Скульптор торвальдсен и его работы. Торвальдсен

Бертель Торвальдсен - выдающийся представитель позднего классицизма в скульптуре. Родился в Копенгагене (Дания) в 1770 г. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес к скульптуре и рисованию. Закончил Королевскую академию художеств в Копенгагене. Главным его наставником был датский скульптор Видевельт, который научил любить и понимать античное искусство. В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за рельеф «Пётр исцеляет хромого», а с ним — право пенсионерства в Италии, что давало возможность продолжать учёбу в Италии, в Риме.

«Ганимед с орлом», 1817-29 Museum Copenhagen

Как пишет Луначарский: «Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом — ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, — но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения — эстетизм и гуманизм! В Риме Торвальдсен не только мог насмотреться греческой красоты, но и попал в ближайший круг друзей самого Гёте, группировавшихся вокруг такого человека, как Вильгельм фон Гумбольдт. Таким образом, условия были до крайности благоприятны для развития его таланта».

«Венера с яблоком»

Из наиболее знаменитых работ скульптора можно назвать — скульптуры «Венера с яблоком» (1813-1816), «Амур и Психея» (1807), «Ганимед с чашей и орлом» (1804), медальоны «Три грации» (1817-1819), «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817), «Меркурий со свирелью» (1818), «День и Ночь» (1814-1815) и другие.

Торвальдсена по праву считают одним из самых продуктивных скульпторов в истории искусства. Это была полностью его собственная заслуга - работал Торвальдсен совершенно неутомимо. Перед тем, как начать лепить модель, он по двадцать (и более!) раз набрасывал и перерисовывал её карандашом в эскизах…

«Венера с яблоком»

Можно сказать, что все его лучшие работы воссоздают античные сюжеты. В то время бытовало мнение, что только Торвальдсен может прочувствовать и отразить суть античного искусства Рима и Греции.

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу. Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание группы «Вакх и Ариадна», а особенно скульптуры «Язон» (1803).

Портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И.И. Барятинского. 1818

Он запечатлел в камне и мраморе как монархов (Александра I), так и многих представителей аристократических семей со всего мира. Он создавал и памятники, наиболее известные из них - Ф. Шиллеру (Штутгарт, 1835-1839 гг), Дж. Байрону (Кембридж, 1830-1831 гг), Н. Копернику (памятник Н. Копернику в Варшаве, 1829-1830 гг), Юзефу Понятовскому (памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1820-1829 гг).

"Три грации"

«Пастух»

«Пастух»

«Меркурий со свирелью», 1818, Thorvaldsen Museum, Copenhagen

Goddess of Hope, 1859

Амур и Психея

Napoleon Bonaparte. 1830

The Lion of Lucerne, designed by Bertel Thorvaldsen and hewn in 1820-21 by Lukas Ahorn.

«Марс и Амур»

Статуя Вулкана

«Язон» (1803)

Геракл

Лорд Джордж Гордон Байрон

Фридрих Шиллер

Фигура папы Пия VII в соборе Святого Петра в Риме (1824-1831)

Музей Торвальдсена

Музей Торвальдсена

Торвальдсен занимался не только мифологической и портретной скульптурой, помимо этого он много времени уделял разработке библейских и христианских тем. Ещё при жизни скульптора его религиозные работы были обвинены в бездушности и холодности. Античная форма, отстраненная от предмета, никак не сочеталась с пылкой и горячей христианской проповедью. И уже во второй половине 19 века он, как и многие другие художники того времени, стал подвергаться критике со стороны искусствоведческих кругов. Это было результатом общей реакции на классицизм. Произведения Торвальдсена были объявлены не только напыщенными, но и холодными, не имеющими подлинного чувства. А работы из мрамора сравнивали с глыбами льда. Единственное государство, где культ скульптора остался неизменным - это Дания.

Музей Торвальдсена

George Gordon Byron (Lord Byron)

Музей Торвальдсена

Музей Торвальдсена

Marianna Florenzi (1829-58)

The three graces hear the song of the cupid

Cupid and the Three graces.

