Собор построен архитектором а н воронихиным.

О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю — 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Это была семья крепостных крестьян графа Строганова , на Урале. Мальчишкой семи лет он попадает в мастерскую уральского иконописца Гаврилы Юшкова . К 13 годам рисует, увлекся архитектурой. Талант юноши привлёк внимание Строганова, который часто брал своего крепостного в многочисленные поездки по стране.
Результатом этих поездок стал альбом зарисовок и акварелей на 125 листах, известный под названием "Путешествующий по России живописец". В качестве награды за труд, граф отправил Воронихина учиться в Москву . Здесь у Баженова, в Московской школе архитектуры, Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве.
Перед молодым человеком раскрывались новые, неведомые ему жизненные пути.
В 1785 году А. Воронихин получил вольную, однако связей со своим бывшим хозяином и покровителем не прерывает. Напротив, многое делал для строительства и украшения дворцов графа и его семьи. С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии . За границу он отправился вместе с сыном Строганова Павлом, на полном обеспечении барона. Незаметно пролетели два года в Женеве и в разъездах. В Париже было чему поучиться. Целые дни и вечера Андрей проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, как мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.

Вернувшись в Россию Воронихин занимается реконструкцией дворца Строгановых на Мойке, и усадьбы на Черной речке. Он создает прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства залов, в то же время продолжая свое самообразование.

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек.

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе . С 1802 года он стал профессором Академии художеств. Всю жизнь этот человек оттачивал свой талант и знания упорным трудом, что не мешало создавать вокруг его имени мутный ропот завистников и интриганов.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой .

Значительной работой Воронихина стало здание Горного кадетского корпуса - первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но главным творением жизни архитектора стал Казанский собор.

«Горный кадетский институт» — настоящий памятник русской культуры начала 19го столетия. В 1806 году на берегу Невы Воронихин воздвиг здание, фасад которого состоит из громадного фронтона, покоящегося на двенадцати мощных колоннах. По сторонам портала — две большие скульптурные группы, на берегу — спуск к воде в виде гигантской лестницы.



Горный институт

Здание Горного института архитектор задумал построить как храм науки «геологии». В этом произведении Андрей Никифорович создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь.




Работая на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке, он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора.

Воронихин женится на 31-летней Марии Фёдоровне (принявшей православие) проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. У супругов было шесть сыновей, двое умерли в детстве, остальные тоже прожили немного, не оставив потомков.


Вид на Строгановскую дачу. худ.Воронихин А.Н 1794 г


Несмотря на признание таланта живописца, Воронихин всю свою жизнь посвятил архитектуре. Постройка Казанского собора явилась делом всей жизни Воронихина. «Комиссия о построении Казанской церкви» — так именовала она себя — 8 января 1801 года, во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать проект Воронихина. Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись:

«Кроме сих статей, быть по сему».

Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым — это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе.

Умер Воронихин А.Н в 1814году, прожив всего 54года, исполнив до конца свое жизненное предначертание. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На этом же кладбище покоится прах покровителя архитектора и его бывшего барина - графа Строганова.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)

Каждый, кто хоть раз бывал в Ленинграде, запомнил здание Казанского собора, образующее торжественную площадь на главной магистрали великого города - Невском проспекте. С этим величественным сооружением связана память о героике Отечественной войны 1812 года: великий русский полководец Кутузов погребён в Казанском соборе, а перед двумя порталами крыльев-колоннад собора установлены памятники водителям российских армий в войне 1812 года - Кутузову и Барклаю. Знамёна, отбитые у наполеоновских войск, хранятся в соборе. Там же находятся и другие замечательные трофеи русской армии - ключи Берлина, памятник победы над немцами и взятия прусской столицы русскими войсками. Казанский собор с его торжественными, триумфальными и архитектурными формами - это монумент исторических побед русского народа. Творцом этого выдающегося памятника русского зодчества является Андрей Никифорович Воронихин.

Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостного человека, принадлежавшего богатейшему сановнику графу А. С. Строганову. В возрасте одного года маленький Андрей был взят из Усолья в Петербург, в семью Строганова и был фактически усыновлён. Молва считала Андрея Воронихина побочным сыном Строганова.

Благодаря этой близости к Строганову, А. Н. Воронихин получил прекрасное образование. Юношей он брал уроки архитектуры у выдающегося зодчего В. И. Баженова, обучаясь в то же время живописи, к которой он обнаружил с ранних лет выдающиеся способности. Призвание к искусству определило жизненный путь молодого Воронихина. Он колебался некоторое время между живописью и архитектурой, отдав себя в итоге последней, но не оставляя в течение всей своей жизни также и живописных занятий. А. Н. Воронихин как художник и зодчий сложился во время больших путешествий по родной стране и за границу - путешествий, которым он посвятил около десяти лет и в которых сочеталось живое изучение природы, стран и людей с напряжённой работой над собой, с обучением у выдающихся мастеров и непосредственным изучением классических памятников искусства.

