Значение балакирев милий алексеевич в краткой биографической энциклопедии. Милий алексеевич балакирев биография Балакирев м а биография

Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, р одился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье.

Милий Балакирев учился в нижегородской гимназии, нижегородском Александровском дворянском институте.

Музыкальные способности Балакирев обнаружил в раннем детстве — мать и старшая сестра учили его игре на фортепиано. Видя музыкальную одаренность сына, мать отвезла его в Москву, где он обучался у известного пианиста Дюбюка. Он также некоторое время брал уроки у Джона Фильда.

По финансовым причинам занятия в Москве продолжались недолго, мальчик вернулся в Нижний Новгород и стал брать уроки музыки у дирижера оркестра местного театра Карла Эйзриха, который не только дал ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым (автором первой русской монографии о Моцарте), имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования.

В 1853-1855 Балакирев состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета, зарабатывая на хлеб уроками игры на рояле.

В 1855 Балакирев встретился в Петербурге с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Уезжая в Берлин, Глинка подарил ему свой портрет.



12 февраля 1856 Балакирев блестяще дебютировал в Санкт-Петербурге в университетском концерте как пианист и композитор, своим концертным Allegro (fis-moll). Оркестром управлял Карл Шуберт. «Балакирев — богатая находка для нашей отечественной музыки », — писал Серов под впечатлением от его выступления.

Имя молодого композитора сразу же становится известным в музыкальных кругах Петербурга. О нем пишут в газетах. Его охотно приглашают к себе представители знати для участия в домашних концертах. Однако его не привлекает роль модного виртуоза, выполняющего прихоти знатных покровителей. Он решительно порывает светские связи, хотя и обрекает себя тем самым на жизнь, полную нужды и лишений. Основным источником существования остаются для него частные уроки музыки. В то. же время всю свою энергию, все свои силы он отдает борьбе за содержательное, высокоидейное музыкальное искусство.

Балакирев близко сошёлся со Стасовым, в котором нашёл чуткого, любящего друга и идейного вдохновителя. Знакомство с Даргомыжским, также оказало на него влияние.

С конца 1858 по 1861 год Милий Балакирев был занят сочинением музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Толчком послужила новая постановка трагедии на сцене Александрийского театра. Музыка Балакирева к «Королю Лиру», принадлежащая, по словам Стасова, «к числу высших и капитальнейших созданий новой музыки» , отличается глубоким проникновением в характер шекспировской драмы, рельефностью музыкальных образов и органической связью со сценической драматургией. Однако в театре эта музыка никогда не исполнялась, а увертюра, получившая характер вполне законченного, самостоятельного произведения, стала первым образцом русского программного симфонизма.



В этот же период сформировалось содружество композиторов «Могучей кучки». Еще в 1856 Балакирев познакомился с молодым военным инженером Кюи, с которым быстро сошелся на основе общих музыкальных интересов. В 1857 произошла встреча с выпускником военного училища Мусоргским, в 1861 — с семнадцатилетним морским офицером Римским-Корсаковым, а в 1862 — с профессором Медико-хирургической академии по кафедре химии Бородиным. Так сложился кружок. По свидетельству Римского-Корсакова, Балакирева «слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой» .

Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Произведения всех членов кружка проигрывались и обсуждались сообща. Подвергая критике сочинения своих друзей, Балакирев не только указывал, как следует исправить отдельные недочеты. Зачастую он сам дописывал целые куски музыки, инструментовал, редактировал. Он щедро делился с друзьями творческими замыслами, опытом, подсказывал им темы и сюжеты. Большое место в занятиях занимал также анализ выдающихся произведений классиков и современных кружку композиторов. Как писал Стасов, беседы Балакирева «были для товарищей его словно настоящие лекции, настоящий гимназический и университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии». Возникавшие в кружке споры зачастую выходили далеко за пределы чисто музыкальных вопросов. Горячо обсуждались проблемы литературы, поэзии, общественной жизни.

