Рисование. «Методика и организация проведения занятий по рисованию в детском саду

Из опыта работы. Нетрадиционные способы рисования в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный материал познакомит педагогов с разнообразными способами и приемами работы гуашью, акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

«Монотипия»

Тема: «Бабочка»
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!

«Монотипия»+ «Набрызг»

Тема: «Зимние пейзажи», «Дворец для Снежной королевы»
Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

«Монотипия»+ «Аппликация»

Тема: «Морское дно»


«Рисование по сырому»

Тема: «Времена года»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы:
Первый способ:
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Второй способ:
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

"Рисование по сырому" с дальнейшим прорисовыванием деталей.

«Рисование по сырому»+сангина

Тема: «Времена года»

«Рисование по сырому»+пастель

Тема: «Золотая рыбка»

«Мятая бумага»

Тема: «Осенние листья»
Эффект состаривания поверхности.
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы:
Первый способ:
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Второй способ:
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.

«Граттаж»

Тема: «Ночь», «Космос», «Зима», «Морское дно»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Тема: «Животные, облака, цветы, деревья, пейзажи»
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

«Графика»

Материал: Бумага черного цвета, листы белой бумаги, гуашь белого и черного цвета.
Ход работы.
Первый способ:
Монохромная техника. На черный фон нанести изображение белой гуашью (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать карандашом. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Второй способ:
Полихромная техника. На черном фоне работают белой гуашью. Белый тон придаст свежесть, яркость. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Рисование гуашью с добавлением белил

Тема: «Натюрморт», «Пейзаж», «Абстракция».
Добавление белил к разным цветам красок позволяет получить светлые оттенки исходного цвета. Цветовые ощущения в результате, нежность, легкость, воздушность.

Всем привет! Мы продолжаем дарить интересные идеи для воспитателей, родителей и учителей. И сегодня речь пойдет о нетрадиционных техниках рисования. Эти идеи подойдут для детского сада и школы. Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изо в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому И СОЗДАНЫ, потому что они УПРОЩАЮТ труд ребенка, ОБЛЕГЧАЮТ задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования. Ребенок полюбит ваши занятия — он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

Все техники нетрадиционного рисования я разложила по ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ – и буду объяснять и показывать все по-порядку.

Нетрадиционное рисование

Отпечатки ЛАДОШКАМИ

В детском саду на занятиях по ИЗО-деятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг… Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.

Вы можете детскими руками нарисовать вот такую милую семейку курочку и цыплята.

Зеленая краска даст вам отпечпаток, который можно обыграть в виде лягушки. Глаза можно нарисовать отдельно на белых кружочках бумаги (сами воспитателем) и дети просто наклеют глаза на рисунок клеем ПВА.

Вот еще пример рисунка-аппликации в этой нетрадиционной технике рисования своими руками. Если к отпечатку ладошки добавить боковые крылышки и острые кончики ушей – то мы получим силуэт совы. Фон для такой поделки можно выбрать из чернего картона, на него наклеить большой круг из желтой бумаги (луну). И уже на фоне лунного диска делать отпечаток совы-ладошки. И потом когда отпечаток высохнет добавляем длинную ветку, на которой эта сова сидит.

Ладошка выступает как шаблон – сначала эскиз, обводите ладошку на листочке бумаги, а потом пытаетесь там или сям нарисовать глазик. И всмотреться, увидето какой именно персонаж смотрит на вас.

Точно также для поделки в нетрадиционной технике «Ладошка + краска» нужно подготовить заранее фон. Либо из цветной бумаги создать зеленую лужайку и пруд для уточек. Либо заранее нарисовать –затонировать листок в синюю и зеленую краску, высушить и подготовить для занятия (подержать под тяжелым прессом из книг).

Как видите на фото ниже к ладошковому элементу рисунка можно добавлять накладные детали – аппликации из бумаги и других материалов. Ниже пример того как обычная серая бумага от коробки может стать прообразом поделки. Чтобы маленькому ребенку было удобнее рисовать круг-морду льва – дайте ему шаблон-крышечку от банки. Пусть дети карандашом обведут круглую крышечку по цетру «картонной гривы» и потом аккуратно закрасят кружок краской – сначала обводка медленной кистью по краешку линии, а потом закрашивание серединки. Черные детали усов, носа и ушей дорисовываем маркером (сам воспитатель когда поделка высохнет).

В нетрадиционном рисовании ладошками часто используются образы птичек. Вот вам простая идея рисунка воробья в детском саду.Просто и быстро нарисовать своими руками детям в средней группе.

А вот идеи нетрадиционного рисования ладошками для детей средней и старшей группы. Поделка ОБЕЗЬЯНА. Здесь нужно уже правильно расположить ладонь – так чтобы пальцы были повернуты в сторону лианы, на которой будет висеть обезьяна. Потом кисточкой нарисовать красивый завиток хвоста. И уже из бумажно аппликации выложить голову.

