Конспект. Внеурочная деятельность

Началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.

  • Коллекция искусства Медичи - в году стала государственной собственностью;
  • Коллекция искусства Ватикана - ;
  • Королевская Коллекция Вены - ;
  • Королевская Коллекция Дрездена - ;
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге - ;

Типы музеев

Интерактивные музеи

Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах , и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий .

Виртуальные музеи

Частные музеи

Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.

Ведомственные музеи

Детские музеи

Значение музеев

Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев - всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни .

Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.

Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.

Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.

Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.

Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.

Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.

Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов .

См. также

Примечания

Литература

  • W. Prinz , Die Entschtehung der Galerie in Frankreich und Italien , Berlin , 1970.
  • K. Hudson , A Social History of Museums , London , 1975.

На русском языке:

  • Бурганов И. А. Музей в XXI веке. Теория, опыт, практика. - М. : Музей «Дом Бурганова», 2007. - 330 с. - ISBN 599010141-4 .
  • Гилен П. Проекты и музеи: постфордистские технологии организации современного искусства // Постфордизм: концепции, институты, практики / под ред. М.С. Ильченко, В.С. Мартьянова. - М. : Политическая энциклопедия, 2015.

Науки, техники и других сфер деятельности человечества. Кроме того, этого заведение занимается просветительской деятельностью, выставляя экспонаты на обозрение публики.Свое начало музей берет от частных коллекций предметов искусства, артефактов и раритетов. Но всегда все эти собрания отражали приоритет культурного интереса той или иной эпохи. Например, в античные времена это в основном были произведения искусства. В средние века внимание больше уделяли иконам, церковной утвари, шитью, мощам святых и т.д. Первые музеи, поставившие перед собой научные цели, появились в Европе в эпоху Возрождения. В них стали собирать минералы, астрономические инструменты, предметы этнографического характера и многое другое.В России первым музеем, доступным для публичного посещения, стала Кунсткамера. В основу ее коллекции легли собрания Петра I: оружия , гравюры, станки, инструменты и т.п.Все музеи можно разделить на: исследовательско-научно-просветительские, естественнонаучные, исторические, литературные, искусствоведческие, технические, учебные и исследовательские. В основу такого деления легла профилирующая направленность заведения и принадлежность его к определенной сфере деятельности человека. И как у любого социокультурного института у музея есть свои функции:- документирование: отражение, с помощью экспозиций, различных факторов, событий произошедших в обществе;- образование и воспитание: знакомство посетителей с историческими моментами, формирование эстетического вкуса;- досуга: проведение привлекательных для посетителей форм экскурсий, воссоздание интерьеров помещений, использование театрализованных форм работы, проведение концертов, балов, праздников и т.п.Именно уровень развития и постановка музейного дела говорит об общей культурной народа и о том, как население страны к своему прошлому, чем дорожит и гордится.

Источники:

  • История музейного дела в России

В мире существует много различных музеев. Как правило, в них выставляют наиболее известные произведения искусства и предметы быта, отражающие историю человечества и являющиеся его культурным достоянием. Но некоторые музеи выбиваются из привычных рамок, одним из них является знаменитый «Музей всего».

«Музей всего» (The Museum of Everything), основанный англичанином Джеймсом Бреттом, является передвижным музеем, в котором выставляются работы неизвестных и непризнанных художников XIX, XX и XXI веков. Он работает с 2009 года, его выставки посетили более трехсот тысяч человек. Музей принимают самые известные выставочные площадки мира, среди которых галерея Тейт (Tate Britain), Selfridges, музей Аньелли и другие. В августе 2012 года «Музей всего» проводит выставки в городах России – Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. В частности, в Петербурге музей будет работать с 16 по 19 августа, а в Москве - с 23 по 26 августа.

Проводя выставки в различных городах мира, The Museum of Everything одновременно ищет непризнанные таланты, работающие в области современного, нетрадиционного и наивного искусства. Любой художник, даже непрофессиональный, имеет шанс выставить свои картины. Более того, передвижной музей работает с людьми, которым трудно донести свои работы до зрителя – бездомными, инвалидами, заключенными. Для просмотра принимаются рисунки, скульптуры, живопись. Работы могут быть выполнены в самых разных жанрах. Финальной выставкой музея в России станет «Выставка №5», на которой будут показаны найденные оригинальные работы. Точная дата ее проведения будет указана на сайте «Музея всего».

Если вы являетесь одним из непризнанных художников или художником, не считающим себя частью современного мира искусства, вы можете представить в «Музей всего» свои работы. Передавать их надо лично (или через вашего представителя), в электронном виде они не принимаются. Чем больше своих работ вы представите, тем лучше, так как это позволит сотрудникам музея лучше оценить ваше творчество. Все представленные работы будут изучены командой специалистов, отобранные включат в шорт-лист «Выставки №5» в Москве. Их авторы получат предложение включить свои работы в международную коллекцию музея.

