Пешеходная экскурсия "планета шехтель".

В августе исполнилось 150 лет со дня рождения Федора Осиповича Шехтеля, творца последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы, во многом определившего ее облик. Феномен Шехтеля - архитектора-философа, художника, воплотившего не только веяния своей эпохи, но высшую истину искусства, наверно, никогда не будет разгадан. Шехтель необъятен, как сам модерн.
Модерн требовал высшей гениальности, чувства не только художественного, но и философского. Это, конечно, закон любой архитектуры, но модерн - стиль особенный, самый гениальный стиль по символике и мысли. Стиль модерн (от франц. moderne - новый, современный) покорил Европу в конце XIX века. Говорят, что модерн - архитектура империализма, эпохи транснационального развития мирового капитала. Отсюда возникли такие его «наднациональные» черты, как космополитизм, интернационализм и рационализм, ставший истоком будущих конструктивистских построек. Архитектура отражала сложные коллизии конфликтного, противоречивого времени «индивидуалите»: и разобщенности, и одиночества, и свободы личности, и несовершенства общества. Философии модерна - архитектуры, воплощавшей космос человеческой души - была свойственна глубоко созидательная и даже воспитательная идея, в соответствии с изречением Достоевского о том, что мир спасет красота. Модерн провозглашал излечение жизни красотой, которую творит искусство. Красота врачует мир как бальзам, накладываемый художником-лекарем на раны больного общества.


Елена Лебедева: Планета Шехтеля

Тема:
В августе исполнилось 150 лет со дня рождения Федора Осиповича Шехтеля, творца последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы, во многом определившего ее облик. Феномен Шехтеля - архитектора-философа, художника, воплотившего не только веяния своей эпохи, но высшую истину искусства, наверно, никогда не будет разгадан. Шехтель необъятен, как сам модерн.

Модерн требовал высшей гениальности, чувства не только художественного, но и философского. Это, конечно, закон любой архитектуры, но модерн - стиль особенный, самый гениальный стиль по символике и мысли. Стиль модерн (от франц. moderne - новый, современный) покорил Европу в конце XIX века. Говорят, что модерн - архитектура империализма, эпохи транснационального развития мирового капитала. Отсюда возникли такие его «наднациональные» черты, как космополитизм, интернационализм и рационализм, ставший истоком будущих конструктивистских построек. Архитектура отражала сложные коллизии конфликтного, противоречивого времени «индивидуалите»: и разобщенности, и одиночества, и свободы личности, и несовершенства общества. Философии модерна - архитектуры, воплощавшей космос человеческой души - была свойственна глубоко созидательная и даже воспитательная идея, в соответствии с изречением Достоевского о том, что мир спасет красота. Модерн провозглашал излечение жизни красотой, которую творит искусство. Красота врачует мир как бальзам, накладываемый художником-лекарем на раны больного общества. И в архитектуре модерна явлена идея сотворения прекрасного, которого нет в окружающей, скверной и тусклой жизни.

Модерн вырос из отрицания эклектики - предшествующего архитектурного стиля, который упрекали в подражательности, несамостоятельности и отсутствии индивидуальности. Архитектура эклектизма, или, как ее часто называют, «архитектура выбора», трактуется как выбор стиля или исторического прототипа для нового здания. Модерн же представлял собой сложную философию, которая провозглашала раскрытие универсального закона бытия, недоступного рациональному познанию. Огромное влияние на модерн оказали идеи символизма, предлагавшего символ как средство художественного выражения смысла. И модерн выдвинул символ как бесконечность познания бесконечности, интерпретируя символ как мистическое отражение потустороннего мира в каждом отдельном предмете и существе земного мира.

