Проект на тему: Проект "Русская Матрешка". Проект (средняя группа) на тему: Педагогический проект на тему: "Русская матрешка"

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка». г. Протвино, Московская область. Проект «История матрёшки» Подготовили проект: Зайцева Виктория Викторовна Миронова Нина Фёдоровна «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина. Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка« небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной. Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс. Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста. Цели:

  • воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке.
  • создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи:
  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  • Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  • Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  • Обогащать словарь детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предмет проекта: Матрёшка. Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико - ориентированный. Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители. Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели. Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Результат проекта:
  • Оформление альбома "История матрёшки".
  • Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
  • Выставка "Семейная матрёшка".
  • Досуг с детьми "Русский сувенир".
  • Презентация для родителей "История матрёшки".
  • Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"
Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Планирование работы.
  • Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  • Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
  • Методы и приёмы:
  • Опрос.
  • Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России".
  • Составление схемы "Модель трёх вопросов".
2 этап. Основной. Цели:
  • Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  • Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
  • Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  • Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, составлять рассказы.
  • Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность.
  • НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
  • НОД: Рисование "Русская матрёшка".
  • НОД: Лепка "Подружки для матрешки".
  • НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки".
  • НОД: "День рождения у матрёшки".
  • Изучение свойств дерева. Эксперементирование.
  • Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.
Развитие речи.
  • Рассматривание изображений разных матрёшек.
  • Чтение стихов и загадок о кукле.
  • Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
  • Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
  • Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
  • Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская, Вятская… матрёшки) Лепка. Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество). Аппликация. Тема: "Детская авторская матрёшка". Музыкально-художественная деятельность.
  • Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…".
  • Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
  • Игровая деятельность.
  • Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  • Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
  • Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный. Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы. Итог проекта:
  • Разработка конспектов НОД.
  • Выставка: «Книжка - малышка».
  • Презентация проекта.
  • Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Список литературы: 1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М: Просвещение, 2002г. 2. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. - М.: Советский художник, 1980. 3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995. 4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» - М.: Просвещение, 2002. 5. О. Я. Воробьёва «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010. Фотографии из личного архива авторов. Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей. Спасибо за внимание!

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Исследовательский проект

«МАТРЁШКА-СИМВОЛ РОССИИ»

Обелец Алёна,

ученица 2 класса

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Руководители:

Раскопина В.Б.,

учитель начальных классов;

Шукова Л.И.,

учитель ИЗО

Посёлок Дукат

2013/2014 учебный год

Оглавление:

    Введение.

2. Основная часть:

2.2. Виды русской матрешки.

3. Выводы по теме. Заключение

4. Список использованной литературы.

1.Введение.

(Слайд 1) Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала своей простотой и загадочностью. Удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках окружающего мира. Я задумалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решили побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. (Слайд 2) Для начала я определила цель исследования: узнать историю возникновения матрёшки на Руси, познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек, создать свою матрёшку (авторскую).

Для достижения цели наметила, какие задачи необходимо выполнить: изучить специальную литературу по теме исследования, создать презентацию по результатам исследования, научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество. Перед началом исследования

Я выдвинула две гипотезы исследования: 1 гипотеза: я предполагаю, что матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.
Использовала различные методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала.

2.Основная часть.

В воскресный день я с мамой отправились в библиотеку. Почитали книги, журналы, посетили сайты Интернет и вот, что интересного для себя открыли… (Слайд 3)

2.1. Появление матрешки на Руси.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …

Матрешка - (Слайд 4)

    уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

    русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. (Слайд 6)

    Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

(Слайд 7) Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник.

(Слайд 8) Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на


острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки .

(Слайд 9)

Первую русскую матрешку изготовил токарь-

игрушечник Василий Звёздочкин.

Эскиз для ее росписи создал художник

Сергей Малютин, самолично матрёшку

и расписавший.

