Трубецкой скульптура. Паоло трубецкой и россия

15 февраля 1866 (Интра, близ Лаго-Маджоре, Италия) – 12 февраля 1938 (вилла Бьянка, Суна, Интра, пров. Вербано-Кузьо-Оссола, Италия). Скульптор.

Внебрачный сын русского дипломата кн. Петра Петровича Трубецкого (1822–1892) и американской пианистки Ады Уинанс (Ada Winans, 1835–1917). Брат живописца Пьера (Петра) Трубецкого (1864–1936) и инженера-электрика Луиджи Трубецкого (1867–1959). Детство провел на вилле родителей Ада ди Гифа на Лаго-Маджоре. Систематического художественного образования не получил: занимался лепкой под руководством живописца Даниэле Ранцони. В 1883–1884, после окончания колледжа в Интре, побывал в России. По возвращении поселился в Милане. Совершенствовался в скульптурных мастерских Дж. Гранди, Донато Баркальи и Эрнесто Баццаро. С 1885 работал в собственной студии на виа Сольферино (затем на Корсо ди Порта Нуова). Входил в круг литературно-художественного движения Scapigliatura («цыганщина» или «богема»; участники движения противопоставляли себя, с одной стороны, консерватизму официальной культуры, а с другой – позднему итальянскому романтизму, который считали эпигонским).

Одним из первых среди скульпторов начал работать в импрессионистской манере. В 1886 дебютировал скульптурой «Лошадь» в художественной галерее Брера. В том же году побывал в США и провел персональную выставку в Сан-Франциско; несколько его работ приобрел городской художественный музей. С этого времени стал получать заказы от богатых итальянских клиентов, среди которых были графы Висконти ди Модроне и Дурини. В числе его знакомых и портретируемых в разные годы были А. Каталани, Дж. Пуччини, Дж. Сегантини, А. Тосканини, Д. Ранцони и Г. Д’Аннунцио.

В 1890 получил 1-ю премию за проект конного памятника Дж. Гарибальди для Неаполя и Милана. В 1891 участвовал в конкурсе проектов памятника Данте для г. Тренто. В 1896 создал мраморный памятник сенатору Карло Кадорна в Палланце. С 1895 участвовал почти во всех Международных бьеннале в Венеции (до 1934). С первых шагов получил поддержку критика Витторио Пика, который стал его восторженным поклонником, позже о нем много писал критик Уго Ойетти. Участвовал во многих европейских выставках – в берлинском Сецессионе (1893, 1895, 1900, 1902) и парижских салонах: Осеннем (1904, 1909, 1912), Национального общества изящных искусств (1908, 1909), Общества художников-анималистов (1913), в международных выставках в Париже (1889, 1900 – Почетная медаль, 1910 – Гран-При), Мюнхене (1892, 1897, 1905, 1909), Берлине (1896), Дрездене (1897, 1901), Вене (1898, 1899) и Риме (1911). Персональные экспозиции были устроены на VIII Венецианской бьеннале (1909; 10 скульптур) и в рамках Первой международной выставки «Сецессион» в Риме (1913, персональный зал).

В 1897 приехал в С.-Петербург. В 1898–1906 работал в Москве, состоял профессором скульптуры в МУЖВЗ. В эти годы вошел в круг «Мира искусства». В 1899 его портрет написал В. А. Серов. В России создал более 50 произведений: «Московский извозчик» (1898), «Араб с верблюдом» (1899), «Сидящий сеттер» (1899), «Девочка с собакой. Друзья» (1901), портреты кн. М. Н. Гагариной (1898), кн. М. К. Тенишевой (1899), И. И. Левитана (1899), Ф. И. Шаляпина (1899–1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906) и др. Весной 1898 познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил серию его карандашных портретов, бюст и статуэтку «Лев Толстой на лошади». Позже намеревался создать памятник Толстому в Париже. В России работы экспонировались на выставках: «Художественный союз Россия–Франция» (М., 1898), МОЛХ (М., 1898–1900), ТПХВ (М., СПб., 1899, 1909/10; с 1910 – почетный член ТПХВ), «Мир искусства» (СПб., 1899–1903), 36-ти художников (М., 1901, 1902), СРХ (М., 1903/1904; М., СПб., 1905; М., 1909/1910, 1912/1913), «Современный русский женский портрет» (СПб., 1910).

В 1899–1906 работал над конным памятником Александру III для С.-Петербурга, который был установлен в 1909 на Знаменской площади (ныне пл. Восстания) и вызвал острые споры в обществе по поводу трактовки образа императора (в 1937 был снят; ныне стоит перед Мраморным дворцом на Дворцовой набережной).

В С.-Петербурге познакомился со шведкой Элин Сандстром (Сундштрём), которая стала его женой (их сын Пьер умер в 1908 в двухлетнем возрасте). В 1905 переехал с женой в Финляндию. В 1906–1914 жил в Париже, ежегодно ездил в Италию, посетил Швецию и Англию, бывал в России. Исполнил портреты многих европейских аристократов и знаменитостей, в том числе О. Родена, А. Франса, Б. Шоу, А. Цорна. По заказу галереи Уффици создал автопортрет (1912). Работал над конкурсными проектами памятников Александру II для С.-Петербурга (1910) и в честь 300-летия Дома Романовых для Костромы (1912), создал бронзовый памятник-бюст председателю 1-й Государственной Думы С. А. Муромцову на кладбище Донского монастыря в Москве (1912).

В 1911–1912 во второй раз побывал в США. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1911, Hispanic Society of America и Albright Art Gallery) и в Чикаго (1912, Художественный институт). Для каталога выставок в Нью-Йорке большую вступительную статью написал Кристиан Бринтон. Во время поездки исполнил портрет морского офицера Ф.-Д. Рузвельта – будущего президента. По возвращении в Италию купил сельский дом в Суна ди Новара близ Палланцы. В 1914 вновь приехал в США и был вынужден остаться там из-за войны. Жил в Лос-Анджелосе и в Голливуде; портретировал кинозвезд, лепил фигурки индейцев и ковбоев. Создал проекты памятников Данте для Сан-Франциско и генералу Х. Г. Отису для Лос-Анджелеса. Провел персональные выставки в Нью-Йорке, Детройте, Толидо, Филадельфии и Сан-Франциско.

В 1921 вернулся в Париж. Ежегодно проводил лето на вилле в Ка Бьянка в Суна ди Новара, где окончательно поселился в 1932 (через пять лет после смерти жены). Последние годы проводил в разъездах между Палланцей и Миланом (в обоих городах теперь есть улицы, названные в его честь).

В 1921 провел в парижской галерее Georges Petit персональную выставку, на которой было представлено 60 последних работ. В 1922 создал обелиск воинам, павшим в Первую мировую войну, для Палланцы (памятник представляет собой идеализированный портрет жены скульптора с умершим сыном). В том же году состоялась его большая персональная выставка (37 гипсовых, бронзовых и мраморных скульптур) в одном из залов Выставочного дворца XIII Венецианской бьеннале. На XV Венецианской бьеннале (1926) в числе показанных им шести скульптур был бронзовый бюст Бенито Муссолини. В 1924 его выставка состоялась в галерее Charpentier в Париже. В 1930 в рамках групповой выставки «Встреча художников» его персональная экспозиция была развернута в галерее Pesaro в Венеции. В 1933 и 1936 персональные выставки прошли в Милане (на второй из них среди прочего демонстрировался «Портрет Дуче»), в 1928 – в Нью-Йорке, в 1934 – в Каире и Александрии, в 1935/1936 – в ряде городов Испании, в 1937 – в г. Биелле. Был участником выставок русских художников в Париже – в галереях d’Alignan (1931) и La Renaissance (1932).

В числе произведений последнего периода – статуи Дж. Пуччини перед его Домом-музеем в Торре-дель-Лаго и в театре Ла Скала в Милане. В последние месяцы жизни из-за физической невозможности заниматься скульптурой обратился к живописи и написал несколько портретов.

Похоронен на кладбище в предместье Суна города Вербания, пров. Вербано-Кузьо-Оссола. Мемориальные выставки состоялись в Милане (1940), Палланце (1952, Историко-художественный музей; 1990; Музей пейзажа) и Луино (1998, Городской институт народной культуры). В 1966 выставка, посвященная 100-летию со дня его рождения, прошла в ГРМ в Ленинграде.

Представлен в ведущих музеях Европы и США, в ГРМ, ГТГ и ГЭ. Многие произведения и архив художника по его завещанию хранятся в Музее пейзажа (Museo del Paesaggio) в Вербании (Палланце).

Библиография:

*Незабытые могилы; РЗФ; AI 1/1450, 2/1267, 3/1385, 4/1202, 9/874, 15/1012, 16/558, 17/588, 18/692, 19/946, 20/922, 21/929, 22/772, 27/887, 28/1004, April 1975/194, 1975/306.

Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. V. М., 1911. С. 395–402.

Терновец Б. Н. Русские скульпторы. М., 1924. С. 31–33.

Щербатов С. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк, 1955.

Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1. М., 1960. С. 455–463.

Булгаков В. Ф. Скульптор Паоло Трубецкой // Искусство. 1961. № 5. С. 68.

Шмидт И. М. Трубецкой. М., 1964.

Скульптор Илья Гинцбург: Воспоминания. Статьи. Письма / Сост. Е. Н. Маслова. Л., 1964. С. 162–171.

Нерадовский П. И. Из жизни художника. Л., 1965. С. 98–101.

Павел Петрович Трубецкой. 1866–1938: Каталог выставки / Вступ. ст. Л. П. Шапошниковой и Л. В. Фадеевой. Л., 1966.

Фадеева Л. В., Шапошникова Л. П. Выставка работ П. Трубецкого // Искусство. 1967. № 9. С. 58–63.

Щербухина Л. Скульптор П. Трубецкой и Лев Толстой // Там же. С. 63–65.

Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 7–26.

Тубин М. Четвертый конный монумент // Белые ночи. Л., 1975. С. 262–292.

Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX – начала XX века. ГТГ: Каталог / Под ред. М. М. Колпакчи. М., 1977.

Турчин В. Импрессионизм в скульптуре // Советская скульптура-75. М., 1977.

Турчин В. Паоло Трубецкой // Советская скульптура-76. М., 1978.

Памятник Александру Ш: Скульптор Паоло Трубецкой / Вст. Ст. Л. Шапочниковой. СПб.: ГРМ, 1994.

Сосницкая М. С. Скульптор Паоло Трубецкой: Последние 20 лет жизни // Русские в Италии: Культурное наследие эмиграции / Под ред. М. Г. Талалая. М., 2006. С. 514–526.

Кюфферле Р. Персоны и персонажи. Очерки о русской эмиграции // Диаспора: Новые материалы. № 9. Париж-СПб., 2007. С. 441-447.

Трубецкой Л. Воспоминания о брате Паоло Трубецком (публ., пер., комм. М. Г. Талалая) // Невский архив. Вып. VIII. СПб, 2008. С. 155-184.

Модель знаменитого памятника Александру III и "Московский извозчик", два портрета Льва Толстого и трехкратной олимпийской чемпионки фигуристки Сони Хени (звезды фильма "Серенада Солнечной долины")… Портрет сеттера и Бернарда Шоу, который написал предисловие к каталогу выставки Паоло Трубецкого 1931 года… Портрет юной пианистки Карлы Эрба (будущей матери Лукино Висконти) - он был показан на первой Венецианской биеннале, и скульптура ягненка (в 1912 году Трубецкой показал его на выставке в Чикаго под названием "Как вы можете есть меня?")…

Скульптурные портреты Трубецкого, как ни странно, лишены монументальности. Они живы и непосредственны. После них остается впечатление встречи - личной встречи с его героями. Может быть, мимолетной, но подлинной. Скульптор-импрессионист, один из главных героев русского Серебряного века, он известен в Италии и Франции, Англии и США.

От многочисленных "русских итальянцев" (от Федора Матвеева до Карла Брюллова, от Сильвестра Щедрина до Александра Иванова), для которых небо Италии стало родным, а ее уроки - драгоценными, скульптор Паоло Трубецкой отличается тем, что он не приезжал в Италию из России - он в Италии родился.

Сын русского дипломата князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки и певицы Ады Виданс, он вырос в Пьемонте, учился в Милане и Интре. Он рисовал и лепил, как дышал, - всегда. А по-итальянски говорил много лучше, чем по-русски. Благополучно провалив выпускные экзамены в техническом колледже и не проявив никакого интереса к агрономической науке и к ведению дел в подольском имении своей тетушки, он наконец в 18 лет получает от родителей карт-бланш на занятия скульптурой. Благо родителям было, чем заняться в тот момент, - они разводились. Паоло, воспользовавшись моментом, начал брать уроки в Милане у знакомого с детства итальянского скульптора Гранди (тот бывал на вилле его отца "Ада" и хвалил первые работы 8-летнего Паоло в воске) и профессора Академии искусств Брера-Ф. Барцаги… Впрочем, никакого официального диплома он не получил.

Последний недостаток он превратил в преимущество, сделав своим кредо: "Не происходить ни от кого и не оставлять потомства в искусстве". Но отважные заявления, что не нужно ничему учиться и полезно игнорировать авторитеты (кто бы сомневался!), не мешали ему работать и … учить других. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал с 1898 по 1906, он обаял всех (кроме, пожалуй, С.М.Волнухина, руководителя уже существовавшего скульптурного класса) своим артистизмом, "легкостью", раскованностью… Его работа ничем не напоминала скучные академические штудии. Все студенты вдруг захотели "лепить a la Трубецкой", то бишь "сочно, живо, быстро и весело".

Да, что там студенты! Лев Толстой, который приезжал на лошади позировать скульптору в его мастерскую с верхним светом на Мясницкую (к слову, построенную специально для Паоло, где работал еще и выписанный из Италии формовщик Робекки), так впечатлился манерой работы Трубецкого, что захотел тоже заняться лепкой. Не случайно, видимо, Лев Николаевич, очень подружившийся с Павлом Петровичем, любил называть его "ваше сиятельство", поясняя, смеясь: "К нему это так идет!". Уж очень праздничный, "сиятельный" человек был скульптор. Или, как заметил С.Н. Щербатов: "С ним всегда было весело и вдохновительно. Его присутствие освежало и бодрило".

Эта "сиятельная" легкость многих обманывала, даже графа Витте, чей портрет с сеттером, Трубецкой затеял вроде как между делом - пока Сергей Юльевич приезжал в его мастерскую посмотреть, как движется работа над памятником Александру III. В результате, кроме памятника Александра III (вызвавшему бурю страстей, но ставшему таким же пограничным "столпом" эпохи и Российской империи, как памятник Фальконе Петру I) мы имеем один из самых восхитительных портретов Витте - по-домашнему сидящего на стуле, гладящего сеттера, примостившегося у его ног. Слово "импрессионизм" тут - в строку, как и сравнение с Огюстом Роденом.

В отношении скульптурных портретов Трубецкого выражение "живой момент" кажется лишь констатацией факта. "Когда ищешь жизнь, форма является сама собою, как непосредственное последствие, и еще более ярко", - признаемся, что это объяснение мастера не объясняет ничего. Пленительность его работ, будь то Лев Толстой на коняге по имени Кривой (в том числе за эту работу Трубецкой получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, став вровень с Роденом) или Джакомо Пуччини, в пальто и с сигарой в зубах, или портрет князя А.В.Мещерского, чьи торчащие в разные стороны бакенбарды так и хочется погладить, или московский извозчик, дремлющий на облучке, (с которым он "въехал в историю русского искусства") определялась не величием идеи, а почти кинематографическим чувством момента и органики жеста. Кто еще, кроме Трубецкого, мог заявить Толстому, что Толстого не читал? А на вопрос, чем же писатель ему интересен, ответить, мол, формой головы. И тем не менее именно его, Паоло Трубецкого, Лев Николаевич назвал "умным портретистом". Достаточно увидеть нынешнюю выставку в Третьяковской галерее, чтобы убедиться, что Толстой не ошибся и в этот раз.

На рубеже XIX-XX веков в русское искусство пришел яркий самобытный мастер, создавший в различных жанрах скульптуры - от мелкой пластики до монументальной - глубоко психологические образы. П. П. Трубецкой снискал славу "первого из русских ваятелей, работающего с такой поразительной и опоэтизированной близостью к природе".


Павел Петрович Трубецкой родился 16 ноября 1866 года в Италии, в Интре, на Лаго Маджоре, в имении своих родителей. Отец его - русский князь Петр Сергеевич Трубецкой, мать - американка. С восьми лет он увлекается скульптурой и под влиянием брата Пьетро, художника-декоратора, исполняет первые скульптуры для театра марионеток; через два года берет уроки у живописца Д. Ранцони. Серьезные занятия скульптурой начались в Милане в 1884 году в студии Баркальи, а затем у Э. Базарро. Правда, систематического художественного образования П. П. Трубецкой так и не получил, но редкая одаренность и воля способствовали его успехам.

В 1886 году молодой скульптор впервые представил свою работу - статую коня - на выставке в городе Брера (Италия), а затем его произведения появляются на выставках во Франции и Америке. Он лепит портреты, занимается анималистической пластикой, пробует силы в монументальной скульптуре. В 1891 году принимает участие в конкурсах на памятники Гарибальди и Данте.

В 1897 году Трубецкой приезжает в Россию, на родину отца. Захваченный новыми впечатлениями, скульптор напряженно работает и вскоре начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Бронзовая скульптура "Московский извозчик" (1898, ГРМ) - первое произведение, исполненное в России. Жанровая композиция, казалось бы, традиционна по сюжету. Подобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов - Е. А. Лансере и Л. В. Позена. Для Трубецкого же это было воплощением первых российских впечатлений, без созерцательной этнографичности, с подкупающей искренностью, особой пластической выразительностью мягких, "льющихся" форм.

Появившиеся на выставках работы Трубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской Академии, усмотревших в его новаторском методе нарушение "классических" канонов, и привлекли вниманиЭ передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции. Скульптор знакомится и сближается с И. Е. Репиным И.И. Левитаном, В. А. Серовым, Ф. И. Шаляпиным. Большая дружба связывала Трубецкого с Л. Н. Толстым. Скульптор вызывал живейшую симпатию писателя. По свидетельству секретаря Л. Н. Толстого - В. А. Булгакова, "скульптор Паоло Трубецкой... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство". Лев Николаевич охотно позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себя в Ясной Поляне.

Бюст Л. Н. Толстого (1899, ГРМ) и статуэтка "Л. Н. Толстой верхом" (1900, ГРМ) приобретают всемирную известность. Спокойствие и мудрость, нетерпимость к ханжеству и лицемерию, простота и великодушие раскрыты скульптором в самобытном характере гениального русского писателя.

В 1900 году произведения П. П. Трубецкого экспонируются в Русском отделе на Всемирной выставке в Париже. За портреты Л. Н. Толстого, Л. Голицына и группу "Московский извозчик" Трубецкому, наряду с О. Роденом, присуждается высшая награда - "Большой приз".

Затем последовала серия портретных статуэток, отличающихся одухотворенностью и неповторимой индивидуальностью характеристик: артистически изящный и внутренне взволнованный И. И. Левитан (1899, ГРМ), вдохновенный Ф. И. Шаляпин (1899-1900, ГРМ), жизнерадостный, добродушный С. С. Боткин (1906, ГРМ). Скульптурные произведения П. П. Трубецкого отличаются яркими художественными приемами: живописной подвижностью и вместе с тем ясностью пластических форм, стремлением избежать ровных и гладких - инертных - поверхностей. В этой подвижности, в идущем словно из глубины движении форм раскрываются сокровенные душевные грани модели.

Острая наблюдательность, поэтичность, мягкость лепки особенно присущи женским портретам. Эффектная, в бальном платье, М. К. Тенишева (1899, ГРМ), аристократичная Голицына (1911, Гос. художественный музей БССР), "Мать с ребенком" (1898, ГРМ, ГТГ), "Мать с сыном" (1901, ГРМ), обаятельная натурщица Дуня (1900, ГРМ) - все эти работы отличаются оригинальностью композиционных решений и художественных приемов.

Особым лиризмом овеяны детские образы: "Дети. Николай и Владимир Трубецкие" (1900, ГРМ), "Девочка с собакой (Друзья)" (1901,ГРМ). Своеобразный психологизм - в а

нималистических произведениях скульптора. Проникновенностью отличаются такие работы скульптора, как "Собака" (1899, ГТГ), "Лошадь с жеребенком" (1899, Смоленский областной краеведческий музей), "Сибирская лайка" (1903, ГРМ), "Лошадь под седлом" (1898, ГРМ).

