Ходжа Насреддин: анекдоты и притчи.

О. БУЛАНОВА

Нет, наверное, ни одного человека, который бы не слышал о Ходже Насреддине, особенно на мусульманском Востоке. Его имя вспоминают и в дружеских беседах, и в политических речах, и в научных спорах. Вспоминают по разным поводам, а то и вовсе без повода, просто потому, что Ходжа побывал во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, в которых только может оказаться человек: обманывал и обманывался, хитрил и выкручивался, был безмерно мудрым и круглым дураком.

Столько лет он шутил и издевался над человеческой глупостью, корыстью, самодовольством, невежеством. И кажется, что истории, в которых реальность идет рука об руку со смехом и парадоксом, почти не располагают к серьезным разговорам. Хотя бы потому, что человек этот считается фольклорным персонажем, вымышленным, легендарным, но никак не исторической личностью. Однако как семь городов спорили за право называться родиной Гомера, так втрое больше народов готовы назвать своим Насреддина.

Родился Насреддин в семье почтенного имама Абдуллы в турецкой деревне Хорто в 605 году хиджры (1206 год) рядом с городом Сиврихисар провинции Эскишехир. Однако десятки селений и городов на Ближнем Востоке готовы поспорить насчет национальности и места рождения великого хитреца.

В мактабе, начальной мусульманской школе, маленький Насреддин задавал своему учителю – домулле – каверзные вопросы. На многие из них домулла просто не мог ответить. Затем Насреддин учился в Конье, столице Сельджукского султаната, жил и работал в Кастамону, потом в Акшехире, где, в конце концов, и умер.

Турецкий профессор-историк Микаил Байрам провел обширное исследование, результаты которого показали, что полное имя реального прототипа Насреддина – Насир уд-дин Махмуд аль-Хойи, он родился в городе Хой иранской провинции Западный Азербайджан, получил образование в Хорасане и стал учеником знаменитого исламского деятеля Фахра ад-дина ар-Рази.

Багдадский калиф отправил его в Анатолию, чтобы организовать сопротивление монгольскому нашествию. Он служил в качестве кади, исламского судьи, в Кайсери, а затем стал визирем при дворе султана Кей-Кавуса II в Конье. Он успел побывать в огромном количестве городов, познакомился с множеством культур и славился своим остроумием, так что вполне возможно, что он и был первым героем забавных или поучительных историй о Ходже Насреддине.

Правда, кажется сомнительным, чтобы этот образованный и влиятельный человек разъезжал на скромном ослике и ссорился со своей сварливой и некрасивой женой. Но что не может позволить себе вельможа, вполне доступно герою забавных и поучительных анекдотов, не так ли?

Впрочем, существуют и другие исследования, которые допускают, что образ Ходжи Насреддина на добрых пять столетий старше, чем принято считать в современной науке.

Интересную гипотезу выдвинули азербайджанские ученые. Ряд сопоставлений позволил им предположить, что прообразом Насреддина был известный азербайджанский ученый Хаджи Насиреддин Туси, живший в XIII веке. Среди доводов в пользу этой гипотезы говорит, например, факт, что в одном из источников Насреддин так и назван этим именем – Насиреддин Туси.

В Азербайджане Насреддина зовут Молла – возможно, это имя, как считают исследователи, представляет собой искаженную форму имени Мовлан, которое принадлежало Туси. У него было еще одно имя – Хасан. Подтверждает эту точку зрения и совпадение некоторых мотивов из произведений самого Туси и анекдотов о Насреддине (например, высмеивание предсказателей и астрологов). Соображения интересные и не лишены убедительности.

Таким образом, если начать искать в прошлом человека, похожего на Насреддина, то очень скоро станет ясно, что историчность его граничит с легендарностью. Однако многие исследователи считают, что следы Ходжи Насреддина нужно искать не в исторических хрониках и могильных склепах, попасть в которые, судя по его характеру, он никак не хотел, а в тех притчах и анекдотах, которые рассказывали и до сих пор рассказывают народы Ближнего Востока и Средней Азии, да и не только они.

Народная традиция рисует Насреддина воистину многоликим. Иногда он предстает некрасивым, неказистым человеком в старом, поношенном халате, в карманах которого, увы, слишком много дыр, чтобы там что-то залеживалось. Да что там – иногда его халат просто засален от грязи: долгие странствия и бедность берут свое. В другой раз, напротив, мы видим человека с приятной наружностью, небогатого, но живущего в достатке. В его доме есть место праздникам, но бывают и черные дни. И тогда Насреддин искренне радуется ворам в своем доме, ведь найти что-нибудь в пустых сундуках – настоящая удача.

Ходжа много путешествует, но непонятно, где же все-таки его дом: в Акшехире, Самарканде, Бухаре или Багдаде? Узбекистан, Турция, Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Армения (да-да, и она тоже!), Греция, Болгария готовы приютить его. Имя его склоняют на разных языках: Ходжа Насреддин, Джоха Наср-эт-дин, Мулла, Молла (азербайджанский), Афанди (узбекский), Эпенди (туркменский), Насыр (казахский), Анасратин (греческий). Повсюду его ждут друзья и ученики, но врагов и недоброжелателей тоже хватает.

На множестве языков имя Насреддин пишется по-своему, но все они восходят к арабскому мусульманскому личному имени Nasr ad-Din, которое переводится как “Победа Веры”. По-разному и обращаются к Насреддину в притчах разных народов – это может быть и уважительное обращение “ходжа”, и “молла”, и даже турецкое “эфенди”. Характерно, что эти три обращения – ходжа, молла и эфенди – во многом очень близкие понятия.

Сравните сами. “Ходжа” на фарси – “хозяин”. Это слово существует почти во всех тюркских языках, а также в арабском. Вначале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия “белой кости” (тюрк. “ак суюк”). Со временем “ходжа” стало почетным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мектебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Мулла (молла) имеет несколько значений. У шиитов мулла – лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема). В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: “учитель”, “помощник”, “владелец”, “защитник”.

Эфенди (афанди, эпенди) (у этого слова и арабские, и персидские, и даже древнегреческие корни) означает “тот, кто может (в суде) защищать себя сам”). Это – почетный титул благородных особ, вежливое обращение со значениями “хозяин”, “уважаемый”, “господин”. Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям ученых профессий.

Но вернемся к реконструированной биографии. У Ходжи есть жена, сын и две дочери. Жена – верный собеседник и вечный оппонент. Она сварлива, но порой гораздо мудрее и спокойнее своего супруга. Его сын совершенно не похож на отца, а иногда он такой же хитрец и возмутитель спокойствия.

У Ходжи много профессий: он земледелец, торговец, лекарь, знахарь, он даже промышляет воровством (чаще всего неудачно). Он очень религиозный человек, поэтому односельчане внимают его проповедям; он справедлив и хорошо знает закон, поэтому становится судьей; он величественен и мудр – и вот уже великий эмир и даже сам Тамерлан хотят видеть его ближайшим советником. В других же историях Насреддин глупый, недалекий человек со множеством недостатков и даже порой слывет безбожником.

Создается такое впечатление, что Насреддин – это проявление человеческой жизни во всем ее многообразии, и каждый может (если захочет) открыть для себя своего Насреддина.

Можно сделать вывод, что Ходжа Насреддин – это как бы другой взгляд на жизнь, и если некоторых обстоятельств не избежать, как ни старайся, то у них всегда можно чему-нибудь научиться, стать немного мудрее, а значит, и намного свободнее от этих самых обстоятельств! А может, при этом получится и кого-то другого научить… или проучить. За Насреддином точно не заржавеет.

Для арабской традиции Насреддин не случайный персонаж. Совсем не секрет, что каждая небылица или анекдот о нем – это кладезь древней мудрости, знаний о пути человека, о его предназначении и способах обретения подлинного существования. И Ходжа не просто чудак или идиот, а тот, кто с помощью иронии и парадокса пытается передать высокие религиозные и этические истины.

Можно сделать смелый вывод, что Насреддин – настоящий суфий! Суфизм – внутреннее мистическое течение в исламе, развивавшееся наряду с официальными религиозными школами. Однако сами суфии говорят, что это течение не ограничено религией пророка, а является зерном всякого подлинного религиозного или философского учения. Суфизм – это стремление к Истине, к духовному преображению человека; это иное мышление, другой взгляд на вещи, свободный от страхов, стереотипов и догм. И в этом смысле настоящих суфиев можно найти не только на Востоке, но и в западной культуре.

Тайна, которой окутан суфизм, по словам его последователей, связана не с какой-то особой мистичностью и секретностью учения, а с тем, что искренних и честных искателей истины во все века было не так уж и много.

В наш век, привыкший к сенсациям и разоблачениям, эти истины бледнеют перед рассказами о мистических чудесах и мировом заговоре, но именно о них говорят мудрецы. И вместе с ними Насреддин. Истина не где-то за горами, она здесь, спряталась за нашими привычками и привязанностями, за нашим эгоизмом и глупостью.

Образ Ходжи Насреддина, по мнению Идриса Шаха, – удивительная находка суфиев. Ходжа не поучает и не разглагольствует, в его проделках нет ничего надуманного. Кто-то посмеется над ними, а кто-то благодаря им чему-то научится и что-то осознает. Истории живут своей жизнью, кочуя от одного народа к другому, Ходжа путешествует из анекдота в анекдот, легенда не умирает, мудрость живет.

Ходжа Насреддин постоянно напоминает нам, что мы ограничены в понимании сути вещей, а значит, и в их оценке. И если кого-то назвали глупцом, нет смысла обижаться, потому что для Ходжи Насреддина подобное обвинение было бы высшей из похвал! Насреддин – величайший учитель, его мудрость давно перешагнула границы суфийской общины. Но таким Ходжу знают немногие.

На Востоке есть легенда, которая гласит, что если рассказать семь историй о Ходже Насреддине в особой последовательности, то человека коснется свет вечной истины, дарующий необычайную мудрость и могущество. Сколько было тех, кто из века в век изучал наследие великого пересмешника, остается только гадать.

Поколения сменяли поколения, сказки и анекдоты передавались из уст в уста по всем чайным и караван-сараям Азии, неистощимая народная фантазия добавляла к собранию историй о Ходже Насреддине все новые притчи и анекдоты, которые распространились на огромной территории. Темы этих историй стали частью фольклорного наследия нескольких народов, а различия между ними объясняются многообразием национальных культур. Большинство из них изображает Насреддина небогатым деревенским жителем и не имеет абсолютно никаких отсылок ко времени повествования – их герой мог жить и действовать в любые времена и эпохи.

Впервые истории о Ходже Насреддине подверглись литературной обработке в 1480 году в Турции, будучи записаны в книге под названием “Салтукнамэ”, и чуть позднее, в XVI веке, писателем и поэтом Джами Рума Ламии (умер в 1531 году), следующая рукопись с историями о Насреддине датируется 1571 годом. Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине (“Насреддин и его жена” П. Миллина, “Четки из черешневых косточек” Гафура Гуляма и др.).

Ну, а ХХ век перенес истории о Ходже Насреддине на киноэкран и театральную сцену. Сегодня истории о Ходже Насреддине переведены на многие языки и давно уже стали частью мирового литературного наследия. Так, 1996-1997 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом Ходжи Насреддина.

Основная черта литературного героя Насреддина – выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин, виртуозно владея словом, нейтрализует любое свое поражение. Частые приемы Ходжи – притворное невежество и логика абсурда.

Русскоязычному читателю истории о Ходже Насреддине известны не только по сборникам притч и анекдотов, но и по прекрасным романам Леонида Соловьева “Возмутитель спокойствия” и “Очарованный принц”, объединенным в “Повесть о Ходже Насреддине”, также переведенную на десятки иностранных языков.

В России же “официальное” появление Ходжи Насреддина связано с публикацией “Истории Турции” Дмитрием Кантемиром (молдавский господарь, бежавший к Петру I), куда вошли первые исторические анекдоты о Насреддине (Европа познакомилась с ним гораздо раньше).

Последующее, неофициальное существование великого Ходжи овеяно туманом. Однажды, перелистывая сборник сказок и небылиц, собранных фольклористами в Смоленской, Московской, Калужской, Костромской и других областях в 60-80-х годах прошлого столетия, исследователь Алексей Сухарев нашел несколько анекдотов, точь-в-точь повторяющих истории Ходжи Насреддина. Судите сами. Фома говорит Ереме: “У меня болит голова, что мне делать?”. Ерема отвечает: “Когда у меня болел зуб, я его вырвал”.

А вот вариант Насреддина. “Афанди, что мне делать, у меня глаз болит?” – спросил Насреддина друг. “Когда у меня болел зуб, то я не мог успокоиться до тех пор, пока не вырвал его. Наверное, тебе надо сделать то же самое, и ты избавишься от боли”, – посоветовал Ходжа.

Оказывается, в этом нет ничего необычного. Подобные шутки можно найти, например, в немецких и фламандских легендах о Тиле Уленшпигеле, в “Декамероне” Боккаччо, в “Дон Кихоте” Сервантеса. Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Петр – у южных славян; в Болгарии встречаются истории, в которых одновременно присутствуют сразу два персонажа, соревнующиеся друг с другом (наиболее часто – Ходжа Насреддин и Хитрый Петр, что связано с турецким игом в Болгарии).

У арабов есть очень похожий персонаж Джоха, у армян – Пулу-Пуги, у казахов (наряду с самим Насреддином) – Алдар Косе, у каракалпаков – Омирбек, у крымских татар – Ахмет-акай, у таджиков – Мушфики, у уйгуров – Саляй Чаккан и Молла Зайдин, у туркмен – Кемине, у евреев-ашкенази – Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя), у румын – Пэкалэ, у азербайджанцев – Молла Насреддин. В Азербайджане именем Насреддина был назван сатирический журнал “Молла Насреддин”, который издавал Джалил Мамедкулизаде.

Конечно, утверждать, что истории о Ходже Насреддине повлияли на появление подобных сюжетов в других культурах, сложно. Где-то для исследователей это очевидно, а где-то видимых связей обнаружить не удается. Но сложно не согласиться с тем, что есть в этом что-то необычайно важное и притягательное.

Конечно, обязательно найдется тот, кто скажет, что Насреддин непонятен или просто устарел. Что ж, случись Ходже быть нашим современником, он не расстроился бы: на всех не угодишь. Да Насреддин вообще не любил расстраиваться. Настроение как облако: набежало и улетело. Расстраиваемся мы лишь оттого, что теряем то, чем обладали. Вот уж если ты их потерял, то есть из-за чего расстраиваться. А в остальном Ходже Насреддину терять нечего, и это, пожалуй, – самый главный его урок.

В статье использованы материалы из Большой Советской Энциклопедии (статья “Ходжа Насреддин”), из книги “Хорошие шутки Ходжи Насреддина” Алексея Сухарева, из книги “Двадцать четыре Насреддина” (Составитель М.С. Харитонов)


Ходжа Насреддин (молла) - легендарный человек (народный персонаж) - он и мудрец и хитрец, и философ, и смешной шутник. Насреддин - один из самых известных восточных героев. Анекдоты, короткие рассказы и мудрые притчи о Ходже Насреддине передаются из уст в уста, они и смешные и грустные, иногда простые и глуповатые, а иногда остроумные и глубокие, наполненные великой восточной мудростью. Здесь собрано множество мудрых притч, маленьких историй, цитат из книг и забавных анекдотов про Ходжу Насреддина, и какая разница существовал ли он на самом деле, если Насреддин до сих пор существует и будет всегда!

Анекдоты о Ходже Насреддине (притчи, короткие истории)

Ходжа Насреддин и Осёл

К Насреддину пришёл сосед и попросил одолжить ему осла.
— Я его уже одолжил, — ответил Насреддин.
В этот момент в сарае раздался ослиный рёв.
— Но я слышу ослиный рёв, — сказал сосед.
— Кому ты больше веришь: мне или ослу?

Ишак или Падишах

Однажды, Ходжа похвастался, что сможет научить своего осла говорить. Услышав об этом, Эмир повелел заплатить Ходже 1000 таньга с условием, чтобы тот показал ему говорящего осла через некоторое время.
Дома жена Ходжи начала плакать и убиваться:
- И зачем ты обманул Эмира, зачем взял деньги! Когда он поймет, что ты его обманул, он бросит тебя в темницу!
- Успокойся жена, - ответил Насреддин. Я оговорил себе двадцать лет сроку. За это время либо ишак сдохнет, либо Эмир…

Насреддин и Вор

Однажды ходжа и его жена услышали, как в их дом забрался вор. "Эфенди, у нас вор", - взволнованно сказала жена.
"Тихо, женщина, не спугни его, - отвечал шепотом ходжа. - Может быть, он найдет что-нибудь стоящее, а уж отнять у него будет легко!"

Насреддин и кишмиш

Однажды Молла ел кишмиш. Подошел к нему приятель и спрашивает:
— Молла, что ты ешь?
— Так... — ответил Молла.
— То есть как «так»? Что это за ответ?
— Я говорю коротко.
— То есть как «коротко»?
— Ты спрашиваешь у меня, что я ем. Если я скажу: «Кишмиш», ты скажешь: «Дай и мне». Я скажу: «Не дам». Ты спросишь: «Почему?», а я отвечу: «Так...» Поэтому-то я и говорю коротко: «Так...»

