Сравнение дуэлей онегина и печорина. Сравнительный анализ владимира ленского и юнкера грушницкого

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие... Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался...
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что!.. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Евгений Онегин и Печорин - герои разных произведений двух знаменитых классиков русской литературы - Пушкина и Лермонтова. Первый работал над романом более семи лет. Свой труд сам Пушкин называл "подвигом" - из всех его произведений только "Борис Годунов" был удостоен такого эпитета. Знаменитый роман Лермонтова "Герой нашего времени" был написан в течение двух лет и впервые издан в Петербурге. Далее в статье будет проведено сравнение Онегина и Печорина, показаны черты, связывающие и отличающие их.

Произведение Пушкина. Краткое описание

Работу над романом Александр Сергеевич начал в Кишиневе, в 1823-м году. Пушкин в то время находился в ссылке. По ходу повествования можно заметить, что автор отказался от использования романтизма в качестве основного творческого метода.

"Евгений Онегин" - реалистичный роман в стихах. Предполагалось, что изначально произведение будет включать в себя 9 глав. Однако впоследствии Пушкин несколько переработал структуру романа, оставив в нем только восемь. Исключена была глава о путешествии главного героя - она стала приложением к основному повествованию. Кроме того, было изъято из структуры романа описание видения Онегиным недалеко от Одесской пристани и довольно резко выраженные суждения и замечания. Оставлять эту главу для Пушкина было достаточно опасно - за эти революционные взгляды его могли арестовать.

"Герой нашего времени". Краткое описание

Лермонтов начал работу над произведением в 1838-м году. Его роман включает в себя несколько частей. В процессе чтения можно увидеть, что в повествовании нарушена хронология. Этот художественный прием автор использовал по нескольким причинам. Главным образом такая структура произведения показывает главного героя - Печорина - сначала глазами Максима Максимыча. Затем перед читателем предстает персонажа по записям его дневника.

Краткая Онегина и Печорина

Оба персонажа являются представителями столичной аристократии. Герои получили прекрасное Уровень их интеллекта выше, чем средний уровень окружающих их людей. Персонажей разделяет десять лет, однако каждый из них - представитель своей эпохи. Жизнь Онегина протекает в двадцатые годы, действие романа Лермонтова разворачивается в 30-е годы 19-го столетия. Первый находится под влиянием свободолюбивых идей в условиях расцвета передового общественного движения. Печорин живет в период жестоких политических реакций на деятельность декабристов. И если первый еще мог примкнуть к восставшим и обрести цель, придав таким образом смысл собственному существованию, то у второго героя такой возможности уже не было. Уже это говорит о большей трагичности лермонтовского персонажа.

Основные черты персонажа романа "Герой нашего времени"

Образ Григория Печорина явился одним из художественных открытий Лермонтова. Этот герой эпохален главным образом потому, что в изображении его были выражены особенности той последекабристской эпохи. Внешне для этого периода характерны только потери, жестокие реакции. Внутри же совершалась деятельная, беспрерывная, глухая и безмолвная работа.

Необходимо сказать, что Печорин - довольно неординарная личность, все в нем спорно. Например, герой может пожаловаться на сквозняк, а спустя некоторое время скакать на врага с шашкой наголо. Максим Максимыч говорит о нем как о человеке, способном переносить сложности кочевой жизни, смену климатов. Григорий был строен, рост его был средний, телосложение крепкое с тонким станом и широкими плечами. По мнению Максима Максимыча, сущность Печорина не была побеждена ни развратом жизни столицы, ни душевными терзаниями.

Что общего у персонажей?

Сравнение Онегина и Печорина следует начинать с анализа черт характеров героев. Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.

Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет "упорный труд". Чтение также ненадолго увлекает его.

Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения. Это можно увидеть в и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.

В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей.

