Джордж Беркли: субъективный идеализм. Смысл и значение философии джорджа беркли

Дж. Беркли – английский богослов и философ 18 века.

Детство и юность

Семья англичанина Уильяма Беркли жила в Ирландии, где и родился будущий знаменитый философ Джордж Беркли.

И поскольку годы детства и личностного становления, а также много лет активной работы прошли именно в Ирландии, то сам Беркли всю жизнь идентифицировал себя как ирландца.

Там же, в Ирландии, Беркли поступил в колледж города Килкенни. Потом он переехал в Дублин и продолжил обучение в Тринити – колледже, где в итоге получил степень бакалавра (1704).

Этот колледж был для Джорджа не только местом учебы, но и местом работы на долгие годы, после получения степени магистра гуманитарных наук (1704). Колледж предложил талантливому магистру место младшего преподавателя.

Беркли привлекало богословие, поэтому в 1710 году он, приняв духовный сан, стал англиканским священником. Через несколько лет Джордж защитил докторскую диссертацию по философии и получил должность старшего преподавателя колледжа (1717).

Философские труды

Первую философскую работу Беркли написал еще в 1709 году, когда преподавал в Тринити-колледже после защиты магистерской диссертации. Книга называлась «Новый опыт теории зрения». Ее концепция не осталась незамеченной в заинтересованных кругах, ее очень горячо обсуждали, о ней спорили.

Работа, вызывающая бурную реакцию, была посвящена, казалось бы, не совсем философской тематике: дальность видимости, ее характеристика, размышления по поводу человеческих чувств (зрение, осязание, слух, обоняние) и др. В следующем, 1710 г., Беркли опубликовал «Трактат о принципах человеческого знания».

Труд был написан как вызов Джону Локку, который в свое время создал эмпирическую теорию познания (суть – все знание человечество получает из опыта). Беркли в своем трактате утверждал, что внешний мир таков, каким его воспринимает человек, т.е. бытие вещей зависит от человеческого мышления и восприимчивости внешнего мира.

В 1712 г. вышла в свет его книга под названием «Пассивное повиновение», посвященная проблемам морали. Самым знаменитым трудом Беркли является книга «Три диалога Гила и Филония» (1713). В этой работе ученый в форме диалога двух персонажей анализирует теорию относительности восприятия, утверждая, что реальность изменяется от понимания ее наблюдателем.

Это учение Беркли приобрело название феноменализма (отрицание познаваемости сущности вещей), который явился отправной точкой субъективного идеализма. Еще один вызов Беркли бросил самому в очерке «О движении», где он обосновывает свое отрицание его теории абсолютности движения, времени и пространства.

Когда в 1721 г. Беркли стал доктором богословия и принял духовный сан, он уже в качестве англиканского священника преподавал в Тринити-колледже богословие, еврейский язык и мировую культуру. Параллельно он занимался также и государственной деятельностью: руководил двумя диоцезами (диоцез – городской округ или часть провинции): Дромор (1721), Дерри (1724).

В 1734 году Беркли получил титул епископа Клонийского и выполнял свою миссию на этом посту много-много лет, продолжая тем не менее работать и как философ. Он еще написал диалог под название «Алкифон» (1732) и две работы о дегтярной воде (1744, 1752), ее пользе, где он высказывает медицинские обоснования применения дёгтя, кроме того, в этих трудах звучат рассуждения и на другие темы (наука, философия, богословие).

Кое-что из личной жизни

В 1728 г. дочь одного из судей Ирландии Анна Форстер вышла замуж за Дж. Беркли, в браке с которым она родила семерых детей, однако только трое из них дожили до зрелых лет. Беркли занимался благотворительностью, помогая сиротам а и управляя воспитательным домом. И вообще, Беркли был веселым, приветливым, добрым и дружелюбным человеком, любящим окружающих.

В 1752 году он закончил свою деятельность, поселился с сыном и до смерти жил с ним. Умер, когда ему исполнилось 67 лет.