Милий Балакирев был первым из русских музыкантов, предпринявшим экспедиционную поездку для записи песен на Волгу (лето 1860). Он отправился на пароходе от Нижнего Новгорода до Астрахани вместе с поэтом Щербиной, исследователем и знатоком русского фольклора. Щербина записывал слова, Балакирев — мелодии народных песен.

А.К. Глазунов и М. А. Балакирев.

Первым творческим итогом поездки была новая увертюра (или картина) на темы трех русских песен из числа записанных на Волге. Балакирев дал ей название «1000 лет», а позднее, в 1887, переработав, назвал ее симфонической поэмой «Русь». Внешним поводом к сочинению явилось открытие в 1862 в Новгороде памятника «Тысячелетие России».

Милий Алексеевич создал новый тип музыкальных обработок воспроизводящих своеобразными художественными средствами особенности народно-песенного искусства. В этих обработках, как и в собственных сочинениях на народные темы, он смело сочетал ясную диатонику крестьянской песни с колористическим богатством современной ему романтической гармонии, находил необычные инструментальные краски, новые интересные приемы развития, которые подчеркивали своеобразие русской песни и воссоздавали характерные картины народной жизни, природы.

Ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866.

Балакирев трижды побывал на Кавказе: в 1862, 1863 и 1868. Под впечатлением от этих путешествий им была написана фортепианная фантазия «Исламей», главной темой которой стала услышанная во время странствий мелодия кабардинской пляски. По итогам этих путешествий Балакирев начал работать над симфонической поэмой «Тамара».


18 марта 1862 Балакирев вместе с хоровым дирижером Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу». Эта школа на первых порах своего существования развернула широкую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - Балакирев. 28 января 1868 после отказа Ломакина от управления школой, Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874.

Вагнер, будучи в России и услышав выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника.

В 1867 Балакирев выступал в качестве дирижера в Праге, где впервые знакомил чешскую публику с «Русланом и Людмилой» Глинки: «Руслан» окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза». Пражские слушатели преподнесли Балакиреву венки, и один из них он решил отвезти на могилу Глинки. Чешские газеты признали в лице Балакирева достойного ученика Глинки, продолжателя его дела

С осени 1867 до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза, Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского.

К концу шестидесятых годов завязываются дружеские связи Балакирева с Чайковским. Композиторы ведут оживленную переписку. Балакирев своими советами во многом помогает развитию программного симфонического творчества Чайковского, а тот, в свою очередь, содействует популяризации сочинений Балакирева в Москве.

К этому времени на Балакирева уже начинают один за другим сыпаться тяжелые удары.

Весной 1869 представители придворной клики грубо отстраняют его от дирижирования концертами Императорского русского музыкального общества. Это вызвало глубокое возмущение передовой музыкальной общественности. Чайковский поместил в «Современной летописи» статью, в которой выразил отношение всех честных музыкантов к факту бесцеремонного изгнания из высшего музыкального учреждения человека, составляющего гордость и украшение русской музыкальной культуры. Чайковский писал: «Балакирев может сказать теперь то, что изрек отец русской словесности, когда получил известие об изгнании его из Академии наук: «Академию можно отставить от Ломоносова, но Ломоносова от Академии отставить нельзя».

К этому же времени сильно пошатнулось материальное положение «Бесплатной музыкальной школы». Она была на грани закрытия. Балакирев это очень тяжело переживал.

Возникли серьезные неурядицы и в его личной жизни: смерть отца повлекла за собой необходимость принять на себя заботы о содержании незамужних сестрах, в то время как сам композитор не имел средств к существованию.


К началу семидесятых годов изменили сь и отношения Балакирева с членами «Могучей кучки». Питомцы Балакирева стали зрелыми, вполне сложившимися композиторами, перестали нуждаться в его повседневной опеке. В таком явлении не было ничего противоестественного, и один из членов кружка — Бородин — дал этому правильное объяснение, хотя и облеченное в шутливую форму: «Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева) все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцу — обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья — каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела». Однако болезненно самолюбивый, тяжело уязвленный неудачами, Балакирев не мог примириться с потерей былого влияния на недавних учеников.

