Венгерские рапсодии листа. Ференц Лист

Симфоническая поэма No. 9 (1854)

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, большой барабан, тарелки, тамтам, струнные.

История создания

Лист начал сочинение своей девятой поэмы в июне-июле 1854 года в Веймаре, предполагая закончить работу ближайшей весной. В отличие от большинства поэм композитор не только не предпослал изданию партитуры программы, но и всячески противился настояниям друзей написать обычное в таких случаях предисловие. Мотивы отказа во многом были политическими. Занимая пост придворного капельмейстера герцога Веймарского, Лист должен был опасаться, по его собственным словам, «шокировать щепетильность консервативной немецкой публики». Ибо он хотел воспеть свою родину - Венгрию, находившуюся после жесточайшего подавления освободительного движения 1848-1849 годов под властью одного из самых реакционных правительств Австрии (Лист посвятил этим событиям известную фортепианную пьесу «Погребальное шествие. Октябрь 1849»).

Однако, по утверждению самого композитора, вдохновившая его программа существовала. «Венгрия» явилась откликом на стихотворение Михая Вёрёшмарти (1800-1855), озаглавленное «Ференцу Листу» (композитор называл его прекрасным). Поэт, драматург, один из крупнейших романтиков и создателей новой венгерской литературы, Вёрёшмарти был борцом за свободу родины и угас несколько лет спустя после трагического поражения освободительного движения. Лист запечатлел его образ в одном из «Венгерских исторических портретов» - последнем фортепианном цикле, законченном в год смерти. Три строфы стихотворения Вёрёшмарти были напечатаны в качестве программы в рецензии на первое исполнение «Венгрии» в Национальном театре Пешта 8 сентября 1856 года под управлением автора:

Ты, который миром звуков правишь,
Если хочешь вспомнить о былом,
Так играй, чтоб вихрь, летящий с клавиш,
Грянул, как борьбы великой гром,
И в разливе яростного гнева
Торжества послышались напевы.

Так сыграй, чтоб от призывных звуков
Пробудились в глубине земли
Доблестные предки, и во внуков
Души их бессмертные вошли,
Одарив отчизну благодатью
И предав изменников проклятью.

Если ж мрак лихих времен настанет, -
Траур ты над струнами развей;
Флейтой ветра пусть напев их станет
Средь осенних плачущих ветвей,
Чтоб ее рыдания звучали,
Нам напомнив старые печали.

Этим стихотворением Вёрёшмарти приветствовал полтора десятилетия назад, в январе 1840 года, приезд на родину молодого, еще не достигшего 30 лет, но уже всемирно знаменитого пианиста. Гастроли Листа приобрели тогда характер всенародного торжества. Он был удостоен звания почетного гражданина города Пешта; после концерта в Национальном театре, где Лист выступал в венгерском национальном костюме, ему от имени нации была вручена «сабля чести». Эти впечатления отразились в возникших тогда же сочинениях композитора на национальную тематику - «Героическом марше в венгерском стиле» и «Венгерских национальных мелодиях и рапсодиях». Много лет спустя Лист заимствовал оттуда три темы для симфонической поэмы «Венгрия»: две героические, маршевые и одну в духе зажигательного народного танца чардаша (последнюю можно услышать и в окончательном варианте Восьмой венгерской рапсодии, завершенной за год до поэмы).

Как и все 12 симфонических поэм, «Венгрия» посвящена княгине Каролине Сайн-Витгенштейн. Но, помимо этого, имеется еще и стихотворное посвящение, сохранившееся только в рукописи двух поэм (№ 1 и 9); эту рукопись композитор подарил Каролине в день ее 36-летия:

«Посвящение моих симфонических поэм
"Что слышно на горе",
"Венгрия"
8 февраля 1855

Той, которая осуществила свою веру через любовь -
Приумножила свою надежду через страдание -
И построила свое счастье через жертву!
Той, которая остается спутницей моей жизни,
небосводом моей мысли, живой молитвой и небом моей души -
Жанне Элизабет Каролине
Ф. Лист»

«Венгрия» близка популярнейшим произведениям Листа - Венгерским рапсодиям . Темы, заимствованные из фольклорных сборников или записанные друзьями композитора и им самим, принадлежат к стилю вербункош, с которым Лист познакомился еще в детстве, слушая цыганские оркестры и солистов-скрипачей. Импровизационный склад, броские мелодии, оригинальные гармонии, четкий маршевый или плясовой ритм - вот черты этого стиля, с необыкновенной яркостью запечатленные композитором. А в оркестровке переданы особенности игры народных музыкантов или звучание их инструментов: страстные рыдания, виртуозные пассажи скрипок, резкие возгласы деревянных духовых, звенящие переборы цимбал.

Музыка

Небольшое вступление, в очень медленном темпе открывающее поэму, рисует тяжелые, мрачные раздумья о судьбах родины и народа. Но вот пробуждаются дремлющие силы: слышится уверенная поступь марша, вновь прерываемая скорбной жалобой вступления. Картины народной жизни представлены широко и многосторонне. Здесь и страстная, приподнятая импровизационная мелодия с каденцией солирующей скрипки, и звонкие фанфары медных, поддержанные ударами литавр, и блестящий, вихревой марш, сметающие воспоминания о пережитых страданиях. Но борьба еще предстоит, и эпизоды сражений возникают в мастерской трансформации и переплетении уже известных тем. В момент кульминации мечтательно-задумчивая лирическая тема преображается в воинственно-героическую; маршевые образы утверждаются в грандиозном звучании tutti. Кажется, победа завоевана. Но внезапно все обрывается, и вторая кульминация носит трагический характер (согласно авторской ремарке - в темпе похоронного марша). Фаготы произносят надгробную речь памяти павших героев, ее подхватывают виолончели, в конце остается лишь одна - солирующая. Постепенно вновь собираются силы для борьбы, скорбные темы более не возвращаются, и героический марш триумфально утверждается всем оркестром. Венчает народное ликование веселый чардаш в головокружительном темпе. А в последних тактах пляска уступает место звонким маршевым ритмам и торжественным аккордам духовых на фоне тремоло ударных.

А. Кенигсберг

В 1840 году Лист написал для фортепиано «Героический марш в венгерском стиле». Спустя четырнадцать лет на этой основе родилась симфоническая поэма «Венгрия». Лист не снабдил ее словесными пояснениями, но уже в рецензии на первое исполнение «Венгрии» в Пеште в 1856 году в качестве программы приводились три строфы из стихотворения Вёрёшмарти «К Ференцу Листу», которым венгерский поэт приветствовал его первый приезд на родину.

«Венгрия» по образному содержанию близка к рапсодиям, но мелодии ее не столь ярки и контрастны: она страдает известным однообразием тематизма и недостаточной связностью формы.

Поэма открывается небольшим вступлением, в котором отчетливо слышны венгерские интонации и в то же время много общего с другими листовскими вступлениями (например, в «Тассо»). Это тяжелое, мрачное раздумье о судьбах родины и народа. Но есть еще герои в родной стране, пробуждаются дремлющие силы - слышится уверенная поступь марша (главная партия, d-moll):

Однако героический порыв не сразу достигает цели - развитие марша прерывается скорбной жалобой вступления.

Иной склад присущ связующей партии - беспокойной и тревожной. В центре этого большого построения - страстная, приподнятая, импровизационного склада мелодия с каденцией солирующей скрипки:

Развитие приводит к новому, героическому разделу - звонкие фанфары побочной партии (H-dur) прославляют героев:

Звучит блестящий, вихревой марш (вариант главной темы). Печальные обороты вступления сметаются повторным проведением марша.

Если в экспозиции героические образы были преимущественно только показаны, провозглашены, то в разработке нарисованы картины жестоких битв, гибели многих героев. На ее кульминации возникает тема связующей партии (см. пример 122), ныне утратившей прежний мечтательный, задумчивый облик - она стала энергичной, воинственной, героической.

Вторая кульминация - трагическая: звучит похоронный марш памяти павших в борьбе. Лист мастерски сочетает здесь в одновременности несколько тем, изменив их образный смысл. Так, в основе траурного марша лежит трансформированная связующая тема, которой сейчас придан характер надгробной речи, тогда как ее сопровождение образуют энергично ритмованные аккорды побочной темы.

Сокращенная реприза (D-dur), в которой отсутствуют скорбная тема вступления и родственная ей связующая, подводит к коде - картине всеобщего ликования, веселой массовой пляски. Лист разрабатывает здесь народную тему, уже использованную им в Восьмой рапсодии.

По сравнению с симфоническими поэмами «Прелюды», «Тассо», замысел «Венгрии» более обобщен и потому форма проще - сонатное allegro с вступлением и развитой кодой. Важную роль играет интонационное единство тем, хотя принцип монотематизма выдержан не до конца: во вступлении заложен зародыш группы тем связующей партии; различно трактованная тема марша служит основой и главной, и побочной партий. Не только в складе тематизма, но и в принципах его изложения Лист стремился подчеркнуть народно-жанровые черты этой поэмы. Темы показаны очень широко, в них много повторов и красочных сопоставлений, построение нередко напоминает две варьированные строфы (главная и побочная партии, разработка, похоронный марш) или приближается к трехчастности (связующая партия, кода).