(Слайд 10) Первая матрешка оказалас

круглолицей,пухленькой, озорной девушкой

в косынке и народном платье, с петухом в руках.

(Слайд 11) И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше

2.2. Виды русской матрешки.

(Слайд 12) При изучении литературы, информации из Интернета я узнала, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.

Основные центры росписи матрёшки

Сергиевская Семёновская Полхов - майданская

матрёшка матрёшка матрёшка

(г. Сергиев Посад) (г. Семёнов) (г. Полхов-майдан)

(Слайд 13)

Я из Сергиева - Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

(Слайд 14)

Я из тихого зеленого

Городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых

Розовых, бардовых

В подарок принесла.

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов .

(Слайд 15)

А я, подружки из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново – красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

2.3. Технология изготовления и росписи матрешки.

(Слайд 16) Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

(Слайд 17)

    Сначала надо выбрать дерево , ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно без сучков. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

(Слайд 18)

    Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок . Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей.

(Слайд 19)

    Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют .

(Слайд 20)

    Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил). (Слайд 21)

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

(Слайд 22) Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

(Слайд 23) С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.

(Слайд 24) Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку.

(Слайд 25) Русская матрешка – настоящее чудо света. Она была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Вывод: выдвинутая мной первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Мы долго думали над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. И вот идея…

(Слайд 26) Матрёшка стала официальным сувениром Зимних Олимпийских Игр

в Сочи-2014.

(Слайд 27) Я решила сделать матрёшек, будущих спортсменов.Вместе с учителем рисования Ларисой Ивановной и мамой приступили к работе!


(Слайд 28) Сначала, дома с мамой, мы изготовилиматрёшек (5 штук), используя технологию «Папье-маше».

В школе с учителем ИЗО Ларисой Ивановной покрыли матрёшек белой гуашью. Затем карандашом я нанесла рисунок (перед этим нарисовали эскизы).

А потом раскрасила матрёшек цветной гуашью.

Вот, какие замечательные матрёшки получились.

Мама и её дети: матрёшка на лыжах, на коньках, на сноуборде, а самая маленькая на санках.

И кто знает, может они будущие чемпионы Олимпийских игр.

1. Придумала необычную, непохожую на другие, матрёшку, которой ни у кого нет.

2. Теперь я могу сама создавать подобные игрушки и научить своих подруг.

Вывод: выдвинутая мною вторая гипотеза так же доказана. Каждый может стать мастером по росписи русской матрешки.

4. Список литературы

1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская матрёшка доклад на Первом международном конгрессе
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Гончаров Константин Юрьевич,
действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества 4. Матрёшка - Википедия 5. Русская матрешка . http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm 6. История матрешки. 7. Первые уроки. Раскраска. Матрешка. http://puzkarapuz.ru/9508-pravoslavnaja-moskva.html

ГБОУ Школа №2115 СП5 Город Москва.

Проект «История русской матрешки»

Творческий проект группы № 4 «История Русской Матрешки»

Введение


Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.
Мы уверены в том, что народная игрушкаявляется, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина.

Актуальность.Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. «Игрушка – «Матрёшка« небалушка» — так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры.

В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной.
Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс.

Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проект: «История Русской Матрешки»

Продолжительность проекта: групповой, творческий, 4 недели.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дошкольники 3 — 4 лет, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3 — 4 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Дети не знают истории возникновения русской красавицы матрёшки.

Гипотеза: Наш проект поможет: познакомить детей с историей возникновения русской игрушки – матрёшки; обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи; поддерживать естественный интерес и любознательность детей; учить получать радость от узнавания нового; показать связь мира природы с миром человека.

Цель проекта:

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни, развитие навыков и потребности в занятиях физкультурой и спортом;
развитиеэмоционально-волевого интеллекта, самостоятельности и инициативности, путём интеграции психологических игр, упражнений, тренингов в режимных моментах дошкольников.

Задачи проекта:

Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
Обогатить кругозор детей об игрушке.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
Обогащать словарь детей.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Выставка детских работ по лепке, по аппликации, по рисованию.

Продукты проекта:

Описание продукта: Рассматривание наглядно – демонстративного материала (картинки различный матрешек, куклы – матрешки); изучения свойств дерева, дидактическая игра: «Из чего сделано?»; аппликация матрешек (из подготовленного материала); прослушивание русской народной песни «Матрешки», разучивание стихов.

Для педагогов:

— презентация проекта;
— оформление мини – музея.

Ожидаемые результаты по проекту

— Возникновение у детей интереса к русской культуре, интерес к творчеству, умение использовать нетрадиционные и бросовые материалы в собственном творчестве. Родители станут активнее участвовать в жизни детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии; рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек; чтение потешек, стихов, загадок, интернет.
3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
2 этап. Основной.

1. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
2. Учить развивать умение украшать матрешку (сделать аппликацию из подготовленного материала).
3. Организовать выставку поделок сделанных детьми совместно с воспитателями «Матрешкинысестречки».
4. Организовать и провести мероприятие «Русские матрешки». В рамках которого были проведены:

Беседы с детьми;
«История русской матрёшки»;
«Автор русской матрёшки»;
«Почему матрёшка так называется»;
«Из чего и как сделана русская матрёшка»;
«Роспись русской матрёшки»;
«Международное признание матрёшки»;
«Сергиево – Посадские матрёшки»;
«Семёновская матрёшка»;
«Матрёшка из Полховского Майдана»;
«Матрёшка, инкрустированная соломка»;
«Авторская матрёшка»;
«Современная матрёшка»;
Д/и «Найди домики для матрешек».

3 этап. Заключительный.

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрёшки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбы.

Виды деятельности:

Коммуникативная деятельность.

1. Рассматривание изображений матрешек (картинки различных матрешек, куклы – матрешки, поделки).
2. Чтение стихов и загадок о матрешки.
3. Подготовка к итоговому мероприятию. Оформление мини – музея «Русская матрешка».

Продуктивная деятельность

Аппликация «Красавицы – матрёшки» (сделать аппликацию из подготовительного материала).

Социальные связи:

— воспитатели;
— дети;
— родители.

Ресурсы:

— куклы матрешки;
— изображение различных матрёшек;
— трафареты (силуэты) матрешек;
— записи русских народных песен;
— тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРОЕКТУ

«История Русской Матрешки»

1. Познакомили детей с историей матрешки в русской культуре. (Приложение 1).
2. Чтение стихов и загадывание загадок про матрешек. (Приложение 2).
3. Украсили с детьми матрешку (сделали аппликацию из подготовительного материала. (Приложение 3).
4. Организовали выставку «Матрешкины сестрички». (Вылепили матрёшек из пластилина). (Приложение 4).
5. Раскрасили матрёшек цветными карандашами. (Приложение 5).
6. Воспитатели с помощью родителей приобрели матрешек.
7. Проведено итоговое мероприятие: «Выставка детских работ» и оформление мини – музея. (Приложение 6).
8. Презентация проекта.

Используемая литература

1. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» — М.: Просвещение, 2002г.
2. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции». Волгоград: Учитель, 2012г.
3. Воробьева О. Я. «Декоративно – прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2002г.
5. Максимов Ю. В., Чуракова В. Н. Русское народное декоративно – прикладное искусство в детском саду. – М.: Советский художник, 1980г.
6. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1995г.
7. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.; Паритет, 2010г.

Приложение 1

Русская матрёшка

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающиеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век а начинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем - по резным и вышитым «петухам» - излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов - создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское». В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает » мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего и как сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого «баловства» не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек - это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).

Матрёшка «Тарас Бульба»

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«ЦарьДодон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечислено двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-Посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки - город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку. Почти 20 лет Мериновскиематрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки - это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр - полметра, а высота 1 метр.

Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек - это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.

Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Главный мотив их росписи - это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение «розы» обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка - самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки - так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская «перестройка» вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всегоматрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает праздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок. «Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.

С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.

Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны. Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.

Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

Приложение 2

Чтение стихов, загадывание загадок про матрешек.

Стихи.

1. Ой ты барышня – матрешка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня – матрешка
Разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

2. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки,
Ложки деревянные,
Матрешки румяные.
Там внутри – еще матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

Загадки.

1. В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там – крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)

2. Толстушка покупается,
В средине открывается –
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается –
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешки).
Частушки про матрёшек
Валентина Павловна

1. Ах, матрёшки, ах, матрёшки…
Раз, два, три, четыре, пять…
Все упали на пол с полки,
Я устала вас считать…

2. Собирала я матрёшек,
Помещала их в одну…
Как они все поместились,
Я сама и не пойму…

Приложение 3

Аппликация «Укрась сарафан матрёшки».

Приложение 4

Лепка «Матрёшкины сестрички».

Приложение 5

Рисование «Раскрась матрёшку».

Приложение 6

Оформление мини – музея.

Проект: «Русская Матрёшка»

Вид проекта : Творческий с элементами исследования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: С детсадовского возраста мне интересна кукла-Матрёшка. Она привлекает своей загадочностью. Внутри одной куклы прячутся еще 4,5,6… Я решила побольше узнать об этой игрушке. Когда я стала читать о матрёшке разную литературу, то у меня возник проблемный вопрос: почему современные девочки играют куклами, пришедшими к нам из других стран (Барби, монстр-хай….) и не играют русской матрёшкой.

Цель: Популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстниц.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с историей появления Матрёшки и способам её изготовления через изучение специальной литературы;

2. Выяснить значимость матрёшки для современных детей.

3. Изготовить матрёшку.

Гипотезы проекта: Я предполагаю:

1. Что матрёшка хранит в себе много секретов.

2. Матрёшку можно сделать своими руками.

Продукт проекта: Авторские матрёшки.

1. Теоретическая часть.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она всегда завораживала меня свое простотой и загадочностью. Всегда удивляла, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречалась в детском садике. Много раз я задумывалась о происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решила узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

1.1. Появление матрёшки на Руси.

МАТРЁШКА (предположительно от уменьшительного имени «МАТРЁНА, что означало статная дама») - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. Эскиз для росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Самая первая в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в конце 19 века в 90-х годах в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову (крупному промышленнику). Эта была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Русская матрёшка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ материнства, а также плодородия, богатства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

В 1902 году здание в Леонтьевском переулке выкупил С.Т. Морозов для создания в нем Кустарного музея. В 2000 году Фондом народных художественных промыслов РФ была организованна выставка, которая была посвящена столетнему юбилею матрешки. С этой выставки и началось формирование постоянной экспозиций, в которой была представлена промысловая и авторская матрешка.

И наконец, в 2001 году первый в России музей был открыт для посещений в Москве, в котором хранится самая первая разъемная игрушка-матрешка. В музее посетители имеют возможность узнать подробную историю этой очаровательной барышни, а также посетить Салон изделий народных промыслов, в котором очень трудно устоять и не купить себе сувенир. Желающие могут получить мастер-класс по росписи матрешек, и приобрести наиболее понравившиеся образцы.

1.2. Работа над созданием матрёшки.

Делают матрёшек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе (вытачиванию фигурок). Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил).

1.3. Разновидности матрешек.

Матрёшек изготавливали в разных городах, и они имели свои отличительные особенности. (См. в таблице)


Сергиев-Пасадская

Используется три-четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

Я из Сергиева-Пасада

Встрече с Вами очень рада.

Мне художниками дан

Ярко русский сарафан.

Семёновская матрёшка

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к Вам пришла букет цветов садовых

Розовых, бардовых в подарок принесла.