Аллегория ночи

Shepherdess with basket cupids.

Achilles and Penthesilea, 1837

Cupid and the Swan and the Kids take the fruit

Cupid And Bacchus

Jupiter and Nemesis

Minerva and Prometheus.

Leda and the Swan

Neal and Naiads II

Hercules and Hebe

Cupid riding on a lion

Cupid in the Sky

Cupid Venus shows a bee sting

Cupid and Jupiter

http://starbeak.livejournal.com/84852.html Музей Бертеля Торвальдсена (Копенгаген)

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 11.05.2017 16:21 Просмотров: 1920

Это скульптурная композиция «Умирающий лев». Правда, работа выполнена швейцарским скульптором Лукасом Ахорном, но по эскизу Б. Торвальдсена.

Б. Торвальдсен, Л. Ахорн «Умирающий лев» (Люцерн)
Композиция посвящена памяти швейцарских гвардейцев, павших при сопротивлении штурму дворца Тюильри в день восстания 10 августа 1792 г.
Всмотритесь в эту скульптуру: мимика животного выражает почти человеческое страдание.
Композиция представляет собой горельеф, высеченный в отвесном скальном выступе за прудом. Изваяние (9 м) расположено в нише длиной 13 м и высотой 6 м. Умирающий лев лежит, положив голову на правую лапу, которая лежит на щите с изображением лилии – символа короля Франции, которого защищали герои-гвардейцы. В изголовье льва – другой щит с гербом Швейцарии. Левое плечо льва пронзено копьём.
Над барельефом в скале высечена латинская надпись HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI («Верности и отваге швейцарцев»); ниже барельефа латинские цифры 760 и 350 (число павших и уцелевших воинов). У подножия монумента в камне вырезаны имена погибших солдат и офицеров.

Общий вид композиции
Александр Герцен в «Былом и думах» так описал эту скульптурную композицию: «В Люцерне есть удивительный памятник; он сделан Торвальдсеном в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью».

Биография Бертеля Торвальдсена (1770-1844)

Иоганн Гертнер. Портрет Торвальдсена (1839)
Родился в Копенгагене в 1768 г. (по другим данным – в 1770 г.). Его отец, выходец из Исландии, был резчиком по дереву.
Окончив Копенгагенскую Академию художеств, Бертель В 1797 г. уехал в Рим изучать античное искусство. Оно перевернуло все его представления о прекрасном и всю его жизнь – в Италии он остался на 40 лет.

В 1802–1803 гг. он создал скульптурное изображение «Ясон с золотым руном» , которому дал высокую оценку А. Канова. Поддержанный знаменитым скульптором, Торвальдсен быстро завоевал громкую славу. Его стиль отличался гармоничностью, изяществом, некоторой идеализацией – все эти черты были заимствованы им у античных авторов. Почти все его лучшие вещи – на античные сюжеты.

Б. Торвальдсен «Венера с яблоком». Мрамор. Высота 160,8 см
Богиня раздора Эрида была обижена тем, что ее не пригласили на свадебный пир Пелея. Она решила отомстить богам и тихонько подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между тремя богинями (женой Зевса Герой, богиней любви Афродитой и воительницей Афиной) возник спор: кому по праву принадлежит золотое яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьей. Прекраснейшую из трех богинь должен был выбрать сын царя Трои Парис. Парис отдал яблоко Афродите (в римской мифологии - Венера).

Искусствоведы отмечают самодостаточность образов Торвальдсена, они как бы не нуждаются в зрителе, живут сами по себе. Такова «Венера с яблоком».
Торвальдсен получал престижные заказы, создавая в мраморе или в бронзе фигуры и скульптурные группы для украшения архитектуры, портреты, памятники и надгробия, которые обычно были проникнуты возвышенным и благородным духом.

