Володя васильев. Премьеры

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Искусство - сложная стезя. Внешняя гармония, утонченность и элегантность линий таят в себе упорный труд даже не лет, а целых десятилетий. Если постановкой танца занимался великий балетмейстер Васильев, то можно не сомневаться в качестве конечного результата. Он - звезда, с отблесками которой стремятся соприкоснуться как молодые, так и именитые артисты. Человек-эпоха, человек-легенда - балетмейстер Владимир Васильев. Биография его заполнена постоянной работой, творчеством и любовью к одной-единственной женщине.

В преддверии войны

В семье работников войлочной фабрики в далеком 1940 году, 18 апреля, на свет появился мальчик. Мама занимала ответственный пост начальника сбыта, а отец был простым шофером. Искренняя любовь, соединившая их сердца, подарила талантливую личность, которой не перестает восхищаться весь мир по обе стороны океана.

Сложные, трагические события, берущие начало 22 июня 1941 года, разъединили семью. Отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер - родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время. Теплые душевные посиделки вечером за чашкой горячего чая, неспешные беседы за приготовлением очередного пирога и веселые празднования Нового года остались лучшими воспоминаниями о детстве.

Закалка характера

Владимир Викторович Васильев, балетмейстер в будущем, пережил голодные годы, которые принесла война. Разрушения, руины домов, смерть и непреодолимая жажда жизни в несформировавшейся еще личности оставили отпечаток навсегда. Испытания, которыми усеян путь человека, очищают его душу, а выпавшие на детские годы - формируют из него честного, благородного и щедрого на добрые поступки.

В 1945 году с фронта вернулся отец, и семья стала жить в полном составе. Некоторые разногласия в жизненных позициях родителей (мама посещала храм, а папа был идеологическим коммунистом) не помешали паре быть счастливой. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора.

Первые шаги к танцу

Балетмейстер в будущем, с детства был окружен огромным количеством друзей. И вот один из многочисленных приятелей, а по совместительству сосед пригласил его с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником.

Попав на сцену Большого театра с сольным выступлением народных танцев, он понял, что его судьба окончательно предрешена. Точеные и гибкие балерины, потрясающие прыжки, поддержки овладели мыслями мальчика. Природная целеустремленность и преданность своей мечте позволили ему в 1949 году поступить в хореографическое училище Большого театра, а через год добиться первенства среди однокурсников.

Почерк мастера

Владимир Васильев, балетмейстер-ученик, рано сформировал свой уникальный почерк. Его преподаватель Михаил Маркович Габович отмечал внутренний огонь юного студента, отражающийся в каждом его движении. Легкие виртуозные прыжки, филигранность линий, сила, покоряющая с первых движений, та экспрессия и неудержимая энергия, заполняющая собой все пространство сцены, на которой выступал будущий великий балетмейстер Васильев... Актерские задатки и невероятная харизма позволили передавать зрителю всю гамму чувств и мыслей его героев.

Дебют

В 1958 году он был принят в труппу Большого театра, где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него Именно в роли Пана он обратил на себя внимание встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь.

Великая балерина стала одной из важнейших глав в книге жизни под названием «Васильев - балетмейстер. Биография», написанной самой судьбой. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее юноши помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.

Стремительный взлет

После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика - зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».

Баловень судьбы

Ему еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача - после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это - не предел твоих возможностей.

Упорство, которое помогало в детстве не спасовать перед старшими ребятами, вера в себя, нитью Ариадны ведущая через прерии закулисной жизни, и любовь к танцу позволили снова и снова делом доказывать свое мастерство. Точное понимание музыкального материала, совершенное владение каждой клеточкой гибкого тела, органичность воплощаемого образа восхищали и удивляли не только зрителей, но и именитых метров балетного искусства. Васильев Владимир (балетмейстер) легко погружался в доброго искреннего Иванушку, страстного Базиля, жестокого, погрязшего в крови тирана.

Одна и на всю жизнь

Красивая первая трогательная привязанность заполнила сердце Владимира Викторовича еще в годы обучения в танцевальном училище. Екатерина Максимова отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева. Но неожиданная болезнь Максимовой сблизила их, и зарождающиеся чувства помогли преодолеть страшные мигрени, мучившие девушку на протяжении года.

Характерные для этого возраста ссоры разлучили молодых людей на целых три года. Это время каждый использовал для своего профессионального роста, и обоим удалось без всякой поддержки быть приглашенными на работу в Большой театр.

История одной любви

Владимир Викторович Васильев - балетмейстер, личная жизнь которого всегда была связана с одной женщиной. Три года в разлуке - и судьба подарила им встречу у общих знакомых, после чего уже пара не расставалась. Летом 1961 года молодые люди узаконили свои отношения, а медовый месяц состоялся в самом романтичном городе на планете - Париже.

Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться пьянящим воздухом Франции, пусть даже под пристальным наблюдением чиновников.

Жизненные перипетии

Великий Владимир Васильев - балетмейстер, семья и работа в жизни которого тесно переплетались. Любимая женщина, бесценная Муза, прекрасная партнерша всегда была рядом, понимала все тонкости и аспекты столь непростого искусства.

В 1971 году супруги попали в автомобильную аварию. Неожиданно на трассу выбежал лось, а мчавшаяся на высокой скорости иномарка чудом не превратилась в прессованную консервную банку. Екатерина Максимова получила серьезную Очередные проблемы со здоровьем проявились во время репетиции, через пять лет после происшествия на дороге. Травма оказалась настолько серьезной, что балерина могла остаться в инвалидном кресле. Владимир Васильев готов был свернуть горы, и он свернул, добившись лечения жены в кремлевской больнице, где она быстро пошла на поправку и снова смогла танцевать.

К сожалению, семья состояла всегда из двух человек, и детский смех так и не посетил их дом. Но свои сердца талантливые преподаватели вкладывали в своих многочисленных учеников, для которых стали творческими родителями.

Всемирное признание

Потрясающую пластичность и актерский талант высоко ценили за рубежом, где всегда овациями встречали жемчужину русского балета. Владимир Васильев активно сотрудничал со многими выдающимися балетмейстерами. Морис Бежар, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ - французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.

Творческие поиски

Кипучая энергия не умещалась в рамках исполнителя, даже такого гениального. Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Сюжетные линии, жанр не интересовали творца, его привлекало развитие образа через музыку, многогранность, передаваемая танцем. Свое мироощущение мастер воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.

Актерский талант запечатлён в таких картинах, как «Фуэте», «Жигало и жиголетта». Огромная работа как режиссера и постановщика проделана Васильевым в «Анюте», «Доме у дороги», «Евангелии для лукавого», «Принцессе и Дровосеке», «Юноне и Авосе». Разноплановость произведений в который раз раскрывает многогранный балетмейстер Васильев без оглядки открывается любимому зрителю.

Окончив в 1982 году ГИТИС, он начинает преподавательскую деятельность как балетмейстер-постановщик, а через несколько лет становится профессором и заведует кафедрой хореографии. В середине 90-х назначается на должность художественного руководителя родного Большого театра. В этот кризисный период для искусства В. В. Васильеву удается не только сберечь, но и возродить храм Мельпомены, привлекая внимание зрителя через телевидение, Интернет, печатные издания. Проводя благотворительные акции и концерты, великий балетмейстер приумножил былую славу Большого театра.

С начала нового века народный артист, лауреат множества премий активно работает по всему миру, дает мастер-классы, ставит спектакли, участвует в благотворительных концертах. Увлечение литературой выливается на бумагу целым сборником стихотворений. Вдохновленный живописью Виктор Владимирович пишет родные пейзажи, которые успешно выставляются.

В 2009 году ушел из жизни главный человек для знаменитого балетмейстера - Екатерина Максимова, которая на протяжении полувека разделяла успехи и падения, все радости и печали, была его вдохновением и единомышленницей. Для сильного, энергичного Васильева, окруженного любовью друзей и учеников, это невосполнимая утрата, но сила духа столь совершенного божественного произведения заставляет его каждый день просыпаться и создавать новые шедевры, которые заставляют людей чувствовать, осознавать гармонию окружающего мира.

Виктор Васильев - балетмейстер, фото которого всегда проникновенны. Взгляд красивых мудрых глаз скрывает в себе целую вселенную эмоций, которыми так талантливо великий человек делится с любимым зрителем.

Исполнитель главных ролей в балетных спектаклях Щелкунчик/Принц (Щелкунчик ), Пан (Вальпургиева ночь ), Поэт (Шопениана ), Данила (Каменный цветок ), Прнц, Мачеха (Золушка ), Батыр (Шурале), Андрей (Страница жизни ), Базиль (Дон Кихот ), Альберт (Жизель ), Фрондозо (Лауренсия ), Спартак (Спартак ), Меджнун (Лейли и Меджнун ), Иванушка (Конек-Горбунок ), Петрушка(Петрушка ), Икар (Икар ), Макбет (Макбет ), Прин Дезире (Спящая красавица ), Нарцисс (Нарцисс ), Лукаш (Лесная песня ), Паганини (Паганини ), Павел Первый (Подпоручик Киже ), Ромео (Ромео и Джульетта ), Иван Грозный (Иван Грозный ), Сергей (Ангара ), Барон (Парижское веселье ), Зорба (Грек Зорба ), Нижинский (Нижинский ), Балда (Сказка о Попе и о работнике его Балде ), Петр Леонтьевич (Анюта ), Профессор Унрат (Голубой ангел ); Чайковский (Долгое путешествие в рождественскую ночь ); Нижинский-Дягилев (Дягилев-Мусагет)

Профессиональный путь Васильева начался осенью 1958 года на сцене первого театра страны, куда он был принят сразу после окончания училища.

Поступив в Большой, он и не думал, что станет классическим танцовщиком: ему нравились партии, в которых можно через танец играть роль, характер. Посему и решил, что его удел – характерные и демихарактерные роли.

Первый сезон в театре начался (пусть только на пару месяцев) с работы в кордебалете, уроки которого Васильев всегда считал очень полезными в своем становлении. Уже тогда отмечено было его сольное исполнение балетных сцен в операх: лезгинка в «Демоне», цыганский танец в «Русалке». Последний с Л.Трембовельской и И. Хмельницким имел такой бешеный успех у зрителя, что его пришлось бисировать. Исполнение Пана в «Вальпургиевой ночи» из оперы Гуно «Фауст» (пост. Л.Лавровского, 1958 г) рядом с любимой его балериной Ольгой Лепешинской поражало буйной энергией, яростным, вакхическим исступлением: танцевал блестящий гротесковый танцовщик.

До сих пор Васильев недоумевает, почему именно его, неопытного юношу, всего несколько месяцев назад пришедшего в театр, Галина Сергеевна Уланова выбрала себе в партнеры в чисто классической «Шопениане» (1958). Сам он, как это часто с ним бывало, остался недоволен своим дебютным выступлением, но честь и ответственность была велика, и начало «классическому» пути положено. Именно Галина Сергеевна впоследствии будет часто направлять его в классическом репертуаре.

« Галина Сергеевна – очень взыскательный художник, очень чуткий. Своим творчеством, тем, что она в свое время сделала, она оставила такой неизгладимый след в нашем восприятии, что мы каждому слову, которая говорит Галина Сергеевна, относимся иначе, чем к словам какого-то другого балетмейстера или танцовщика, которые нам делают замечание. Потому что перед нами прошла ее творческая жизнь, и то, как она работала, как, какие образы она создавала на сцене, она безусловно сказываются и на нашем творчестве. …. Самое главное, что отличает Галину Сергеевну – это необыкновенно сложный внутренний мир при минимуме внешних выразительных средств. Вот чем ее творчество ценно для меня лично. В ней какая-то скрытность есть во внешней пластике и в тоже время – необыкновенная внутренняя наполненность.»