Джордж Беркли (англ. George Berkeley, 1685-1753) - английский философ, священник. Беркли (рис. 6.8) родился около Томастауна в ирландском графстве Килкенни, был старшим из семи детей мелкопоместного дворянина, англичанина Уильяма Беркли. Стоит отметить, что, несмотря на английские корни, Джордж всегда считал себя ирландцем. Образование он получил в местном колледже и в Тринити-колледже (колледже Святой Троицы) в Дублине. В 1704 г. Беркли получил степень бакалавра искусств, в 1707 г. - звание научного сотрудника и начал преподавать в колледже, в котором учился. К этому же времени относится анонимная публикация его первых научных работ в области математики. В 1710 г. он принимает сан священника и, как утверждают исследователи его творчества, начинает работать над своей философской системой. Одна задругой, начиная с этого момента, выходят его работы, посвященные различным областям научного знания. В 1713 г. Беркли переезжает в Лондон, где благодаря философским работам, а также личным качествам - обаянию и остроумию, быстро становится принятым в высшем свете. В течение следующих восьми лет он часто бывает в Италии, сначала в должности капеллана графа Петерборо, а потом как гувернер его детей.

По возвращении в Лондон в 1721 г. Беркли был назначен придворным проповедником наместника ирландского герцога Грефтона, немногим позднее его произвели в деканы (окружной священник) города Дерри. Тогда же Беркли получил крупное наследство и решил на эти деньги организовать миссионерскую школу на Бермудских островах для обращения индейцев в христианство. В 1728 г. он уезжает на Род-Айленд для осуществления своего плана. К сожалению, без финансовой поддержки английского правительства миссию пришлось вскоре свернуть. Тем не менее, его деятельность в Северной Америке не прошла бесследно, в его честь в 1878 г. был назван город в Калифорнии, известный как научный центр и славящийся своим университетом. В епископальной книге США имя Беркли внесено в церковный календарь (16 июня).

Рис. 6.8.

Вернувшись в Лондон, он активно занимается попечительской деятельностью, в 1739 г. становится управителем Воспитательного дома. Сам Беркли был женат, у него было семь детей, он был счастлив в браке. В 1752 г. он отходит от дел и переезжает в Оксфорд, где живет у сына до самой смерти.

Беркли любил называть себя веселым прелатом, и кроме фразы «Esse estpercipi» (Быть, значит быть в восприятии) широкой аудитории он известен как автор афоризмов и некоторых стихотворений, например посвященного дегтярной настойке: «Пить иль не пить? Вот в чем вопрос».

Основные труды: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах человеческого знания» (1710), «Пассивное повиновение» (1712), «Алсифрон, или Мелкий философ» (1732), «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» (1744).

Философское учение . Теория Беркли - пример субъективного идеализма. Основной отличительной чертой его учения является отрицание материи как таковой. Беркли предполагал, что то, что есть вещи, по мнению людей, на самом деле - идеи Бога, которые более реальны, чем мы можем себе это представить. Идеи Бога сущностны, поэтому человек может их воспринимать с помощью сознания. «Куда бы и когда бы мы ни направили наш взор, мы во всякое время и на всяком месте воспринимаем явные следы божества, так как каждая вещь, которую мы видим, слышим, осязаем или каким-либо путем воспринимаем в ощущении, есть знак или действие божественного всемогущества...» 1 Вселенная и все возможные миры удерживаются в сознании Бога. Все законы природы - акты воли Бога. И познавая природу и ее законы, человек познает божественное начало. Весь мир удерживается мышлением Бога и его волей. Дух (душа) бессмертен, бестелесен, неделим и активен, продуктами его деятельности являются пассивные и преходящие идеи, неотделимые от него и через которые возможно его познание. Следовательно, идеи не даны вне духа, они его составляющие, поэтому все бытие находится внутри духа, созерцающего их, а быть значит быть в восприятии. «В этом смысле познание мира как идеи Бога и собственного духа, образующего идеи, возможно только с помощью восприятия. Все согласятся с тем, что ни наши мысли, ни страсти, ни идеи, образуемые воображением, не существуют вне нашей души. И вот для меня не менее очевидно, что различные ощущения или идеи, запечатленные в чувственности, как бы смешаны или соединены они ни были между собой (т.е. какие бы предметы ни образовали), не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает» . Таким образом, сущность любого духа (души) - мышление и воля, что соответствует пониманию основных компонентов сознания и, соответственно, предметной области психологии Декартом. С упразднением деления мира на материальное и идеальное снимается вопрос о противоречиях в познании его человеком, а также дуальность человеческой природы. Мир и мы для нас существуют до тех пор, пока есть наше сознание. Расширение наших знаний о мире и нас самих приходит с опытом, причем этот опыт напрямую связан с набором наших ощущений. Например, человек, к которому вернулось зрение, видит мир иначе, чем человек, который не терял этой способности. В трактате «Новая теория зрения» Беркли доказывал, что восприятие пространства связано с одновременным механическим совпадением нескольких ощущений - зрения, осязания и движения. Изначально эти ощущения разделены, но опыт нам всегда предъявляет наличие этой связи, рождая определенные образы в нашем сознании. С точки зрения оптики человек должен был бы видеть мир иначе, но ассоциативное совпадение ощущений рисует нам субъективную картину мира, которая в некотором смысле индивидуальна для каждого. Беркли подчеркивает в этой связи иллюзии восприятия, например, яркие объекты кажутся нам ближе и больше, чем тусклые. Способность соединять идеи разных ощущений дана нам для удовольствия и удобства жизни. Впоследствии подобные идеи будет высказывать Г. фон Гельмгольц, описывая ощущения в «теории символов» и утверждая, что наши ощущения не столько отражают объективный мир, сколько представляют нам тот мир, в котором мы можем существовать в большей или меньшей мере адаптивно.

