Полное имя максима горького. Краткая биография максима горького

Общий вид Красной площади во время похорон Максима Горького. Фотография Эммануила Евзерихина. 1936 год ИТАР-ТАСС

Горьковский миф, сформировавшись в основных чертах еще до революции, был зацементирован советским каноном, а затем развенчан диссидентской и перестроечной критикой. Подлинная фигура писателя размылась до абсолютной неразличимости под слоями противоречащих друг другу мифологизаций и демифологизаций, а полная увлекательных эпизодов биография успешно заместила в коллективном воображении его творчество. Arzamas собрал спорные моменты биографии и творчества писателя-босяка, буревестника революции, основоположника соцреализма, близкого друга Ленина, советского бонзы, певца Беломорканала и Соловецкого лагеря.

1. Горький — ничтожный писатель

Самая знаменитая формулировка этого тезиса принадлежит, видимо, Владимиру Набокову. «Художественный талант Горького не имеет большой ценности» и «не лишен интереса» лишь «как яркое явление русской общественной жизни», Горький «псевдоинтеллигентен», «обделен остротой зрения и воображением», в нем «напрочь отсутствует интеллектуальный размах», а его дар «убог». Он стремится к «плоскому» сентиментализму
«в худшем варианте», в его произведениях нет «ни одного живого слова», «одни готовые штампы», «сплошная патока с небольшим количеством копоти». Не менее язвительно о писательском даровании Горького отзывался Мережковский:

«О Горьком как о художнике именно больше двух слов говорить не стоит. Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания; но поэзия, которою он, к сожалению, считает нужным украшать иногда эту правду, ничего не заслуживает, кроме снисходительного забвения».

Дмитрий Мережковский. «Чехов и Горький» (1906)

Другой признанный носитель высокого литературного вкуса И. А. Бунин прямо писал о «беспримерной незаслуженности» мировой славы Горького («Горький», 1936), обвиняя его чуть ли не в фальсификации собственной босяцкой биографии.


Степан Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков. Открытка начала XX века vitber.lv

Но рядом с этими уничижительными характеристиками несложно поставить другие — прямо противоположные, дышащие любовью к Горькому и восхищением к его таланту. По слову Чехова, Горький — «настоящий», «залихватский» талант, Блок называет его «русским художником», вечно язвительный и сдержанный Ходасевич пишет о Горьком как о писателе высокой пробы, а Марина Цветаева отмечает по случаю присуждения Бунину Нобелевской премии: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи» (в письме к А. А. Тесковой от 24 ноября 1933 года).

2. Горький — создатель соцреализма

Советское литературоведение интерпретировало развитие реалистического искусства как переход от критического реализма, воплощенного в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева и Толстого, к реализму социалистическому, являвшему собой официальный и единственный художественный метод советского искусства. Последним представителем критического реализма был назначен Чехов, а Горькому досталась роль «основоположника литературы социалистического реализма» и «родоначальника советской литературы» (Большая советская энциклопедия).

«Выдающимися произведениями социалистического реализма» признавались пьеса Горького «Враги» (1906) и особенно роман «Мать» (1906). При этом теория социалистического реализма окончательно оформилась лишь в 30-е годы, именно тогда и была выстроена генеалогия этого «художественного метода... представляющего собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека» — с Горьким во главе и с его написанным чуть не 30 лет назад в Америке романом «Мать» в качестве высочайшего образца.

Позднее Горький чувствовал необходимость оправдать тот факт, что шедевр соцреализма был написан в Америке, вдали от русских реалий. Во второй редакции очерка «В. И. Ленин» (1930) появилась фраза: «Вообще поездка не удалась, но я там написал „Мать“, чем и объясняются некоторые „промахи“, недостатки этой книги».

Максим Горький в Италии, 1907 год Архив ИТАР-ТАСС

Максим Горький в Италии, 1912 год Архив ИТАР-ТАСС

Максим Горький в Италии, 1924 год Архив ИТАР-ТАСС

Сегодня исследователи Горького обнаруживают идеологическую пружину образцового советского романа совсем не в марксизме, как того хотело советское литературоведение, а в своеобразных идеях богостроительства, занимавших Горького на протяжении всей жизни:

«Горького не увлекал марксизм, но увлекала мечта о новом человеке и новом Боге... <...> Главная идея „Матери“ — идея нового мира, и символично, что место Бога-Отца в нем занимает Мать. <...> Сцены собраний рабочего кружка выдержаны в той же квазибиблейской стилистике: они напоминают тайные встречи апостолов».

Дмитрий Быков. «Был ли Горький?»

Примечательно, что вопреки железной хронологической логике советской теории стилей последнее произведение Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936; четвертая часть не была завершена) в статье Большой советской энциклопедии о социалистическом реализме причислено к реализму критическому.

3. Горький — борец с социальной несправедливостью


Максим Горький в президиуме торжественного собрания, посвященного празднованию 1 Мая. Петроград, 1920 год Wikimedia Commons

Несомненно, что Горький восставал против современного ему миропорядка, но его бунтарство не ограничивалось сферой социального. На метафизический, богоборческий характер горьковского творчества указывал его яростный критик Д. С. Мережковский:

«Чехов и Горький действительно „пророки“, хотя не в том смысле, как о них думают, как, может быть, они сами о себе думают. Они „пророки“ потому, что благословляют то, что хотели проклясть, и проклинают то, что хотели благословить. Они хотели показать, что человек без Бога есть Бог; а показали, что он — зверь, хуже зверя — скот, хуже скота — труп, хуже трупа — ничто».

Дмитрий Мережковский. «Чехов и Горький», 1906

Известно, что Горькому были близки идеи русского космизма, идеи борьбы со смертью как воплощением абсолютного зла, ее преодоления, обретения бессмертия и воскресения всех мертвых («Общее дело» Н. Ф. Федорова). По свидетельству О. Д. Чертковой, за два дня до смерти в бреду Горький произнес: «...знаешь, я сейчас спорил с Господом Богом. Ух, как спорил!» Горьковский бунт захватывал мироздание, жизнь и смерть, был призван изменить миропорядок и человека, то есть метил куда выше простого изменения общественного устройства. Прямое художественное выражение этого — сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892), вызвавшая знаменитую резолюцию Сталина: «Эта штука сильнее „Фауста“ Гете (любовь побеждает смерть)».

4. Горький — антимодернист

Образ Горького — поборника реалистических тенденций в литературе, противника декаданса и модернизма, основателя соцреализма рассыпается, если приглядеться к его реальному месту в литературном процессе Серебряного века. Яркий романтизм ранних рассказов, ницшеанство и богоискательство оказываются созвучны модернистским тенденциям русской литературы рубежа веков. Анненский пишет о пьесе «На дне»:

«После Достоевского Горький, по-моему, самый резко выраженный русский символист. Его реалистичность совсем не та, что была у Гончарова, Писемского или Островского. Глядя на его картины, вспоминаешь слова автора „Подростка“, который говорил когда-то, что в иные минуты самая будничная обстановка кажется ему сном или иллюзией».

Иннокентий Анненский. «Драма на дне» (1906)

Портрет Максима Горького. Ок. 1904 года Getty Images / Fotobank

Мифологизация Горьким своей жизни также может быть прочитана по-новому в контексте символистского жизнетворчества, а близость со многими модернистами ярко демонстрирует всю относительность традиционного советского взгляда на место Горького в литературном процессе. Неслучайно тончайший взгляд на природу горьковского искусства принадлежит не кому иному, как Владиславу Ходасевичу, важнейшей фигуре русского модернизма, входившему на протяжении нескольких лет в домашний круг писателя.

5. Горький и Ленин

Образ Горького как великого пролетарского писателя, канонизированный советской официальной культурой, обязательно включал в себя легенду о теснейшей дружбе, связывавшей буревестника революции с Лениным: легенда имела мощную визуальную составляющую: многочисленные скульптуры, картины и фотографии, изображавшие сцены оживленных бесед создателя соцреализма с пролетарским вождем.


Ленин и Горький с рыбаками на Капри. Картина Ефима Чепцова. 1931 год Getty Images / Fotobank

На деле политическое положение Горького после революции было далеко не однозначным, а влияние — ограниченным. Уже с 1918 года писатель играл в Петрограде роль несколько двусмысленную, причиной чему были его весьма критические по отношению к социалистической революции очерки, составившие книгу «Несвоевременные мысли» (книга не перепечатывалась в России вплоть до 1990 года), и вражда с могущественным председателем Петроградского совета Григорием Зиновьевым. Такое положение привело в конце концов к почетной ссылке Горького, продлившейся почти двенадцать лет: певцу революции не нашлось места в послереволюционной действительности.