Б. Торвальдсен «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817)

Ганимед – сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Прельстившись необычайной красотой юноши, Зевс похитил его, послав за ним орла (или сам превратился в орла). Ганимед был вознесен на Олимп, где стал виночерпием: разливал богам нектар и подносил амброзию.
Изящная композиция отличается естественностью и грацией.

Б. Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве
В 1838 г. Б. Торвальдсен вернулся на родину и жил в Копенгагене. Он был первым датским художником, получившим широкое международное признание. Торвальдсен заботился о развитии искусства в своей стране, в 1833 г. возглавил копенгагенскую Академию художеств. Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе с моделями своих работ в специально построенном для этого неоклассическом здании (1839-1848, архитектор М.Г. Биннесбёль), где завещал себя похоронить; здесь был открыт музей Торвальдсена и искусства его времени.

Музей Торвальдсена (Копенгаген)
Умер Торвальдсен в Копенгагене 24 марта 1844 г.
Идеализированные портретные бюсты Торвальдсена пользовались популярностью в Европе. Он создал мраморные бюсты монархов и многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Одно из лучших его портретных изображений – автопортрет.

Б. Торвальдсен. Автопортрет (1839)

Б. Торвальдсен. Бюст Александра I
Считается, что обстоятельства, в которых формировался характер будущего императора, способствовали развитию в нём черт нерешительности, раздвоенности, подозрительности. Эти черты отмечал и датский скульптор Б. Торвальдсен, создавая его бюст, а А.С. Пушкин написал эпиграмму «К бюсту завоевателя»:

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Б. Торвальдсен работал также над библейскими и христианскими темами.

Статуи апостолов в кафедральном соборе Копенгагена

Торвальдсен

(Бертель или Альберт Thorvaldsen) - один из величайших скульпторов, род. в Копенгагене 19 ноября 1770 г. Отец Т., исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его, в 1787 г., в ученики Копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя, он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 г. мал. золотой, а в 1793 г. большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях. В 1796 г. отправился в Италию. Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, от которого Т. впервые научился также любить и ценить античное искусство. Работы молодого Т. на родине не только выказывали его подающим блестящие надежды учеником, но и самостоятельным художником, хотя в настоящем смысле слова Т. "нашел себя", как художника, лишь в Италии, где с восхищением погрузился в богатый мир античного искусства и с величайшим вниманием изучал Рафаэля. Конец XVIII и начало XIX века ознаменованы в истории искусства усиленным исканием новых путей и тяготением к изучению природы и чистого античного искусства, с целью обновления устарелых условных форм современного. Когда Т. явился в Рим, тогдашний художественный центр Европы, программа нового искусства была таким образом до известной степени уже начертана, и ждали только гениальных художников, призванных осуществить ее, сказать "новое слово". В области скульптуры таким избранником суждено было явиться Т. Первым произведением, показавшим его вступление на новый путь, была статуя "Язон", о которой соперник Т., Канова, отозвался, что это - "uno stilo nuovo e grandioso". Она положила начало первому славному периоду творчества Т. (1803 г.), когда он, почерпая сюжеты из греческой и римской мифологии, создал новую эру в скульптуре и воскресил античное искусство. Гениальность Т., однако, не допустила его сделаться повторением античных скульпторов, напр., Фидия или Праксителя, к которым, особенно к последнему, его часто неосновательно приравнивали. Античное искусство было для Т. в сущности лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своем он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа. Для выражения мощных художественных идей служили Т. крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и пр. мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Т. неутомимо, причем обыкновенно прежде, чем приступить к лепке задуманной модели, набрасывал ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до 20 и более раз. С 1803 г. по 1819 г. Т. исполнил массу крупных и мелких статуй и рельефов. Так, с небольшими промежутками появились одно за другим произведения: "Пляска муз на Геликоне" (бар.), "Вакх", "Ганимед", "Аполлон", "Венера с яблоком", "Марс", и "Адонис", "Лето" и "Осень" (бар.), ряд барельефов и медальонов для Христиансборгского дворца, фризы для Квиринального дворца: "Триумфальный въезд Александра в Вавилон", "Приам и Ахилл", всемирно известные медальоны-барельефы "День" и "Ночь", "Геба", "Ганимед", "Танцовщица", "Пастух", "Надежда" и "Меркурий, готовящийся убить Аргуса"; последняя статуя принадлежит к самым выдающимся шедеврам Т.