На основе образов ощущений складываются обобщенные образы восприятия, памяти и мышления. Беркли разделяет образы ощущений и образы воображения по признакам четкости, постоянства и порядка. Образы ощущений четче, более постоянны и упорядоченнее образов, создаваемых нашей волей, поскольку созданы волей Бога. Они более реальны, чем идеи человеческого ума, потому что созданы более могущественным и мудрым духом и запечатлеваются в нас по созданным им же законам. По этой же причине Беркли утверждает истинность образов наших ощущений. При отбрасывании изменчивых свойств объектов, познанных опытным путем, формируются обобщенные идеи (простые, лишенные частных признаков), т.е. понятия. Понятия, полученные путем абстрагирования, используются человеком не столько для процесса познания, сколько для передачи опыта. Беркли отрицает существование априорных абстрактных идей вне сознания человека, а утверждает, что есть только обобщения, полученные в результате опыта ощущения и опыта абстрагирования. «Для всякого, кто обозревает объекты человеческого познания, очевидно, что они представляют из себя либо идеи (ideas), действительно воспринимаемые чувствами, либо такие, которые мы получаем, наблюдая эмоции и действия ума, либо, наконец, идеи, образуемые при помощи памяти и воображения, наконец, идеи, возникающие через соединение, разделение или просто представление того, что было первоначально воспринято одним из вышеуказанных способов. Например, наблюдают соединенными вместе (to go together) определенный цвет, вкус, запах, форму, консистенцию,- признают это за отдельную вещь и обозначают словом яблоко»К Кроме того, понятие предназначено не только для передачи информации, но оно в ассоциативной связи с чувствами выполняет побудительную функцию как относительно самого человека, так и относительно других людей. Например, мы, подтверждая свои слова, приводим цитату известного философа, чувство уважения к его мнению побуждает собеседника согласиться с нашим мнением. Так Беркли выводит один из законов социального влияния, используемый и по сей день.

Познание человеческого духа невозможно по законам естественных наук, а может осуществляться только путем интроспекции. Познание другого духа происходит благодаря связующему души людей Богом. «Человеческий дух или человеческая личность не воспринимается в ощущении, так как он не есть идея; следовательно, когда мы видим цвет, величину, фигуру и движения человека, то мы воспринимаем только известные ощущения, или идеи, в нашем собственном духе, а так как они представляются нашему взору во многих отдельных группах, то они служат нам для обозначения существования конечных и созданных духов, подобных нам самим» .

В заключение стоит отметить, что Беркли, описывая закономерности деятельности души, вводит принцип ассоциации как механическое совпадение психических актов (ощущений, переживаний, желаний), а соответственно, через ассоциацию функций - ассоциацию идей как их производных.