Философская идея архитектуры модерна предполагала новые художественные средства. Прежде всего это была идея синтеза, выступающая против механического объединения элементов архитектурной композиции в эклектике. В модерне синтезировались различные виды искусств - архитектура, пластика, орнамент, живопись. Стилистическое единство, достигаемое синтезом, должно было символизировать единство мира. Хотя модерн и провозгласил своей задачей преображающее воздействие на общество, он был элитарным стилем. Идея полноценной свободы свойственна ему не меньше, чем красота. Своими контрастами модерн воплощал диалектический закон единства и борьбы противоположностей: стремление к естественности сочеталось с культом искусственности и рафинированностью, космополитизм идеи «человек - гражданин мира» - с патриотизмом и национализмом, рационализм и гармония - с мистикой. Отрицая эклектику, модерн не отрицал историческое начало в архитектуре.

Модерн развивался в четырех направлениях: романтическом, по-новому интерпретировавшем идеи национальной архитектуры, рационалистическом, иррационалистическом и классицистическом - когда именно в архитектуре классицизма черпались идеалы порядка, гармонии и красоты как объективного свойства природы. Рациональный модерн воплотился в основном в нежилых помещениях, промышленных зданиях и банках, выражая в своих лаконичных формах и отсутствии декора строгость и ритм делового мира. В стиле модерн строились здания, типичные для капиталистической эпохи, но особенно он прославился в доходных домах и частных особняках. В Москве, далекой от официального Петербурга, но богатой и процветающей, состоятельные заказчики могли позволить себе роскошный дом. На рубеже веков изменился и сам заказчик, рафинированный эстет, умеющий ценить прекрасное. Свободу действий получал и архитектор, не стесненный в средствах. Проектируя особняк, он отбрасывал традиции и воплощал причуды воображения, придерживаясь главного правила - чтобы декоративное здание, произведение искусства, соответствовало обычным, будничным человеческим потребностям. В этом модерн красиво выиграл у всех стилей, создав самое комфортабельное жилье.

Лицо московского модерна создал Шехтель, воплотивший в своих сооружениях все его направления.
Далекий потомок баварцев, переселившихся в Россию во времена Екатерины Великой, Франц Иосиф Шехтель родился в Петербурге 7 августа 1859 года в семье инженера-технолога. В 1864 году они переехали в Саратов, где братья Шехтеля-старшего вели фамильное дело - фабрики, крахмальный завод и местный театр. Через два года театр сгорел, отец будущего архитектора простудился на пожаре и вскоре умер, оставив большую семью без средств к существованию. Тогда вдова, Доротея Карловна, устроилась экономкой у Павла Михайловича Третьякова, которому она приходилась дальней родственницей, и переехала в Москву.

Шехтель-младший успел поучиться в гимназии, где отличился только по рисованию и черчению, овладевая сим мастерством у бывшего учителя Врубеля. Потом окончил Тираспольскую римско-католическую семинарию, но стать священником отказался и приехал к матери в Москву, твердо решив стать архитектором. Мечта сбывалась. В доме Третьякова он познакомился с его зятем, первоклассным архитектором А.С.Каминским, преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда мечтал поступить Шехтель. Мечта сбылась - он был принят в училище на отделение архитектуры на курс самого Д.Н.Чичагова, но нужда не давала возможности учиться в полную силу. «Не птица Божия - кормиться надо», - писал Шехтель и работал в свободное время под началом Каминского, всячески подрабатывал, да и к вольной работе душа лежала больше.

Так перебивавшегося случайными заработками и подработками талантливого ученика отчисляют за плохую посещаемость с третьего курса. Гениальный Шехтель остается без диплома архитектора и с волчьим билетом на право самостоятельного строительства. Тогда его увлекла работа художника - он иллюстрировал книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афишы, дорогие ресторанные меню. Затем удачно пробует себя на поприще театрального художника. В середине 1880-х годов вместе с архитектором Терским строит театр «Парадиз» на Большой Никитской (ныне им.Маяковского). Каким-то чудом уцелела первая самостоятельная постройка Шехтеля - дом фабриканта Щапова на углу Немецкой (Бауманской), 58, и Денисовского переулка. Шехтель тогда еще не имел права на работу архитектора, и здание официально приписали Каминскому. В 1893 году судьба улыбнулась Шехтелю. «Бездипломника» пригласил построить дом Савва Морозов. После этого дома Шехтель получил официальное право самостоятельной работы.

