О.Хренова «Городецкая роспись душу нам веселит»
9. Г.Григорьева «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью»
10. Т.Комарова «Обучение способам изображения» (Дошкольное воспитание №3/91, стр.51)
11. М.Шклярова «Рисуйте в нетрадиционной технике» (Дошкольное воспитание №11/95, стр.14)
12. Л.Пантелеева «Декоративно-прикладное искусство России» (Дошкольное воспитание №7/89, стр.39)
13. Л.А.Ремезова «Играем с цветом»
14. А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников»
15. С.Ашикова «Природа цвета и цвет Природы» (Дошкольное воспитание №10/02, стр.72)
16. А.Листопад «Обучение восприятию цвета» (Дошкольное воспитание №5/91, стр.5)
17. Л.Фокина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством» (Дошкольное воспитание №3/90 стр.26)
18. С.М.Вайнерман, А.С. Болынев и др. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»
19. А.А.Грибовская «Народное искусство и детское творчество»
20. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» под ред.Р.Т.Казаковой.

Царева Мария
Перспективный план по рисованию в средней группе

Используемая литература :

Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

Д. Н. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет

Воспитатель : Царёва Мария Вадимовна

пгт. Пристань-Пржевальск

2016-2017 уч. г.

СЕНТЯБРЬ

Рисование “Помидор и огурец” Учит изображать предметы овальной и круглой формы, умение изменять направление движения по одной дуге к другой Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа” ,с. 11

Декоративное рисование “Украшение фартука” Учить составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента Комарова,с. 38

Рисование “Красивые цветы” Учить предавать части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками , правильно держать кисть, хорошо её промывать и осушать. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку т. д.). Подводить к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. Комарова, с. 31

Рисование нетрадиционным способом “На яблоне поспели яблоки” Продолжать учить рисовать дерево , яблоки. Учить передавать образ фруктового дерева, округлых форм. Комарова, с. 29

Отпечатки листьев. “Осенние листья” Учить делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую краску для получения оранжевого цвета. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет” , с. 17

«Яички простые и золотые» . Закреплять знания овальной формы, понятия «тупой» , «острый» . Продолжать учить приму рисования овальной формы . Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

Т. С. Комарова стр. 56

Цветные шары (круглой и овальной формы) Продолжать знакомить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы. Развивать умение сравнивать эти формы, выделять их отличия, передавать в рисунке отличительные особенности форм; закреплять навыки закрашивания, легко касаясь карандашом бумаги; воспитывать стремление добиваться хорошего результата Комарова Т. С. с. 34.

Кузовок с ягодами. Упражнять в умении передавать в рисунке увиденное на картинке. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности)

Рисование , ватные палочки “Золотая осень” Учить изображать осень. Упражнять в рисование дерева , передавая осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками Комарова , с. 35

«Забор вокруг заячьего домика» .Формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях, напомнить последовательность смешивания красок для получения голубого цвета, увлечь детей возможностью повторного возвращения к совершенствованию своей работы на следующем занятии. Полоски плотной бумаги размером 10х30см, палитры, белая и синяя краски, кисти.

Два петушка. Рисование ладошкой дорисовывать их до определенного образа (петушки) . Развивать воображение, творчество.

Цыпленок. Рисование с помощью "Риса", ватные палочки. Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, "оживлять" работу с помощью ватной палочки.

«Осенью в лесу» . Продолжать учить рисовать дерево , листочки разного цвета (красный, желтый, зеленый, развивать эстетические восприятия. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова стр. 56

Улитка. Рисование красками , солью. Познакомить с техникой сочетания краски и солью. Учить детей рисовать по контуру , учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью.

Заготовка на зиму «Компот из яблок» . Оттиск печаткой из яблока. Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды , в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками

«Зайчата выращивают лимонные деревья» . Развивать фантазию, воображение детей. Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности листья и лимоны. Продолжать вызывать интерес к смешиванию красок, объяснить как можно из желтой краски путем смешивания ее с небольшим количеством белой и зеленой получить лимонный оттенок, и предоставить возможность для экспериментирования. Листы цветной бумаги, сложенные пополам, изображающие способом «обрывания» дерево, на которое педагог приклеивает ствол и ветви.

Рябинка. Рисование пальчиками . Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием) . Закрепить данные навыки рисования . Развивать чувство композиции.

Рисование карандашами “Филимон-ая лошадь” Воспитывать интерес к народному творчеству. Учить расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов Колдина, с. 26

Цыпленок. Краски, ватные диски, палочки. Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек

Мои любимые рыбки. Рисование ладошками . Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. (рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Моя семья» . Продолжать знакомить детей с жанром портрета; учить изображать группу людей . Семью; продолжать учить рисовать фигуру человека . Добиваться четкого изображения пропорций и выразительности позы; воспитывать любовь к семье, заботу о ней. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада . ИЗО. -Воронеж, Учитель, 2004. с. 70

«Автопортрет» . Учить детей рисовать автопортрет - развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лице. В выражении и цвете глаз, в манере одеваться, воспитывать аккуратность в работе. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада . ИЗО. -Воронеж, Учитель, 2004. с. 69

Рисунки спрятанные в пальчиках. «Осьминожки» . Цель : упражнять детей в умении обводить свои пальчики на лист бумаги простым карандашом; по полученному контору гуашью дорисовывать забавного осьминожку.

Пальчики-палитра. «Павлин» Цель рисования пальчиками рисования .

«Снежинка» . Развивать у детей наблюдательность, умение запоминать, симметрично изображать снежинку. Отрабатывать приемы рисования красками . Закреплять умения работать красками. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада » 2009. С. 174

Рисование декоративное “Укрась юбку дымковской барышни” Продолжать знакомить с народным декоративным искусством. Упражнять в приеме росписи. Закреплять в работе с красками Комарова, с. 44

Рисование кистью . Гуашь “Зимний пейзаж” Начинать знакомить с пейзажем. Учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж. Используя белую и черную гуашь Колдина, с. 23

Оттиск скомканной бумагой. Гуашь “Снежная баба” Продолжать рисовать предметы ,используя оттиск скомканной бумагой. Учить доводить образ кистью Колдина, с. 23

«Флажки для украшения группы » Вызывать у детей желание самим украсить группу к новогодними празднику. Познакомить с несколькими приемами украшения флажков рисованием и набрызгом цветной краской. Белая и цветная бумага, шнур, трафареты из плотной бумаги с изображением любых предметов, краска гуашь, кисти, баночки для разведения краски, зубные щетки, палочки, клеенки, ножницы.

Рисование “Снегурочка” Учить изображать Снегурочку в шубке. Закреплять в рисовании кистью и красками , накладывать одну краску на другую по высыхании Комарова, с. 51

«Красивое панно для украшения группы к новогоднему празднику игрушек». (коллективная работа) . Побуждать детей участвовать в планировании содержания общей работы, а затем доступными каждому ребенку средствами выразительности передавать то, что для него интересно или эмоционально значимо. Продолжать учить выразительному использованию цветных восковых мелков и гуаши при рисовании снежинок и оформлении общей работы. Большой лист бумаги для панно, украшенный красивой рамой, выполненной педагогом в холодной гамме цветов, отдельные листы бумаги на каждого ребенка, краска гуашь, цветные восковые мелки, зубные щетки для выполнения набрызга.

Пальчики-палитра. «Елочка» . Цель : продолжать упражнять в нетрадиционном способе рисования пальчиками . Развивать чувство композиции, цветовосприятие. Закреплять данный приём рисования .

Рисование с помощью печаток и кисти. «Мои рукавички» . Цель : упражнять в технике печатания, закрепить умение украшать предметы, наносить рисунок на всю поверхность равномерно, доводить рисунок до нужного образца; воспитывать аккуратность.

Рисование ватными палочками . “Чашка” Учить крупно рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом. Учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками карандаш ватными палочками Колдина, с. 18

«Моя новогодняя елочка» . Вызывать у детей приятные воспоминания о новогодних праздниках. Побуждать доступными им средствами выразительности изображать украшенную новогоднюю елку, которая была у них дома. Цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага.

Снежок. Рисование свечой , краской. Познакомить с техникой рисования свечой , тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Рисование “Кто в каком домике живет” Учить создавать предмет состоящий из прямоугольных, квадратных, треугольных частей Комарова, с. 49

«Ящики с морковью» Побуждать детей доступными им средствами выразительности изображать морковь. В процессе восприятия настоящей моркови объяснить отличие овальной формы от круглой. Упражнять в смешивании красной и желтой красок для получения оранжевого цвета. Научить детей путем складывания листа бумаги делать ящики. Краска гуашь, палитры, бумага

Снеговичок. Комкание бумаги (скатывание) . Закреплять навыки рисования краской , умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование . Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.) . Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Солнышко. Рисование ладошками . Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Как розовые яблоки, на ветках снегири» - рисование сюжетное . Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках : строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования красками : свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

саду : планирование Средняя группа . – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» , 2006. – с. 90-91.

Рисование красками и кистью . Акварель “Кораблик” Учить рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их. Колдина, с. 22

Рисование “Самолеты летят сквозь облака” Учить изображать самолеты летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш Комарова, с. 84

Рисование “Грузовая машина” Учить создавать образ любимой игрушки. закреплять умение передавать форму детали Комарова, с. 79

«Кошкин дом» . Закреплять умение рисовать дом . Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада . ИЗО. -Воронеж, Учитель,2004. с. 122

«Морозные узоры (зимнее окошко) » - декоративное рисование по мотивам кружевоплетения. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти . Развивать чувство формы и композиции.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование , конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа . – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» , 2006. – с. 66-67.

«Украшение свитера» - декоративное рисование . Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

средней группе детского сада . Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 44 - 45.

«Снеговики в шапочках и шарфиках» - рисование по представлению . Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование , конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа . – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» , 2006. – с. 78-79.

Рисование кистью и пальцем . Гуашь “Веточка мимозы ” Учить рисовать кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком Колдина, с. 34

Рисование декоративное с элементами аппликации “Красивые салфетки” Учить рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать сочетание элементов декора по цвету и форме Лыкова, с. 110

«Цветы для украшения группы к празднику 8 Марта » Вызывать у детей радостное настроение в преддверии праздника, желание порадовать своих мам красивым коллажем. Открытки, кусочки ткани, бросовый материал с изображением цветов, ножницы, клей ПВА, большой лист бумаги или картона.

Волшебные картинки (волшебный дождик) . Рисование свечой . Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик) . Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать . Воспитать у ребенка художественный вкус.

Рисование кистью “Семья неваляшек” Учить рисовать с натуры простым карандашом определенного размера, предавать характерные особенности неваляшек Колдина, с. 33

Рисование “Девочка пляшет” Учить рисовать фигуру человека . Учить передавать простые движения, закреплять приемы закрашивания Комарова, с. 64

«Мир вокруг нас» . Весна, ручейки, солнце ярко светит. Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в рисунке всей кистью, концом. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада » 2009. Стр. .225

«Письмо сороке» . Учить рисовать круглую и овальную формы. Развивать творчество, внимание, память, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к птицам, окружающим предметам. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада » 2009. Стр. Стр. 162

Рисование кистью . “Звездное небо” Учить тонировать мокрый лист бумаги акварелью. Учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки. Познакомить с новым способ – набрызгивание Колдина, с. 37

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) . Рисование пальчиками , карандашом. Учить рисовать простейшие фигурки , состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Рисование дидактическое “Радуга – дуга, не давай дождя” Продолжать самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами . Развивать чувство цвета Лыкова, с. 136

Рисование декоративное (с натуры) “Весёлые матрешки (хоровод) ” Познакомить с матрешкой как видом народной игрушки. Учить рисовать с натуры , по возможности передавая форму, пропорции и элементы одежды. Лыкова, с. 106

«Я ракету нарисую» . Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, передавать свое отношение к ним. Самостоятельно изображать ракету. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада » 2009. Стр. Стр. 240

«Красивые весенние цветы, которые вам понравились» Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к интенсивному экспериментированию с изобразительными материалами, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получения удовлетворение от полученного результата. Цветные карандаши.

Метод примакивания. «Первые листочки» Цель : продолжать учить детей рисовать методом примакивания; закрепить умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете; закрепить данный приём рисования .

Рисование по мятой бумаге . «Яблоко» . Цель : учить детей рисовать по мятой бумаге ; развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Рисуем праздничный салют (нетрадиционная техника рисования ) . Познакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании , осваивать цветовую палитру : жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

Черемуха. Рисование ватными палочками , пальчиками. Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком . Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Украсим розовой краской крылья бумажных бабочек» . Вызывать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов. Продолжать учить пользоваться палитрой для получения розового цвета. Показать детям, как можно украшать крылья бабочек, раскрасив одно крыло, а затем, сложив изображение пополам, перенести краску на другое. Набор красок гуашь, изображение бабочек с разной формой крыльев, вырезанных из плотной бумаги.

«Не обижайте муравья» . Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик» , предложить нарисовать иллюстрации к сказке; нарисовать муравья из трех частей; воспитывать доброту, сострадание, желание помочь в трудную минуту. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада . ИЗО. -воронеж, Учитель,2004. с. 40

Одуванчик. Расширить представления детей об одуванчике, учить видеть и оберегать красивое, передавать на бумаге красками. Закреплять умения работать красками. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада » 2009. Стр. .261

«Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» . Учить детей рисовать четвероногих животных. Закреплять знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы. Учить сравнивать животных, видеть общее и различное. Развивать образные представления, воображение, творчество. Учить передавать сказочные образы. Закреплять приемы работы кистью и красками.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада . Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 73 - 74.

Рисование по мятой бумаге . «Арбуз» .Цель : учить детей рисовать по мятой бумаге ; развивать чувство композиции, цветовосприятие;углублять представления о цвете.

Рисование “Нарисуй какую хочешь картинку” Учить задумывать содержание рисунка, доводить свой замысел до конца Комарова, с. 86

МБДОУ детский сад 26

Воспитатель: Н.Н. Шишкина

городской округ Королёв

Московской области

2016 год

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического воспитания, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы. Сюжетное рисование на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.

Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием.

В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.

Рисунки по собственному замыслу ребенка показывают, что обучение детей изображению предметов помогает относительно полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления и мысли об окружающем. Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.

Дети на пятом году жизни любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. Работая с детьми, надо опираться на умения и знания, полученные ими в предшествующем году.

Если при рассматривании предметов с трехлетними детьми педагоги выделяли два-три признака — мяч круглый, красный, ленточки синие, длинные и короткие, то внимание детей четырех лет можно привлечь к большему количеству признаков. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становится ярче, полнее. Слова, которыми воспитатель описывает признаки предмета, запоминаются и постепенно входят в активный словарь детей.

Задачи обучения сюжетному рисованию в средней группе.

Формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья зимой, дома на нашей улице, и т. д.).

Расширять тематику детских работ; поддерживать желание изображать знакомые предметы: посуду, овощи, фрукты, цветы, деревья, транспорт, животных. Явления природы: дождь, снег. Учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Научить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Тематика занятий.
Сентябрь.

«Нарисуй картинку про лето».
Цель:
учить доступными средствами отражать полученные впечатления.
«По небу летят разноцветные шары».
Цель:
продолжать знакомить с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы.

«На яблоне поспели яблоки».
Цель:
Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности. Передавать в рисунке образ фруктового дерева.

Рисование по представлению «Храбрый петушок»
Цель:
рисование петушка гуашью. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.

«Вышла курочка гулять».
Цель:
Учить рисовать курочку, передавая форму тела (овал). Развивать образное восприятие, воображение.

Октябрь.

Рисование «Ёжик с яблоком»
Цель: учить рисовать ёжика передовая характерные особенности. Закрепить умение рисовать предметы круглой формы.

«Осень, листья с дерева летят»
Цель:
учить передавать картину осени. Продолжать учить рисовать дерево.
«Сказочное дерево».
Цель:
Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в передаче правильного строения дерева.

Ноябрь.

Рисование по замыслу.
Цель:
учить, самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка.
Рисование по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»
Цель:
создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимания обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробья).

«Рыбки плавают в аквариуме».
Цель:
учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники.

Декабрь.

«Маленькой ёлочке холодно зимой».
Цель:
Учить передавать в рисунке несложный сюжет.

«Наша нарядная ёлка».
Цель:
Рисование новогодней ёлки гуашью с передачей особенности её строения и размещения в пространстве.

Январь.

Рисование «Мы слепили снеговиков».
Цель:
закрепить умение изображать предметы круглой формы разной величины.
Рисование красками (по представлению)

«снеговик в шапочке и в шарфике»
Цель
: рисование нарядных снеговиков в шапочке и шарфике. Развитие глазомера, чувства цвета, форма и пропорции.

Рисование «мышка и мишка»
Цель:
самостоятельный отбор содержания рисунка, Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мышки и мишки) с передачей взаимоотношении между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.

Февраль.

Рисование «сова на веточке сидит».
Цель:
создание простой композиции. Передача особенности внешнего вида конкретной птицы - сова - строение тела и окраски.

«Дома на нашей улице».
Цель:
Учить создавать изображение предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных форм, ряды окон.

Март.

«Красивый букет для мамы».
Цель:
Учить рисовать красивые цветы.
Рисование «Красивая кукла для мамы».
Цель:
учить детей передавать образ игрушки изображать фигуру человека передовая её основные части. Развивать фантазию и воображение.

«Моё любимое солнышко».
Цель:
развивать образное представление, воображение.

Апрель.

«Сказочный домик - теремок».
Цель:
Учить передавать в рисунке образ сказки.
Рисование «по морям, по волнам»
Цель:
Учить создавать элементарный сюжет передовая характерные особенности моря и лодки.

«Самолёты летят сквозь облака».
Цель: учить изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления.

Рисование «цыплята на лугу»
Цель:
Рисование простых сюжетов, свободный выбор изобразительно-выразительных средств, для передачи настроения персонажа.

«Нарисуй картинку про весну».
Цель: Учить передавать в рисунке впечатления от весны.