22 октября 1811 года родился Ференц Лист - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, основоположник Веймарской школы в музыке, один из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Отец Листа, смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл на многих музыкальных инструментах, пел, сочинял музыку. Под его руководством Лист в 6-летнем возрасте начал обучаться игре на фортепиано и через 3 года с успехом выступал публично. В 1821-22 гг. продолжил занятия в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). В 1822-23 гг. дал в Вене несколько концертов (на одном из них присутствовал Л. ван Бетховен); в мае 1823 г. с огромным успехом выступал в Пеште, осенью переселился в Париж для завершения музыкального образования. Однако директор Парижской консерватории Л. Керубини не принял Листа как иностранца. Некоторое время Лист брал частные уроки у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1824-27 гг. с триумфом концертировал во Франции и Великобритании. В эти годы им был написан ряд произведений для фортепиано (12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.), а также одноактная опера «Дон Санчо или Замок Любви» (1825, Париж). С 1827 г. из-за неожиданной смерти отца Лист был вынужден много выступать и давать уроки музыки. Впервые он задумывается над унизительным положением художника в обществе, его тяготят пошлые вкусы буржуазной публики. Стремясь заполнить пробелы в образовании, он много читает, увлекается поэзией Дж. Г. Байрона, философией Ф. М. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка; испытывает сильное влияние писателей-романтиков — В. Гюго, Ф. Шатобриана, А. Ламартина. Особенно его привлекают произведения, направленные против социального неравенства. С энтузиазмом встречает Лист июньскую революцию 1830 г. Он становится приверженцем учения Сен-Симона. Под непосредственным впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (осталась незавершенной). В 1834 г., после восстания лионских ткачей, Лист создал фортепианную пьесу «Лион», взяв эпиграфом к ней знаменитый лозунг восставших «Жить в труде или умереть в борьбе». Общение с выдающимися музыкантами (Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном) и прогрессивными писателями (В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзак, Г. Гейне и др.) еще больше укрепило демократические убеждения Листа и оказало плодотворное влияние на формирование его пианизма и композиторских принципов. Лист сближается также с аббатом Ф. Ламенне и серьезно увлекается его учением (христианский социализм). Большую роль в творческой биографии Листа сыграла встреча в 1833 г. с писательницей М. д’Агу (впоследстивии публиковала статьи под псевдонимом Даниель Стерн). В 1835 г. Лист и д’Агу уехали в Швейцарию, где начали совместную жизнь; в 1837-39 путешествовали по Италии. В эти годы Лист много и плодотворно работал — сочинял, концертировал, преподавал в Женевской консерватории. В сотрудничестве с д’Агу написал 6 статей (серия) «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1935) и «Письма баккалавра музыки» (12 писем, 1938-39). В них наряду с острой критикой буржуазного общества и положения художников содержится ряд прогрессивных эстетических суждений (о социальной значимости искусства, о программности и др.). Периодически Лист концертировал в Париже, пропагандируя классичечкую музыку, главным образом произведения Л. Бетховена. В 1837 г. Лист выступал там, состязаясь в игре с австрийским пианистом З. Тальбергом. В этот период им были написаны многочисленные оригинальные произведения для фортепиано — «Альбом путешественника» (своеобразный музыкальный дневник путешествий, частично послуживший материалом для цикла «Годы странствий), 12 больших этюдов (впоследствии переработаны в «Этюды трансцендентного исполнения»), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция), «Пляска смерти» и др., а также сделан ряд транскрипций и обработок для фортепиано (в том числе «Бравурные этюды по каприсам Паганини», переложения «Фантастической симфонии» Берлиоза, 5-й, 6-й и 7-й симфоний Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Россини, песен Шуберта, фантазии на темы из опер «Гугеноты», «Пуритане», «Лючия де Ламмермур» и др.). Своей практикой транскрипций и оперных фантазий Лист не только расширил сферу применения фортепиано, но и способствовал выработке и закреплению новых принципов программного инструментального творчества, выработал новый фортепианный стиль.

С 1838 года началась интенсивная концертная деятельность Листа как пианиста-виртуоза. Поводом для больших концертных поездок послужила весть о наводнении в Венгрии, всколыхнувшая в нем патриотические чувства; доход от большей части концертов, данных в Вене, он внес в фонд помощи пострадавших. В 1839-40 гг. Лист выступал в Венгрии, пожертвовав весь сбор с концертов на благотворительные цели (в том числе на учреждение в Пеште консерватории). Его повсюду встречали и чествовали как национального героя.

В 1840-е гг. Лист гастролировал во всех крупных городах Европы. Трижды (1842, 1843 и 1847) посетил Россию, с огромным успехом концертировал в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Елизаветграде. В Петербурге Лист познакомился с М. И. Глинкой и стал одним из самых горячих почитателей его творчества (в своих концертах импровизировал на темы из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), сблизился с Мих. Ю. Вильегорским, бывал у В. Ф. Одоевского (в его доме сыграл по рукописной партитуре несколько номеров из «Руслана и Людмилы»). Тогда же Лист сделала ряд транскрипций произведений русских композиторов, в том числе «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки. Во время гастролей в Киеве Лист познакомился с К. Витгенштейн, близкая дружба с которой продолжалась на протяжении всей его жизни (ей посвящены все симфонические поэмы Листа). В Елизаветграде в сентябре 1847 года он дал концерт, которым закончил свою карьеру виртуоза.