  • Беркли Дж. Сочинения. С. 172.
  • Беркли Дж. Сочинения. С. 171.
  • Там же. С. 242.

БЕРКЛИ, ДЖОРДЖ (Berkeley, George) (1685–1753), англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал. В 1713 перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам – Опыт новой теории зрения (An Essay Towards a New Theory of Vision , 1709), Трактат о принципах человеческого знания (Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge , 1710) и Три разговора между Гиласом и Филонусом (Three Dialogues between Hylas and Philonous , 1713), а также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710. Путешествовал по Европе в 1713–1721; в 1724 был назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 Беркли загорелся идеей основать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая положительного решения о субсидии на этот проект (который так никогда и не осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728 по 1731, где написал работу Алсифрон, или Мелкий философ (Alciphron; or, The Minute Philosopher , 1732). В 1734 Беркли получил назначение епископом Клойнским в Дублин, где создал свой последний значительный труд – Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований (Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries , 1744). В 1752 он отошел от дел и вместе с семьей переехал в Оксфорд. Умер Беркли в Оксфорде 14 января 1753.

Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался преодолеть модный скептицизм и атеизм и создать учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества – не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, – суть лишь продукт чувственности; он также доказывал, что идея материи как «реальности», существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей является «материальная субстанция» Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, – значит быть воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, «идеи», не могут производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в «не воспринимающей субстанции». Отсюда: материя вне опыта непредставима и противоречива. Однако «материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей». Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть «установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения».

В действительности существуют только «духи», которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только через свои проявления. О духе мы имеем только «понятие», но такое понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.

В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значение чувственного опыта. В третьем Диалоге он расширяет понятие восприятия до понятия постижения, а в Сейрисе уже утверждает, что знание есть понимание. Наконец, оставляя и понимание, Беркли пишет о нашей полной зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.

Джордж Беркли родился в интеллигентной семье, в небольшом поместье на юге Ирландии, его отец был дворянином. Здесь же он провел все детство, а в возрасте пятнадцати лет стал учеником колледжа в Килкенни, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Тринити-колледж. С учебой проблем не возникало, и уже в 1704 году он получил степень бакалавра искусств. Через некоторое время молодой специалист и сам стал преподавать в родном колледже. Он искренне любил свою работу, а студентам нравилась легкая, понятная подача материала Беркли, еще недавно самого бывшего студентом. Спустя три года, Беркли анонимно опубликовал свои первые работы по математике, которая наряду с философией и языками была ему очень интересна.

В 1713 году Беркли переехал в Лондон на постоянное место жительства. В это же время в свет стали выходить его первые работы. Благодаря им, а также своему острому уму и легкому нраву, о нем заговорила лондонская элита, признав талант молодого мыслителя.

В этом же году Беркли отправляется в путешествие, основной целью которого являлась миссионерская миссия. За 4 года он побывал во Франции, Италии, Северной Америке, однако главная его цель так и не была реализована – ввиду отсутствия финансирования, Беркли пришлось вернуться на родину.

Философия Беркли

Еще будучи студентом, Беркли сделал для себя вывод, что естественные науки являются основополагающими. Своей целью он видел создание собственной, абсолютно новой философской системы, которая бы смогла остановить стремительный рост количества приверженцев материальных взглядов. С 1707 года Беркли вел дневник, в котором регулярно делал записи и пометки – именно так и создавалась его система философских взглядов.

Первым серьезным трудом Беркли стал анализ и критика сенсуалистического учения Локка. Отличительной чертой локковской и берклианской системы, исходившей из одних эмпирических предпосылок, были разные выводы. Отличался и тип самой системы – у Локка она была реалистической, у Беркли – идеалистической. Разным были взгляд на качества тех или иных предметов. Локк выделял первичные (длина, вес и т.д.) и вторичные, которые напрямую зависели от первых. Беркли же был твердо уверен – абсолютно все качества являются вторичными. Исходя из его суждений, первичные качества по Локку не могут быть объективными, ввиду их индивидуального восприятия каждым отдельным человеком. Так, в соответствии с берклианской философской системой, существование вторичных и первичных качеств обусловлено исключительно нашим восприятием.