Шехтель, как уже говорилось, строил во всех направлениях модерна и все возможные типы зданий - гостиницы, кинотеатры, банки, типографии, вокзалы, театры, доходные дома. Перечисление памятников, к которым прикасалась его рука, заняло бы десяток страниц. Но именно московские особняки раскрывают образ своего творца во всей его гениальности. Шехтеля отличает главная черта - ярко выраженное историческое начало в его архитектуре, вариации на тему прошлого, будь то готика или древнерусское искусство. Так и особняк Морозова на Спиридоновке, 17, с которого началась слава Шехтеля, построен по мотивам английской готики. Того пожелал и сам Савва Морозов, учившийся в Кембридже. К работе над оформлением архитектор пригласил М.Врубеля, который украсил московский замок панно, скульптурами и витражами на тему Западного Средневековья. Раннего Шехтеля-католика тянуло на Запад. В доме для другого Морозова в Подсосенском переулке, Шехтель создал готический кабинет Фауста, украшенный врубелевскими панно, скульптурами химер, и карлика на лестнице в библиотеку. Свой собственный дом в Ермолаевском переулке построил в романском стиле на манер средневекового замка. За Морозовыми потянулись Рябушинские.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской стал символом московского модерна и визитной карточкой самого Шехтеля. Его можно считать философско-архитектурной декларацией модерна, которая раскрывает Шехтеля как мыслителя. Благодаря музею Горького, разместившегося в нем, представилась уникальная возможность подробно осмотреть его интерьеры. Обычно подобные особняки заняты посольствами и дипломатическими учреждениями. Очень рекомендую не пожалеть времени и сходить на экскурсию по всему особняку - до молельни включительно.

В 1900 году Степан Павлович Рябушинский купил участок земли на Малой Никитской - недалеко от особняка Саввы Морозова. Хозяин пожелал, чтобы дом не примыкал к улице, и тогда архитектор вынес на красную линию парадное крыльцо, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад. В этом особняке Шехтель полностью отказался от исторических мотивов и создал здание, уподобленное миру природы. Коснемся его идеи.
Дом - это мир, в котором живет человек. Главный постулат архитектуры модерна - мир человека уподоблен миру природы и находится в постоянном развитии. Оттого структура дома уподобляется физическому строению мира и символизирует жизненный путь человека от его рождения в мир и до смерти, за которой следует Вечность.

Повсюду контрасты и противопоставления, выражающие противоречивость мира и натуры человека. Огромные окна второго этажа перерезают полосу мозаичного фриза. Мягкие колеблющиеся стебли и цветы орхидей оттеняют строгие прямые линии плоских карнизов и гладких стен. Рамы наподобие цветов и деревьев, арки крыльца похожи на рожки улиток и усики вьющихся растений. Мотивы волн и цветов, символы вечного движения и жизни - в рисунке паркета столовой и холла, в лепном волнообразном орнаменте.

Жизнь человеческая - это рождение личности и ее путь к смерти и воскресению. Эта идея, главная в особняке, гениально выражена в его композиции.

К тому времени Шехтель стал создателем «центрической структуры» особняков - в здании существует идейно-композиционный центр, уподобленный стволу мирового древа: от него отходят «ветви»- комнаты. Таким центром в особняке является парадная лестница «Волна», символ постоянного движения и жизненного пути человека, напоминающая, что жизнь явилась из воды на землю, чтобы устремиться в небеса, к Богу, по ступенькам духовного восхождения. Кроме того, лестница исполнена в виде спирали - символа бесконечности развития. Ее парапет из зеленовато-серого мрамора символизирует вечное движение морских волн и водную стихию жизни. Лестничный голубовато-синий витраж - символ неба, воздуха, простора, выхода к светлому, духовному, так как лестница «Волна», ведущая на второй этаж, была этапом восхождения на пути в домовый храм, старообрядческую молельню. В нее попадают со второго этажа по другой лестнице, маленькой и скрытой, символизирующей узкую, тайную тропу к храму для человеческой души. А на пути к нему - большая колонна с лилиями (цветок Богородицы) и саламандрами в капителях, означающие противоборство добра и зла, «светлых» и «темных» сил жизни и смерти. Иногда в этих ящерицах усматривают символ библейского змия.