Поездки по России А. Н. Воронихин осуществил вместе с сыном Строганова Павлом, с ним же он отправился и в чужие края. Оба молодых человека в течение нескольких лет объездили юг и север России, побывали в глухих краях Заонежья, в Архангельске и на Ладоге, в Крыму, на Украине, в Поволжье и на Урале. После этих больших странствий по родной земле А. Н. Воронихин попал на Запад - сперва в Швейцарию и Италию, а затем в Париж, мировой центр тогдашнего художественного и архитектурного движения. Здесь молодой художник мог брать уроки у опытнейших мастеров и изучать в натуре выдающиеся образцы западноевропейского искусства.

А. Н. Воронихин вместе с Павлом Строгановым оказались во Франции в бурные годы революции. Воспитатель Строганова, француз Ромм, сопровождавший обоих молодых людей во время их заграничного путешествия, был видным деятелем якобинской партии. Оба молодых человека стали близкими свидетелями революционных событий, знаменовавших крушение феодального строя во Франции. В то же время А. Н. Воронихин получил возможность хорошо изучить новые направления в искусстве, формировавшиеся в эту пору под знаком возрождения античной классики и пристального изучения памятников древней Греции и Рима.

Великие образцы античного зодчества, с которыми молодой художник ознакомился во время своей поездки в Италию, произвели на него глубокое впечатление. Он вернулся на родину, обогащённый этим соприкосновением с великими образцами искусства древности и полный больших творческих идей. Свой талант и горячую любовь к русской культуре, к родной земле он вложил в широкие архитектурные замыслы, которые вскоре ему удалось осуществить на практике.

В 1800 г. в Петербурге началось строительство громадного храма - Казанского собора. Благодаря содействию Строганова, а ещё более - благодаря первоклассному качеству представленного А. Н. Воронихиным проекта, сооружение этого грандиозного здания было поручено ему, ещё совсем молодому архитектору. Взяться за такое сложное строительство было для зодчего, только начинавшего свою практическую деятельность, очень смелым шагом. Андрей Воронихин был к этому времени известен главным образом как превосходный рисовальщик, автор ряда картин из области так называемой "перспективной живописи", т. е. картин, изображавших внутренние виды тех или иных зданий, убранство зал и других покоев, а также архитектурные пейзажи. Среди этих живописных работ А. Н. Воронихина особенно известны картины "Загородная дача А. С. Строганова" и "Картинная галлерея Строганова". Однако подлинным призванием молодого художника была архитектура. И на строительстве Казанского собора, одного из крупнейших сооружений эпохи, А. Н. Воронихин показал всю силу своего таланта, всю зрелость своего мастерства.

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества - от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача - создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой. Но А. Н. Воронихину удалось дополнить ансамбль Казанского собора великолепной решёткой, образующей необыкновенно изящное, ажурное и в то же время торжественное обрамление небольшой боковой площади перед входом в собор. Эта чугунная решётка с гранитными столбами, выполненная по рисунку Воронихина, настоящий шедевр тончайшей архитектурной графики.

Превосходный рисовальщик, А. Н. Воронихин сочетал в своём творчестве монументальные мощные формы таких громадных сооружений, как Казанский собор и Горный институт, с тонкими, подчас миниатюрными произведениями - изящнейшими парковыми павильонами и беседками, ажурными решётками, фонтанами. Зодчий, тяготевший к могучим архитектурным образам античного мира, был в то же время искусным мастером малых архитектурных форм. По проектам А. Н. Воронихина выполнены многочисленные предметы обстановки дворцовых покоев - мебель, отделка зал и кабинетов в Павловском дворце. Ему же принадлежит небольшой прекрасный фонтан на Пулковой горе близ Ленинграда, а в альбомах зодчего мы находим бесчисленные наброски, рисунки, акварели, посвящённые теме фонтана, а также разнообразнейшим парковым постройкам - беседкам, мостикам, оградам, декоративным урнам, павильонам. В этих же альбомах, хранящихся главным образом в Музее архитектуры в Москве, а также в Музее Академии художеств в Ленинграде, сохранились полные изящества и высокого вкуса наброски А. Н. Воронихина для различных предметов внутренней обстановки. Здесь мы находим и классические мотивы античных ваз и урн, и строгие по форме предметы мебели, и тонкую графику декоративной отделки стен, плафонов, дверей. А. Н. Воронихин может по праву считаться одним из создателей русского классического стиля начала XIX в. в области искусства интерьера.