Различными являются и представления о материи. Локк утверждал, что познается она путем абстракции, Беркли же был уверен, что это не возможно, как и понятие «абстрактной идеи» в общем. Здесь, так же как и с качествами предмета, конечный «результат» зависит от человека, воспринимающего материю – именно сознание рисует точное впечатление и образ, никакой общей идеи. Глядя на квадрат, считал Беркли, человек видит квадрат, а не какую-нибудь абстрактную форму. Исходя из его размышлений, абстрактная идея – не более чем обман слов.

Континентальные взгляды в философии

В разрезе своего представления о существующем вокруг мире, Джордж Беркли в результате долгой исследовательской работы, выдвинул немало интересных суждений. Одно из них звучит примерно так: Бог – единственная сила, способствующая зарождению в человеческой душе какого-либо чувства. Все что человек видит и слышит, открывая глаза, не зависит от его желания, и он не способен выбирать между «видением» и «не видением». Следовательно, есть другая, сила, которая и производит в душе человека все ощущения.

Труды Беркли детально изучаются по сегодняшний день, а некоторым исследователям удается выдвинуть довольно нестандартные теории. Так, бытует мнение (не подтвержденное, но имеющее прав на существование), что философские взгляды Беркли формировались на основании теории Мальбранша. Если верить данному суждению, выходит, что взгляды Джорджа Беркли очень схожи со взглядами представителей картезианской философской школы, в то время как эмпиризм в его учениях отсутствует.

Работы, которые нельзя не отметить

Мыслителем было создано множество работ, которые внесли огромный вклад в развитие философии, но его отдельные труды заслуживают особого внимания. Например, произведение «Сейрис», в котором Беркли, умело сочетая философию, терапию и мистику, рассуждает о целительных свойствах дегтярной воды. Труд, выпущенный в 1744 году, стал последней работой мыслителя. Или «Алкифон», написанный в Америке, в котором идет речь о «свободомыслящих». «Три диалога Гиласа и Филонуса» — еще одна очень интересная работа, в которой Беркли затрагивает вопрос относительности метафезического восприятия окружающего мира.

Значение Беркли в философии

Суждения Беркли во все времена воспринимались довольно эмоционально, причем реагировали на них представители многих философских направлений. Его солипсическая установка давала много поводов для размышлений, и как следствие была отличной почвой для опровержений. Однако не меньше было у ученого и сторонников, количество которых не уменьшается по сей день.

Основная идея мыслителя – формирование образов вследствие душевного осязания предметов – была затронута во всех его работах. Иными словами, любой предмет, подлежащий восприятию, воспринимается изначально душой.

В период активной деятельности Беркли мир переживал переход от картезианской и локковской философии к кардинально противоположной философии Юма и Канта. Значение философии Джорджа Беркли в общей копилке развития и становления науки сложно переоценить. Он первым обосновал положение мира как совокупности индивидуальных образов и представлений в сознании субъекта.

Личная жизнь

Несмотря на столь серьезные труды философа, он отличался веселым нравом и дружелюбностью.

Женой Беркли стала Анна Форстер. Девушка была из довольно обеспеченной семьи, а ее отец был верховным судьей в Ирландии. В браке у пары родилось семь детей, но четверо из них погибли еще будучи совсем маленькими – таковы особенности тогдашнего времени.

В свое время Беркли, получив неплохое наследство от дальнего родственника, выступил с предложением построить миссионерскую школу на Бермудских островах. Изначально такая инициатива пришлась по душе правительству – обращение язычников в христиан было заманчивой перспективой. Однако, когда уже было практически все оговорено, а Беркли отправился на острова для начала работ, правительство оставило эту затею, перестав финансировать проект и ему пришлось вернуться.

Кроме всего прочего, Беркли также носил сан епископа Клойнского на родине, в Ирландии.

«Бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает.»
Дж. Беркли

Джордж Беркли - англо-ирландский философ, известный своей системой идеалистической философии, в которой отрицалось реальное существование материального мира.

Парадоксы теории Беркли

Джордж Беркли, философ- идеалист

Среди философов - предшественников Беркли преобладали материалисты и реалисты, отрицавшие первенство духа по отношению к материи. Беркли, человек глубоко верующий, развивал свои теории во многом в противовес материалистам. Он утверждал, что дух не только первичен, но и является единственной реальностью, а материи не существует вовсе.

