Описание автора в евгении онегине. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера)

Сочинения по литературе: Образ автора в романе «Евгений онегин» Пушкин, закончив работу над основными главами "Евгения Онегина", бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: "Аи да Пушкин!.." Поэт, которого даже холодный Николай II признал "одним из самых умнейших мужей России", понял, что создал шедевр. Роман "Евгений Онегин" - легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот "магический кристалл", отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность "золотого века", - до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение.

Ведь автору "Онегина" пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком... Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской - будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина... И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа "Евгений Онегин"? Многие считают, что главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это "добрый мой приятель".

Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердцах жар угас... Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится "резкий, охлажденный" ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин "родился на брегах Невы", говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, "жил долгами..." Обобщая, Пушкин пишет: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так вос-питаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть". Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина.

Об Онегине он пишет, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни Бились, отличить". Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее "высокой страстью". Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: "Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок".

По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же "входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам", а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом "отворотился и зевнул". Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь - это "наука страсти нежной", у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству.

Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей... Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что "и в деревне скука та же". Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди "дикого барства" в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это "ветошь маскарада", и не просто сочувствует, он пишет: "Я так люблю Татьяну милую мою". Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.

В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом.

Он пишет о театре: "Там, под сению кулис, младые дни мои неслись". Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она. Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем.

Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат". Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою. "Евгений Онегин" - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые.

Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина - Чаадаев, Каверин и сам Пушкин. Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он - друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, "свято бережет" ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского. Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.

вызов Ленского: Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь; Он должен был обезоружить Младое сердце... Онегин - друг Пушкина, которому "нравились его черты". Но Онегин и Пушкин - не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь -
За ней ленивей волочусь.

В Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает , где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с . Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание. Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Пушкин совершает очень важную перемену в художественном творчестве: он, как отметил Ю. М. Лотман, разрушает автономность художественного текста, размещая в одной эстетической плоскости и автора, и героя, и читателя. Такая слитность очевидна уже во второй строфе первой главы:

«Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель»). На страницах своего произведения образ автора занимает не просто важное место. Пушкинский автор рассказывает о себе, о своих творческих и иных пристрастиях; его «я» сказывается бесконечно разнообразным, как различны и формы авторского присутствия в тексте. Автор «Евгения Онегина» — творец, демиург, который создает особый художественный мир, созерцает, анализирует и комментирует его. В его отношении переплетаются легкая ирония и любовь к героям. Для него характерна органичная связь со своим творением и определенная дистанцированность от него. Автор выступает как действующее лицо романа в стихах. Он предстает как поэт, живущий в определенную эпоху, он современник Онегина, погруженный в то же культурное окружение, что и главный герой. И он, кроме того, просто «приятель» Онегина; их сближают образ жизни, бытовые привычки, душевные пристрастия, литературные вкусы. Каждый из этих авторских ликов подвижен, не раскрыт изначально во всем его объеме, содержит в себе потенциал духовного изменения. Степень авторского непосредственного присутствия в тексте непостоянна, она максимальна в первой главе. Именно здесь автор больше всего говорит о себе. Это и буквальное слово о фактах своей жизни, и определенное стилевое самовыражение. В авторе, говорящем вначале об Онегине, а затем о себе, мы узнаем романтического поэта, но это, кроме того, русский поэт первой четверти XIX века.

В его восторженных словах о театре, об актрисах («моих богинях») — то возвышение театра, которое было характерной чертой эпохи. «Литературные и театральные воспоминания» С. Т. Аксакова, созданные позже, но описывающие именно первые десятилетия XIX века, запечатлели атмосферу почти всеобщего театрального энтузиазма. В «Евгении Онегине» театр — «волшебный край», и духовно-творческая биография автора от него неотделима. В романе в стихах авторское слово сближает имена, нередко предполагавшие полемику, означавшие различные тенденции в русской культуре. Но благодаря тому что автор в романе пребывает и внутри изображаемого мира, и одновременно чуть приподнимается над ним, он может увидеть, что противоборство и даже противоположность преходящи; культуре равно необходимы и Фонвизин, и Княжнин, и Озеров, и Катенин, и «колкий Шаховской» (I, XVIII). Он принимает разные традиции, не противопоставляя их друг другу, не располагая в иерархическом порядке. Автор дает знать, что современный ему русский театр — живое воплощение явлений отечественной культуры рубежа ХVIII—XIX веков.

