Толстой А.Н. Основные даты жизни и творчества

Алексей Николаевич Толстой – человек с удивительной судьбой. Будучи потомком знатного дворянского рода, он построил карьеру в Советском Союзе, вернувшись из эмиграции. В его поздних произведениях читатель найдет возвеличивание Сталина, которое с легкой руки талантливого автора приобрело масштабы культа личности. Как проходило его «хождение по мукам»? Почему он избрал для себя такой путь?

Алексей родился 10 января 1883 года в Николаевске (Самарская губерния). Его родители были влиятельными и богатыми дворянами. Отец занимал почетный пост предводителя дворянства и был представителем древнейшего рода Толстых. Однако отношения в семье не ладились: его мать ушла от мужа сразу же после рождения сына и сожительствовала с А.А. Бостромом. Мальчик жил в его имении и получил воспитание от образованной и интеллигентной матери, однако семейная драма очень волновала его и не отпускала на протяжении всей жизни. В 1898 они переехали в Самару, где будущий писатель окончил училище.

Юношество

За Самарой последовал Петербург, где молодой человек учился на технической специальности (отделение механики). Поездка на Урал (1905 г.) воспламенила воображение юноши, он сочинил стихи, которые были опубликованы в казанской газете «Волжский листок» в 1906 году. Признание на литературном поприще вдохновило Алексея бросить учебу и заняться писательством. Он уезжает в Париж.

Уже через год он публикует первый сборник лирических стихотворений. Еще через год выходит книга «За синими реками», однако автор все еще находился в поиске. Он обрел свое «Я» лишь в прозе, написав «Сорочьи сказки». Далее Алексей Толстой начинает вести тесное сотрудничество с издательствами, где его повести публикуют с большой охотой. Тогда появляется сборник малой прозы «Заволжье» и два романа «Чудаки» и «Хромой барин». Начинающего литератора хвалит признанный мастер слова – М. Горький, а вместе с ним и другие критики. Алексей Николаевич устраивается на работу в «Русские ведомости» и становится военным корреспондентом в Первую мировую войну.

Эмиграция

Революцию писатель осудил, как и большинство представителей его класса. Он перебирается в Париж вместе с семьей. Находясь посреди бушующих волн истории, он увлекается прошлым своей страны и работает над историческими трудами. С 1918 по 1923 год он мечется между Берлином и Парижем, где формируются разные эмигрантские кружки с противоположной идеологией. Он выбирает «Накануне», где все члены настроены к коммунизму более лояльно, чем парижский Союз писателей. По его признанию, несколько лет на чужбине – самый мрачный период в его жизни. В эмиграции написаны роман «Аэлита» и повести «Черная пятница», «Рукопись, найденная под кроватью», «Детство Никиты».

Возвращение и признание

Благодаря сохранившейся дружбе с М. Горьким, Толстой находит возможность вернуться на родину. Он работает над трилогией «Хождение по мукам» и романом «Черное золото», пишет знаменитого «Буратино». В его прозе прослеживается стремление найти в большевизме народные корни. Он видит в новой идеологии высшую правду и хочет донести ее до всей оппозиционно настроенной интеллигенции, к которой он еще недавно причислял и себя. В 1932 году он встречается с Горьким лично и становится ближайшим его соратником. Через два года он уже готовит Всесоюзный съезд писателей, а еще через три становится депутатом Верховного Совета. В этот же год он пишет повесть «Хлеб», ставшую основой для возвеличивания личности Сталина в народном сознании. Там он дает революционным событиям идеологически правильную трактовку.

Автор был пленен идеей сильного государственного правителя, только в нем он видел спасение для своей страны. Поэтому он продолжает работу над историческим романом «Петр Первый», а за сценарий фильма про него получает орден Ленина. В 1939 году Толстой получает звание академика наук, а в 1943 году – орден Красного Трудового Знамени и премию 100.000 рублей за трилогию «Хождение по мукам».

