«Давид» Микеланджело: как рождался шедевр. Статуя давида Высота статуи давида

Давид – идеал мужской красоты. Скульптура, копии которой украшают множество залов и площадей. Это история о том, как глыба мрамора, преодолевая сложные испытания во время своего создания, чудом сохранившаяся в недавнем прошлом и являющаяся достоянием будущего, может стать чудом рук человеческого гения.

Первые шаги

Скульптура Давида должна была входить в ансамбль из двенадцати крупных скульптур вокруг соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре. Однако к 1464 году готовыми были готовы лишь два изваяния. Авторами первых двух статуй стали Донателло и Агостино ди Дуччо. Агостино также принялся за создание Давида, но после смерти Донателоо в 1466 году отошел от работы над проектом.

Сложность работы привлекала множество мастеров, одним из которых также был Симоне из Фьезоле. Ему не удалось не то, что улучшить вид «Давида». Работы были выполнены настолько плохо, что скульптура, пусть еще и неоконченная, была изуродована. Некоторые нарезы так и остались видны даже после мастерски сотворенного чуда руками последнего и легендарного автора.

Последний автор Давида

Следующим и последним из авторов в 1501 году стал 26-летний скульптор Микеланджело. Скульптура и раньше привлекала мастера, однако было трудно высечь статую без добавочных кусков. При первой встрече «Давид» явился взору мастера, представляя собой жалкое зрелище. Десятилетиями (около 40 лет) неоконченная скульптура подвергалась нещадному воздействию стихий и осадков. Борьба над созданием идеального образа продолжалась более двух лет, вплоть до 1504 года. Даже после завершения основных работ Микеланджело еще четыре месяца трудился над приведением ее, скульптуры, в надлежащий вид, и лишь затем она была представлена публике. 25 января того же года, когда работы близились к концу, была созвана комиссия ведущих художников Флоренции дабы оценить «Давида». Разгорелся жаркий спор о первоначальном религиозном значении скульптуры и ее новом общегражданском посыле. Микеланджело отошел от привычных приемов изображения юноши: в этот раз Давид был изображен не сражающимся, но готовящимся к бою. Решением совета было предложено перенести скульптуру в место заседания городского совета. Впрочем, уже немногие настаивали на прежнем месте размещения «Давида».

8 сентября 1504 год. На площади Синьорини флорентийская публика смогла увидеть шедевр. Перевозкой и установкой статуи руководил Леонардо да Винчи в содружестве с Джулиано да Сангало и его братом Антонио. Для перевозки была сконструирована невероятно прочная башня из дерева, а сама скульптура была подвешена на канатах, дабы при толчках не повреждаться. К тому моменту статуя весила более 6 тонн и обладала высотой в 5 метров. Примечательно, что ранее именно Леонардо да Винчи уже не первый раз сыграл важную роль в сохранении юноши-героя, ранее он вместе с другими знатоками скульптуры признал статую (то самое жалкое зрелище) пригодной к завершению.

Статуя Давида провела на площади Синьорини три столетия, что стало большим испытанием для произведения искусства (в статую ударяла молния, ее даже обстреливали). Однажды в 1527 году скульптуре отломали руку, и даже после ее починки так и остались видны следы белой смеси извести и песка, которой воспользовались для этого. В 1810 году «Давида» покрыли воском, однако уже к 1843 году непрофессиональная чистка привела к тому, что был смыт не только воск, но и подлинная патина (для чистки использовалась соляная кислота).

Переезд Давида

Хоть и в 1910 году место оригинала заняла копия (не менее ценная), а саму статую в 1873 году перенесли в главный холл Академии художеств, ее приключения не закончились. Уже в 1991 году Пьеро Канната, итальянец, страдающий психическими отклонениями, нанес новый удар «Давиду». На этот раз по среднему пальцу левой ноги пришелся удар молотком.

К маю 2004 года (500-летняя годовщина открытия) скульптуру впервые за 130 лет отреставрировали и почистили. Местом торжественного открытия осталась Академия во Флоренции.

Колоссальная работа впечатляет не только своей историей, но и невероятными размерами. Сложно даже представить себе ту работу, которая была произведена и, естественно, испытываешь волнение, наблюдая подобной красоты произведение искусства. Недавно эксперты выяснили, что скульптура (оригинал) начинает разрушаться. Виной тому постоянное воздействие микровибраций.