«Мои богини» — это женщины, актрисы, вызывающие восхищение, но это и богини, творящие особый игровой мир, где каждому дана возможность довоплотиться, реализовать скрытую часть своего «я». Это уже создает определенную почву для того, чтобы понять Онегина, скрывающегося за своеобразными масками. Одна из них — «театра злой законодатель», «почетный гражданин кулис». В тексте все время обнаруживаются потенциальные точки сближения автора и героя. Еще до того как автор скажет о своей симпатии к Онегину, читатель может догадаться, что они вышли из единого культурно-бытового контекста, оба принадлежат к светской «золотой молодежи»; это не предопределяет духовную родственность, но создает предпосылки для понимания. И тогда мы можем допустить, что строфы, повествующие об Онегине в театре, несут некую двойственность, их нельзя воспринять как ироническую характеристику героя. Онегин, наводящий «двойной лорнет» «на ложи незнакомых дам», «в большом рассеянье» взглянувший на сцену, покидающий театр, не дожидаясь конца спектакля, вовсе не сводим к светскому денди, скучающему везде и всегда. Можно вспомнить более раннюю строку:

Онегин полетел к театру...

Автор на страницах романа не только театрал, но также (и прежде всего) поэт. Пушкин счел возможным включить в текст некоторые отсылки к своему биографическому опыту. Такова и строфа первой главы, где поэт признается в своей тоске по свободе, в желании покинуть родные края, ассоциирующиеся со «скучным брегом». Первая глава романа пишется на юге, в Кишиневе, где Пушкин находится в ссылке; он действительно вынашивал в это время план бегства за границу. И все же текст не замыкается только на личном опыте поэта. Автор в первой главе «Евгения Онегине» — это и романтический поэт как таковой: поиск свободы, бегство, оборачивающееся скитальчеством, воспоминание о прежней безумной любви, охлаждение души — устойчивые романтические мотивы. А вместе с тем автор — живой, непосредственный, иронизирующий, не склонный к серьезной исповедальности человек. Он легко переходит от искреннего серьезного слова к самоиронии, но и ее смягчает, побуждая читателя не доверяться целиком и безоглядно чужому мнению, чужой оценке.

Уже в первой главе за видимым пластом авторского сознания есть другой, скрытый, и он достаточно глубок. Автор не закрывает от него потаенных смыслов своего видения жизни, не оскорбляет читателя недоверием и высокомерием. Он просто не считает возможным и нужным все рассказывать, целиком обнажать свой жизненный и творческий запас. Последние строфы главы дают знать, что перед нами не столько одаренный романтический поэт, каких, в сущности, немало, а поэт особый. Он, конечно, может быть, как «все поэты, Любви мечтательной друзья», он также испытал «любви безумную тревогу», но отношения любви и вдохновения, жизни и творчества у него более сложны, непредсказуемы и в силу этого более полны, неумещаемы в каноны романтической эстетики.

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум,

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

На первый взгляд любовь и свобода последовательно и однозначно сменяют друг друга. Но связь между ними не жесткая, а факультативная.

В первой главе «Онегина» не столько намечена эволюция автора-поэта, преодолевающего романтическое умонастроение, сколько обозначена духовная самостоятельность его пути, бесконечно развивающегося, открытого для обновления и в то же время не означающего отречения от прежних ценностей и творческих настроений.

