Все школьные сочинения по литературе. Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу Толстого «После бала»)

/ / / Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу Толстого «После бала»)

Главным действующим лицом рассказа Льва Толстого « » является Иван Васильевич. В доказательство своей теории о том, что на выбор человека влияет исключительно случай, он рассказал одну историю из своей жизни.

Дело было в то время, когда Иван Васильевич был еще юным и довольно привлекательным молодым человеком. Учился главный герой в одном из провинциальных университетов. И как все студенты был веселым, беззаботным, бойким малым. Жил в свое удовольствие, развлекался с барышнями и «чудил» с друзьями. Но самой большой страстью Ивана Васильевича были светские вечера и пышные балы, ведь был он отличным танцором, да и внешность легко позволяла очаровывать барышень. На одном из таких балов и произошла эта история.

Давал этот светский вечер один «добродушный старичок». Он был военным в звании полковника. Вечер действительно был волшебным: приятная музыка, вкусные угощения, улыбчивые лица. Все располагало к веселью и хорошему настроению. В то время Иван Васильевич испытывал пылкие чувства к Вареньке Б.. Девушка была по истине прекрасна. Ее внешность и царственные манеры так и притягивали взгляды окружающих. А подчеркивало все это великолепие милая улыбка девушки.

Весь вечер Иван Васильевич был увлечен только Варенькой. Они перетанцевали все танцы: от кадрили до вальса. Главный герой был по-настоящему счастлив. Чувства Ивана Васильевича усилились во сто крат, когда он увидел, как Варенька танцует со своим отцом. С той минуты Иван Васильевич еще больше стал уважать отца девушки, ведь он все готов был отдать ради счастья своего ребенка. Главный герой был окрылен своими чувствами. Он был готов обнять и расцеловать весь мир.

Таким образом, на балу мы видим Ивана Васильевича, как человека, который испытывает настоящие чувства. Его эмоции не были поддельны, он был по-настоящему счастлив.

Окрыленный своим счастьем, Иван Васильевич возвращается после бала домой. В его голове прокручиваются сцены бала, он вспоминает милую улыбку Вареньки и ее незабываемый танец с отцом. Так и не смог заснуть, Иван Васильевич отправляется на прогулку. Он просто шел по улицам города. Казалось, что главному герою еще слышатся ритмы танца, он представлял себя на балу. И все, что окружало Ивана Васильевича, разделяло его прекрасное настроение.

Как вдруг пронзительная и жестокая музыка словно разбудила главного героя. Он очутился возле дома Вареньки. Перед глазами Ивана Васильевича открылась ужасная картина. Через строй солдат вели привязанного к двум ружьям татарина. Это был дезертир. Каждый солдат, мимо которого проходил несчастный, бил его палкой по спине. Командовал солдатами отец Вареньки.

Ивану Васильевичу стало тошно смотреть на эту картину. Он не мог вынести страданий несчастного татарина. Его изувеченное тело уже не было похоже на человеческое тело. Главный герой поторопился уйти домой, а в его голову врезались мольбы несчастного о помиловании. Грусть и тоска наполнила душу Ивана Васильевича. Увиденное, еще долго не давало заснуть главному герою.

После этого случая Иван Васильевич решил переосмыслить свою жизнь. Главный герой решил не связывать свою жизнь с военной службой. Он не хотел оказаться на месте несчастного татарина. Отношение к отцу Вареньки изменилось и стало вызывать отвращение. Позже чувства к самой девушке также остыли.

После бала Иван Васильевич словно повзрослел. У него проснулось чувство жалости и совести, ответственности и человечности.

­Разум и чувства

Рассказ “После бала” был написан в 1903 году и относится к поздним произведениям Л. Н. Толстого. В нем автор пересказал историю, услышанную им от своего брата Сергея Николаевича. Когда тот молодым учился в Казани, то был влюблен в девушку по имени Варвара. Именно о них и ведет речь писатель в своем произведении “После бала”, но имя рассказчика – Иван Васильевич. От него мы узнаем, что он стал свидетелем двух разных событий, которые в корне изменили его отношение к окружающим людям.

В первой части действие происходит во время губернского бала, на который Иван Васильевич, как и многие другие уважаемые люди города, был приглашен. Там он надеялся все время быть рядом с Варенькой, в которую был без памяти влюблен. Девушка действительно была красива, стройна и грациозна. Почти все время она танцевала с рассказчиком, но один танец по просьбе хозяев бала она прошлась со своим отцом – именитым Полковником Петром Владиславовичем.

Все присутствующие были восхищены. Это семейство производило самое лучшее впечатление. Даже Иван Васильевич проникся к полковнику

искренней симпатией. Все изменилось, когда он увидел другую сцену, уже после бала. Вернувшись домой, рассказчик никак не мог уснуть и решил прогуляться по ночному городу. То, что он увидел у дома Вареньки, потрясло его до глубины души. Проходила толпа, подгоняя одного дезертира. По приказу полковника беднягу жестоко избивали.

После этого разум взял вверх над чувствами Ивана Васильевича. Мало того, что он передумал поступать на какую-либо службу, так он решил никогда больше не видеться с Варенькой. Потому что после этого случая каждый раз, смотря на ее красивое личико, он вспоминал жестокость и двуличность ее отца. Рассказчик пытался понять корень жестокости полковника, возможно, найти какое-то этому оправдание, но так и не смог.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ­Жестокость Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” был опубликован уже после смерти писателя, а именно в 1911 году. В основу сюжета легла история, рассказанная братом...
  2. 1. Полковник - один из главных героев рассказа Л. Н. Тол­стого “После бала”. 2. Отец Вареньки на балу: а) внешность героя показывает, что рассказчику он...
  3. ­О чем заставил меня задуматься рассказ Рассказ Льва Толстого “После бала” состоит из двух полярно разных частей. Действие происходит сначала во время бала у губернатора,...
  4. ­Какие маски срывает Толстой в своем рассказе Рассказ, написанный Львом Николаевичем Толстым в начале XX столетия и опубликованный уже после его смерти, не зря называется...

Сочинение

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета. Вероятно, этот случай так его поразил, что он помнил о нем всю жизнь и, в конце концов, воплотил в своем творчестве.

Композиционно «После бала» представляет собой рассказ-воспоминание, рассказ о случае из молодости, потрясший героя-рассказчика до глубины души. Рассказчик, Иван Васильевич, — пожилой уже человек, всеми уважаемый и любимый. Мы узнаем, что он никогда нигде не служил, но помог многим людям встать на ноги, найти себя.

Судя по всему, жизнь Ивана Васильевича была наполнена яркими событиями, которыми он с удовольствием делится с молодежью. Автор отмечает одну особенную манеру рассказчика: «…у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво».

Итак, рассказчик повествует нам об одном утре, перевернувшим всю его жизнь. Это случилось в 40-ых годах 19 века. Рассказчик учился тогда в провинциальном университете. Он жил, наслаждаясь своей молодостью. Иван Васильевич сравнивает те времена с современной ему эпохой. Как и у всех пожилых людей, в его словах проскальзывает некое неодобрение к «сегодняшней» молодежи, образу их жизни и мысли. Мне кажется, что здесь слышатся слова самого автора. Толстой не доволен тем, что молодежь не наслаждается жизнью, что ей должно быть свойственно, а создает различные политические кружки, увлекается новомодными теориями, часто опасными для разума и даже жизни.

Иван Васильевич же наслаждался своей молодостью, силами, красотой и богатством. Кроме того, он был влюблен. Это чувство сопровождало героя постоянно. Но, в описываемый им момент, рассказчик переживал свое самое сильное чувство. Да и немудрено: объектом его любви была Варенька Б., редкая красавица и умница. В это время, в последний день масленицы, рассказчик попал на бал к губернскому предводителю, где была и Варенька. Иван Васильевич был безмерно счастлив. Весь вечер он наслаждался, не отходя ни на шаг от предмета своей любви. Счастье, восторг, любовь ко всему миру переполняли восторженного юношу.

На этом балу рассказчик впервые увидел отца Вареньки, полковника Б. Он показался Ивану Васильевичу добрым, порядочным человеком, безумно любящим свою дочь, готовым ради Вареньки пожертвовать чем угодно. Танец отца с дочерью привел в восторг не только рассказчика, но и всех гостей на балу. В конце танца полковнику Б. и его Вареньке все аплодировали. Рассказчику было очень приятно, когда Петр Владиславич сам подвел к нему свою дочь для следующего танца.

Иван Васильевич так говорит о своем душевном состоянии на балу: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

После бала герой вернулся домой, но эмоциональное напряжение, возбуждение, радость не давали ему возможности спокойно уснуть. Рассказчик решил побродить по городу, немного успокоиться. Ранним утром первого дня Великого поста Иван Васильевич гуляет по городу. Все, что он видит, кажется ему умилительным и прекрасным. В голове звучит веселая мелодия мазурки. Но… в это время рассказчик наталкивается на ужасающую сцену. Он становится свидетелем того, как наказывают беглого татарина. Зрелище было очень страшным. А еще страшнее было оттого, что руководил всем этим отец Вареньки, тот самый полковник Б. Он безжалостно наблюдал за сценой экзекуции, не проявляя никаких эмоций. И все это происходило в первый день Великого поста!

Первое чувство, захлестнувшее рассказчика, был стыд: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Все увиденное стояло перед глазами Ивана Васильевича: «…между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Рассказчик пытается понять причину такой жестокости полковника. Может быть, он знает что-то такое, чего не знает герой, и поэтому ведет себя столь безжалостно? Но, сколько ни мучился Иван Васильевич, он не смог разгадать этой тайны.

Результатом такого страшного утра стало то, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, чтобы, не дай бог, не стать участником страшного преступления, подобного тому, какое он видел в то утро на плацу.

Мне кажется, что в этом произведении образ рассказчика очень близок автору, его внутреннему миру, его взглядам на жизнь. Иван Васильевич — тонко чувствующий, эмоциональный и глубоко нравственный человек. На мой взгляд, его психологический портрет в молодости во многом списан с самого Толстого, его чувства и реакции похожи на чувства и реакции писателя. Поэтому рассказчик глубоко симпатичен Л. Н. Толстому, в его уста он вкладывает свои размышления о душе, Боге, человеке.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

В своем рассказа «После бала» Лев Николаевич Толстой, своим замечательным литературным языком, рассказывает нам о большой проблеме, присущей высшему сословию того времени, о лицемерии и двуличии.

Герой рассказа простой дворянин, хороший человек, не совсем качественно образован, но имеющий приличное воспитание и привитые еще в детстве моральные ценности. Он обычный обыватель своей эпохи, постоянно находится в состоянии радости, кутежа и влюбленности, особо не вникая в то, что на самом деле происходит в стране, где он живет, и в обществе, в котором он пребывает. Он влюблен в стройную, грациозную Вареньку с замечательной улыбкой и блестящими глазами, и совершенно очарован ее отцом – статным красавцем, с белыми подвижными усами. Ее отец – полковник с изысканными манерами и очень приятный в общении человек. Танцуя на балу вместе со своей дочерью, он блистает. Иван Васильевич глядя на них, восторгается и еще больше влюбляется как в дочь, так и в отца. Его сердце переполнено эмоциями и приятными волнениями, мир кажется розовым и безмятежным. Возвращаясь, домой Иван Васильевич до конца осознает, что Варенька его вторая половинка, его любовь, его свет и его жизнь. Его чувства настолько подлинны, что он не может находиться не возле нее. И поутру он мчится к ее дому… И тут происходит непоправимое.

По пути к дому возлюбленной он наблюдает жестокую сцену истязания. Солдаты во главе с полковником избивают татарина. Человек молит о пощаде, но его никто не слышит, вся спина его уже кровавое месиво. И вот свирепый полковник набрасывается на одного из своих солдат и избивает его, за то что, дескать, мягко наказываешь. Половник, который вчера блистал на балу, сегодня жестоко избивает солдата, причем видно, что дело ему это привычное и даже нравится. Мировоззрение нашего героя, в тот миг, перевернулось. Отец любимой Вареньки предстает ужасным и не знающим жалости варваром, истинное лицо которого очень сильно отличается от светского льва, коим он бывал на балах или дома в обществе равных себе людей. Иван Васильевич потрясен, доселе он не сталкивался с армией, хотя намеревался связать свою жизнь, с этим достойным, на его взгляд, занятием. Понятно, что после увиденного он уже так не думает. А что же Варя? Лицемерие ее отца, его двуличие, не остается без последствий. Наш герой разочаровывается в чувствах, в недавно горячо любимой девушке, он видит жесткого отца. Варя теперь ассоциируется у него только с подлостью и бессердечностью. Варенька остается только лишь воспоминанием. Увиденное убило все мечты молодого дворянина и заставило осмотреться вокруг, и переосмыслить весь мир, в котором он живет.

Толстой написал этот рассказ по реальным событиям, которые произошли с его братом, примерно за пятьдесят лет до написания самого творения. И герой рассказа переосмыслил всю свою жизнь, как собственно и брат Льва Николаевича, пересмотрел и понял, что не смог бы жить, любить, дышать около такого варвара, каким оказался полковник.


Разум и чувства… Что должно быть главным в человеке при выборе своего жизненного пути? Кто-то живёт лишь разумом, принимая какое-либо решение, опирается только на свой рассудок, не прислушивается к своему сердцу. А кто-то, наоборот, руководствуется в своих поступках и действиях только чувствами, не подвергая анализу последствия своих решений. Думаю, что совершая свой нравственный выбор, человек должен прислушиваться к своему сердцу, но и не забывать о разуме.

В русской литературе есть много произведений, в которых раскрывается проблема разума и чувств. Обратимся к рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско». Безымянный герой этого произведения, богатый американец, всю жизнь посвятил трезвому расчёту. До 59 лет он не жил, а лишь существовал, занимался бизнесом, сколачивая своё состояние. Автор с иронией замечает, что дешёвая рабочая сила – китайцы- прекрасно знала.

что значит трудиться на плантациях не покладая рук. Сровнявшись по богатству с сильными мира сего, господин решил, что теперь он имеет полное право на отдых и на развлечения в высшей мере приятные. Он тщательно разрабатывает маршрут путешествия на два года вперёд, намереваясь посетить Старый Свет и даже побывать на обратном пути в Японии. Пароход, на котором плывёт американец со своей семьёй, носит символическое название «Атлантида». Это значит, что современная цивилизация, давно утратившая человеческие чувства, не задумывающаяся о смысле жизни, может погибнуть, как когда-то погиб, затонув в Гибралтарском проливе, остров Атлантида. Господин из Сан- Франциско мёртв душой, не способен к живым, естественным чувствам радости, восхищения природой.

Путешествие героя заканчивается внезапно. На острове Капри, в библиотеке дорогого отеля, за чтением газетной статьи о Первой мировой войне, герой внезапно умирает, не оставив о себе никакой памяти. После смерти ему не было оказано никакого уважения и почтения. Тело мёртвого старика поместили в ящике из-под содовой воды и скрыли в подсобном помещении, чтобы не отпугнуть богатых клиентов.

Судьба героя И.А.Бунина подводит нас к мысли о том, что если мы будем жить только холодным расчётом, не испытывая к окружающим никакого сочувствия и сострадания, то исчезнем из памяти людской без следа, как господин из Сан – Франциско, имени которого никто не запомнил.

Приведём ещё один литературный аргумент. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Иван Васильевич, пожилой и уважаемый в обществе человек, вспоминает о событиях сорокалетней давности, когда он был молодым двадцатилетним студентом и жил только чувствами, не задумываясь ни над чем. Рассказ делится на две контрастные части. В первой половине изображён чудесный бал, где герой, влюблённый в дочь полковника Вареньку, находится на седьмом небе от счастья, его переполняют чувства. Ему кажется, что весь мир соткан из света и добра, и не только Варенька, но и её отец со своими старомодными сапогами умиляют молодого человека, он готов объять своей любовью весь мир.

Во второй половине рассказа писатель рисует прямо противоположную картину. Влюблённый юноша идёт к дому своей возлюбленной и видит экзекуцию: прогоняют сквозь строй беглого татарина. Спина наказываемого превратилась в кровавое месиво, татарин просит, чтобы «братцы» «помилосердовали». Руководит наказанием отец Вареньки полковник Пётр Владиславович. Молодой человек никак не может найти оправдания тому, чему он стал свидетелем, объяснить жестокость происходящего. Герой начинает размышлять над своим местом в мире зла и несправедливости и принимает решение нигде не служить, чтобы не участвовать в том зле, которое его окружает. А его любовь к Вареньке сошла на нет.

Проанализировав рассказ Л.Н.Толстого, мы пришли к выводу о том, что нельзя жить одними чувствами, как делал это в молодости Иван Васильевич.

Подведём итоги. Человек не должен жить или только чувствами, или только разумом. В зависимости от ситуации мы должны прислушиваться к своему сердцу, но и не игнорировать голос разума. (568 слов).

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -