Какие виды фанатизма бывают и как его распознать? Признаки фанатизма.

В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла ().

Термин религиозный фанатизм , наряду с прямым смыслом, часто используется:

  • нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни.
  • для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо́льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ().

Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность . «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. . Слова подвижнические . Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств ).

Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. . ).

Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель . ).

Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…

Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено () (Св. прав. . Моя жизнь во Христе).

Религиозный фанатизм

игумен Игнатий (Душеин)

Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.

Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?

Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.

Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.

Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.

Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.

Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.

Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?

Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.

Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.

Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” .

Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” , и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.

Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” . А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.

Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.

Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.

Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров .

Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами . Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.

Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследования старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами а Восточными Патриархами.

Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.

Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.

“Вы – соль земли ”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.

Фанатизм – это психическое заболевание, которое может затрагивать любые сферы. В международной классификации указано 7 видов заболевания, некоторые из них нормально воспринимаются в обществе:
политический;
здоровья;
идейный;
научный;
религиозный;
спортивный;
культурный.
Признаки фанатизма
У фанатизма есть две степени – средняя и крайняя. Средняя степень встречается часто и проявляется в том, что человек подвержен доминантной идее, но не доводит ее до абсурда и не навязывает окружающим. Крайняя степень психического расстройства диагностируется реже и выражается в жестком навязывании своего выбора другим людям, тирании по отношению к ним, включая пытки и другие виды физического насилия. Симптомы заболевания проявляются в следующих отклонениях от нормы:
Фанатик близко к сердцу принимает события, касающиеся его идола. Он страдает, впадает в депрессию, вплоть до самоубийства из-за женитьбы кумира, проигрыша любимого футбольного клуба.
Человек сопровождает объект поклонения на гастролях, дежурит у дома, покупает аксессуары и атрибуты, связанные с ним.
Фанатичные люди постоянно говорят об «идее фикс» – другие темы их не интересуют.
Интересы и хобби, что раньше были в радость, отходят на задний план.
Фанатик агрессивно реагирует на любые выпады окружающих, касающиеся объекта или субъекта его поклонения.
религиозный фанатизм
Фанатизм к человеку
Этот вид психического расстройства отличается от других тем, что объектом преследования и поклонения фанатика становится конкретный человек. Часто жертва фанатизма – популярный певец, музыкант, актер и другая известная личность. Главная опасность такого состояния в его устойчивости – чем ближе кумир, тем опаснее поведение его фанатов. Современная эстрада знает сотни случаев, когда поклонники в экстазе рвали одежду на знаменитостях, врывались в их дома, преследовали на гастролях.
Фанатизм может проявляться по отношению к человеку противоположного пола. Эту форму расстройства часто путают с любовью. Любовь женщины к мужчине подразумевает трезвую оценку достоинств и недостатков своего партнера, а фанатичное увлечение идеализирует и обожествляет его, преклоняется, не замечает недостатков, оправдывает любые слова и поступки своего божества.
Спортивный фанатизм
Спортивный фанатик – это человек, которого нормально воспринимает общество. Армия поклонников футбола приезжает в другие города и страны, чтобы поддержать любимую команду. Матчи заканчиваются мирно или с драками, которые затевают фанаты. В современном обществе такое поведение считается фан-движением, субкультурой или частью спортивной игры. Отличить фаната от обычного болельщика можно по следующим признакам:
Злоупотребление пивом и другими спиртными напитками.
Прием допинга (легких наркотиков, таблеток, энергетиков).
Вседозволенность в словах и действиях во время соревнований и после их окончания.
Религиозный фанатизм
Религиозные фанатики возводят свою религию в культ, отрицая существование других вероисповеданий. Ими и их единомышленниками движет желание властвовать над иноверцами. Групповые ценности фанатиков возводятся в культ поклонения – они слепо верят религиозному лидеру, беспрекословно ему подчиняются и готовы отдать жизнь, если потребуется.
Мусульманский и православный фанатизм одинаково опасны экстремистскими устремлениями. Новым членам секты «промывают мозг» за 2-3 недели, а после 4-5 лет жизни по уставу религиозной общины изменения становятся необратимыми. Любой культ объединяют одинаковые признаки:
У них есть лидер, называющей себя мессией.
В них правит тоталитарная система и философия.
Члены культа беспрекословно подчиняются правилам общины.
Фанатики беспрекословно отдают имущество и деньги на благо общины.
фанатизм
Как становятся фанатиками?
Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают человека к изменениям.
Зависть к чужим успехам.
Заниженная самооценка.
Известная личность, которая добилась всего и блистает.
Психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека, когда он попадает в сложную жизненную ситуацию и не видит выхода из нее. В такие моменты он уходит в религию и незаметно для себя попадает под влияние адептов секты. Они внушают ему знание о «правильном пути», сочувствуют, выражают готовность поддержать и рассказывают о проблемах, с которыми сами столкнулись недавно. Фанатики бегут от реальности в религию не из любви к Богу, а от своих страданий и безразличия окружающих.
Как избавиться от фанатизма?
Фанатизм как психологический феномен появился в 17 веке, когда католический епископ Боссюэ ввел это понятие в обиход. Успешное избавление от болезни возможно, если:
Фанатик поймет, что его утверждения ложные.
Научится анализировать навязчивые мысли и смотреть на ситуацию с другой стороны.
Будет переключаться на другие события.
Повысить самооценку.
Обратится за помощью к психологу.
Фильмы про фанатиков
Фанатизм в любви, религии, спорте и любой социальной сфере – признак эмоциональной нестабильности, впечатлительности, отсутствия лидерских качеств, внушаемости. О фанатиках сняты десятки фильмов – они рассказывают о том, чем чревата слепая вера и следование за кумирами, религиозное раболепие.
«Фанат» с Робертом Де Ниро – драма о сложных отношениях профессионального спортсмена и его фаната.
«Мастер» рассказывает о моряке, который устроился в фотоателье после войны. Через время бывший военный попадает под влияние религиозного лидера и начинает проповедовать его заветы.
«Сдохни, Джон Такер!» Сюжет фильма рассказывает о школьном мачо, которому хотят отомстить три его бывшие девушки. Их не останавливает то, что приманкой в коварном плане выступает девушка, только что приехавшая в город.

Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. Религиозный фанатизм одного человека, может наделать зла более чем усилия двадцати соединившихся вместе преступников.

Введение

Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека.

Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

По своей сути религиозный фанатизм – это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.

1. Общая часть

Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников, это идеологическая основа экстремистской деятельности.

Религиозная фанатическая идеология – это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной религиозной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной группы верующих.

Религиозный фанатизм превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации:

Национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных.

«Чистая религиозность» требует очищения внешнего мира, так рождается религиозный экстремизм.

Членами религиозных фанатических групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить ощущение всемогущества. Такие личности легко могут стать жертвой психологического лидера, проводящего массовые тренинги.

Еще более масштабное воздействие оказывают финансовые пирамиды типа МММ, организованная преступность, тоталитарные государственные режимы, международные мафиозные кланы и религиозно - террористические объединения.

В религиозные фанатические группы легче всего вовлекаются лица, занятые интенсивным духовным поиском, стремящиеся к «Абсолютной Истине», часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы.

2. Виды религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих религий и провоцирует их на конфликты как с представителями своей, так и с последователями иных вероисповеданий.Главными видами фанатизма являются:

1) расовый;

2) националистический (шовинизм);

3) политический (фашизм, тоталитаризм);

4) религиозный (религиозная нетерпимость);

5) обрядовый - приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;

5) пуританство - строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в самоцель;

6) прозелитизм - привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами;

7) религиозная экспансия - стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны (гражданские и межнациональные) и на бесчеловечные гонения. Но и религиозная история народов полна ересей, расколов, гонений и отлучений, что ярче всего выразилось в исламизации завоеванных арабами и турками народов, инквизиции Западной церкви, иконоборчестве нескольких византийских императоров, и др.