Впрочем, к созданию этого мифа приложил руку и сам Горький, в сентиментальных красках изобразивший дружбу с Лениным в биографическом очерке о нем.

6. Горький и Сталин

Последний период жизни Горького — после его возвращения в советскую Россию — так же, как и вся его биография, оброс легендами, несущими, правда, противоположный идеологический заряд. Особое место среди них занимают популярные слухи, что Горький, вернувшись, попал под жесткий контроль чекистов, что Сталин угрожал ему и его семье и в конце концов расправился с неугодным писателем (предварительно организовав убийство его сына).

Но факты говорят о том, что сталинизм Горького был искренним, а отношения со Сталиным — как минимум нейтральными. После возвращения писатель изменил свое мнение о методах большевиков, увидев в советской реальности грандиозную лабораторию по переделке человека, вызвавшую его глубокое восхищение.

«В 1921-1928 годах Горького смущало и тяготило полуопальное положение буревестника революции, принужденного жить за границей на положении чуть ли не эмигрантском. Ему хотелось быть там, где творится пролетарская революция. Сталин, расправившийся с его недругом Зиновьевым (имею в виду не казнь Зиновьева, а его предварительную опалу), дал Горькому возможность вернуться и занять то высокое положение арбитра по культурным вопросам, которого Горький не мог добиться даже при Ленине. Сама личность Сталина, конечно, ему в высшей степени импонировала. <...> Несомненно, он льстил Сталину не только в официальных речах и писаниях».

Владислав Ходасевич. «О смерти Горького» (1938)

Молотов, Сталин, Микоян несут урну с прахом Горького к Кремлевской стене.

Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович выносят урну с прахом из Дома союзов.

Трудящиеся Москвы на траурном митинге на Красной площади. Мультимедиа-арт-музей, Москва

Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе и Андреев несут урну с прахом во время траурного митинга.

Версия о том, что Горького убили, впервые была озвучена в ходе Третьего Московского процесса 1937 года: в злодейском убийстве писателя и его сына, Максима Пешкова, обвиняли бывшего наркома внутренних дел Генриха Ягоду, а также секретаря Горького Петра Крючкова и трех известных врачей — Льва Левина, Игнатия Казакова и Дмитрия Плетнева. Все это преподносилось как часть обширного «правотроцкистского» заговора. В частности, Ягода признался, что убил Горького по личному указанию Троцкого, переданному через Енукидзе: якобы заговорщики пытались рассорить Горького со Сталиным, а когда ничего не вышло, решили его устранить, опасаясь, что после свержения сталинского руководства Горький, к чьему мнению прислушиваются и в стране, и за рубежом, «подымет свой голос протеста против нас». Максима Пешкова Ягода якобы приказал отравить из личных соображений, поскольку был влюблен в его жену. Чуть позже возникают версии, согласно которым Сталин сам приказал Ягоде отравить Горького, или даже сделал это собственноручно, послав ему коробку конфет. Известно, впрочем, что Горький не любил сладкое, а конфетами обожал одаривать родных и гостей, так что отравить его таким образом было бы затруднительно. В целом, никаких сколько-нибудь убедительных доказательств версии об убийстве не известно, хотя писали о ней много.

Но версия эта оказалась выгодна: Сталин воспользовался ею как предлогом для расправы над троцкистско-зиновьевским блоком. Разоблачители Сталина, в свою очередь, с удовольствием вписали Горького в число сталинских жертв.

7. Горький, русский народ и евреи

Портрет Максима Горького. Картина Бориса Григорьева. 1926 год Wikipedia Foundation

Образ Горького — певца русского народа рассыплется, если принять во внимание, что великий пролетарский писатель с ненавистью относился к русскому крестьянству и деревне. В системе взглядов Горького крестьянин олицетворял все негатив-ные свойства человеческой натуры: глупость, лень, приземленность, ограниченность. Босяк, излюбленный горьковский тип, будучи выходцем из крестьянской среды, возвышался над ней и всем своим существованием отрицал ее. Столкновение Челкаша, «старого травленного волка», «заядлого пьяницы и ловкого, смелого вора», с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой ярко иллюстрирует это противопоставление.

«Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень... и их заменит новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей. На мой взгляд, это будет не очень „милый и симпатичный русский народ“, но это будет — наконец — деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям».

Максим Горький. «О русском крестьянстве» (1922)

По-своему горьковское отношение к крестьянству понял Мережковский: «Босяк ненавидит народ, потому что народ — крестьянство — все еще бессознательное христианство, пока старое, слепое, темное — религия Бога, только Бога, без человечества, но с возможностью путей и к новому христианству, зрячему, светлому — к сознательной религии Богочеловечества. Последняя же сущность босячества — антихристианство...» («Чехов и Горький», 1906).

Примером народности, в которой уже воплотились искомые идеалы разума, трудолюбия и деловитости, для Горького служили евреи. Он не раз писал о евреях в тех же выражениях, в каких рисовал образ нового человека, который придет на смену русскому крестьянину. Еврейская тема занимает важное место в публицистике писателя, он всегда выступает последовательным защитником еврейства и жестким противником антисемитизма:

«В продолжение всего тяжелого пути человечества к прогрессу, к свету... еврей стоял живым протестом... против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества».

Максим Горький. «О евреях» (1906) 

Цитата сообщения 28 марта 1868 года родился Алексей Максимович Пешков-Максим Горький.


Алексей Пешков, более известный как писатель Максим Горький, для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и Львом Толстым главным творцом отечественного литературного искусства.

Алексей Пешков - будущий Максим Горький

Он родился в городке Канавино, который в те времена располагался в Нижегородской губернии, а сейчас является одним из районов Нижнего Новгорода. Его отец Максим Пешков был столяром, а в последние годы жизни управлял пароходной конторой. Мать Варвара Васильевна умерла от чахотки, поэтому Алеше Пешкову родителей заменила бабушка Акулина Ивановна. С 11 лет мальчик был вынужден начать работать: Максим Горький был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца. Биография Максима Горького отражена им в повестях «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

После безуспешной попытки стать студентом Казанского университета и ареста из-за связи с марксистским кружком будущий писатель стал сторожем на железной дороге. А в 23 года молодой человек отправляется странствовать по стране и сумел добраться пешком до Кавказа. Именно во время этого путешествия Максим Горький кратко записывает свои мысли, которые впоследствии будут основой для будущих произведений. Первые рассказы Горького стали издаваться примерно в то время.




В 1902 Горький был избран почётным членом Императорской академии наук… Но прежде чем он смог воспользоваться новыми правами, его избрание аннулировало правительство , так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии
Горький опубликовал стихотворение «Валашская легенда», ставшее потом известным под названием «Легенда о Марко». По свидетельству современников, Николай Гумилёв высоко ценил последнюю строфу этого стихотворения:

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют.


Горький дружил с Лениным. Разве мог великий пролетарский писатель не дружить с буревестником революции Лениным? На свет появилась легенда о близости двух мощнейших фигур. Ее визуализировали многочисленные скульптуры, картины и даже фотографии. На них видны беседы вождя с создателем социалистического реализма. Но после революции политическое положение писателя было уже неоднозначным, он потерял свое влияние. В 1918 году Горький оказался в Петрограде в двусмысленной ситуации, начав писать критические по отношению к новой власти очерки «Несвоевременные мысли». В России эта книга была издана только в 1990. Горький враждовал с Григорием Зиновьевым, влиятельным председателем Петроградского совета. Из-за этого Горький уехал пусть в почетную, но ссылку. Официально считалось, что Ленин настоял на лечении классика за границей.


В послереволюционной жизни писателю места не нашлось. С такими взглядами и деятельностью ему грозил арест. Помог появиться этому мифу и сам Горький. В своем биографическом очерке «Ленин» он довольно сентиментально описал свою дружбу с вождем. Познакомились Ленин с Горьким еще в 1905, быстро сблизившись. Однако затем революционер стал отмечать ошибки и колебания писателя,. Горький иначе смотрел на причины Первой мировой войны, не мог желать поражения в ней своей стране. Ленин полагал, что виной тому - эмиграция и ослабшие связи с Родиной. Публикация Горького в 1918 в газете «Новая жизнь» открыто критиковалась «Правдой» . Ленин стал видеть в Горьком временно заблуждающегося товарища.