Иоанн, проповедующий в пустыне". Взялся за новую задачу Т. без особого увлечения, но чем больше вдумывался в нее, тем больше отдавался ей и в конце концов решил ее достойно своего гения, дав человечеству в статуях Христа и некоторых из апостолов (напр., Иоанна Богослова) гениальные произведения, единственные в своем роде как по глубине и универсальности идеи, так и по совершенству исполнения. Исполнением этого заказа начался второй период деятельности Т. Нередко возвращаясь к сюжетам из греческой и римской мифологии, он стал создавать главным образом крупные произведения в христианском духе, а также колоссальные памятники историческим лицам и событиям. Ряд последних открывается знаменитым "Люцернским львом" (в память швейцарцев, убитых в Париже в 1792 г.), наиболее же замечательными монументами в честь отдельных исторических лиц являются статуи Коперника и Понятовского (в Варшаве), Пия VII (в Риме), герцога Лейхтенбергского (в Мюнхене), Байрона, Максимилиана Баварского, Гуттенберга (в Майнце), Шиллера (в Штутгарте) и Конрадина (в Неаполе). Кроме исчисленных произведений, по большей части весьма значительного размера, и упомянутых выше работ на сюжеты из античного мира (небольшие барельефы), ко второму периоду деятельности Т. относится масса мелких и крупных работ, статуй и портретных бюстов разных современников; из статуй этого рода особенно замечательна статуя графа Потоцкого. Как ни резок может с первого взгляда показаться переход от произведений в античном духе к произведениям, воплощающим идеи христианства, и затем к памятникам и статуям исторических и современных лиц, на самом деле в творчестве Т. не происходило никакого перелома или скачка. От всех его произведений одинаково веет духом мира, высшей гармонии и красоты. Статуи-памятники, созданные Т., отнюдь не являются, как его портретные бюсты современников, простыми портретами; они - идеальные в классическом духе, олицетворения физического и - главное - духовного существа данных лиц. Классическое благородство поз, необычайная гармония всех частей каждой отдельной статуи или целой группы, чисто античная красота линий и общий дух целомудрия и глубокого душевного равновесия или невозмутимого мира - таковы характерные черты творчества Т. Его здоровой, уравновешенной и целомудренной натуре северянина, насквозь проникнутой чувством идеальной классической красоты, не свойственно было изображение каких-либо страстей, борьбы, сильного страдания - всего, что нарушает гармонию телесного и духовного существа. У Т. даже Христос, идущий на Голгофу, не изнемогает под бременем креста, а остается Богом. Распятого, страждущего образа Спасителя, вовсе не встречается в ряду произведений Т.; в этом он сходится с Рафаэлем, у которого есть лишь одна такая картина, да и то написанная в самую раннюю пору его деятельности, когда он был еще под влиянием своего учителя Перуджино (находится в Дудлей-гоузе в Лондоне). Знаменитая статуя Христа работы Т., украшающая собор Богоматери в Копенгагене - бесподобное олицетворение божественного величия и вместе с тем божественной любви и кротости. Дух мира, которым проникнуты все вообще произведения Т., нашел здесь свое высшее выражение; Христос Т., зовущий в свои объятия "всех страждущих и обремененных", истинный "князь мира", вечный миротворец, действительно могущий примирить все и вся в своих любвеобильных объятиях. - Из произведений Т. в античном духе, снимки с которых приложены к настоящей статье, следует упомянуть в особенности о "Гебе", "Меркурии, готовящемся убить Аргуса", о статуе самого Т. и о барельефе "Возрасты любви". Создавая статую "Гебы", Т. как бы соперничал с Кановой, который, всего за год до прибытия Т. в Рим, создал свою известную статую Гебы, распространенную в гипсовых копиях по всему свету. И в смысле верности античному духу и самой идее, олицетворением которой является Геба, северный художник одержал победу над итальянцем."