А вот занатие по нетрадиционному рисованию старшей группы – здесь нужно нарисовать сначала дерево (ствол, ветки, листики). Листики это просто следы от кисточки (прижали кисточку боком. Подняли резко вверх, чтобы след не размазался). Пока дети заняты прорисовкой листиков ствол как раз хорошо подсохнет и на нем как на сухом фоне уже будет отлично лежать отпечаток медвежонка-коалы. Красивая поделка как для детского сада так и для школы (1-4 класс).

А вот красивая яркая поделка-рисунок ЖИРАФ. Здесь мы тоже видим базу из отпечатка ладошки. Но к рисунку добавляется длинный элемент шеи с головой. Перед нанесением пятнышек и штришков гривы надо дождаться полного высыхания красной основы. Грива кладется отпечатком кисти – прикладываем кисть на бочок и резко поднимаем вверх, получается след-отпечаток как клочок волосиков гривы – далаем таки отпечатков много вдоль всего шейного хребта жирафа. .Круглые пятнышки легче нарисовать ватной палочкой (кисточкой круги будут получаться не ровные – не все дети умеют вести кистью круг – это сложная техника, которой они овладеют уже после того, как научатся писать буквы).

Для старшей группы детского сада подойдет рисунок из ладошки в виде радужного волшебного единорога. Отличная поделка для девочек. Рог нарисует педагог.

А мальчикам придется по сердцу рисунок в виде дракона – тоже в этой технике.

Также маленькие дети очень любят коллективные поделки. Где вся группа детского сада учавствует в одной общей художественной работе. Например на большом листе бумаги гариовать очертания будущего тела павлина – и вокруг него выстроить отпечатки перьев его пышного хвоста. И потом когда хвост высохнет – можно по цетру наклеить само тело.

Рисование ВИЛКАМИ.

нетрадиционная техника в детском саду.

Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок , станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.

Вот образец такой работы для детей в детском саду. На листе бумаги педагог рисует пенек. От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки . Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.

И уже третий этап – мы поверх этих мазков кладем еще один слой ЦЕНТРАЛЬНЫХ МАЗКОВ – уже более вертикально вниз от центра, чуть чуть расходясь в стороны.

Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.

И чтобы расход краски был меньше , гуашь можно разводить с клеем ПВА – один к одному, или в другой пропорции. Ценный совет – не покупайте ШКОЛЬНЫЙ ПВА в маленьких тюбиках – идите в строительный магазин и купите там литровое (или поллитровое) ведерко ПВА клей. Он будет называться универсальные ПВА, или строительный ПВА – пусть вас это не смущает. По химическому составу он точно такой же как школьный ПВА-клей. А вот по цене раз в 5 или 10 дешевле. И в ведерке клей не теряет своей свежести, как в тюбике. И литрового ведра хватает группе детского сада на 3-4 месяца активных занятий.

В такой нетрадиционной техинке вы можете нарисовать любые КОЛЮЧИЕ эелементы рисунка – например, ЕЖИК или КАКТУС.

Также вилка поможет нарисовать лохматых персонажей. Например желтого пушистого ЦЫПЛЕНКА, или котенка, или медвежонка.

Так как краска уже содержит клей-ПВА, то на мокрую еще не высохшую краску можно приклеить любые бумажные детали (клюв, глаза, уши, хвосты и прочее).

Также вилочный мазок похож на оперение птиц. Поэтому вы можете сделать рисунок любой птицы в этой технике. Вот как это происходит видно на фото поделки ниже — ПЕТУХ..


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ – классическая.
На двух образцах рисунка.

Как лучше всего в детском саду ОБУЧАТЬ РИСОВАТЬ. Вот техника, которая уже несколько лет отлично работает в детском саду. Эта методика позволяет с первого раза получить ПРАВИЛЬНЫЙ детский рисунок. Разберем ее на примере того же ПЕТУХА с картинки выше.

ЭТАП 1

Усаживаем детей на стульчике (в 2 ряда) перед одним столом. На нем воспитатель будет делать показ. На листе бумаги уже есть очертания петуха, нарисованные карандашом. В трех миски налита разная краску – желтая, красная, синяя. В каждом цвете – своя вилка.

На глазах у детей начинаем нашу работу – рисуем перья вилкой свободно смешивая краски. Показываем как не правильно, и как правильно. Пусть на вашем примере дети убедятся что линии лучше вести ВДОЛЬ шеи, и ВДОЛЬ линий хвоста, а не поперек.

ЭТАП 2

Нарисовали на глазах у детей оперенье одному петуху. Теперь делаем ему друга – берем еще один лист с карандашным петухом, и спрашиваем у детей, «Что надо делать?». Дети подсказывают, вы «косячите», дети исправляют вас, подсказывают как надо – вы исправляетесь и продолжаете то ошибаться, то исправляться. Теперь уже дети выступают в роли «знающего учителя» . После этой игры на рисование второго петуха. Дети сами садятся за столы, где их ждет такой же карандашный петух и, уже со знанием дела» выполняют каждый свою поделку.