Алексей Пешков, взявший себе псевдоним Горький

Первым из изданных рассказов Максима Горького стал знаменитый «Макар Чудра» (1892). Известность писателю принес двухтомник «Очерки и рассказы». Интересно, что тираж этих томов был почти в три раза выше обычно принятого в те годы. Из самых популярных произведений того периода стоит отметить рассказы «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Челкаш», «Двадцать шесть и одна», а также поэму «Песня о Соколе». Еще одна поэма «Песня о Буревестнике» стала хрестоматийной. Много времени Максим Горький уделял детской литературе. Он написал ряд сказок, например, «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии», издавал первый в Советском Союзе специальный детский журнал и организовывал праздники для ребятишек из бедных семей.


Легендарный советский писатель
Очень важны для осмысления творчества писателя пьесы Максима Горького «На дне», «Мещане» и «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывает талант драматурга и показывает, каким образом видит окружающую его жизнь. Большое культурное значение для русской литературы имеют повести «Детство» и «В людях», социальные романы «Мать» и «Дело Артамоновых». Последней работой Горького считается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», который имеет второе название «Сорок лет». Над этой рукописью он трудился на протяжении 11-ти лет, но так и не успел окончить.


Личная жизнь Максима Горького была довольно бурной. В первый и официально единственный раз он женился в 28 лет. Со своей женой Екатериной Волжиной молодой человек познакомился в издательстве «Самарской газеты», где девушка работала корректором. Через год после свадьбы появился сын Максим, а вскоре и дочь Екатерина, названная в честь матери. Также на воспитании писателя находился его крестник Зиновий Свердлов, взявший позднее фамилию Пешков.


С первой женой Екатериной Волжиной

Вскоре Горький стал тяготиться семейной жизнью и их брак с Екатериной Волжиной превратился в родительский союз: они жили вместе исключительно из-за детей. Когда маленькая дочь Катя неожиданно умерла, это трагическое событие стало толчком к разрыву семейных уз. Впрочем, Максим Горький и его жена до конца жизни оставались друзьями и поддерживали переписку.


Со второй женой, актрисой Марией Андреевой

После расставания с женой Максим Горький при помощи Антона Павловича Чехова познакомился с актрисой МХАТовского театра Марией Андреевой, которая стала его фактической супругой на следующие 16 лет. Именно из-за ее работы писатель уезжал в Америку и Италию. От предыдущих отношений у актрисы остались дочь Екатерина и сын Андрей, воспитанием которых занимался Максим Пешков-Горький. Но после революции Андреева увлеклась партийной работой, стала меньше внимания уделять семье, поэтому в 1919 году пришел конец и этим отношениям.


С третьей женой Марией Будберг и писателем Гербертом Уэллсом

Точку поставил сам Горький, заявив, что уходит к Марии Будберг, бывшей баронессе и по совместительству его секретарше. С этой женщиной литератор прожил 13 лет. Брак, как и предыдущий, был незарегистрированным. Последняя жена Максима Горького была на 24 года моложе его, и все знакомые были в курсе, что она «крутит романы» на стороне. Одним из любовников жены Горького был английский фантаст Герберт Уэллс, к которому она уехала сразу после смерти фактического супруга. Существует огромная вероятность, что Мария Будберг, имевшая репутацию авантюристки и однозначно сотрудничавшая с органами НКВД, могла быть двойным агентом и работать еще и на английскую разведку.

После окончательного возвращения на родину в 1932 Максим Горький работал в издательствах газет и журналов, создал серии книг «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта», «История гражданской войны», организовал и провол Первый Всесоюзный съезд советских писателей. После неожиданной смерти сына от воспаления легких писатель сник. При очередном посещении могилы Максима он сильно простудился. Три недели у Горького была лихорадка, приведшая к смерти 18 июня 1936 года.


В последние годы жизни

Позднее несколько раз поднимался вопрос о том, что легендарного писателя и его сына могли отравить. По данному делу проходил народный комиссар Генрих Ягода, который был любовником жены Максима Пешкова. Также подозревали причастность Льва Троцкого и даже Иосифа Сталина. Во время репрессий и рассмотрения знаменитого «дела врачей» троим докторам ставилась в вину в том числе и смерть Максима Горького.



Настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Будущий писатель родился и провел свое детство в Нижнем Новгороде. Его отцом был столяр-краснодеревщик, матерью – мещанка. После смерти отца Горького, мать вернулась в родительский дом.

Алеша рано осиротел – в 10 лет он потерял и мать. Воспитанием занимались её родственники: бабушка Акулина Ивановна и дед Василий Васильевич Каширин. Дед содержал красильную мастерскую. Но вскоре он разорился, и Алеше пришлось идти в люди.

С ранних лет он столкнулся с трудностями жизни, которые могли уничтожить в мальчике все человеческое. Служа в людях, он нередко бывал бит за свое пристрастие к чтению. Поработав на различных непочетных должностях, он в 1884 году отправился в Казань, где хотел поступить в университет. Но средств на учебу не было, поэтому и здесь пришлось испробовать разные профессии.

Он исходил пешком всю Россию. Позже его странствия дадут богатый материал для цикла босяцких рассказов. Еще в Казани Алексей знакомится с революционно мыслящими студентами, начинает принимать участие в работе марксистского кружка. В скором времени он стал неблагонадежным в глазах властей.

Раннее творчество

Свой путь в литературе Горький начал с рассказа «Макар Чудра» , опубликованного 12 сентября 1892 года. В последующие три года были написаны рассказы «Челкаш» , «Старуха Изергиль» , «Песня о соколе» . Через 6 лет выходит книга очерков и рассказов, принесшая автору всенародную славу. В начале XX века Алексей Максимович обращается к драматургии. В течение 5 лет появляются его пьесы «Мещане» , «Дачники», «На дне» и другие.

Писатель занимался активной общественной деятельностью, содействовал набирающему ход революционному движению. За это он не раз подвергался преследованиям полиции и арестам. Но это не помешало ему в 1902 году стать почетным академиком изящной словесности. Однако распоряжением Николая II это избрание было аннулировано. В знак протеста Короленко и Чехов тоже отказались от своих званий.

Первая миграция

После событий 1905 года и жесткого ответа власти Горький мигрировал. Он побывал в Америке и Франции, жил в Италии до 1913 года. Но писать он не прекращал и в своих странствиях. Продолжал Горький и поддерживать партию большевиков. Вернуться на родину Алексей Максимович смог только после объявления амнистии, приуроченной к 300-летию дома Романовых.

После Октябрьского переворота 1917 года Горький пытался заниматься развитием самосознания новой России. Но вскоре к писателю пришло понимание, что революция не смогла духовно обогатить или хотя бы излечить страну. Горький осуждал всякий террор и разграбление культурных ценностей. Именно об этом написан сборник его статей под названием «Несвоевременные мысли».

Алексей Максимович, пользуясь знакомством с Лениным, старался всячески помогать деятелям культуры и науки, поддерживать их материально. Но не всегда и не всех удавалось защитить. Умер Александр Блок , был расстрелян Гумилев .

Вторая миграция

Возмущенный беззаконием, происходящим на родной земле, 16 октября 1921 года Горький покинул страну для лечения легких. По сути, это была снова эмиграция. Он находился в Германии, Чехословакии, Италии. Но Горький не перестал живо интересоваться событиями, происходящими в России, выступал в прессе с осуждением «красного террора».

В это же время писатель много занимался литературным трудом. Закончил трилогию «Мои университеты», написал роман «Дело Артамоновых», начал работать над книгой «Жизнь Клима Самгина», написание которой продолжалось до самой смерти.

Через какое-то время Алексей Максимович все же решает принять приглашение вернуться на родину. Его возвращение должно было послужить делу укрепления международного авторитета Советского союза. В год своего 60-тилетия Горький совершает пробную поездку. На всем пути следования писателю с мировым именем устраивают торжественные приемы, его встречают толпы людей с цветами.

Горькому показали наиболее привлекательную часть советской действительности. Будучи человеком эмоциональным, он был восхищен и теплой встречей, и теми достижениями, которых достигла страна за время его отсутствия. Желание вернуться окрепло в нем. В 1933 году Горький окончательно вернулся в страну, заняв место главы всей советской литературы. Он смог организовать и провести первый съезд советских писателей, сформулировать главные принципы нового творческого метода соцреализма.