Зайдя на сайт музея, существующего и в русскоязычном варианте, вы найдете всю необходимую информацию. Следует учесть, что The Museum of Everything не работает с профессиональными художниками и студентами (бывшими или настоящими) художественных вузов. Всех остальных художников «Музей всего» приглашает к сотрудничеству.

Что такое Музей? Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры Раньше это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.




Лувр Национальный музей Франции. Один из первых европейских музеев и один из самых посещаемых музеев мира и третий в мире по величине. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.






Музей Санкт-Петербурга Лабиринтум Интерактивный музей занимательной науки для детей и взрослых Открылся совсем недавно в декабре 2010 года. Здесь можно познакомиться с основами законов физики экспериментальным путем. В музее есть зал с оптическими иллюзиями; зал с приборами, где можно поучаствовать в экспериментах с электричеством; зал экспериментов с водой; зеркальный лабиринт.


Музей человеческого тела Само здание музея, находящегося в нидерландском Лейдене, сделано в виде фигуры человека. Передвигаясь с этажа на этаж, посетители музея словно совершают путешествие внутри человеческого тела: мимо огромных органов или прямо сквозь них. На специальных экранах можно увидеть различные процессы, проходящие в организме: пищеварение, снабжение кислородом и т.д.


Музей растворимой лапши Растворимая лапша была изобретена японцем Момофуку Андо в 1958 году, и в музее, находящемся в Осаке, собрано все, что только может иметь отношение к этому продукту. Более того, посетители могут не только поглазеть на экспонаты, но и сами поучаствовать в создании уникальной лапши на мини-фабрике, причем готовый продукт в пластиковом стаканчике можно унести с собой.


Центральный музей связи им. А.С. Попова Один из старейших научно- технических музеев, Посетители могут познакомиться здесь не только с редкими экспонатами, относящимися к истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, но и с современными средствами телекоммуникации.


Музей железнодорожной техники Музей расположен недалеко от Брестской крепости. Основан в 2002 году. Под открытым небом можно увидеть около 50 образцов железнодорожной техники начала и середины прошлого века. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие. Прокатиться с ветерком, правда, не получится, а вот фотосессию устроить - запросто.


Дарвинский музей в Москве Занимательное путешествие познакомит с удивительными животными, представленными в экспозиции залов «История музея», «Многообразие жизни на Земле», «Происхождение видов (Микроэволюция)», «Зоогеография». «Весёлый музей» расскажет вам истории и про зверя-шишку, птицу-гриб, плавающего ежа, шестиногого оленя, собаку-игрушку и про других зверей, птиц и рыб. В нашем музее вам не будет скучно.



Что такое музей? Занятие 1

ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ?

Как появились музеи? (Поговорим о понятии)

Слово «музей » , а точнее «мусейон» , вошло в обиход человечества более 2,5 тысяч лет назад. В Древней Греции музейонами называли святилища, создававшиеся для почитания муз . Изначально музы считались божествами источников, но со временем стали отождествляться с богинями-покровительницами искусств, наук и творческой деятельности. Здесь собирались учёные, поэты, музыканты, спортсмены. Они проводили состязания, диспуты. В таких святилищах со временем накапливались собрания предметов, связанных с награждением, - скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей. Со временем музейоны превратились в научные центры. Это произошло в эпоху эллинизма (в 4 век до н.э.). Славу самого выдающегося снискал музейон в египетской столице – Александрии. В нём имелись коллекции растений и животных, обсерватория, и находилась знаменитая Александрийская библиотека.

Помимо музейонов, коллекции вещей накапливались в сокровищницах при храмах. Приношения богам были неотъемлемым элементом культа религии греков. В качестве благодарности богам преподносили статуи, посуду из драгоценных металлов, шкатулки, монеты, мебель, картины и тд. Храмы пополнялись и трофеями, захваченными во время военных действий. Так было положено начало коллекционирования предметов , представлявших ценность для человека.

В римскую эпоху научные изыскания в музейонах отошли на второй план. Римляне, подражая во всём грекам, заимствовали и слово музейон. В латинском языке он стал звучать как « museum ». Правда, музеями римляне стали называть и свои загородные виллы. И вовсе не случайно, так как это были не просто дома, а резиденции, в которых всё было продумано для отдыха, созерцания, философским беседам, литературным занятиям.

Таким образом, слово музей в античном мире никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Если раньше это было лишь святилище муз, то потом этим словом стали называть места для занятия литературой, наукой и научного общения.

В средние века позабыли и это слово. Только с наступлением эпохи Возрождения в 15 веке у слова «музей» появился новый смысл. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве редкости и диковинки. Первое упоминание о музее, как собрании редкостей обнаружено в Италии во Флоренции.

