Откуда произошло модульное оригами. Интересные факты об оригами

Все, наверное, знают, что оригами - это интересное занятие, заключающееся в складывании из бумаги разнообразных фигурок. Изобретено оно было в Японии в древние времена. Само слово «оригами» придумали лишь в 1880 году. До этого поделки из бумаги назывались «ориката» (сложенные фигуры). Оригами также популярно в Китае и других азиатских странах.

Первоначально разнообразные фигуры из бумаги складывали только для торжественных случаев, потому что раньше бумаги было мало, и она была очень дорогая. В древние времена секреты изготовление поделок из бумаги передавались по наследству в устной форме. По традиции, это происходило по женской линии: от матери дочерям. Так как при отсутствии письменных материалов описание сложных фигур было сделать довольно затруднительно, по наследству передавались только описания самых простейших фигур. В древности из бумаги складывали, главным образом, животных, людей в национальных костюмах и разнообразные ритуальные предметы. Впервые оригами стали использовать в японской культуре именно для проведения ритуальных церемоний.

В Японии люди обычно приобретают навыки складывания из бумаги в раннем детстве. Впрочем, этим интересным делом увлекаются не только дети, но и взрослые. Процесс складывания устроен таким образом, что чем-то схож с математикой. Некоторые фигуры бывают очень сложными, их иногда трудно выполнить даже взрослым.

А теперь все самое интересное об этом удивительном искусстве!

– Точное место зарождения оригами до сих пор неизвестно. Разнообразные способы складывания бумаги издавна существовали в Восточной Азии и Европе. Хотя люди из других стран и с других континентов и знали о том, что из бумаги можно складывать интересные фигуры, основоположниками оригами именно как искусства стали японцы.

– Бумага была изобретена в Китае. В Японию ее перевезли буддийские монахи.

– Японское обозначение бумаги, «ками», является омонимом слова «дух» или «бог». Первоначально, как это уже было сказано выше, бумажные фигурки использовали исключительно для религиозных церемоний. Бумажные бабочки символизировали невест и женихов в синтоистских свадебных традициях, которые живы до сих пор.

– В 1797 году была опубликована первая книга об оригами. Она называлась «Сембазуку ориката» (складывание тысячи журавликов). Ее автором был Акисато Рито. Правда, в книге описывались не столько способы складывания, сколько культурные обычаи страны.

– В одном из изданий энциклопедии японской культуры под названием «Кайарагуза», опубликованном в 1845 году, была представлена полная коллекция известных на тот момент фигур традиционного японского оригами.

– Современное оригами развилось благодаря Акире Йошизава. На протяжении многих веков люди складывали одни и те же традиционные модели. Однако именно мастер Йошизава в 1950-х опубликовал несколько книг, в которые представил совершенно новые для японской культуры фигуры. Вместе с американкой Сэм Рандлетт он описал основные принципы складывания бумаги и познакомил с оригами людей во всем мире. Людям очень нравились модели Акиры Йошизавы, которые он выставлял на выставках. Это привело к появлению новых фигур и форм в разных странах за пределами Японии, а также формированию различных оригами-ассоциаций по всему миру. Йошизава умер в 2005 году в возрасте 94 лет.

– В "Книге рекондов Гиннесса" представлены самые разнообразные рекорды по складыванию японских журавликов. Среди них имеются рекорд на самую сложную модель, самую большую или самую маленькую, на самое быстрое складывание 100 журавликов и так далее.

– Сложенный из бумаги журавлик является международным символом мира. Таковым он является с 1999 года. Именно тогда был сложен самый большой журавлик. Его высота составляла 6,5 метра, а вес – 794 кг. Журавлик был настолько огромен, что его пришлось показывать зрителям на стадионе. И весь он был сделан исключительно из бумаги!

– Еще один японский мастер оригами, Акира Найто, создал самого маленький бумажного журавлика. Сделал он его из квадрата бумаги размером 0,1 на 0,1 мм. Акире пришлось проделывать эту работу с помощью пинцета и микроскопа.

– Фридрих Фрёбель, основатель детских садов, придавал большое значение таких видам рукоделия, как складывание и вырезание из бумаги. Благодаря оригами и подобным искусствам в начале 19 века он создал множество учебных пособий для воспитания детей. Позднее идея создания детских садов распространилась по всей Европе и за ее пределами, благодаря чему и оригами стало популярно на этих территориях.