Смерть

В 1944 году у Алексея Толстого нашли опухоль в легком. После постановки диагноза он прожил меньше года и умер в феврале 1945 г., совсем немного не дожив до Великой победы. За время войны он написал множество очерков, рассказов и статей. Также уделил особенное внимание личности другого сильного монарха в Российской истории – Ивана Грозного, посвятив ему дилогию.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Писатель Алексей Николаевич Толстой родился в семье потомственных графов в небольшом городе Николаевске, что в Самарской губернии 29.12.1882 (10.01.1983) года. Еще до рождения сына мать Толстого, оставив мужа, графа Николая Александровича, ушла к любовнику - Алексею Аполлоновичу Бострому. У него в имении Сосновка, вблизи Самары, и прошло детство Алексея. Кое-кто из биографов Толстого предполагает, что именно Бостров, неофициальный отчим Алексея, и был его биологическим отцом.

Учеба. Формирование

В имении отчима для получения начального образования для мальчика был приглашен учитель. Потом семья перебралась в Самару, где Алексей начал учебу в реальном училище. Окончив его, юноша уехал в Петербург поступать в технологический институт. Именно в этот период он начал писать стихи, и уже в 1906 году они были опубликованы.

Надо сказать, что огромное влияние на формирование литературных способностей будущего писателя оказала мать. Она разрабатывала для него темы ранних произведений («Детство Леши», «Логутка»), предоставляла для его пользования письма и свои сочинения, где совсем еще юный Толстой черпал образы для своих первых книг о детстве. Мать, словно само собой разумеющееся, восприняла известие о том, что сын собирается сотрудничать с журналом «Юный читатель» и начал писать «детские воспоминания».

Она без всякого удивления спрашивала в ответном письме о том, как продвигается его работа над воспоминаниями и когда она сможет их прочесть. Произошло нормальное, генетическое предуготованное и сознательно взрощённое развитие литературного дарования Алексея Толстого, воспитанного долгими и упорными усилиями матери. Алексей не стал защищать диплом после прохождения всего курса обучения, а на самом финале бросил институт и занялся исключительно литературой.

Начало литературной деятельности

Оставив институт в 1907 г., Толстой выпустил книгу стихов «Лирика», сотрудничал в журналах «Луч» и «Образование», печатая там свои статьи и стихотворения. В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Параллельно он пробовал писать прозу «Сорочьи сказки», и именно как прозаик впоследствии прославится Алексей Толстой. Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра. В период Толстой работал военным корреспондентом, побывал во Франции и Англии. Кроме газетных материалов у него в работе находились военные рассказы и пьесы.

Годы эмиграции

Толстой не принял, поэтому в 1918 г. эмигрировал в Париж, потом в Берлин. До 1923 г. он жил и работал за границей, как и многие другие из русской эмигрантской интеллигенции. Будучи членом группы «Накануне», он не прекращал работу на литературной ниве. В 1920 г. написал повесть на все еще волнующую его тему «Детство Никиты», а в следующие два года - еще несколько книг, в том числе повесть под названием «Черная пятница», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и ставшую бестселлером детскую сказку «Золотой ключик» о приключениях деревянного мальчика Буратино, созданную по мотивам сказки о Пиноккио итальянского писателя Карло Коллоди. Там же, в эмиграции, Толстой начал работу над самым известным своим произведением - трилогией «Хождение по мукам». В этом романе Толстой изобразил последствия Октябрьской революции, отразившиеся на судьбах людей из числа русской интеллигенции. Снова в России.

Трилогия «Хождение по мукам»

В 1923 году Алексей Толстой возвратился на родину, где продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам». В романе он сделал попытку создать образ времени революции и на примере судеб отдельных людей. Его не особенно волнует диалектика характеров персонажей - он исследует столкновение личности с новым внешним миропорядком. Он видит человека центром мирового космоса. Классическую борьбу добра и зла, созидания и разлома герои Толстого испытывают не внутри личности, а в ее столкновении с разлагающимся внешним миром, чуждым человеку, его духовной сущности. Этот конфликт губителен для всех, кто вынужден соприкасаться с этим миром, он разрушает их живые души и судьбы.

Историческая тема в творчестве Ал.Толстого

В 1929 г. Толстой начал работу над историческим романом «Петр Первый». Свой интерес к теме сильной, реформаторской власти Толстой сам объяснял тем, что эпоху больших перемен после 1917 года он хотел постичь «с другого конца». Иначе говоря, в теме реформ Петра он искал разгадку русской государственности, истоки новых исторических путей России. Историческую тему Толстой поднимал и в пьесе «Заговор императрицы» - о разложении царского режима. Роман «Петр Первый» так и не был завершен.