Насреддин и тигры

Насреддин горстями разбрасывал крошки вокруг своего дома.
Кто-то спросил его: "Что ты делаешь?"
"Отгоняю тигров."
"Но вокруг нет никаких тигров!"
"Вот именно. Эффективно, неправда ли?"

Насреддин мудрец

Насреддин не обращал внимания на чистоту своей одежды.
Однажды прохожий, увидев, что у того рубашка заскорузла от грязи, сказал:
— Послушай, ты бы выстирал свою рубашку!
— Но ведь она снова загрязнится, не так ли? — заметил, Насреддин.
— А ты снова выстирай!
— Опять запачкается!
— Ещё раз выстираешь.
— Помилуй, Господи! Разве мы пришли на этот свет рубашки стирать?..


Насреддин и женщина

Друг спросил Муллу, помышлял ли тот о женитьбе. Насреддин ответил, что много лет назад он решил жениться и стал искать совершенную женщину.
Вначале он нашёл очень красивую женщину, но вскоре обнаружил, что ей не хватает духовности.
Затем он встретился с женщиной высокой духовности, но, к сожалению, некрасивую...
— И наконец, я нашёл её, — сказал Мулла. — Это была идеальная женщина: духовная, изящная, прекрасная, обаятельная. Одним словом, совершенство.
— Ты женился на ней? — спросил друг.
— Нет, — ответил Мулла. — К сожалению, она искала совершенного мужчину.

Насреддин и правда

Стражник спросил Насреддина:
— Куда ты идёшь? Говори правду, иначе тебя повесят.
Насреддин ответил:
— Я иду, чтобы быть повешенным.
— Я не верю тебе!
— Прекрасно. Если я солгал — повесь меня.
— Но это будет значить, что ты сказал правду.
— Вот именно, — сказал Насреддин,

Насреддин, шапка и Вор

Однажды, вор сорвал с Ходжи Насреддина шапку и убежал. Ходжа сразу же отправился на ближайшее кладбище и стал ждать.
- Что ты делаешь? - спрашивали его люди, - ведь вор побежал совсем в другую сторону!
- Ничего, - хладнокровно отвечал Ходжа, - куда б он не побежал, рано или поздно все равно придет сюда…

Насреддин и кот

Однажды Молла Насреддин попробовал виноградной водки и совсем опьянел. Сосед стал корить Насреддина.
- Я совсем не пьян, - сказал Ходжа, с трудом ворочая языком. - Я не пьян даже немного, и я докажу тебе это. Посмотри, ты видишь этого кота, который входит в дверь? Так вот, у него только один глаз!
- Ты ещё больше пьян, чем я думал, - сказал сосед. - Этот кот выходит!

Насреддин и деньги

Один знакомый попросил у Насреддин денег на короткий срок.
- Денег дать я не могу, - ответил Насреддин. - Но срок тебе, как другу, могу дать любой.

Насреддин и люди

Насреддин сидел и пристально смотрел на двух человек возле ямы на дороге.
— О чём вы думаете, мулла? — спросил его прохожий.
— Как же ленивы люди. Я сижу здесь уже четыре часа,
не отрывая взгляда вон от тех людей.
Представляете, за всё это время ни один из них и палец о палец не ударил!

Насреддин и друзья


— Молла, — спросили Насреддина, — почему друзья так легко становятся недругами? А вот врагов в друзей превратить гораздо труднее.
— Такова природа вещей, — отвечал Насреддин. — Подумайте сами, что легче: построить или разрушить? Слепить кувшин или разбить? Заработать или растратить?
— А трудно ли вернуть порушенную дружбу?
Молла взял глиняный кувшин и бросил на пол. Кувшин разлетелся на мелкие черепки.
— А теперь склейте его, — сказал Молла.

Насреддин и жена

Друзья и приятели Муллы стали говорить ему,
что жена его сильно погуливает и не мешало бы призвать её к порядку.
— Странные вы люди! — удивился Насреддин. — Как я могу приструнить её,
если я её совсем не вижу?

Насреддин и ребёнок

Ходжа женился. Через неделю у него родился ребенок. На следующий день Ходжа принес в дом письменный прибор и положил все это у изголовья люльки. Его стали спрашивать: "Эфенди, для чего ты это сделал?”
- Ребенок, проделавший девятимесячный путь за семь дней, - заметил Ходжа, - еще через месяц пойдет в школу…

"Спроси у моей жены, идти ли мне дальше?"


"Муженек, пройди немного вперед", - сказала как-то раз ходже жена. Насреддин тотчас надел шлепанцы и вышел на улицу. Шел он так часа два, пока не повстречал знакомого. "Прошу тебя, - сказал ему ходжа, - пойди спроси у моей жены, идти ли мне дальше?".

"Ворон еще грязнее нас"

Однажды ходжа Насреддин пошел вместе с женой к озеру стирать белье. Только они, разложив белье, достали мыло и собрались стирать, появился черный ворон, схватил мыло и улетел. "Ходжа! - закричала жена, - смотри, ворон унес мыло!" - "Жена, что ты кричишь? - спокойно заметил ходжа. - Ведь ворон еще грязнее нас, ему мыло нужнее".

"Откуда мне знать, где правая сторона?"

Однажды вечером к ходже пришел гость. Ночью, когда уже все легли спать, гость и говорит ходже: "Эфенди, справа у тебя свеча, зажги её". - "Ты совсем ума лишился? - ответил ему ходжа. - Откуда же мне в темноте знать, где правая сторона?"

"Разве за сорок лет козленок не превратился в козла?"

"Под каким знаком зодиака ты родился?" - однажды спросили у ходжи Насреддина. "Под знаком "Старого козла"", - отвечал ходжа. "Послушай, но ведь нет такого знака". Ходжа заметил: "Когда я был еще совсем маленьким, моя мать определяла по звездам мою судьбу, и ей сказали, что я "Козерог"". - "Да, - ответили ходже, - но это слово значит не козел, а козленок". - "Да вы глупцы, - возразил ходжа. - Я прекрасно это знаю, но с тех пор прошло ровно сорок лет. А разве за это время козленок не превратился в козла?"

Проповедь в мечети

Однажды ходжа Насреддин взошел на кафедру в Акшехире и обратился к верующим: "Знаете ли вы, что я сейчас вам скажу?" - "Нет, не знаем", - ответили верующие. Тогда ходжа сказал: "Если не знаете, то зачем мне вам что-то говорить?" После чего он сошел с кафедры и отправился в далекий путь.

Прошло время, и ходжа снова взошел на кафедру и задал правоверным тот же вопрос. "Знаем", - ответили Насреддину верующие. "Ну, если знаете, значит, мне нет надобности и говорить", - сказал ходжа и опять удалился.

И вновь ходжа взошел на кафедру, и в третий раз обратился к народу со своим вопросом. "Одни из нас знают, другие нет", - был ему ответ. И тогда ходжа воскликнул: "Прекрасно! Раз так, тогда пусть те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают".

Хорошо, что у верблюдов нет крыльев

Однажды во время проповеди ходжа произнес: "Правоверные, возблагодарите Всевышнего, что он не дал верблюдам крыльев. Иначе крыши домов валились бы вам на голову".

Деньги во сне

Однажды ходжа видел сон: ему дают девять акча, а он спорит: "Ну дайте хотя бы десять". В этот момент он проснулся и увидел, что в ладони у него ничего нет. Тотчас он снова закрыл глаза и, протянув руку, сказал: "Ладно, давайте девять!"

Ходжа работает в огороде

Однажды утром ходжа забрался в чужой огород и все, что попадалось ему под руку - дыни, арбузы, морковь, репу, - клал себе в мешок. Вдруг появился огородник и закричал: "Ты чего тут делаешь?" Перепуганный ходжа в смущении ответил: "Меня вчера вечером сюда забросила сильная буря". - "Хорошо, ну, а это кто сорвал?" - спросил огородник и показал на то, что было у ходжи в мешке. "Буря швыряла меня из стороны в сторону, и все, за что я хватался, оказывалось у меня в руках". - "А кто тогда положил все это в мешок?" - "Вот об этом-то я как раз и думаю", - ответил ходжа.

Ходжа торгует

Как-то раз ходжа купил за одно акча девять яиц, а в другом месте продал за те же деньги целый десяток. "Ходжа, почему ты торгуешь в убыток себе?" - спросили у него. "Прибыль или убыток - это не важно. Главное, чтобы друзья видели, что я торгую", - заметил ходжа.

Ходжа и слепые

Однажды ходжа сидел на берегу реки. В этот момент подошли десять слепых и попросили его, чтобы он переправил их на другой берег. Ходжа стал их переносить, но на середине реки уронил одного слепого в воду. Течение подхватило несчастного и унесло. Остальные подняли крик, на что ходжа спокойно заметил: "Ну чего вы шумите? Дайте мне на одно акча меньше - и мы в расчете".

Ходжа - отгадчик

Как-то раз один человек, показывая яйца, которые держал в руке, сказал ходже Насреддину: "Если угадаешь, что у меня в руке, я угощу тебя яичницей". - "А ты объясни мне, что это за предмет, тогда я, может быть, и угадаю", - ответил ходжа. "Снаружи - белое, внутри - желтое". - "А, знаю, знаю! - закричал обрадованный ходжа. - Это репа, у которой вынули середину и внутрь положили морковь!"

Ходжа продает лестницу в чужом саду

Однажды ходжа Насреддин взял лестницу и, приставив ее к стене сада, взобрался наверх. Затем он подтянул лестницу, поставил ее с внутренней стороны забора и спустился в сад. На беду ходжи его заметил садовник. "Ты кто такой и что тут делаешь?" - грозно спросил он у ходжи. "Лестницу продаю", - спокойно ответил ходжа. - "Да разве здесь место, чтобы продавать лестницу?" - "Какой же ты бестолковый! - воскликнул ходжа. - Мог бы и знать, что лестницами можно торговать где угодно".

Ходжа хочет сесть на лошадь

"Разве мы не переселились в этот дом?"

Однажды ночью в жилище ходжи проник вор, забрал его вещи и ушел. Тогда ходжа, взвалив на плечи тюк с постельными принадлежностями, последовал за вором. Когда вор вошел к себе в дом, ходжа Насреддин попытался проникнуть за ним. Но вор сказал ему: "Чего тебе нужно у меня в доме?" На что ходжа Насреддин ему ответил: "А что, разве мы не переселились в этот дом?"

"Котел умер"

Однажды ходжа занял у соседа котел. Когда настала пора возвращать котел обратно, он положил в середину маленькую сковородку. "А это что?" - спросил хозяин. "Это ваш котел родил", - сказал ходжа. Сосед обрадовался и взял себе сковородку.
Прошло время, и Насреддин снова попросил у соседа котел. Долго хозяин ждал, пока Насреддин вернет ему его котел, и наконец не выдержал. "Верни мне котел", - потребовал он от ходжи. "Я должен сообщить тебе печальное известие, - отвечал ему Насреддин, - твой котел умер". Сосед, удивленный, пытался возражать: "Да где это видано, чтобы котлы умирали?" На это ходжа отвечал: "Если ты поверил, что котел может родить, то почему тогда не веришь, что он может умереть?"

"При курах всегда полагается и петух"

Однажды в Акшехире дети повели ходжу Насреддина в баню. С собой они взяли по яйцу и, сев на мраморном возвышении, уговорились: "Ну-ка давайте снесем по яичку, а кто не снесет, пусть платит за всех". Кудахтая, как куры, они повытаскивали яйца и выложили их на мрамор. Ходжа же, увидев это, забил руками, словно петух крыльями, и стал кукарекать. "Что ты делаешь, ходжа?" - спросили дети. "Как что? Вы что, не знаете, что при курах всегда должен быть и петух", - заметил ходжа.

"Раз почет шубе, пусть шуба и кушает!"

Как-то раз богатые люди пригласили ходжу на званый обед. Он надел поношенное платье, и никто не обратил на него внимания. Тогда он незаметно выбрался из-за стола, пришел домой, облачился в пышные одежды, сверху накинул еще шубу и вернулся. Почтительно встретили ходжу хозяева дома и посадили за почетный стол. "Пожалуйста, ходжа, отведайте!" - говорили они, указывая на блюда, от одного вида которых у правоверных текли слюнки. В ответ на это ходжа поднес блюдо к рукаву шубы: "Прошу, шубейка!" - "Что ты делаешь, ходжа?" - удивились хозяева. "Раз почет шубе, пусть она и кушает", - заявил ходжа.

Ходжа-сват

Захотел однажды ходжа Насреддин продать свою корову. Много раз он водил корову на базар, но все без толку. Попался ему навстречу приятель: "Ты что - корову продаешь?" А ходжа в ответ: "Вот с утра хожу, расхваливаю, как могу, но никто даже не взглянул на нее". Тогда приятель начал выкрикивать: "Стельная корова, кому нужна стельная корова, на шестом месяце!" И тут же нашелся покупатель, и купил корову за большие деньги. Удивленный ходжа поблагодарил приятеля и, обрадовавшись неожиданной удаче, пошел домой.
А в дом к нему, оказывается, пришли свахи. "Ты, ходжа, немножко внизу посиди, а я покажу свахам нашу дочь, расскажу, какая она искусница, может, она кому и понравится и ее возьмут замуж", - говорит ему жена. - "Нет, - ответил ходжа, - ты лучше помолчи. Я теперь знаю, как нужно расхваливать товар. Стоит мне только раскрыть рот - и ты увидишь, как они будут довольны нашей дочерью!" - "Может, он и вправду что-нибудь знает", - подумала жена. Почтительно встретив свах и велев дочери поцеловать им руки, она сказала: "Уважаемые, закройте ваши лица, с вами сейчас будет говорить сам хозяин". Ходжа за словом в карман не полез: "Женщины, чего долго говорить, вот вам все в двух словах: девица - породистая, беременна, на шестом месяце". Только он это сказал, как свахи переглянулись и выбежали за дверь.

"Пойду спрошу осла, может, он согласен"

Однажды сосед попросил у ходжи Насреддина осла. "Пойду спрошу осла; если он захочет, - тогда дам", - ответил ходжа.
Вернувшись, он сказал соседу: "Я говорил ослу, но он не согласен: "Если дать меня чужому человеку, мне будут тыкать стрекалом уши, а тебя поносить, как последнего разбойника!"

* * *
Вы читали о Ходже Насреддине (анекдоты, короткие притчи, цитаты из книг) - тексты онлайн.
Короткие мудрые притчи, забавные истории, рассказы, и анекдоты про Насреддина - из коллекции (сборника текстов) восточной мудрости:
Омар Хайям и другие великие мудрецы, философы и поэты: сайт
..............

Его императорское величество Шахиншах неожиданно прибыл в чайхану, где оставили дежурить Ходжу Насреддина.

Император потребовал омлет.

После этого мы продолжим охоту, - сказал он Ходже. - Поэтому скажи, сколько я тебе должен.

Для вас и ваших пяти спутников, господин, омлет будет стоить тысячу золотых монет.

Император поднял брови.

Яйца здесь, должно быть, очень дорогие. Неужели они здесь так редки?

Здесь не яйца редки, Ваше Величество, а визиты королей.

Однажды у ходжи украли тысячу акча. Ходжа отправился в мечеть и до самого утра слёзно молился, чтобы вернул Аллах ему деньги.

Как раз в это время один из местных купцов, захваченный на корабле бурей, обещал, в случае благополучного спасения, пожертвовать Ходже тысячу акча. Спасённый от опасности купец, исполняя обет, подарил ходже деньги. Рассказав ему, что с ним случилось на море, купец прибавил:

Вот благодаря вашему заступничеству и помощи я чудесно спасся.

Ходжа немного подумал, а...

Насреддин

Тимурленг сказал ходже: "Ходжа, ты знаешь, что у всех аббасидских
халифов имеются свои прозвища: одного зовут Мутаваккиль ала-ллахи,
другого - Мутасим би-лляхи, и так далее. Ну, а если бы я был Аббасид,
какое было бы у меня прозвище?" Ходжа отвечал: "О державный властелин,
будьте уверены, что вас прозвали бы "Наузу би-лляхи" ("Пронеси нас бог").

Пошел ходжа в суд, чтобы разводиться с женой. Судья приказал записать
имена жены и ее отца. Когда у ходжи спросили об...

К Насреддину в дом пришёл человек, желающий стать его учеником. В доме было холодно, и, ожидая, пока жена принесёт горячий суп, Мулла сосредоточенно дул себе на руки.

Новичок, зная о том, что каждое действие просвещённого суфия имеет скрытый смысл, спросил его, почему он это делает.

Чтобы согреться, конечно, - ответил тот.

Вскоре им принесли трапезу, и Насреддин подул на свой суп.

Зачем вы это делаете, Мастер? - спросил ученик.

Для того чтобы охладить суп, конечно, - ответил...

Развал Союза, это не только развал империи, но и «развал» сознания. То, что стало твориться в Баку, походило на пир во время чумы. Люди, как будто все годы существования СССР копили в душе злость, а теперь получив добро, стали отрыгивать этой ненавистью.

Все дороги блокировались. Транспорт проверялся и ни дай Бог, если «эксперты» определяли в тебе армянскую кровь, жить оставалось тому считанные минуты.

Друзья мужа оповестили, чтобы срочно пробивались в аэропорт и оттуда на самолёте военном...

По ряду обстоятельств Насреддин оказался однажды в зале для аудиенций правителя Персии.

Шахиншах был окружён своей корыстной знатью, управителями провинций, придворными и всякого рода прихлебателями. Каждый старался протолкнуться вперёд, чтобы его назначили главой посольства, которое вскоре отправлялось в Индию.

Правитель уже начал терять терпение, он оглядывал сверху всю эту назойливую толпу, взывал про себя к небу, чтобы к нему пришла помощь свыше в разрешении этой проблемы - кого же...

Однажды в селении, где жил Насреддин, справляли свадьбу. Жених был тщеславен и не позвал Моллу на пир, опасаясь в душе, что тот посрамит его перед гостями.

В разгар пира в ворота постучали. Слуги пошли открывать и увидели за воротами Моллу Насреддина со свитком пергамента в руках.

Громко восклицая: «Важное письмо жениху! Письмо от султана Бухары!» - Насреддин прошёл к почётному месту, вручил пергамент оторопевшему жениху и сразу принялся за еду.

Жених развернул пергамент, но не нашёл в...

Ходжа Насреддин — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (напр. в г. Акшехир, Турция).

На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

На территории мусульманской Средней Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Закавказья и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.

Литературный персонаж Насреддина эклектичен и совмещает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно.

Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл.

Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.

Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.

Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Зачарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира.

Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Пётр у южных славян, Джоха у арабов, Пулу-Пуги у армян, Алдар Косе у казахов (наряду с самим Насреддином), Омирбек у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай у крымских татар, Мушфике у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин у уйгуров, Кемине у туркмен, Тиль Уленшпигель у фламандцев и немцев, Хершеле из Острополя у евреев-ашкеназов.

Как триста лет назад, так и в наши, дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.

Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине 13 веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же 13 веке.

Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.

Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами.

Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname), книге датируемой 1480 годом и чуть позднее в 16 веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.).

Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

В России анекдоты о Ходже впервые появились в 18 веке, когда Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, бежавший к Петру I, издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.

В русской традиции самое распространённое имя — Ходжа Насреддин. Другие варианты: Насреддин-эфенди, молла Насреддин, Афанди (Эфенди, Эпенди), Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.

В восточных языках существует несколько различных вариантов имени Насреддина, все они сводятся к трём главным:
* Ходжа Насреддин (с вариациями написания имени «Насреддин»),
* Мулла (Молла) Насреддин,
* Афанди (эфенди) (Средняя Азия, в особенности у уйгуров и в Узбекистане).

Персидское слово «ходжа» (перс. waga «хозяин») существует почти во всех тюркских и арабском языках. В начале, оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия «белой кости» (тюрк. «ак суюк»). Со временем «ходжа» стало почётным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мактебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Арабское мусульманское личное имя Насреддин переводится как «Победа Веры».

Мулла (молла) (араб. аль-муллаа, тур. molla) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема).

В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».

Эфенди (афанди, эпенди) (араб. Afandi; перс. от древнегреч. aphthentes «тот, кто может (в суде) защищать себя сам») — почётный титул благородных особ, вежливое обращение, со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям учёных профессий.

Наиболее разработанным и, по оценкам некоторых исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции.

По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья, работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin turbesi).

На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (т. е. 993 г. н. э.). Возможно неверна она потому что сельджуки появились здесь только во второй половине 11 века. Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.

Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к 8-11 вв. Существует также ряд других гипотез.

— Памятники
* Узбекистан, г. Бухара, ул. Н. Хусаинова, дом 7 (в составе архитектурного ансамбля Ляби-Хауз)
* Россия, г. Москва, ул. Ярцевская, дом 25а (рядом с м. Молодежная) — открыт 1 апреля 2006 г., скульптор Андрей Орлов.
* Турция, обл. Сиврихисар, с. Хорту



). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

Литературный образ Ходжи Насреддина

На территории мусульманской Средней Азии и Ближнего Востока , в арабской , персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Закавказья и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.

Литературный персонаж Насреддина эклектичен и сочетает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя , бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника , тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл. Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.

Основная черта литературного героя Насреддина - выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи - притворное невежество и логика абсурда.

Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине », состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия » и «Очарованный принц ». Эта книга переведена на десятки языков мира.

Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Пётр - у южных славян , так в Болгарии встречаются истории, в которых одновременно присутствуют сразу два персонажа, соревнующиеся друг с другом (наиболее часто - Ходжа Насреддин и Хитрый Пётр, что связано с турецким игом в Болгарии). Джоха - у арабов , Апенди (досл. Господин) - у киргизов , Пулу-Пуги - у армян , Алдар Косе (досл. Богатырь Ходжа) - у казахов (наряду с самим Насреддином), Омирбек - у каракалпаков , также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай - у крымских татар , Мушфики - у таджиков , Саляй Чаккан и Молла Зайдин - у уйгуров , Кемине - у туркмен , Тиль Уленшпигель - у фламандцев и немцев , Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя ) - у евреев-ашкеназов , Пэкалэ и Тындалэ - у румын и молдаван , Фёдор Набилкин - у белорусов . Бесена-гаджи-у аварцев , в некоторой степени Ходже Насреддину соответствуют Иван-дурак в русском, дурный Иван и казак Мамай в украинском фольклоре.

Как триста лет назад, так и в наши дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.

Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname ), книге, датируемой 1480 годом , и чуть позднее в XVI веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.) .

Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

Здесь традиционно принято считать, что Насреддин Ходжа родился в 605 г. Хиджры (1208 г.) в селении Хорту (Hortu) близ города Эскишехир , а умер в 683 г. Хиджры (1284 г.) в городе Акшехир. По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья , работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin türbesi). На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (то есть 993 г. н. э.). Возможно, неверна она, потому что сельджуки появились здесь только во второй половине XI века . Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.

Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к VIII-XI векам. Существует также ряд других гипотез.

Притча

Известнейший пример анекдота приведён в книге Л. В. Соловьёва «Возмутитель спокойствия» и в снятом по книге фильме «Насреддин в Бухаре ».

Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора - голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: - «Ведь за двадцать лет, - говорит он, - кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт - или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!»

У Л. Н. Толстого приводится такой анекдот:

Насреддин за небольшую плату обещает одному купцу сделать его сказочно богатым посредством магии и волшебства. Для этого купец должен был, всего лишь, просидеть в мешке с рассвета до заката без пищи и питья, но главное: в течение всего этого времени он должен ни разу не подумать об обезьяне , иначе - всё насмарку.

Памятники



Фильмы о Ходже Насреддине

  • - «Насреддин в Бухаре » (Лев Свердлин)
  • - «Похождения Насреддина » (Раззак Хамраев)
  • - «Насреддин в Ходженте, или очарованный принц » (Гурген Тонунц)
  • - «Двенадцать могил Ходжи Насреддина » (Башир Сафар-оглы)
  • - «Вкус халвы » (Рифат Мусин)
  • - «Первая любовь Насреддина» (Сократ Абдукадыров)
  • - «Гляди веселей » (Марат Арипов)
  • - «Ходжа Насреддин. Фильм 1 » (мультфильм)
  • - «Ходжа Насреддин. Фильм 2 » (мультфильм)
  • - «Возвращение Ходжи Насреддина » (Рамаз Чхиквадзе)
  • - «Ходжа Насреддин и Азраил»
  • «Ходжа Насреддин - возмутитель спокойствия» (радиоспектакль)

Напишите отзыв о статье "Ходжа Насреддин"

Примечания

Литература

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1020 дней))
  • Анекдоты о Ходже Насреддине / Пер. с тур. В. А. Гордлевского. - М.: Изд-во Восточной литературы, 1957.
  • Привалов Б. . Весёлый мудрец. - М.: Изд-во Детской литературы, 1958.
  • Анекдоты Моллы Насреддина / Пер. с азерб. Ю. Гранина. - Баку: Изд-во АН АзССР, 1962.
  • Похождения Ходжи Насреддина / Пер. с узб. А. Рахими и М. Шевердина. - Ташкент, 1965.
  • Молла Насреддин / Пер. с перс. и предисл. Н. Османова. - М.: Наука, 1970.
  • Двадцать четыре Насреддина / Сост.ь и вступ. статья М. С. Харитонов. - М.: Наука, 1986.
  • Анекдоты Ходжи Насреддина. - М.: Фаир, 1997. - 368 c.
  • Соловьёв Л. . Повесть о Ходже Насреддине.
  • Атаев Р. . Посол (Афанди не будет умирать). - Ташкент: Шарк, 1999.
  • Белянин А. . Багдадский вор. Посрамитель шайтана. Верните вора. - М.: Альфа-книга, 2002 (преизд. 2007, 2012).
  • Белявская Л. . Ходжа Насреддин: восточные притчи. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2013.
  • Древалёв И. . Ходжа. Восемь принципов тихого зикра ордена Ходжаган (пьеса).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ходжа Насреддин

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.
Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле.
Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее.
Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это часто бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот, вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы.
Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону.
– Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу.
Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.
– Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния.
– Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа.
– Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его.

Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.
«Нет, не будет этого счастья, думал Ростов, а что бы стоило! Не будет! Мне всегда, и в картах, и на войне, во всем несчастье». Аустерлиц и Долохов ярко, но быстро сменяясь, мелькали в его воображении. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» думал он, напрягая слух и зрение, оглядываясь налево и опять направо и прислушиваясь к малейшим оттенкам звуков гона. Он взглянул опять направо и увидал, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что то. «Нет, это не может быть!» подумал Ростов, тяжело вздыхая, как вздыхает человек при совершении того, что было долго ожидаемо им. Совершилось величайшее счастье – и так просто, без шума, без блеска, без ознаменования. Ростов не верил своим глазам и сомнение это продолжалось более секунды. Волк бежал вперед и перепрыгнул тяжело рытвину, которая была на его дороге. Это был старый зверь, с седою спиной и с наеденным красноватым брюхом. Он бежал не торопливо, очевидно убежденный, что никто не видит его. Ростов не дыша оглянулся на собак. Они лежали, стояли, не видя волка и ничего не понимая. Старый Карай, завернув голову и оскалив желтые зубы, сердито отыскивая блоху, щелкал ими на задних ляжках.
– Улюлюлю! – шопотом, оттопыривая губы, проговорил Ростов. Собаки, дрогнув железками, вскочили, насторожив уши. Карай почесал свою ляжку и встал, насторожив уши и слегка мотнул хвостом, на котором висели войлоки шерсти.
– Пускать – не пускать? – говорил сам себе Николай в то время как волк подвигался к нему, отделяясь от леса. Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? Э! всё равно, вперед!… видно, – как будто сказал он сам себе, и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.
– Улюлю!… – не своим голосом закричал Николай, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины в поперечь волку; и еще быстрее, обогнав ее, понеслись собаки. Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому он скачет; он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя чернопегая, широкозадая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе… вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать, как она это всегда делала, Милка вдруг, подняв хвост, стала упираться на передние ноги.
– Улюлюлюлю! – кричал Николай.
Красный Любим выскочил из за Милки, стремительно бросился на волка и схватил его за гачи (ляжки задних ног), но в ту ж секунду испуганно перескочил на другую сторону. Волк присел, щелкнул зубами и опять поднялся и поскакал вперед, провожаемый на аршин расстояния всеми собаками, не приближавшимися к нему.