Детские секции и кружки: за и против. Современный ребенок и кружки

При выборе кружка или спортивной секции обязательно обращайте внимание на склонности ребенка. Если он любит петь, записывайте на пение, танцевать - отправляйте в балетный кружок. В раннем возрасте ребенок может увлечься рисованием, изображая героев из сказок, или пытаться встать на «мостик», и родителям нужно подмечать, поощрять и развивать его таланты.

Для самых маленьких

Начинать посещать кружки и секции можно с двух лет. В этом возрасте малышу будет полезно пообщаться с «чужим» взрослым человеком и сверстниками в рамках организованной развивающей среды. Благодаря кружку, он сможет до детского сада развивать социальные и коммуникативные навыки.

С маленьким ребенком можно ходить на занятия по ритмике и детскому фитнесу, лепке, декоративно-прикладному искусству, выполнять упражнения, развивающие внимание и мелкую моторику.

Не стоит выбирать студию, которая расположена далеко от дома, даже если там самые лучшие педагоги - скорее всего, вы посетите всего несколько занятий. Когда детский центр находится в шаговой доступности от дома, дорога превратится в приятную прогулку, и малыш будет меньше уставать.

Ребенок должен с удовольствием ходить на занятия. Активное сопротивление или безразличие - сигнал к тому, что нужно найти другую студию или поменять группу.

Для дошкольников и младших школьников

С 4 – 8 лет для общего развития детям вполне достаточно одного-двух занятий в неделю. Не старайтесь научить всему и сразу - пусть ребенок сначала попробует освоить две дисциплины, а если ему будет скучно или, наоборот, захочется продолжить обучение, вы всегда сможете добавить в расписание еще одну секцию.

Дошкольнику и младшему школьнику могут понравиться занятия по иностранному языку, музыке, рисованию, лепке из глины и пластилина, бисероплетению. В этом возрасте уже можно посещать спортивные секции: футбол, гимнастику, фигурное катание, теннис, верховую езду.

Выбирая занятия, учитывайте психологические особенности ребенка. Стеснительной девочке будет сложно выйти на сцену и спеть соло, а в хоре она будет чувствовать себя более комфортно. Подвижный мальчик с удовольствием пойдет играть в футбол, в то время как шахматы могут показаться ему скучным занятием.

Но ориентироваться только на желания ребенка все-таки не следует. Стеснительным детям иногда полезно спеть дуэтом, а непоседам - позаниматься иностранным языком или поиграть на музыкальном инструменте. Вполне возможно, что после нескольких занятий ребенок начнет с удовольствием выступать на сцене или изучать иностранные слова.

Большинству детей подходят групповые занятия. На них дети не только получают новые знания и навыки, но и знакомятся друг с другом. Индивидуальные же занятия нужны прежде всего детям, которые испытывают проблемы в развитии и обучении, или талантливым детям, которым скучно заниматься в обычной группе. Некоторые родители начинают с индивидуальных занятий, а когда ребенок освоится, переводят его на групповые или совмещают два вида занятий.

Выбирайте студию, где в конце учебного года проходят отчетные концерты или выставки. Возможность продемонстрировать мастерство родителям, бабушке и дедушке - лучший стимул не пропускать занятия и выполнять все задания.

Некоторые студии выдают ученикам все материалы, необходимые для занятий, но чаще всего танцевальную форму и мольберты с красками родители покупают самостоятельно. Для музыкальных занятий понадобятся учебники, нотная тетрадь , ручки и цветные карандаши . Для хореографии - балетные тапочки , гимнастический купальник (для девочек) и велосипедные шорты и футболка (для мальчиков). Для спортивных занятий - кроссовки , шорты и футболка или спортивные штаны и олимпийка . Для занятий по рисованию и лепке - альбом или бумага для рисования , цветные и простые карандаши разной жесткости, ластики ,

Желательно, чтобы к моменту перехода в среднюю школу ребенок позанимался в разных секциях и нашел кружок, который ему нравится. Вполне возможно, что хобби поможет в выборе профессии или освоении школьных предметов.

