Готическая живопись. Готическая живопись: витражи и книжная миниатюра Американская готика пародии

История

Грант Деволсон Вуд

Американский художник. Изображал сельскую жизнь американского Среднего Запада. Его картина «Американская готика» (1930 год) - одно из наиболее узнаваемых и пародируемых произведений США ХХ века. Хранится в Чикагском институте искусств, где впервые была выставлена и где учился ее автор.

Пыльные боковые дороги. Редкие деревья. Дома - белые, низкие, далеко стоящие друг от друга. Неприбранные участки. Заросшее поле. Американский флаг. Так выглядит Элдон, штат Айова - город в тысячу человек, где в 1930 году никому еще не известный Грант Вуд, приехав на мелкую провинциальную выставку, приметил в отдалении самый обычный сельский дом с неуместным остроконечным готическим окном на втором этаже.

Этот дом и это окно - единственная константа в набросках к картине, задачей которой было изобразить максимально стереотипных жителей американского Среднего Запада.

Никто не знает, зачем первоначальные владельцы дома решили сделать верхнее окно в стиле церковной архитектуры. Возможно, чтобы вносить через него высокую мебель. Но причина могла быть и сугубо декоративной: «плотницкая готика», как называют провинциальный архитектурный стиль в США второй половины XIX века, имела склонность к простым деревянным домам с парой дешевых бессмысленных украшений. И это именно то, как выглядит большая часть Штатов за городской чертой, куда бы вы ни поехали.

Трактовка

Сама картина незамысловата. Две фигуры - пожилой фермер, сжимающий вилы, и его дочь, старая дева в пуританском платье, доставшемся, по-видимому, от матери. На заднем плане - известный дом и окно. Шторы задернуты - возможно, в честь траура, хотя на тот момент этой традиции уже не было. Символизм вил не выяснен, но Вуд определенно подчеркивает его в линиях швов фермерского комбинезона (к тому же вилы - это перевернутое окно).

Цветы, которых не было в первоначальных эскизах - герань и сансевиерия - традиционно обозначают меланхолию и глупость. Они появляются и в других картинах Вуда.

Все это плюс прямая фронтальная композиция отсылает одновременно и к нарочито плоскому средневековому портрету, и к манере фотографов начала века снимать людей на фоне их домов - примерно с теми же стоическими лицами и немного непрямым взглядом.

Реакция

В начале 30-х картина воспринималась как пародия на население Среднего Запада. В годы Великой депрессии стала иконой аутентичного духа американских первопроходцев. В 60-е снова стала пародией и продолжает ей быть по сей день. Но пародия - это жанр, изолированный во времени: он цепляется за актуальное и забывается вместе с ним. Почему же картину все еще продолжают вспоминать?

У Штатов сложные взаимоотношения с историей. В крупных метрополиях в исторической памяти существует, как правило, только несколько крупных событий относительно недавнего времени - так, например, в Нью-Йорке это будут прибытие иммигрантов на Ellis Island и 9/11. Даже Гудзона не вспоминают. На фронтире, напротив, история везде - индейские племена, война за независимость, гражданская, этнические колонии, первые гужевые дороги, беглые миссионеры - и это единственные места, действительно насыщенные (пусть и короткой) историей.

В серой области между фронтиром и метрополией нет ни истории, ни культуры. Это второстепенные города, единственная функция которых состоит в том, чтобы быть населенными. Именно таким является и Элдон, штат Айова, - и именно поэтому Вуд изначально там оказался. Выставка, на которую приехал художник, ставила себе целью нести искусство в самые что ни на есть народные массы, и город выбран был соответствующий - пустой, скучный, в стороне от всего, с одной улицей и одной церковью.

И вот тут нужно вспомнить, что же такое готика.

Готика

Готика возникла в XII веке из желания одного аббата отреставрировать дорогую его сердцу старую церковь - в частности, наполнить ее дневным светом - и быстро покорила сердца архитекторов, позволяя строить выше, уже и при этом расходовать меньше камня.

С приходом Возрождения готический стиль ушел в тень аж до XIX века, где обрел второе дыхание на подъеме интереса к Средневековью и в пику промышленной революции. Именно тогда мир успешно изобретал новые современные проблемы, последствия которых не решены до сих пор, и взгляд в прошлое пытался найти какую-то альтернативу - дав нам не только неоготику, но также прерафаэлитов, интерес к оккультным практикам и - пуританский консерватизм.

Готика ведь не в камне. Готика - это мировидение.

В каноне позднего Средневековья она давала нужный повод для вдохновения. Ее мир был все еще не о человеке и не принадлежал человеку, но он все-таки был красив. И все эти витражи, колонны и арки тоже отдавали пусть холодной, пусть нечеловеческой, но все-таки красотой.

Так вот, пуританская мораль и плотницкий стиль как пророк ее - это фактически умаленная готика. Это взгляд на человека в линзе двойного предопределения, когда вопрос его спасения решен изначально, а определить это со стороны можно только по тому, застегивает ли он на себе самую верхнюю пуговицу.