Пышной и неожиданной стала яркая эпоха Возрождения после серого Средневековья. Аскетические сюжеты сменились бурными мифами. Смелыми героями увлекаются все. Не стал исключением и Микеланджело Буонарроти. «Давид» в его исполнении - шедевр скульптуры.

Амбициозный талант

Гений Ренессанса родился в обедневшей дворянской семье. Из-за нехватки средств мальчика отдали на воспитание няне, семья которой имела дело с лепкой и резьбой по камню. Позже творец признавался, что детство, проведенное за таким занятием, повлияло на выбор профессии. Отец юноши был против такого будущего, но впоследствии смирился и отослал сына учиться к мастерам.

Популярность к парню пришла молниеносно. Его работы оценили, поступали серьезные заказы. В возрасте 24 лет Буонарроти создает пьету «Оплакивание Христа», где искренне изображает горе Марии над телом мертвого Иисуса. Эта робота закрепила его имя в мире скульптуры.

Слава о мастере дошла до гильдии торговцев Флоренции, у которых уже давно был материал для того, чтобы восстала статуя Давида. Микеланджело был молодой и энергичный. Получив заказ, он с удовольствием принялся за работу.

Рождение героя

Сначала скульптура носила исключительно религиозный характер. Ветхозаветный царь должен был стать одной из двенадцати фигур, украшающих храм Санта-Мария-дель-Фьоре. Но политические события изменили сии намерения. Власть тиранов Медичи была временно свергнута. Поэтому было решено, что это произведение станет символом борьбы и победы. Именно такую ​​идею захотел воплотить автор. «Давид» Микеланджело сделан из монолитной глыбы мрамора, которую привезли из города Каррара. Но Буонарроти был не первым, кто работал над этим куском. В 1460 году материал обтесал Агостино ди Дуччо. Далее должен был работать Донателло, но его смерть отодвинула план сдачи.

Следующие мастера по определенным причинам не смогли воплотить в реальность замысел заказчиков. Мрамор пролежал во дворе храма несколько лет. Незащищенный от климатического воздействия, он начал портиться и разрушаться. Только в 1501 году проект решили закончить. Так, в руках 26-летнего мастера оказалась глыба, из которой должна была родиться скульптура Давида. Микеланджело начал работу 13 сентября того же года.

История фигуры

Основой стал библейский миф о мужестве и справедливости. Статуя изображает юношу, который готовится к важной битве. История рассказывает, что филистимляне - войско неверующих - нападали на израильское царство. Во вражеской армии был великан, которого звали Голиаф. Хорошо вооруженный и непобедимый, он одним видом наводил страх. Против силача вышел будущий царь Давид. Юноша отказался от доспехов и тяжелого меча. Вооружен же был он пращей, с помощью которой можно было метать камни. Тот, кто выстоит в поединке, принесет полную победу стране.

Размышления перед схваткой отражает статуя Давида. Микеланджело воссоздал эмоциональное состояние юноши. Царь прицеливается, обдумывает сложившуюся ситуацию. Его взгляд сосредоточен, губы сжаты, лоб сморщен. Тело в заметном напряжении. Руки в венах, по которым, кажется, действительно течет горячая кровь. На идеальном теле выступают мускулы. В правой ладони герой сжал камень, праща переброшена через левое плечо.

Уход от правил

Буонарроти - не просто гений своего времени, а настоящий новатор. Его работы выделялись на фоне остальных. Например, ранее изображали финал битвы израильского царя и великана Голиафа. Побежденный враг лежал в ногах юноши. Давид гордо стоял над телом поверженного. Но этот мастер решил, что сцена, которая показывает переживания перед боем, будет эмоциональнее, и не ошибся. Стоит отметить, что Давид Микеланджело абсолютно голый, хотя ни один из источников не сообщал о наготе героя. Обычно юноша был просто без лат. Также в мифе рассказывается, что парень носил сумку, из которой достал камень. Ладони же нашего Давида пусты.

Поза левой руки была вынужденная. Согнута она так потому что мрамор был предварительно обит именно в такой форме, поэтому другого выхода, нежели изобразить героя с изогнутым локтем, не было.

Неточности анатомии

Особое внимание уделяется движению. Кажется, что Давид Микеланджело вот-вот начнет действовать, атаковать врага. Поднятая левая пятка делает скульптуру динамичной. Возникает ощущение, что напряженные руки мнут камень. Пристально следит герой за невидимым нам противником.