В старшей школе все свободное время обычно занимает учеба, занятия с репетиторами, подготовка к экзаменам и олимпиадам, поэтому спорт и секции «для души» постепенно уходят на второй план. Но если у подростка получится организовать свой график так, чтобы осталось время на дополнительные занятия - это будет маленькая победа, которая поможет ребенку пережить непростые времена подготовки и сдачи экзаменов.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Оглядываясь назад, осознала, что накоплен тринадцатилетний опыт посещения моими детьми досуговых центров. В какие кружки, секции отдавать ребенка? С какого возраста? Чем при этом руководствоваться? Какие занятия выбирать, платные - бесплатные? Учитывать ли отдаленность от дома?

Возможно, мой рассказ поможет вам ответить на многие «почему» связанные с дополнительным образованием.

Побудительные причины

Как только понимала, что моему ребенку необходимы те или иные навыки, а сама я не могла им научить, я искала подходящие занятия или нужного преподавателя. Так получилось с первыми нашими уроками вне стен дома. Сын выучил алфавит, мог складывать буквы в слоги, но не мог научиться, к двум буквам присоединять третью. Занятия у частного логопеда смогли решить эту проблему. В это же время, в четыре года я отдала его в хор, так как были серьезные проблемы с речью. Хоровое пение, я надеялась, научит четко слышать и тянуть каждый звук.

Присутствие на занятиях

До школы были индивидуальные занятия у бесплатного и платного логопеда. Уровень преподавания сильно разнился. Поэтому, если вы хотите явного результата, то придется раскошеливаться. Обязательным условием качественных занятий является ваше присутствие на уроке. Тогда преподаватель работает на «полную катушку» и вы при закреплении материала дома четко понимаете, о чем идет речь и какой должен быть результат.

Всему свое время

Для разностороннего развития я водила четырехлетнего сына в бассейн. Сейчас он немногословно вспоминает то время: «Было тесно и скучно. Я не понимал, зачем руки надо класть на воду так, а ногами работать вот этак. Мне было неудобно так двигаться в воде. Я не понимал, чтобы научиться быстро плавать, нужно «поставить» определенные движения». В двенадцать лет он снова, но уже самостоятельно и с большим удовольствием стал посещать бассейн. Три года тренировок сколиоз не выправили, но в глаза бросается широкий разворот плеч и красивые уверенные «поставленные» движения тела, когда он оказывается в воде. На суше прежняя скованность, закомплексованность.

«Учитель от Бога»

Вашему ребенку крупно повезет, если в его жизни встретится такой преподаватель. Природную скромность, можно сказать, болезненную зажатость, я пыталась выправить в районном доме творчества, в театральном кружке. «Отдавала» ребенка конкретному преподавателю. Сыну она показала, что такое декламация, художественное чтение, интонация, настроение стихотворения, ритм и рифма. И когда в школе задавали стих наизусть, он уже сам шел к ней и она ему «ставила» чтение с выражением. Когда я видела любимого отпрыска в спектаклях, я плакала, потому что это был не мой сын. Как он «гулял» интонацией и голосом, какие шикарные широкие жесты были, как свободно и красиво он двигался по сцене, а какое перевоплощение! Он наслаждался игрой, а я наслаждалась им! Но это было, как с бассейном. В миру он оставался прежним закомплексованным и зажатым мальчиком. Он не смог перенести приобретенные навыки в повседневную жизнь.

Так как состоялся продуктивный диалог с преподавателем театральной студии, которая еще вела и кружок росписи, мой сын много лет занимался у нее рисованием, расписывал доски и различные деревянные поделки. В результате вся дача завешена, заставлена красивыми почти профессионально выполненными работами. Но, к сожалению, сын так и не стал творческой натурой, у него нет стремления, что-то создать и облагородить.