Просто в Старом Свете у него, кроме этой пуговицы, все же была культура. А в Новом не было ничего, кроме картофеля и индейских могил. Только и остается что сделать у себя на втором этаже красивое готическое окно как единственный признак преемственности этой культуры, теперь редуцированной до пары крашеных брусьев, поставленных под прямым углом.

Пуританская мораль и плотницкий стиль - это фактически умаленная готика.

Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад.

Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. Неодинаковые, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными – это усиливало художественный эффект, производимый витражом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился, играл. Лучшие подлинные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Буржа. Великолепна «темно-пурпуровая роза» Реймского собора, «мечущие молнии» «огненные колеса» Шартрского собора.

В середине 13 века в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер. В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации – их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

Беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора отличают стиль готической книги. В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи – научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, около 1320). Усилилась повествовательность. В «Больших французских хрониках» (конец 14 века) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

Готическое искусство – важное звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто воспроизводят образ своего современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.



"Американская готика" - картина американского художника Гранта Вуда, созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века.


На картине изображён фермер с дочерью на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики. В правой руке у фермера вилы, которые он держит в крепко сжатом кулаке так, как держат оружие. Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери — плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения. Дочь одета в типичный для Америки XIX века передник, а швы на одежде фермера напоминают вилы в его руке. Контур вил можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. За спиной женщины видны горшки с цветами и шпиль церкви вдалеке, а позади мужчины стоит амбар. Композиция картины напоминает американские фотографии конца XIX века.


В 1930 году в городе Элдон штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить. Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby ), зубной врач художника из города Седар-Рэпидз (Cedar Rapids ) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по-отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.


Вуд представил Американскую готику на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как юмористическую валентинку, но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо.)))


Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда была оскорблённа, потому что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой.


Критики считали, что картина представляет из себя сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.


По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре Американская готика стоит наряду с такими шедеврами, как Мона Лиза Леонардо и Крик Мунка.



Сестра художника и его дантист, с которых писана картина.


Работа фотографа Гордона Паркса считается первой пародией.

Пародий создано несчитанное множество, вот самая малая часть:













Сюжет

Где-то на просторах Айовы затерялся дом, архитектура которого — классический пример плотницкой готики. В конце XIX века этот стиль сформировал «лицо» Среднего Запада. Желая как-то украсить свои простецкие дома, провинциальные мастера украшали их элементами в неоготическом викторианском настроении.

На фоне дома изображены мужчина и женщина. По одной версии, это супружеская пара, по другой — дочь с отцом. На второй особенно настаивала сестра художника Нэн. Она согласилась позировать, приложила усилия, чтобы подготовить нужный костюм, а Вуд в итоге выписал ее так, что она выглядела значительно старше своего возраста. Чтобы «скостить» несколько лет, Нэн во всех интервью утверждала, что женщина на полотне — именно дочь, а не жена.

Источник фото: wikipedia.org

Для мужчины позировал дантист Байрон МакКиби. Лицо 62-летнего мужчины, по мнению Вуда, все словно бы состояло из длинных прямых линий. Добродушный МакКиби согласился стать моделью, попросив лишь сделать так, чтобы знакомые его не узнали. Но, увы, вышло все совершенно наоборот.

Многое в облике персонажей Вуд воспроизвел по детским воспоминаниям о родителях: у его отца были круглые очки; нашивка на переднике взята со старой одежды матери; брошь была куплена Вудом в Европе для матери; шпиль церкви как напоминание о том, что родители — примерные пресвитерианцы — познакомились в церкви.

Интересно, что в реальной жизни обе модели были жизнелюбивы, активны, да и моложе. Но для истории они остались в тех образах, которые для них придумал Вуд. И все же художник дал слабину. В одном из своих писем он указал: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».


«Оценка» (1931). Источник фото: wikipedia.org

Композицию и технику Вуд позаимствовал у мастеров Северного Возрождения, чьи работы он, очевидно, видел во время своей поездки по Европе. При этом пуританская сдержанность отвечает популярной в 1920-х «Новой вещественности».

Контекст

Впервые картина была выставлена в год создания — в 1930-м. Произошло это в Чикагском институте искусств, где полотно находится по сей день. В год дебюта художник получил за картину приз в размере 300 долларов. Новости о выставке растиражировали «Американскую готику», сделав ее узнаваемой в каждом уголке страны. Практически сразу же картина стала источником для карикатур и пародий.

Одни — например, Гертруда Стайн, одна из критиков, сразу оценивших полотно Вуда, — рассматривали картину как сатиру на зашоренность жителей одноэтажной Америки. Другие видели в ней аллегорию непоколебимого духа американцев, чей дух не был сломлен Великой депрессией. Вуд на вопросы о сути полотна отвечал: «Я не писал сатиру, я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал».