3. Причины религиозного фанатизма

Главными причинами религиозного фанатизма являются:

1) политические: политики, разжигая религиозный фанатизм в народе, издавна эксплуатируют силу религии и используют ее или для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии;

2) психологические: психологические исследования показывают, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм;

3) религиозные: возведение фанатизма в норму правил некоторыми религиями (например, в исламе распространение веры "огнем и мечом") или преувеличенная требовательность верующих к ближним, происходящая от неправильного понимания заповедей.

4. Последствие религиозного фанатизма

Последствия религиозного фанатизма для людей, общества и самих религий весьма разнообразны. Религиозный фанатизм:

1) создает у верующего иллюзию духовной самодостаточности и гарантированного спасения, усыпляя его совесть и внушая ему фарисейское сознание;

2) искажает веру, потому что лишает ее драгоценного качества - любви к ближнему, без которой вера мертва;

3) удушает свободу личности принуждением, гонениями, угрозами, наказаниями, насилием;

4) толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных войнах;

5) вызывает антипатии у религиозно равнодушных людей или маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку они убеждаются в том, что религии, вместо того чтобы облагораживать человека, разжигает в нем ненависть и побуждает к кровавым конфликтам.

5. Религиозные фанатики

Основной признак религиозного фанатика, отличающий его от очень религиозного человека, - это убеждение, что только через ими любимые организацию и учение можно прийти к Богу, а несогласные с этим их убеждением идут прямиком в ад.

Религиозный фанатик высокомерно, нетерпимо, агрессивно относится к иным духовным путям и школам. Духовным такого человека назвать нельзя. Часто такие люди совершенно не восприимчивы не только к мудрости, но даже к логике, к фактам и здравому смыслу. Они могут наизусть знать толстые религиозные труды, занимать высокую должность в своей организации и при этом не иметь элементарного понимания основ духовной философии. Религиозных фанатиков можно разделить на две группы:

1) Религиозные фанаты за идею (их церковь – самая крутая, учение – самое продвинутое, только они получают настоящие откровения от Бога, только они по-настоящему поклоняются, только у них самое правильное понимание Писания и так далее);

2) Религиозные фанаты своего религиозного лидера, который нередко становится для них и апостолом, и пророком, и отцом всех времен и народов.

Религиозный фанатик получает наслаждение не от своей деятельности, а от самого факта существования идеала или идеи. Он растворяется в своем пристрастии, хочет испытывать страсти и эмоции. Он не самодостаточен, оттого и творит себе кумира – из идеи или некой сильной и яркой личности. Что-то архиважное для себя он находит вне себя.

Подражая яркому религиозному лидеру, религиозный фанат как будто становится частичкой этой успешной личности, на нем отражается сияние человека, который чего-то достиг, взошел на пьедестал. Религиозный фанатик передает ответственность за себя в руки своего кумира и подчиняет всего себя чужой идее. Он тщеславный, но неуверенный в своих силах и возможностях человек. Ему легче жить отраженным светом своей идеи или своего идеала.

У религиозного фанатика есть потребность в единомыслии и единомышленниках. Он ищет себе подобных поклонников, среди которых он чувствует себя как среди своих, говорит с ними на одном языке, они «смакуют» свою идею или своего героя и прекрасно понимают друг друга.

Окружение религиозного фанатика – некое психическое объединение людей, наэлектризованных общим чувством, которое в кругу своих разрастается и может достичь неизвестных величин.

Религиозный фанатизм направлен на разрушение чужой культуры, религии, системы ценностей. Считая свою идею самой правильной и своего лидера самым «продвинутым», религиозный фанатик агрессивно ниспровергает другие идеи и авторитет других лидеров. Делается это в доказательство любви к своему лидеру. Потому что только его кумир истинный и его церковь лучше всех! Нередко религиозный фанатизм – это подростковая болезнь. Многие ее перерастают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Им необходимо чувствовать себя частью группы.

Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Религиозный фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.