Чёткость и ясность классической художественной формы характерна и для больших, и для малых работ А. Н. Воронихина. Наряду с Казанским собором, крупнейшим произведением зодчего является монументальное здание Горного института в Ленинграде. Фасад этого здания с его мощным 12-колонным портиком обращён к Неве и выходит на набережную. Это сооружение напоминает строгий античный храм, лишённый каких бы то ни было внешних украшений и производящий сильнейшее художественное впечатление благородной простотой и мощью громадного портика, выступающего на фоне гладких стен. Двенадцать колонн Горного института, увенчанных фронтоном, представляют собой, бесспорно, один из самых сильных образов русской архитектуры начала XIX в. Перед этим могучим портиком, у обоих его концов, установлены скульптурные группы на мифологические темы: одна группа изображает борьбу Геракла с Антеем и выполнена талантливым скульптором Пименовым, другая группа - "Похищение Прозерпины" - работа скульптора Демут-Малиновского. Сочетание этих скульптур, наполненных движением, борьбой, напряжением мускульных усилий, со строго статичным массивным портиком образует яркий художественный контраст.

Если в здании Горного института Воронихин дал до предела сильные и монолитные архитектурные формы, то в "Розовом павильоне" в Павловске зодчий показал другую сторону своего дарования. "Розовый павильон" - изящное и уютное деревянное здание, увенчанное небольшим куполом и расположенное в глубине парка среди тенистой зелени. Крупное столичное здание, выходящее на набережную реки, требует сильных, мужественных архитектурных форм, а небольшая парковая постройка должна прежде всего гармонировать с зеленью листвы и отличаться лёгкостью и изяществом своего облика. Именно таков "Розовый павильон" в Павловске с его деревянными колоннами и выточенными из дерева деталями. В период временной оккупации Павловска немецкими войсками фашистские варвары сожгли дотла "Розовый павильон" и на месте уничтоженного творения А. Н. Воронихина устроили дзот. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись и точёные деревянные детали.


"Розовый павильон" в Павловске

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек. К несчастью, и этот отличный образец усадебной архитектуры подвергся бессмысленному разрушению в кратковременный период немецкой оккупации Калужской области. Всегда занятый крупными строительными работами, А. Н. Воронихин много сил уделял подготовке молодых зодчих. Его педагогическая деятельность началась в 1800 г. в Академии художеств, где он состоял сперва преподавателем, а затем младшим профессором по классу архитектуры. В 1811 г., после смерти выдающегося зодчего А. Д. Захарова, бывшего в течение многих лет старшим профессором архитектуры в Академии, Воронихин был избран на его место и занимал эту руководящую педагогическую должность до конца своих дней. А. Н. Воронихин скончался 5 марта 1814 г. в самом расцвете своего творчества и, подобно своему старшему современнику Захарову, в разгаре больших строительных работ и архитектурных замыслов, целиком поглощавших все силы и мысли неутомимого мастера.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой. А. Н. Воронихин почерпнул из своих заграничных впечатлений всё лучшее, что давала архитектура и строительная техника его времени на Западе, глубоко освоив в то же время великие образцы античного искусства. Он уделял громадное внимание конструктивно-технической стороне дела, изучая последние достижения строительной техники и умело пользуясь этими достижениями при расчёте и осуществлении таких сложных архитектурно-строительных композиций, как, например, купол и барабан Казанского собора. Передовой зодчий своего времени, Воронихин ни по глубине своих специальных познаний, ни по уровню мастерства не уступал самым знаменитым архитекторам Западной Европы, во многом превосходя их оригинальностью и широтой архитектурных замыслов.

А. Н. Воронихин - один из тех крупнейших мастеров русского зодчества, которые, исходя из принципов античной классики, сумели наполнить старые архитектурные формы новым содержанием. В этом новом содержании, столь характерном для исканий русской архитектуры конца XVIII и начала XIX веков, ярко и глубоко сказываются давние национальные традиции русского зодчества, идущие от народных истоков и органически связанные со всем развитием русской культуры того времени. Творчество А. Н. Воронихина, расцвет которого совпадает с замечательным подъёмом русской культуры в эпоху Отечественной войны 1812 г., перекликается с классическими образцами русской поэзии и музыки начала XIX в. Это творчество наполнено живым чувством родной природы, в нём гармонически звучат мотивы мощи и величия родной страны.