Внешкольная «упряжка»

Помимо того, что мною двигало стремление разностороннего развития своего на тот период единственного ребенка, одновременно я пыталась выявить, нащупать то, в чем мой сын мог бы полностью реализоваться, найти сферу деятельности, которая в будущем станет его профессией. К гуманитарным кружкам одновременно добавила спорт и иностранный язык. Сейчас я даже чувствую некое угрызение совести, так нагружать ребенка в начальной школе! Были еще и дополнительные и школьные занятия: лепка, рисование, ритмика и еще один театральный кружок.

Повторюсь, так как сын был мальчиком застенчивым, я, естественно, отдала его в секцию борьбы, чтобы выкристаллизовать в нем здоровую агрессивность. Пять лет он занимался различными единоборствами у трех разных преподавателей, занятия были платными. Сын кружки и секции воспринимал как естественный атрибут жизни, потому что начал их посещать с четырехлетнего возраста и вопроса «ходить - не ходить» у него никогда не возникало. Надо, значит надо. Я все ждала, что борьба, умение замахнуться, занести кулак на другого - научат его смелости, но нет. На соревнованиях сын выбирал выжидательную позицию, никогда не наносил удар первым, а лишь уходил от ударов. Он не смог стать бойцом.

Контроль и еще раз контроль

Это правило, которое поможет вам сэкономить время и деньги. Если вы отдаете ребенка в кружки и секции, то это не гарантирует тот объем умений и знаний, на который вы рассчитываете. Обязательно время от времени присутствуйте за занятиях, особенно если они платные, вы их оплачиваете, следовательно, имеете право знать, за что платите. Присутствуйте на всех соревнованиях, выступлениях, чтобы отследить результат траты времени вашего ребенка и ваших кровно заработанных денег. Побывав на одной из тренировок, увидев тренера, который вышагивал по спортзалу в туфлях и в свитере, не удосужившись надеть кимоно, и с ленцой подбадривал – покрикивал на мальчишек, я перевела сына в другой спортивный клуб.

На четвертом году занятий моего сына английским языком в частном детском клубе, я побывала на уроке. Обучение шло по принципу «для галочки». За год должны пройти учебник, а усвоил ли ребенок пройденный материал, никого не интересовало. В результате у сына так и не поставлено произношение и проблемы с чтением транскрипции. Более удачен пример моей подруги: ее сын занимался у частного репетитора в группе сверстников из двух – трех человек за немалые деньги, в результате он со слуха переводит песни! Да, дорого, но эти деньги вложены в образование ребенка, добавим к этому еще и время, которое было «не убито», а потрачено на реальное обучение.

Умное времяпровождение

Еще сын на протяжении трех лет дважды в неделю посещал шахматный кружок, для развития аналитического мышления, как я предполагала. Я не строила никаких планов, а относилась достаточно меркантильно, лучше он полтора часа поиграет в соседней школе в шахматы под руководством преподавателя, чем будет сидеть дома у телевизора.

Альтернативные занятия

Чем, у кого и когда заниматься, выбирала я. Сын лишь раз выказал желание научиться играть на гитаре. Гитара - инструмент дорогой, уроки по игре тоже. Музыкой, кроме хорового пения, он никогда не занимался. Пойдет ли у него «музыка», ни он, ни я не знали, а тратиться на инструмент придется. Нашли альтернативный вариант. Сын стал посещать занятия на синтезаторе (синтезатор у него был). Занятия на этом музыкальном инструменте в доме творчества вбирали в себя: уроки сольфеджио, пение в хоре и индивидуальные занятия на синтезаторе с учителем. Подобная альтернатива показала сыну, что невозможно научиться играть ни на одном музыкальном инструменте без основ музыкальной грамоты и что музыка – это кропотливое почти монотонное занятие, когда ты проигрываешь десятки раз одно и тоже. И вопрос, покупать ли гитару, отпал сам собой. На тот период сын был не готов столько времени уделять музыке.