В 1899-1909 годах скульптор работает над монументальным памятником Александру III. Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Выйдя победителем конкурса 1900 года на создание памятника Александру III, Трубецкой обращал мало внимания на замечания комиссии по сооружению памятника. С. Ю. Витте в "Воспоминаниях" сетует на "неуживчивый характер" скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая императрица, удовлетворенная явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Памятник Александру III существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далек от идеализации, от стремления к парадности.

На коне тяжелоступном,

В землю втиснувшем, упор копыт,

В полусне, волненью недоступном,

Недвижно, сжав узду, стоит, -

так выразил В. Я. Брюсов в стихотворении "Три кумира" свои впечатления от образа "стынущего над толпой" самодержца.

Удивительно точно определил идею этого монумента И. Е. Репин: "Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад".

Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что "портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем". Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, - "не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом", - монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника "обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу".

Еще до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, "отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз", а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.

Попавший в немилость к властям и лишенный возможности работать над новым большим заказом, Трубецкой уезжает за границу.

С 1906 по 1914 год, находясь в Париже, он создает скульптурные портреты О. Родена, А. Франса, Д. Пуччини, С. А. Муромцева, в Лондоне исполняет портрет Б. Шоу. Но Трубецкой продолжал участвовать в конкурсах и художественных выставках, проводимых в России. В 1912 году в Америке (Чикаго), затем в Италии (Рим) устраиваются персональные выставки П. П. Трубецкого.

В 1914 году Трубецкой уезжает в Америку, где сооружает монументы Данте (Сан-Франциско) и генералу Отису (Лос-Анджелес).

В 1921 году возвращается в Париж, а последние годы жизни проводит в Италии. Для театра Ла Скала в Милане он изваял мраморную статую знаменитого Карузо, Создал памятник павшим воинам в городе Брера, скульптурный портрет Габриеля Д"Аннунцио, автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, портрет одного из известнейших итальянских художников Д. Сегантини.

С выставками своих произведений скульптор выезжал в Египет (1934) и Испанию (1935).

Умер П. П. Трубецкой в Италии 12 февраля 1938 года. Недолго живший в России, П. П. Трубецкой сделал много для русского искусства, значительно расширив пределы пластического освоения мира. Глубина его проникновения в образ, темпераментность формы, своеобразие манеры оказали огромное влияние на развитие отечественной скульптуры.

Использованы материалы статьи Т.Володиной в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984

Князь П. П. Трубецкой, проведший в России в общей сложности всего около десяти лет, прочно вошел в историю русского искусства как скульптор-импрессионист, автор ряда камерных портретов, жанровых статуэток и конного памятника императору Александру III.

Сын русского князя и американки с восьмилетнего возраста начал лепить под наблюдением итальянского художника Д. Ранцони. Юношей он занимался в студиях скульпторов Дж. Гранди, Д. Баркальи и Э. Баццаро, но систематического художественного образования так и не получил.Свои ранние работы Трубецкой создал в Италии. В 1890 г. мастер удостоился первой премии за проект памятника Джузеппе Гарибальди в Милане. А через семь лет пришло приглашение из России от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он предложил Трубецкому преподавать в училище скульптуру.

В России Трубецкой успел создать большое количество произведений, среди которых лучшие в его творчестве - портреты И. И. Левитана, Л. Н. Толстого, М. К Тенишевой (все 1899), Ф. И. Шаляпина (1899-1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906); статуэтки из бронзы либо тонированного гипса - "Московский извозчик" (1898), "Л. Н. Толстой на лошади" (1900), "Мать и сын", "Девочка с собакой (Друзья)" (обе 1901) и др.


С.Ю. Витте с сеттером. 1901 г.

Художник И.И.Левитан 1899 бронза

Остро и точно схватывая движение, жест, характер модели, скульптор умел добиться жизненной непосредственности образа. Талантливый портретист и одновременно наблюдательный анималист, Трубецкой часто объединял эти два жанра в одном произведении, создавая особый тип лирически-задушевной скульптурной группы.

Такие группы отличаются выразительностью пластической композиции, экспрессивностью и одновременно мягкостью лепки, живой игрой светотени и фактурностью поверхности ("Анжелика Трубецкая с собакой", 1911; "О. Н. Якунчикова на лошади", 1914, и др.).



Трубецкой работает над М.К.Тенишевой

Трубецкой лепит статуэтку Толстого верхом на коне

Макеты скульптур работы П.П.Трубецкого 1900 г.