Концертная деятельность не принесла Листу полного удовлетворения. Великий преобразователь фортепианной игры, увлекавший слушателей стихийной силой своего артистического темперамента, необычайной виртуозностью, поэзией и драматизмом исполнения, стремившийся сделать достоянием широкой аудитории шедевры мирового музыкального искусства, часто оставался непонятым в своих лучших устремлениях. В 1848 г., приняв пост придворного капельмейстера в Веймаре, Лист отказался от деятельности виртуоза. С Веймарскм периодом деятельности Листа (1848-61) связан расцвет его композиторского творчества. Здесь им созданы две симфонии — «Фауст-симфония» (по Гете, 1854-57) и «Симфония к «Божественной комедии» Данте» (1855-56) и 12 симфонических поэм. Тогда же он создал «Два эпизода из «Фауста» Ленау» для оркестра и много хоровых и сольных вокальных произведений (среди них шедевры песенной лирики), но главным образом самые значительные произведения для фортепиано, в том числе сонату h-moll (монументальное сочинение, по замыслу примыкающее к программно-симфоническому творчеству Листа), «Годы странствий» (цикл программых пьес, объединенных общей поэтической идеей), «Этюды трансцендентного исполнения», «Поэтические и религиозные гармонии»(цикл из 10 пьес), два концерта (Es-dur и A-dur), «Фантазию на венгерские народные темы» и др. В Веймаре, где вокруг Листа объединилась группа видных музыкантов (Х. Бюлов, Й. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг и др.), образовавшаяся в так называемую веймарскую школу, широко развернулась и музыкально-популяризаторская деятельность Листа. В качестве главного дирижера и художественного руководителя оперного театра в Веймаре он поставил редко исполнявшиеся классические оперы В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Л. Бетховена и ряд опер современных ему композиторов. Особенно много сделал Лист для пропагадны сочинений Р. Вагнера (в том числе осуществил первую постановку «Лоэнгрина»), с которым долгое время находился в дружеских отношениях. Под управлением Листа были впервые исполнены также многие симфонические произведения других композиторов. В своих музыкально-критических статьях этого периода (около 1855), непосредственно связанных с пропагандой оперных и симфонических произведений (в том числе «Берлиоз и его симфония «Гарольд», «Роберт Шуман», «Орфей» Глюка», «Эврианта» Вебера», «Летучий голландец»), а также в монографии о Шопене, свидетельствующей о славянских симпатиях Листа и его восхищении гением Шопена, Лист отстаивал (хотя и не во всем последовательно) принципы демократического искусства, резко выступал против формалистического направления, возглавлявшегося Э. Гансликом, боролся с ремесленным профессионализмом, активно содействовал организации «Всеобщего немецкого музыкального союза». Им был разработан план демократической реформы оперного театра, что вызвало сильнейшее противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара. Не имея возможности продолжать работу в атмосфере сословных предрассудков, косности, равнодушия, филистерства и интриг, Лист в 1861 году отказался от должности придворного капельмейстера. С этого времени он жил то в Риме, то в Пеште, периодами возвращаясь в Веймар. Не удовлетворенный своей общественно-музыкальной деятельностью, он стал все чаще поддаваться пессимистическим настроениям. В 1865 году, вскоре после того как выяснилась невозможность его брака с Витгенштейн, с которой он прожил до этого много лет и которая оказывала известное воздействие на эстетические и идейные взгляды Листа, он (не без ее влияния) принял сан аббата. Однако Лист продолжал свою творческую деятельность (помимо многочисленных церковных сочинений, им в этот период созданы 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», в которых получили дальнейшее развитие образы листовского скепсиса, «Фантазия и фуга на тему BACH», «Три забытых вальса», транскрипция «Смерти Изольды» Вагнера, транскрипция полонеза из оперы «Евгений Онегин» и др. Лист по-прежнему был проницателен и зорок, темпераментен и непреклонен в своих художзественных убеждениях. Он ежегодно проводил несколько месяцев в Будапеште, являясь одним из главных деятелей венгерской музыкальной культуры; принимал деятельное участие в учреждении в 1875 году Академии музыки, был ее первым президентом, а также профессором; содействовал творческой работе лучших венгерских музыкантов: Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи, К. Абраньи и др.; воспитал ряд видных венгерских пианистов: А. Юхаса, И. Томана, А. Сенди, Г. Зичи и др. Лист преподавал также в Веймаре, куда к нему приезжали совершенствоваться музыканты из разных стран, нередко уже известные пианисты: А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др., причем со всеми учениками Лист занимался бесплатно.