Молельня устроена наверху как конечная цель восхождения, как высший смысл жизни, символ спасения души и обретения Вечности. Квадратная в плане молельня увенчана круглым куполом со световым фонарем в центре, от которого расходятся лучи естественного солнечного света в знак источаемой Божественным светом истины. Квадрат и круг - христианские символы вечности. И купол храма завершает космос этого дома-чуда, осеняет благородное жилище, ставшее подлинным гимном личности человека, его свободы, любви, творчества, образом его жизненного пути, завершаемого смертью и Вечностью.

Максиму Горькому особняк не понравился. По легенде, его выбрал для Горького сам Сталин. Здесь было все - комфорт, тишина, центр, садик для прогулок, но ничто в нем не отражало вкусов нового хозяина, выразившегося так: «дом нелеп, но работать можно». В столовой убрали мраморный камин и закрыли парадный вход, чтоб не было сквозняков, опасных при больных легких Горького. Домработница отказалась от своей должности, перепугавшись «чудовищ» - саламандр, изображенных в капители на колонне. Впрочем, и иным современникам Шехтеля его особняки напоминали чудовище, сказочного русского дракона, как особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке.

В 1901 году он стал академиком архитектуры. Чехов называл его талантливейшим из всех архитекторов, ласково называя его Финь-Шампань, а он увековечил имя Чехова в здании театра МХАТ в Камергерском переулке, и еще в летящей чайке на занавесе – этот символ тоже придуман Шехтелем.

Творчество Шехтеля эволюционировало. Есть интересная версия, что рационалистическое начало в модерне появилось, когда стала понятна утопичность идеи исцелить язвы общества красотой. Черты рационализма у Шехтеля видят, например, в типографии Рябушинских «Утро России» на Страстном бульваре, созданной в 1907 году. Однако историческому началу архитектуры он не изменял и не отказался от него во время позднего модерна. Напротив, он переосмысляет русскую классику и воплощает неоклассическое направление модерна в своем построенном в 1910 году доме на Большой Садовой, 4, как утверждение исторических истоков.

Шехтель строил и храмы. В 1896 году он декорировал Тверскую в неорусском стиле к коронации Николая II (есть предположение, что после этого он и получил заказ на сооружение Ярославского вокзала). И через несколько лет возвел на Тверской Никольскую часовню при храме Василия Кесарийского в память бракосочетания Николая II с Александрой Федоровной. Шехтелевские интерьеры можно видеть в храме Нового Пимена близ Новослободской.

В 1915 году он принял православие под именем Федор и на следующий год построил храм, который считал своим лучшим творением. Его давний приятель, Алексей Мозалевский, полковник Тульской пешей дружины, попросил построить в Петровско-Разумовском приходской храм для своих подчиненных. Деревянный храм Николая Чудотворца в Соломенной Сторожке был исполнен Шехтелем по мотивам Вологодского зодчества и древнерусского Севера, который он особенно любил. Историческое начало исполнено в нем виртуозно. В советские годы храм снесли, но недавно восстановили.

Говорят, что Шехтель принял революцию. Но не принял новых идеологических веяний в архитектуре. Конструктивистские мечты нового поколения архитекторов, отрицавших какой-либо груз прошлого, в том числе и архитектурный, был ему не по сердцу, да и назначение искусства ему по-прежнему виделось в красоте. Шехтель занимал довольно значительные архитектурные посты, преподавал во ВХУТЕМАСЕ, но революция стала закатом Шехтеля. По его проекту возвели лишь павильон Туркестана на предшественнице ВДНХ - Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года в Нескучном саду. Из национализированного дома на Большой Садовой его, конечно выселили, Шехтель доживал свой век в страшной бедности, мыкаясь по коммуналкам, не имея денег на лекарства.