Публика сразу влюбилась в юношу. Но хватало и отрицательных отзывов в адрес мастера. Известно, что автор долго изучал анатомию. Его познания в этой области были безграничны. И все же многие критики отметили, что на спине рыцаря не хватает одной мышцы. Удивляла и непропорционально большая голова и огромные руки. Но здесь стоит отметить, что скульптура Давида Микеланджело изначально была предназначена для ниши в соборе, располагавшейся на высоте. Тогда публика смотрела бы на статую снизу вверх, и дефект создавал бы эффект реалистичности. Прежде всего автор добивался художественной эстетичности.

Шрамы Давида

В свое время это была самая большая статуя в мире. Ее высота составляет 5,17 метра. Вес достигает 6 тонн. Много сил пришлось приложить, чтобы перевезти ее на место назначения. Несколько завистников во время транспортировки бросали камни в фигуру, за что их посадили в тюрьму.

Но позже работа пострадала от вандалов. В ходе беспорядков 1527 года из окон Палаццо Веккьо молодежь, которая заняла помещение, сбрасывала на солдат мебель. Так, Давид Микеланджело получил ранение в руку. Одна из скамеек отбила запястье. На следующий день Джорджо Вазари собрал все части и приклеил обратно. Идеально приложить куски не удалось, остались заметные линии в двух местах.

В 1991 году один варвар молотком отбил несколько кусков мрамора с пальцев левой ноги. Вандала схватили. Нанесли непоправимый вред скульптуре и погодные условия. Злую шутку сыграла и неумелая реставрация.

Есть версии, что созданный Микеланджело Давид в большей степени итальянец, а не израильтянин, поскольку юноша не обрезан. Это послужило причиной тому, что Иерусалим отказался от копии статуи, которую дарили флорентийцы.

Невзирая ни на какие перипетии судьбы, настоящим произведением искусства является работа Микеланджело («Давид»). Описание статуи - это короткая история эпохи Возрождения.

Статуя Давида, созданная выдающимся итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти на протяжении более пяти сотен лет поражает своим величием итальянцев и гостей Флоренции.

Эта статуя сделала имя для своего творца, который заработал щедрую оплату за ее многомесячное создание. За короткое время весь мир наполнился ее дубликатами, которые побили рекорд по количеству выпущенных экземпляров. Сегодня оригинальное сооружение, из белого мрамора вытесываемое руками Буонарроти можно увидеть в музеи Академии Изящных Искусств Италии.

Статуя стала символом свободы и силы для итальянского народа, разъединяемого в XV веке внутренними конфликтами и внешними войнами.

Истории создания

Эпоха Возрождения, подарившая миру новый взгляд на роль человека в науке и религии, соединила в себе античное видение, где главным персонажем художественной линии является человек, как венец природы. Поэтому статуя Давид, впитав в себя все эти качества, становится ее главным идеалом. Она создавалась в период расцвета Ренессанса, меняла мастеров и место расположения, страдала от природы и человеческого невежества, видела выдающихся личностей прошлого, которые отдаленно участвовали в ее судьбе.

Все началось в копях Каррары, где раздобыли мраморный блок грандиозных размеров. Это событие совпадает с желанием гильдии торговцев шерстью установить вокруг центрального храма каменных персонажей из Ветхого Завета. Им доверили благоустроить и украсить Санта Мария дель Фьоре, и они решили, что количество библейских статуй обязано ровняться двенадцати, символизируя особое отношение флорентийского народа к религии. По задумке все фигуры должны поражать своим размахом, создаваясь больших размеров. Полученный восхитительных габаритов шестиметровый материал был с первых дней предназначен для второго царя Израиля.

Давид — выдающийся библейский персонаж, который из обычного пастуха преодолел сложный путь на трон. Поразив первого воина главного врага израильского народа Голиафа из Гефа в сложном бою, он по сегодняшний день несет в своем имени победный дух. Парень часто изображается на исторических памятках, и неоднократно становится центральной фигурой в эпоху Возрождения. Юноша смог выносливостью и непоколебимой отвагой доказать свою причастность к царскому роду и является важным религиозным героем для многих людей из разных верований.