В произведениях этого блестящего мастера классической школы русской архитектуры нашла своё выражение идея города как архитектурного целого - идея, воплотившаяся в архитектурных ансамблях и монументальных зданиях классического Петербурга. А. Н. Воронихин принадлежит к числу тех выдающихся строителей, которым наша северная столица особенно обязана красотой, цельностью и мощью своего архитектурного облика. В то же время в работах А. Н. Воронихина привлекает живое чувство русской природы, - лирическое начало, свойственное произведениям больших мастеров русского зодчества. А. Н. Воронихин великолепно знал старую русскую архитектуру. С альбомом рисовальщика он объездил почти всю родную страну. Его зарисовки карандашом, пером, тушью и акварелью составили значительный альбом (125 листов), названный им "Путешествующий по России живописец". Казанский собор, Горный институт, парковые и усадебные постройки А. Н. Воронихина, а также его рисунки и неосуществлённые проекты входят в золотой фонд художественной культуры нашей страны. Это - подлинно классические образцы архитектурного мастерства, сочетающего в себе самое лучшее из мировой архитектурной культуры с глубоко своеобразным, национальным творчеством большого русского мастера, горячо любившего родной город, родную страну.

О А. Н. Воронихине : Панов В. А., Архитектор А. Н. Воронихин, Очерк жизни и творчества. Изд. Всесоюзной академии архитектуры, М., 1937; Грабарь И., История русского искусства, т. III - История архитектуры (Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв.), Спб., гл. XXVI.

В. К. Шуйский

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Воронихин Андрей Никифорович

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова.

Александр Сергеевич Стро́ганов. Портрет работы А. Г. Варнека

Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях — в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте шести-семи лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к тринадцати-четырнадцати годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией.

Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779-го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. Этот очень важный для понимания эволюции творчества Воронихина факт был установлен искусствоведом Н. В. Глинкой. На основе анализа архивных материалов и графических листов было доказано, что автором проектов переделки парадных интерьеров Строгановского дворца, в частности Минерального кабинета и Картинной галереи, также был Демерцов. Н. В. Глинка достаточно убедительно доказала, что под руководством Демерцова Воронихин впервые получил систематические знания по архитектуре и строительству, что Воронихин не был самоучкой, как представляли себе предыдущие исследователи. Поначалу он копировал чертежи Демерцова, помогал ему в отделке интерьеров Строгановского дворца и лишь затем стал разрабатывать собственные проекты. (На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет.)

В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание — "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795—1796 гг.

Малая дача для П. А. Строганова — очень компактная двухэтажная постройка с небольшими прямоугольными в плане помещениями — была построена Воронихиным на территории Строгановской дачи также вблизи набережной Большой Невки. Со стороны реки по всей длине фасада Воронихин спроектировал веранду в виде полуротонды с завершающим ее балконом. Обширный балкон-терраса служил, вероятно, смотровой площадкой.

Сохранилась знаменитая картина Воронихина, изображающая Строгановскую дачу. За это произведение, хранящееся ныне в Государственном Русском музее, архитектор был удостоен в 1797 г. звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

Получив положенное от казны жалованье, архитектор становится материально независимым. В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора. Это здание через несколько лет за ветхостью было разобрано, и в 1806 г. Воронихин поселился в доме Силы Глазунова, на левом берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене

Для быстро разраставшейся семьи (у Воронихиных было шестеро детей, из которых двое умерли в младенчестве) ее глава решил построить дачу на Каменноостровской перспективе (участок дома № 62). В начале октября 1804 г. жена Андрея Никифоровича обратилась в Комитет городских строений с просьбой разрешить построить собственную дачу. Строение предполагалось окончить в 1807 г. Вероятно, по проекту самого архитектора был возведен одноэтажный деревянный дом с шестиколонным портиком. В таком виде бывшая дача Воронихина существовала до конца XIX в. В 1890-х гг. был надстроен второй этаж и пристроена двухэтажная каменная лестница, а в 1930-х гг. разобрали портик. До нашего времени дача не сохранилась.

Живя вблизи Казанского собора, архитектор непрерывно наблюдал за ходом работ и руководил строительством.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

В процессе строительства Казанского собора А. С. Строганов предложил Воронихину принять участие в конкурсе на проект перестройки Исаакиевского собора. Наряду с Воронихиным в конкурсе участвовали архитекторы Ж. Ф. Тома де Томон, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, братья Андрей и Александр Михайловы, В. П. Стасов и некоторые другие. Воронихин разработал целую серию проектов Исаакиевского собора. В одном из них он попытался сохранить старую кладку собора, заложенного еще в 1768 г. по проекту А. Ринальди, спроектировав небольшие пристройки с севера, юга и востока в окружении колоннады. В другом варианте проекта перестройки Исаакиевского собора Воронихин предложил разобрать колокольню, абсиду и полуциркульные приделы наподобие абсид со стороны южного и северного фасадов. Со всех четырех сторон он спроектировал одинаковые многоколонные портики. В одном и другом случае планировочная композиция имеет четко выраженный равноконечный крест.