Как видите методика показа всегда лучше работает на 2-УХ тренировочных рисованиях рукой педагога.

  • Первый рисунок, где педагог выполняет все сам (обучая и объясняя детям)
  • Второй рисунок педагог выполняет по подсказкам детей («ошибаясь» и исправляясь).
  • Третий рисунок каждый ребеноу уже делает сам, у себя за столом, с умным ученым видом.

Нетрадиционное РИСОВАНИЕ

Отпечатки СТУПНЯМИ

Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.

Вот такие картины можно создать в технике нетрадиционного рисования из обычного отпечатка детской ступни.

Сразу скажу, что в реалиях детского сада (где в группе 30 детей) такое рисование ступнями трудно организовать. В случае с рисунками ладошками все просто: дети вытирают ладони мокрой тряпочкой (снимают основной слой краски), а потом идут к умывальнику и моют руки с мылом. При рисовании ногами, ребенок уже пойти и помыть ноги в умывальнике не может. Нежен человек с мылом и несколькими тазиками, чтобы мыть ноги. Такую работу не сделаешь с целой группой детского сада. Но…

Такое рисование можно сделать как специально организованное индивидуальное занятие. Дети делятся на группы по 4 человека. Один ребенок дает свои ноги для отпечатка, второй рисует глаза, уши, хвосты, третий ребенок рисует травку, солнышко, четвертый дерево, птичку и так далее…(взависимости от темы и сюжета картины).

Можно попробовать такой вариант организации всего процесса. Перед сном, когда дети босиком. Дать ребенку наступить на кусок поролона, смоченного в краске. А потом сразу на лист бумаги. А потом сразу не толстое мокрое намыленное махровое полотенце, потом в тазик с водичкой… и спать в кроватку.

То есть надо купить лист поролона (он дешевый в строительном отделе, продается нарезкой на метры). Намочить поролон, развести краску слегка водой, чтобы хорошо впитывалась в поролон (как чернила в печати), лист поролона положить на пластиковый поднос. Рядом на втором пластиковом подносе лежит мокрое мыльное полотенце (для вытирания краски), далее стоит тазик с водой, и сухое полотенце. Рядом с каждым подносом и тазом стоит стульчик. Три стула + три элемента (красящий, мыльный, ополаскивающий, вытирающий).

Получается конвеер – ребенок садится на первый стульчик (ступает на поролон с краской, хоп – поднимает ногу), поднос с поролоном отодвигаем, на его место кладем лист бумаги (хоп – отпечатали). Ребенок передвигает попу на второй стул, рядом с которым поднос с мыльным полотенцем (хоп-намылили ногу, стерли краску). Ребенок передвигает попу на третий стул, рядом с которым тазик с водой, в нем плавает тряпочка(хоп- смываем мыльную ногу, где надо трем тряпочкой). И вытираем сухим полотенцем.

Все рады. Кроме санстанции. Она не допускает коллективное ополаскивание в одном тазу. Санстанция требует на 20 детей – 20 тазиков, и 20 мыльных полотенец… 20 сухих полотенец)))

Нетрадиционное рисование

метод ШТРИХОВКИ

А вот еще красивая техника для детского сада. Где элементы рисунка создаются методом штриховки. Получается интересная фактура изображения. Этим методом удобно рисовать все пушистое и мохнатое.

Техника хорошо показана на пример вот такой поделки-ЗАЙЦА.

Рисунок зайца делиться на РЯДЫ-СЕКТОРЫ, каждый из которых заштриховывается. Получаем ровные ряды штриховки.

Вот шаблон этой поделки в натуральную величину.

Вы можете видоизменить эту поделку и представить ее как апликацию. Где каждый элемент вырезается отдельно (уши, лоб, щеки, носовая часть, шея). Потом каждый элемент заштриховывается. И потом все собирается в единую целую аппликацию.

Метод ЗОНАЛЬНОЙ ШТРИХОВКИ можно использовать для создания любых других мохнатых персонажей. Напрмер страуса пушистика.

То есть воспитатель дает ребенку лист бумаги – на котором нарисованы глаза и клюв страуса. Задача ребенка вокруг глаз нарисовать пушистое облако из штрихов карандашом или восковыми мелками. И потом под получившимся пушистым шаром, нарисовать шею тоже рядами штрихов. Педагок может помочь детям тем, что нарисует окружность шара головы и линии будущей шеи, и поделит шею на секторы для полосатого разноцветного штрихования.

Вы можете придумать любого персонажа и оформить его в виде СЕКТОРОВ под штриховку – котика, попугая, собачку и так далее.

РИСОВАНИЕ в детском саду

ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ

(нетрадиционная техника).

Все мы в детском саду рисовали поделку ПУШИСТЫЙ ОДУВАНЧИК – с помощью ватных палочек. Вот такой (фото ниже). Давайте подумаем, а какие картины еще можно нарисовать с помощью ватной палочки.