Созданная во Флоренции руками Микеланджело статуя «Давид» имеет интересную историю. Ее путь на центральное место государственной площади был тернист и извилист. Главной сложностью являлось решение вопроса с мастером готовым создать шедевр таких размеров. На территории собора уже стояли две работы по заказу гильдии, которые создавали Донателло и его помощник Агостино ди Дуччо, поэтому они стали первыми скульпторами, оценивающими материал и мысленно создающими будущий образ. После смерти мастера его подмастерье стал единственным кандидатом на роль творца, но он в 1466 году тоже отошел от дел. Необработанный материал попадает в руки Симоне из Фьезоле, его небольшие достижения по обтесыванию ног изрядно усложнили работу Микеланджело. Он неумелыми движениями оставил непоправимые следы на идеальном мускулистом теле мужчины и навсегда определил занимаемую героем позу. Скульптор умудрился проделать сквозную дыру царю между ног и изрезать инструментами мрамор так, что в некоторых местах следы до сих пор заметны.

На протяжении нескольких десятилетий до начала XVI века заброшенная гигантская глыба стояла, разрушаясь под природной стихией на открытой площадке. Довести начатое до конца предлагали многим талантливым личностям, в числе которых был уже получивший признание Леонардо да Винчи. Он в своем преклонном возрасте наравне с остальными не считал нужным заниматься доделыванием чужих недочетов и видел находящийся на протяжении сорока лет без защиты от природы материал испорченным.

Пятиметровая статуя юноши, древнеизраильского царя Давида, поражает зрителей даже сегодня, когда мир привык к гигантским сооружениям. Однако броский взгляд не в состоянии оценить подлинного мастерства художника. Скульптор, обтёсывающий глыбу мрамора такого размера и превращающий её в пропорции идеального человеческого тела, непременно должен обладать превосходной зрительной памятью: ведь в каждый момент времени у него перед глазами находится только небольшая часть всей фигуры.

Надо сказать, что художнику требовалось изобразить фигуру Давида как бы в движении, использовав классическую динамическую позу – контрапост. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы. То, что Микеланджело создавал практически в одиночку, сегодня исследуют учёные, использующие технику и компьютерное моделирование. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения.

Об этой фигуре ещё при жизни великого мастера ходило множество легенд и анекдотов. Многие из них приведены в его биографии, написанной Вазари. Например, рассказывали, что главе Флорентийской республики не понравился нос «Давида», мол, слишком длинный, и он попросил Микеланджело его укоротить; скульптор притворился, что укорачивает нос, хотя на самом деле ничего не сделал; но глава республики на сей раз сказал: «Вот теперь нормально!». Всё это, разумеется, легенда.

Другая такая же легенда повествует, что гигантская мраморная глыба, над которой работал предыдущий скульптор, после его смерти стала считаться испорченной и готовилась к выбросу; Микеланджело якобы выкупил её за бесценок, а затем удивил мир готовой скульптурой. Но этот рассказ хотя бы частично отвечает действительности: начатая задолго до Микеланджело статуя, прозванная Гигантом, на самом деле долгое время стояла без дела – взявшиеся за неё мастера умерли.

Главным из них был Дуччо – ученик Донателло; также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида». Как бы то ни было, великие флорентийцы прошлого не смогли закончить своё творение, оставив кучу мрамора мокнуть под дождём на площади возле собора. Но затем власти города пожелали продолжить работу над статуей, для чего перед этим пригласили целую группу экспертов. Среди этих экспертов был и Леонардо. Все они признали глыбу годной для работы. Создание произведения поручили Микеланджело, который уже стал набирать известность в республике.

Сам Микеланджело говорил, что буквально воюет со своей статуей: «Давид», мол, вооружён пращой, а я, Микеланджело, луком. Всё дело в имени скульптора, которое в переводе означает «архангел Михаил». Но было в этой работе и соперничество с легендарным израильским царём: Давид с помощью пращи победил Голиафа, а архангел Михаил с луком воевал с самим сатаной. Возможно, Микеланджело ощущал, что они оба – он и его герой, каждый со своей стороны, сражаются против сил зла.

В современную эпоху, начиная с XIX века, «Давид», как и многие другие шедевры эпохи Возрождения, стал объектом китча и коммерческой культуры: создаются многочисленные «копии» и «вариации» шедевра Микеланджело, фото-, живописные и графические произведения, эксплуатирующие творение великого мастера.

Религиозная или гражданская скульптура?

Гражданский посыл скульптуры «Давид» флорентийцы оценили практически сразу. Поэтому лишь немногие настаивали на том, чтобы статуя оставалась возле собора: большинство людей согласились, чтобы она была перенесена в здание, где заседал правительственный совет.

Фигура Давида уже давно стала ассоциироваться у флорентийцев с независимостью и мощью их республики. До Микеланджело скульптурное изображение этого юноши создавали другие великие флорентийские мастера.

  • Одно из них – скульптура Верроккьо «Давид», для которой, по преданию, позировал сам Леонардо. Это бронзовая статуя, на лице которой играет своеобразная полуулыбка, которую впоследствии так полюбит сам Леонардо.
  • Другая статуя принадлежит Донателло. Она уже мраморная. В ней Донателло, работавший как бы в двух стилях – «реалистическом» и «классическом», пришёл к определённому компромиссу, создав произведение достаточно возвышенное и вместе с тем оригинальное, не копирующее античные статуи.

Все предшественники Микеланджело изображали Давида торжествующим после сражения. Микеланджело же принёс новый иконографический облик юноши, изобразив его готовящимся к битве. Выражение лица его достаточно спокойное, но мышцы напряжены. Давид – образец обнажённого мужского тела, излучающего силу и мощь; только худощавость и непропорционально большие руки говорят зрителю, что перед нами всего лишь юноша.

В ХХ веке власти Иерусалима отказались принять копию статуи от флорентийцев, так как в произведении Микеланджело Давид не обрезан, да и вообще – изображён в виде молодого итальянца XVI века.

Если картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти с их преимущественно гражданским посылом и реалистичностью в основном благосклонно принимались высшим светом общества – богатыми горожанами, дворянами и церковными деятелями, то творчество его более позднего тёзки, Микеланджело Караваджо, публика отказывалась принимать, всячески отвергая: говорили, например, что религиозные полотна Караваджо выполнены не по церковным канонам.

Караваджо также стремился к безудержному реализму, однако его реализм не был возвышенным: художник будто обнажал самые неприглядные стороны действительности. Возвышенное у Караваджо довольно «низменно»; так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина. Кажется, народ устал от игр в реалистичность, либо слишком быстро осознал, что реальность не совсем такова, как в произведениях ренессансных мастеров. Караваджо, творивший в эпоху барокко, отличался от своих современников не только неустанному стремлению к реализму, но и резким противопоставлением света и тени.

Видео: Скульптура. Давид Микеланджело


Самой большой скульптурой Микеланджело стал «Давид». Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.

Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, более известный как просто Микеланджело, родился 6 марта 1475 года в тосканском городе Капрезе в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. Мать Микеланджело Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия сына. Лодовико Буонаротти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать юного Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи первым распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Так начинался творческий путь великого итальянского художника.

В библейской истории Давида и Голиафа, Давид сначала надел кольчугу, потом латунный шлем, а затем опоясал себя мечом: он готовился к обычной битве на мечах с Голиафом. Но затем он остановился. «Я не могу ходить в этой амуниции, потому что я не привык к ней», - сказал он, и взял те пять гладких камней.

16 августа 1501 года 26-летний Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции (цеху было поручено следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре) на изготовление скульптуры библейского царя Давида. Этому предшествовала следующая история.

Еще в XIV веке великий итальянский живописец Джотто, бывший одним из строителей флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, изобразил его с мраморными статуями на крыше. За 100 лет до «Давида» Микеланджело решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». Скульптура показалась мала, и попечители собора продали ее флорентийскому правительству за ненадобностью. Для того чтобы поднять на высоту большие статуи Донателло и Брунеллески думали сделать их из легкого дерева, обитого для прочности металлом, и выкрасить под мрамор; предлагались и другие материалы. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV века была заготовлена огромная мраморная глыба для первой фигуры. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. За всю жизнь он не создал ни одной статуи, только рельефы, но часто помогал Донателло в подобных работах. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер, и глыба осталась лежать во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет, постепенно теряя товарный вид под воздействием дождя и ветра. Назрела необходимость срочно спасать народное добро. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело, которого посоветовал отцам города Леонардо да Винчи.

Еще полвека спустя после изваяния «Давида» писатель и художник Джорджо Вазари описал всю историю создания скульптуры иначе. У Вазари в его «Жизнеописаниях» сказано, что глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил готовой статуей. Добавлен даже анекдот о том, как глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос «Давида». Микеланджело притворился, что укорачивает, а правитель тут же сказал: «Теперь хорошо». Но все это лишь легенды.

Как только Микеланджело закончил своего «Давида», оказалось, что поднять его на крышу не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи, и 8 сентября 1504 г. «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. В 1873 г. его перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию. Поставленный в центре Флоренции, «Давид» стал восприниматься как патриотический символ – образ защитника города. Дело в том, что к 1501 г., когда Микеланджело начал работать над статуей, граждане Флоренции одобрили новую республиканскую Конституцию, свергнув тиранию клана Медичи.