Как же философ обосновывал свою парадоксальную точку зрения? Беркли говорил, что мы не можем воспринимать материю как нечто отвлеченное, отдельное от каждого конкретного предмета. Мы видим предмет: дерево, дом, человека. Но материю как нечто существующее само по себе мы не видим. Так где же находится материя? Беркли утверждал, что материи попросту не существует. А все вещи, как и весь мир в целом, существуют только в нашем восприятии. Предмет есть только потому, что мы на него смотрим.

У теории Беркли было множество противников, которые вступали с ним в дискуссии. Одно из распространенных возражений звучало так: если предмет существует только в восприятии, значит, когда мы перестаем на него смотреть, он исчезает? На это Беркли говорил, что предмет продолжают воспринимать другие люди или живые существа, и поэтому он продолжает существовать. Ну а главным его аргументом было постоянное восприятие мира Богом. Бог смотрит на наш мир и воспринимает его непрерывно. Поэтому мир существует всегда, хотя на самом деле его материальной составляющей нет, а есть только дух, его создающий.

«Джордж Беркли приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи - отрицанием, которое он подкреп- лял рядом остроумных аргументов» (Б. Рассел)

Принципы познания и теория восприятия

Одно из основных произведений Беркли, в котором он изложил свои философские взгляды, называлось «Трактат о принципах человеческого знания». Первая часть трактата повествовала о первичности духа по отношению к материи и о первенстве Бога по отношению, ко всему существующему в мире. Последующие части были посвящены духу, физике и математике. Первая часть была издана в 1710 году. Чуть позже были завершены оставшиеся три части. После этого Беркли отправился путешествовать в Италию и там потерял написанное. Он так и не восстановил трактат. «У меня не было досуга для осуществления такого неприятного дела, как дважды писать на одну и ту же тему», - признавался он в письме к другу.

Еще одно интересное произведение Беркли - «Опыт новой теории зрения». Здесь он развивает положения о том, что человеческое восприятие субъективно и зависит от разных факторов, в том числе и от внешних влияний. Например, если одну руку человека нагреть, а другую охладить, а потом обе опустить в теплую воду, их выводы о температуре этой воды будут противоположными. Холодная рука посчитает эту воду горячей, горячая - холодной. Поэтому то, что человек видит и чувствует, никак нельзя считать истиной.

Зрение человека тоже нельзя считать точным инструментом, утверждал Беркли. Глаз воспринимает только цвета и фигуры, все остальное додумывает мозг. Линии и углы в природе не существуют, мы их не видим, но нам кажется, что видим, потому что понятие об этом есть в нашем уме. То же самое относится к другим органам чувств, никаким из них нельзя доверять.

«Я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект и ощущение - одно и то же и не могут быть абстрагируе мы одно от другого» (Дж. Беркли)

Философ и священник

Идеи Беркли не нашли большого отклика при жизни философа, его считали чудаковатым ученым, который довел идеи субъективного идеализма до последней крайности. Его труды часто были предметом насмешек и в лучшем случае вызывали удивление. Но после того как произведения Беркли были переизданы в конце XIX века, многие философы проявили к ним интерес. Некоторые идеалистические философские течения того времени стали считать его своим предшественником. Таким образом, историки философии признали воззрения Беркли важным этапом в развитии этой науки. Многие из них утверждали, что без идеализма Беркли не было бы учений Канта и Юма.

Беркли был не только философом, но и священником, он горел идеей распространения христианской веры на всех континентах. Получив небольшое наследство, он решил отправиться на Бермудские острова и основать там миссионерское учебное заведение, чтобы обращать язычников в христианство. Правительство поддержало его план, и вскоре Беркли с единомышленниками отправился в Новый Свет. Их деятельность была довольно успешной, пока не закончились деньги. Парламент совершенно забыл о существовании миссионерской школы и перестал выделять на нее средства. Беркли, от наследства которого ничего не осталось, вынужден был завершить миссию и вернуться.

«Для меня очевидно, что бытия духа, бесконечно мудрого, благого и всемогущего, с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы» (Дж. Беркли)