– Энтузиастами оригами было образовано несколько оригами-ассоциаций по всему миру. Поначалу они были только в США и Великобритании. Сейчас клубы мастеров и увлеченных оригами можно встретить во всех больших городах мира.

Современные художники с помощью усовершенствованных методов складывания бумаги создают все более сложные модели оригами. Они настолько красивы, что до глубины души поразили бы древних мастеров этого искусства. Сейчас легко можно купить книги с инструкциями по складыванию оригами-моделей. Некоторые инструкции могут включать в себя такие процессы, как вырезание и склеивание бумаги. Это тоже неплохо. Подобные действия часто необходимы для того, чтобы придать моделям прочность и устойчивость.

– Традиционно оригами делали из особой бумаги. Нынешние художники используют для этих целей оберточную бумагу или даже фантики от конфет, а также широкое разнообразие самодельной бумаги. Иногда в ход идут и обычные газеты. Самым оригинальным подарком оригами может служить фигура, сложенная из бумажной банкноты.

Оригами увлекаются люди разных профессий, возраста и состояния здоровья. Им могут заниматься даже слепые! Все, что для этого требуется, - это бумага, терпение и настойчивость. С появлением интернета стало достаточно просто находить разнообразные инструкции для складывания. Таким образом, искусство оригами по-прежнему продолжает процветать.

«Развитие творческих способностей

и логического мышления на уроках оригами»

Доклад.

1. История возникновения и развития оригами как искусства.

2. Почему оригами нравится детям.

3. Навыки и способности, которые развивает оригами.

I. История возникновения и развития оригами как искусства.

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в 3 – 4 в. до н. э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали ситом отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами – толчёными кусочками коры тутового дерева, размоченными стеблями бамбука и получили и получили совершенно новый материал – бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год н. э. , когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Технологию её производства запрещено было вывозить за границу. Но в 610 году странствующий буддийский монах Дан Хо, добираясь до Японии выдаёт секрет бумагоделанья выдаёт японцам.

Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Вскоре дорогое сырьё заменили более дешёвым – бамбуком, коноплёй, древесной корой, тряпьём. Через 100 лет японская бумага становится по качеству лучше китайской, выдерживая несколько тысяч сгибов не разрываясь, что немаловажно для оригами; появляется много мелких мастерских по производству бумаги.

Несмотря на то, что бумагу изобрели в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания бумаги в период Хэйан (794 – 1185 г.г.). Вначале оно было культовое, храмовое. Может, в этом немаловажную роль сыграло сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками» . Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги – «ори- ками». Один из таких ритуалов состоял из складывания коробочек Санбо,в которых клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения в синтоиских храмах. В периоды Камакуры (1185 – 1333) и Муромати (1333 – 1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные монахи должны были обладать определёнными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка и прочего были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.

Однако было бы несправедливо утверждать, что Европа до этого времени не была знакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым открытием некоторых фигурок, например, птички-пахариты.

Стоит вспомнить и Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать складывания из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.

Настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй Мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Он не только доказал, что искусство оригами может быть авторским, но способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретённых им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей или схем. Появление этих схем было равносильно появлению нотных знаков в европейской музыке. «Навыки игры» удавалось фиксировать и передавать другим людям. К мастеру пришла известность и заслуженная слава.

Важная особенность оригами – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается такой конструктор существует. Это оригами, где из одной детали складываются тысячи разных фигурок. Искусство оригами открывается всему миру. Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в оригами что-то своё. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательной стране Творчества.

II. Почему оригами нравится детям.

Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка.

Для занятий нужна бумага, немного терпения и знания.

С помощью оригами создаётся быстро целый мир, в который можно играть.

Занятия оригами совершенно безопасны для самых маленьких детей

Оригами – коллективное творчество, где вместе можно создавать целые композиции на разные темы.

Для занятий оригами нет возрастных пределов.

Помогает быстро оформить комнату или класс.

Можно быстро сделать удивительный, оригинальный подарок.

III. Навыки и способности, которые развивает оригами.

1. Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

2. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объёме.

3. Знакомит с основными геометрическими понятиями.

4. Улучшает способность следовать устным инструкциям.

5. Развивает уверенность в своих силах и способностях.

6. Помогает развитию чертёжных навыков.

7. Стимулирует развитие памяти.

8. Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.

9. Развивает творческие способности. Многие ребята изобретают свои фигурки.

10. Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело.

11. Расширяет коммуникативные способности.

¨Работая с первоклассниками, целесообразно демонстрировать только сам процесс складывания. Немногие в этом возрасте могут работать со схемами.

¨С ребятами постарше можно работать со схемами в учебнике или на доске.

¨Демонстрировать складывание нужно на большом квадрате, с двусторонней окраской, он должен быть хорошо виден из любой точки класса.

¨Постепенно приучать детей к условным знакам и схемам, доводя знания некоторых приёмов до автоматизма. Вырабатывать умение самостоятельно «читать» схемы, выполняя изделие.

¨Работая коллективно, демонстрировать следующий этап после того как все справятся с предыдущим шагом. Проверять свои «шаги».

¨Чертя схемы изделия можно использовать цветные мелки. Белый цвет означает контуры фигурки и намеченные линии, два других цвета – линии «горы» и «долины». Стараться запомнить терминологию оригами.

¨Начиная работу, можно придумать ритуал приветствия.

Используемая литература.

Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М.,изд-во «Аким» 1997, 207с.

"Сложение бумаги" – целое искусство. История происхождения оригами уходит своими корнями в глубокое прошлое. Знакомство с ним следует начать с древнего Китая, где, начиная со 105 года н.э. появились первые предпосылки для возникновения оригами. В этом году чиновник Цай Лунь официально доложил императору о том, что создана технология производства бумаги. Многое годы создание белого листа хранилось в строжайшей тайне. Но постепенно тайна стала путешествовать в Японию вместе с китайскими монахами. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов делать бумагу по китайской технологии. В Японии быстро наладили производство бумаги, которое во многом обогнало Китай.

История возникновения оригами - искусства складывать из квадратного листа без помощи ножниц любые фигурки, начинается в Японии. Самые первые листочки бумаги, сложенные в фигурки, появились сначала в монастырях. В японском языке "Бог" и "бумага" звучат одинаково. Поэтому, такие фигурки из бумаги имели символическое значение. Ими украшали храмы, они участвовали в религиозных церемониях, их помещали на жертвенный костер. История оригами сохранила нам первые бумажные фигурки - коробочки "санбо", куда японцы складывали кусочки овощей и рыбы для жертвоприношений. Это не было настоящим искусством. Это был просто лист бумаги, отмеченный именем бога и стоящий по тем временам не малых денег.

История появления оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора в периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.). Придворные монахи были обязательно обучены "искусству складывать". Многие семьи использовали оригами как герб. Затем началось массовое производство бумаги, цены на нее упали, и оригами проникло в быт дворянства. Именно тогда появилось искусство самураев. Знание оригами стало признаком образованности и хороших манер. Записки, сложенные в форме бабочки, цветка или журавля были символом дружбы и любви. Они выражали то, чего порой не скажешь словами. Иногда записку сворачивали таким образом, что только посвященный мог ее развернуть. Признаком хорошего тона считалось, когда дворянин мог развлечь свою даму на балу умением складывать бумажные фигурки. Оригами использовали для украшения дома, на свадьбах или праздничных шествиях. Многие семьи использовали оригами как герб.

В периоды Адзути – Момояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами было обычным способом времяпровождения. Изобретаются новые фигурки и среди них знаменитый японский журавлик - символ счастья и долголетия. Считалось, что если больной сложит тысячу журавлей из бумаги, то все его болезни пройдут.



Во второй половине XIX века история развития оригами выходит на европейский уровень. Европейцы познакомились с японскими бумажными фигурками: цветком риса, рыбой, лягушкой, журавликом. История оригами из бумаги относится не только к Японии. Испанцы, например, самостоятельно додумались смастерить некоторые бумажные фигурки. Среди них выделяются испанские птички – "пахариты". В странах Южной Америки распространилась "испанская школа". В ней выделяется имя Мигуеля Уманумо, который является создателем множества фигурок. Он даже выпустил две книги по оригами. Во Франции оригами появилось на сцене. Чистый лист бумаги в руках фокусника превращался в птичку с машущими крыльями. История возникновения оригами в России до конца не исследована, но известно, что оригами было одним из любимых детских занятий. Из-за дороговизны бумаги, история оригами шла очень медленными шагами навстречу своему дальнейшему развитию. Вместо бумаги складывали ткань, например воротники, чепцы, чаще головные уборы, которые носили горничные, монахи, сестры милосердия.

Стоит отметить имена известных людей, любителей оригами, из рук которых вышло множество замечательных бумажных фигурок. Это Леонардо да Винчи, Льюис Кэррол, Гудини. Известно, что Лев Толстой большой знаток оригами.

Настоящая история создания оригами началась после Второй мировой войны, благодаря деятельности Акиры Йошизавы. История происхождения оригами связана с именем этого всемирно признанного мастера. Во время войны он был служащим военного завода и мечтал заняться оригами профессионально. После войны, перенеся голод и нищету, Акира Йошизава изобрел сотни потрясающих фигурок. Он доказал, что искусство может быть авторским и изобрел условные знаки складывания, которые можно представить в виде рисунков - чертежей. Таким образом, на бумаге был зафиксирован процесс складывания определенных фигур. Навыки игры можно было фиксировать и передавать другим людям. В любом профессиональном издании книги по оригами можно найти описание этих знаков.

История возникновения модульного оригами относится опять же к Японии. Техника складывания такого вида оригами использует несколько листов бумаги. Каждый лист складывается в отдельный модуль, а затем модули соединяются между собой, путем складывания их друг в друга. Это сложный, но очень красивый вид оригами.

История модульного оригами частично отражена в книге "Ranma Zushiki" Хаято Охоко в 1734 году. В ней содержится гравюра, которая изображает группу традиционных моделей оригами. Одна из таких моделей - куб. Он показан в двух ракурсах, а в пояснении назван "сундуком волшебного сокровища". История модульного оригами отмечена в книге Исао Хонда "Мир Оригами", где также упоминается модель куба, но называется эта модель "Кубической коробкой". Примечательны модели китайского модульного оригами - лотос и пагода.

История развития оригами продолжается до сих пор.

Тема: История возникновения оригами.

Цель занятия: Познакомить детей с японским искусством оригами.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учеников с краткой историей оригами.

Учить составлять связный рассказ по опорным словам.

Учить классифицировать предметы по разным признакам

Развивающие:

Развивать речь учащихся.

Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Развивать творческое и логическое мышление детей.

Развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

Формировать интерес детей к искусству оригами.

Воспитывать умение вести себя в коллективе.

Оборудования и материалы: карточки со словами, картинки с работами.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

1.1. Психологический настрой (знакомство)

Здравствуйте ребята! Посмотрите, какая у нас хорошая погода. Как ярко улыбается солнышко за окном. Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся.

1.2. Проверка готовности к занятию (смотрим рабочее место)

1.3.Внешний вид (при работе волосы должны быть убраны)

2. Актуальность знаний.

Педагог: Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.

Что вы знаете об оригами? (...) - Попробуйте составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, бумажные фигурки, подарки (...) - Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)

3.Сообщение новых знаний.

Педагог:Послушайте мой рассказ об искусстве оригами:

История развития оригами Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую "многоликой" и "тысячерукой" богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь "ори" означает "сложенный", а "ками" - "бумага" и "бог" одновременно. Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях.

Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера оригами Акиры Йошизавы. Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны. Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии. Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своими культурой и традициями. В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.

Теперь посмотрите на картинки. Рассмотреть с детьми предложенные картинки с работами (искусственный цветок из пластмассы, объемный тюльпан, выполненный в технике оригами, аппликация цветы, выполненная в технике оригами, объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами, геометрическая аппликация животного).

Педагог: На какие группы можно разделить эти предметы?

Дети: Цветы, животные. Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги. Предметы плоские и объёмные. - и т.д.

Педагог: Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике оригами. Обоснуйте свой выбор.

4. Стадия рефлексии

Педагог: Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?

5, Итоги занятия:

Педагог: Что нового мы узнали сегодня на занятии? - Что больше всего вам понравилось на занятии?

Спасибо за занятие! Все молодцы!

Литература:

1. Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости. 2 класс. Санкт- Петербург, «Образование», 1999

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург, «Речь», 2003