Принцип «из грязи в князи», часто встречающийся в американских биографиях, со временем получил две различные интерпретации. Версия XIX века делала упор на недостатки, которые компенсируются в будущем. Если ты хочешь подняться наверх намного лучше начать снизу: так ты получишь необходимые навыки и мотивацию для того, чтобы достичь успеха. В наши дни мы не учимся у бедности, мы избегаем её.

«Давид» стал самой большой скульптурой Микеланджело. Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя - классический пример контрапоста - уже подготавливает смертоносное движение.

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Одна из копий стоит сейчас в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. Интересно, что гипсовая копия «Давида», установленная в лондонском музее Виктории и Альберта, была одно время снабжена съемным фиговым листочком на случай визитов королевы.

В конце XX века в Израиле отмечалось 3000 лет Иерусалиму. Юбилей очага трех мировых религий стал событием далеко не местного значения. Муниципалитет Флоренции решил подарить Иерусалиму копию «Давида» Микеланджело в натуральную величину. Международный этикет предписывает, что «дареному коню в зубы не смотрят». Но не тут-то было! Израильские раввины посмотрели и …обалдели: «А Давид-то голый! И к тому же необрезанный!» В Израиле, как известно, религия не отделена от государства. В стране существуют много религиозных политических партий и голос религиозных деятелей имеет далеко не последнее значение. Раввинов тогда поддержали духовные авторитеты палестинских арабов. Власти Израиля вынуждены были подчиниться религиозной волне. Подарок не был принят.

Тем не менее, 7 октября 2008 года на горе Сион в Иерусалиме все-таки был открыт памятник царю Давиду. Но это был уже другой «Давид» – современного российского скульптора Александра Демина. Отлитое из бронзы изваяние легендарного царя иудеев в одежде, в сидящем положении и с лирой в руках было получено израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца. Установку памятника царю Давиду в Иерусалиме благословил Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II. На этот раз, чтобы избежать неприятных недоразумений, на всех этапах создания памятника царю Давиду лично присутствовал советник мэра города Иерусалима по вопросам искусства и дизайна Давид Сусанна.

Изваяние было установлено неподалеку от гробницы царя Давида, под стенами церкви Успения Богородицы и окнами комнаты, в которой состоялась Тайная Вечеря. Место для установки памятника было выбрано крайне удачно, можно сказать, аналогичное тому, на котором стоит памятник Георгию Жукову в Москве.

Памятник простоял три дня. 10 октября неизвестные вандалы надругались над ним. Вандалы отбили нос памятнику, испачкали его грязью и обрывками ваты, в бронзовую арфу кто-то воткнул банку из-под кока-колы. О постамент памятника били яйца, за ограду набросали мусор. Местные жители рассказывают, что акт вандализма был совершён ультраортодоксальными евреями. По словам известного иерусалимского гида Михаэля Короля, утром 11 октября, после совершения акта вандализма, около осквернённого памятника не было ни одного полицейского.

Можно только гадать, что стало бы с копией статуи необрезанного еврейского царя Давида Микеланджело, если бы мэрия Иерусалима приняла дар муниципалитета Флоренции.

Надо полагать, что в свете назревающей злобы дня и касательно символики, которую несет скульптура Давида работы Микеланджело, она подходит столице России больше, нежели Иерусалиму. Вот бы водрузить «Давида» Микеланджело на улицах Москвы!? Религиозной нетерпимости к искусству у граждан России, в отличие от граждан Израиля, вроде бы не наблюдается. Москва хоть и моложе Иерусалима, но тоже мировая столица. Как никак, а третий Рим. Москве не надо ждать дара муниципалитета Флоренции. У нее есть свой «Давид» – сто лет пылится в Пушкинском музее.

«Давид» Микеланджело легко вписался бы, например, в архитектурный ансамбль Охотного ряда, у фонтана около Большого театра, напротив памятника Карлу Марксу скульптора Льва Кербеля. У фонтана около Большого театра когда-то был разбит сквер, где тусовались московские гомосексуалисты. Микеланджело числится у них кумиром, наряду со многими другими гениями человечества. Однако главное функциональное предназначение «Давида» лежало бы в другой плоскости. Давид, вооруженный пращей, стал бы вечно напоминать основоположнику научного коммунизма, чтобы тот никогда больше не выпускал призрак на волю. А то можно и по лбу получить.