После «Шопенианы» был изысканный Принц в «Золушке» Р.Захарова (1959), колоритный Али-Батыр в «Шурале» Л.Якобсона (1960) и одна из сложнейших, виртуозных партий — Паганини (1962) — на музыку С.Рахманинова в одноименной постановке Л.Лавровского.

В 1959 г. вместе с группой талантливой советской молодежи Владимир Васильев принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где получил I-я Премию и Золотую медаль.

В выпускном классе школы судьба свела Васильева с замечательным человеком и интереснейшим хореографом, выдающейся личностью Касьяном Ярославовичем Голейзовским, ставшим Васильеву близким другом и учителем, открывшим любознательному юноше столько нового и прекрасного не только в искусстве танца, но и в литературе, истории, живописи, скульптуре. Васильев и раньше дружил со многими художниками, посещал их мастерские, учился у них живописи, начал писать собственные картины, а благодаря Голейзовскому увлекся еще и скульптурой.

Дружба с этим интереснейшим балетмейстером и человеком подарила Васильеву несколько незабываемых работ, поставленных специально на него. Со знаменитым «Нарциссом» на музыку Н.Черепнина (1960) он выступил на первом Международном балетном конкурсе в Варне в 1964 году, куда их с Катей буквально в приказном порядке отправило Министерство культуры в лице Е.Фурцевой (в балетных конкурсах Васильев больше никогда не участвовал), и хотя при жеребьевке на конкурсе вытащил номер 13, завоевал Гран-при. С тех пор Гран-при на этом престижнейшем мировом смотре вот уже более полувека больше не присуждался никому.

В том же 1964 году Парижская академия танца вручила ему Премию имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик мира».

А «Нарцисс» позднее исполнялся и другими артистами, которым Васильев передал этот номер, но тот образ первозданности, «детства человечества», полного слияния человека с природой, которого добивался хореограф, с такой выразительной силой больше не удалось создать никому.

Другие работы с Голейзовским – лиричная «Фантазия» (1960) на музыку С.Василенко, гротесковая партия Шута в сцене из балета «Сказка для Шута, семерых шутов перешутившего» в документальном фильме о Сергее Прокофьеве (1960), и, конечно, неповторимый образ Кайса/Меджнуна в восточной сказке-легенде о необыкновенной и трагической любви «Лейли и Меджнун» композитора С.Баласаняна (1964). В этом балете две сцены «Монолог Меджнуна в пустыне» и адажио с Лейли стали для Васильева особенно дорогими. И сегодня, много десятилетий спустя, в этих сценах, случайно запечатленных на кинопленку, поражает красота «поющего» человеческого тела, поток свободно льющихся пластических мелодий и «восточный привкус» танца Васильева. В нем — удивительное соединение мучительной неги и утонченности с внезапными порывами отчаяния, разрывающими тело. Танец исполнен в таком сумасшедшем темпе, что неизменно у зрителя возникает вопрос: «Не ускоренная ли это съемка?». Действительно, трудно поверить, что возможно такое совершенство в постижении танцовщиком изощренной пластической формы и сложного, своеобразного стиля, предложенных хореографом.

Голейзовский часто вспоминал балетных кумиров своего времени, и, прежде всего, легендарного Нижинского, которого хорошо знал и любил. Сравнивая с ними Васильева он все же ставил его выше всех, удивляясь его самобытности и масштабу таланта.

В своей статье о К.Я.Голейзовском Васильев отметил: «Я обязан многим людям, с которыми свела меня творческая судьба. Но были два человека, которые оказали огромное влияние на мое творческое мировоззрение. Это балетмейстеры Касьян Голейзовский и Юрий Григорович ».

Встреча в конце пятидесятых выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича и уникального танцовщика Владимира Васильева, вероятно, стоит в числе счастливых предначертаний судьбы обоих Мастеров. Григорович сразу заметил, каким необъятным диапазоном возможностей, равновеликих как в технике, так и в художественном воплощении, наделен этот исполнитель. И в первой же своей постановке в Большом театре – балете «Каменный цветок» С.Прокофьева (1959) хореограф дает Васильеву главную роль. Партнершами его Данилы стали Е.Максимова (Катерина) и М.Плисецкая (Хозяйка Медной Горы). Этот спектакль Большой включил в программу своих первых гастролей в США в 1959 году. Для 19-летнего артиста они также стали первыми — в жизни. И, хотя в гастрольном составе было немало самых именитых мастеров, Нью-Йорк отметил его необычайный талант и обаяние с первых же выступлений.

Роль народного умельца и художника Данилы в «Каменном цветке», как и роль Иванушки в последовавшем балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке А.Радунского (1960 г.), конечно, была близка Васильеву по своему русскому стилю и характеру. Его «есенинская» внешность, «типажность» как нельзя лучше соответствовали образу героя русских сказок и преданий. Но, если в партии Иванушки танцовщик купался в стихии юмора, озорства, яркой красочности русского лубка, то в роли Данилы Васильев танцевал свою самозабвенную преданность, свою горячую влюбленность в искусство. Удивительно чутко Васильев улавливал пластические русские интонации в классическом танце, что особенно ярко проявилось и в его Петрушке (1964). Этой «руссковостью», а точнее природной широтой и неповторимой национальной породистостью действительно был отмечен исполнительский стиль первого танцовщика ХХ века. Но очень скоро стало очевидно, что «руссковость», не утеряв лидирующего, основного места в индивидуальных его характеристиках, бескровно и естественно сошлись с художественным космополитизмом. В каждом новом спектакле Васильев предъявлял на сцене правду, что оказывалась выше временных и национальных границ, жила поверх рамок амплуа, сметала все жанровые ограничения и границы пластических систем. Очень эмоционально написал об этом патриарх русского балета Федор Лопухов: «Говоря слово «Бог» применительно к Васильеву, я имею в виду… чудо в искусстве, совершенство… По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем…Он ведь и тенор, и баритон, и если хотите, бас. ». Позже Серж Лифарь вторит этой цитате Лопухова, назвав Васильева «кудесником русского балета ».

