Расселение индоевропейцев. Древние индоевропейцы — кто они

Где же родина всех индоевропейцев?
Изучая древнейшую историю народов мира, я постоянно сталкиваюсь с различными точками зрения и различными теориями.

Особенно много споров среди историков, археологов, этнографов, лингвистов и врачей (которые изучают народы на основе сравнения их генов) по теме «Родина всех древних индоевропейцев».

Для начала рассмотрения этого вопроса запишем следующие базовые факты по этому вопросу:
а) в 3 тыс.днэ на территории степей от Южного Урала до низовий Днестра существовала ямная археологическая культура, к которой относятся племена кочевников, которые всеми археологами признаны индоевропейцами.
б) первые индоевропейцы появляются в Европе – пастушеские племена индоевропейцев проникли в (шнуровая керамика, культуры боевых топоров) на территорию Украины (средне-днепровская культура), в Прибалтику и юг Скандинавии (культура ладьевидных топоров) примерно в 2300 году днэ, в Польшу пастушеские племена (культура Злота) проникли примерно в 2100 году днэ, в Германию пастушеские племена (сакско-тюрингская культура) проникли примерно в 1900 году днэ.
в) первые индоевропейцы – лувийцы,хетты,палайцы, появились в Малой Азии на рубеже 3 и 2 тысячелетий днэ. Это признано всеми историками. К стати с этого времени есть первые письменные источники об индоевропейских народах.
г). в 17-16 веке днэ.в Древнюю Грецию проникают первые индоевропейские племена ахейцев. Это тоже признанный всеми историками факт. Об этом есть письменные источники из Хеттского царства.
д) в 15 веке днэ.индоевропейцы (индийские племена) начали заселять Северную Индию.
Этот факт тоже признан всеми историками.
е) примерно в 15-13 веках днэ индоевропейские племена тохаров поселились в Северо-Западном Китае (современная Уйгурия). Об этом есть сообщения из древнекитайских источников. Этот факт также признан историками.
ё) примерно в 11-10 веке днэ на территории Ирана появляются индоевропейские племена мидийцев и персов. Этот факт такжн признан историками.

Точек зрения о том, где располагалась прародина всех индоевропейских народов много, но я расскажу о наиболее известных.
1.Родиной индоевропейцев является север – таинственная страна Гиперборея, находившаяся в древности на материке Арктида (на этом материке была легендарная гора Меру), который в древности существовал в Северном Ледовитом океане. К 13-му тысячелетию днэ этом материк опустился на дно океана, а север Евразии покрылся ледниками. Под влиянием такого климата гиперборейцы (потомки гиперборейцев) стали отходить на юг и дошли до Среднего Урала и пролегающих к нему территориям.
До 8-го тысячелетия мы не имели сведений об этом народе, и только в 8 тыс.днэ
появляются археологические свидетельства проживания там племен шигирской археологической культуры. В 7-6 тыс.днэ племена древнейших индоевропейцев стали отделяться от шигирцев (оставшиеся шигирцы сформаровали уральские народы).
Уже не позже 4тыс.днэ /в 5 или в 4тыс.днэ/ древние индоевропейские языки уже различались, значит единый индоевропейский праязык существовал раньше, чем в 4тыс.днэ- 5тыс.днэ. Уже в начале 5-го тысячелетия единый начал разделяться на группы:
- основная группа находилась на Южном Урале и прилегающих степных территориях,
- верхневолжская (верхневолжская археологическая культура) группа проживала в районе
Верхней Волги,
- западная группа (нарвская археологическая культура) проживала между верховьями
Волги и Балтикой.
Сторонниками этой теории являются индийский ученый Б.Тилак, исследователь В.Демин, А.Барченко, С.В.Жарникова, Н.Рерих, Д.О.Святский, М.В.Ломоносов, Карамзин, Страбон, Павсаний, Нострадамус, Диодор Сицилийский. Я на 90% уверен в правильности этой теории, поэтому эта теория легла в основу исторического атласа народов мира.
2.Родиной индоевропейцев является Малая Азия. Там в 7 тыс.днэ жили племена археологической культуры Чатал_Гуюк. По этой теории из Малой Азии племена этой культуры (предполагаемые индоевропейцы) проникают на Балканы в начале 6-го тыс.днэ, оседают там (культура Кереш) на длительное время, и потом расселяются в центре Европы (Германия, Польша) в начале 3-го тыс.днэ (лендьельская культура). Из центра Европы они начинают расселяться по степям Евразии.
Сторонники этой теории - Колин Ренфрю из Кембриджа и другие историки.
Я на 90% уверен в абсурдности этой теории. Зачем надо было уходить индоевропейцам из Малой Азии, чтобы снова возвратиться туда в начале 2-го тыс.днэ. При этом между археологическими культурами (Чатал-Гуюк, Кереш, лендьельской) нет ничего общего с ямной культурой.
3.Родиной индоевропейцев является Балканский полуостров. Сторонники этой теории считают, что местом где сформировалась единая индоевропейская общность являются Балканы. Такой общностью называют культуры Кереш, Турдаш, Винча. Именно оттуда, по их мнению индоевропейцы в 4-м тысячелетии начинают расселяться по разным направлениям.
Я на 90% уверен в ошибочности этой теории. Между культурами Кереш, Турдаш, Винча нет ничего общего с ямной культурой.
4.Родиной индоевропейцев является Северное Причерноморье и Кубань. По этой теории родиной всех индоевропейцев является эта территория и с этой территории в 3-м тысячелетии начинается расселение индоевропейцев.Уже в 19в О.Шрадер считал, что они первоначально обитали в Сев.Приченоморье, в наши дни эта точка имеет много сторонников, в том числе Э.Вале, А.Е.Брюсов.
Я уверен, что эта теория хорошо вписывается в теорию происхождения индоевропейцев с Гипербореи и является частью этой теории.
6.Родиной индоевропейцев является Южный Кавказ. В 1972г Иванов и Гомкрелидзе предположили отнести прародину к северу Зап.Азии/ Югу от Закавказья, к северу от Центральной Месопотамии/. Именно оттуда индоевропейцы начали расселяться в 3-м тысячелетии днэ. В то время еще не был раскопан древний город Аркаим на Южном Урале (Челябинская область). Арким был центром арийских племен (древних индийцев и иранцев), этот город уже существовал уже до 1900 году днэ.
Раньше я сам был сторонником этой теории (в 70-е годы), но сейчас уверен на 100% в ее ошибочности. Зачем индоевропейцам с Южного Кавказа идти (через Иран) в степи Евразии (на территорию ямной культуры), что бы вскоре снова идти на юг (в обратную сторону)двумя волнами – в Индию и Иран.
7.Родиной индоевропейцев является Алтай. По этой теории индоевропейцы сформировались в Южной Сибири и оттуда начали продвигаться на запад.
У уверен, что эта теория требует уточнения, так как она может быть продолжением первой пеории (гиперборейской), возможно ареал распространения ямной культуры по степям Евразии достигал и Алтая.
8.Родиной индоевропейцев является Скандинавия. Эта теория была популярна особенно во времена фашизма в Германии. По ней арийцы (индоевропейцы) пришли в Германию со Скандинавии, а потом стали расселяться по всей Евразии.
Я уверен, что эта теория была создана в угоду политике и не имеет ничего общего с археологией.
9.Родиной индоевропейцев является Украина. Эта теория появилась совсем недавно и она активно поддерживается националистическими кругами в Украине. По этой теории прародина всех индоевропейцев находилась на территории Украины. Это были племена трипольской культуры. Именно с Украины началось расселение всех индоевропейцев по территории Евразии. На месте этой прародины остались украинцы, именно от украинцев произошли все остальные народы (индийцы, немцы, французы, персы и другие). Я думаю, что эти украинские «исследователи» объявят скоро украинцев истинными арийцами, как это уже было в фашистской Германии.
Я уверен, что эта теория создана в угоду некоторым украинским политикам.
10.Родиной индоевропейцев является Германия. В посл.четв.19в-нач.20в многие ученые считали, что прародина индоевропейцев находилась в Германии /побережье Северного и Балтийского моря/. Сторонниками этой теории были Лэтэм, Г.Крахе, П.Тьеме.
Я уверен, что эта теория была создана в угоду некоторым немецким политикам.
11.Родиной индоевропейцев является Средняя Азия. По этой теории родина находилась в Средней Азии (Туркмения, Узбекистан). Оттуда в 3-м тысячелетии началось расселение всех индоевропейцев по Евразии. Сторонник этой теории - академик С.А.Раджабов и его последователи.
Я уверен, что эта теория является частью первой теории (гиперборейской).
12.Родиной индоевропейцев является Иранском плато По этой теории расселение всех народов началось из северо-восточной части Ирана в конце 3-го тыс.днэ. Сторонник этой теории – французский ученый Р.Гиршман.
Я на 99% уверен в ошибочности этой теории, зачем индоевропейцы из Ирана пойдут на север и вскоре опять с юга Урала (с Аркаима) пойдут двумя волнами в Индию и Иран.
13.Родиной индоевропейцев является Северная Америка. По этой теории индоевропейцы названы аркто-русами, которые говорили на древнерусском языке и жили на материке Арктида, после исчезновения материка, аркто-русы переселились в Северную Америку и вскоре пришли на Дальний Восток, где они жили 100 тысяч лет назад, там они оставили свои рунические записи на камнях, и надписи были сделаны на древнерусском языке. Именно от аркто-русов произошли все индоевропейские народы, которые с Дальнего Востока расселились по всей Евразии. Сторонником этой теории является академик В.Чудинов.
Эта теория еще мною не изучена подробно, но возможно если слово «аркто-русы» заменить словом «гиперборейцы», то возможно часть гиперборейцев уходила в Северную Америку и потом на Дальний Восток. И возможно часть их там и осталась (тохары Северо-Западного Китая). Ведь тохарские слова встречаются даже в корейском языке.
14.Родиной индоевропейцев являются степи Евразии. По этой именно в степях Евразии была родина индоевропейцев и оттуда началось их расселение. Родина эта сформировалась в 6-5 тыс.лнэ. Сторонником этой теории является американский антрополог Мария Гимбутас.
Я считаю эту теорию продолжением первой (гиперборейской) теории, она ничем ей не противоречит.
Прошу высказать свое мнение по этому вопросу (предлагается 14 теорий), чтобы выявить господствующее мнение.

Истории всех народов уходят своими корнями в глубокую древность. Зачастую люди преодолевали большие расстояния в поисках подходящих условий для своих жилищ. Подробнее о том, кто такие индоевропейцы и как они связаны со славянами, вы сможете узнать из этой статьи.

Кто это?

Индоевропейцами называют носителей индоевропейского языка. В настоящее время к этой этнической группе относят:

  • Славян.
  • Германцев.
  • Армян.
  • Индусов.
  • Кельтов.
  • Греков.

Почему же эти народы называют индоевропейскими? Почти два столетия назад было обнаружено огромное сходство между европейскими языками и санскритом - наречием, на котором говорят индийцы. В группу индоевропейских языков входят практически все европейские языки. Исключение составляют финский, тюркский и баскский языки.

Исконным местом обитания индоевропейцев была Европа, но в связи с кочевым образом жизни большинства народов, распространился далеко за первоначальную территорию. Сейчас представителей индоевропейской группы можно встретить на всех континентах мира. Исторические корни индоевропейцев уходят далеко в прошлое.

Прародина и предки

Вы можете спросить, как же получилось так, что санскрит и европейские языки имеют похожее звучание? Существует множество теорий того, кто такие индоевропейцы. Некоторые ученые предполагают, что предком всех народов с похожими языками были арийцы, которые в результате переселений и образовали различные народы с разными наречиями, которые остались схожи в главном. Мнения расходятся и насчет прародины индоевропейцев. Согласно курганной теории, распространенной в Европе, родиной этой группы народов можно считать территории Северного Причерноморья, а также земель между Волгой и Днепром. Почему же тогда так различается население разных стран Европы? Все обуславливается различием климатических условий. После освоения технологий одомашнивания лошадей и изготовления бронзы, предки индоевропейцев стали активно мигрировать в разные направления. Различие территорий и объясняет отличия в европейцев, которые формировались много лет.

Исторические корни

  • Первый вариант - Передняя Азия или Западный Азербайджан.
  • Второй вариант, который мы уже описали выше - это определенные земли Украины и России, на которых располагалась так называемая курганная культура.
  • И последний вариант - восточная или центральная Европа, а более точно - долина Дуная, Балканы или Альпы.