Полхов-Майданская

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново-красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

Я Подружки из Майдана, могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками.

И ягодами разными, спелыми и красными.

Загорская

матрешка

Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук

Вятская матрешка

Традиционно одета в красный платок, и светлый передник, на котором изображается букет из красных цветов.

Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрёшки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиций, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрёшки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

Итак, матрёшка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку.

Русская матрёшка - она была и остается творением человеческих рук.

Русская матрёшка – душа России.

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов, доказана.

2. Исследовательская часть.

2. 1. Анкетирование.

Добывая для исследования информацию о матрешках, мне стало интересно, а у многих ли есть сейчас такая игрушка-матрёшка и как дети к ней относятся? И решила сделать анкетирование среди девочек своего и других классов.

Которое состоит из 5 вопросов. И вот что у меня получилось.

Результаты анкетирования.

Всего в опросе участвовало 53 девочки.

Да-47

Нет-6

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Да-24

Нет-30

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-1

Да-49

Нет-2

Не знаю-1

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-22

Весёлая-6

Смешная-3

Интересная-4

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-1

Есть другие куклы внутри-2

Разноцветная-1

Расписная старинная игрушка-1

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

Очень-5

Да-38

Нет-9

Не знаю-1

Вывод: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделала выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Почти всем девочкам, которые участвовали в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает девочек тем, что она красивая, весёлая, смешная.

2.2. Результаты исследования магазинных прилавков.

Даже я при работе над проектом настолько заинтересовалась этой игрушкой, что когда я искала в магазине матрёшек, не удержалась чтобы ее себе не купить. Теперь у меня тоже есть игрушка матрёшка, мне она нравится тем, что она яркая, красиво расписана и в ней есть еще куклы меньшего размера.

А) Игрушечные магазины .

+

Товары для детей (ул. Гагарина)

-

1000 мелочей.

+

«Цветы»

+

Б) Продуктовые магазины.

Также когда мы ходили в продуктовые магазины, я увидела, что символ матрёшки используют в упаковке для чая, используя символ разных стран.

Вывод: Исследуя магазины нашего города, я сделала вывод. Матрёшку при желании купить в нашем городе можно, но стоит она не дешево. Матрёшки есть различного размера, разной росписи. Я увидела матрёшку Вятскую, Гжель, но в основном это матрешки авторские символизирующие героев различных сказок.

3. Творческая работа.

Мы с Мамой решили сделать матрешек в технике папье-маше и вот что у нас получилось.

Также образ матрешки выполнен в технике аппликация.

Еще одну матрёшку мне сделала мама. В технике вязания спицами. Вот что у нее получилось. Это конечно образ матрешки, (она не открывается), но я с удовольствием ей играю.

На уроке ИЗО я рассказала ребятам про историю матрешек, про виды матрешек.

И предложила им тоже нарисовать матрешку и расписать, кто как хочет.


Я выбрала самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я поняла, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

Заключение.

В ходе работы над проектом я открыла для себя много нового и интересного:

    Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века.

    Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина.

    Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» что означает «Знатная дама».

    Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства.

    Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская.

    Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

    Я доказала 1 гипотезу о том что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснила: что многие знают кто, такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Всем девочкам, которые участвовали, в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью : мы создали матрёшку в технике папье-маше, и образы матрёшек в технике вязания, аппликации. Я подтвердила свою 2 гипотезу, о том что, Матрёшку можно сделать своими руками.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. ru /Картинки-яндекс

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

имени Н.З. Поповичевой г.Липецка

Творческийпроект

«Русская матрёшка »

Выполнила: Кукишева Юлия,

ученица 2Бкласса

Руководитель проекта:

Митина ЛюдмилаВалерьевна,

учитель начальных классов

I. Введение ………………………………………………………...стр.1

II. Основная часть…………………………………………………стр.1

1.Прообраз русской матрёшки.

2.Первая матрёшка.

3.Принципы изготовления матрёшки.