Взаимоотношения героев с окружающими

Не захотев лишаться свободы, Онегин отвергает чувства Татьяны. Чувствуя свое превосходство над людьми в целом, он принимает вызов Ленского и на дуэли убивает друга. Печорин приносит несчастье практически всем, кто его окружает или встречается. Так, он убивает Грушницкого, огорчает до глубины души Максима Максимыча, разрушает жизни Веры, Мери, Бэлы. Григорий добивается расположения и любви женщин, следуя исключительно желанию себя развлечь. Развеяв скуку, он довольно быстро охладевает к ним. Печорин достаточно жесток. Это его качество проявляется даже по отношению к больной Мери: он говорит ей, что не любил ее никогда, а только смеялся над ней.

Наиболее яркие черты персонажей

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету.

Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения - ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как "нравственного калеку".

Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским.

Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.

Любовь в жизни героев

Осознав свою любовь к Татьяне, Онегин готов на все ради того, чтобы только увидеть ее. Лермонтовский герой незамедлительно бросается вслед уехавшей Вере. Печорин, не догнав возлюбленную, падает в середине пути и плачет, будто ребенок. Пушкинский герой благороден. Онегин честен с Татьяной и не думает пользоваться ее неопытностью. В этом лермонтовский герой является прямой противоположностью. Печорин предстает личностью безнравственной, человеком, для которого окружающие его люди - лишь игрушки.

Идеалы и ценности

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина главным образом является сопоставлением внутреннего мира каждого персонажа. Анализ их поведения позволяет понять мотивацию тех или иных поступков. Так, например, различно у героев отношение к дуэли. Онегин накануне крепко спит. Он не воспринимает дуэль всерьез. Однако после смерти Ленского Евгения охватывает ужас и угрызения совести.

Лермонтовский герой, напротив, всю ночь перед дуэлью с Грушницким не спит. Григорий погружен в размышления, он думает о цели своего существования. При этом Печорин достаточно хладнокровно убьет Грушницкого. Он спокойно покинет дуэльную площадку, вежливо откланявшись.

Почему Печорин и Онегин - "лишние люди"?

Общество достаточно отрицательно относилось к героям. Окружающие не могли понять поведения персонажей. Точка зрения, взгляды и мнения Печорина и Онегина не совпадали с общепринятыми, посему воспринимались в штыки. Оба персонажа чувствуют свое одиночество в свете, среди толпы, чувствующей превосходство этих молодых людей. В образах Печорина и Онегина авторы выразили протест против гнусности и затхлости того времени, лишающего людей цели, вынуждающего растрачивать впустую свои силы, не найдя применения ни своим способностям, ни умениям.

(1 вариант)

"Евгений Онегин" и "Герой нашего времени" являются основными вехами развития русской литературы XIX в. Это лучшие произведения двух истинных гениев России: А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Романы потрясают читателей и литературоведов не только грандиозностью замысла, но и своим новаторством. Оно проявляется прежде всего раскрытии образов двух главных героев. Впервые Пушкин написал реалистический роман в стихах. Это было сродни революции. Поэт переживал за свое творение, понимая, что не все люди смогут оценить произведение, опередившее свое время. Эти переживания не были необоснованными. Даже многие друзья Пушкина не смогли понять гениальности концепции произведения.

М.Ю. Лермонтов пошел в свои творческих исканиях еще дальше. Созданный им роман был не реалистическим, как у Пушкина, а совмещал в себе черты двух течений. И это гениальное произведение не было по достоинству оценено критиками и современниками.

Прежде всего новаторство двух романов заключается в новых для литературы того времени героях. Впоследствии этот тип был назван "лишним человеком". Данное понятие подразумевает под собой романтический, потом реалистический образ молодого человека, дворянина, умного, образованного и интересного, но далекого от реальной жизни, разочарованного, бездеятельного, чуждого своим современникам. Галерея этих персонажей открывается Онегиным, за ним следует Печорин.