Заставлять – не заставлять

Дочка во всем руководствуется только своими ощущениями, личность учителя для нее - доминирующий фактор. Если нравится преподаватель, она готова, сдерживая слезы, и на шпагат тянуться, и часами бить по клавишам, и ежиков лепить. А если руководитель «не в масть», то будут и головные боли, и «я опоздала, поэтому в зал меня не пустили…», и «она так ругается, что я все позабыла…» И перед каждым занятием борьба интересов: «Иди!» «Не пойду!» С одной стороны, нужно учитывать пристрастия ребенка, а с другой - ребенок маленький, настроения меняются ежеминутно, и каждому «гулянию настроений» давать ход - это не дело. Нельзя посещать занятия время от времени, там тоже своя достаточно жесткая программа. Что делать? Нужно искать первопричину. Поводом нежелания ходить на занятия может быть не только личность преподавателя, но и какая-нибудь мелочь, на наш взрослый взгляд. Например: «Все девчонки танцуют в лосинах, а я в спортивных брюках», «Я подошла, поздоровалась с девочками, а они мне не ответили, а Катька так посмотрела! В общем, на танцы ходить не буду!» И ты, мама, понимаешь: если разрешить не ходить в танцевальную студию, потом будет отказ заниматься музыкой и рисованием. Ребенок приведет десятки доводов, почему ему не нравятся эти занятия, и те. И вместо этого будет бесцельное сидение у телевизора и бесконечный треп по телефону с подружками. Поэтому, найдя первопричину, нужно постараться ее либо устранить, либо обсудить. Купить лосины, как у ее подружек. Занятия танцами важнее, чем сумма, потраченная на блестящие рейтузики. «Что обсуждали девочки, когда ты подошла? Вот видишь! Я думаю, если бы тебе пересказывали вторую серию мультика про Шрека, ты бы тоже никого не увидела!» Постоянно расспрашивайте детей и общайтесь с их родителями, чтобы быть в курсе дел.

За кем выбор

Еще в августе я обсуждала с детьми, кто на какие занятия будет ходить, и оговаривала, что посещение этих занятий обязательно в течение всего учебного года. Если кому-то что-то не нравится, то сами ищите альтернативу. Вам не нравится преподаватель музыки, узнайте, к какому учителю в доме творчества дети ходят с удовольствием и запишитесь к нему на следующий год. Не нравится лепка, поищите другой кружок, который работает примерно в те же дни и часы.

Насыщенная досуговая жизнь – это обязательный атрибут нашей семьи. Этот факт не обсуждается, обсуждается его наполняемость. За детьми остается частичное право выбрать кружки - секции по вкусу к обязательным занятиям. У сына это бассейн, у дочки танцы, музыка, английский. Остается свободное время? Занимайтесь, чем хотите!

Итоги

Сейчас сын уже взрослый и я могу подвести итоги. Я горжусь собой, что всегда старалась воспользоваться предоставленными жизнью возможностями. Сменив квартиру, я тут же обходила все школы, дома творчества, узнавала, где какие кружки и секции работают, знакомилась с соседями, у которых есть дети, на детских площадках с мамами и папами, узнавала, что посещают их дети. Не забывала учитывать и территориальный фактор, чтобы дорога не превышала по времени часы самого занятия. Ярким негативным примером тому может служить моя подруга, которая возила восьмимесячного кроху на другой конец города. Занятия занимали тридцать минут, дорога в оба конца - три часа. Какой в этом смысл, если малыш уставал в переполненном метро в час пик, что потом весь вечер капризничал?

Насыщенность кружками – секциями научили моих детей организованности. Они знали, что сегодня освободятся после дополнительных занятий в восемь часов и времени делать уроки практически не будет, поэтому приходили после школы и сразу же садились за домашние задания. Те редкие дни, когда занятий не было, выбивали детей из привычно - деятельной колеи. Они ходили неприкаянные по квартире, не зная, чем заняться. В результате уроки не были выполнены или завершались в одиннадцатом часу ночи.

