Задержка речевого развития у детей. Причины и разновидности задержки речевого развития. Причины задержки развития речи.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

Основное расстройство или дисфазия языка, в отличие от языковой отсталости, сохраняется у детей старше 5 лет и, таким образом, остается на всю жизнь. Это влияет на переменный и гетерогенный способ развития более чем одного компонента языка: понимание, звуки, фразы, словарный запас и т.д. у ребенка может быть трудность в понимании его или ее окружения, инструкции, вопросы, слова или понятия, запоминание звуков и слов, формулировка грамматических предложений, именование объектов и т.д.

Вопреки языковой задержке дисфазия часто сосуществует с другими нарушениями и сохраняется со временем, несмотря на вмешательство, хотя значительный прогресс возможен при поддержке логопеда. Развитие языка в контексте дисфазии является нетипичным в том смысле, что оно, по-видимому, не относится к младшему ребенку. Перед тем, как завершить дисфазию, ребенку должно быть не менее 4 лет, а логопед уверен в дополнительных оценках, что беспорядок действительно является первичным, т.е. что он не является результатом сопутствующего состояния или другого дефицита. что трудности остаются, несмотря на вмешательство.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Ранняя оценка речевой терапии и последующее развитие языка являются важными элементами диагностики дисфазии и ее дифференциальной диагностики с задержанным языком. Важно быть внимательным к определенным признакам, которые помогут вашему ребенку получить профессиональную помощь. Шаги, которые необходимо контролировать, зависят от возраста ребенка. прекурсоры развития языка развиваются нормально.

Через 6 месяцев ребенок звучит, реагирует на экологические шумы и голос и смотрит на человека, говорящего. Через 18 месяцев ребенок выражает от 20 до 50 слов, включает простые, простые инструкции и повторяет слова. В течение 24 месяцев ребенок делает предложения не менее 2 слов, говорит не менее 100 слов, любит слушать короткие рассказы и песни. Через 30 месяцев он / она говорит 3 слова, отвечает на простые вопросы и использует грамматические слова. Родители, которые обеспокоены развитием своего ребенка, не должны стесняться консультироваться, даже если окружение говорит, что это закончится «разблокировкой» и не стоит беспокоиться.

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Хотя языковая задержка обычно задерживается предпочтительнее не ждать, пока «время устраивает вещи», и быстро проконсультируйтесь с логопедом, потому что любая проблема в развитии языка у ребенка должна восприниматься серьезно и оцениваться адекватно. Родители редко волнуются без причины, и они остаются экспертами своих детей.

Является ли семейная среда для чего-то или генетическая? Задержка языка имеет нейрофизиологическую причину; Существуют определенные факторы риска: осложнения во время беременности или родов, курение, употребление наркотиков или алкоголя, преждевременные роды, семейный анамнез, и т.д. однако важно знать, что окружающая среда не задействована, если ребенок не был стимулирован, будучи отрезан от социальных взаимодействий.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют - например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.


В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Важно обсудить это с врачом и проконсультироваться в логопедии. Чтобы проконсультироваться с логопедом в частном секторе, нет необходимости в медицинском предписании, но необходимо проконсультироваться в системе общественного здравоохранения. Патолог-речевой язык проведет оценку, которая определит цели, которые должны быть направлены на улучшение языковых навыков ребенка, и обеспечить последующее наблюдение. Продолжительность наблюдения варьируется от одного ребенка к другому в зависимости от тяжести языкового нарушения, от нескольких недель до нескольких месяцев или даже лет.

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать - вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Во всех случаях родители очень вовлечены, поскольку логопед учит стратегии стимулирования языка к интеграции в повседневную жизнь. Они не несут ответственности за задержку языка своего ребенка, но они могут применять стратегии, советы и приемы, чтобы помочь их ребенку.

В терапии методы вмешательства сосредоточены на азартных играх, которые необходимы для интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка. Игра помогает повысить мотивацию и желание учиться, развивает творчество и способность решать проблемы. Крайне важно защищать обучение от удовольствия!

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Раннее вмешательство имеет важное значение для продвижения лучшего прогноза, который является благоприятным в случае отсроченного языка, поскольку разрыв между ребенком и его сверстниками обычно будет пойман до поступления в школу. Однако школьное обучение еще предстоит контролировать. В случае расстройства языка он останется на всю жизнь, но человек может значительно улучшиться после проведения речевой терапии. Некоторые дети могут быть зачислены в обычный класс, в то время как другие в классе язык.

Родители, члены семьи и близкие являются союзниками терапии. Когда они реинвестируют на дому цели, которые преследуют в терапии, обучение становится более обобщенным, а успех основан на регулярной практике, и тесное сотрудничество имеет важное значение для успеха терапии в переводе того, что было изучено в повседневной жизни.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

Определение языковых расстройств

Это позволяет в большинстве случаев исправить и исправить механизмы речи и догнать задержки, перейдя к тогдашнему речевому языку. Все языковые расстройства проявляются в виде задержки в приобретении языка, независимо от их типа и характеристик. Полезно знать: стресс на родине может повлиять на развитие неродившегося ребенка и может быть связан с повышенным риском недоношенности, депрессии и задержкой в ​​приобретении языка.

