Сокровища китайской литературы для детей. Китайские сказки

М, "Детская литература", 1988 г.

Аудио книга "Китайские народные сказки" предлагает озвучку всех сказок китайского народа из III тома "Сказок народов Азии", серии "Сказки народов мира", 1988 года издания "Детская литература": "О том, как по животным счёт годам вести стали", "Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили", "Как собака с кошкой враждовать стали", "Заячьи хвосты", "Как птица с рыбой спорили", "Сказка про телёнка-пестрёнка", "Птица чжаогу", "Пять сестёр", "Сад Нефритовой феи", "Портрет девушки из дворца", "Волшебный чан", "Семеро братьев", "Крестьянин и судья", "Глупый чиновник и его умный сын", "Умный сын", "Лепёшка и охапка хвороста", "Семейная драгоценность", "Глупый муж", "Сказка без конца".
Сказка - удивительное творение человеческого гения. Она радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает верой в невозможное. Сказкой принято называть устный рассказ волшебного, приключенческого или бытового характера с установкой на вымысел. Китайские народные сказки сразу переносят слушателя в сказочное время и сказочное место, используя традиционные зачины: "Есть в горах...", "Есть на свете гора...", "Давным - давно жил...", "В старину стояла у подножия высоких гор на берегу моря...", "Жил на свете один...", "Очень давно это было...", "Случилось это в давние времена..."
Принято выделять сказки о животных, волшебные и бытовые.
Сказки о животных возникли в глубокой древности. Они были связаны с хозяйственной деятельностью человека. Животные, герои сказок, сохранили следы тотемизма, который верил в родословную связь человека и животного. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, "очеловечивал" тех или иных зверей. И они в сказках разговаривают друг с другом, понимают людскую речь - китайская народная сказка "Про теленка-пестренка".
Если в китайской сказке появляется тигр - это будет важный господин. Тигр символизирует силу и могущество. Тигру поклонялись как божеству. Изображения тигров стерегли двери при входе в храмы. Военачальники украшали ими свои одежды. Но свирепому тигру отводится роль глупца, которого обманывает слабое животное - заяц или кролик, - персонаж, отличающийся особой догадливостью, ловкостью, сметкой.
Во многих сказках рассказывается о ссорах и состязаниях между большими и сильными животными и маленькими, слабыми. Сказки эти, как правило, проникнуты стремлением к социальной справедливости: хотя в сказках говорится про животных, почти всегда, однако, подразумеваются люди. Слабый, то есть социально обездоленный, персонаж побеждает с помощью ума и ловкости более сильного и могучего зверя. Так в китайской народной сказке "О том, как по животным счет годам вести стали", в которой из двенадцати животных самой хитроумной оказалась маленькая мышь, изловчившаяся доказать, что она самая большая даже по сравнению с волом и овцой. Поэтому именно с года мыши начинается двенадцатилетний цикл в Китае.
Ученые считают, что волшебная сказка зародилась при разложении первобытнообщинного строя и переходе к классовому обществу. Предполагают, что именно тогда появились сказки о невинно гонимом младшем брате, падчерице или сиротке. Конфликт между членами семьи отражает общественные и классовые отношения. Старший брат в сказках обычно богат, а младший беден и обделен и т.п. Таким образом, сказочная семья - это схематическое изображение общества, в котором существует социальное неравенство. В китайском эпосе это сказки "Птица чжаогу", "Пять сестер", "Сад Нефритовой феи"
Легендарные сказки объясняют по-сказочному, ссорой или дружбой зверей, какими-то приключениями, - происхождение особенностей строения тел у животных или их повадок. Примером могут быть китайские аудио сказки "Как собака с кошкой враждовать стали", "Заячьи хвосты", "Как птица с рыбой спорили".
Предлагаем вам прослушать прекрасные китайские народные аудио сказки в переводе Б. Рифтина.

Китайская народная аудио сказка о животных "О том, как по животным счёт годам вести стали", в которой из двенадцати животных самой хитроумной оказалась маленькая мышь: она изловчилась доказать, что вол ростом меньше её. Поэтому и поныне, говорится в сказке, с года мыши начинается счёт годам двенадцатилетнего цикла в странах Дальнего Востока и во...

Китайская народная аудио сказка о животных "Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили", слушайте и читайте краткое содержание. Повстречались однажды горная и городская мыши, разговорились и стали с той поры закадычными друзьями. Пригласила как-то горная мышь городскую мышь к себе в гости и угостила её земляными орехами, сладким...

"Как собака с кошкой враждовать стали" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира, 3 том - "Сказки народов Азии". "Как собака с кошкой враждовать стали" - волшебная аудиосказка. Всемирно известный сюжет. Литературные истоки в индийском сборнике "Двадцать пять рассказов Веталы". Сюжет напоминает русскую народную сказку...

"Заячьи Хвосты" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира". Китайская сказка о животных "Заячьи хвосты" - легенда, сказочным образом объясняющая происхождение коротких заячьих хвостов. "В давние - предавние времена хвосты у зайцев были совсем не такие, как сейчас. У первого на земле зайца с зайчихой хвосты были красивые,...

Китайская народная аудио сказка о животных "Как птица с рыбой спорили", слушайте онлайн, скачивайте и читайте полный текст сказки. "Однажды зашёл у рыбы с птицей спор. Рыба с насмешкой поглядела на птицу, которая сидела на дереве, и сказала: -Бедная птица! Неужели ты настолько глупа, что, вылупив глаза, сидишь и ждёшь, пока охотник не убьёт...

Китайская народная бытовая аудио сказка с цепевидным сюжетом "Сказка про телёнка-пестрёнка". Слушайте, и читайте краткое содержание. Давным-давно жила в деревне старуха, одна-одинёшенька. Был у неё только телёнок-пестрёнок. И ходила старуха за телёнком, словно за внучонком. Встанет поутру, лепёшек масляных напечёт, на рожки телёнку повесит, а...

Китайская народная волшебная этиологическая аудио сказка "Птица чжаогу" - о происхождении названия птички "чжаогу" или "ищу сестру". Красивая, поэтичная сказка о злой старухе, жалевшей свою дочь и измывавшейся над невесткой (женой сына, который после свадьбы уехал за Великую стену, видимо на заработки). А дочь её была красавица, и характер...

"Пять сестер" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - "Сказки народов Азии". Волшебная аудио сказка "Пять сестер" - о недобром и несправедливом отчиме. "...Не велел он падчерицам платья из новой материи шить, не велел хорошей едой кормить. Чуть что ему не по нраву, кричит да ругается..." Завел однажды отчим...

"Сад Нефритовой феи" - еще одна красивая китайская народная волшебная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - "Сказки народов Азии". "Сад Нефритовой феи" - волшебная сказка, отдаленно ее сюжет напоминает сказку П. П. Бажова "Хозяйка медной горы" и "Малахитовая шкатулка". Главной темой этих сказок проходит необыкновенное трудолюбие,...

Китайская народная волшебная аудио сказка "Портрет девушки из дворца". Главному герою - выдающемуся молодому человеку, по имени Тяньтай, помогает целый сонм мифических существ: это и волшебница горы Ишань, подарившая Таньтаю волшебную циновку, равную по значению ковру-самолёту; и матушка Чёрная рыба, и Байдисянь - бессмертный дух с горы Мэншань,...

Китайская народная волшебная аудио сказка "Волшебный чан" для сайта MyAudioLib читает Надежда Прокма. "Давным-давно жил юноша по прозванью Ван Старший. И вот однажды попросил Ван соседей помочь ему стену из глины сложить. Стал глину копать,.. вдруг смотрит - большой чан, весь плесенью покрыт... Тут с головы Вана соломенная шляпа слетела и прямо...

Китайская народная волшебная аудио сказка "Семеро братьев" призывает к борьбе за освобождение от гнета несправедливой власти. "В старину стояла у подножия высоких гор на берегу моря деревушка. Жил там старик с семью сыновьями. Статными да крепкими были сыновья и росту высокого. Старшего звали Чжуанши - Недюжинная Сила, второго - Гуафэн - Задуй...

Китайская народная бытовая аудио сказка "Крестьянин и судья". Среди бытовых сказок выделяются сказки о судах и судьях. В сказке "Крестьянин и судья" образ судьи особенно важен. Судья призванный вершить суд, отыскивать справедливость в бытовых делах населения, предстаёт спесивым, недалёким чиновником. Предлагаем читать анализ сказки, слушать...

Китайская народная бытовая аудио сказка-анекдот "Глупый чиновник и его умный сын". Читайте и слушайте полный текст сказки. "Давным-давно жил в Китае один важный чиновник. Захотелось ему как-то поудить рыбу. И приказал он своим слугам: - Сделайте мне удочку длинную-предлинную.- Он решил, что чем длиннее удочка, тем больше рыбы можно выловить....

Китайская народная бытовая аудио сказка-анекдот "Умный сын" - читайте и слушайте полный текст сказки в исполнении Надежды Прокмы. "Отправился богач в город и взял с собой сына. Отец по ошибке надел разные туфли: левую - на тонкой подошве, а правую - на толстой. Идёт и чувствует, что ему неудобно, будто охромел на одну ногу. В чём дело? Он и...

"Лепешка и охапка хвороста" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - Сказки народов Азии. Бытовая аудиосказка - басня "Лепешка и охапка хвороста", в которой голодный батрак проучил своего хозяина, принеся ему несколько хворостин вместо охапки. На гнев хозяина ответил: "Не беда, хозяин. Ты размочи хворост, он...

"Семейная драгоценность" - китайская народная аудио сказка из серии "Сказки народов мира", 3 том - "Сказки народов Азии". Сказка - притча "Семейная драгоценность" о том, как кузнец приучал своего сына к работе. И когда тому удалось за десять дней заработать юань, отец вручил ему сундук, при этом сказав: "Не злато - серебро, не редкие сокровища...

Китайская народная бытовая аудио сказка "Глупый муж". У каждого народа есть сказка с похожим сюжетом о похождениях незадачливого мужа. "Был у одной женщины глупый муж. Ничего делать не умел, за что ни возьмётся, всё у него вкривь да вкось..." Как во всех подобных сказках разных народов, глупый муж побывал во всех переделках как по-писанному:...

Китайская народная бытовая аудио сказка "Сказка без конца" в которой император очень любил слушать сказки, но не любил, когда сказки заканчивались. Поэтому, как сказка окончится, так рассказчика и казнили. Такие они императоры!.. Привели, однажды, стражники одного юношу рассказывать сказку императору. Тот не испугался, стал рассказывать о том,...

Аудио "Словарь трудных слов к китайским народным сказкам" дает объяснение следующим словам и выражениям, встречающимся в книге: как по животным счет годам вести стали; Юй-ди, Нефритовый владыка; Небесный дворец; Великая стена; Шелковичный червь; Кан; Ямынь; Циновка; Запретный императорский город; Пагода; Барабаны третью стражу отобьют;...

В провинции Юньнань, где издавна живет народ И, есть большая гора Гуаньиныпань. Под горой протекает быстрый ручей с прохладной водой. Каждый день деревенские пастухи пригоняют сюда коров, а сами располагаются на берегу, пока коровы щиплют траву и пьют прозрачную родниковую воду. Читать...


Китайская народная сказка

Давным-давно это было. По равнинам Внутренней Монголии протекала река-широкая, светлая, прозрачная. На западном ее берегу тихо и мирно жила с матерью девушка необыкновенной красоты. Звали ее Сола. Читать...


Китайская народная сказка

Жил некогда старик с сыном и дочерью. Отец и сын плели корзины из бамбука, а девушка, приготовив обед и управившись по хозяйству, помогала им. Вся семья усердно трудилась целыми днями и даже по ночам. Читать...


Китайская народная сказка

Было время, когда все животные, птицы и насекомые умели говорить. Кузнечик и тогда жил в поле. А обезьяна задумала его выселить. Читать...


Китайская народная сказка

Жил когда-то в горах одинокий юноша Дулинь. На горном склоне обрабатывал он свое поле и сеял рис. Солнце палило нещадно, крупные, как соевые бобы, капли пота катились по лицу и груди юноши и стекали в расщелину меж камнями. Читать...


Китайская народная сказка

Когда-то в деревне Пинцзывэй жила старая женщина со своим сыном по имени Паньвань. У них не было ни клочка своей земли, и старой матери приходилось собирать в горах хворост для продажи, а сыну - пасти чужой скот. Читать...


Китайская народная сказка

Жил в нашей деревне один крестьянин. Такой он был удивительный человек, что если ему сказать: у соседа дом горит, он ответит... Читать...


Китайская народная сказка

Жил когда-то человек по имени Ча. Отец его давно умер, а мать ходила на поденную работу. Сам Ча пас коров у богатого помещика. Читать...


Китайская народная сказка

Невдалеке от Западных ворот столицы Китая Пекина течет прозрачная река Чанхэ. Через нее перекинут каменный мост, соединяющий две большие дороги - Северную и Южную. Старые люди называют этот мост Гао Лян цяо - Мост Гао Ляна. Вот что рассказывает древняя легенда. Читать...


Китайская народная сказка

Когда-то, в глубокой древности, на небе сияло девять солнц, а на земле было жарко, как на куске раскаленного железа. Деревья и травы не могли расти, посевы не могли всходить. Трудно было жить людям! И тогда, нахмурив брови, они собрались на совет и стали решать, как избавиться от девяти солнц. Читать...


Китайская народная сказка

Кто из народа лису не слыхал песню «Асы взбирается на гору»?! Эту песню поют юноши и девушки, старики и дети. Ее любят и в Баошане, и в Лунлине, и в Ицзяне, и во многих других местах. Но помнит ли кто-нибудь, откуда взялась эта чудесная песня? Читать...


Китайская народная сказка

Далеко, на западе Китая, в угрюмой бесконечной пустыне жил одинокий орел. Кругом лежали мертвые сыпучие пески - ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орел высоко-высоко и, паря на своих мощных крыльях, окинул взором четыре стороны света. Читать...


Китайская народная сказка

Послал как-то помещик батрака в горы за хворостом. Поднял его на рассвете и сказал... Читать...


Китайская народная сказка

Жил в давние времена важный чиновник со своим сыном. Читать...


Китайская народная сказка

Жил на свете один очень ленивый юноша. Целыми днями слонялся он с места на место, и ничто не нравилось ему, ни в чем не мог он найти удовольствия. Читать...


Китайская народная сказка

Жил на свете один человек по имени Лао Линь-му. У него были сын и три дочери.

Сказка - удивительное творение человеческого гения. Она радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает верой в невозможное. Сказкой принято называть устный рассказ волшебного, приключенческого или бытового характера с установкой на вымысел. Китайские народные сказки сразу переносят слушателя в сказочное время и сказочное место, используя традиционные зачины: "Есть в горах...", "Есть на свете гора...", "Давным - давно жил...", "В старину стояла у подножия высоких гор на берегу моря...", "Жил на свете один...", "Очень давно это было...", "Случилось это в давние времена..."
Принято выделять сказки о животных, волшебные и бытовые.
Сказки о животных возникли в глубокой древности. Они были связаны с хозяйственной деятельностью человека. Животные, герои сказок, сохранили следы тотемизма, который верил в родословную связь человека и животного. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, "очеловечивал" тех или иных зверей. И они в сказках разговаривают друг с другом, понимают людскую речь - китайская народная сказка "Про теленка-пестренка".
Если в китайской сказке появляется тигр - это будет важный господин. Тигр символизирует силу и могущество. Тигру поклонялись как божеству. Изображения тигров стерегли двери при входе в храмы. Военачальники украшали ими свои одежды. Но свирепому тигру отводится роль глупца, которого обманывает слабое животное - заяц или кролик, - персонаж, отличающийся особой догадливостью, ловкостью, сметкой.

Китайские сказки

Желтый аист

Говорят, что жил когда-то в Китае бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чая. Ми просто бы умер с голоду, если бы один хозяин чайной не стал бесплатно кормить его и поить. Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал: — Я ухожу. Денег у мен...

Справедливый

Давным-давно это было, может быть, во времена Чжоу, а может быть, и еще раньше. Правил тогда всей землей меж четырьмя морями хороший, добрый император, который раз в пять лет объезжал Поднебесную, собирал везде песни народные, чтобы по ним судить — как и где живет его народ, сам творил суд...

Во многих сказках рассказывается о ссорах и состязаниях между большими и сильными животными и маленькими, слабыми. Сказки эти, как правило, проникнуты стремлением к социальной справедливости: хотя в сказках говорится про животных, почти всегда, однако, подразумеваются люди. Слабый, то есть социально обездоленный, персонаж побеждает с помощью ума и ловкости более сильного и могучего зверя. Так в китайской народной сказке "О том, как по животным счет годам вести стали", в которой из двенадцати животных самой хитроумной оказалась маленькая мышь, изловчившаяся доказать, что она самая большая даже по сравнению с волом и овцой. Поэтому именно с года мыши начинается двенадцатилетний цикл в Китае.
Ученые считают, что волшебная сказка зародилась при разложении первобытнообщинного строя и переходе к классовому обществу. Предполагают, что именно тогда появились сказки о невинно гонимом младшем брате, падчерице или сиротке. Конфликт между членами семьи отражает общественные и классовые отношения. Старший брат в сказках обычно богат, а младший беден и обделен и т.п. Таким образом, сказочная семья - это схематическое изображение общества, в котором существует социальное неравенство. В китайском эпосе это сказки "Птица чжаогу", "Пять сестер", "Сад Нефритовой феи"
Легендарные сказки объясняют по-сказочному, ссорой или дружбой зверей, какими-то приключениями, - происхождение особенностей строения тел у животных или их повадок. Примером могут быть китайские аудио сказки "Как собака с кошкой враждовать стали", "Заячьи хвосты", "Как птица с рыбой спорили".

Жил на свете один очень ленивый юноша. Целыми днями слонялся он с места на место, и ничто не нравилось ему, ни в чем не мог он найти удовольствия.
"Что же такое удовольствие?" - подумал он однажды и решил пойти поискать его.
Он вышел из дому и через некоторое время оказался у подножия высокой горы, преградившей ему путь. Тут он увидел старого крестьянина, копавшего землю.
- Дедушка, не знаешь ли ты, в чем можно найти удовольствие? - спросил его юноша.
- Знаю,- ответил старик, не прерывая работы,- но если я буду с тобой разговаривать, то не смогу работать.

В провинции Юньнань, где издавна живет народ И, есть большая гора Гуаньиныпань. Под горой протекает быстрый ручей с прохладной водой. Каждый день деревенские пастухи пригоняют сюда коров, а сами располагаются на берегу, пока коровы щиплют траву и пьют прозрачную родниковую воду.

И вот пастухи заметили: ровно в полдень неизвестно откуда появляется красивая девушка, а в стаде вместо девяноста девяти коров становится сто. К вечеру же, когда приходит пора гнать коров в деревню, их снова оказывается девяносто девять. А девушка куда-то пропадает.

Давным-давно это было. По равнинам Внутренней Монголии протекала река-широкая, светлая, прозрачная. На западном ее берегу тихо и мирно жила с матерью девушка необыкновенной красоты. Звали ее Сола.

А на восточном берегу реки жил богатый нойон (Нойон-князь, владелец скота и пастбищ) со своими слугами и приближенными.

Жил на свете один человек по имени Лао Линь-му. У него были сын и три дочери. Дочки были красивы, как богини, и очень красноречивы; этим отец их особенно любил похвастаться перед соседями.
- Стоит моим дочкам заговорить, как сразу к ним слетаются все голуби с деревьев,- рассказывал он.
Молва о красноречивых девушках распространилась далеко вокруг, и сердце отца радовалось.

В давние-предавние времена хвосты у зайцев были совсем не такие, как сейчас. У первого на земле зайца с зайчихой хвосты были красивые, длинные и пушистые. Они очень гордились ими, считали себя лучше всех других зверей и частенько выкидывали всякие штуки, чтобы посмеяться над ними.
Но однажды из-за такой штуки потеряли зайцы свои красивые хвосты и остались с короткими, ни на что не похожими обрубками. Вот как это было.

В семье А Саня было только два человека: он сам да жена. С утра до ночи работали супруги в поле, а жили очень бедно. Сегодня думали, как бы прожить завтрашний день; а назавтра сокрушались, что послезавтра есть будет нечего.
И проходила их жизнь без единого радостного дня. Как-то перед Новым годом зашел А Сань к богатому соседу и видит, что семья его готовится к празднику: сладкие лепешки пекут, соевый сыр приготовляют, мясо жарят. Грустно стало А Саню. Вспомнил он, что у него дома даже горсти бобов нет. Печальный, вернулся он к себе и говорит жене:
- Соседи готовят богатое угощение к Новому году, а у нас и соевого сыра не из чего сделать. А как быть с жертвоприношениями предкам?

Жил некий князь. Было ему уже за пятьдесят, но он ни разу еще не выходил из своего дворца. Целые дни проводил он со своими женами, пил, ел и развлекался.
Но наконец это ему надоело, и он задумал посмотреть, что делается на белом свете. В тот же день, взяв с собой слугу, он вышел из дворца.
По дороге встретился ему крестьянин. Князь так испугался, что отступил назад.
- Почему ты испугался, князь? - спросил его слуга.
- Посмотри, на нас идет чудовище с длинными руками.

Не стало лесным зверям покоя от лисицы: одного перехитрит, другого надует, здесь урвет для себя лакомый кусок, там высмеет кого-нибудь на потеху всему лесу. Не было в округе ни одного зверя, который не пострадал бы от нее. И никто не мог придумать, как проучить негодницу.
Но вот обезьяна думала-думала, гримасничала, пыхтела и наконец нашла способ наказать лисицу. От радости она перекувырнулась и, соскочив с дерева, рассказала обо всем зайцу, жившему под деревом в норе. Тот выслушал ее и заморгал глазами. А если заяц моргает глазами, значит, он не очень верит.

Но сыновья Ван Сюе-циня не были похожи на отца: целые дни слонялись они без дела, а работать не желали. Отец не раз уговаривал их взяться за ум, но они пропускали его слова мимо ушей и лентяйничали по-прежнему. Заботы о них не давали Ван Сюе-циню покоя. На что будут жить эти лентяи, когда его не станет?

Являясь неотъемлемой составляющей народного фольклора, сказки служат опорой, источником знаний о любом народе, нации, так как в них отражается быт той среды, в которой они возникли, природные условия и особенности самобытной культуры, исторического развития. И китайские народные сказки - не исключение. В сказочном репертуаре китайцев наибольшее место занимают волшебные сказки, которые подразделяются на отдельные смысловые категории:

О поисках исчезнувшей красавицы-невесты

Одним из самых древних циклов, из которых состоят китайские народные сказки, считаются повествования о поисках пропавших невест: «Как юноша любимую искал», в которой девушку выкрал злой оборотень, или «Сказка про хитрого У-гэна и верного Ши-е», в которой героиню похитил Черный орел. Возможно, в представлении древних китайцев похищение возлюбленной рассматривалось как наказание за пренебрежение традицией выбирать в жены девушку только из своего рода. Все китайские народные сказки подобного типа имели одинаковую структуру и дальнейшее развитие сюжета. Заключалось оно в том, что герой отправлялся на поиски суженой, любой ценой стремился отнять ее у злодея-разлучника и вернуть в мир людей. Естественно, заканчивалось сказание абсолютным хеппи-эндом - благополучным возвращением домой в качестве победителя и с любимой невестой. В сравнении с европейскими аналогами подобных сказочных сюжетов в китайских нет витиеватого описания красивой (царской) жизни, излишней пышности слога, да и главные герои - не принцы и заколдованные принцессы, а обычные крестьянские пары.