Последние годы он провел у своей дочери Веры Тонковой, в комнатке на Малой Дмитровке. (Артист Вадим Сергеевич Тонков, всем еще памятный в образе старушки Вероники Маврикиевны, приходился Шехтелю родным внуком.) Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и упокоился на Ваганьковском кладбище. Позднее его именем была названа малая планета.

пешеходные по Москве

Есть в Москве удивительное здание, которое сам архитектор его называл "избушкой непотребной архитектуры", а столичные извозчики принимали этот дом "то ли за кирху, то ли за синагогу". Все эти определения относятся к особняку человека, застроившего "пол-Москвы". Этот человек - Фёдор Шехтель. В ходе данной экскурсии вы увидите особняк, метко названный москвичами "пляска миллионов", романтический замок типографии и "дом гармоничный и нарядный". Что означают ирисы над входом в собственный дом Шехтеля? Приходите - и узнаете!

Цена: от 650 RUB

Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору. «Жизнь коротка, искусство вечно», — этим словам он следовал до конца. И сегодня имя Фёдора Шехтеля стоит в одном ряду с именами самых знаменитых русских зодчих. По его проектам изучают историю и классику архитектуры. На звездной карте неба в 1987 году была открыта малая планета, названная в честь архитектора - Шехтелия (№3967). Мы прогуляемся по Патриаршим прудам и полюбуемся архитектурными творениями Фёдора Осиповича Шехтеля.

Вы узнаете: какие тайные символы, послания и загадки оставил для нас архитектор, что обозначает цифра 96 над входом в собственный дом Ф.О.Шехтеля, где были напечатаны первые сборники Марины Цветаевой и А.П.Чехова, как особняк З.Морозовой перешел во владения Рябушинского, в каком особняке архитектор отразил эволюцию человеческой жизни: от его зарождения в морской пучине до перехода в мир иной, мир вечный.

Услышите легенду о чертополохе и узнаете, где "пряталась" королевская печать...

Увидите: особняк гармоничный и нарядный, «избушку непотребной архитектуры», романтический замок типографии, готический особняк «пляска миллионов», шедевр модерна для Рябушинского.

Продолжительность экскурсии ~ 2,5 часа (ориентировочно).

Стоимость программы:
взрослый - 650 руб.

ребенок - 650 руб.

Место сбора ст. м. "Маяковская" (у памятника Маяковскому). Сбор в 14:45, отправление в 15:00.

Окончание на ул. Малая Никитская, у особняка Рябушинского.


Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей - свидетельство о рождении.

Отзывы на программу

Добавить отзыв

Обратиться в отдел качества

Всего отзывов: 5 10 25 50 100

11.04.2016 Юлия

Вчера 10.04.2016 побывала на экскурсии « ». Мое состояние можно описать одним словом - восторг! О Шехтеле Ф.О. до посещения экскурсии я знала очень немного. Теперь же, появилась потребность знать об этом удивительном, талантливом архитекторе, настоящем гражданине все больше и больше! Так же открыла для себя мозаичиста Фролова В.А., оформлявшего московское метро! Огромное спасибо всем создателям, на мой взгляд, именно просветительского проекта, в сочетании с великолепной прогулкой по Москве. Спасибо Магазину Путешествий! Друзья, дети и взрослые, путешествуйте по нашей любимой Москве! Получите огромное удовольствие, испытаете радость и станете интеллектуально гораздо богаче!