Отсроченное приобретение языка

Мы говорим о задержке в приобретении языка, когда есть расхождение в нормальном времени обучения у ребенка. По оценкам Франции, от 4 до 8% детей страдают. Кроме того, ребенок с ограниченными возможностями обучения имеет довольно плохую лексику и не использует сложные предложения и не уважает порядок слов и не использует я.

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально. Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время - именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Статистика нарушений языка

Тем не менее, в языковых расстройствах понимание считается лучше, чем выражение, хотя это не всегда так. Исследования показывают, что языковые расстройства связаны с генетическими и экологическими факторами. Мальчики выглядят более обеспокоенными, чем девочки; Когда в другом члене семьи есть задержка в языке, риск умножается на 1, 7 и умножается на 3, если речь идет о более чем двух членах, отсутствие ежедневного чтения в семье В течение первых 24 месяцев увеличивается риск языковых расстройств. В общем, можно также сказать, что в защите детей от языковых расстройств преобладают два фактора: частота воздействия на устный язык и качество языка, на котором они рассматриваются.

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.



Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» - резкого скачка в развитии речи ребенка

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

Диагностика языковых расстройств

Действительно, за исключением случаев, которые входят в сферу изучаемых нарушений. Поэтому диагноз расстройств речи в первую очередь основывается на наблюдаемых задержках. В то же время педиатры и врачи могут предлагать специальные тесты для детей в возрасте от 3 лет.

Если они подозревают нарушения, они будут отсылать ребенка к ребенку, чтобы установить оценку речевого языка. Простые языковые задержки обычно прогрессируют. Также очень важно напомнить детям, что они дают им надежду, но также и уверенность, которая необходима для этих часто девальвированных детей. Партии также участвуют в реабилитации, и они должны мотивировать ребенок.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

В самых тяжелых случаях трудности затрудняют интеграцию в школу, что может повлиять на остальную часть развития. Необходимы специализированные структуры. В случаях, когда диагноз позже, все еще существуют решения, и реабилитация остается эффективной в подростковом возрасте.

Чувствуете ли вы, что ваш ребенок недостаточно хорошо говорит, что он или она отстает от детей своего возраста? Это небольшая задержка или более важное расстройство? В чем разница между речью и языком? Эта статья позволит вам ознакомиться с языком вашего ребенка.

Контрольные показатели развития устного языка

Таблица показателей развития

Эти ориентиры предоставляют информацию о нормальном развитии языка от 1 года до 6 лет. Они даются как указание, так как каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Если вы не уверены в правильном развитии языка вашего ребенка, обратитесь к врачу, который следит за ним. Он будет учитывать его общее развитие.

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

Эти упрощения часто преходящи и исчезают с возрастом. Для всех детей рекомендуется проконсультироваться, когда.

  • Ребенок остается непонятным через 3 года.
  • Не включает простые инструкции через 3 года.
Полезно знать: если ваш ребенок убегает от обмена, имеет небольшую мимику, немного подарка, не указывает пальцем, одержим определенной игрушкой и мало заинтересован в общении через 2 года, возможно, что ваш ребенок не представляет речевой или языковой задержки, а распространенное расстройство развития.

Простая речевая и языковая задержка

Не стесняйтесь проконсультироваться, если вы найдете много этих знаков у своего ребенка. Язык - это структура, способность упорядочить слова в правильном порядке, чтобы сформировать предложение. Часто ребенок упрощает звук, который слишком сложно произнести, обратные слоги, заменяет звук другим бывшим: «торт» произносится как «тато». У ребенка также может быть трудность в понимании. Пример: «Мальчик ест шоколад, после того, как отправится в беспорядок, после мытья руки». Это так называемое функциональное расстройство переменной и кратковременной тяжести в отличие от дисфазии, которое является тяжелым и продолжительным структурным расстройством. Ребенок может представлять как задержку речи, так и задержку языка.

  • Или фонологическое расстройство: выбор звуков и их порядок нарушены.
  • Словарь плох, а предложение плохо структурировано.
  • Местоимения мало используются, и глаголы часто используются в инфинитиве.
Полезно знать: по мнению авторов, простая речь и языковые задержки затрагивают 4-6% детей одной возрастной группы, 1% - тяжелая форма.

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

Первоначально он / она говорит вам и ребенку, чтобы узнать их историю, происхождение жалобы и их привычки. Затем он выполняет один по пониманию наклона. Слуховое восприятие; признание слов; понимание слов; понимание предложений; распознавание цветов, предметов, животных, частей тела. Последняя точка контроля касается предпосылок: пространственных и временных представлений, латеральности, фонологической осведомленности, памяти, внимания.