Конкурс, в котором так активно принимал участие Воронихин, не дал окончательного решения, и новый Исаакиевский собор был построен значительно позже по проекту О. Монферрана.

Немного раньше Воронихин принял участие в конкурсе с Тома де Томоном на проекты фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Он представил серию проектов и на этот раз, но утвержден был только один — проект фонтана на склоне Пулковой горы. Остальные фонтаны сооружались по проектам Тома де Томона.

Фонтан на склоне Пулковой горы был решен в виде грота, ведущего в недра земли. Вход был оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами греко-дорического ордера, каннелированные стволы которых вросли в землю. По сторонам портика по замыслу Воронихина установили каменные изваяния львов, лежащих со скрещенными передними лапами и как бы охраняющих покой и тишину у входа в прохладный грот.

25 сентября 1806 г. Воронихин представил на рассмотрение смету на производство работ, которые начались в следующем году. В сооружении фонтана ему помогал Тома де Томон, а также инженер М. П. Сакер, занимавшийся устройством водовода, и каменных дел мастер Г. Грауер. "Обрабатывание леса по садовому образцу на Пулковой горе" поручили произвести придворному садовому мастеру Д. Бушу.

В ходе заготовки материалов и строительства Воронихин предложил внести в первоначальный проект фонтана некоторые изменения. Чашу в глубине грота, куда должна была стекать вода, предполагалось выполнить из гранита. Но поскольку подходящего куска гранита под рукой не оказалось, Воронихин вынужден был изготовить ее из серого рускольского мрамора. К тому же кровля должна была быть из чугунной черепицы, которую "обязался сделать заводчик Берд". Заказ к сроку завод Берда не выполнил, и крышу покрыли железом. Был сделан не предусмотренный сметой каменный мостик, ведущий к фонтану, и вдоль боковых внутренних стен поставлены две гранитные скамейки.

Строительство фонтана на Пулковой горе предполагалось закончить в том же 1807 г. Эту дату можно видеть на главном фасаде. Однако окончание строительства произошло двумя годами позже. Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. "архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана" были "пожалованы перстни ценою каждый по семьсот рублей".

Фонтан-грот на Пулковой горе. Акварель 19 в.

В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится картина неизвестного художника, на которой представлена Царскосельская дорога и фонтан-грот вскоре после его сооружения.

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

Наряду со свойственными классицизму принципами построения фасада Воронихин широко использовал национальные мотивы, что заметно выделило бы весь ансамбль на фоне прилегающей застройки. В центре композиции, построенной на игре разновеликих архитектурных объемов, предполагалось, видимо, поместить мечеть, а по сторонам — службы и комнаты для приезжих. Татарское подворье должны были соорудить в Петербурге на углу набережной реки Фонтанки и Измайловского проспекта, близ усадьбы поэта Державина. Этот факт был установлен архитектором Л. Г. Ивановой в результате архивных изысканий.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34). Построен он был еще в середине XVIII в. и связан с именами выдающихся архитекторов прошлого — С. И. Чевакинского и Федора Аргунова — крепостного архитектора графов Шереметевых. Дворец со времени его строительства до 1918 г. находился во владении представителей того же графского рода, поэтому государственные архивы содержат о нем очень скупые сведения. Основным документом, подтверждающим участие Воронихина в его перестройке, является план, по которому можно судить, что архитектор в незначительной степени перепланировал интерьеры и установил новые печи и камины. В наибольшей степени реконструкция коснулась центральной части: колонный портик он предлагал застроить, превратив его в вестибюль частично реконструированной им парадной лестницы.

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына. Однако изучавший их профессор Г. Г. Гримм предполагал, что они копийные, а Воронихину принадлежит лишь проект устройства церкви в этом доме, что, впрочем, спорно,— не исключено и его авторство в самом доме.

Церковь представляла собой небольшое прямоугольное в плане и крытое кирпичным коробовым сводом помещение, расположенное в верхнем этаже. Оно не имело окон, и свет в него попадал через расположенный вверху световой фонарь. В центре одной из поперечных стен помещалась дверь, а напротив находился иконостас. Церковь, устроенная в 1812 г., была посвящена Святой Троице.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.