13.11.2015 Елена

Наслаждалась последними теплыми днями в сентябре и экскурсией \"Планета Шехтель\" . Шла на экскурсовода, понимая, что будет интересно. И, хотя о Шехтеле и о стиле знала немало, опять была под впечатлением от того, как это было преподнесено. После каждой ее экскурсии я читаю в интернете еще о некоторых людях и событиях и очень благодарна ей за Москву, которую вижу уже по-другому и с каждой экскурсией люблю все больше. Это так захватывает! Спасибо и до встречи.

Летом прошлого года исполнилось 150 лет со дня рождения одного из самых известных архитекторов дореволюционной России Федора Осиповича Шехтеля. Его творчество во многом определило архитектурный облик дореволюционной Москвы. Друживший с Шехтелем Антон Павлович Чехов назвал его талантливейшим из всех архитекторов мира.

Шехтель был одним из основателей архитектурного стиля под названием русский модерн или его ещё называют московский модерн. Этот архитектурный стиль был чисто русским явлением, даже самые ярые славянофилы никогда не обвиняли Шехтеля в подражательстве западной архитектуре.

Судьба Шехтеля была непростой. Семейство Шехтелей происходит из баварских немецких колонистов, которые приехали в Россию еще в18-ом веке и поселились в Саратове. Были в истории такие времена, когда в поисках лучшей доли немцы ехали в Россию. Семья достаточно быстро поднялась и считалась состоятельной, владела заводом, магазинами, домами и ткацкой фабрикой. Но рано умер отец семейства, бизнес семьей Шехтелей был потерян, и началась темная сторона жизни будущего архитектора. Многочисленному семейству Шехтелей пришлось переехать в Москву. Мать Шехтеля нашла работу экономкой у знаменитого коллекционера П.Третьякова. С одной стороны, Федор мог общаться с известными живописцами и архитекторами и уже тогда определился, чем будет заниматься в будущей жизни, а с другой стороны, он был вынужден содержать семью и подрабатывал как мог: оформлял сборники рассказов, иллюстрировал книги и журналы, создавал театральные афиши. Юного Шехтеля отчислили с 3-го курса архитектурного отделения училища живописи из-за постоянных пропусков занятий. Впрочем, это не помешало ему впоследствии стать академиком архитектуры и без высшего профильного образования. Ближайшими друзьями Федора в это время стали художники Левитан и Врубель, они вместе учились в гимназии, а также братья Николай и Антон Чеховы. Свои работы он подписывал Ф.Ш. и в шутку расшифровывал эту аббревиатуру как Финь Шампань. Под псевдонимом Финь Шампань он оформил первый вышедший большим тиражом сборник «Пестрые рассказы», написанный его другом Антошей Чихонте — Антоном Павловичем Чеховым.

Шехтель творил много и вдохновенно и постепенно стал одним из законодателей архитектурной моды в дореволюционной Москве. Немец по происхождению, он навсегда связал свою судьбу с Россией и принял в 1914 году православие. Строил дома, дачи, театры, вокзалы и его архитектурные произведения никого не оставляли равнодушными. Проектировал дома для богатых промышленников. Неплохо зарабатывал, архитектору полагалось 10% от стоимости здания. Стиль модерн Шехтель привез из Европы, куда раз в год обязательно отправлялся путешествовать, но создал свой неповторимый и узнаваемый архитектурный почерк. Остались воспоминания современников о том, что Шехтель мог увлеченно работать круглые сутки напролет, подкрепляясь только фруктами и шампанским.

Революция до основания разрушила привычный уклад семьи Шехтеля. Шехтеля выселили из родного дома на Садовой улице, который попал под национализацию, и его семье пришлось скитаться по съемным квартирам. Архитектор пытался приспособиться к новой жизни, преподавал, в том числе в Строгановском училище, и продолжал упорно работать над новыми архитектурными проектами. Но жизнь кардинально изменилась и новая власть в работах самобытного и талантливого архитектора не нуждалась. Из всех проектов авторства Шехтеля в работу был принят только выставочный павильон Туркестана, разработанный для Всероссийской сельхозвыставки.