Модель памятника императору Александру II работы П.П.Трубецкого

В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре он был приглашён участвовать в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади и неожиданно для всех победил. Трубецкой за неделю вылепил глиняную модель конного монумента в реальном масштабе (высотой вместе с пьедесталом около девяти метров).

памятник Александру III на Знаменской площади (пл.Восстания)

Для этой статуи мастеру позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя. Многие члены императорской фамилии были против установки памятника, считая его карикатурой. Сам же скульптор шутил: «Моя цель — изобразить одно животное на другом». Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовствующей императрицы, умилившейся портретному сходству, работу было дозволено довести до конца. Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 г.
Открытие монумента 1909 г.

С 1906 г. скульптор жил в основном за границей. Однако он часто приезжал в Россию, где выставлял свои произведения вплоть до Первой мировой войны. Тогда он создал портреты скульптора Огюста Родена, писателей Анатоля Франса и Бернарда Шоу.


Князь Паоло Трубецкой. 27 мая 1909 г

Судьба прославленного скульптора Паоло (Павла) Петровича Трубецкого — необычна. Сын русского князя и американки, он родился и прожил всю молодость в Италии, затем почти на два десятилетия связал свою судьбу с Россией и русским искусством (1897—1914), а с начала Первой мировой войны кочевал по Европе и Америке и в 1938 году умер в итальянском городке Палланца, в музее которого представлено более 400 работ мастера.
Для России Трубецкой не был заезжим гастролером-иностранцем. За границей в доме своего отца, где постоянно бывали его соотечественники, он немало узнал о русской культуре. Приехав в Россию, Трубецкой с присущей ему восприимчивостью быстро освоился в стране, тонко уловил особенности национального характера своих русских современников, грани их духовного мира и интересов.

Правда, его ранние вещи не лишены оттенка салонности. Однако и здесь уже очевидны не только виртуозное мастерство, но и стремление порвать с академическими условностями, добиться убедительности изображения.

В России мастерство скульптора подчиняется чувству. Герои его композиций очень сосредоточенны, спокойны и серьезны. Их поэтический мир несколько тревожен и грустен. Персонажи Трубецкого хрупки и беззащитны перед окружающим миром. Гуманистическая природа искусства Трубецкого с особой полнотой раскрывается в его портретах. В них «случайное» оказывается предельно характерным, служит ключом к постижению самой сущности духовного строя изображенных людей.

Трубецкой в своих портретах прежде всего воссоздает, так сказать, пластику характера. Например, в «Левитане» (1899) нервный, с резкими изгибами силуэт скульптуры, ее неустойчивая композиция, острый ритм, динамичные свето-теневые эффекты — все рождает ощущение взволнованности, порыва чувств... В знаменитом бюсте Льва Толстого (1899) художник сумел воплотить яркое впечатление от встречи с человеком, обладающим могучей духовной силой В основе любой скульптуры Трубецкого лежит определенная конструкция, крепкий остов пластической формы. Но ее поверхность, обычно текучая, гибкая, динамичная, — это само непрестанное движение, происходящее на глазах у зрителя. Показывая быстролетные мгновения, скульптор достигает длительности и глубины общего впечатления от своих работ. И не удивительно, что самое крупное из произведений Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (установлен в 1909 году) — это работа подлинно монументального плана. В Европе и Америке он создает на про-тяжении двадцати пяти лет своей жизни немало инте-ресных произведений — среди которых бюсты О. Родена, Б. Шоу, А. Франса, Д. Пуччини, монумент Данте в Сан-Франциско, статую Энрико Карузо для театра Ла Скала в Милане. Все же эти работы мастера заметно уступают по своей художественной значительности скульптурам русского периода его деятельности, который был, несомненно, самым значительным и плодотворным в сложной творческой биографии Трубецкого. Именно этот период высокого взлета обеспечил Трубецкому видное место в истории мировой скульптуры конца XIX — начала XX века.


Marble bust of a girl (1895)

Левитан


Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза.

Портрет матери

Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898 год


Дети

Дети

Элина Трубецкая

Памятник Александру III

Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза

Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901 год

Отец с дочерью

Московский извозчик. Бронза (1898)

Портрет жены

О. Роден

A Lady wearing a hat (1905-1909).

Балерина

П.П.Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу. 1926