Многочисленны работы Воронихина в пригородах Петербурга. Кроме Петергофа и Пулкова он выполнял проекты для Стрельны, Павловска и Гатчины, особенно же много — для Павловска.

В начале 1803 г. во время пожара выгорели интерьеры центрального корпуса Павловского дворца. Его владелица императрица Мария Федоровна поручила восстановление здания Воронихину, назначенному главным архитектором Павловска. Выбор ее не был случайным: в 1802 г. Воронихин отделывал в Зимнем дворце, на половине Марии Федоровны, интерьеры, располагавшиеся на втором этаже центральной части южного корпуса, выходящего на Дворцовую площадь.

При восстановлении Павловского дворца Воронихин вносит изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В Греческом зале по замыслу Воронихина на перекрытии появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах Войны и Мира по проекту Андрея Никифоровича вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы. В первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца — кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, которая отделяет светлую часть помещения, раскрытую в Собственный садик.

Рисунки и акварели архитектора с изображением мебели, драпировок, осветительных приборов, ваз, курильниц свидетельствуют о высоком мастерстве Воронихина-рисовальщика. Выполнены они в свободной живописной манере и с удивительной точностью передают формы предметов и свойства материала, из которого предполагалось изготовить то или иное произведение. Так, в 1803 г. по его рисункам был выполнен туалетный прибор с большим красивым зеркалом "в число подарков для Ея Величества королевы прусской".

До последних лет жизни Воронихин работал в области прикладного искусства. В архивных документах содержатся сведения о том, что в 1812 г. ему были выплачены деньги "за сделанные им для Е.ГО Величества два походных иконостаса и за модели для серебряного туалета".

Андрей Никифорович являлся также превосходным мастером садово-парковой архитектуры. Эта грань его таланта с особой силой раскрылась в Павловском парке, где он продолжал трудиться почти до конца своих дней. Для Павловского парка Воронихин проектировал мосты, беседки, павильоны, памятники, ворота.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807—1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Павильон был выстроен деревянным с имитацией фасадов под каменную кладку и живописными панно, выполненными однотонной живописью в технике гризайль, создававшей иллюзию скульптурных барельефов. Завершенный небольшим куполом легкий и изящный Розовый павильон стоял на берегу пруда в искусственно созданном окружении из розовых кустов.

Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске. Кроме Воронихина свои проекты представили архитекторы А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон и Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор. Победителем оказался Тома де Томон. По его проекту в Павловском парке был сооружен мавзолей в виде небольшого греческого античного храма с четырехколонным портиком со стороны главного фасада. Воронихин, как главный архитектор Павловска, принимал деятельное участие в его создании.

В отличие от Тома де Томона Воронихин предлагал иную композицию — в виде круглого в плане храма, наподобие римского Пантеона, но не с одним, а с четырьмя портиками. Наиболее развитый главный портик должен был отмечать вход в интерьер с символическим каменным надгробием.

Из утилитарных построек для Павловска интересен проект оранжереи с центрально расположенным остекленным купольным павильоном, такими же прозрачными крыльями и фланкирующими их небольшими боковыми пристройками.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни. Небольшой пологий арочный мост хорошо вписался в уже сложившийся архитектурно-художественный ансамбль.

Известно, что Воронихин принимал участие в работах по переделке интерьеров Гатчинского дворца, однако документы, конкретизирующие эти работы, до сих пор не найдены. По сохранившемуся проекту перестройки угловой части Конюшенного каре, где находились комнаты императрицы, можно заключить, что Воронихин в незначительной степени касался их перепланировки и в основном перекладывал печи и камины.

Наряду с А. Д. Захаровым Воронихин разрабатывал проекты Гатчинского сельского воспитательного дома, предложив несколько вариантов. При этом Воронихин исходил из одной и той же архитектурной схемы: центрально расположенное здание церкви объединено с диагонально ориентированными жилыми и учебными корпусами, образующими два симметричных относительно церкви каре. В одном случае центр композиции Воронихин акцентировал изогнутой по дуге колоннадой и спроектированным на всю ширину церкви куполом, в другом — скромно отметил шестиколонным портиком, чем добился большей слитности всех архитектурных объемов.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Ко времени реставрации памятников многие бронзовые детали исчезли или были повреждены. Воронихин выполнил рисунки "повредившихся или утратившихся бронзовых украшений", а мастер Академии художеств В. П. Екимов, отливавший ранее статую Суворова, изготовил в бронзе недостающие детали.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Горного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Став профессором Академии художеств, Воронихин получил право на академическую квартиру. Предоставленный ему небольшой деревянный дом, располагавшийся когда-то в академическом садике со стороны 3-й линии Васильевского острова, на месте мозаичной мастерской, архитектор полностью перестроил по собственному проекту, оборудовав в нем свою мастерскую. Работы начались в 1808 г. и были закончены в следующем году. В академическом доме Воронихин жил до конца своих дней.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812—1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1