Ответственность, умение ценить время, планировать свои действия, - это все от кружков и секций. Сын, несмотря на свою замкнутость, социально адаптирован, у него нет страха перед чем-то новым. Насыщенная досуговая жизнь, дополнительные занятия не отбили у него охоты учиться, возможно, от того, что занятия были разнообразны и касались различных сфер деятельности. Дочка моей подруги пошла в первый класс в семь лет, имея за плечами четыре года подготовки к школе. И уже в первом классе она наотрез отказывается учиться: ей неинтересно, она все знает, и просто уже надоело.

Совместные занятия музыкой и рисованием сплотили моих детей. Они научились общаться, решать некоторые конфликты самостоятельно, находить общий язык без мамы за спиной.

Но, к сожалению, все мои титанические усилия по превращению сына из замкнутого в открытого и общительного не увенчались успехом. Наверное, я пыталась изменить психологический тип ребенка, что невозможно. Может быть, это мои родительские амбиции, коль я дала ребенку жизнь, значит, смогу дать и характер?

1. Примерно за год начинайте собирать информацию, как представлена досуговая деятельность в вашем районе.
2. Определите для себя, что вы хотите в результате получить. По какому принципу будете подбирать дополнительные занятия. Либо ваш ребенок занимается тем, что ему интересно, например, он любит рисовать, и вы его отдаете в художественную студию. Либо стараетесь разносторонне развить своего ребенка. Он рисует хорошо. Отлично! Тогда нужно подобрать занятия, которые будут развивать другие творческие наклонности, скажем, спортивные или музыкальные.

3. Постарайтесь найти «своего учителя», с которым будет комфортно вашему ребенку. Меняйте преподавателя, если он вас не устраивает. Ошибки, как и в любом другом деле, здесь неминуемы.

4. Выбор кружков – секций начните с определения основных занятий вашего ребенка, а остальные «добирайте», исходя из оставшегося времени и возможностей, которые дарят вам ближайшие к дому досуговые центры.

5. Если на день попадет несколько занятий, смотрите, чтобы было чередование. Умственная нагрузка сменялась физической (спорт, танцы, ритмика) или творческой (рисование, лепка, оригами).

6. Если ребенок трудно адаптируется в новом коллективе, то первое время присутствуйте на занятиях или подберите ему компанию, чтобы ходил он на занятия с друзьями.

Смысл дополнительного образования мне видится в том, чтобы нащупать ту сферу деятельности, в которой ребенок смог бы полностью реализоваться, и она стала его профессией, делом его жизни.

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все «за» и «против».

Итак, «ЗА»:

1. Занятия в кружке или секции - это:

  • смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
  • смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, - разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка «избалуют» подобной снисходительностью;
  • смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
  • смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь - занимайся за столом, хочешь - удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

2. способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

3. Занятия в кружке, секции - это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.

Кроме того, для всех детей группа в кружке - модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

4. формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

  • запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
  • запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
  • запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
  • организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

Для ребенка семи - девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни «взрослой» силы воли, ни «взрослой» памяти, ни «взрослой» предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.

  1. первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
  2. второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими - разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.

Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка. Вот лишь один случай из практики психолога:

Лену, высокую со спортивной фигуркой девочку, привела на прием мама. На консультации Лена молчала: казалось, беседа ее не интересовала. Видимо, все, что говорила мама, девочка слышала далеко не раз.

Мама Лены была очень расстроена. Как выяснилось, очередной двойкой дочери по математике. И мама и папа Лены в школе учились на пятерки и четверки. Поэтому плохая успеваемость дочери просто не укладывалась у них в голове. «И ведь занимаемся с ней. Уроки вместе делаем, объясняем все, а толку никакого. Только и говорит: «не понимаю, не могу, не хочу»».

Прервав монолог мамы, психолог спросил у Лены: «Тебе нравится учиться, ходить в школу?»

Девочка, не глядя на психолога, равнодушно ответила: «Нет».

«У тебя есть в школе друзья?» - поинтересовался психолог.

«Нет, - говорит Лена, - никто со мной не дружит... Мне все равно».