Кроме того, в этот же период Т. выполнил много замечательных надгробных памятников по заказам правительств и частных лиц и несколько барельефов, сюжетами для которых служили сцены из земной жизни Христа. Наконец, после 23 летнего пребывания на чужбине, Т. собрался съездить на родину, но через год вновь вернулся в Рим. Находясь в Дании, он исполнил несколько небольших работ, но главным результатом этой поездки в отечество было получение заказа, влившего новую мощную струю вдохновения в творчество Т., поставив для него задачею разработку дотоле чуждого ему христианского элемента. Т. поручено было выполнить для копенгагенского собора Богоматери (Frue Kirke) статуи Христа и 12 апостолов, а также фриз "Иоанн, проповедующий в пустыне". Взялся за новую задачу Т. без особого увлечения, но чем больше вдумывался в нее, тем больше отдавался ей и в конце концов решил ее достойно своего гения, дав человечеству в статуях Христа и некоторых из апостолов (напр., Иоанна Богослова) гениальные произведения, единственные в своем роде как по глубине и универсальности идеи, так и по совершенству исполнения. Исполнением этого заказа начался второй период деятельности Т. Нередко возвращаясь к сюжетам из греческой и римской мифологии, он стал создавать главным образом крупные произведения в христианском духе, а также колоссальные памятники историческим лицам и событиям. Ряд последних открывается знаменитым "Люцернским львом" (в память швейцарцев, убитых в Париже в 1792 г.), наиболее же замечательными монументами в честь отдельных исторических лиц являются статуи Коперника и Понятовского (в Варшаве), Пия VII (в Риме), герцога Лейхтенбергского (в Мюнхене), Байрона, Максимилиана Баварского, Гуттенберга (в Майнце), Шиллера (в Штутгарте) и Конрадина (в Неаполе). Кроме исчисленных произведений, по большей части весьма значительного размера, и упомянутых выше работ на сюжеты из античного мира (небольшие барельефы), ко второму периоду деятельности Т. относится масса мелких и крупных работ, статуй и портретных бюстов разных современников; из статуй этого рода особенно замечательна статуя графа Потоцкого. Как ни резок может с первого взгляда показаться переход от произведений в античном духе к произведениям, воплощающим идеи христианства, и затем к памятникам и статуям исторических и современных лиц, на самом деле в творчестве Т. не происходило никакого перелома или скачка. От всех его произведений одинаково веет духом мира, высшей гармонии и красоты. Статуи-памятники, созданные Т., отнюдь не являются, как его портретные бюсты современников, простыми портретами; они - идеальные в классическом духе, олицетворения физического и - главное - духовного существа данных лиц. Классическое благородство поз, необычайная гармония всех частей каждой отдельной статуи или целой группы, чисто античная красота линий и общий дух целомудрия и глубокого душевного равновесия или невозмутимого мира - таковы характерные черты творчества Т. Его здоровой, уравновешенной и целомудренной натуре северянина, насквозь проникнутой чувством идеальной классической красоты, не свойственно было изображение каких-либо страстей, борьбы, сильного страдания - всего, что нарушает гармонию телесного и духовного существа. У Т. даже Христос, идущий на Голгофу, не изнемогает под бременем креста, а остается Богом. Распятого, страждущего образа Спасителя, вовсе не встречается в ряду произведений Т.; в этом он сходится с Рафаэлем, у которого есть лишь одна такая картина, да и то написанная в самую раннюю пору его деятельности, когда он был еще под влиянием своего учителя Перуджино (находится в Дудлей-гоузе в Лондоне). Знаменитая статуя Христа работы Т., украшающая собор Богоматери в Копенгагене - бесподобное олицетворение божественного величия и вместе с тем божественной любви и кротости. Дух мира, которым проникнуты все вообще произведения Т., нашел здесь свое высшее выражение; Христос Т., зовущий в свои объятия "всех страждущих и обремененных", истинный "князь мира", вечный миротворец, действительно могущий примирить все и вся в своих любвеобильных объятиях. - Из произведений Т. в античном духе, снимки с которых приложены к настоящей статье, следует упомянуть в особенности о "Гебе", "Меркурии, готовящемся убить Аргуса", о статуе самого Т. и о барельефе "Возрасты любви". Создавая статую "Гебы", Т. как бы соперничал с Кановой, который, всего за год до прибытия Т. в Рим, создал свою известную статую Гебы, распространенную в гипсовых копиях по всему свету. И в смысле верности античному духу и самой идее, олицетворением которой является Геба, северный художник одержал победу над итальянцем.

Геба Кановы, с роскошными зрелыми формами своего обнаженного торса, в коротком одеянии, и в своей резво-танцующей позе, скорее походит на легкомысленную танцовщицу, на вакханку, тогда как Геба Т. - настоящая олимпийская богиня в одеянии древнегреческих женщин и вместе с тем истинное олицетворение девственно-чистой, ясной, как майское утро, юности. Второе из названных произведений, которым восхищаются даже не расположенные к Т. критики, занимает довольно изолированное положение в творчестве Т. Самый сюжет - готовящееся убийство - уже довольно чужд Т.; зато в обработке этого сюжета Т. остается верен себе. Он не имеет ничего общего с Веласкезом, который изобразил бога Меркурия, ползущим к своей спящей жертве на животе, с обнаженным мечом в руке. Т. выбрал из сюжета сравнительно еще невинный, но захватывающий момент. На первый взгляд столь безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры с только что отнятою от губ цевницею, маскирует кровавый замысел. Правая, с виду так мирно болтающаяся нога, на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний свободною рукою. Черты лица и поза фигуры выражают напряженную бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно, так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч. История происхождения этой удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как работал Т. Однажды, оправляясь обедать, Т. заметил полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца, красота и оригинальность позы которого поразила скульптора; он прошел было мимо, но с полдороги вернулся и, застав юношу все в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить все детали положения, затем наскоро пообедал и немедленно вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьезно взялся за работу над моделью "Меркурия". Свойственное всем произведениям Т. благородство поз и всего облика особенно ярко сказывается в его собственной статуе, изваянной им самим. Это образ монументальной широты, уверенности, твердости и олимпийского спокойствия, говорящий о том, что олицетворяемый им и создавший его человек - великий, редкий человек, гений. В барельефе "Возрасты любви" трактуется тема, вообще проходящая красной нитью в творчестве Т. - "власть Эрота". Т. как бы говорит целым циклом своих произведений: "Что такое сила, власть, мужество, даже красота? Все решает в конце концов любовь!" Но Эрот Т. не просто шалун и баловень олимпийского царства, это - триумфатор, победитель богов и людей, отбирающий трофеи от великих и мощных богов, седлающий и представителя воздушной стихии, орла Юпитера, затем представителя водной стихии - дельфина, усмиряющий адского цербера, доводящий мощного царя зверей, льва, до того, что тот смиренно лижет ему ножку и пр. Произведения Т. совершенно лишены чувственной подкладки, как была чужда ее и самая натура Т. При разработке тем любви, он не обнаруживает и восторженного опьянения ее властью, но просто изображает последнюю с точки зрения спокойного, трезвого, хотя и сочувствующего, но в то же время и слегка иронизирующего наблюдателя, с улыбкою превосходства указывающего на всепроникающую, решающую силу Эрота и с очевидным удовольствием отмечающего, насколько важно для уразумения сути жизни обращать внимание на этот скрытый фактор. Барельеф "Возрасты любви" ни что иное, как мягкая сатира на кратковременность власти Эрота, основанной на законах природы. Девочка подросток с живым любопытством глядит на выпускаемых на волю амурчиков; молодая девушка, преклонив колени, приветствует маленького божка любви горячим поцелуем; женщина, уже носившая плод любви под сердцем, обращается с божком довольно небрежно, таская его за крылышки, как купленного на рынке гуся; занятый житейскими заботами зрелый муж даже не замечает усевшегося к нему на плечи Амура; зато старость, словно опомнившись, с сожалением тщетно простирает руки вслед за улетающим от нее божком. В 1838 г. Т. решил окончательно вернуться на родину. Здесь был оказан ему грандиозный прием. Остальные годы своей жизни великий скульптор посвятил отечеству. Крупными его работами в этот период являются фризы: "Въезд Христа в Иерусалим" и "Шествие на Голгофу". Кроме них он исполнил много мелких произведений и усиленно занимался разработкой плана и устройством (на средства, собранные всенародной подпиской) музея, в котором должны были поместиться все его произведения, частью оригинальные, частью копии в мраморе и гипсе, эскизы и разные собранные им в течение всей его жизни богатые художественные коллекции. Все это он по духовному завещанию оставлял родине. Т. скончался внезапно, в Копенгагене, 24 марта 1844 г., присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Сооружавшийся по плану архитектора Биндесбёля музей имени Т. и сделался вместе с тем его надгробным памятником. Тело Т. погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея. Кроме этого грандиозного и единственного в своем роде памятника, Т. воздвигнуты памятники в палаццо Барберини в Риме и селении Рейкьявик на о-ве Исландия. Из наиболее выдающихся учеников Т. следует указать на датчан Фрейнда и Биссена, на немцев Вольфа, Швантолера и фон-дер Лауница, на итальянцев Тенерани и Бьенэме. Полную биографию Т. сост. И. М. Тиле, "Thorvaldsen og bans Vaerker" (два издания, одно роскошное, украшенное гравюрами, изображающими произведения Т., 4 т. in 4°, Копенгаген, 1831-50; другое общедоступное, дополненное извлечениями из переписки и др. бумаг Т.). Из прочих сочинений о Т. особенного внимания заслуживают превосходный труд Юлиуса Ланге: "Sergel og Thorvaldsen" (Копенгаген, 1886 г.), содержащий в себе тонкую оценку художественной деятельности Т. М. Гаммериха "Thorvaldsen og hans Kunst" (популярная биография, для народа), Зигурда Мюллера: "Thorvaldsen, hans Liv og hans Vaerker" (Копенгаген 1890-1893 г.) и Эжена Плона: "Thorvaldsen, sa vie et son oeuvre" (Париж, 1867). Ценные отзывы об искусстве Т. находятся также у датского художественного критика Гойена в его сочинениях, изд. Уссингом, у А. Кестнера (в "Römische Studien", Берл., 1850), у Жакмона, в "Revue des deux Mondes" за 1879 г.