Андрей Никифорович Воронихин
Основные сведения
Страна
Дата рождения 17 (28) октября
Место рождения Новое Усолье , Пермская губерния
Дата смерти 21 февраля (5 марта) (54 года)
Место смерти
Работы и достижения
Учёба
  • Императорская Академия художеств
Работал в городах Санкт-Петербург , Петергоф , Стрельна , Гатчина , Павловск
Архитектурный стиль Классицизм , русский ампир
Важнейшие постройки Казанский собор ,
Награды
Андрей Никифорович Воронихин на Викискладе

Биография

Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян , принадлежавших графу А. С. Строганову . С раннего детства проявил способность к рисованию . Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств . В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву , где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков . С 1779 года Воронихин работал в Петербурге , проживая в Строгановском дворце .

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе . В 1786-1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии . В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова , покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году ) Воронихин получил от Строганова отпускную , став таким образом свободным.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе . С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы в 1811 году.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге - здание (позже института, 1806-1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы , у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу .

В числе других работ Воронихина - дом Государственного казначейства, здание , колоннады и каскад в Петергофе , интерьеры дворцов в Стрельне , Гатчине и Павловске , а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Награды

  • 1 января 1811 года, в связи с завершением работ по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге, архитектор был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • 26 сентября 1811 года, по случаю освящения Казанского собора А. Н. Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и пенсией.

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой , однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) - прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец - Никифор Степанович Воронихин
  • Мать - Пелагея Ивановна
  • Племянник - Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор .

Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 - 23 января 1822) - англичанке и чертёжнице , проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать огромное количество различных бумаг, так как Мэри Лонд исповедовала другую веру и не хотела сначала переходить в православие, а Синод не давал разрешения на брак православного человека и протестантки. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1807 - 21.02.1814 года - собственная дача - Каменноостровский проспект , 62 (дача была разобрана в 1980 году, а в 2006-2008 гг. на её месте построен современный жилой дом).

Библиография

  • Аплаксин А. Казанский собор. СПб, 1911;
  • Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. - Л. - М.: Гос.изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963
  • Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. - Л.: Лениздат , 1971 (Серия: Зодчие нашего города)
  • Панов В. А. Архитектор А. Н. Воронихин, М., 1937;
  • Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / сост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. : Лениздат , 1998. - С. 19-38. - 1070 с. -

Андрей Никифорович Воронихин - личность в русской истории. Талантливый, непревзойденный мастер. Один из плеяды невероятных, космических архитекторов, ковавших вид а.

Воронихин, один из тех, кто сделал Северную столицу городом-музеем. Жизнь, судьба, биографии Воронихина достойны восхищения и уважения потомками.

Семья Воронихина

Воронихин родился в семье крепостных крестьян. Его отец Никифор Степанович, мать - Пелагея Ивановна. Семья Воронихиных принадлежала графу Александру Сергеевичу Строганову. Ходят слухи, что на самом деле отцом ребенка был барон Александр Николаевич Строганов. Он состоял в связи с Марфой Чероевой.

Итогом интрижки стало появление ребенка. Но в силу определенных обстоятельств Александр Николаевич не мог признать ребенка своим. Если следовать легенде, то получатся, что Александр Сергеевич приходился Воронихину дядей, и именно поэтому взял его под свою опеку.

Учеба

С ранних лет Андрей учился иконописи у Гаврилы Юшкова. Это был один из лучших мастеров своего дела на Урале. Мальчик хорошо зарекомендовал себя. Взрослые видели в нем недюжий талант и потенциал. Строганов был влиятельным человеком. Юшков рассказал ему о талантливом мальчике, и тот отправил его учиться в . Произошло это весной 1772 года.

Львиный Эрмитажный каскад фото

Юношу устроили в Московскую школу архитектуры. С Андреем делились знаниями знаменитые архитекторы Казаков и Баженов. Мальчик прилежно учился, новые знания впитывал как губка. Любознательный, с острым умом, талантливый и рукастый мальчик быстро становился настоящим мастером.

Баженов приметил таланты Андрея и взял в свои помощники. Четыре года молодой человек на практике изучал архитектурную науку и живопись. Писал миниатюры на эмали, рисовал архитектурные пейзажи. Подрабатывал в , участвуя в росписи и реставрации.