Советы родителям в случае задержки речи или речи

Оценка позволяет сделать диагноз и определить тяжесть расстройства. Реабилитация будет проводиться в соответствии с трудностями. Логопед может обратиться к другим специалистам, если это необходимо. Если ваш ребенок искажает слова, не повторяйте слова, но говорите на своем месте, произносите после ребенка, что он должен был сказать, дать ему правильную модель, оставаясь в обмене и общение с ним. если ваш ребенок неправильно строит свои предложения, не повторяйте предложение, но повторите предложение, указав ему правильную модель. Избегайте использования «детского» языка, который ваш ребенок прекрасно понимает, что вы говорите, говоря нормально, и он развивает свой язык, Храните радость общения с ребенком, сосредоточьтесь на индивидуализированных моментах разговора, слушайте его / ее, говорите с ним вслух, объясните, что он / она делает с вами, ставит слова на объекты и людей вокруг него на ежедневной основе. Полезно знать: речевые и языковые задержки, даже если их называют «простыми», могут стать настоящим тормозом развития вашего ребенка.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.



Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками.

Основные подходы в работе над коррекцией ЗРР

Существует три главных направления в лечении задержки речевого развития:

  1. Микротоковая рефлексотерапия. Суть метода заключается в том, что сверхмалые электрические импульсы воздействуют на биологически активные и нейрорефлекторные зоны мозга. После такого воздействия восстанавливается работа ЦНС в тех районах, где наблюдались нарушения. С помощью специального аппарата импульсы оказывают свое действие на отделы мозга, ответственные за речь, ее понимание, воспроизведение и словарный запас. Есть данные, доказывающие эффективность рефлексотерапии микротоками при гидроцефалии. Ее применение разрешается уже с полугодовалого возраста.
  2. Занятия с дефектологом и логопедом. Основная цель, которую преследует дефектолог - развитие памяти, мелкой моторики и мышления у малыша. В отличие от логопедов, начинающих работу с малышами, достигшими 4-5 лет, дефектологи начинают работать уже и с 2-летками. В задачах у логопеда стоит обучение ребенка корректно артикулировать, составлять предложения и тексты. Кроме этого, эффективным средством является специальный массаж и гимнастика - они стимулируют функционирование лицевых и шейных мышц, отвечающих за мимику и способность жевать. За счет этого произношение звуков и звукосочетаний становится для ребенка менее затруднительным.
  3. Терапия с использованием лекарств. Медикаментозные препараты для лечения задержки речевого развития назначаются неврологом или невропатологом. Сначала необходимо определить, с какой именно патологией ЦНС имеет дело ребенок - для этого существуют компьютерная томография и ЭЭГ, после чего составляется схема лечения выявленных отклонений и их последствий. Ноотропные препараты, к которым чаще всего прибегают неврологи - Актовегин, Кортексин, Пирацетам, Энцефабол, Нейромультивит и другие. Стоит понимать, что иногда можно справиться с проблемой задержки речи и без психотропных препаратов.

Вспомогательные методы лечения

Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается комплексному лечению, которое включает такие дополнительные методы, как:

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми.
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями - например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках - для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей знают много слов, а к 4 годам — свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.

Когда следует обращаться к врачу?

Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников. Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы.

Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.

Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:

  • произносит непонятные слова;
  • плохо понимает, что говорят взрослые;
  • разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
  • не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
  • не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.

Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.

Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам — логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга. Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога. Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:

1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир — это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.

2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:

  • 1,5- 2 месяца — гуление;
  • с 5-6 месяцев — лепет;
  • с 8-9 месяцев — лепет первых слов;
  • с 9-12 месяцев — появление первых слов.

Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).

3. этап. «Лексический взрыв». Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже — с 2 лет.

4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.

5. этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.

6. Этап. С 4 лет. Запас слов — 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.

В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев — у мальчиков.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.


Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:

  1. Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
  2. Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
  3. Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
  4. Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
  5. Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
  6. Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
  7. Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
  8. Тяжёлые психологические травмы.
  9. Употребление матерью алкоголя при беременности.

Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:

  1. Врождённые аномалии центральной нервной системы.
  2. острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
  3. Эпилепсия.
  4. Гидроцефалия (водянка мозга).
  5. Высокое внутричерепное давление.
  6. Опухоль головного мозга.

Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.

Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?

С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.

Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.


Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью — слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).

Способы лечения задержки речевого развития в 4 года

Лечение любых проблем с речью — очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.

Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога. Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты. Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам, Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.

Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:

  • магнитотерапию;
  • массаж;
  • электрорефлексотерапию.

Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Роль родителей в лечении проблем развития речи

Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает. Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности. В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.

Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.

На развитие речи положительно влияют следующие занятия:

  1. Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
  2. Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
  3. Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
  4. Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
  5. Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.

Задержка развития речи — очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем. Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами. Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.