Свой огромный авторитет Лист использовал для пропаганды нового передового искусства, следил за ростом молодых музыкальных национальных школ, оказывал поддержку композиторам, развивавшим музыкальную культуры своих народов (среди них Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис). Но особенно внимательно он следил (как и в 1840-е) за творчеством современных ему композитолров России, пропагандировал их произведения на Западе. Кроме музыки Глинки, он высоко ценил сочинения С. А. Даргомыжского, приветствовал демократическую критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, с симпатией отзывался о композиторах «Могучей кучки», изучал их произведения. Он предугадал великое будущее русской музыки и смело поставил все дальнейшее развитие мирового музыкального искусства в тесную связь с развитием русской культуры. Радостно приветствовал Лист развитие русского исполнительского искусства, высоко ценил игру братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. Осенью 1886 года по приглашению М. А. Балакирева, Стасова и др. собирался вновь посетить Петербург, чтобы установить еще более тесный контакт с прогрессивными музыкантами России, но летом этого же года во время Вагнеровского фестиваля, заболел и умер в Байрейте.

Сложная и многогранная творческая деятельность Листа охватывает более 60 лет. Глубоко прогрессивная, просветительская по своей основной направленности, она не была свободна от противоречий. В его личности причудливо переплетались передовые взгляды, сочувствие к национальному революционно-освободительному движению с утопической, слепой верой в учение о христианской любви, с разочарованием и политическим скепсисом; вера в народные силы и ненависть к капиталистическому строю уживались в нем с мелкобуржуазными предрассудками и социальными заблуждениями. Эти идейные противоречия нашли отражение в его творчестве. Искренность, правдивость чувств в его музыке подчас сочетается с романтическими преувеличениями, искусственностью и пафосом, непосредственная эмоциональность — с нарочитой рефлексией, глубина содержания с внешним блеском.

Существует мнение, извращающее подлинное содержание искусства Листа: усиленно подчеркиваются его связи с французской и немецкой культурой (несомненно значительные и определявшие многие стороны творчества Листа) и игнорируется его венгерская национальная основа; некоторые критики пытаются приписать ему «общеевропейский», «вненациональный» характер. В действительности творчество Листа твердо опиралось на национальную почву. В своих произведениях Лист часто обращался к образам народной жизни, быта своей родины, к ее песням и танцам. Он использовал их и в своих симфонических произведениях, ораториях и фортепианных пьесах. Многие национальные особенности, характерные для венгерского стиля вербункош (особенно заключительные ритмические и мелодические формулы и богатая разнообразная фигурация) и чардаша (синкопированная пунктирная ритмика, сильная акцентировка и др.), а также некоторые мелодические, ритмические и гармонические элементы венгерской народной музыки нашли применение в творчестве Листа. Они сказались не только в его многочисленных обработках венгерских народных мелодий (особенно в «Венгерских рапсодиях», созданных в основном на материале городского фольклора и представляющих собой как бы своеобразный музыкальный эпос венгерского народа, его «патриотическую антологию»), но и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением, таких, как «Погребальное шествие», посвященное памяти казненных в 1849 году венгерских революционеров и имеющее подзаголовок «1849, Октябрь», «Плач о героях», также посвященный памяти борцов за национальное освобождение и примыкающий по музыкальному содержанию к «Революционной симфонии», симфоническая поэма «Венгрия», повествующая о героическом прошлом страны, и фортепианные пьесы «Памяти Петефи», «Героический марш в венгерском стиле», «Венгерские исторические картины» и др. Стилистические особенности венгерской музыки проявились и в симфонических поэмах «Битва гуннов» и «Мазепа», «Эстергомской (Гранской) мессе», «Венгеркой коронационной мессе», оратории «Святая Елизавета» и др.

Главный принцип творчества Листа — программность; в основе большей части его сочинений лежит поэтически-сюжетный замысел. С помощью программы Лист стремился установить взаимопонимание между художником и публикой, приблизить музыкальное искусство к передовым идеям своего времени, сделать его действенным, образно-конкретным. Программная музыка привлекла Листа главным образом как жанр, несущий в себе элементы подлинного демократизма. Основные эстетические принципы Листа — обновление музыки путем ее связи с поэзией, освобождение художественного содержания от схематизма — раскрываются с наибольшей силой и полнотой в созданном им новом музыкальном жанре — программной одночастной симфонической поэме. В симфонических поэмах Лист наметил различные пути развития этого жанра. Он сумел ярко воплотить в музыке образы мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). В центре творческого внимания Листа — сильная интеллектуальная личность, борющаяся за высокие гумманистические идеалы, стремящаяся к свету, свободе, счастью.

Смелый новатор, Лист обогатил и расширил выразительные средства музыкального искусства (мелодию, гармонию, инструментовку). В инструментальную мелодию Лист ввел элементы речевых интонаций, подчеркнутую декламационность, идущую подчас от приемов ораторского искусства, ввел принцип монотематизма, заключающийся в образовании совершенно различных по своему характеру тем из единой тематической основы (сам Лист считал подобное превращение тем, основанное на технике свободного варьирования, развертывания мотивов, главной чертой своего композиционного метода). Лист часто прибегал к так называемой мелодии-характеристике, как бы обрисовывающей те или иные жизненные ситуации, мысли, чувства, причем направление, в котором происходит характерная «трансформация» мотива, всецело предопределяется поэтическим образом. Особенно значительны достижения Листа в области гармонии. В его музыкальном искусстве впервые были столь разносторонне использованы средства гармонической красочности (контрастные сопоставления, альтерированные гармонии, энгармонические замены, использование старых натуральных ладов и др.). Лист был одним из крупнейших мастеров инструментовки, применившим ряд новых приемов, основанных на глубоком проникновении в природу оркестровых тембров. Характерно, что и переворот, произведенный им в пианистическом искусстве, был основан на симфонической трактовке фортепиано. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности предоставляло универсальные возможности для воспроизведения оркестровых звучаний и способствовало демократизации фортепианной игры, выведению ее из ограниченной сферы камерности и салона в массовую аудиторию, в большой концертный зал. По меткому выражению Стасова, начиная с Листа «для фортепиано стало возможно все»; Лист открыл «новую эру пианизма». Яркая образность, романтическая приподнятость, драматизм выражения, оркестровая красочность были теми средствами, с помощью которых Лист достиг высот исполнительского искусства, доступного широким кругам слушателей. В небывалом до Листа виртуозном размахе игры, в непринужденносй свободе исполнительства сказались и национальные особенности его искусства. Манера интерпретации Листа воспроизводила и развивала черты венгерской национальной импровизационности.

В последние годы жизни творческие устремления Листа существенно изменились — он пришел к созданию особого, аскетичного, лаконичного стиля, свободного от романтических излишеств и преувеличений, и во многом предвосхитил музыкально-выразительные средства 20 века.

Деятельность Листа сыграла большую роль в становлении венгерской национальной композиторской и пианистической школ и оказала большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Я. И. Мильштейн. Музыкальная энциклопедия, издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1973 г.

Franz Liszt — Hungarian Rhapsody No.2 (Orchestra version)

Домашняя работа Ференц Лист «Венгерская рапсодия №2»

I Ференц (Франц) Лист (22 октября 1811г. – 31 июля 1886г.) - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Венгерская Рапсодия № 2 до-диез минор, является второй в наборе из 19 венгерских Рапсодий композитора Ференца листа, и на сегодняшний день является наиболее известным из набора. В оригинальной пианино соло, так и в оркестровой версии эта композиция имеет широкое применение в мультики. Его темы также послужили основой нескольких популярных песен.

II Класси́ческая музыка (также - музыкальная классика) - свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической».

III Венгерско-родился композитор и пианист Ференц Лист был сильно под влиянием музыки, услышанной в юности, особенно венгерской народной музыки, со своим уникальным , ритмический спонтанность и прямые, соблазнительные выражения. Эти элементы в конечном итоге играют важную роль в композиции листа. Хотя этого плодовитого композитора произведений, очень разнообразны по стилю, относительно большая часть его продукции-это характер, венгерские Рапсодии быть идеальным примером.

IV Написана в 1847 году и посвящена графу , венгерская Рапсодия № 2 был впервые опубликован в качестве фортепиано соло в 1851 году Senff и Рикорди. Его непосредственный успех и популярность на концертной эстраде вскоре привело к оркестровой версии, в аранжировке композитора в сотрудничестве с , и опубликованы Шуберт. В дополнение к оркестровой версии, композитора устроила версия фортепианного дуэта в 1874, опубликована Шуберт на следующий год.

Предлагая выдающийся отличие от серьезных и драматичных , следующим имеет огромную привлекательность для аудитории, с ее просто переменного тонизирующим и доминирующие согласование, его энергичный, пальца ноги ритмами и захватывающими "pianistics".

Самое необычное в этой композиции композитора приглашение для исполнителя для выполнения , хотя большинство пианистов выбрать, чтобы отклонить приглашение. сочинил каденции, которая стала известной за свою оригинальность, музыкальность и игривость, и также написал знаменитую каденцию для его интерпретации. Сам лист написал несколько каденций за кусок, но это редко выполняется. Другие пианисты устроили свои варианты Рапсодии с изменениями, помимо простого добавления каденции, особенно в 1953 году.

Ференца Листа противостоят броские, контрастные и динамичные «Венгерские рапсодии», в основе которых - фольклорные источники. Лист разрабатывал их в течение нескольких десятилетий. (Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 - около 1851 года, № 2 - 1847, №№ 3-15 - около 1853, № 16 - 1882, №№ 17-19 - 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером.)

Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840-1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. «Я черпал богатство там,- писал об этих темах Лист,- где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д., наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи...» (Только три рапсодии (№№ 16-18) не используют фольклорных источников.) .

В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа.