Неудачи Милия Алексеевича завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде, задуманным для улучшения финансового положения.

Тяжелые переживания вызвали острый душевный кризис. Одно время Балакиревым владела мысль о самоубийстве. Вынужденный ради заработка поступить рядовым служащим в правление Варшавской железной дороги, он отстраняется от прежних друзей и надолго отказывается от каких-либо музыкальных занятий.

Лишь к концу семидесятых годов у него постепенно возрождается интерес к музыке. Он вновь берется за прерванное сочинение симфонической поэмы «Тамара». Возвращению Балакирева к музыкальной деятельности во многом содействовали старания его друзей. В частности, значительную роль сыграла Шестакова, предложившая ему принять участие в редактировании готовящихся к изданию партитур Глинки. Балакирев деятельно принялся за эту работу, пригласив для помощи Римского-Корсакова и его ученика Лядова.

Но Балакирев вернулся к музыкальной жизни уже не прежним «орлом», как его когда-то называл Даргомыжский. Душевные силы его были надломлены, появилась болезненная замкнутость. Особенно поразило друзей обращение Балакирева к религии.

С 1883 по 1894 Балакирев был управляющим Придворной певческой капеллы. Все музыкальное дело певческой капеллы он сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов. Он приобщил к работе в капелле в Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле.

К 1894 относится последнее публичное выступление Балакирева как пианиста. Это было на торжествах в Желязовой Воле — на родине Шопена, где по инициативе Балакирева был открыт памятник великому польскому композитору.

До конца жизни Балакирев сохранял горячую любовь к Глинке. В 1885 в Смоленске он участвовал в празднестве открытия памятника великому композитору и дирижировал там двумя концертами. В 1895 он добился установки мемориальной доски на доме в Берлине, в котором скончался Глинка, сам ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией. А в 1906 в честь открытия памятника Глинке в Петербурге (инициатором и на этот раз был Балакирев) исполнялась сочиненная им торжественная кантата.



Балакирев принимал непосредственное участие в создании Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произведений, помогая им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал русские оперы как дирижер и публицист. Особенно значительна была деятельность Балакирева в области популяризации опер Глинки в России и за границей.

Милий Алексеевич Балакирев умер 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, в своей квартире на Коломенской улице, 7. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных им произведений, в том числе и фортепианный концерт ми-бемоль мажор.

Балакирев погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 во время реконструкции Некрополя мастеров искусств прах Балакирева был перенесен от южной ограды кладбища ближе к стене бывшей Тихвинской церкви, и захоронен на Композиторской дорожке рядом с Римским-Корсаковым, умершим в 1908.

Милий Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, хотя сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому «Королю Лиру», симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии». Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор, блистательную фантазию «Исламей» и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой - на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза.

enc.vkarp.com ›2011/04/24/б-балакирев-милий…

Ещё:

М илий Балакирев начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года. В 25 лет он возглавлял кружок композиторов «Могучая кучка» и руководил Бесплатной музыкальной школой. Произведения Балакирева были известны во многих городах России и Европы.

«Здоровые цветки на почве русской музыки»

Милий Балакирев родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром - сначала как пианист, а затем как дирижер.

В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения - романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой . По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным . В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Сказочные и эпические сюжеты появлялись и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве каждого участника «Могучей кучки». Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа - наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

«Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. …Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

Николай Римский-Корсаков

В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались жители обеих столиц без социальных и возрастных ограничений «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров… а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты «новой русской музыки» - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.

Всемирно известный солист «Веймарского кружка»

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме.

Он вернулся к работе в Бесплатной музыкальной школе. Балакирева преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества не осталось. В это время распалась «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами.

«Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы - обросли перьями. Каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

Александр Бородин

Милий Балакирев решил оставить музыкальное искусство и устроился на службу в Управление Варшавской железной дороги. Он зарабатывал уроками игры на фортепиано, но не писал музыку и не выступал на концертах, жил уединенно и замкнуто.