Несколько противоречива деятельность и позиция Горького в последний период его жизни. Писатель заботился о развитии культуры, но почему-то не замечал непрекращающиеся репрессии. В 1936 году Алексея Максимовича не стало. Умер он от болезни легких, которую так и не смог излечить.

Максим Горький (28.03.1868 рождения) - заслуженный русский писатель, прозаик и драматург. Кто не знает, то настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Автор многих произведений, носящих революционную тематику.

Его жизнь заслуживает особого внимания, так как является достойным примером для молодёжи. Несмотря на множество трудностей и лишений, он смог прославить своё имя и получить признание не только в России, но и за рубежом.

Хронологическая таблица биографии Максима Горького

Кратко о детстве

Родился этот выдающийся человек в Нижнем Новгороде, в обычной рабочей семье. Его отец был столяром-краснодеревщиком. В юном возрасте остался сиротой и воспитывался дедом, имеющим крутой и деспотичный нрав. С детства испытывал нужду и вынужден был бросить учёбу и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но это не помешало ему самостоятельно развиваться и обучаться.

Единственной отдушиной для него стали душевные стихи бабушки. Именно она поспособствовала литературному таланту своего внука. В записках очень редко писатель упоминает о своей бабушке, но эти слова переполнены теплотой и нежностью.

В 11 лет он решил покинуть дедовский дом и отправиться на вольные хлеба. Где только он не работал, стараясь хоть как-то себя прокормить. Был на побегушках в обувном магазине, подсобным рабочим у чертёжника, поварёнком на пароходе. Когда ему исполнилось 15 лет, он рискнул поступить в Казанский университет. Эта попытка не увенчалась успехом , ведь у молодого человека не было финансовой поддержки.

Казань встретила его не очень дружелюбно. Там он познал жизнь в самих низких её проявлениях. Питался чем попало, жил в трущобах, общался с низшими слоями общества. Из-за этого он решил покончить жизнь самоубийством.

Следующим пунктом назначения для него стал Царицын. Там он некоторое время работал на железной дороге. Затем подрядился писцом к присяжному поверенному Лапину М. А. Этот человек сыграл не последнюю роль в его судьбе.

Неугомонный нрав не позволил Максиму сидеть на одном месте и он решил отправиться в путешествие на юг России. Испробовав множество разных профессий, он пополнил свой багаж знаний. В своих пеших странствиях, он не переставал пропагандировать революционные идеи. Именно это послужило его аресту в 1888 году.

Начало литературного творчества

Первый рассказ М. Горького «Макар Чудра», был напечатан в 1892 году. Вернувшись в свой родной город, он познакомился с писателем В.Г. Короленко, который внёс существенный вклад в судьбу литератора.

Известность к нему пришла в 1898 года, после издания произведения «Очерки и рассказы». Его творения стали пользоваться популярностью не только в России, но и за рубежом. В список романов Горького входят следующие:

  • «Мать»,
  • «Дело Артамоновых»,
  • «Фома Гордеев»,
  • «Трое» и другие.

Самыми известными стали рассказ «Старуха Изергиль» , пьесы «На дне» , «Мещане», «Враги» и прочие.

С 1901 года М. Горький постоянно был под прицелом полиции, так как вёл пропаганду революционного движения. В 1906 году был вынужден покинуть родину и отправился в Европу и США. Главное, что и там он не переставал защищать революцию, выражая это в своём творчестве. На острове Капри он прожил около семи лет, где не прекращал писать. Там появились следующие произведения:

  • «Исповедь»;
  • «Жизнь ненужного человека»;
  • «Сказки об Италии».

Одновременно он проходил лечение. В этот же промежуток времени появился роман «Мать».

После Октябрьского бунта в 1917 году, Максим Горький стал первым председателем Союза литераторов СССР. Под его защитой были все, кто подвергался гонениям новой власти.

Последние годы

В 1921 году у писателя резко ухудшилось здоровье , обострился туберкулёз. Ему пришлось выехать за границу для лечения. Есть сведения, что на этом отъезде сильно настаивал Ленин. Может быть, это было связано с нарастанием идейных противоречий в оппозиции писателя. Вначале он жил в Германии, из неё переехал в Чехию и Италию.