Закат жизни Федор Шехтель встретил в печали и горестях, утратив источники средств для существования. По ходатайству Луначарского ему назначили нищенскую пенсию размером 75 руб. Талантливый архитектор ютился в коммунальной квартире в комнате дочери. За бесценок были распроданы все ценные произведения искусства, принадлежавщие семье. Последней была продана библиотека. Судьба Шехтеля во многом схожа с судьбой Гауди. И проповедовали они похожий архитектурный стиль и были почти одного возраста и умерли в один год и в нищете.

В советское время про Шехтеля мало кто знал, его творчество рассматривалось как пережиток буржуазного дореволюционного прошлого. Стиль модерн в советской архитектурной школе вообще оказался под запретом. Даже в эпоху развитого социализма в МАРХИ при упоминании всуе стиля модерн студентам сразу ставилась неудовлетворительная оценка.

Понятно, что в перестройку также было не до модерна. Но в последнее время интерес к творчеству Шехтеля неуклонно возрастает. Вдруг выяснилось, что сохранилось немало архитектурных объектов, которые построил талантливый архитектор, а в Москве сохранилось более чем 80 его работ, и все они являются настоящим украшением города. Почти все особняки Шехтеля в советское время раздали под посольства и иные казенные учреждения, но возможно именно это и позволило их сохранить. В последние годы, и здесь надо отдать должное городским властям, город приступил к планомерной реставрации своих архитектурных шедевров. В частности, в 2016 году был отреставрирован дом Шехтеля на Большой садовой улице, дом 4 и был приведен в порядок небольшой сквер в непосредственной близости от этого дома. Этот уголок Москвы официально назвали аллеей Шехтеля. На аллее Шехтеля установили крест с памятной табличкой на месте несохранившейся церкви святого Ермолая, где Шехтель принял православие.

ОБ ЭКСКУРСИИ

Гуляя по улицам старой Москвы, можно увидеть необычные здания, отличающиеся своеобразной формой и отделкой. Наши современники часто и с грустью вздыхают по красотам модерна, находя их куда более привлекательными, нежели современное архитектурное "безобразие". Самоучка Федор Шехтель оказался самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в Москве. Он проявил потрясающую фантазию в использовании новых конструкций и методов оформления интерьеров: таинственные детали, символика мягкие текучие формы, растительные элементы (стилизованные орхидеи, лилии, ирисы), морские мотивы (раковины, медузы, русалки). Недаром сегодня Шехтель по праву считается отцом московского модерна.

Построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. Работоспособность Федора Шехтеля была просто фантастическая. Он мог работать без устали до 20 часов в сутки.Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору: 5 театров, 5 церквей, 4 часовни, 2 типографии, вокзал, банк, кинотеатр, 3 усадьбы, 6 дач и 30 особняков.«Жизнь коротка, искусство вечно», - этим словам он следовал до конца.

И сегодня имя Федора Шехтеля стоит в одном ряду с именами самых знаменитых русских зодчих. По его проектам изучают историю и классику архитектуры. На звездной карте неба в 1987 году была открыта малая планета, названная в честь архитектора – Шехтелия (№3967). Мы прогуляемся по Патриаршим прудам и полюбуемся архитектурными творениями Фёдора Шехтеля.

Вы узнаете: какие тайные символы, послания и загадки оставил для нас архитектор, что обозначает цифра 96 над входом в собственный дом Ф. О. Шехтеля , где были напечатаны первые сборники Марины Цветаевой, как особняк З.Морозовой перешел во владения Рябушинского, в каком особняке архитектор отразил эволюцию человеческой жизни: от его зарождения в морской пучине до перехода в мир иной, мир вечный.

Вы увидите: особняк гармоничный и нарядный, «избушку непотребной архитектуры», романтический замок типографии, готический особняк «пляска миллионов», шедевр модерна для Рябушинского т.д. По возможности, Вы посетите один из красивейших особняков Рябушинского со знаменитой тающей лестницей-волной, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток...