Лишь в 1880-х годах композитор вернулся в музыкальную школу. В эти годы он закончил «Тамару» и Первую симфонию, написал новые фортепианные пьесы и романсы. В 1883–1894 годах Балакирев управлял Придворной певческой капеллой и вместе с Римским-Корсаковым организовал там профессиональное обучение музыкантов. Композитор входил в «Веймарский кружок», который собирался у академика Александра Пыпина. На этих вечерах Балакирев исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями. По воспоминаниям дочери академика, только в 1898–1901 годах подобных программ в его репертуаре было 11. Симфоническая музыка Милия Балакирева в эти годы была известна по всей России и за рубежом - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине.

Милий Балакирев умер в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся , который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.

Долгое время история не могла дать должной оценки тому вкладу, который он внес в российскую музыкальную культуру. Идейные войны, которые происходили в нашей стране в прошлом столетии, не давали возможности оценить заслуги этого выдающегося человека. В настоящее время, когда начала отдавать должное тем, кто долгое время находился в забвении, труды Балакирева были оценены потомками по достоинству. Наконец, история расставила все по своим местам.

Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как . Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.

Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как "Могучая кучка". , Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и . Он не входил в "Могучую кучку", но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.

Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.

Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева - Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.

Мало изучена и его публицистическая деятельность. Причиной тому стали духовные мировоззрения, которым пришел Балакирев к концу жизни. Его состояние, подобное схимничеству, было не понято и не оценено обществом. Не приняли его и позднее. Богоборцы не могли оценить подвиг христианина и духовидца Балакирева, и его имя было забыто.

Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года. В настоящее время творческий подвиг великого композитора по достоинству оценен. расставила все на свои места.

Крупнейший российский композитор Балакирев Милий Алексеевич, произведения которого до сих пор не теряют своей актуальности, известен не только своим выдающимся творчеством, но и как создатель и идейный вдохновитель целого течения в русской музыке.

Детство и семья

Родился будущий композитор 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Балакирев Алексей Константинович, был титулярным советником дворянского происхождения, мама занималась детьми. Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным, его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Вера на протяжении всей жизни оставалась для Балакирева важной темой. С раннего возраста ребенок показывал музыкальные способности, и мама это заметила.

Первые музыкальные опыты

Уже в 6-7 лет Балакирев Милий Алексеевич под руководством матери начинает учиться игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехи. Для того чтобы дать сыну лучшие навыки, мама везет его в Москву. Там он проходит короткий курс фортепианной техники у и педагога Александра Дюбюка. Затем дома он продолжает осваивать инструмент под руководством местного пианиста и дирижера К. Эйзериха. Именно музыкант познакомил Балакирева с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, меценатом, музыкантом-любителем, просветителем, который сыграл очень важную роль в жизни композитора. В его доме собиралось блестящее общество местных мыслителей, литераторов, музыкантов, устраивались концерты, обсуждались проблемы искусства. Здесь было заложено основание эстетического мировоззрения Балакирева.

Учеба

Мать будущего композитора рано умерла, это положило конец систематическим занятиям Балакирева музыкой. Позже его отец женился вновь, его жалования едва хватало на жизнь большой семье, об оплате учебы речь не могла идти. В 12 лет мальчика отдают в Нижегородский дворянский институт, где он получает среднее образование за счет местного дворянства. Через четыре года он поступает вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но проучиться он смог чуть более года, денег на дальнейшее образование у него не было, он добывал себе пропитание, давая уроки музыки. Во время учебы Балакирев Милий Алексеевич пишет первые музыкальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано.

Призвание

Видя несомненную одаренность юноши, Улыбышев в 1855 году берет его с собой в Санкт-Петербург, где знакомит с русским композитором М. Глинкой.