Хотя даже из простой темы ОДУВАНЧИКИ можно создать нетрадиционный рисунок – ЯРКИЙ СОЧНЫЙ, как на фото ниже.

Маленьким детям лучше всего в технике ТЫКА ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ, предлагать рисовать лишь НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ персонажей – только хвост у лисы, толоко иголки у ежика.
То есть воспитатель в детском саду совмещает работу по рисованию ватнйо палочкой с аппликацией. Сначала на листе бумаги ребено делеет аппликацию мордочки ежика (из коричневой бумаги) и шкурки-спинки ежика (из белой бумаги). И потом эту шкурку-спинку нужно полностью утыкать разноцветными отпечатками ватной палочки. Веселое детское занятие по рисованию и наклеиванию.

Можно исользовать рисование ватной палочкой в технике ЗОНАЛЬНОГО ЗАПОЛНЕНИЯ. На листе бумаги рисуются карандашом очертания (силэут) персонажа – например, морской конек. Ребенок должет заполнить всю эту зону, не оставляя пустых мест и не вылезая за карандашную границу. Это сложно, ребенок не всегда видит где у него густо, а где пусто. Восптателю нужно все время повторять ищем пустые дырки, заполняем дырки разными цветами точек, а не точками одного цвета.

Тут работает и мозг, и внимательность, и мелкая моторика рук, и чувство цвета. Ведь нужно чувствовать как ты распределяешь цвет по зоне – равномерно или вверху все желтое, а внизу все синее.

Такое задание можно начинать давать в младшей группе и потом в старшей –и даже взослый надет чему поучится в такой тренировке на чувство цвета и композиции.

Еще ватной палочкой можно делать ЦЕПОЧКИ-УЗОРОВ. Как ряды колечек на кактусах ниже.

А также точками можно рисовать целые картины. Такую технику нетрадиционного рисования можно назвать ТОЧКО-ГРАФИЯ.

Самое интересное это подбирать точки разных оттенков и разнобойно их размещать на объектах изображения.

Вы можете начать работу над этим видом рисования с небольших задач. Кусочков пейзажа, элементов архитектуры.

Есть художник Ангело Франко, который рисует картины в технике ТОЧКА В ТОЧКЕ. Здесь крупные точки, содержать внутри более мелкие.

Ватной палочкой и красками можно рисовать красивые МАНДАЛЫ (фото ниже). Мандалы – это круговые узоры, симметричные и разноцветные. Родина мандал – Восток. Там до сих пор выкладывают узоры из цветных камушков, крашеного песка, или лепестков цветов.

Для детей мы должны дать уже готовые графические шаблоны-мандалы, с заданным узором. И задача ребенка каждый ТЫК палочкой ПОВТОРИТЬ ТОЧЬ В ТОЧЬ в каждой из симметричных зон мандалы. То есть… если в одной зоне вы сделали 2 желтых тыка на лепестке, значит и в остальных зонах нужно сделать по 2 желтых тыка, на таком же лепестке, в том же месте лепестка.

Много круглых мандал для закрашивания вы можете найти в интренете. Выберите те, что просто и легко сделать детям того или иного возраста.

Рисовать точечные мандали можно и на пластиковых тарелках . Как на фото ниже.

Начинать рисовать мандалы, нужно когда ребенок уже освоил элементарный счет до 5. И может посчитать количество ТЫКОВ в каждом луче или в каждом ряду мандалыа (если это рядно-лучевая мандала, как на фото ниже).

Согласитесь эта красивая и нетрадиционная техника для рисования отлично развивает ум ребенка, его математические способности, конструктивное мышление, умение планировать результат, просчитывать рисунок.

Рисование С МОКРЫМ ЭФФЕКТОМ.

(нетрадиционные способы).

Вот еще одна нетрадиционная акварельная техника рисования. Здесь на лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводи и красочные ручейки. Для такого рисования необязательно использовать акварель, тоже самое можно сделать гуашью, разбавленной водой.

Вот ниже мы видим как эту технику можно использовать на занятиях по изодеятельности в детском саду и в школе. Ребенку даем рисунок личика (мальчика или девочки) и задача ребенка выдуть ПРИЧЕСКУ этим персонажам.

Можно использовать дощечку на которой прищепкой крепим лист бумаги. На край листа кладем крупную каплю краски и поднимаем этот край доски вверх – чтобы капля потекла вниз как с горки.

Если часть листа временно заклеить куском малярной скотч-ленты, то у нас на листе останется пустое, незакрашенное место. И тогда на этом месте можно расположить аппликацию кого-нибудь под зонтом. Вот как это сделано на фото ниже.

В младшей группе детского сада детям очень понравится рисовать клаксовых монстриков. Кракозябру можно раздувать из трубочки в любые стороны. А потом после высыхания накливать на них элементы аппликации.

Теперь хочу познакомить вас с еще одной техникой – МЫЛО+ КРАСКА. Наливаем в стаканчики обычного жидкого мыла, или жидкость для мыльных пузырей — в каждый стаканчик добавляем немного гуаши. Получаем разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые ОБЛАКА. Их можно оформить в интересную картину.

Пузырчатые облака могут быть ПЫШНЫМИ ПИОНАМИ (как на фото ниже). Пузырчатые области можно гребешки на морских волнах, как кудрявые шкуру овечки и т.д.

Можно просто надуть соломинкой пузырей на поверхность листа бумаги, и потом из этого разноцветного листа вырезать аппликацию-поделку. Интересная идея для занятий в детском саду.

Рисовать можно и брызгами – просто БРЫЗГАТЬ на бумагу разноцветную краску. Лучше всего для этого подходит зубная щетка.

Нетрадиционное рисование

метод ВОСКО-ГРАФИЯ.

Вот еще одна техника, которую можно назвать СВЕЧКО-ГРАФИЯ, или ВОСКО-ГРАФИЯ.

Для этой технике подходит белая свеча восковая (или парафиновая). Также это может быть детский восковой мелок для рисования (но не любой). Выбирайте мел, который более жирный на ощупь. Заранее проверьте как мелки работают.

Теперь будем действовать. На листе белой бумаги белым мелом рисуем картинку. Потом берем акварель (не гуашь!!!) и начинаем наносить водянистую (не густую!!!) краску поверх нарисованных мелом линий. То есть просто закрашиваем цветными водянистыми красками наш лист бумаги и невидимый белый восковой рисунок начинает проявляться. Краска не цепляется за воск и эти места на бумаге остаются белыми.

Вы можете рисовать разноцветные круглые мандалы в этом стиле (с разводами разных цветов). Красиво смотрятся нарисованные осенние листья: контуры листа и прожилки восковые , а заполнение листа разноцветное (красно-желто-оранжевое).

Красиво смотрится ночной дождь над водой. Косые линии дождя, расходящиеся круги на воде – это все восковое. А потом закрашиваем темно-синей краской и получаем красивую картину дождя.

Можно воском нарисовать медуз и морских тварей. И потом нанести темные (сине-фиолетово-черные) тона и морские глубины оживут.

Дети приходят в восторг, когда им предлагаешь такое занятие. Воспитатель или учитель сам заранее рисует на каждом листе медуз, черепах, мелких головастиков и амеб. А потом ребенок должен узнать кто водится в глубинах морей. Он закрашивает краской лист бумаги и под его кистью появляются все эти существа.

Важное правило. Перед занятием научите детеь ГЛАДИТЬ лист бумаги мокрой кистою, а НЕ ТЕРЕТЬ КИСТЬЮ ЛИСТ, КАК МОЧАЛКОЙ. Иначе можно повредить восковой рисунок.

Красиво в этой технике смотрятся НОЧНЫЕ картинки. Воском рисуем одну линию горизонта, потом волны, восковую лунную дорожку и диск луны на верхней половине листа. Теперь закрашиваем это в цвета ночи и получаем море, луну и белую лунную дорожку.

ЗИМНИЕ картинки тоже хорошо смотрстя. Белые линии воскового рисунка как элементы белого снега, очертания сугробов, силуэт снеговика, заснеженные избушки – все это рисуем воском. Потом ребенок наносит синюю или голубую краску и на листе проявляется зимний пейзаж.

Но важно – перед тем как давать детям эти картинки, проверьте сами подходит ли воск по качеству. Проявляются ли линии рисунка? Какой слой краски класть (какая степень разбавления краски водой)?

Нетрадиционное рисование

В технике ОТПЕЧАТКА.

Все дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины

В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.

ВАРИАНТ 1 – комочек мятой бумаги.

Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных). Краска берется их баночек или акварельки, капается на мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток на черновом листе и если нравится переносим на бумагу.

ВАРИАНТ 2 – гофрокартон.

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования. Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Штамп для зеленого листика делаем из рулончика от туалетной бумаги.

Также этот способ РУЛОННОГО рисования подходит для изображения СПИРАЛИ УЛИТКИ, Также вы можете сделать ЗАВИТКИ ШКУРКИ БАРАШКА.

ВАРИАНТ 3 – пушистые помпоны.

В поделочных магазинах (или на сайтах для поделок) можно купить мешок с такими мягкими помпончиками. Если к каждому прицепить прищепку, то получим удобную держалку для работы. В технике помпоно-графия можно создавать декор для росписи плоских деталей поделок. А также рисовать картины белых воздушных одуванчиков акварелью.

ВАРИАНТ 4 – втулка от туалетной бумаги.

Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам ВДОЛЬ, и мы получим штамп полу-кольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки.

Круглый рулончик можно приплюснуть с двух сторон и получится заостренный овал – эта форма цветочного лепестка, или ушек зайчика. Отличная идея для нетрадиционного рисования в детском саду с детьми младшего возраста (зайчик) или старшего (цветок).