Туристы позируют на фоне дома, изображенного на картине. Источник фото: nytimes.com

Жителям Айовы «Американская готика» не понравилась. Ее советовали повесить в маслобойне, чтобы молоко скисало быстрее при таких кислых лицах. Кто-то грозился откусить художнику ухо.

Судьба художника

Сам Вуд был одним из таких же деревенских жителей из Айовы. Отец скончался, когда Гранту было 10 лет, поэтому мать довольно рано отдала его в подмастерья. Уже в детстве он освоил некоторые из техник, которыми зарабатывал позднее: работа по дереву, металлу, стеклу и т. п.


Автопортрет. Источник фото: wikipedia.org

Вуд признавался, что лучшие идеи приходили, когда он доил корову. По сути своей он был больше ремесленником, нежели артистом. После окончания Школы искусств Чикагского университета Вуд изготавливал ювелирные изделия из серебра, и даже длительная поездка по Европе не смогла кардинально изменить его творческий путь. Да, он посмотрел, как работали мастера Северного Возрождения, и многое перенял у них; да, он познакомился с современными ему веяниями и трендами в европейском искусстве. Но все же он оставался и намеренно укреплял провинциализм и реализм своего творчества. Вуд был одним из организаторов движения регионализма, популярного на Среднем Западе. Представители сообщества выбирали для творчества сцены из жизни простых американцев.

Массово пародировать и тиражировать Вуда начали после постепенного восстановления от Великой депрессии. «Американская готика» с ее строгостью, непоколебимостью и пуританством начала появляться в театре, кино и даже в порнографии.

Источники:
Encyclopedia Britannica
Art Institute Chicago
The New York Times
Steven Biel «American Gothic»

Фото для анонса на главной странице и лида: wikipedia.org


В России картина "Американская Готика" практически неизвестна, а между тем в Америке она является поистине национальной достопримечательностью. Написанная в 1930 году художником Грантом Вудом, она до сих пор будоражит умы и является объектом многочисленных пародий. А началось все с маленького домика и необычного окошка в готическом стиле…



Американский художник Грант Вуд родился и вырос в штате Айова, писал он реалистичные, местами утрированные, портреты и пейзажи, посвященные простым американцам, сельским жителям Среднего Запада, выполненные с невероятной точностью до мельчайших деталей.




А началось все с маленького белого сельского домика, с остроконечной крышей и готическим окном, в котором, судя по всему, проживала семья небогатых фермеров.


Этот простой домик в городе Элдон, на Юге Айовы, настолько впечатлил художника и напомнил ему детские годы, что он решил нарисовать его, а заодно и тех американцев, которые, по его представлениям, могли в нем жить.


Картина "Американская Готика"

Сама картина совершенно незамысловата. На переднем плане на фоне дома изображены пожилой фермер с вилами и его дочь в строгом пуританском платье, в качестве моделей художник выбрал знакомого 62-летнего зубного врача Байрона МакКиби и свою 30-летнюю дочь Нэн. Для Вуда это картина была воспоминанием о детстве, тоже проведенном на ферме, поэтому некоторые личные вещи своих персонажей (очки, передник и брошь) он намеренно изобразил старомодными, такими, какими помнил их с детства.

Совершенно неожиданно для автора картина выиграла на конкурсе в Чикаго, и после того, как ее опубликовали в газетах, Грант Вуд сразу стал знаменитым, но не в хорошем смысле слова, а наоборот. Его картина не оставила равнодушным ни одного человека, который ее увидел, и реакция у всех была крайне негативной и возмущенной. Виной тому были главные герои картины, олицетворявшие, по замыслу художника, простых сельских жителей американской глубинки. Слишком уж грубыми и непривлекательными выглядели угрожающего вида фермер с тяжелым взглядом и его дочь, полная обиды и возмущения.
«Советую повесить этот портрет на одной из наших добрых сыроварен Айовы , - иронизировала в письме в газету жена одного из фермеров. - От выражения лица этой женщины определенно будет скисать молоко ».

Детей же эта картина по-настоящему пугала, они боялись страшного дедушку с жуткими вилами, полагая, что на чердаке своего дома он спрятал труп.

Вуд не раз говорил, что в его картине нет ни насмешки, ни сатиры, ни зловещего подтекста, а вилы просто символизируют тяжелый фермерский труд. Зачем было ему, выросшему в сельской глубинке, любящему ее природу и людей, смеяться над ее жителями?

Но, несмотря на бесконечную критику и негативное отношение, картина Вуда становилась все популярнее. А в годы Великой депрессии она даже стала символизировать национальный непоколебимый дух и мужественность.


А домик, изображенный на картине, сделал знаменитым небольшой городок Элдон, в котором проживает всего около тысячи человек. Взглянуть и сфотографироваться около него приезжают туристы со всего света.



В конце 20 - начале 21 века вновь резко возрос интерес к этой картине, породивший огромное количество пародий на нее. Здесь и насмешки с использованием черного юмора, и пародии на известных персонажей с подменой главных героев картины, их одежды или заднего плана, на фоне которого они изображены.

Вот лишь некоторые из них: