Святая мария история. Акафист святой равноапостольной Марии Магдалине

Кумранские рукописи, найденные в пещерах возле Мертвого моря, содержат богатую коллекцию древней общины, жившей здесь в первые века христианства. Помимо исторически достоверных свидетельств, здесь содержится ряд псевдоэпиграфов. Разрозненные тексты, которые сохранились лишь частично, а также некоторые украденные местными контрабандистами документы, дают большую свободу для домысливания несуществующей информации. В частности утверждается, что найден отрывок из Евангелия, в котором написано, что у Христа была жена. Но до сих пор научным сообществом не подтверждена достоверность текста, в то время как подлинность папируса не вызывает сомнений.

Святая Мария Магдалина: непридуманная история

Иисус Христос и Мария Магдалина были действительно хорошо знакомы – это подтверждает Четвероевангелие – документы Церкви, которые имеют доказанную подлинность. Различные евангелия от Марии Магдалины, Иуды Искариота и прочие документы называются апокрифами.

Это книги, которые писали авторы древности и средневековья – они сохранились полностью или частично, но настолько, чтобы научным сообществом была доказана их неисторичность, пристрастность, а то и прямое несоответствие фактам. Также многие книги древности являются псевдоэпиграфичными, то есть, не соответствующими заявленному авторству. Лишь четыре евангелия полностью историчны, эпиграфичны и достоверны – от Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Именно их признают все христианские конфессии мира.

История Марии Магдалины необычна и загадочна: под влиянием современной культуры и некоторых личных суждений тех, кто по-своему понял библейский рассказ, вокруг святой создался целый ореол таинственности. Некоторые считают, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа потому, что на гениальном полотне «Тайная Вечеря» апостол Иоанн Богослов расположен на груди у Христа, имеет длинные волосы и не имеет бороды.

Многие посчитали его девушкой, а так как Мария Магдалина в числе других жен мироносиц следовала везде за Христом, то ее и выбрали в качестве предполагаемой жены, изображенной на «Тайной вечери». Но рассказчики упускают тот факт, что согласно периодизации евангельских событий «любимый ученик» Христа– как он сам называет себя в своем евангелии – Иоанн являлся еще совсем молодым юношей. Из его Евангелия мы читаем, где располагался Иоанн на Тайной вечере, когда между учениками шел разговор о предателе:

«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит». (Ин13:21-24)

Таким образом, Иоанн свидетельствует, что на Тайной Вечере он действительно возлежал на груди у Христа.

О том, что Мария Магдалина блудница некоторые делают вывод, читая о кающейся женщине, описанной в Евангелии:

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». (Лк7:37-38)

Поступок этой женщины продиктован благодарностью Спасителю за прощеные грехи. Тот источник Божественной любви в ее сердце, открытый таким прощением, позволил без страха прийти на пир и выразить свое покаяние и благодарность Учителю. Но нигде не сказано, что это была именно Магдалина и доказательств тому, что Мария была блудницей нет, а домыслы относительно ее пороков так и остаются домыслами, а также желанием людей превратить историческую достоверность в романтическую (на их взгляд) теорию.

В действительности же Мария Магдалина была одержима бесами, ей никто не мог помочь, и она пришла к Христу, прося об исцелении, и получила его.

Житие Марии Магдалины

Мария из Магдалы, галилеянка, была избрана Христом в служение себе, так как, безусловно, такое служение является даром и высокой честью. Господь изгнал из нее семь бесов – число, означающее полноту и абсолютное избавление от всякой страсти. После такого подарка все сердце Марии принадлежало Христу, и она последовала за Ним, так как уверилась, что Он ее Спаситель и Бог.

Вместе с другими женами-мироносицами Мария помогала по хозяйской части, чтобы у Учителя не было недостатка в обслуге, относительно готовки еды и прочих бытовых мелочей. Любовь ее к Христу действительно была очень трогательной: из евангельского повествования мы знаем, что она никогда Его не покидала, не испугалась, когда Спасителя взяли под стражу, стояла недалеко у Распятия, видела Его мучения и смерть, принимала участие в пеленании и положении в гроб, стала первой, кто увидел Христа после Воскресения.

Таким образом, Мария Магдалина – это ключевая фигура, символ Благой Вести, ведь она первая воскликнула те самые слова, которые мы повторяем каждый год в самый великий праздник: «Христос Воскресе!». Ее вера не знала сомнений, простота ее преданности сделала возможным ее апостольское служение наравне с Двенадцатью главными учениками Христа – основоположниками учения.

По легенде, после Пятидесятницы Мария благовествовала по миру вместе с апостолами. За свой огромный вклад в дело проповеди Марию Магдалину называют равноапостольной. Она проповедовала в Италии и однажды пришла к языческому императору Тиверию, сказав ему «Христос Воскресе» протянула подарок – куриное яйцо, единственное, что было у подвижницы. Император презрительно ответил, что скорее вот это яйцо сейчас же станет красным, чем он поверит в Воскресение. Яйцо стало красным в тот же миг. Историки не признают событие с чудесным яйцом достоверным, но сама традиция полюбилась христианами.

Иисус Христос и Мария Магдалина

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине – это встреча двух друзей, ведь именно так относится Христос к своим последователям: «вы други Мои» — говорит Создатель мира через своих апостолов и нам. Но такую дружбу нужно заслужить преданностью, которую показала простая женщина из Магдалы, ничем не выдающаяся рядовая жительница.

Мария, едва рассвело, и кончился шабат – время покоя – была уже в гроте и обнаружила пустые пелены. Она испугалась и заплакала, так как подумала, что Христа украли и спрятали, а откровение о Его воскресении еще не было известно людям.

Раввуни!

Что она чувствовала в тот момент, когда вместе с немыслимым и невообразимым Воскресением перед ней открывалась новая реальность с бесконечной жизнью и новым мировым устройством. Когда вмиг преобразилась привычная картина мира, и человеку стало доступно бессмертие, подаренное Искуплением. В первый момент она даже не узнала Его лицо – не помещалось в сознании, что все может быть настолько хорошо.

Вряд ли она в этот момент задумывалась о смысле произошедшего. Ведь главное, что Учитель рядом и их больше не разлучает смерть – что может быть важнее для любящего сердца.

«Я видела Господа!» – только и могла сказать Мария на вопросительный взгляд учеников. Это было невероятно. «Он воистину Сын Божий!» — как сложно было в это поверить после кровавого месива, в которое превратили Учителя «служители закона».

Где похоронена Мария Магдалина

Могила Марии Магдалины находится в Эфесе, где жил в ссылке Иоанн Богослов. Именно под чутким руководством св. Марии Магдалины он написал свою 20 главу Евангелия, где описана встреча с Христом после Его Воскресения. Гробницу с местом ее упокоения желающие могут найти и сегодня, но святых мощей там нет со времен Льва Философа, который в 9-10 веке привез их в столицу Византийской империи.

Мощи Марии Магдалины были перенесены сначала в Константинополь, а после разрушения города – в Рим в собор св. Иоанна Латеранского, который в дальнейшем был переименован в честь Марии Магдалины. Часть мощей находится во Франции возле Марселя, в местечке Проваже, в освященном в ее честь храме. Еще часть мощей хранят афонские монахи в своих монастырях на Святой горе, куда женщинам нет прохода, а часть – в Иерусалиме. Частицы мощей можно встретить также в некоторых храмах России, так как здесь очень распространено почитание этой святой женщины.

О чем молятся Марии Магалине? Святая равноапостольная Мария Магдалина была мужественным человеком, в ней ее безразмерная любовь к Богу побеждала страх, малодушие и неверие. Поэтому ей молятся христиане некоторых конфессий о мужестве и чистой вере. Святая постоянно путешествовала ради проповеди христианской веры разным народам – ее можно просить об укреплении в вере и просвещении истиной. Как одна из жен мироносиц, Мария Магдалина явила собой идеал женственности, угодной Богу – жертвенной, любящей и верной.

День памяти Марии Магдалины установлен 22 июля (4 августа) и в день Жен Мироносиц в 3 воскресенье после Пасхи.

То, что Мария Магдалина – это жена Иисуса Христа противоречит и разрушает всю идеологию христианства о Единосущной Троице, возводя Богочеловека Христа на уровень обычного человека с земными целями плодиться и размножаться. Но заповедь «плодиться и размножаться» была дана Богом Адаму и Еве в раю, а не наоборот. Поэтому попытки свести Бога до уровня человека не закончатся успехом, ведь истинное христианство неуничтожимо и идет сквозь века, не взирая на попытки сильных мира сего подавить его гонениями и другими преградами. Потому что истинно слово, которое мы слышим из Евангелия: «Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф14:18). И все христиане свято верят, что истинное христианство не истребится даже до последнего дня существования вселенной, а шелуха и плевелы ложных учений отпадут и сгорят в неугасимом огне.

МОСКВА, 4 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Жизнь Марии Магдалины, которую так почитают христиане, — на самом деле сплошная загадка. Как ее только ни называли: "равноапостольная", "любимый ученик Христа" и даже "хранитель святого Грааля". Что тут реальная история, а что миф, — разбирался корреспондент РИА Новости.

Популярная грешница

Образ Марии Магдалины, "святой грешницы", очень популярен в западноевропейской культуре. Его противоречивость веками вдохновляла художников на создание полотен, скульптур, книг и фильмов, посвященных этой библейской героине.

Парадоксально, но, несмотря на все это, в католической церкви до недавнего времени она была святой "низшего ранга": день ее памяти не считался общецерковным праздником. Лишь в 2016 году папа Франциск "повысил" его до общецерковного.

А все из-за этого клейма "блудницы". Прямых указаний, что Мария Магдалина ею была, в Евангелии нет. Однако это не помешало в 529 году папе Григорию отождествить с Магдалиной чуть ли не всех женщин, которые мельком упомянуты в Евангелии. "Та, которую Лука называет грешной женщиной (она, согласно евангельскому рассказу, помазала ноги Христу ароматными маслами и отерла их своими волосами. — Прим. ред.), которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку", — писал он в своих посланиях верующим.

Этот эпизод подробно излагается в седьмой главе Евангелия от Луки:

"И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром".

Однако ни в этом, ни в других Евангелиях имя "грешницы" не называется.

Тем не менее в XIII веке благодаря средневековым легендам за Марией Магдалиной окончательно закрепляется образ "кающейся блудницы". И тогда же возникают сказания о том, что она хранила у себя Грааль — чашу с Тайной вечери.

Впрочем, мифический ореол окружает Марию Магдалину еще с первых веков нашей эры, когда гностические секты называли Марию Магдалину "женой Иисуса". Например, на одном из свитков гностиков IV века ученые нашли фразу "Иисус сказал им: "Моя жена…". Это дало почву для различных конспирологических версий о якобы существовавших потомках Христа и Магдалины, которую популяризировал американский писатель Дэн Браун. Но доводы сторонников подобных версий исследователи не раз опровергали.

Всего несколько строк

Самым достоверным источником сведений о жизни Христа и его первых последователей, согласно христианскому учению, является Евангелие. И там Мария Магдалина упоминается лишь шесть раз. Марк и Лука говорят, что Спаситель, будучи в Галилее, изгнал из нее семь бесов, и она последовала за ним. Матфей упоминает ее в рассказе о распятии Христа — она видела Его казнь и присутствовала при погребении.

Но самый главный евангельский эпизод с ее участием — воскресение Христа. Мария Магдалина вместе с другими женщинами отправилась ко гробу Учителя, чтобы помазать его тело миром (смесью масла, вина, душистых трав и ароматических смол, которой в ветхозаветные времена помазывали первосвященников, пророков и царей), как того требовал древнеиудейский погребальный ритуал. Эти женщины (церковь называет их женами-мироносицами) первыми обнаружили, что тела Иисуса в склепе нет, а затем, как свидетельствуют евангелисты, ангел возвестил им о Его воскресении.

Евангелист Иоанн Богослов и вовсе утверждает, что Мария Магдалина первой из всех учеников увидела воскресшего Христа. Обнаружив в усыпальнице только погребальные пелены, она "стояла у гроба и плакала". Но вдруг увидела двух ангелов, которые спросили о причине ее горя.

"Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! — что значит: Учитель!" — свидетельствует евангелист.

И все. О дальнейшей судьбе Марии Магдалины священное для христиан Писание ничего не говорит.

"Есть ее житие в Четьях-Минеях (сборнике популярных жизнеописаний святых. — Прим. ред.) святителя Димитрия Ростовского — в широком смысле это часть Священного Предания", — поясняет профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Согласно этому житию, прожив некоторое время после воскресения Христа в Иерусалиме, Мария Магдалина вместе с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом явилась в Эфес. Там она помогала им проповедовать, а затем отправилась в миссионерское путешествие по территории современной Италии.

Кстати говоря, обычай красить яйца на Пасху объясняется как раз одним из преданий о Марии Магдалине.

Согласно житию, она "изыскала случай" предстать перед римским императором Тиберием, чтобы рассказать о Христе, и по восточному обычаю преподнесла ему в качестве дара окрашенное в красный цвет куриное яйцо, воскликнув "Христос Воскрес!". В Четьях-Минеях говорится, что на столь эпатажную по представлениям римской знати выходку (просвещенные римляне были убеждены, что воскресение человека в принципе невозможно) ученица Спасителя пошла специально, дабы "возбудить любопытство подозрительного императора". Есть также популярное церковное предание, согласно которому Мария Магдалина протянула императору с вестью о воскресении Христа простое белое куриное яйцо, а в ответ на это император воскликнул, что воскресения не может быть, как не может быть того, чтобы это яйцо вдруг стало красным. И тогда оно стало красным.

"Предание говорит о разном. И понятно, что мы не относимся к тексту житий как к тексту Священного Писания, принимая каждую их букву как истину в последней инстанции. Но это принципиальное свидетельство: она, как и другие члены первого христианского поколения, способствовала тому, что из захолустной провинции Римской империи христианство за несколько десятилетий распространилось по всему на тот момент цивилизованному миру. И мы его бережно храним", — подчеркивает отец Максим Козлов.

Случайная находка

Между тем косвенные свидетельства о жизни Марии Магдалины могут дать открытия археологов. Так, еще 20 лет назад ученые полагали, что древнеиудейское поселение Магдала и современный израильский город Мигдаль не имеют ничего общего. Но в 2009 году они случайно наткнулись на развалины древней синагоги, построенной не позже 29 года нашей эры. А затем нашли фрагменты жилых построек и многочисленные предметы утвари. С этого момента наука больше не сомневается в том, что родина равноапостольной Марии реально существовала.

Теперь специалисты тщательно исследуют ее окрестности. В прошлом году они раскопали византийскую церковь V века с напольной мозаикой, перевернувшей представления ученых о жизни раннехристианской общины.

Надпись на мозаике сообщает, что церковь построила местная жительница по имени Сусанна. Причем она упоминается без прибавления имени мужа или опекуна, что полностью противоречит обычаям римского общества первых веков нашей эры. По словам археологов, это говорит о более высоком, чем принято думать, статусе женщин в христианских общинах того периода. До этой находки косвенные свидетельства о положении христианок в обществе встречались лишь в жизнеописаниях мучениц, которые ради веры в Христа разводились с мужьями, то есть совершали крайне дерзкий для того времени поступок.

"Мы пришли к выводу, что Сусанна — независимая женщина, которая пожертвовала деньги церковной общине в этой галилейской деревне", — заявили археологи в интервью Times of Israel.

Находка спровоцировала очередной виток споров как о роли женщины в христианстве, так и о личном вкладе Марии Магдалины в так называемый "женский вопрос". Например, некоторые протестантские общины в США называют ее главным, или первым, апостолом. Но в Русской православной церкви с подобными утверждениями не согласны.

"Женский вопрос в церкви первых веков попросту не существовал. Понятно, что христиане действуют в определенном историко-цивилизационном контексте, с одной стороны, Римской империи, а с другой — ветхозаветного мира", — отмечает отец Максим Козлов.

Поэтому первые христиане, по его словам, не разрушали культурных основ того мира, в котором жили. Вместе с тем один из главных принципов христианства, что это учение одинаково адресовано как мужчинам, так и женщинам. Благодаря распространению в том числе и этой идеи церковь почитает Марию Магдалину не как раскаявшуюся блудницу, а как женщину, равную апостолам.

За Марией Магдалиной в официальных христианских книгах закрепился образ «блудницы», одержимой бесами, которая была исцелена Иисусом. Однако при детальном изучении священных книг, апокрифов и других исторических источников, становится ясно, что Мария стала жертвой клеветы и самых настоящих исторических фальсификаций.


Надо сказать, что первыми о реальной роли Марии Магдалины в жизни Иисуса заговорили историки-альтеринативисты Майкл Беджент и Ричард Ли, которые утверждают, что Иисус был женат на Марии и имел детей. Свои выводы историки основывают на изучении древних текстов. Результаты своих исторических изысканий авторы изложили в книге «Святая кровь и святой Грааль», которая вышла в свет еще в 1982 году.


Многие историки также утверждают, что Мария Магдалина была женой Иисуса и матерью его детей. В те времена для мужчины в его возрасте быть неженатым было по меньшей мере подозрительно, тем более, если речь идет об Учителе.


В апокрифическом Евангелии от Филиппа есть упоминание о том, что Иисус Христос целовал в губы только Марию, а сами ученики (особенно апостол Петр) очень завидовали этому. И это далеко не единственное упоминание о том, что апостолы были очень недовольны особым доверием, которое Иисус оказывал Марии.



Что касается прозвища «блудница», которое относят к Марии Магдалине, то оно не имеет под собой никаких реальных оснований. Упоминание о женщине-блуднице имеется только в Евангелии от Луки, когда она омывает ноги Иисусу. Однако имени этой женщины в Евангелии не упоминается. Так почему эту историю связывают с личностью Магдалины? Это является великой исторической несправедливостью!


Интересно, что современные исторические исследования утверждают, что Мария Магдалина не была бедной и происходила из богатой семьи, о чем упоминается в книге Анастасии Новых «Сэнсэй 4». В Евангелиях сохранилось упоминание о том, что Мария осуществляла помазывание Иисуса особой жидкостью, которая в те времена стоила очень дорого, и приобрести ее могли только люди богатые.


А ведь существует предположение, что Мария принадлежала оному из древних царских родов – колену Вениаминову, родоначальником которого был первый иудейский царь Саул, а потому ее семья была действительно богатой.


Еще одно значимое свидетельство – апокрифическое Евангелие от Марии. В 1896 году в Каире был найден древний папирус, написанный на коптском языке, который получил название «Евангелие от Марии Магдалины».


Текст действительно повествует о жизни Иисуса и подчеркивает особую роль Марии Магдалины. Из этого текста однозначно следует, что именно Марии Иисус поручил продолжить свое дело: «Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали». Мария ответила и сказала: «То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это». Не является ли это свидетельством того, что Петр пытался узнать у Марии Магдалины формулу первичного звука, или Грааль, о котором говорится в книгах Анастасии Новых?


В заключение – обратите внимание на чудесный витраж из церкви Килмор (остров Мул, Шотландия), где изображен Христос с Магдалиной, ждущей наследника.


Если вы хотите узнать настоящую историю Марии Магдалины и Иисуса, то познакомьтесь с книгой «Сэнсэй 4» Анастасии Новых. Из этого сенсационного произведения вы узнаете ответы на огромное количество вопросов. Кто был первым учеником Иисуса? Как Иисус исцелял больных? Что означает «понтифик»? Какую роль сыграли архонты в судьбе Иисуса? С какой целью писались канонические Евангелия?