Правда, он не был первым, кто ввел это обозначение в фортепианную музыку; с 1815 года рапсодии писал чешский композитор В. Я. Томашек. Но Лист придал им иное толкование: под рапсодией он разумеет виртуозное произведение в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы. Своеобразием отмечена и форма листовских рапсодий, основанная на контрастном сопоставлении двух разделов - медленного и быстрого: первый более импровизационного склада, второй - вариационный. (Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии » (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия - D-dur, побочная - F-dur, заключительная - E-dur).)

В таком сопоставлении нашла отражение народно-инструментальная практика. Музыка медленных частей - горделивая, рыцарственная, романтически-приподнятая, то в характере медленного, воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ (сходный с полонезом, но двухдольный), то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений - подобно «халгато нота». Быстрые части рисуют картины народного веселья, огневые пляски - чардаши. Лист часто использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и богатство скрипичной мелизматики, подчеркивал своеобразие ритмических и ладовых оборотов стиля вербункош; среди них выделим: а) «цыганскую гамму», б) повторяющиеся квартовые попевки, в) характерные пунктирные кадансы, синкопы. С народной практикой связаны и приемы орнаментального варьирования тем, и неожиданные смены характера и темпа движения.

Ференц (Франц) Лист (венгерское Liszt Ferencz, немецкое Franz Liszt) (1811-1886) - венгерский композитор, знаменитый пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель и писатель о музыке, много послуживший прогрессу музыкального искусства в XIX столетия. Знак зодиака - Весы.

Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения.). Возглавлял веймарскую школу.

Композитор-романтик, Ференц (Франц) Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (около 70 штук), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (в 1875) и первый президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ, особенно венгерской.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Доборьяне, близ города Шопрон, в Венгрии. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у Карла Черни (фортепьяно) и Антонио Сальери (композиция) в Вене, у Фердинанда Паэра и Антонина Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо, или Замок любви » (жанр, в котором автор ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения - 12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и другие. Одновременно музыкант успешно выступал как пианист.

Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Гектором Берлиозом, Николо Паганини и Фридериком Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с Мари д’Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Ференц ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др.

Ференц Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для фортепьяно «Лион». В 1838 - 1847 годах, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства.

Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно - «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Людвига вана Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838), «Бравурных этюдов» по каприсам Паганини (1838), многих песен Франца Шуберта (1838 - 46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Вольфганга Амадея Моцарта, К. М. Вебера, Джузеппе Верди и др. Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Михаила Ивановича Глинки.

В конце 1830-х годов Ференц Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: «Альбом путешественника» (3 тетр., 1835 - 1836), 12 больших этюдов (2-я редакция 1838, позднейшая переработка - «Этюды трансцендентного исполнения», 1851), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция 1839); «Пляску смерти » (с оркестром, 1838 - 1859) и др. Велики достижения композитора и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, «веймарским периодом» (1848 - 1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: «Фауст-симфонию» (1854 - 1857), «Симфонию к «Божественной комедии» Данте» (1855 - 1856), 12 симфонических поэм (13-я - «От колыбели до могилы» - написана позднее, в 1881 - 1882 годах), в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте, 1849 - 1854), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину, 1848 - 1854), «Мазепа» (по Гюго, 1851), «Идеалы» (по Шиллеру, 1857); «Два эпизода из ”Фауста” Ленау» («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс», около 1860) и другие, а также ряд хоровых произведений. Лист создал новый музыкальный жанр - программную одночастную симфоническую поэму.

Композитор воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Ф. Листа было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, он стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната си-минор (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год - 1836 - 54, 2-й год - 1838 - 1860, 3-й год - 1867 - 1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, «Поэтические и религиозные гармонии» (1845 - 1852).

В 1840 - 1860-е годы Ференц Лист создал 2 концерта (около 1849 - 1856, 1839 - 1861 годов) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепьяно с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. Автор использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров - «Венгерских рапсодиях» для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846 - 1851 годах; 4 последние в 1882 - 1885), «Погребальном шествии» (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах «Венгрия» (1854) и «Плач о героях» (1854), «Венгерских исторических картинах» и пьесах «Ракоци-марш», «Памяти Петёфи», «Погребенье Мошоньи» (для фортепьяно) и другие.

В Веймаре, где вокруг Листа объединились видные музыканты (такие, как Х. Бюлов, И. Рафф и другие), образовавшие так называемую веймарскую школу, Ференц реализовал свои демократические идеи и как дирижёр - пропагандист сочинений современных ему композиторов (в том числе опер Рихарда Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и других; книга о Шопене). С демократических позиций он разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов.

В 1861 году в результате интриг Лист покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, он в 1865 году принял сан аббата. В 1860 - 1880 годах он создал ряд церковных сочинений - органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», знаменитые «Три забытых вальса», транскрипции сцены «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, а также полонеза из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и другие. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран.

В Веймаре Ференца Листа посещали и пользовались его советами пианисты Александр Ильич Зилоти, Вера Викторовна Тиманова, Эжен д’Альбер, Альфред Рейзенауэр и другие; композиторы Александр Порфирьевич Бородин, Бедржих Сметана, Эдвард Григ, С. Франк, Камиль Сен-Санс, Исаак Альбенис, Александр Константинович Глазунов Глазунов и другие. Особенно тесные связи были у Листа с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил. Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность композитора имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь - венгерской.

Ференц Лист с самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности и заслужил название Wunderkind. С семи лет он читал ноты без посторонней помощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой. После трехлетних занятий у отца, мальчик, когда ему было около девяти лет, впервые выступил в публичном концерте.

Шесть венгерских магнатов обеспечили будущего великого композитора настолько, что он мог получить серьезное музыкальное образование. С 1821 года он занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, теорией - у Сальери.

Выступая в концертах, Лист вызывал громадную сенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 году музыкант поехал в Париж, где занимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, «Дон-Санхо», была дана в Париже в 1825 году. К этому же времени относятся его фортепианный концерт A-moll, этюды и прочие.

В 1827 году умер отец Ференца Листа, вследствие чего мистическое настроение, и прежде замечавшееся в нем, еще более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствии знакомство с такими людьми как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Генрих Гейне, Альфред де-Мюссе, Жорж Занд, выработали в Листе художника-мыслителя. С юных лет и до конца жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, но остается в тени. Так например, в 1829 году он первый играл в Париже концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то время недоступна парижанам. Большое влияние оказал на композитора Паганини, приехавший в Париж в 1831 году.

Игра гениального скрипача побудила Листа добиться еще большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот труд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном переложении, которое впоследствии Ференц довел до столь высокой степени.

На Листа, как на виртоуза имел также громадное влияние Шопен, а как на композитора - Берлиоз.

Около 1835 года большое внимание обратили на себя статьи Ференца о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и других. Комозитор рано начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал. В середине 30-х годов Лист предпринял путешествие по Швейцарии, Италии. К этому времени относятся его сборник пьес «Album d’un voyageur» (изданный впоследствии под названием «Annees de pelerinage») фантазии на «Пуритан», «Лючию», «Жидовку», переложения пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза.

Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвратился в Италию в 1839 году, где написал знаменитую пьесу «Venezia е Naроli» и окончил переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Необычайные размеры слава Листа получила между 1839 и 1848 годами. В этот период он несколько раз объехал всю Европу, не исключая России, Испании, Португалии, Турции. В России он был в 1842 и 1848 годах. Он первый стал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участия посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое состояние, давшее ему возможность подвинуть дело постановки монумента Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тысяч талеров.

Для музыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Лист написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз он открыл новые горизонты. Музыкант властвовал над публикой не только благодаря своей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаря глубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим ученикам и создал целую листовскую школу, представителями которой являются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и многие другие. Величайший из пианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказал глубокое понимание богатых средств фортепиано.

В 1848 году Ференц Лист посвятил себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря ему, Веймар стал средоточием музыкальной жизни Германии. На оперной сцене и концертах, под управлением Ференца выдвигается вперед все выдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое. «Тангейзер» Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должную оценку в Веймаре; там же впервые ставится «Лоэнгрин»; обеим этим операм Лист посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже с оперой «Бенвенуто Челлини», имеет с ней полный успех в Веймаре. То же происходит и с оперой «Геновефа» Шумана, совершенно непонятой в Лейпциге.

Лист с одинаковой симпатией относился к композиторам своей страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в нём живейший интерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны: гранская месса и почти все его оркестровые сочинения, симфонии и симфонические поэмы, масса фортепианных произведений - 15 рапсодий, 18 этюдов, полонезы, ноктюрны.

В начале 60-х годов Лист переселился в Рим, а в 1865 году принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческую деятельность он направил теперь преимущественно в сторону церкви. Плодом ее явились оратории: «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса.

В начале 70-х годов композитор выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 года его деятельность сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения во многих музыкальных центрах Европы (в том числе и в Петербурге) чествовалось концертами, составленными из его произведений. В 1886 году Лист, так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствии была исполнена его оратория «Св. Елизавета». В Люксембурге приветствия публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотя и давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть перед тысячной аудиторией. Осенью этого года Ференц собирался в Петербург, но скончался в июле в Байрейте, где и были погребен.

Последними его композиторскими трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма «От колыбели до могилы» и несколько фортепианных пьес. Оратория «Св. Станислав», вступление которой исполнялось еще в 1884 году, осталась недоконченной, как и фортепианная школа: «Methode de piano».

Всех сочинений Ференца Листа 647 штук: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем, что писал композитор, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые думают, что в своих произведениях Лист вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы.

Из музыкально-литературных произведений Ференца Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык Павлом Алексеевичем Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift fur Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohemiens et de leur musique en Hongrie»).