Итак, сначала слово «музей» стало синонимом слова «коллекция», помещение же, в котором находились коллекционные предметы, назывались кабинетом (франц.), галереей. Только во второй половине 16 века понятие «музей» стали употреблять не только к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится.

В эпоху Просвещения (18 век) музей, из закрытого собрания, доступного только немногим желающим, вырастает в учреждение, открытое для широкой публики. Музей теперь не только собирает, хранит, изучает , но и показывает предметы посетителям !

Сейчас понятию музей даётся следующее умное определение:

МУЗЕЙ – постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды.


Попытайтесь дать более простое определение слову «музей».

Музей – это учреждение, в котором (или которое)…

? Вопросы и задания к занятию:

1. Когда и где появилось слово музей?

2. Каково происхождение слова музей?

3. Имелись ли различия между греческим «музейоном» и римским « museum »?

4. Что можно было увидеть в «музейоне»?

5. Когда и где понятие «музей» приобретает значение собрания древностей и редких предметов?

6. Дайте своё определение понятию музей.

7. Прочтите ещё раз определение понятия «музей». Как вы думаете, какими функциями обладает музей? Чему и кому он служит? Зачем нужны музеи?

8. Подготовьте сообщения по-выбору на темы:

ü Предыстория музеев: сокровищницы храмов и царей на Древнем Востоке;

ü Коллекции и коллекционеры в Древней Греции;

ü Частные и общественные коллекции в Древнем Риме;

ü Сокровищницы средневековых храмов;

ü Как возникли музеи: коллекции и научные собрания в эпоху Возрождения.

Наталья Анисимова
Беседы с детьми о музее

Беседы с детьми о музее.

Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея

1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают,с музейными профессиями.

3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

Беседа «Что такое музей»

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.

Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).

Для чего люди создают музеи (Ответы детей).

Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше. (показ картинок)

Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.

А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)

Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ картинок

– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).

– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.

Их профессия называется археолог.

А еще экспонаты в музеи дарят люди.

Их называют дарители.

– Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).

Чем отличается экспонат от простого предмета?

(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).

В каждом городе есть музеи. В нашем городе, селе тоже есть.

А знаете ли вы музеи нашего города? Показ картинок.

Воспитатель вместе с детьми подводит итог беседы:

Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?- Какие виды музеев вы знаете?

Беседа «музейные профессии».

Цель этой беседы - показать музей как сложный механизм; от того, как отлажена его работа, зависит сохранность произведений искусства.

Ход беседы

Ребята вы уже знаете что такое музей. Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам.

Воспитатель знакомит детей с профессиями людей,которые работают в музее (экскурсовода, музейных смотрителей, работников охраны, хранители, реставраторы, такелажники, осветители, климатологи)

Экскурсовод - Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты

Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках

Эксперт - оценщик Оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.

Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции

Реставраторы- это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.

Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,

Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы.

Экскурсанты - Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.

Беседа правила поведения в общественных местах- музее.

Ход беседы:

Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе - едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье. Какие общественные места вы знаете?

Ответы детей.

Как вы думаете, зачем нужны правила поведения?

Вспомните, какие из этих правил вы знаете.

Ответы детей.

Всё названное вами – правила поведения или этикет.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомнения.

А теперь серьёзное дадим определение.

«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».

И так мы с вами отправляемся в музей. Какие же нам с вами нужно знать правила.

Куртку, шапку иль пальто,

Не мешало, чтоб оно,

Не ходить, чтоб нам в развалку,

Отнесем мы в … раздевалку (гардероб).

О каком правиле поведения идет речь в стихотворении?

Ответы детей.

Правило: сдай вещи в гардероб.

Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты. А в качестве «сменной обуви» им предлагают специальные кожаные чехлы, которые надевают прямо на обувь.

Правило: будь всегда опрятен и вежлив.

В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.

Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся, ведь даже если тебе абсолютно неинтересно то, что говорит экскурсовод, то это не значит, что другим людям тоже все равно.

Правило: внимательно слушай и не перебивай экскурсовода

Экспонаты помогают узнать много новогои интересного о культуре прошлых веков, поэтому одно из наиглавнейших правил,которое следует соблюдать,

Правило: строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.

После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.

Давайте, ребята повторим правила поведения в музее или на выставке

Правила поведения в музее.

Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты.

По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.

Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.

Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.

Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.

В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Публикации по теме:

«Берегите воду». Конспект беседы с детьми (старшая группа) ЦЕЛЬ: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям,что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил.

Конспект беседы с детьми второй младшей группы «Что такое театр?» Конспект беседы с детьми 2 младшей группы на тему «Что такое театр?» Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Кто такие герои?» Цель: Формирование у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну. Задачи: - воспитывать любовь.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Верблюд - домашнее животное» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Верблюд - домашнее животное". Рассказ воспитателя о домашних животных. Чтение.