Каждая из этих теорий имеет своих противников и приверженцев. Но вопрос этот до сих пор так и не решен учеными, хотя исследования продолжаются уже более 200 лет. И так как не известна родина индоевропейцев, территорию зарождения славянской культуры определить также не представляется возможным. Ведь для этого понадобятся точные данные о прародине основного этноса. Запутанный клубок истории, который таит в себе больше загадок, чем ответов, не под силу распутать современному человечеству. И время зарождения индоевропейского языка тоже покрыто мраком: некоторые называют дату в 8 веков до нашей эры, другие - 4,5 в. до н.э.

Следы былой общности

Несмотря на обособление народов, следы общности легко прослеживаются у разных потомков индоевропейцев. Какие следы былой общности индоевропейцев можно привести в доказательство?

  • Во-первых, это язык. Он - та нить, которая до сих пор связывает людей на разных концах планеты. Например, у славянских и есть такие общие понятия, как «бог», «хата», «топор», «собака» и многие другие.
  • Общность можно увидеть и в прикладном искусстве. Узоры вышивок у многих европейских народов поразительно похожи друг на друга.
  • Проследить общую родину индоевропейских народов можно и по «животным» следам. У многих из них до сих пор сохранился культ оленя, а некоторые страны ежегодно проводят праздники в честь пробуждения медведя по весне. Как известно, эти звери водятся только на территории Европы, а никак не в Индии или Иране.
  • В религии тоже можно найти подтверждение теории общности. У славян был языческий бог Перун, а у литовцев Перкунас. В Индии громовержца называли Парджанье, кельты звали его Перкуниа. Да и образ древнего бога очень похож на главное божество Древней Греции - Зевса.

Генетические маркеры индоевропейцев

Главной отличительной особенностью индоевропейцев является только языковая общность. Несмотря на некоторую схожесть, разные народы индоевропейского происхождения весьма сильно отличаются друг от друга. Но существуют и другие доказательства их общности. Генетические маркеры хоть и не доказывают единого происхождения этих народов на 100%, но все же добавляют больше общих признаков.

Больше всего среди индоевропейцев распространена гаплогруппа R1. Ее можно встретить у народов, населявших территории Центральной и Западной Азии, Индии и Восточной Европы. Но у некоторых индоевропейцев это ген обнаружен не был. Ученые считают, что язык и культура праиндоевропейцев передавались у этих людей не с помощью браков, а с помощью торговли и социально-культурных коммуникаций.

Кто относится

Многие современные народы - потомки индоевропейцов. К таковым можно отнести индо-иранские народы, славяне, балты, романские народы, кельты, армяне, греки и германские народы. Каждая группа, в свою очередь, делится на другие, более мелкие группы. Славянская ветвь подразделяется на несколько ответвлений:

  • Южную;
  • Восточную;
  • Западную.

Южная, в свою очередь, делится на такие известные народы, как сербы, хорваты, болгары, словенцы. Есть среди индоевропейцев и полностью вымершие группы: тохары и анатолийские народы. считаются хетты и лувийцы, которые появились на Ближнем Востоке за две тысячи лет до нашей эры. Есть среди индоевропейской группы и один народ, который не владеет индоевропейским языком: Баскский язык считается изолированным и до сих пор точно не установлено, откуда он берет свое начало.

Проблемы

Термин «индоевропейская проблема» появился в 19 веке. Связан он с так до сих пор и не выясненным ранним этногенезом индоевропейцев. Что представляло собой население Европы в эпоху энеолита и бронзы? Ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Дело в том, что в индоевропейских языках, которые можно встретить на территории Европы, обнаруживают порой элементы совсем не индоевропейского происхождения. Ученые, изучая прародину индоевропейцев, объединяют свои усилия и задействуют все возможные методы: археологический, языковой и антропологический. Ведь в каждом из них кроется возможный ключ к разгадке происхождения индоевропейцев. Но пока что эти попытки ни к чему не привели. Более или менее изученными областями являются территории Ближнего Востока, Африки и Западной Европы. Остальные же части остаются огромным белым пятном на археологической карте мира.

Изучение языка праиндоевропейцев также не может дать ученым много информации. Да, в нем можно отследить субстрат - «следы» языков, вытесненных индоевропейскими. Но он так слаб и хаотичен, что к единому мнению о том, кто такие индоевропейцы, ученые так и не пришли.

Расселение

Индоевропейцы изначально были оседлыми народами, а основным их занятием считалось пашенное земледелие. Но с климатическими изменениями и пришедшим холодом им пришлось начать осваивать соседние земли, которые были более благоприятны для жизни. С начала третьего тысячелетия до нашей эры стал нормой для индоевропейцев. В ходе переселений они часто вступали в военные конфликты с племенами, проживавшими на землях. Многочисленные стычки нашли отражение в легендах и мифах многих европейских народов: иранцев греков, индийцев. После того как народы, населявшие Европу, сумели приручить лошадей и изготавливать изделия из бронзы, переселение набрало еще большие обороты.

Как связаны индоевропейцы и славяне? Понять это можно, если проследить за расселением С юго-востока Евразии началось их распространение, которое затем продвинулось на юго-запад. В результате индоевропейцы заселили всю Европу до Атлантики. Часть поселений находилась на территории угро-финских народов, но дальше них не пошла. Уральские горы, которые являлись серьезным препятствием, остановили индоевропейское расселение. На юге они продвинулись значительно дальше и расселились на территории Ирана, Ирака, Индии и Кавказа. После того как индоевропейцы расселились по Евразии и снова стали вести их общность начала распадаться. Под влиянием климатических условий народы становились все более и более непохожими друг на друга. Сейчас мы можем заметить, какое сильно влияние на антропологию оказали условия проживания индоевропейцев.

Итоги

Современные потомки индоевропейцев населяют многие страны мира. Они говорят на разных языках, едят разную пищу, но все же имеют общих далеких предков. У ученых до сих пор осталось много вопросов о предках индоевропейцев и их расселении. Остается надеяться, что со временем все же на них будут получены исчерпывающие ответы. Равно как и на главный вопрос: "Кто такие индоевропейцы?".