Время появления подобных персонажей – 1830е гг., период спада. После восстания декабристов и воцарения Николая I, жестокого, реакционного политика, общественная жизнь России надолго затихла. Появилось новое социальное явление – молодые люди, у которых было все, кроме счастья и ощущения значимости своей личности. Их страдания и искания были воплощены в романах об Онегине и Печорине – героях своего времени.

Несмотря на кажущуюся непохожесть двух произведений, их сюжет построен одинаково: герой проходит через какое-то испытание, его характер раскрывается в зависимости от ситуации.

Несомненно, основным испытанием и для Онегина, и для Печорина является испытание любовью.

Онегин, как и Печорин, в начале романа предстает как покоритель чужих сердец, "непостоянный обожатель очаровательных актрис". Его не интересовали глубокие чувства, он не искал любви на всю жизнь, до гробовой доски, а лишь цинично добивался обожания хорошеньких девушек, а, добившись, быстро бросал их, не думая о причиненных страданиях. Это было его лекарство от скуки.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

В "науке страсти нежной" Онегин явно преуспел.

Итак, Онегин – прожигатель жизни. Но вот он знакомится с Татьяной. Ему удается без труда завоевать эту провинциальную барышню. Она не блещет красотой, а ее душа – потемки для ветрогона. И Евгений здесь просто играет роль наставника, поучает девушку, как надо жить. Но, вернувшись из путешествия, пережив нравственный переворот и очищение, он смотрит на Татьяну другими глазами. Онегин влюбляется в нее, полностью теряет голову, и не потому, что изменилась Татьяна (в душе она осталась прежней), а потому, что глубокие изменения коснулись самого Евгения, он духовно вырос, стал достоин Татьяны. Но Онегин опоздал, она замужем и будет "век ему верна". И это – наглядная иллюстрация трагедии "лишнего человека", его "жалкий жребий".

Печорин повторяет судьбу Онегина. Он также бесцельно бредет по жизни, пытаясь найти себя, также зачем-то добивается любви женщин, а потом оставляет их. Онегин видит, что Татьяна стала его жертвой, но уже поздно. Печорин тоже мог предотвратить трагедии Бэлы и Мери, но не захотел. Играл он и судьбой Веры, но она оказалась сильнее него – и вот он, раздавленный и униженный, плачет о потерянном счастье.

В романтическом "Герое нашего времени" нет единого женского образа. Мы узнаем черты Татьяны и в Бэле, и в Мери, и в Вере. И, таким образом, любовь героя более многогранна и выразительна.

Не менее выразительно описывается и отношение героев к дружбе. У Лермонтова снова нет однозначности, Ленский воплощен и в Грушницком, и в Вернере, и даже в Максиме Максимыче. Однако напрашивается сравнение Ленского и Грушницкого. Печорин и Грушницкий тоже "от делать нечего друзья". Сюжетная линия дуэли из-за пустяка, увлечения одним любимой другого тоже прослеживается в обоих произведениях.

Нельзя не упомянуть про нравственные искания Онегина и Печорина, ведь они оба невольно чужды высшему свету, обществу, которому должны принадлежать. Онегин путешествует по России, Печорин – по Кавказу, оба пытаются в этих путешествиях найти смысл и цель своего существования. Они волочатся за женщинами, заставляют их страдать, стреляются на дуэли, ломают судьбы людей, сами не зная ради чего. В итоге участь их незавидна.

И Онегин, и Печорин – настоящие "герои времени". Они очень похожи друг на друга, похожи и их трагедии. В целом мире для них нет убежища, им суждено всю жизнь страдать и искать покоя. Такова участь лишних людей.

(2 вариант)

Вероятно, приступая к своему роману, Лермонтов думал о том, что его главный герой станет напоминать читателям о существовании пушкинского Онегина. Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В. Г. Белинский. "Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени", - писал критик.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции. Лучшие представители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности. Им ничего не оставалось, как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в "лишних людей".

Формирование характеров, условия воспитания Онегина и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.

"Но рано чувства в нем остыли", - пишет Пушкин об Онегине, который "заболел" "русской хандрой. У Печорина тоже очень рано "… родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой".

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Образованность и природная любознательность Онегина обнаруживается в его спорах с Ленским. Один перечень тем чего стоит:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь…

Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека. Печорин же так говорил о себе: "Я стал читать, учиться - науки тоже надоели". Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растратили ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в "науке страсти нежной", в знании "русских барышень". Печорин говорит о себе: "… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…" Ни любовь прекрасной Бэлы, ни серьезная увлеченность юной княжны Мери не смогли растопить холодности и рассудочности Печорина. Женщинам он приносит только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны Лариной также сначала оставляет равнодушным Онегина. Но впоследствии наш герой при новой встрече с Татьяной, теперь уже светской дамой и генеральшей, осознает, что он потерял в лице этой необыкновенной женщины. Печорин, оказывается, вовсе не способен к большому чувству. По его мнению, "любовь - это пресыщенная гордыня".

И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Евгений в своем письме к Татьяне пишет:

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Печорин же прямо заявляет: "… двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам".

Присущее обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским "от делать нечего". А Печорин говорит: "… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…" И он демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: "Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!.."

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной "светской черни". Но Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды. По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин "поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить" за скучный вечер у Лариных. Печорин говорит следующее: "Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить, целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…"

Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется у обоих пониманием бесполезности своей жизни. Об этом с горечью восклицает Пушкин:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она,

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Ему как бы вторит герой Лермонтова: "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Узнав хорошо свет и пружины жизни, я сделался нравственным калекой".

Слова Пушкина об Онегине, когда

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

он "начал странствия без цели", можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего "друга", и жизнь его продолжилась "без цели, без трудов". Печорин во время путешествия размышляет: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?"

Ощущая "в душе силы необъятные", но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее "от случайной пули на дорогах Персии". Онегин же в двадцать шесть лет также "безнадежно устал от жизни". Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?..

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

«Герой нашего времени» публиковался с 1838 года в журнале «Отечественные записки» по частям, первое полное издание появилось в 1840 году.

Термин «лишний человек» появится только в 50-х годах XIX века, после выхода произведения «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева, но литературные образы «лишних людей» появляются гораздо раньше: к ним можно отнести Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Онегина и Печорина.

Лермонтов начинает писать очередной роман о «лишнем человеке» тогда, когда с момента окончания А. С. Пушкиным «Евгения Онегина» прошло чуть меньше десяти лет. Лермонтов часто начинал там, где Пушкин ставил точку (например, стихотворения «Пророк» (1841) и «Узник» (1837) являются своеобразными продолжениями пушкинских «Пророка» (1826) и «Узника» (1822)). Действительно, Пушкин написал психологический роман на фоне энциклопедического мира, и главной задачей его было показать историю характера и его становления. Лермонтов ставит себе другую цель: он имеет дело с уже сформировавшимся характером, его интересует не становление характера, а последствия этого становления. Хотя читатель и узнает из каждой повести новые черты героя, но вряд ли можно сказать, что Печорин меняется на протяжении романа. Его характер остается неизменным. У Пушкина в первых главах «Евгения Онегина» при всей серьезности преобладает ирония, а к концу романа тон автора по отношению к герою становится более сочувственным. И читатель понимает, что постепенно фигура Онегина вырисовывается как трагическая. Фигура «лишнего человека» все больше становится фигурой героя своего времени. И в «Герое нашего времени» уже нет места никакой иронии, этот образ полностью сложился как трагический.

В поколении Лермонтова (поколение «реакции») происходит переоценка практически всех ценностей, даже дружбы и любви. Если неспособность любить у Онегина выглядела как единичный случай, то в печоринском поколении это уже приобрело характер эпидемии.