В годы культа личности Сталина

В 1937 г. А. Толстой написал роман «Хлеб» (иногда его называют повестью). Литературоведы считают его творческой неудачей писателя. Он исказил историческую истину, неверно изобразил роль Сталина в событиях эпохи и его личность в целом. Потому пострадала художественная правда, эстетические и нравственные традиции. Неудачной специалисты признали и историческую дилогию Толстого об Иване Грозном.

Конечно, Толстой - гражданин и Толстой - художник видел те трагические проявления, которые породил набирающий убийственную силу сталинский тоталитарный режим с его культом личности. К нему, баловню судьбы, часто обращались люди с просьбой помочь вызволить невинно арестованных и безвестно пропавших.

В ответных письмах Толстой писал о чем угодно, но не реагировал на просьбу. Такой факт сохранился в архиве в переписке с Н.В. Крандиевской, которая много раз писала ему с просьбой выручить знакомых и друзей. Иногда в ее письмах бывали слова благодарности за помощь. Пользуясь некоторыми полномочиями депутата Верховного Совета СССР, Толстой писал лично Вышинскому, Генеральному прокурору страны, с просьбой «разобраться» или «помочь». И лишь немногие из этих писем имели положительный результат, но тем не менее, Толстой все же помогал, чем мог.

В конце жизни Ал.Толстого

В 1940 - 41 годах Алексей Николаевич работал над III частью романа «Хождение по мукам». Кроме того, он был членом комиссии, расследовавшей фашистские преступления, и лично присутствовал на судебном процессе в Краснодаре. В 1944 - ом у писателя была обнаружена злокачественная опухоль в легких. Медицина не помогла, он умер 23.12.1945 года.

  • А.Толстому три раза присуждали Сталинскую премию - в 1941г за роман "Петр I", 1943г за роман "Хождение по мукм" и 1946г за пьесу "Иван Грозный".
  • Возглавлял Союз писателей с 1936 по 1938 годы.

1882 (1883) , 29 декабря (10 января) – родился в семье графа Николая Александровича Толстого (1849–1900). Мать – Александра Леонтьевна (1854–1906), урождённая Тургенева – писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева.
Детские годы прошли в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время – пос. Павловка в Красноармейском районе).

1897–1898 – живёт вместе с матерью в городе Сызрань, где учится в реальном училище.

1898 – переезд в Самару. Начало учёбы в Самарском реальном училище.

1901 , май – закончил Самарское реальное училище и уезжает в Петербург, где поступает в Технологический институт.

1905 – как студент Петербургского технологического института отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня» (напечатан в 1908 году в «Ниве).

1906 , январь – в казанской газете "Волжский листок" опубликовано три стихотворения Алексея Толстого.
Февраль – уезжает в Дрезден, где жил и учился до июля.

1907 , март – выходит книга стихов "Лирика". В журналах"Луч" и "Образование" печатаются стихи и статьи.
Живет в Париже и работает над подготовкой к печати книги стихов.

1908 – возвращение из Парижа в Петербург, где Толстой сближается с сотрудниками журнала "Аполлон" .

1909 , осень – написана повесть "Неделя в Туреневе"; опубликована в журнале "Аполлон" (с иллюстрациями В. П. Белкина в 1910, № 4, январь).
Книга "Сорочьи сказки" вышла в издательстве "Общественная польза". В издательстве "Шиповник" выходит первый том его повестей и рассказов, о котором одобрительно отзывается Горький.

1911 – в литературно-художественном альманахе "Шиповник" (№ 14–15) опубликован роман "Две жизни" ("Чудаки"). Сборник стихов "За синими реками" в издательстве "Гриф".

1912 , осень – переезжает из Петербурга в Москву.
Опубликован роман "Хромой барин".

1914 , январь – газета "Правда" положительно оценивает творческую работу Алексея Толстого. Август – в качестве военного корреспондента "Русских ведомостей" выезжает на Юго-Западный фронт.

1915 , февраль – в качестве военного корреспондента выезжает на Кавказ, где началась война с Турцией.

1916 , январь – состоялась премьера пьесы "Нечистая сила".
Февраль-март – в составе делегации русских писателей и журналистов посетил Англию, Францию, побывал на Западном фронте. Лето – работает над пьесами "Ракета" и "Касатка", над рассказами "Прекрасная дама", "В июле".