Что такое «число Антихриста»? Кто такие истинные ученики Иисуса? Какие цели преследовали апостол Петр и апостол Павел? Был ли Иисус иудеем? Какова на самом деле была земная жизнь Иисуса, когда и где она завершилась? Кем была Мария Магдалина? Что означает прозвище «Магдалина»? Что такое Грааль и кому Иисус передал его перед распятием? Все это и многое другое – в книге «Сэнсэй 4», которую можно скачать совершенно бесплатно, кликнув по цитате внизу или перейдя в этот раздел.

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

Потому и говорю, что не все те, кого позже приписали к Его ученикам, когда создавали патриархальную религию, были таковыми. В группу истинных учеников Иисуса входили как мужчины, так и женщины. И это была необычная группа, в ней царила атмосфера свободы и равноправия. Это была группа, созданная по образцу внутреннего круга Имхотепа. Более того, именно женщина - Мария Магдалина была первая среди учеников Иисуса, кого Он назвал преемником Его Учения, своим Посланником, что на греческом языке звучит как apostolos.

Она не была ни блудницей, ни «одержимой семью бесами», от которых якобы впоследствии её излечил Иисус. Если у кого и были бесы зависти, лжи, гордыни и лицемерия, так это у тех, кто, творя религию, оклеветал деву Марию из Мигдал-Эля. На самом деле она была чиста, красива, умна, бескорыстна и милосердна. И хоть Мария происходила из довольно богатой семьи, она добровольно отказалась от всех привилегий и высокого положения в обществе ради того, чтобы быть с Иисусом и помогать Ему.

Так что если говорить о Марии Магдалине, то она была именно тем ближайшим учеником, кому Иисус не только доверил тайные знания, но и вручил то, что сегодня люди именуют «Граалем», а, по сути, адаптированную формулу Первичного Звука. Это и есть те самые «ключи от Царства Небесного», о которых Иисус говорил: «И дам тебе ключи от Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй IV"

Родилась и выросла в городе Магдала на берегу Геннисаретского озера , почему и получила свое прозвище. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива, вела грешную жизнь и впала в беснование. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов . Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. С момента исцеления Мария начала новую жизнь, стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы , Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1 -3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.

Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука , рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу , когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном . Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию , и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову . Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф 27, 61 ; Мк 15, 47).

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы , совпадавший в тот год с праздником Пасхи . Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами. Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома. Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк , весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь? " - она ответила теми же словами, которые только что сказала апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его ". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Он спросил Марию: "Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь? " Она же, думая, что видит садовника, отвечала: "Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его ". Но в этот момент она узнала голос Господа. Из груди ее вырвался радостный крик: "Раввуни !", что значит Учитель. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им : "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".

Она пришла в себя и снова побежала к апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, и возвестила им радостную весть: "Видела Господа !" Так Мария стала первой в мире проповедницей о Воскресении , благовестницей к благовестникам.

Священное Писание не повествует о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно думать, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа . Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина оставила родной край и отправилась с проповедью в Рим . Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: "Я видела Господа ". С этой проповедью она обошла всю Италию .

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. Она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: "Христос Воскрес! " Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат . Мария повторила слова апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.

Очевидно, именно Марию Магдалину имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (Рим. 16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая "много потрудилась для нас ". Очевидно, она была среди тех кто беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес , где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Мощи и почитание

Церковь причислила святую Марию Магдалину к лику равноапостольных святых. Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины, которая, будучи призвана Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, показала пример всецелого обращения, начала новую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Она возлюбила Господа и оставалась при Нем как в чести так и в бесчестии, почему, зная ее верность, Он именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой проповедницей Своего Воскресения.

Святые мощи равноапостольной Марии были в - годах, при императоре Льве VI Философе (886-912), перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в храме

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1-8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36-50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей - Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю - часть Иерусалима, а Марфе - Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей - святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, - из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, - «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477-1576), Эль Греко (1541-1614), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Гвидо Рени (1575-1642), Орацио Джентилески (1563-1639), Симон Вуэ (1590-1649), Хосе де Рибера (1591-1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652), Франческо Хайес (1791-1882); скульпторов Педро де Мена (1628-1688), Антонио Канова (1757-1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).