Цветок сложнее чем зайчик так как нужно РАДИАЛЬНО выстроить лепестки вокруг серединки цветка.

Также вы можете КРАЙ РУЛОНЧИКА нарезать в фигурные лепестки – и получится готовые лепестки для картин. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов и клумбы для детей младшей группы. И даже для самых маленьких малышей в яслях.

ВАРИАНТ 5 – пузырчатая пленка.

Упаковочная пленка с пузырьками тоже дает интересный узор отпечатка, который можно обыграть в нетрадиционном рисовании в детском саду. Например сделать отпечаток пчелиных сот (как на рисунке ниже).

Или сделать рисование весеннего, или осеннего дерева.

ВАРИАНТ 6 – штампы из картошки.

Из половинок картофеля можно вырезать штампы любой формы. Разрезаем картофель пополам. Вытираем моркрый срез картошки бумажной салфетокой. На срезе маркером рисуем очертания будущего штампа. Вырезаем ножом по нарисованным контурам.

Лучше для штампов выбирать продолговатые вытянутые картофелины. Чтобы детская рука могла удобно обхватить картошечку. Ниже на фото мы представляем только две темы для такого нетрадиционного рисования – совы и тюльпаны. Но вы можете придумать свои варианты. Если в краску добавить клей-ПВА, то поверх отпечатков можно наклеить детали (глазки. Носик, ручки).

Можно сделать экспериментальный двойной штамп. Вырезать из двух картофелин половинки шатмпов и скрепить две картошки вместе, проткнув их зубочисткой насквозь и обмотав изолентой или скотчем. Замахнитесь на крутую идею и поэкспериментируйте с созданием штампов под нее.

Нетрадиционное рисование

ПУХЛЫМИ красками.

А вот еще крутой материал для нетрадиционного рисования, которое так любят маленькие дети. Это ОБЪЕМНАЯ КРАСКА для создания пухлых рисунков. Делается такая краска на дому быстро и просто – в мисочке смешиваем клей ПВА с гуашьюй и добавляем папину пену для бритья. Делаем несколько таких мисочек (не обязательно больших) под идею того, что мы будем рисовать с детьми. Для арбуза нужно всего две краски – вот с него и начните. Косточки арбуза – это простая черная гуашь, которой мы капаем там-сям.

Самые разные идеи можно воплотить в этой технике рисования для детей в детском саду. Наиболее простое – это вафельнй рожок с мороженным. Рожок вырезается из грубого упаковочного картона, на нем рисуем маркером вафельную сетку. Ребенок приклеивает рожок на лист бумаги (внизу) и на нем выкладывает круглые шарики объемного рисунка. Можно дать ребенку круглые шаблоны, которые он обведет сначала карандошом над краем рожка, и потом в эти круглые контуры будет укладывать пенистую краску.

А еще можно на рожок положить несколько ложек разной краски и потом обратным концом кисточки (или деревянной палочкой) смешать краску в разноцветные разводы. Получится красивое миксовое морожко. Отличная поделка для детей в школе или детском саду на занятиях по рисованию.

Методика работы с густой краской на детских занятиях.

Вы можете смешивать краску на отдельном подносике (или на кусочке клеенки). Лучше когда каждый ребенок сам делает цветную смесь – поэтому даем каждому ребенку свою клеенку.

На каждый стол кладем индивидуальные клеёнки для детей. В центр стола ставим мисочки с 4-мя цветами красок. Ребенок на своей клеенке смешивает в общую лужицу эти цвета – до состояния красивых разводов. Потом к луже прикладывает бумажный контур персонажа (например, морского конька). И потом укладывает его на просушку (контуры коньков надо заранее подписать именем ребенка, и не забыть напомнить детям прикладывать к краске не подписанную сторону). Далее на следующий день, когда пенная краска высохнет на силуэте конька, можно продолжить работу и сделать аппликацию конька в морских водах, дорисовать ему шипы, водоросли вокруг, наклеить ракушки, насыпать песочка на клей.

Вот такие интересные техники рисования вы можете поробовать в работе с детьми, и дома и в саду. В школе это нетрадиционное рисование можно проводить на уроках по изобразительной деятельности, предоставив весь процеес ребенку для самостоятельного творчества.

На старничках нашего сайта вы найдете еще много разных техник для необычного рисования красками.

У нас уже есть подробные развернутые статьи на тему:

Удачного вам творчества.
Ольга Клишевская, специально для сайта
Хорошие сайты на вес золота, вы можете поддержать энтузиазм тех, кто работает для вас.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

Рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

Отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

Рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды


2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды


4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды




РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками - это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



МОНОТИПИЯ

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды


НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды



ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага


ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки



Попко Мария Степановна.

Педагог по изобразительной деятельности

детского сада на Остоженке

Нарисовать розового фламинго. Незабудки в тумане. Звёздное небо. Весеннюю капель. Праздничный салют. Определённый узор из народных промыслов. В каждой публикации данного раздела поставлена конкретная цель по ИЗО. И поэтапно показано, как её достичь. Огромное количество готовых конспектов для проведения лучших занятий и НОД по рисованию.