В Петербурге

В 1779 году обучение в Москве было законченно. Молодому Воронихину предстояло отправиться в Санкт-Петербург. Дорога заняла две недели. Прибыв в столицу Российской Империи, Андрей явился к Александру Сергеевичу Строганову. Граф жил в роскошном особняке, который находился на пересечении Мойки и Невского проспекта. Воронихин несколько лет работал в команде графа.


Дворец в Павловске фото

В 1785 году Андрею даровали вольную грамоту, он становился полностью свободным человеком. У Александра Строганова был сын Павел, обучением которого занимался гувернер Ромм. Молодые люди быстро подружились. А Ромм неподдельно восхищался успехами Андрея в области наук. Строганов старший справедливо решил, что ребятам нужно развиваться. И отправил сына с Воронихиным и гувернером Роммом в путешествие по Европе.

Долгие четыре года Андрей и Павел были в Швейцарии и Франции, получали знания у лучших мастеров архитектуры, искусства, математики, физики, механики. В 1789 году разразилась Великая французская революция. Историческое событие застало трех путешественников в Париже. Ромм активно участвовал в событиях, стал видным деятелем революции. Узнав об этом, Строганов срочно отозвал Павла и Андрея в Россию. Так закончилось их обучение в Европе.

Архитектор Воронихин биография

По возвращению молодых людей, в доме Строганова случился пожар. Александр Сергеевич верил в таланты Воронихина, и доверил молодому архитектору перестройку внутреннего и внешнего убранства дома. Дом Строганова строил сам знаменитый Расстрели. У Андрея была серьезная задача. Его работу, так или иначе, сравнивали бы с творчеством признанного мастера. Воронихин не стушевался, и заменил пышное барокко на строгий классицизм. Работа понравилась как хозяину дома, так и критикам. Александр Сергеевич тут же попросил архитектора заняться его дачей на Черной речке.

Казанский собор - шедевр Воронихина

Казанский Собор - вершина творческого пути Воронихина. В 1799 году император обяъвил конкурс на проект собора. Собор должен был быть величественным похожим на римский собор Святого Петра. Собор планировалась возвести на Невском проспекте, вместо церкви Рождества Богородицы.

Большое внимание к будущему собору со стороны императора было потому, что в церкви хранилась икона Казанской Божьей Матери. Изначально конкурс выиграл архитектор Чарльз Камерон. Этот почтенный муж был среди любимчиков Екатерины II. Павел имел сложные отношения с матерью, поэтому любимчиков императрицы не жаловал.

Император много общался со Строгановым, считал его большим специалистом в области искусства. Строганов же рекомендовал отдать проект Андрею. Строганов создал «Комиссию о построении Казанской церкви», после всех подсчетов вышла смета в 2843434 рублей. Павел проект принял, только просил убрать из него колокольню и домик для служащих собора.

Проект планировали реализовать за три года. Вскоре Павла убили, и собор заканчивали уже при . Собор получился величественным и прекрасным. Невский проспект стал парадным подъездом к собору, а между ним и собором образовалась великолепная площадь. Воронихин был настоящим новатором, и впервые в русской истории при строительстве купольных перекрытий использовал чугун и железо.


убранство Казанскогсобора фото

Строгость внешнего убранства гармонирует с пышностью и величием собора. Собор осветили в 1811 году. Строительство его затянулось. Но грандиозность постройки признавали все. Казанский собор - один из самых красивых и величественных в Европе.

Что построил архитектор Воронихин

Главные достопримечательности Санкт-Петербурга

  • Дворец в Павловске
  • Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе
  • Шереметьевский дворец на Фонтанке
  • Константиновский дворец
  • Здание Горного института
  • Дом Государственного казначейства

Личная жизнь

В 1801 году архитектор женился на девушке - Марии Фёдоровне Лонд. Она была англичанкой. Любила и умела отлично чертить. До свадьбы она была гувернанткой в доме Строгонова. В браке у молодых родилось шесть детей. Двое из них умерли в детстве.

  • Участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора, но его проект уступил проекту Огюста Монферана
  • Участвовал в конкурсе на проект Храма Христа Спасителя в Москве, но тут нашего героя обскакал Константин Андреевич Тон
  • Награжден орденом Святого Владимира, орденом Св. Анны

Горный институт фото

Когда умер Андрей Воронихин

Итоги

Андрей Никифорович Воронихин - один из лучших русских архитекторов. Наравне конкурировал с иностранцами, вместе с ними задавал направления развития русской архитектуры. Андрей не только прекрасный архитектор, но и замечательный художник, работы которого признавали в «Академии Художеств». Великий человек, оставивший большой след в русской истории.