В последней строфе находим строки:

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Здесь сформулирован творческий принцип, чрезвычайно важный для Пушкина. Соединив в первой главе многообразие стилей и многообразие жизненных явлений (об этом можно прочитать в работах С. Г. Бочарова, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана), автор романа в стихах привносит в поэтический текст принцип противоречий, замеченный им в действительности. Он придает тексту открытость, которую нашел в самой жизни. Возникает определенное уподобление бесконечно развивающейся поэзии неостановимости бытия; это делает поэта независимым от конкретной реальности: он руководствуется своими творческими интересами, исходит из своего духовного развития, из собственных открытий. Освоив противоречия и многоликость бытия, автор уже не хочет, как прежде, посвящать себе многие строфы своего романа. В последующих главах он уступает романное пространство своим персонажам, хотя это и не означает, что автор уходит из текста: меняются формы его присутствия.

Говоривший сначала довольно много о себе, автор, начиная со второй главы, как бы скрывается, «прячется» за своими героями, давая им свободу самопроявления. Течение самой жизни и постижение ее для него, Поэта, представляет большую ценность, чем самокомментарий. И все же автор не вовсе уходит из текста. Мы найдем немало строф, где он по-прежнему говорит о себе; однако можно заметить, что это размышления уже не столько о его частной (биографической) жизни, включающей в себя и культурные привычки и пристрастия, сколько о творчестве.

Наряду с Онегиным, Татьяной, Ольгой, Ленским, в романе перед читателем возникает образ автора.

Автор иногда прямо включает себя в число действующих лиц романа: он «подружился» с Онегиным, он готов был с ним отправиться путешествовать, но судьба их разлучила (1 гл.), он перечитывает письмо Татьяны (3 гл.), одного из гостей Лариных он называет своим двоюродным братом (5 гл.), в странствиях Онегина он встречается с ним в Одессе.

В самом тоне повествования автор также постоянно проявляет себя, свое одобрение или осуждение, свою печаль или восхищение тем, о чем он пишет. Можно отметить любовное отношение Пушкина к Татьяне, иронически-добродушное отношение к Ленскому, живой интерес, сочувствие и в то же время осуждение в рассказе об Онегине.

В каждом эпизоде, рассказанном нам, мы по самому тону повествования можем определить, что нравится, и что не нравится автору. Он «живо тронут» письмом Татьяны, сурово-осуждающе рассказывает о дуэли, с жалостью к Татьяне и с иронией к Онегину передает нам эпизод встречи в саду и т. д. Так авторская речь дает богатый материал
для выяснения многих сторон образа автора.

Но наиболее живо образ поэта возникает в многочисленных отступлениях. Всякое авторское отступление от сюжета, от рассказа о героях называется лирическим. Определение это есть общий литературный термин и относится к отступлениям самого разнообразного характера.

В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления автобиографического характера. Встречаются отступления литературно полемические. Они четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям и последовательная защита реализма.

Для характеристики решительного утверждения автором реализма, обращения его к простой повседневной неприкрашенной действительности следует использовать три строфы из опубликованных Пушкиным «Отрывков из путешествия Онегина».

В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

В отступлениях о Москве и о Петровском замке ставится историческая тема, и они выражают глубокое патриотическое чувство поэта:

Многочисленные лирические отступления придают особый характер роману, расширяют границы жанра.

Таким образом, и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась … с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский).

В результате образ поэта в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, с его отношением к важнейшим вопросам жизни.

Поэзия для Пушкина — могучее средство воспитания людей, но для этого она должна быть поэзией «жизни действительной», и он выступает в романе последовательным пропагандистом реалистического метода изображения действительности.

В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:

О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.

Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу,
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу,
Цензуре долг свой заплачу…

Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.

В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:

Условий света свергнув бремя,
Как он, устав от суеты,
С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
И дальше поэт продолжает:
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас.

Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:

Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.

В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» - о молодости и старости - дано в восьмой главе романа:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.

В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.

Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.

В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».

В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.

Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго…навсегда.

Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».