1917 , 2 сентября – премьера пьесы "Горький цвет".
Октябрь – в журнале "Народоправство" опубликован "Рассказ проезжего человека".
Ноябрь – в газете "Луч правды" опубликованы статьи "На костре", "Власть трехдюймовых", "Ночная смена".

1918 , январь – премьера пьесы "Кукушкины слезы".
Публикация рассказов о петровском времени – "Наваждение", "Первые террористы", работает над рассказом "День Петра".
Июль – выезжает из Москвы в Одессу.

1919 , апрель – на пароходе "Кавказ" отплывает из Одессы в Константинополь, а затем в Париж, где начинает работать над романом "Хождение по мукам".

1920 – первые главы романа "Хождение по мукам" напечатаны в журнале "Грядущая Россия".

1921 – в журнале "Современные записки" роман "Хождение по мукам" напечатан полностью. Переиздаются романы "Хромой барин", "Чудаки".
Октябрь – переезжает вместе с семьей в Берлин.

1923 , август – возвратился в СССР.

1925 , март – состоялась премьера пьесы "Заговор императрицы". Публикация рассказа "Голубые города" и романа "Гиперболоид инженера Гарина".

1928 , апрель – опубликована пьеса "Фабрика молодости".
Май вместе с семьей переехал в Детское Село под Ленинградом.
В июльском номере "Нового мира" закончена публикация второй книги романа "Хождение по мукам" – "Восемнадцатый год".
Август опубликована повесть "Гадюка".

1929 , февраль – начало работы над романом "Петр Первый".
Июль – журнал "Новый мир" начал публикацию романа "Петр Первый".

1932 , март – выезжает к Горькому в Сорренто.

1937 – избран депутатом Верховного Совета СССР.

1939 , январь – избран в действительные члены Академии наук СССР и награжден орденом "Знак Почета".
Февраль – работает над второй частью драматической пьесы об Иване Грозном ("Трудные годы").

1941 – завершает работу над трилогией "Хождение по мукам".
В первые месяцы войны пишет десятки публицистических статей. В них писатель часто обращается к фольклору, к эпизодам русской истории.

1942 , февраль – закончил первую часть драматической дилогии "Иван Грозный".

1943 , 19 марта – за роман "Хождение но мукам" присуждена Сталинская премия первой степени.
30 марта – сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный".
31 декабря – в Барвихе начинает работать над третьей частью романа "Петр Первый".

1944 , 7 мая – в "Красной звезде" опубликован рассказ "Русский характер" (см. рассказ на сайте "Литература для школьников").
Август – заканчивает пятую главу третьей книги "Петра Первого".

1945 , 23 февраля – умер в Москве. В связи с его смертью был объявлен государственный траур.


Адреса в Петербурге:
1901 – доходный дом Николая и Елены Брусницыных (9 линия В. О., д. 42), здесь летом 1901 года в квартире у сестры своей матери поселился 18-летний А. Толстой. Окончив Самарское реальное училище, он приехал в столицу, чтобы поступить в Технологический институт. Успешно сдав экзамены, он переехал на 3-ю линию, 16, где снял комнату;
1907–1910 гг. – доходный дом И. И. Дернова (Таврическая улица, 35);
1910–1912 гг. – доходный дом И. И. Круглова (Невский проспект, 147);
1925 – май 1928 г. – доходный дом на наб. реки Ждановки, 3;
май 1928 – май 1930 г. – Детское Село (г. Пушкин), Московская улица, 8;
май 1930 – начало 1938 г. – Дом творчества писателей (Детское Село (г. Пушкин), Пролетарская (Церковная) улица, 6).

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».


Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.


Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище, в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

Первая мировая война и Октябрьская революция заставили Толстого обратиться к теме великой личности в истории. «Четыре эпохи влекут меня: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, Гражданской войны 1918-1920 гг. и наша сегодняшняя», - писал он в дневнике. Все эти замыслы ему удалось осуществить.

Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 г. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919-1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925- 1927 гг.).

В 30-40-х гг. Толстой завершил «Хождение по мукам» (1940-1941 гг.), работал над романом «Пётр Первый» (1929-1945 гг.). Другому любимому историческому деятелю, Ивану IV Грозному, Толстой посвятил пьесы «Орёл и орлица» (1941-1942 гг.), «Трудные годы» (1943 г.).

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942-1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.