Позитивные идеи в помощь наставникам юных художников, рождённые в ходе собственного опыта работы. Занятия как для классического рисования, так и для всевозможных нетрадиционных ИЗО-техник. Предназначенные как малышам, так и ребятам постарше. Выбирайте и используйте в своей педагогической деятельности.

Рисуем с детьми на любые темы, вместе с МААМ

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 10150 .
Все разделы | Рисование. Конспекты занятий по рисованию, НОД

Конспект НОД с применением нетрадиционной техники рисования с детьми средней группы «Бабочка-красавица» Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей...

Конспект занятия по рисованию «Расчески для куклы» Конспект занятия по Художественно – эстетическое развитие. ИЗО. Разработчик : Михалевская С.С. Тема. «Расчёска для куклы» . Формы работы : мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Цель. Совершенствование умения рисовать кистью . Задачи. Закреплять умения рисовать ...

Рисование. Конспекты занятий по рисованию, НОД - Конспект занятия по рисованию «Снегири на ветке рябины» в подготовительной группе

Публикация «Конспект занятия по рисованию «Снегири на ветке рябины» в...» Конспект занятия по «Художественно- эстетическому развитию» в подготовительной группе (6-7 лет) Тема: «Снегири на ветке рябины » Доминирующая образовательная область: Художественно- эстетическая Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное, познавательное,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Цель: рисование картинки "Танк на параде" в подарок папе. Задачи: * учить детей рисовать танк, используя нетрадиционные инструменты для рисования; * закреплять навыки рисования тычком и штампиком из коктейльной трубочки, * закреплять знание расположения предмета на листе...


Цель: научить детей рисовать портрет человека (папы) по памяти. Задачи: - развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности лица человека (папы) и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции); - побуждать детей соединять в одном рисунке разные...

Задачи: расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию;закреплять умение рисовать военную технику. Материалы: восковые мелки, простой карандаш, маркер,...

Рисование. Конспекты занятий по рисованию, НОД - Конспект занятия «Русский фольклор рисунками танца»

Доминирующая область: художественно-эстетическая Цель: Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в танцевальных движениях Задачи: образовательные: -познакомить детей с костюмами, музыкой, культурными особенностями русского народа; -уточнить с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Петушок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Петушок» (по мотивам филимоновских игрушек) Задачи: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской...

В формировании личности малыша очень большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности у детей, так и их мышление. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память.

Кроме того, при занятии рисованием ребёнок учится воображать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него развивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте.

Рисование развивает творчество

Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Малыши неуклюже пытаются изобразить увиденное с самого раннего возраста. Чтобы развивать это желание, можно уже до года давать ребёнку мягкую губку, которой он сначала будет играть, а затем при помощи взрослых опускать её в блюдце с краской и водить по бумаге, наблюдая за результатом. Через какое-то время эту операцию малыш станет проделывать самостоятельно.

В то время, когда ребёнок пойдёт в садик, рисунки у него уже не будут представлять собой сплошные кляксы. К ясельному возрасту дети умеют держать карандаш и кисточку. Про сам процесс рисования говорить ещё рано, но, манипулируя этими предметами, малыш оставляет случайные штрихи, точки и линии на бумаге. Это его очень привлекает.

В этом же возрасте можно начинать применять простейшие техники нетрадиционного рисования, например сжатую в кулачок руку обмакнуть в блюдце с краской и оставить след на бумаге. Получится гусеница, которую детишки видели на прогулке.

Что дают занятия по рисованию в дошкольных учреждениях

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.

Листочки, опавшие с деревьев осенью, помогут изобразить двор, засыпанный листвой. Нужно их только опустить в блюдце с краской и приложить к бумаге. А отпечаток ладошки можно сравнить со следами зверьков, оставленными на снегу.

Занятия по рисованию хорошо развивают фантазию детей и дают возможность для проявления творчества и вдохновения, а также чувства красоты. При этом личность ребёнка получает гармоничное развитие.

Нетрадиционное рисование. Зачем оно нужно?

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.

И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Художественное мышление отлично развивается, когда дети красками и подручными средствами изображают на листах бумаги сказку. Такая форма занятий может быть не только индивидуальной, но и групповой. Для этого каждому малышу стоит предложить изобразить своё понимание сюжета на определённом участке общего ватмана. После того как всё будет готово, дети с удовольствием вносят дополнения в рисунок, придумывая этим продолжение сказки.

Нетрадиционные техники, используемые для рисования с детьми

В таком интересном и сложном процессе, каким для детей является рисование, самым лучшим будет использовать различные техники. Все они прививают любовь к изобразительному искусству. Большого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования в детском саду, которые дают детям простор для фантазии.

Их вводят с самого раннего возраста, но на первых порах, пока ребёнок учится образно мыслить и правильно действовать своими ручками, взрослый должен принимать непосредственное участие в этом процессе. Привлекательны они для малышей возможностью достичь желаемого результата очень быстро.

Хороша эта форма развития тем, что она очень интересна для любого ребёнка. Детей всегда привлекает рисование пальчиками и всей ладошкой, а также превращение обычной кляксы в презабавные фигурки.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Выполняя такую работу, дети учатся также фантазировать и через различные цветовые гаммы выкладывать свои ощущения на бумагу.

Пальцевая живопись как один из вариантов нетрадиционного изображения предметов

Когда используются нетрадиционные техники рисования в детском саду или дома, наилучшим вариантом может стать рисование при помощи пальчиков или всей ладошки.

Такая техника может применяться даже в то время, пока малыш ещё маленький. Пальцевая живопись очень хорошо себя зарекомендовала. Для этого метода не нужна кисточка, достаточно только гуашевых красок, налитых в небольшие ёмкости, и мисочки с водой для мытья рук.

При использовании этого метода очень хорошо развивается фантазия ребёнка. Ведь подушечками пальцев, обмакнутыми в краски, можно изобразить и цветы в подарок для мамы, и новогодние конфетти, и различные узоры на платье. А проводя пальчиками линии на бумаге, можно получить и более сложные предметы.

Прежде чем начинать с малышом фантазировать, стоит на отдельном листе попробовать отпечатки различных частей ладошки, чтобы посмотреть, на что они будут похожи. При смене рук все отпечатки будут изгибаться в разные стороны. Такой вид живописи даёт детям возможность придумать и изобразить на бумаге целый сюжет, заставляет их мыслить образно.

Средняя группа детского сада. Рисование и его особенности

В детском коллективе популярны различные занятия. Нетрадиционные техники рисования в детском саду интересны не только малышам, но и детям как средней группы, так и старшей. У них имеются уже приобретённые навыки, поэтому воспитатели могут начинать применять обрисовывающие жесты. Малыш слушает рассказ взрослого, смотрит, как он жестами показывает сказанное, и стремится воспроизвести на листе сложившийся у него образ.

Но всё-таки без наглядной натуры в этом возрасте ещё не обойтись. Одних слов и жестов может быть недостаточно, чтобы сложился определённый образ. Поэтому самым лучшим будет, когда перед глазами ребёнка находится натура, помогающая созданию правильного восприятия описываемого предмета или сюжета, оживлению детских представлений о нём. Это может быть игрушка, картинка или рисунок взрослого.

К тому же перед детьми нужно положить несколько разновидностей подручных предметов. Они могут потребоваться для создания изображения. Это даст возможность для выбора, а также умения сравнивать и фантазировать.

Как нарисовать при помощи нетрадиционных техник времена года

Любая прогулка с детьми даёт возможность воспроизвести увиденное нетрадиционным методом. Такое чудесное время года, как зима, позволяет проявить множество фантазии для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге.

Когда применяются нетрадиционные техники рисования, зима может быть нарисована с помощью кусочков ваты или пенопласта, которые изображают снег, а также мелких блёсток, символизирующих его блеск.

Рисовать с помощью подручных средств намного интереснее, ведь нужно применять ассоциативное восприятие и учиться сравнивать. При такой технике процесс того, как падает снег, можно показать методом разбрызгивания краски, а также использовать всевозможные материалы, которые вызывают ассоциацию с заданным сюжетом. Нетрадиционные техники рисования с детьми дают очень большие возможности для развития их воображения.

Какие материалы используются при нетрадиционном рисовании

Занятия по нетрадиционной технике рисования проводятся с использованием подручных материалов. Также нужно обратить внимание на предпочтения ребёнка при выборе инструментов для выполнения рисунков. Цвета, их оттенки, способы нанесения на бумагу наполняются мироощущением малыша и могут много рассказать о нём.

Когда на занятиях применяется необычный материал, у детишек развиваются творческие способности и личностный настрой. Каждый малыш получает возможность ощутить незабываемые эмоции и отразить свои впечатления и настроение на бумаге.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду предполагают использование таких подручных материалов, как листва деревьев, манка и соль, пластилин, воск, песок, нитки. А инструментами, заменяющими кисти и карандаши, могут быть пальчики, зубные щётки и поролон. В качестве изобразительного материала могут применяться и бросовые вещи, например пробки, старые пуговицы, бусинки.

Существующие виды нетрадиционного изобразительного искусства

Методика рисования в детском саду нетрадиционными способами подразумевает использование различных техник. Самыми распространёнными из них являются линотерапия, выполняемая с помощью ниток, которые окрашены в разные цвета, разбрызгивание красок зубной щёткой и кляксография. Также детям очень нравится рисование по мокрой или мятой бумаге, на воздушных шариках и ткани.

Нарисованные детьми рисунки лучше всего вставлять в рамочки и вывешивать. Любому ребёнку будет приятно, что предметом его творчества любуются. Это поднимает самооценку малыша.