Балакирев Милий Алексеевич, музыка для которого стала важнейшей частью жизни, показал свои произведения мэтру и получил очень высокую оценку и рекомендацию всю свою жизнь посвятить сочинению музыки. Уже через год начинающий автор представляет публике свои первые опусы, а также дебютирует как пианист и дирижер при исполнении его концертного аллегро для фортепиано с оркестром. Это выступление было очень благосклонно принято критиками и публикой, Балакирева стали приглашать для выступлений в богатых домах, это помогло решить финансовые проблемы композитора, но отнимало довольно много времени. Музыкант сразу заявил о себе как о русском творце, национальные мотивы стали его фирменным знаком.

Путь в профессию

Балакирев Милий Алексеевич, творчество которого постепенно набирает популярность, некоторое время ведет активную концертную деятельность, вращается в светских кругах. Но это отнимает у него слишком много сил и времени, а он видел свое предназначение в сочинении музыки и распространении передовых идей. Он сокращает количество выступлений, хотя это отрицательно сказывается на его материальном положении, и решает посвятить себя музыке и просветительству.

Балакирев и "Могучая кучка"

В конце 50-х годов XIX века Балакирев сближается с целым рядом музыкантов: А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым. Так формируется кружок, который впоследствии станет называться «Могучей кучкой». Единомышленники много рассуждали о судьбе национальной музыки, обсуждали произведения. Со временем к группе присоединились самые значительные композиторы Российской империи Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Мусоргский, Ц. Кюи. Балакирев увидел в каждом из этих молодых людей божественный свет музыки, помог им развить дар, сформировать собственный музыкальный стиль. Складывается мощная команда авторов, каждый из которых работает в собственной манере, но при этом они коллективно помогают друг другу вырабатывать единый национальный стиль.

Группа активно общалась с представителями творческой интеллигенции своего времени: с критиками И. Тургеневым, А. Григоровичем, А. Писемским, И. Репиным. Тесные и сложные связи у композиторов установились с П. И. Чайковским, на которого «Могучая кучка» оказала сильное влияние. Музыканты вели активную пропаганду идей народности в искусстве, которые были авангардным направлением для русской культуры.

К 70-м годам группа распалась, но ее идеи продолжали жить и развиваться. «Могучая кучка» оставила значительный след в русской музыке, ее влияние на себя признавали А. Лядов, А. Аренский, С. Ляпунов, М. Ипполитов-Иванов, даже во французской музыкальной культуре появилась известная «шестерка» Эрика Сати и Жана Кокто, повторяющая путь «Могучей кучки».

Педагогическая деятельность

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого навсегда связана с музыкой, большой вклад внес в формирование отечественной школы. В 1862 году вместе с дирижером хора Г. Ломакиным Балакирев создает Бесплатную музыкальную школу, которая стала центром просвещения, пропаганды национального искусства и первым местом массового музыкального образования.

Император поддержал начинание музыкантов, поэтому у организаторов была возможность развить бурную деятельность. Они устраивали концерты учащихся, принимали в учебное заведение всех, кто имел способности, но не мог платить за обучение. В школе преподавались сольфеджио, музыкальная грамота и вокал. Балакирев был директором учреждения и дирижером концертов. Во второй половине 80-х годов XIX века в школе ощущался острый дефицит финансов, что привело к значительному сокращению ее активности. Балакирев в то время переживал сильнейший кризис, он даже покидает пост директора на некоторое время.

Но в 1881 году он возвращается на должность директора любимого детища и остается верным школе до конца жизни. В 1883 году Балакирев при протекции Т. И. Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой, где пригодился его организаторский и педагогический талант. Он улучшает систему преподавания в капелле, усиливает научную составляющую в преподаваемых дисциплинах, приглашает преподавать Н. Римского-Корсакова, организовывает оркестровый класс, значительно повышает качество жизни учеников, строит новое здание капеллы. В 1894 году он оставляет руководство капеллой и выходит на пенсию с солидным денежным обеспечением, с этого времени он мог всецело посвятить себя творчеству.