Чем сильней религиозный фанатизм, тем человек все больше втягивается в происходящее. Его начинает переполнять какая-то незнакомая энергия. В этом странном состоянии он от себя отключается, начинает вместе со всеми искренне радоваться, горевать, ждать чуда.

Однако не нужно путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скрупулезно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и религиозные фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками.

Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.

Заключение

Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие через заблуждение, помешательство, неспособность слышать и понимать других. А заражаются этой болезнью через страсти и пристрастия человеческие, в той или иной степени развитые в каждом человеке.

Стало быть, блюсти себя в страстях, бороться с ними, быть строгим самокритиком - это и есть способ оградить себя от религиозного фанатизма. Все дело в нас, и начинать нужно только с себя, но не с ограждения от других.

«Ради нашего гуру я на всё пойду, самого себя в жертву принесу, ничего не пожалею, а если кто слово против него скажет — жестоко покараю!», — кричит, колотя себя в грудь, на собрании секты один из её последователей, а остальные сектанты вторят ему, как загипнотизированные.

«Наша семья должна питаться только овощами и хлебом, никаких животных продуктов, ибо мясо, яйца и молоко — яд, не приносящий организму ничего, кроме вреда. Если кто из вас осмелится меня ослушаться, тот мне больше не семья! Из дома выгоню!», — возмущённо говорит женщина своим домочадцам.

Какие разные эти три примера, и, казалось бы, между ними ничего общего. Но ведь и сектант, и девочка- подросток, и женщина одержимы одной идеей, всецело служат ей и не признают отступлений. Так, девочка одержима идеей быть рядом с любимым актёром, лидер секты и её члены — идеей «служения» Богу, а женщина — идеей «здорового» питания.

Всё это — проявления фанатизма. В первом случае можно говорить об идейном фанатизме, или фанатизме искусства. Уж не знаю, почему его так называют, но к этому виду относится и футбольный фанатизм, и фанатизм от артистов эстрады и кино. Во втором случае мы видим проявления религиозного фанатизма, ну, а в третьем — фанатизма здоровья. Хотя, в принципе, третий пример тоже можно отнести к идейному фанатизму, ибо женщина поклоняется идее вегетарианства.

Что же такое фанатизм ? Это неотступное следование какой-либо идее, безрассудное, страстное поклонение чему-либо (кому-либо), обожествление, идеализация объекта поклонения, слепая вера во что-либо, в кого-либо.

В международной классификации болезней (психических расстройств) выделяется семь видов фанатизма :
религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный выделяется в отдельную группу, фанатизм в сфере искусств.

Причём здесь международная классификация болезней? Дело в том, что, например, в США фанатизм считается отклонением от нормы, психическим расстройством, которое нужно лечить психологическими методами. Три вида из названных являются наиболее распространёнными: религиозный фанатизм (культы, секты, психически больные люди, не входящие в какие-либо группы), спортивный (чаще всего футбольный — болельщики) и фанатизм искусства (когда объектами поклонения являются артисты, актёры и иные служители искусства).

Вот признаки , характерные для людей, страдающих последними двумя формами фанатизма.

1. Фанатик слишком остро переживает всё, что происходит в жизни объекта его поклонения (впадает в депрессию после проигранного им матча, девушка теряет покой, если любимый артист женился и т. д.). Крайняя форма — самоубийство, особенно если объект поклонения погибает или уходит со сцены.

2. Большая часть финансовых затрат уходит на преследование объекта поклонения: фанатик ездит за ним на выступления, всюду сопровождает, скупает всю атрибутику: диски, кассеты, плакаты, одежду, символику, участвует в аукционах, чтобы купить как можно больше вещей, принадлежавших объекту поклонения.

3. Объект поклонения становится для фанатика «идеей фикс». Человек не может ни на чём другом сосредоточиться, ни о чём ином, кроме него, думать, говорить, забрасывает письмами, надоедает звонками, ждёт у подъезда, в гримёрках и т. д.

4. Круг интересов заметно сужается: учёба, общение, иные увлечения, ранее доставлявшие радость, отходят на второй план или вовсе исчезают. Этот признак чаще всего проявляется у подростков.