4.Виды матрёшек.

5.Музеи русской куклы.

6.Изготовление модели в технике папье- маше.

7. Роспись куклы.

III. Заключение…………………………………………………… стр.5

IV. Библиографический список…………………………………. стр.6

Введение.

Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие их,

украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы под

кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал, что это

искусство: оно создавалось для себя и только в прошлом веке осознали какие

богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Возникла идея

–помочь развитию народных промыслов, возродить те, которые исчезли. Вот

тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка –знаменитая русская

красавица, которая покорила сердца людей по всему миру. Сейчас она не просто

народная игрушка, а хранительница исконной русской культуры.

Цель творческого проекта –выполнить модель русской матрёшки.

Задачи: Познакомиться с историей матрёшки,особенностями её росписи.

Основная часть.

Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.

Прообразом для русской куклы послужила японская игрушка, привезенная с

острова Хонсю художником Сергеем Васильевичем Малютиным. Это была

фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько

фигурок, вложенных одна в другую.

Но кукла эта была японцем –сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам –

понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей,

прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не

выточить?

Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой

Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз для ее

росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево- Посадских

мастерских Василию Звездочкину.

Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной

крестьянской барышней в цветастом платочке. А чтобы она выглядела

поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с

серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он

появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое...

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на

щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из- под него толстая

коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.

Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Сделано это было

не случайно. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее

распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово

«mater», означающее - мать.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что

существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины

липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка,

которая может быть совсем крохотной. Вытачивание матрёшек - тонкое

искусство, которому учатся годами.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В

девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же

матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.

Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих

матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник, и уже

потом - сарафан и косынка.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в

друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок

правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть

красивой.Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших

дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми

наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали

красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего

государства. Красный –значит красивый, и это в точности отвечает облику

матрёшек.

Сейчас существуют следующие виды матрёшек: Сергиевская, Семёновская,

Полхов- Майданская, Вятская.

передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или

оранжевый, жёлтый, зелёный и синий). Линии лицаи одежды обведены чёрным

контуром.

Полхов- Майданская матрёшка известна тем, что на её фартуке и платке

нарисован цветок шиповника ("роза"), рядом с которым могут быть

полураскрытые бутоны на ветках.

ДляСемёновской матрёшкихарактерны яркие цвета, в основном жёлтый и

красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Полхов - Майданские и

Семёновские матрёшки имеют схожие черты.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек.

Особое своеобразие вятская расписная кукла получила в 60 - егоды, когда

матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать

соломкой.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом её

культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в России и целые

музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России –и в мире! –музей матрёшки

открылся в 2001 году в Москве. В музее представлены матрёшки, сделанные по

мотивам персонажей русских народных сказок и даже целый красноармейский

Людмила» и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки –

коробейника. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50

фигурок, что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –

размером с рисовое зерно!

В 2012 году открылся музей в старинном городе Сергиев Посад, который

издавна считался центром игрушечных промыслов. В этом музее даже

устраивают мастер- классы по росписи матрёшек!

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то

оно непременно исполнится, причём чем больше труда вложено в матрёшку (чем

больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки), тембыстрее желание

исполнится.

Выполнить модель русской матрёшки в техникепапье-маше предложила

мой руководитель Людмила Валерьевна. Основа матрёшки –воздушный шарик,

перевязанный ниточкой для придания нужной формы. На шарик я нанесла крем, а

сверху обклеила мокрыми салфетками в два слоя. Крем нужен для того, чтобы

потом можно было легко вынуть шарик из готовой матрёшки.

Потом на высохший слой салфеток я стала наклеивать размоченные в воде

кусочки газет. Газетный слой я покрыла клеем ПВА, разведенным пополам с

водой. Таких слоёв получилось шесть. Каждый слой должен быть хорошо

просушен, чтобы матрёшка сохранила свою форму.