Все это время мама Лены всем своим видом подчеркивала: «Вот видите! Я же говорила вам - ничем не интересуется, ничего не хочет!» - и явно выжидала момент, когда же ей предоставят возможность сказать это вслух.

«Ну, может, хоть что-то тебе нравится в школе?» - допытывался психолог у девочки.

«Да у меня ничего не получается. Ну, правда... - Лена оглянулась на маму и нерешительно закончила: - Физкультуру я люблю, особенно когда в баскетбол играем».

Реплика вызывала возмущение мамы: «Баскетбол - это не полезное занятие! Лучше бы дочь учила уроки! Заниматься баскетболом некогда, потому что Лена и так не справляется со школьной программой! Кроме того, чтобы взяли в секцию, нужно обладать данными, а Лена никогда серьезно не занималась спортом. И вообще, Лена все равно бросит занятия уже через неделю, потому что она не может даже расписание уроков запомнить и сделать без десятка напоминаний домашние задания...»

Психолог был вынужден прерывать мамин монолог, потому что видел, что у не решающейся возразить девочки на глазах заблестели слезы.

Попросив Лену подождать за дверью, психолог долго беседовал с мамой. Объяснял ей, как важно для ребенка поверить в себя, как важно, чтобы в тебя поверили другие, особенно самые дорогие и близкие люди - родители. Рассказывал о том, как важно ребенку добиться успеха, причем вовсе не обязательно именно в математике.

Выслушав психолога, мама Лены согласилась попробовать показать дочь тренеру команды школы по баскетболу.

С Леной и ее мамой психолог встретился случайно спустя год. Лена улыбалась и смотрела в глаза, а ее мама больше не выглядела такой расстроенной. Тренер, к огромному удивлению мамы, согласилась заниматься с Леной. К еще большему удивлению родителей, тренировки Лена не пропускала. Через полгода девочку перевели в основной состав школьной команды, и теперь она защищает на соревнованиях честь школы.

«А как с математикой?» - рискнул поинтересоваться психолог.

«С математикой? - мама слегка смутилась. - Да, честно говоря, практически по-прежнему. Но мы с папой подумали, что это не так важно. Можно и без математики прожить. Особенно спортсменке. Правда, дочка?» Вид при этом у мамы был очень гордый.

Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

Есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.

2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум - двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки для родителей. «Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы», - опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.

4. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка - вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания - встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.

Краткая характеристика кружков и секций

​​​​​​​Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные. См. →

Как выбрать секцию или кружок для ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. См.

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.


Это четверостишье из знаменитого стихотворения детской поэтессы Агнии Барто «Болтунья», которое было написано еще в 30-х годах прошлого века. В то время, да и вообще во времена Советского Союза, дети с огромным удовольствием посещали различные кружки и секции. Во-первых, это было весело и интересно. Во-вторых, эта была отличная возможность провести время с друзьями. В-третьих, таким образом можно было разнообразить свой досуг и провести свободное время с пользой.

Да и я, сколько себя помню, в школьные годы постоянно посещала различные кружки: кройки и шиться, вязания, вышивания, танцев, актерского мастерства и т.д. Хотя мои школьные годы пришлись на тяжелые 90-е и начало 2000-х. Мне и многим моим друзьям было весело проводить свободное время в подростковых клубах и центрах детского и юношеского творчества.

Однако сейчас, как выяснила «Общественная электронная газета», дети не стремятся посещать кружки и секции, отдавая предпочтение посиделкам у компьютера, бестолковому общению в социальных сетях и онлайн-играм.

По данным Министерства образования Республики Башкортостан, на сегодняшний день в регионе работает 288 учреждений дополнительного образования, 37 из которых в Уфе. Часть кружков и секций в этих учреждениях можно посещать абсолютно бесплатно. Однако, как выяснилось, дети все равно не стремятся туда ходить. Работникам дополнительного образования приходится с трудом уговаривать школьников приходить к ним заниматься.