Лермонтов не собирался повторять Пушкина, он писал совсем другой социально-психологический роман, где на первый план выходит один главный герой и все направлено на него (так строится и композиция, и система образов). Если в пушкинском романе можно увидеть черты многих литературных направлений, то роман Лермонтова полностью написан в реалистической манере. Автор строит свой роман отлично от пушкинской манеры, где все определяется стихотворной формой и образом автора: Лермонтову в «Герое нашего времени» принадлежит только предисловие.

Сравнивая двух главных героев (Онегина и Печорина), надо подчеркнуть их несомненное сходство: оба они образованны, начитанны, происходят из дворянских кругов, но по какой-то причине не могут найти себе места в жизни. Им быстро наскучивает любое новое дело, они понимают, что мир полон злобы, зависти и других пороков. Оба героя стремятся избавиться от этого общества: Онегин уезжает в деревню, Печорин - на Кавказ. Но и в этих местах им быстро наскучивают и пейзаж, и окружение, и женщины. Они оба равнодушны к судьбам людей: Онегин разбивает сердце Татьяны, Печорин - Мери, Бэлы и Веры, Онегин убивает на дуэли Ленского, Печорин - Грушницкого.

Сердца героев не воспламеняет даже любовь, она им уже давно наскучила:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

«Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бэла»)

В конце обоих произведений герои все-таки обретают любовь, но они все равно несчастны, ведь женщины, к которым они воспылали нежной страстью, уже замужем, они «другому отданы». Любовь Онегина к Татьяне, также как и любовь Печорина к Вере, возникает только тогда, когда герой понимает, что им уже не суждено быть вместе. И Онегин, и Печорин переосмысливают свои чувства:

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!»

Онегин сохнет - и едва ль Уж не чахоткою страдает.

В тоске безумных сожалений К ее ногам упал Евгений;

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Так же герои относятся и к дружбе. Онегину не нравились бесполезные разговоры «о псарне, о своей родне», но он все-таки поддерживает дружеские отношения с Ленским - единственным образованным обитателем деревенской округи. Пушкин объясняет это скукой, в разной степени одолевающей обоих молодых людей:

Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Печорин же в принципе нелестного мнения о дружбе: по его мнению, он способен лишь поддерживать приятельские отношения с другими людьми, в отношениях же, основанных на более глубокой привязанности, он смысла не видит:

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

(«Княжна Мери»)

Но, даже учитывая все эти сходства, герои во многом различны, и это различие можно увидеть, сопоставив эпизоды дуэлей Онегина с Ленским и Печорина с Грушницким. Герой Пушкина принял вызов на дуэль лишь потому, что страшился общественного мнения. Он понимал, что повод ничтожен и его даже нельзя считать достойным внимания, но все равно решил стреляться. У Печорина же, наоборот, были непримиримые противоречия с Грушницким, которые тот высказал в своих последних, перед смертью, словах:

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Перед дуэлью Онегин хорошо спал и совсем не волновался, в отличие от своего противника Ленского. Печорин же, наоборот, не спал, а предавался философским размышлениям, подводил итог своей жизни, выражая полную готовность с ней расстаться:

«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова. прощайте!.. »

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Печорин после этого инцидента не задумывался о том, что Грушницкий умер зря, не представлял, что было бы, если бы он остался в живых, эта смерть никак не тревожила совесть героя. Онегин же, напротив, раскаивается в содеянном, понимает, что смерть Ленского глупа и нелепа, а в конце романа убитый Ленский то ли снится, то ли видится Онегину:

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Таким образом, при сопоставлении характеров Онегина и Печорина становится понятно, что герои одновременно и схожи, и различны между собой. На формирование характеров Онегина и Печорина повлияли не только творческие задумки Пушкина и Лермонтова, но и особенности конкретной эпохи. Даже несмотря на то что эти произведения увидели свет с разницей менее чем в десять лет, они создавались в очень разных исторических условиях, и это крайне важно для понимания характеров героев.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Онегин и Печорин — два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина — Грушницкий.