5. Если кто-либо плохо отзовётся об объекте поклонения, сделает едкое замечание в его адрес, фанатик либо перестаёт общаться с этим человеком, либо реагирует агрессивно (драки болельщиков разных футбольных команд).

6. Объект поклонения возводится фанатиком чуть ли не в ранг святых, обожествляется, идеализируется им. Негативная информация о поведении, поступках «объекта» отвергается фанатичным человеком. Такой человек считает, что его любимый актёр просто не способен скандалить, грубить, злоупотреблять спиртными напитками и т. д.

Крайние проявления фанатизма встречаются в чистом виде довольно редко. В большинстве случаев фанатизм — явление преходящее, характерное для подросткового возраста и юности. Со временем оно бесследно исчезает, оставляя яркие приятные воспоминания, либо переходит в устойчивую не патологическую привязанность человека к объекту прошлых пристрастий, то есть человеку всю жизнь может очень нравиться музыка, от исполнителя которой он раньше «фанател».

Фанатизм имеет гораздо большее распространение в нашей жизни, чем обычно это считается. Думаете, что фанатики бывают только спортивными или религиозными? Ничем не лучше их и все прочие, слепо верящие в догмы какой-нибудь идеологии или даже науки. Так, чем, например, лучше ученый, принимающий на слепую веру гипотетические предположения, описанные в учебниках в качестве "непреложных истин", какого-нибудь религиозного сектанта также слепо верящего словам своего "гуру"?

Между тем, существуют характерные признаки, по которым сразу же можно вычислить любого фанатика. Вот, например, как описывает феномен фанатизма и его признаки врач-психотерапевт В.Синельников:

"От информационного изобилия человек впадает в цинизм. Вера современного человека очень пошатнулась. Одни люди уже ни во что не верят. Другие становятся фанатиками. И это страшно.

Так что же такое Вера? Вера - это убежденность, уверенность в ком-нибудь или в чем-нибудь. Готовность признать существование чего-либо как истинного.

Однако Истину невозможно описать словами. Любая попытка это сделать уводит от нее. Получается не Истина, а всего лишь ее описание, то есть чья-то точка зрения. Человеку думающему, разумному абсолютная, слепая вера не нужна вообще. Знания не нуждаются в вере.

Слово "Вера" состоит из двух слов: Веда и Ра. Получается буквально следующее - знание Света, Истины. Человек верующий стремится к познанию истины и знания эти воплощает в жизнь. Вопрос веры - это выбор каждого человека. Нужно стремиться быть в первую очередь знающим, ведающим человеком.

А знающего от фанатика отличить очень просто. Человек знания никогда не будет никого ни в чем убеждать. Он живет в гармонии с собой и с окружающим миром. Не ограничивает себя какой-то одной точкой зрения. Ничего не отрицает. Принимает мир таким, какой он есть, и при этом находится в состоянии постоянного поиска и развития".

Ну а фанатики от человека знания отличаются именно слепой верой в существующие догмы (без разницы - научные, идеологические или религиозные), поклонением "авторитетам" и своим лидерам, строгим соблюдением ритуалов и взаимоотношений в иеррахической Пирамиде Власти, нетерпимостью к инакомыслию и обязательным навязыванием своего собственного мнения в качестве "истины в последней инстанции". А самое главное - они боятся любых радикальных изменений и смены парадигм.

И совершенно напрасно многие атеисты, слепо верящие в отсутствие Бога, а также "борцы с лженаукой" думают, что они не подходят под категорию фанатиков. Ведь именно фанатики всегда нуждаются в дискуссиях и доказывании чего-либо окружающим и в первую очередь - самим себе.

Ну а тот, кто уже созрел до знания, а не слепой веры - прекрасно знает, что любое сознание должно до определенного уровня знаний вначале "дорасти". Потому невозможно "тянуть" к нему "за уши" всех тех, кто предпочитает галлюцинировать на давно устаревших представлениях о реальности: "Прежде чем упасть, яблоко должно созреть".