Музыкальная карьера

Балакирев Милий Алексеевич всю свою жизнь занимался музыкой, его деятельность началась с написания первых любительских романсов и фортепианных пьес. Деятельность композитора начиналась под сильным влиянием М. Глинки, который сыграл важную роль в жизни музыканта. В 1866 году Глинка пригласил Балакирева руководить постановкой опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» в пражский театр. Музыкант проявил большую активность и показал свой дирижерский талант в этой работе, которая имела большой успех и способствовала укреплению положения Балакирева в музыкальном мире.

В 1860 году композитор путешествует по Волге, где собирает песни бурлаков, которые позже оформит в музыкальный сборник, наделавший немало шума в отечественной культуре. В 1862, 1863 и 1868-м годах он совершает поездки на Кавказ, впечатления от которых повлияли на творчество музыканта. Вскоре композитора приглашают дирижировать Императорскими концертами русского музыкального общества, но в 1869 году он вынужден покинуть эту должность.

Начинается непростой период в жизни Балакирева, композитор подвергается гонениям и клевете, это наносит ему психологическую травму, и на несколько лет он сильно сократил свою творческую активность. В 1881 году он возвращается в музыку, но больше занимается руководством капеллой, пишет немного, но в это время появляется несколько сильных, зрелых произведений, например симфоническая поэма «Тамара».

В конце 90-х годов наступает последний творческий и очень продуктивный период жизни композитора. Он пишет много музыки для фортепиано, работает над симфоническими поэмами «Русь» и «В Чехии».

Творческое наследие

Композитор Балакирев Милий Алексеевич, годы жизни которого отданы поискам средств к существованию, просветительской и педагогической деятельности, оставил небольшое, но значительное наследие. К числу его основных произведений относят музыку к «Королю Лиру», фортепианную фантазию «Исламей», несколько серьезных обработок других композиторов, около 2 десятков романсов и песен, две симфонии.

Личная жизнь

Балакирев Милий Алексеевич был страстной, увлекающейся натурой, помещенной в трудные жизненные обстоятельства. Всю жизнь он был стеснен в средствах, его преследовали недоброжелатели, которые клеветали на него, организовывали кампанию против композитора в прессе. Наибольшей глубины финансовый кризис достиг в 1872 году, когда концерты школы не только перестали приносить прибыль, но и вовсе не могли проходить. В придачу к этому умирает отец композитора, и на его плечи ложится забота о благополучии младших сестер. Музыкант в отчаянии, он доходит до нервного истощения, даже задумывался о самоубийстве.

В 1874 году Балакирев покидает школу и поступает в Магазинное управление Варшавской железной дороги в качестве мелкого служащего, он снова начинает давать уроки музыки. Ни сил, ни времени поддерживать отношения с друзьями у него не было, и он отходит от круга единомышленников, не сочиняет музыку. Это был самый тяжелый период в его жизни. Балакирев нашел выход в религии, он стал очень набожным и постепенно начал приходить в норму. В 1881 году, когда он вновь вернулся к работе в школе, его психическое состояние выравнивается. Жизненные перипетии, увлеченность музыкой не позволили Балакиреву создать собственную семью, он так и прожил холостяком, увлеченным творчеством.

Композитор прожил длинную и насыщенную жизнь, он скончался 29 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище.

Жизнь творческих людей часто полна взлетами и падениями, разными событиями, не исключение и Балакирев Милий Алексеевич. Интересные факты составляют огромный список, среди них есть и грустные. Так, при всех заслугах композитора не только перед русской культурой, но и перед всей европейской музыкой ни в одном городе мира ему так и не поставили памятника. Зато одна из лучших музыкальных школ Европы, если не мира, расположенная в Москве, гордо носит его имя.

Балакирев с детства был болен, его часто преследовали мучительные и неотступные головные боли, которые доводили его до отчаяния. В один из таких затянувшихся кризисов он даже хотел бросить все и уйти в монастырь, но, к счастью, болезнь отступила, и композитор остался в

Своим образованием, по сути, Балакирев обязан самому себе, он много работал над своей техникой и самосовершенствовался. Однако, когда ему предложили уже в зрелые годы занять должность профессора Московской консерватории, композитор отказался, так как у него не было академического образования.