Экскурсовод: Медея Странадко - экскурсовод, историк, страстная путешественница: объездила немало стран и городов и в каждом может с легкостью провести экскурсию. Занимается любимым делом и делится с экскурсантами радостью и теплотой от общения с Москвой, со старыми и любимыми уголками столицы, порой забытыми и оттого еще более интересными.

Старт эксурсии: м. Маяковская, на улице на выходе в сторону театра Сатиры.
Закончится путешествие в (у) особняке Рябушинского на ул.Малая Никитская

Продолжительность: около 2,5 часов.




Почему Алтай так восхищает людей? Почему каждый, побывавший там, обязательно стремится туда вернуться? Почему многие народы мира считают именно Алтай своей прародиной? Владимир Рыжков, исходивший пешком и объехавший на конях весь Алтай, отвечает на эти вопросы в своей новой книге. Главные достопримечательности Алтая, знаменитые дороги и скрытые тропы, перевалы и хребты, реки и озера, культура и история, приключения и повседневная жизнь таежников - в этой фундаментальной книге представлена самая широкая панорама жизни, истории и природы Алтая. Книга - написанный с любовью и со всеми подробностями портрет удивительного Алтая. Горной страны в самом центре мира, от природы и от людей которой исходит сияние.

722 руб


Калининград

Калининград - один из красивейших городов России. Он гордо стоит на месте впадения реки Преголи в Калининградский залив и является административным центром Калининградской области.
Гостеприимен, предприимчив и открыт для любых народов красавец-Калининград.
Растет город Калининград, а вместе с ним и богатство всей нашей великой Родины - России.

157 руб


Коломна. История и достопримечательности

В книге рассказано о самом крупном и самом интересном из древнейших городов Московской области - Коломне. Повествуется об истории этого города, самых ярких событиях в нём и его окрестностях, называются уникальные черты Коломны и рассказывается об её особом вкладе в судьбу Руси, России, в том числе многих пионерских (пилотных) начинаниях на Коломенской земле. Описаны основные историко-архитектурные и религиозные достопримечательности. Представлены неординарные личности, в том числе канонизированные Русской православной церковью, оказавшие влияние на жизнь и развитие Коломны.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

141 руб


Издание 1984 года. Сохранность хорошая.
Выявить главные звенья развития архитектуры Москвы в годы Советской власти, показать принципиальное значение идей, заложенных в лучшие сооружения советского времени, и помочь ознакомиться с ними - таковы цели путеводителя.

567 руб


Книга расскажет вам о Вологде, о ее достопримечательностях и истории Вологодской земли. Путеводитель станет незаменимым спутником во время путешествия по пригородам Вологды.

367 руб


Заставки, концовки, буквицы - гравюры на дереве художника М. И. Пикова.
Иллюстрации в тексте - гравюры на дереве художника А. И. Калашникова.

Каждый из древнерусских городов - это подлинный музей. Ознакомление на месте с его памятниками может дать всякому, кому дороги искусство, культура и историческое прошлое нашего народа, не меньше, а иногда и больше, чем простое изучение истории или литературы. Поэтому цель этой книги не столько в том, чтобы воссоздать в очерках облик древнерусских городов, а в том, чтобы дать необходимый материал в руки тем, кто захочет лично познакомиться с замечательными древнерусскими городами и их культурными сокровищами.

350 руб


Кимры - небольшой городок в Тверской области. Расположен на обоих берегах Волги и впадающей в нее речки Кимрки. Статус города получили в 1917 году. До этого был крупным торгово-промышленным селом, которое со 2-й пол. XIX века неофициально именовали "столицей сапожного царства", снабжавшего своим башмачным и сапожным товаром обе столицы и едва ли не половину России.

238 руб


Хабаровск

Хабаровск - один из красивейших городов России. Он гордо стоит на реке Амур и является административным центром Хабаровского края.
Гостеприимен, предприимчив и открыт для любых народов красавец - Хабаровск.
Растет город Хабаровск, а вместе с ним и богатство всей нашей великой Родины - России.

157 руб