О стезе и испытаниях

Существуют волшебные сказки про испытание, которые придумывают отцы дочерей в своем царстве для будущего зятя. Сказка под названием "Небесный барабан" - тому пример. В ней главный герой берет в жены небесную фею, но этот брак отец феи не считает действительным и уводит свою дочь на небо, где держит ее в небесной тюрьме. Для возвращения своей возлюбленной юноша должен пройти в царстве своего тестя многочисленные испытания, которые не были пройдены до женитьбы, что нарушило священный брачный ритуал. Только после выполнения всех задач, которые поставлены перед ним отцом любимой, герой снова сможет увидеться со своей супругой.

Другой пример - сказка «Красная Лилия», в которой главный герой, бедный крестьянин Дулинь, получив в жены прекрасную фею, девушку, вышедшую из цветка, не оценил в полной мере своего счастья: стал ленивым, заносчивым. Расплата не заставила себя долго ждать. Фея, не вынеся его пренебрежительного отношения, сбежала верхом на павлине на Луну. Год понадобился Дулиню, чтобы осознать и исправить свою ошибку. Стоило ему начать вновь трудиться, как жена к нему вернулись и их жизнь снова стала «сладкой как мед».

Борьба со злыми родственниками

Китайские сказки для детей включают и те, которые повествуют о «победе» несчастного главного героя над своими ужасными родственниками: корыстным и ненавистным старшим братом и его супругой, над мачехой или же отчимом. В таких историях присутствует ярко выраженная характерная для многих фольклорных сказаний разных народов черта - идеализация младшего брата. А китайские народные сказки еще и представляют этого героя как хранителя родовых традиций и семейного очага, например, как в «Сказке про младшего брата». В ней младший брат получает в наследство кусок непригодной земли, собаку, на которой пашет, и петуха. От ненависти старший брат убивает несчастного пса и птицу. Убитый горем герой хоронит друзей недалеко от своей хижины. А наутро на месте захоронения вырастает чудо-дерево, вместо листвы на котором - монеты.

Бытовые и сатирические сказки

Китайские народные сказки, относящиеся к категории «бытовые», включают и откровенно сатирические истории, например, «Красивая жена» и «Волшебный чан». В бытовых сказках главенствующую роль играют всяческие волшебные предметы, вокруг особенностей которых и разворачивается сюжетное действо. Однако, в сравнении с русскими сатирическими сказками, в китайских судья обычно мудрый и положительный. Примером может послужить целый сборник сказаний о справедливом судье Бао-гуне, который славился своей честностью и неподкупностью.

Отдельного внимания заслуживает китайская народная сказка «Братья Лю». Согласно ее сюжету, у матери было пять сыновей-близнецов, звали всех Лю и после добавляли порядковый номер - первый, второй и т. д. Юноши обладали каждый отдельным волшебным свойством. Жили они дружно и счастливо до тех пор, пока злой правитель, разгневавшись из-за испорченной охоты, не арестовал одного из братьев. Но герои встали на защиту своего брата, используя свои сказочные сверхспособности. Они не только освободили своего младшего, но и избавили от злого правителя и всей его свиты население края.

Отражение образного мышления

Существует несколько видов китайских сказок: волшебная сказка называется "сяньхуа", мифическая сказка - это "гуши", детские сказки - "тунъхуа". Наиболее интересными являются сказки, которые называются "шэньхуа". Зачастую они имеют связь с понятиями "вымысел", "миф" и "легенда". В давние времена люди старались дать объяснение непонятным явлениям природы любыми доступными способами. Поэтому сказка является отражением образного мышления которое основывается на воображении.