П. Ганзен.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Торвальдсен" в других словарях:

    Торвальдсен, Бертель Бертель Торвальдсен. Бертель Торвальдсен (дат. Bertel Thorvaldsen; 19 ноября 1770, Копенгаген 24 марта 1844, там же) датский … Википедия

    - (Бертель или Альберт Thorvaldsen) один из величайшихскульпторов, род. в Копенгагене 19 ноября 1770 г. Отец Т., исландец попроисхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника,пристроил его, в 1787 г., в ученики копенгагенской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Датский скульптор Бертель (Альберт) Торвальдсен родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, исландца по происхождению. С одиннадцати лет он обучался в датской Академии художеств. В 1793 г. молодой скульптор был отмечен Большой золотой медалью, что дало ему право на заграничную стажировку. Однако материальные трудности заставили отложить отъезд.

Бертель Торвальдсен. Cкульптуры на мифологические сюжеты:

В 1797 г. Торвальдсен прибыл в Рим. Встреча молодого скульптора с Вечным городом омрачилась тем, что большинство прославленных древностей из римских коллекций были тогда вывезены французами. Однако датский мастер и без классических образцов сумел почувствовать величие античной пластики. В этом убеждает статуя Ясона с золотым руном (1802-1803 гг.). Чуждый зависти Антонио Какова, увидев эту скульптуру, назвал её началом «нового, грандиозного стиля».

Первые годы XIX в. стали для Торвальдсена порой творческого рас цвета; он работал в Риме (в 1808 г. его приняли в Академию Святого Луки) и Неаполе. В 1811 г. по случаю приезда Наполеона он выполнил для Квиринальского дворца в Риме рельеф «Вступление Александра Македонского в Вавилон». Две много фигурные процессии - греческое войско и приветствующие его жите ли - встречаются в центре композиции; между ними находится аллегорическая фигура Мира.

Бертель Торвальдсен. Бюст Александра Первого:

Особенность образов Торвальдсена - их самодостаточность: они словно живут сами по себе, не нуждаясь в зрителе. Такова «Венера с яблоком» (1813-181i6 гг.). Тихая,целомудренная, удивлённо глядящая на доставшийся ей плод, она особенно выигрывает при сравнении с надменной и холодной Венерой - Паолиной Богезе Кановы.

Композиция «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817г.) выполнена с непревзойдённым изяществом и естественностью. Грациозное тело юноши и могучая фигура птицы объединены в симметричную, но свободную группу.

Бертель Торвальдсен. Богиня дня:

Торвальдсен ловко обыгрывал контрасты и всегда добивался гармоничной целостности образа. Его резец передаёт зыбкие состояния перехода от покоя к движению с удивительным правдоподобием. Такова фигура бога Меркурия (1818 г.), который, усыпив великана Аргуса игрой на свирели, всё ещё держит её наготове, а свободной собирается поднять меч, чтобы сразить врага.

В 1819 г. Торвальдсен посетил Копенгаген, получив заказ на украшение церкви Богоматери (1811 - 1829 гг.), построенной в неоклассицистическом стиле. Скульптор украсил фронтон главного входа храма фигурой проповедующего Иоанна Крестителя, паперть - рельефом «Вход в Иерусалим», интерьер - статуями апостолов, алтарь - колоссальной фигурой Христа и рельефом «Шествие на Голгофу».

Иоанн Креститель (Предтеча) - в христианской традиции провозвестник прихода Мессии - посредника между Богом и людьми, Спасителя человечества. Иоанн Креститель узнал Мессию в Иисусе Христе, пришедшем к нему принять крещение на реку Иордан в Палестине,

Для статуи Христа Торвальдсен вы полнил шесть подготовительных вариантов, стремясь найти образ, гармонично соединяющий величавую героику Зевса работы древнегреческих скульпторов с ясной и глубокой духовной силой Спасителя.

Канал рядом с музеем Торвальдсена в Копенгагене
Начиная с 20х гг. XIX в. Торвальдсена знала уже вся Европа. Ему наперебой заказывали памятники для разных городов. Статуи астронома Николая Коперника для Кракова в Польше (1822 г.), изобретателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга для Майнца в Германии (1833 г.), поэта Джорджа Гордона Байрона для Кембриджа в Англии (1831 г.) своим традиционным решением и обилием второстепенных деталей похожи на другие европейские памятники тех лет. Исключение составляет «Раненый лев» (1820-1821 гг.) в Люцерне (Швейцария) - памятник швейцарским гвардейцам короля Людовика XVI, погибшим во время Великой Французской революции. Это пещера в дикой скале, отделённая от зрителя небольшим водоёмом; в ней лежит израненный лев. Образ страдающего, слабеющего, но ещё чуткого и стойкого зверя удивителен по силе.

Бертель Торвальдсен. Раненый лев. 1820-1821 гг. Люцерна.
В 1838 г. Торвальдсен вернулся в Копенгаген и возглавил там Академию художеств. Скульптор завещал родине большую часть своего наследия, которая легла в основу его мемориального музея.