В 1966 году Григорович пригласил Васильева на главную роль в свою постановку «Щелкунчика». С этим балетом другого хореографа В.Вайнонена были связаны детство и юность Васильева, его взросление в хореографическом училище. Он начинал в нем с солдатиков, потом выступал во всех народных танцах, и только на выпуске ему доверили станцевать главную партию с очаровательной Катей Максимовой.

Совместная творческая жизнь этих двух молодых дарований в театре начала развиваться с балетов Юрия Григоровича, балетмейстера-новатора, приход которого они оба так горячо приветствовали в Большом, и с которым долгое время были близкими друзьями и единомышленниками. Васильев всегда тонко чувствовал, чего хочет от него балетмейстер, переосмысливая предложенное ему постановщиком и постоянно находясь вместе с ним в творческом поиске, постоянно импровизируя и пробуя и предлагая новые движения, оттенки и штрихи роли.

Впечатление импровизационности танца Васильева всегда было одной из его важнейших черт исполнителя, одним из «секретов» его воздействия на зрителей.

С Григоровичем той «золотой» поры Большого он чувствовал духовную и творческую общность. «Щелкунчик» был, наверное, самым светлым спектаклем в творчестве и балетмейстера и главных его исполнителей: в нем так осязаема созданная ими хрупкая и нежная атмосфера рождественской сказки. Щелкунчик Васильева, по словам хореографа, — «идеальный сказочный герой — трогательная кукла и поэтичный принц, мужественный и смелый, и, как и подобает истинному принцу, по-настоящему элегантный».

Именно «Щелкунчиком» с Максимовой и Васильевым в главных партиях на гастролях Большого театра в 1966 году закрылось старое здание Метрополитен Опера в Нью-Йорке.

В «Щелкунчике» Васильев дважды получил сильнейший ожог спины: сначала в Большом в 1968 г. при проведении парового эффекта, а потом в той же сцене в Метрополитен Опера, но уже с использованием химикатов. Оба раза Васильев доводил спектакль до конца, а в зрительном зале никто и не подозревал, чего это ему стоило!

Впрочем, в профессиональной жизни Васильева случались и другие истории как примеры выдержки и мужества первого солиста Большого, которые за свою исполнительскую карьеру ему приходилось проявлять не раз. Периостит костей проявился у него с первых шагов в театре, когда каждое движение давалось с неимоверной болью Васильев превозмог только через терпение и упорство. Порванный миниск, когда только благодаря крепким мышцам он станцевал «Жизель» с А.Алонсо и три «Дон Кихота». Уже на операционном столе врачи не могли поверить, что такое возможно. А надорванные связки на бисах во Франции, когда он упал на сцене как подкошенный. – это лишь немногие из тех трудностей балетной профессии, которые изо дня в день преодолевал этот любимец публики, часто танцуя через неимоверную боль, которую никто не должен был видеть. Даже со сложнейшими травмами он выходил на сцену и танцевал, не смея обмануть ожидания зрителя.

Новая версия балета «Спящая красавица» была поставлена Григоровичем для этого дуэта в 1973 году. Снова — неожиданный поворот, ведь, казалось бы, партия галантного французского принца далека от индивидуальности Васильева. «Голубых» принцев он вообще недолюбливал: сфера церемонных пантомимных жестов была далека от его творческих устремлений. Кроме того, он всегда считал, что его физические данные не очень подходят для таких ролей. Его фигура, построенная скорее по схеме Леонардо — пропорциональная, с развитыми мужскими мышцами, видится в скульптурных работах старых итальянских мастеров или в античных образах танцующих богов. Федор Лопухов так написал об этом: «Васильев в своих танцах остается мужчиной,..изящен как мужчина и грациозен как мужчина…Он в танце мощно красив, как творения Микеланджело ».

Так было и в этой версии «Спящей красавицы», где совместный поиск хореографа и танцовщика привел к созданию новаторского образа Принца — живого молодого человека, отличавшегося от чопорно-дворцового штампа и при этом органично вписавшегося в рисунок роли.

В «Жизели» (1964) к решению образа главного героя Васильев пришел не сразу. Его Альберт не стал негодяем, каким виделся он другим исполнителям того времени — скорее неразумным, неопытным юношей, не задумывающимся о последствиях своих поступков. Его интерпретация этой роли, показанная в 1968 году в Риме, произвела настоящий фурор. Именно эта версия позже широко распространилась в мире.

Станцевать Ромео в спектакле Лавровского Васильева уговорила Г.С.Уланова (1973). Легендарная Джульетта балетной сцены и педагог Максимовой помогала и ему готовить спектакль. Найденные ими совместно нюансы актерской игры и пластического исполнения этой партии представили зрителю не просто влюбленного мальчика, но и показали процесс его духовного роста и взросления, многогранность его натуры.

« Потом был дивный совершенно педагог, репетитор и сам — потрясающий актер, зачинатель героического танца на советской балетной сцене – Алексей Николаевич Ермолаев.

Алексей Николаевич Ермолаев отличался одним качеством – его не интересовало то, сделаем мы пируэт точно или не сделаем. Вернее, он … считал, что каждый танцовщик, профессиональный танцовщик, обязан просто напросто из пятой позиции в пятую делать два тура или три, если нужно. Это само собой разумелось. Но он всегда обращал внимание на его репетициях — и это было очень интересно – на обстоятельства, бытовые подробности и на смысл того, что мы делаем. Вот это было очень ценно .» (из воспоминаний В.В.Васильева)

И все же самым революционным в творчестве этого замечательного артиста суждено было стать балету «Дон Кихот» (1962), подготовленному вместе с его педагогом, прославленным танцовщиком Большого театра Алексеем Ермолаевым. Исполнение Васильевым партии Базиля представило балетному миру новую, переработанную редакцию, с придуманными заново движениями и мизансценами. Эта хореографическая версия роли так удачно и прочно вошла в ткань этого уже «немолодого» спектакля, что во всем мире стала считаться канонической. В своей статье о Владимире Васильеве Юрий Григорович так описал это событие:

«1962 год… Его запомнили все, кто так или иначе связан с балетом, с искусством хореографии. В мае этого года Владимир Васильев впервые выступил в балете «Дон Кихот», и я не ошибусь, если скажу, что он открыл новую эру в истории мужского классического танца… Он создал новый эталон, ставший классическим и у нас в стране, и во всем мире. Базиль Васильева породил совсем новые критерии не только в отношении «Дон Кихота», но и мужского танца вообще ».

Через год после премьеры Васильева в «Дон Кихоте» другой знаменитый разрушитель старых канонов в балете Вахтанг Чабукиани передал ему одну из любимых своих партий — Фрондосо в балете «Лауренсия» (1963).

Конечно, революцию, совершенную Васильевым в мужском танце второй половины прошлого века, единоличным актом не назовешь: тут были и предшественники, и соратники, и самостоятельно проявлявшие себя «последователи». Но именно Васильев записан в истории балета как первый и главный новатор: все новое, что происходило на территории танца того времени, он переосмыслял в соответствии со своими представлениями о хореографическом театре; все поверял собственным отношением к искусству.

К середине 60-х годов Богом данное Васильеву дарование уже приобрело великолепную огранку, превратив его танец в праздник человеческой пластики во всем ее разнообразии. В нем было все: неотразимое обаяние, органичность, музыкальность, выразительность в соединении с виртуозной техникой, поражавшей невероятным парящим прыжком с мгновенным взлетом и неслышной мягкостью приземлений, красотой пируэтов и легкостью сложнейших поддержек. Да разве можно в словах описать «безбрежный танец» Васильева?!! Авторитетнейший в балетном мире Павел Гусев вывел свое заключение: «Яркий и мощный мастер, в Большом театре «правит бал» Владимир Васильев. Лучше, чем он, танцевать невозможно, так же, как он – трудно, а хуже – бессмысленно! »

Незабываемой останется и особая, уникальная пластическая выразительность рук Васильева, в которых то невероятная мужская сила и мощь, то почти детская нежность и робость! Как-будто про них пелось в песне: «как две большие птицы» — столь завораживающим зрелищем был их взмах. Васильев взмывал над сценой с широко распахнутыми руками, и, казалось, мог обнять ими все человечество. Балетные критики назвали эти руки «версальскими», а они по форме – точный слепок больших рабочих рук отца. Но их бесконечная кантилена создавала ощущение невероятно длинных, беспредельных линий. Зрители видели артиста, закрывающего собой огромную сцену Большого, хотя в жизни Васильев гигантом не был. Но именно иллюзия, в которую безоговорочно верят, и создает настоящее искусство, искусство театра в особенности.

Эту иллюзию Васильев дарил своему зрителю во множестве ярких и неповторимых ролей. И все же мир до сих пор ассоциирует его имя с образом восставшего римского гладиатора в балете Юрия Григоровича «Спартак» (1968), ставшим, без преувеличения, культовым. Выбор главного героя был, по-видимому, непростой задачей для хореографа. Для самого Васильева это предложение было неожиданным: в предыдущих постановках у И.Моисеева и Л.Якобсона роль Спартака исполняли высокие и статные артисты героического амплуа, к которому он сам не очень подходил. Но танцовщик мгновенно увлекся предложенной балетмейстером идеей, и выбор этот стал поистине историческим. По определению А.Мессерера: «в двадцать восемь лет Васильев сделал роль, которая сразу встала в «избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд ». Для многих поколений любителей балета в России Васильев стал «нашим Спартаком» не только на сцене: воля и стремление к победе, мужество и стойкость во имя справедливости и счастья, воплощенные им в спектакле, и в жизни вдохновляли людей на преодоление любых преград и трудностей ради заветной цели. Легендарная итальянская балерина, также партнерша Васильева, Карла Фраччи написала о нем: «Владимир Васильев – символ для поколения, выросшего вместе с ним. Олицетворение прекрасной мечты ».

По иронии судьбы именно «Спартак» стал апогеем в творческом содружестве Юрия Григоровича и Владимира Васильева. Как это часто бывает, достигнув высшей точки, их отношения и в творчестве, и в жизни пошли на спад. Васильев всегда был принципиальным и прямолинейным человеком. Прямодушие было для Васильева естественным состоянием. В том, что он выступил с критикой нескольких «послеспартаковских» работ Григоровича на Художественном совете театра, не было никакого потаенного умысла или выстроенной стратегии. Он тогда искренне полагал, что не только можно, но и нужно, не таясь, говорить открыто правду «в глаза» всем, даже главному балетмейстеру и особенно другу. Такая критика, по его простодушному убеждению, должна была помочь и пойти на пользу общему делу. Естественно, что Григоровича она сильно задела за живое. Он воспринял и расценил ее иначе, и после постановки «Ивана Грозного», партию которого Васильев готовил уже с Галиной Улановой (1975), и балета на советскую тему «Ангара» (1976) произошел окончательный разрыв, болезненный для обоих: их пути разошлись навсегда.

Cудьба распорядилась так, что «творческой пустоты» у Васильева не было никогда. В 1977 г. в его жизни появился мастер, которым он всегда восхищался. Знаменитый хореограф Морис Бежар поставил на него «Петрушку» в своей труппе «Балет ХХ века». Работа с Бежаром несла в себе много нового и интересного. Оригинальное художественное видение этого уникального балетмейстера отрыло Васильеву новые горизонты в искусстве хореографии. В 1979 году Бежар подарил ему с Катей необыкновенный по красоте и пластике дуэт из своего балета «Ромео и Юлия» на музыку Г.Берлиоза, который они исполнили на съемках фильма «Белые ночи». Великий хореограф в одном из интервью признался, что никогда раньше не встречал такого танцовщика, который «соединяет в себе все: виртуозность, технику, драматический талант, многогранность и мощь ».

Каждое выступление Васильева, независимо от его географической точки, было неповторимо и незабываемо, каждое неизменно рождало все большее число поклонников по всему миру, многие из которых следовали за ним во всех его зарубежных поездках. От роли к роли, от балета к балету Васильев создавал образ танцовщика мира, который ни повторить, ни пересоздать после его ухода со сцены еще долго никому не удастся.

Короткой, но интересной и плодотворной стала работа Васильева и Максимовой со знаменитым итальянским режиссером, учеником Висконти, Франко Дзеффирелли в 1982 в фильме-опере «Травиата». Их встреча произошла благодаря знакомой — английской леди Сен Джаст, урожденной княгине Оболенской. На вопрос ее друга Дзеффирелли, кого он мог бы пригласить как лучшую балетную пару мира, она воскликнула: «Как, ты не знаешь? Конечно же, Катю и Володю!». Правда, изначально предложенная для фильма хореография Васильеву не понравилась, и он решил отказаться от съемок. Но, получив «карт-бланш» от Дзеффирелли, он изменил хореографический рисунок испанского танца, поставив его по-своему, и вместе с Максимовой блистательно исполнил к удовольствию взыскательного итальянского мэтра. Аплодисменты и восторженные возгласы хора и миманса на съемочной площадке после их выступления — не специально придуманная, выстроенная режиссером сцена, а всего лишь спонтанная, искренняя реакция зрителей, удачно включенная в фильм.

В 1987 Ролан Пети пригласил Васильева на главную роль в «Голубом ангеле» с труппой Марсельского балета. Спектакли в Париже прошли с большим успехом.

Премьера постановки Лорки Мясина «Грек Зорба» (1988) на музыку М.Теодоракиса с Васильевым в главной роли на грандиозной Веронской Арене произвела фурор. Зрители, заполнившие площадь у стен античной Арены после спектакля, скандировали ему «Зорба!». Для Италии, которая на протяжении более тридцати лет предоставляла Васильеву свои лучшие сцены и арены, Васильев навсегда остался «Il Dio della Danza». Его узнавали повсюду, кланялись на улицах, устраивали фотовыставки, наперебой приглашали участвовать в самых разных мероприятиях и проектах.

Кроме своей постоянной партнерши, Васильев танцевал и с другими выдающимися балеринами, такими как Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Ирина Колпакова, Алисия Алонсо, Карла Фраччи, Ноэлла Понтуа, Жозефина Мендес и другими. Партнершам с ним было легко и надежно на сцене – они любили с ним выступать — о его умении «держать» балерину ходили легенды. С Алисией Алонсо он станцевал только однажды по просьбе самой балерины. Это была «Жизель» в Большом театре Гаваны (1980). Несмотря на травму Васильева, о которой, конечно, знали только за кулисами, его выступление потрясло кубинскую публику. С замечательной итальянской балериной Карлой Фраччи Васильев много танцевал «Жизель» по всей Италии. В гала-спектакле в театре Ла Скала в честь великого Чарли Чаплина, они станцевали па де де из «Жизели». Позже с Карлой Фраччи они выступили вместе в спектакле «Нижинский» (1984) в театре Сан-Карло и «Дягилев-Мусагет» в Римской Опере (2009) режиссера Б.Менегатти.

Незанятые, а в 1988 году и вовсе уволенные из Большого театра, Максимова и Васильев много гастролировали по США, Франции, Италии, Аргентине с группой, которую организовал и для которой создал свой репертуар хореограф В.Васильев. В качестве приглашенной звезды он выступал с Кировским театром и МАЛЕГОТом, Пермским театром, Польским балетом, а также в Кремлевский балете, становлению которого Васильев значительно способствовал, поставив для него при поддержке французской компании «Нина Риччи» лиричный, полный юмора балет «Золушка» (1991), где впервые выступил в женской партии Мачехи (Золушку блистательно исполнила Екатерина Максимова).

По иронии судьбы свой последний классический спектакль этот русский танцовщик, прославивший искусство своей Родины, исполнил на американской сцене Метрополитен Опера в 1990 г. с труппой Американского балетного театра. Об этой последней «Жизели» Васильева и Максимовой газета «Нью-Йорк Таймс» написала: «проникновенный и эмоциональный спектакль… Их выступление, наполненное глубоким романтизмом, стало настоящим событием ».

18 апреля 2000 года в Большом театре состоялся грандиозный гала-концерт в честь юбилея Васильева, на который собралась вся культурная элита Москвы, приехали зарубежные гости. К этому событию в Белом фойе театра была устроена выставка его живописных работ, выпущены памятные серебряная и бронзовая медали с изображением легендарного летящего Спартака-Васильева (скульптора Ф.Февейского), сборник его стихов «Цепочка дней» и «Энциклопедия творческой личности — Владимир Васильев». Кумир многих поколений любителей балета в последний раз выступил на родной сцене в качестве артиста – он танцевал «Сиртаки» из балета «Грек Зорба», который никогда не видели в Москве. В свои 60 лет, это был все тот же великий танцовщик и артист, способный захватить и увлечь любую аудиторию.

Но он еще выйдет на сцену как танцовщик и драматический актер. Такую возможность подарит ему Римская опера и режиссер Беппе Менегатти в спектаклях «Долгое путешествие в рождественскую ночь» в 2000 году (роль Маэстро-Чайковского) и «Дягилев-Мусагет» (двойная роль Нижинского и Дягилева) в 2009. После ухода Кати Максимовой из жизни исповедальным и трагичным станет его исполнение посвященной ей «Баллады» Ф.Шопена в собственной постановке в Нью Йорк Сити центре, а затем в Перми, Воронеже и Донецке в 2010 году.

Вот, как написал об этом исполнении Васильева «Баллады» (с Д.Хохловой) известный театровед С.Коробков:

«Красивый и гибкий человек, в котором природа сохранила и стать, и повадку, силой своего дара и полетом своей мысли раздвинул пространство театра до космического безбрежья. Слегка поддерживая юную балерину и едва касаясь ее лица, он длил мгновения важного диалога, как длил Шопен свои пианистические brio, мечтая проникнуть в тайны мироздания и принять в свой мир вечно ускользающей красоты новые души. Волшебство васильевской исповеди выхватывало из памяти великие художественные образы того века, в котором он формировался как художник, и подтверждало общность – личностную и художественную – великих артистических натур. Тут, помимо мира Васильева, складывался еще и мир параллельный: из загадок Гамлета Джона Гилгуда, из пронзающих взглядов Отелло Лоуренса Оливье, из тонких душевных движений Марлона Брандо, из мелодики картин Бергмана и Феллини. Всех, кто рано или поздно переставал прятать себя за персонажем и решался сказать от себя, кто отваживался на исповеди своей эпохи.»

Столь же проникновенным исполнением запомнился Васильев и во втором посвященном Максимовой номере «Smile» на песню Ч.Чаплина (в исп. М.Джексона) на гала-вечере в Большом театре «И все что сделано тобой. Екатерине Максимовой посвящается» в 2014 году.

По-прежнему прекрасным назвали Васильева любители балета, когда он появился в роли отца Наташи Ростовой в короткой миниатюре «Первый бал Наташи Ростовой» на церемонии открытия Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году (хореограф Р.Поклитару).

Балетмейстер Владимир Васильев стал командором Ордена Звезды Италии (Ordine della Stella d’Italia). Государственная награда итальянской республики вручается за вклад в дружбу и сотрудничество с Италией, её получают итальянцы-резиденты других стран и иностранцы по решению Президента Итальянской республики. В торжественной обстановке в Посольстве Италии награду Владимиру Васильеву вручил Посол Чезаре Мария Рагальини (Cesare Maria Ragaglini).

«С Италией Владимира Васильева связывают особые отношения», – сказал Ч.М. Рагальини на церемонии вручения Ордена. Посол вспомнил, что В. Васильев впервые танцевал «Жизель» в Италии в 1968 году, со своей супругой балериной Екатериной Максимовой. С тех пор минуло 50 лет.

Позднее Васильеву довелось много работать в Италии, в том числе в паре с великой итальянской танцовщицей Карлой Фраччи. «Владимир Васильев - тончайший, галантнейший партнер и друг», – говорила она о танцоре.

Профессионализмом Владимира Васильева был впечатлён и Ч.М. Рагальини. «Рядом со мной – легенда танца, – сказал Посол. – В течение 30 лет он был не просто премьером-солистом Большого театра, но и новатором танца. Ф. Нитцше говорил, что человек должен иметь хаос внутри себя, чтобы воспроизводить танец. Этот внутренний хаос позволил Васильеву придать свежесть танцу». Глава итальянского посольства вспомнил искромётные пируэты, безукоризненные прыжки и яркие сценические образы орденоносца Звезды Италии.

«Рим я люблю больше всех других городов на свете», – как-то сказал балетмейстер Васильев в интервью. По его мнению, столица Италии – «самый великий город». Но он также признается, что никогда не смог бы жить вне России длительное время.

Биография Владимира Васильева

Владимир Викторович Васильев родился в Москве в 1940 году, в преддверьи Великой Отечественной Войны, в крепкой любящей семье шофёра и административной работницы. Васильевы прошли войну, вынесли тяготы послевоенного восстановления и способствовали развитию ребёнка. Владимир Васильев вспоминал, что пианино было куплено сыну отцом на последние деньги. «Если бы у меня была другая мать, все было бы у меня по-другому», – говорил балетмейстер и утверждал, что любовь к музыке он унаследовал от матери, а любовь к жизни – от отца.

В 1947 году Васильев начал танцевать, и педагог Е.Р. Россе заметила выдающиеся способности ребёнка. В возрасте восьми лет в составе хореографического кружка Дома пионеров мальчик впервые вышел на сцену Большого театра, исполняя русские и украинские народные пляски. Тогда же он ощутил сцену Большого как родной дом и зажегся желанием здесь работать.
В девятилетнем возрасте Владимир Васильев проявил осознанный выбор и пошёл в Московское хореографическое училище (сегодня оно носит название Московская государственная академия хореографии), в класс М.М. Габовича. Педагог ещё в раннее время отмечал, что юный танцор растворяется в движениях, в них участвует «каждая клеточка» тела.

По завершении учёбы в Хореографическом училище, в 1958 году Владимир Васильев был принят в труппу Большого театра. Здесь он обратил на себя внимание великой Галины Улановой, которая стала партнёршей танцора в балете «Шопениана». “Я отдала вам все, что во мне было”, – написала Уланова на одном из подарков Васильеву с супругой. И это, по его словам, было правдой. В знак почтения и благодарности Владимир Васильев – президент Фонда Галины Улановой.

В течение 30 лет танцор выступал в главных ролях в Большом театре, часто – в первых постановках. За время работы здесь Владимиру Васильеву довелось танцевать едва ли не все главные роли в балетах. Он и Принц в «Золушке» Прокофьева, и Базиль в «Дон Кихоте», и Спартак в одноименном балете на музыку А. Хачатуряна, и т.д. Сам танцор, кстати, не считает себя гениальным, ни один из собственных танцев так и не удовлетворил его.

Владимир Викторович Васильев знаком зрителям многих стран мира. Он гастролировал в итальянских театрах Ла Скала, Арена ли Верона, Сан-Карло, а также выступал в США, Франции, Бразилии и других государствах.

В 1982 году Владимир Васильев получил образование хореографа – балетмейстера, закончив профильный факультет института театрального искусства (сегодня Российская академия театрального искусства). Позднее он признавался, что хореография привлекала артиста балета со школьных лет, но до неё долго не доходили руки. С 1990 года Владимир Васильев стал профессором кафедры хореографии.

В 1995-2000 годах балетмейстер Васильев был художественным руководителем Большого театра. По собственным заверениям, в это время он «служил театру, а не руководил им».

Екатерина Максимова и Владимир Васильев на премьере “Дон Кихота” в Большом театре. Фото: Википедия

Кроме профессиональный занятий, у Васильева есть страсть к рисованию. «Я стараюсь рисовать каждый день, в любую погоду», – говорит он. Эта любовь возникла в детстве практически одновременно с любовью к танцу, даже немного раньше. Но на занятия рисунком в семье не хватило денег.

Личная жизнь балетмейстера Васильева укладывается в одну фразу – он был счастливо женат на своей партнёрше по танцу Екатерине Сергеевне Максимовой. Поженившись в 1961 году, они стали неразлучны, пока балерина не умерла в 2008 году. Детей у пары не было.

Балетмейстер Владимир Васильев

Первой постановкой, сделанной балетмейстером Владимиром Васильевым в 1971 году для Кремлёвского дворца съездов, был балет по либретто Слонимского на основе древнегреческого мифа об Икаре. Идея балета принадлежит Юрию Григоровичу.

За этим балетом последовали другие, в столице, регионах и других странах. Среди постановок балетмейстера Владимира Васильева – «Макбет» по сюжету У. Шекспира на музыку Кирилла Молчанова. Композитор написал этот балет для своей жены – балерины Нины Тимофеевой, и умер от инфаркта во время премьеры. «Макбет» открыл репертуар театра «Кремлёвский балет».

Владимир Васильев переложил в танец советскую рок-оперу «Юнона и Авось» и сделал ряд музыкально-танцевальных номеров на музыку русских и европейских композиторов.

За свою работу Владимир Васильев получил звание Народного артиста России в 1973 году, Ленинскую премию за Спартака, российские и иностранные ордена.

«Я ни разу их не надевал - их очень, очень много. Наверное, все мои награды можно будет увидеть, когда меня уже понесут», – сказал Владимир Васильев в интервью. Балетмейстер ратует не столько за награды, сколько за истинное творчество.

В этом фильме Владимир Васильев рассказывает о том, как он, мальчик из рабочей семьи, впервые прикоснулся к удивительному миру балета. Он вспоминает о своём первом педагоге Елене Романовне Россе, о первых годах учебы в хореографическом училище, о педагогах Большого театра - Михаиле Габовиче, Ольге Лепешинской, Галине Улановой, Вячеславе Голубине, Елизавете Гердт, Алексее Ермолаеве. В фильме в ключены фрагменты балетов с участием танцовщиков Большого театра, записей уроков в хореографическом училище.

Фильм первый



Творчество Владимира Васильева совпало с двумя лучшими эпохами Большого балета - эпохой Л. Лавровского и эпохой Ю. Григоровича. Он пришёл в театр, когда великий создатель "Ромео и Джульетты" Леонид Лавровский возглавлял балет Большого театра. Именно эпоха Лавровского, "эпоха драмбалета", как назвали её историки, поставила Большой балет на те позиции в мире, которые он занимает вот уже несколько десятилетий.

Фильм второй.



Леонид Лавровский отличался удивительным качеством - он в те сложные времена не был диктатором. Вместе с ним создавали свои великие полотна хореографы Р. Захаров, В. Вайнонен, В. Чабукиани, А. Мессерер, К. Голейзовский, Л. Якобсон. Со всеми В. Васильев встречался в своём творчестве. Рассказ Васильева дополняет панорама хроники - фрагменты балетов и репетиций великих мастеров, которые сохранила для истории лишь кинопленка.

Фильм третий



Балетные штампы - это то, что губит искусство балета. Музыкальные штампы наносят вред не только музыке, но и нарушают смысл балетного языка. Юрий Григорович был тем, кто объявил непримиримую войну балетным штампам, в том числе и музыкальным. С его приходом в Большой театр пришла новая эстетика, новый балетный язык, новая эпоха. Он поставил балеты "Щелкунчик", "Спартак", "Иван Грозный", "Ромео и Джульетта", "Легенда о любви", "Золотой век". На гастроли за границу с Григоровичем балетная труппа Большого выезжала 96 раз. Особое место занимает балет "Спартак". Образ Спартака Васильева встал в тот же ряд бессмертных творений в балете, что и Джульетта Галины Улановой, Лебедь Анны Павловой. Владимир Васильев называет годы работы с Юрием Григоровичем лучшими страницами своей биографии. Сохранились записи спектаклей и фрагментов репетиций, которые могут дать представление о той удивительной атмосфере, в которой создавались балеты Григоровича.

Фильм четвертый



Краткая биография

Владимир Васильев — выдающийся танцор, поражавший артистичностью и техничностью исполнения не одно поколение зрителей. Кроме того, Владимир Викторович является членом Российской академии искусств и Международной творческой академии. Однако мало кто знает, что творческое наследие балетного гения не ограничивается танцами.

Владимир Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике.
В семь лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, занимавшаяся с детьми, сразу обратила внимание на талант маленького Володи и пригласила мальчика заниматься. Так, уже спустя год, Владимир Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища. Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального технического исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок как настоящий артист.
В 1958-м Васильев, окончив обучение, начал служить в Большом театре, став официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» танцор исполнял цыганский танец, в «Демоне» - лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой Улановой. После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.

Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком. Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству. Вслед за этим Владимир Викторович исполнил главные партии в «Золушке» (партия принца), «Дон Кихоте» (Базиль), «Жизели» (партия Альберта) и «Ромео и Джульетте» (юного Ромео).
Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-й по 1988-й танцор числился ведущим балетным солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, жена Владимира Васильева, стала постоянной партнершей талантливого балеруна.

Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижском Гранд-опера, итальянском театре Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опере, лондонском Ковент-гардене.
В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал творческий спор с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.

В 1990-х годах Васильев работал над постановками «Тахир и Зухра», «О, Моцарт! Моцарт...», «Травиата», «Хованщина», «Аида», «Золушка». После некоторого перерыва, в 2010-м, Васильев представил балет «Красный мак» в Красноярске. 2011-й отмечен постановкой балета «Балда» для детей.

В 2014-м Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой». Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году Васильев представил на суд зрителей проект по произведениям Виктора Астафьева. Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.
В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem” на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.


Васильев, Плисецкая. "Дон Кихот"



Васильев, Максимова. "Дон Кихот"



Васильев, Лиепа. "Спартак"