§ 8. Расселение индоевропейцев

С юго-востока Европы и началось триумфальное распространение ин­доевропейцев по Евразии. Одни двинулись на запад и завладели простора­ми Европы до Атлантики. Другая их часть распространилась на север, вос­ток и юго-восток. Они заняли север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских переселений врезался в среду обитания угро-фин­ских народов и уткнулся в Уральские горы, дальше которых индоевропей­цы не пошли. На юге, в лесостепной и степной полосе, они продвинулись в Малую Азию, на Северный Кавказ, вышли на Иранское нагорье и рассе­лились в Индии.

Уже в ходе переселений в IV-111 тысячелетиях до н. э. былая общность стала распадаться. Образовывались крупные языковые блоки. Так, один из них включал германцев, славян, балтов. Когда-то все они были одним на­родом и говорили на одном языке. Лишь позднее выделились германцы. Абалты и славяне составляли единое целое. Но жизнь шла, индоевропей­цы продолжали расселяться по территории Евразии, и количество их уве­личивалось. В условиях постоянного движения, освоения новых террито­рий, их обживания индоевропейцы продолжали обособляться. В конце концов из индоевропейцев в дальнейшем выделилась восточная группа языков и народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики, жители нынешне­го Афганистана - пушту и дари и др.), западноевропейская группа (англи­чане, германцы, французы, итальянцы, греки и др.), славянская группа (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, по­ляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы и др.), баптская группа (прибалтийские народы - литовцы, латыши и др.).

Однако, несмотря на это обособление, следы былой общности, глуби­ны исторической памяти этих народов проглядывают повсюду. Во-первых, в языке. Так, у славянских и иранских народов немало общих слов и поня­тий: «бог» (господин, владыка), «хата» (дом), «боярин» (ближний госпо­дин), «топор», «собака», «богатырь» и многие другие - все они пришли к нам от древних иранцев. Ранее уже упоминалось о слове «береза» как на­звании дерева, которое использовалось от Индии до Карпат и Балкан.

Эта общность видна и в прикладном искусстве, например в узорах вы­шивок, в украшениях на глиняных сосудах - повсюду использовалось со­четание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей, хотя, как известно, в Иране, Индии, Греции эти животные не водятся. То же относится и к ряду народ­ных праздников, например к «медвежьим праздникам», проводимым мно­гими народами в весенние дни пробуждения от зимней спячки медведя. Все это следы северной прародины индоевропейцев.

Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, известный славянский языческий бог Перун - громовержец сродни литовскому Г1ер- кунасу, древнеиндийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа, и сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада - покровительница брака и семьи - сопоставима с греческой богиней Латой. У многих других божеств разных индоевропейских народов единые древние корни.

Воинственные, энергичные индоевропейцы приходили туда, где уже жило местное неолитическое население. Эти вторжения носили далеко не мирный характер. Задолго до того как на территории Евразии появились первые государства, армии, начались войны, наши древние предки бились за удобные земли, щедрые рыбные угодья, богатые зверем леса. На месте многих древних стоянок различимы следы пожара, жарких схваток, там об­наружены черепа, кости, пробитые стрелами и проломанные боевыми то­порами.

Уже в это время началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, а также с иной человеческой ветвью - угро-финнами, занимавшими ранее большие районы севера нашей страны, Предуралья и Зауралья. Появились здесь и выходцы из земель, где обитали давние предки тюрков и монголов. В частности, потомками древних монголов ста­ли калмыки и буряты. А сами угро-финны, как и индоевропейцы, стали распадаться на новые ветви - на угров и финнов. В дальнейшем потомка­ми угро-финского населения стали многие российские народы Поволжья и Севера страны - мордва, удмурты, мари, коми и др. Все они в дальней­шем также являлись полноправными древними обитателями Восточно-Ев­ропейской равнины, как и славяне.

В районе Северного Урала, между устьем Печоры и Оби, расположи­лись неолитические предки уральских народов, говоривших на так назы­ваемых уральских языках. В Южной Сибири, на Алтае, в Саянах сложилось население древних алтайцев, которые объяснялись на особых, алтайских, языках, отличных от всех остальных. Алтайцы стали в древности основны­ми хозяевами этих земель.

Бурные процессы протекали на Кавказе, где формировалось населе­ние, говорившее на кавказских языках (древние жители Дагестана, Ады­геи, Абхазии). К югу от Кавказского хребта выделились предки грузин.

Каждый из этих древних народов, как и индоевропейцы, вносил свой вклад в развитие древнего хозяйства нашей страны. Северокавказцы рань­ше, чем кто-либо, освоили плавку металла (благо он в изобилии имелся на Кавказе) и выделку металлических орудий и оружия, приручили лошадь, крупный рогатый скот, свиней и перешли к скотоводству. Они первыми освоили и колесные повозки.

Уральские народы первыми спустили на воду лодки, изобрели лыжи, сани. Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы вместе с другими здеш­ними обитателями переходили к скотоводству и земледелию лесного типа, по-прежнему развивали охоту и рыболовство, однако население в суровых условиях леса и лесостепи отставало от набиравших быстрые темпы разви­тия народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Двуречья, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития, а она была не в пользу севера.

Происхождение индоевропейцев

Лысенко Николай

Индоевропейцы, как социально-культурная общность, вызывают неподдельный интерес уже не одно десятилетие. Но остаётся множество неразрешённых проблем, порождающих острые споры. Идут дискуссии об их происхождении, путях расселения. Нет даже общепринятого определения термина "индоевропейцы".

Суммируя накопленные знания, можно лишь постулировать, что под определение индоевропейцев попадает большая группа людей, говорящая на близкородственных языках (возможно имеющих единое происхождение), относящаяся к европейской или кавказской расе. Для данного сообщества характерны гаплогруппы R1a и R1b, его представители используют определённые стратегии выживания и жизнеустройства, а их религиозные взгляды имеют общее прошлое и сходную эволюцию. Только по совокупности всех этих признаков можно выделить индоевропейцев в некую отдельную общность. Нельзя забывать, что их этногенез длится уже тысячелетия, продолжается и в настоящее время. Массовые миграции, культурный обмен, завоевания казалось бы должны навсегда стереть контуры того первоначального ядра, которое и породило данную этническую группу. Но нет. Без использования этого понятия невозможно развитие социальных, исторических и иных наук.

Индоевропейцы как единое целое стали восприниматься в 19 веке, когда стало ясно, что языки многих народов, разбросанных по всему миру, имеют сходную грамматику, фонетику и т. д. Стали искать лингвистическую прародину этого сообщества. Детально анализировались структура и строй языков, закономерности их развития и взаимодействия с иными этническими группами. Привлекались археологические, климатические и генетические данные. Изучались литературные источники и устное творчество. Использовались даже математические программы, описывающие расселение вирусов. Оказалось, что патогенные организмы и языки распространяются одинаково. В настоящее время большинство учёных сошлось во мнении, что индоевропейский праязык сформировался в Передней Азии в конце последнего оледенения. Именно здесь должна была сконцентрироваться значительная часть населения, вытесненная ледником из Европы. Сюда же прибывали и пастушеские племена с юга, в том числе и из Сахары. Постепенное потепление меняло воздушные потоки, иссушая север Африки, а потом и Ближний Восток. Всё это гнало животных и людей на север, вдоль побережья Средиземного моря. Этому же способствовал и подъём уровня Мирового океана. В частности, покрывались водой земли, ставшие дном Персидского залива. Таким образом, на территории современной Турции скопилось большое количество пастушеских и охотничьих племён. Европа тогда была малопригодна для жизни, а оазисы в Междуречье и в соседних регионах прочно освоили оседлые народы. Лишь сочные пастбища и леса Анатолии могли дать приют стадам крупнорогато скота и большим диким животным. Здесь сформировался "плавильный котёл" где и возникли индоевропейские языки. Найдены и вторичные центры лингвистического этногенеза: Балканы, Среднестоговская культура.

В указанный период складывался и характерный для индоевропейцев антропогенный тип людей. Самые древние пласты мифологии многих индоевропейских народов свидетельствуют о борьбе и последующем объединении двух могучих этносов. Чаще всего это богоподобные Асы и Ваны. Асы были воинами и охотниками, Ваны - хлеборобами, животноводами и рыбаками. Первые поклонялись солнцу, вторые - воде. Эти персонажи присутствуют в германских сагах, индоиранских ведах, в самоназваниях многих народов и топонимах. В качестве одного из многочисленных примеров можно привести название озера Ван, берега которого считаются родиной в преданиях многих народов. Здесь часто встречаются вишапы - каменные рыбы или драконы. Эти ритуальные объекты олицетворяли плодородие. А вся индоевропейская символика основана на вечном противостоянии солнечного божества в виде спирали или свастики и владыки подводного мира.

Кем же были эти легендарные первопредки? Здесь мы можем лишь строить гипотезы, основанные на многочисленных фактах, полученных наукой в последние годы. Об индоевропейцах известно, что у них ещё в глубокой древности возникло скотоводство. Причём и археология, и мифология свидетельствует о том, что они отдавали предпочтение крупнорогатому скоту. У них же возникла и мутация, позволяющая потреблять молоко во взрослом состоянии. Обладали они и навыками земледелия. Следовательно, в этногенезе индоевропейцев должна присутствовать группа людей, участвовавшая в неолитической революции. Известно, что доместикация животных и освоение навыков растениеводство происходило одновременно в разных местах. Установлено, что одним из мест приручения крупнорогатого скота была Сахара в период её высыхания. И люди, и животные скапливались у всё более редких водоёмов, жажда сближала. Позже пастушеские племена неизбежно должны были мигрировать либо к экватору, либо в северном направлении. Группы пастухов достигали Малой Азии и оседали здесь. Можно проследить цепочку культур, генетически связанных между собой: Тассилин-Аджер; Гёбекли-Тепе; Чатал-Хююк - от Сахары до окрестностей современного турецкого города Конья. Сходство проявляется в религии, искусстве, организации быта. Даже в сказках имеются аналогичные сюжеты. Герой, целующий принцессу, сидящую высоко в тереме имеется как в древнеегипетском, так и в современном европейском эпосе. Именно эти культурные общности большинство исследователей соотносят с предками индоевропейцев. Проблема лишь в том, что их представители по большей части относились к средиземноморскому типу людей. Одновременно на тех же территориях формировались предки хурритов и хаттов. Попутно следует отметить то, что пастухи со стадами крупнорогатого скота из Сахары двигались и на юг. Среди кочевников-животноводов Центральной Африки сохранилась традиция создавать гекатомбы - забивать и хоронить скот с умершим хозяином. Тот же обычай мы обнаруживаем у древних греков, скифов и других индоевропейских народов. У эфиопского племени хамер популярны игры с быком. Здесь обнаруживаются прямые аналогии со средиземноморскими культурами.

Какой же этнос следует считать вторым "предком" индоевропейцев? От кого у большинства из них светлые глаза и кожа, высокий рост и многое другое. Лучше всего на эту роль подходят кроманьонцы. Но не следует думать, что эти древние охотники на крупную дичь жили исключительно в Европе. Следуя за стадами животными, они перемещались по степям Евразии. А в отдельные периоды Великого оледенения и вовсе вытеснялись на узкую полосу вокруг Средиземного моря. Расселялись эти люди не только в европейской, но в азиатской и африканской частях данного водоёма, основательно к этому времени мелевшего. О белом населении Ливийской пустыни упоминают древнеегипетские хроники, с ним столкнулись европейцы на Канарских островах, да и сегодня многие группы берберов несут в себе черты кроманьонцев. Недавно найденные в южном Египте близ деревни Курта наскальные рисунки каменного века поразительно напоминают аналогичные произведения из испанских и французских пещер. Недаром их назвали африканской Альтамирой. Подобные рисунки найдены на севере Ливии, на Сицилии.


Таким образом, по мере завершения ледникового периода охотники кроманьонского типа имели длительные контакты с первобытными земледельцами и скотоводами, близкими по происхождению с протохурритами и протохаттами. Причём, взаимодействие между ними происходило на территории Северной Африки, Ближнего Востока, Малой Азии и Европы. Так формировалась индоевропейская общность.

Данный вывод подтверждается и генетическими исследованиями. Среди индоевропейцев распространены субклады из гаплогрупп R1a и R1b. Следует подчеркнуть, что связь между языками и данными генетики можно обнаружить лишь в огромных массивах информации, собранных по определённым правилам. Частные примеры могут и противоречить общему мейнстриму. Так у карачаевцев, осетин - дигорцев и отдельных сообществ адыгов преобладает "хаттская" гаплогруппа G1, но говорят они на языках из совершенно разных языковых групп. Но в целом связь между этими показателями математически доказана. Первой около 16 тыс. лет назад в Малой Азии или на Ближнем Востоке появилась R1b. Точнее установить невозможно, так как генетическая информация в человеческих сообществах распространяется не всегда радиально. В настоящее время эта гаплогруппа чаще всего встречается вокруг Средиземного моря. Её распространение вглубь Азии, Африки и Европы, на другие континенты вторично. В целом это хорошо согласуется с предложенным ранее этногенезом индоевропейцев. Гаплогруппа R1a возникла из R1 несколько позже в Северном Причерноморье. Постепенно её носители расселились в Европе, достигли Китая, Индии, Ирана, Египта. Кто же из предков индоевропейцев изначально нёс в себе R1. Пока это установить невозможно. Но мы знаем, что кроманьонское население Евразии и Африки не просто кочевало за стадами животных. Оно создавало грандиозные культурные общности, отличалось воинственностью. Сталкиваясь с мирными земледельцами и животноводами неолита, эти люди неизбежно доминировали в возникающих синкретических сообществах. Их мужчины передавали свою генетическую информацию большему числу женщин. Поэтому гаплогруппу R1 c большой вероятностью можно связать с потомками кроманьонцев. Менее распространённые среди индоевропейцев I и J, возможно, были привнесены оседлым населением Передней Азии. В то же время ядро индоевропейских языков, скорее всего, сформировалось именно в среде малоазиатских племён, переживающих неолитическую революцию. Их мышление и речь, обогащённые всё усложняющимся социальным устройством, несомненно, оказывали значительное влияние на быт охотников. Это подтверждается примерами и из других эпох. Например, тюрки-болгары после завоевания славян постепенно забыли свой язык. индоевропеец раса общность эволюция

Каждая этническая группа избирает собственную стратегию выживания и жизнеустройства. Проходят тысячелетия, меняются формы общественной организации и способы производства, но те же угрофины по своей сути остаются лесными жителями. Тюркские народы, сформировавшись в степной зоне, даже проживая в мегаполисах, по мировоззрению во многом являются кочевниками. Ещё более уникальны жители пустыни и тундры. Индоевропейцы издревле специализировались на крупных животных. Вначале они на них охотились, позже приручали. Конечно, попутно использовались овцы, козы, свиньи, птица и так далее. Просто данный этнос всегда выбирал такие экологические ниши, где свободно разводился крупнорогатый скот, лошади. Быки и коровы обожествляются во всех индоевропейских культурах. В архаичной Греции Гера, супруга Зевса, имела облик "бурёнки". Священный статус в Индии коровы приобрели с приходом туда ариев. Климатические изменения, демографические процессы часто заставляли индоевропейцев перемещаться со своими стадами на огромные расстояния. Они всегда были великими путешественниками. А это в свою очередь это стимулировало товарообмен, способствовало эволюцию техники и технологий. А вот земледелие у них иногда угасало. Это немыслимо для оседлых культур Междуречья, Инда, Меконга, Нила, Хуанхэ.

Наиболее ярко эти тенденции проявили на примере освоения лошади. Археологические данные свидетельствуют о том, что первыми это сделали индоевропейцы. Возможно, это были носители Среднестоговской культуры. Могли существовать и другие центры доместикации. Существовало мнение, что коня приручили в Междуречье или в горах Загроса. Но авторам подобных теорий следует задать вопрос, а существовали ли там эти животные. Там жили ослы, которых и освоили ранние цивилизации. А вот тарпаны водились в Великой степи от Центральной Европы до Монголии. Кроманьонское население этих пространств издревле охотилось на лошадей, некоторые группы даже специализировались на них. Естественно они неоднократно приручались людьми, но необходимость в их одомашнивании не возникала до прихода с юга оседлых животноводов и земледельцев. Именно хозяйственная целесообразность и потребность в перемещении на огромные расстояния способствовала доместикации лошади. Объединение жизненных парадигм различных этносов создавало совершенно новую социально-культурную реальность. Жители степей делились умением выживать на открытых пространствах, охотничьими и воинскими традициями. Они являлись донорами особого антропогенного типа - людей рослых и сильных, оптимально приспособленных к существованию в лесостепи. Южане приносили навыки оседлой жизни, агрокультуру, ремёсла, более совершенный язык.

Религиозные представления относятся к наиболее устойчивым категориям человеческого бытия. Их основы сохраняются тысячелетиями. И очень непросто выделить те пласты верований, которые объективно сопрягаются с индоевропейской общностью. Многие авторы считают богов индоевропейскими лишь на том основании, что их имена имеют общие корни в греческом, русском, санскрите и т. д. Но надо учитывать и то обстоятельство, что религиозная традиция, к которой относится то или иное божество, может быть очень древней. Она способна включиться в духовную жизнь самых различных народов, претерпевая лишь чисто внешние изменения. Необходимо выделить трансцендентную традицию, которая однозначно связана с индоевропейскими этносами. Изначально следует отбросить магию, анимизм, анимализм, обожествление сил природы. Эти воззрения возникли ещё в среднем палеолите, и в той или иной форме встречаются во всех культурах. Это должна быть религия, максимально соответствующая образу жизни и интеллектуальным исканиям индоевропейцев в течение длительного периода их этногенеза.

Индоевропейцы издревле занимали открытые пространства Евразии от зоны лесов до полупустынь. Эти территории подвержены постоянным климатическим изменениям, здесь активно протекают процессы в человеческих формациях. Такой образ жизни подразумевает постоянные перемещения, а, следовательно, и твёрдую привязку к пространственным и временным координатам. Лесной охотник следует за дичью, земледелец выполняет работы по мере наступления определённых фаз у растений. И лишь мигрирующему пастуху ежедневно необходимо иметь "календарь" и "компас". Мало того, он должен уметь предвидеть и будущее. Иначе его стада просто погибнут от засухи или холода. Лучшей точкой отсчёта является обращения Земли вокруг Солнца. Светило, в зависимости от времени года, всегда восходит и заходит в определённых точках земной поверхности. Вероятно, ещё охотники палеолита в Европе умели определять время летних и зимних солнцестояний. Ведь они зависели от крупных диких животных, которые весной уходили на север, а зимой возвращались обратно. Древняя живопись обнаруживается лишь в тех пещерах, которые освещаются в период солнцеворотов. Позже этот эффект использовался при строительстве тоннельных гробниц, храмов солнца. Алтарь там освещался лишь в определённые периоды года.

Все культуры, от глубокой древности до средневековья, достоверно связанные с индоевропейцами, обычно сопровождаются кромлехами определённого вида. Это установленные по кругу камни или брёвна. Они были ориентированы по солнечным периодам, служили и обсерваторией и храмом. Имеются грандиозные постройки, вроде знаменитого Стоунхенджа. А были и временные сооружения. Неизменно лишь одно - индоевропейские сообщества не могли существовать без них. Вся их религиозная жизнь была жестко привязана к календарю. Изображения календарей мы находим на сосудах, головных уборах и каменных плитах. Год начинался с летнего или зимнего солнцестояния, были отмечены осенние и весенние равноденствия, с ними соотносились праздники в остальные месяцы. Следы этих языческих торжеств впитали в себя даже христианство и ислам. Весь мир вовлекался в вечный круговорот (колесо Сансары). Каждое утро солнечное божество начинало свой путь по небу, даруя людям порядок и блага, а ночью уходило под океан, где билось с водным чудовищем. Были и годовые циклы, которые в умеренных широтах проявляются ярче. В трудные периоды люди помогали богу в его борьбе (отсюда и бурные зимние празднества у всех индоевропейских народов). В остальное время они сами обращались за помощью к высшему существу. Но самое главное заключается в том, что жрецы вступали в сотворчество с богом и, казалось, управляли временем. Ведь скотовод в степи сам решал, куда и когда ему идти. Общаясь напрямую с божеством, он быть, может впервые осознал себя хозяином своей судьбы. Понятно, что солнечному божеству поклонялись не только индоевропейцы. Но именно они понимали божественный промысел как вечный круговорот борьбы светлого и тёмного начал, как источник порядка, формализующего всю человеческую жизнь. Понятно, что в силу различных социальных процессов эти воззрения неоднократно становились достоянием и других этносов. Но именно в среде индоевропейцев они бытовали тысячелетия, стали основой их мировоззрения. На Руси христианство существует уже более 1000 лет, но Купала, солнечный праздник с корнями в палеолите по сию пору будоражат умы людей. Ему предшествует русалья неделя. А водные девы изначально были драконами.


Если проследить распространение кромлехов по миру, то самые древние из них располагаются в Северной Африке (Набта-Плая 15 тыс. лет назад). Через 5 тыс. лет они появились на Ближнем Востоке - Гёбекли-Тепе. Данная культура генетически связана с Чатал-Хююк, которую исследователи относят к протоиндоевропейской. На "гёбеклинских" стелах часто изображались орлы, терзающие людей на высоких башнях. Этот сюжет характерен для индоевропейцев и даже вошёл в религиозные практики иранских ариев в виде зороастризма. Дальнейшее распространение кромлехов по Европе и Азии связано с миграциями индоевропейских племён: Караундж (Армения); Гозекский круг (Германия); Аркаим (Россия); Стоунхендж (Великобритания). Получается, что ядро религиозных воззрений индоевропейцев сформировалось задолго до выделения их языка. И вероятно произошло это в северной Африке в период завершения последнего ледникового периода. Мигрируя на север, носители этой парадигмы приняли участие в формировании индоевропейской общности. Всё это согласуется с приведёнными ранее данными генетики, археологии, антропологии, мифологии.

Список используемой литературы

  • 1. Лысенко Н.Ф. Развитие сельского - хозяйства и перерабатывающей промышленности Кубани. - Краснодар: Кубанькино, 2006. C 54 - 156.
  • 2. Лысенко Н.Ф. Религии Северо - Западного Кавказа. Учебное пособие. - Майкоп: Полиграф Адыгея, 2007. С 12 -96.
  • 3. Лысенко Н.Ф. Древнее христианство Западного Кавказа (сборник статей) "Вопросы истории Поурупья". Выпуск 1.

Расселение индоевропейцев

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. Земля обрабатывалась с помощью упряжных пахотных орудий (рала, сохи). В то же время им, видимо, было известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы. Животноводство обеспечивало индоевропейцев продуктами - молоком, мясом, а также сырьем - кожами, шкурами, шерстью и т.д.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.

С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен, прежде составляющих праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

Итак, приспособление к изменившимся природно-климатическим условиям заставило протогреков, лувийцев, хеттов, индоиранцев, индоариев и другие племенные объединения, сформировавшиеся в рамках праиндоевропейских племен, отправиться на поиски новых, более подходящих в хозяйственном отношении территорий. А продолжавшееся дробление этнических объединений вело к колонизации новых земель. Эти процессы заняли все III тыс. до н.э Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. - М.: Наука, 1965. с 127.

Индоевропейская проблема

Термин "индоевропейские языки" был введен в научный оборот в начале XIX века основателем сравнительно-исторического языкознания Фр. Боппом. Позднее, немецкие ученые стали употреблять в том же значении термин "индогерманские языки", а также термины "арийские языки" (А.А. Потебни) и "ариоевропейские языки" (И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, В.А. Богородницкий). Сегодня термин "арийские" употребляется применительно к индоиранским языкам, а термин "ариоевропейские" вышел из научного употребления. Термин "индогерманские языки" также продолжает использоваться. Несмотря на то, что ни время и пути расселения индоевропейских протоплемен ни место их первоначального проживания остаются неизвестными, исследователи, придерживающиеся индоевропейской теории, относят к этой языковой семье следующие группы языков:

· Индийская группа. Древнеиндийский язык, являющийся языком ведийских текстов. Хотя ведийские тексты не датированы, период их возникновения принято относить к II тыс. до н.э. Древнейшие же датированные тексты относятся к III веку до н.э. и принадлежат периоду и месту правления царя Ашоки, т.е. территориально это южная и восточная части Индии. При этом, согласно некоторым представлениям, первоначальное расселение древних ариев на территории Индии происходило в северной и западной ее частях. Такое расхождение датировок те, кто придерживается мнения о глубокой древности вед, склонны объяснять существовавшей длительное время брахманистской традицией их устной передачи. Устная передача вед производилась с целью охраны их содержания от глаз "низкорожденных" (представителей неарийских варн). Санскрит - литературная и нормализованная форма древнеиндийского. Между языком вед и санскритом имеются хронологические и диалектные различия, т.е. эти языки восходят к разным диалектам древнеиндийской речи. Современные языки, относимые к индийской группе - хинди, бенгали, урья, гуджарати, пенджаби, синдхи, маратхи, сингалезский и др. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. - М.: Наука, 1965. с 150

· Иранская группа. В раннюю эпоху была представлена древнеперсидским (VI-V вв. до н.э., клинописные надписи ахеменидских царей) и опять же точно не датированным, но считающимся еще более древним, авестийским. К этой группе, на основе нескольких сохранившихся слов и имен собственных (надгробные надписи), относят язык скифов северного Причерноморья. Древнеперсидский сменился так называемыми языками среднеиранского периода (с III века до н.э. по VII-XIII века н.э.) - среднеперсидским, парфянским, согдийским, хорезмийским и сакским, в основном принадлежащими народам Средней Азии. К новоиранским относят таджикский, новоперсидский, курдский, белуджский, талышский, татский, пушту и некоторые памирские языки - ягнобский, шугнанский, рушанский и др. На Кавказе, к иранской группе относят осетинский.

· Тохарский язык. Общее обозначение двух загадочных языков - турфанского и куганского, тексты на которых были найдены в начале XX века в Синьцзяне. Несмотря на то, что эти языки не принадлежат ни к одной из известных групп, они были включены в число индоевропейских.

· Славянская группа. Древнеславянский лучше всего зафиксирован в памятниках старославянского или "церковнославянского". В основу перевода Евангелия и других богослужебных текстов, сделанного Кириллом и Мефодием в IX веке, был положен южнославянский диалект города Солунь (Македония). Предполагают, однако, что этот диалект был понятен всем славянским племенам того времени, поскольку древнеславянский не имел серьезных различий. По поводу древнеславянского А. Мейе, утверждая его архаичность и близость к древнейшим индоевропейским, указывает на отсутствие в нем большого числа таких форм, которые могут быть отождествлены с общеиндоевропейским. К современным славянским языкам причисляют русский, белорусский, украинский (восточная группа), болгарский, македонский, сербохорватский, словинский (южная группа), чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий (западная группа). К западной группе относят также исчезнувший язык, германизированных в XVIII веке, полабских славян, живших по нижнему течению реки Эльбы (Лабы).

· Балтийская группа. Включает в себя современные литовский и латышский языки. Древнейшие найденные памятники относятся к XVI веку н.э.

· Германская группа. Древнейшие памятники зафиксированы с III века н.э. (древнескандинавские рунические надписи). Имеются памятники на англосаксонском (VII век н.э.), древнесаксонском (VIII век н.э.), древневерхненемецком (VIII век н.э) и готском (перевод Евангелия IV века) языках. Есть также более поздние рукописные памятники на древнеисландском, древнешведском и древнедатском языках, хотя предполагают, что ряд зафиксированных в этих текстах черт относится к более архаическому периоду. К числу современных германских языков относят немецкий, английский, голландский, шведский, норвежский, датский и исландский.

· Кельтская группа. Свидетельства древнего состояния этой группы крайне скудны и представлены, главным образом, в остатках галльского языка (краткие надписи на надгробных памятниках) и в ирландских огамических надписях IV-VI веков н.э. Современные языки кельтской группы - ирландский, шотландский, валлийский, бретонский, мэнкский.

· Италийская группа. Древние - латинский, оскский, умбрский. Древнейший памятник латинского языка - Пренестинская фибула (датирована 600 годом до н.э.). Большая часть памятников на латыни относится к III-II векам до н.э., незначительное число памятников на оскском и умбрском относят к пограничному периоду (I век до н.э.- I век н.э.). Современные италийские (романские) языки - французский, итальянский, румынский, молдавский, испанский, португальский, каталонский, ретороманский и др.

· Древнегреческий. Найдены памятники письменности начиная с VII века до н.э. Новогреческий является потомком общего греческого языка (койнэ) эллинистической эпохи, сложившегося в IV веке до н.э.

· Албанский язык. Самые ранние памятники письменности датированы XV веком н.э. Некоторые исследователи предполагают, что албанский - это единственный сохранившийся до наших дней представитель древней группы иллирийских языков. По другим мнениям - это потомок древнефракийской речи.

· Армянский язык. Древнейшие памятники датированы V веком н.э.

· Хеттский (несийский) язык. Язык доминировавшей народности Хеттского государства (II тыс. до н.э.). Каргер М.К. История древней Руси. АН СССР. М - с 94

Из классификации хорошо виден временной разрыв между сохранившимися письменными памятниками в различных группах, относимых к индоевропейской языковой семье. Фрагментарность имеющегося материала представляет собой серьезную проблему для лингвистов и, с нашей точки зрения, вносит значительную погрешность в результаты исследований. Постоянно возникает вопрос, где архаическое родство, а где поздние наслоения.

Современное состояние проблемы примерно таково. Сложились три точки зрения. Согласно первой, индоевропейский праязык - это реально существовавший исторический языковой "индивид", характеризовавшийся минимальной диалектной расщепленностью. Согласно второй - это существовавшее когда-то языковое единство, характеризовавшееся значительной диалектной дифференциацией. Согласно третьей - за построенными праязыковыми моделями стоит некоторая группа родственных языков, представляющая собой определенную конфигурацию языковой семьи в прошлом. Следует помнить, что во всех случаях речь идет лишь о гипотетических построениях, о моделях, а не об исторических фактах. Не следует забывать также и о том, что в каждом из языков, относимых к индоевропейской семье, присутствует огромный языковой материал, не сводящийся к какой бы то ни было общности, но имеющий веские основания претендовать на исконность. Напротив, большая часть языковых сопоставлений, приводящихся в доказательство языкового родства, хотя и кажутся родственными по корню, тем не менее, не сводятся к одному оригиналу Каргер М.К. История древней Руси. АН СССР. М - с 96

индоевропеец язык лужицкий культура