Онегин и Ленский начинают общаться в деревне, и общаются исключительно «от делать нечего». В принципе, их не может ничто объединять. Онегин — холодный эгоист и циник, вечно хандрящий. Ленский же, напротив, — романтик до мозга костей. Он живет не действительностью, а своими грезами. В Ольге он любит не женщину, а скорее свой романтический идеал, который, как ему кажется, воплотился в ней. Имецно потому, что он живет не реальной жизнью, а романтическими иллюзиями, он и вызывает Онегина на дуэль из-за пустяка. Здравомыслящий человек никогда не поступил бы так, но Ленский отнюдь не здравомыслящ. Ведь поединок — это так благородно, так поэтично, так по-рыцарски!

Характеры двух героев ярко проявляются в ночь перед дуэлью. Онегин спокоен. Ольгу он пригласил в шутку, чтобы позлить Ленского. Точно так же, шутя, он относится к дуэли. Поэтому и проспал: его не тревожили мысли. Иное дело — Ленский. Он с самого начала воспринимает все в слишком преувеличенном виде. В самом деле, что может быть обидного в том, что твой друг пригласил твою невесту на танец? По крайней мере, это не повод, чтобы обвинять Ольгу в хитрости и измене, а Евгения вызывать на дуэль.

В ночь перед дуэлью Ленский не спит: «садился он за клавикорды», «к Ольге взоры устремив, шептал: не правда ль? я счастлив», «при свечке Шиллера открыл», «берет перо; его стихи полны любовной чепухи». Словом, поведение Ленского — полная противоположность спокойствию Онегина. Впрочем, было бы странно, если бы молодой поэт вел себя иначе.

Как говорил Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским — верх совершенства в художественном отношении»:

... Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

Надо отдать должное Онегину: после того, как он убивает Ленского, его терзает, пусть недолго, «тоска сердечных угрызений». И невольно вспоминается Печорин, хладнокровно покинувший место дуэли с Грушницким, даже не оглянувшись. Онегин, по крайней мере, позаботился о теле своего соперника.

Грушницкий очень напоминает Ленского, как Печорин — Онегина. Груш-ницкий и Печорин общаются поначалу, как добрые приятели. Правда, Грушницкий во всем уступает главному герою. Если Печорин — человек умный, склонный к самоанализу, то Грушницкий — поверхностный романтик, пустозвон, любитель красивых фраз. Его чувство к княжне Мери неподдельно, но все же слишком приукрашено им самим. Точно так же, как Ленский, Грушницкий

... пел разлуку и печаль

и нечто и туманну даль...

Единственная разница состоит в том, что Ленский делал это в стихах, а Грушницкий — в прозе.

Так же, как Онегин вздумал подшутить над Ленским, пригласив Ольгу, Печорин шутит, влюбляя в себя княжну Мери. Первопричина дуэли заключается именно в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина», дуэль в «Герое нашего времени» — достаточно подлое действо. Во-первых, Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь из незаряженных пистолетов. Во-вторых, Печорин, узнав о заговоре, со своей стороны обманывает Грушницкого: в нем слишком много гордости и злости, чтобы не сделать этого.

Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное, правых вообще кет. Грушницкий сказал, что им двоим на земле нет места. А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае Онегина с Ленским.

Когда Пушкин описывает возможные варианты судьбы Ленского, останься он жив, здравомыслящий читатель считает наиболее вероятным такой вариант:

А может быть, и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Прошли бы юношества лета:

В нем пыл души бы охладел.

Правильно заметил Белинский, что Ленский — не из тех натур, которые все время развиваются и идут вперед. Он умер «вовремя для своей репутации». И остался в памяти людей молодым, пылким, красивым. Так же и с Грушницким. Нет ничего хуже постаревшего сентиментального глупца. Но надо сказать, что смерть Грушницкого гораздо менее «романтична», чем смерть Ленского, как и сам этот герой менее привлекателен.