В 1928 году сам Сталин пригласил М. Горького на празднование его 60-летия. В честь этого события был устроен грандиозный приём. Его провезли по многим регионам Советского Союза, демонстрируя достижения советского народа. В 1932 году писатель возвращается в Россию окончательно.

Несмотря на тяжёлую и изнуряющую болезнь, Алексей Максимович неустанно продолжается трудиться в газетах и журналах. В это же время он усиленно занят романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не дописал.

В личной жизни Максима Горького также не было стабильности. Он был женат несколько раз. Первый брак состоялся с Екатериной Павловной Волжиной. У них появилась дочь, которая умерла в младенческом возрасте. Вторым ребёнком был сын, Максим Пешков. Был вольным художником . Он умер незадолго до смерти своего отца. Это было неожиданностью для всех, что породило много слухов о возможности насильственной смерти.

Во второй раз Горький женился на актрисе и сподвижнице революционного движения, Марии Андреевой. Последней женщиной в его жизни стала Мария Игнатьевна Бурдберг. Эта персона имела сомнительную репутацию в народе из-за своей бурной жизни.

Интересным фактом считается, что после смерти писателя , его мозг решили изучить более подробно. Занялись этим учёные из Московского института мозга.

Максим Горький краткая биография

Алексей Максимович Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. После смерти отца, Максима Савватеевича Пешкова, столяра-краснодеревщика, мать, Варвара Васильевна, с трёхлетним Алёшей вернулась в дом своего отца Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской. С 1876 года Алексей Пешков учился сначала в Ильинском училище, затем в Нижегородском слободском Куна-винском начальном училище, но «курса в оном он по бедности не окончил».

Когда умерла мать, Алёше было 11 лет. Оставшись сиротой, он жил в доме деда в атмосфере «взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие» («Детство»), Алёшу любила только бабушка Акулина Ивановна, заменившая ему мать. Она сумела развить в нём интерес к народным песням и сказкам.

Разорившийся дед отдал внука в услужение в обувной магазин. Затем Алексей работал прислугой, «мальчиком» в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской, десятником на стройке, статистом в театре на Нижегородской ярмарке. Он постоянно работал и при этом много читал. Особенно много Алексей прочитал, работая на пароходе «Добрый» - книги ему давал повар Потап Андреев. Позже Горький напишет: «Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему».

В 1884 году Алексей Пешков уезжает в Казань, мечтая поступить в Казанский университет. Но мечте не суждено было сбыться - вместо учёбы пришлось работать. Будущий писатель жил в семье друга, иногда среди босяков в ночлежке, работал чернорабочим и грузчиком на пристани, затем устроился подручным пекаря в булочную А. С. Деренкова, которая в жандармских документах называлась «местом подозрительных сборищ учащейся молодёжи». Алексей Максимович в этот период особенно активно занимался самообразованием, знакомился с марксистским учением, изучал работы Г.В. Плеханова. В 1888 году в поисках работы он скитался пр России. Через год вернувшись в Нижний Новгород, познакомился с В.Г. Короленко. Он принёс известному писателю своё первое сочинение -- «Песнь старого дуба» - и получил поддержку. В это же время Алексей Максимович встретился с Ольгой Юльевной Каменской, ставшей вскоре его женой.

В 1891-1892 годах он совершил новое странствие по Руси. Опыт странствий нашёл отражение в его ранних романтических произведениях и более позднем цикле рассказов «По Руси».

В цикле «По Руси» много лирических «отступлений». В них выражается авторское отношение к миру, сочетаются изобразительные и субъективно-оценочные планы, преобладает социально-историческое и обобщённо-философское изображение жизни. «Проходящий» - так назвал Горький автобиографического героя «По Руси». Это слово писатель заимствовал у В.Г. Короленко («...проходящий - Ваше слово из рассказа “Река играет...”» - писал он Короленко). «Я намеренно говорю “проходящий”, а не “прохожий”, мне кажется, что прохожий не оставляет но себе следов, тогда как проходящий - до некоторой степени лицо деятельное и не только почерпающее впечатления бытия, но и сознательно творящее нечто определённое».

Горький пытался правдиво запечатлеть жизнь в самых тяжёлых её проявлениях («На соли», «Вывод», «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы» и др.), однако подмечал и то светлое, что есть в ней.

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» был опубликован первый рассказ писателя «Макар Чудра», подписанный псевдонимом М. Горький.