Буквально недавно встретила на улице руководительницу кружка, который я посещала в старших классах. Помимо низкой заработной платы она пожаловалась на то, что детей сейчас крайне сложно чем-то заинтересовать. Ей с трудом удается набрать полную группу. Причем если в начале учебного года дети еще приходили на занятия, то уже сейчас постоянно кружки посещают пять-семь человек…

С чем связано нежелание современных детей получать дополнительное образование? И можно ли на это как-то повлиять? Многие родители наверняка были бы рады, если бы их дети после школы проводили свое свободное время не дома у телевизора или в интернете, и не на улице, общаясь с кем попало, а в кружках и секциях. Однако платить за это, пусть и небольшие деньги, согласны далеко не все. Почему они не выбирают бесплатные кружки и секции? Многим родителям просто-напросто не удается уговорить или заставить своих детей заниматься дополнительно. И все по той же причине: детям интереснее проводить свое свободное время за компьютером…

Но в этом случае после школы дети предоставлены сами себе. Если оба родителя находятся на работе, и у бабушек, дедушек и других родственников нет возможности забирать детей из школы, присматривать за ними, они в лучшем случае будут просто впустую тратить свободное время, не занимаясь ничем полезным, в худшем могут попасть под влияние дурной компании и «вляпаться» в какую-нибудь неприятную историю.

Раньше помимо кружков и секций проблему организации свободного времени школьников решали группы продленного дня. Дети могли остаться после уроков в школе, под присмотром учителя выполнить домашние задания, с пользой повести время. Однако сейчас продленки работают далеко не во всех школах.

На вопрос «ОЭГ» - почему в некоторых школах республики отсутствует режим продленного дня, в Министерстве образования Башкортостана ответили, что это дополнительная образовательная услуга, относящаяся к компетенции самих образовательных учреждений. Как правило, группы продленного дня открываются по запросам родителей, если в школе для этого имеются материально-технические, кадровые и финансовые возможности, а также, если питание школьников организуется в соответствии с требованиями СанПиН.

В Министерстве образования РБ нам также сообщили, что согласно новым образовательным стандартам, которые вводятся в российских школах с 1 сентября текущего года, дополнительное образование детей станет обязательным. При этом образовательные учреждения будут самостоятельно определять, в какой форме будет организована внеурочная деятельность школьников. Общее и дополнительное образование станут неразрывно связаны друг с другом.

В процессе обучения детей будут использованы возможности и ресурсы учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта. Таким образом, дополнительным образованием детей будут заниматься квалифицированные специалисты. У детей появится широкий выбор занятий по интересам. И проблема с организацией свободного времени должна быть решена.

Однако пока новые образовательные стандарты введены только в первых классах. Со следующего года по ним начнут обучать второклассников, еще через год – третьеклассников и т.д. Поэтому пока судить об эффективности новой образовательной системы рано. С начала нового учебного года и двух месяцев не прошло…

К тому же, как быть с теми детьми, которых нововведения не коснуться? Кто будет заниматься организацией их свободного времени? И вообще, если школьники с таким нежеланием посещают кружки и секции, может, стоит как-то пересмотреть программы дополнительного образования, чтобы заинтересовать детей? Или опять никому до этого нет дела?

Рекомендации педагога-психолога:

нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок?


Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой дополнительно к занятиям в школе? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».
Аргументы «ЗА»:

Занятия в кружке или секции – это:

Смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.

Смена круга общения. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах и ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

Смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки

Занятия в кружке, секции - это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу.

Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься - пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Запомните, детей, лишенных талантов, не бывает.

Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания - встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно?

Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. К наиболее распространённым относятся:

1. Спортивные секции:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;

Психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме;

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн;

2. Хореографические кружки:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений, помогают выработать чувство

ритма, гибкость;

Психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;

Дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.
3. Художественные кружки:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;

Дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п.

4. Музыкальные школы, кружки:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух, тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.
5. Вокальные студии:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

6. Театральные студии:

Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

Психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
7. Кружки прикладного творчества:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости, требуют внимания и самоконтроля, развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

8. «Научные» кружки» - направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;

Психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;

Компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.