Биография. Многие лета! Секреты долгожителей Борис ефимов художник карикатуры

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать - Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга - Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга - Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын - Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Позднее он вспоминал об этом событии так: "Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен..."

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете "Красная Армия" увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами "Киевский пролетарий" и "Пролетарская правда".

Лучшие дня

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах "Рабочей газеты", "Крокодила", "Правды", "Известий", "Огонька", "Прожектора" и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. "Героями" его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е - Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы - Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).

В полной мере "убойная сила" карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание "Народный художник РСФСР", а в 1967 году - "Народный художник СССР". С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат" при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: "40 лет. Записки художника-сатирика", "Работа, воспоминания, встречи", "Рассказы о художниках-сатириках", "Мне хочется рассказать", "Основы понимания карикатуры", "На мой взгляд", "Невыдуманные истории", "Школьникам о карикатуре и карикатуристах", "Рассказы старого москвича", "Ровесник века", "Мой век" и другие.

Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й - год 55-летия Великой Победы - год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.

28 сентября 1900 года родился знаменитый советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда Борис Ефимович Ефимов, который прожил 108 лет. В этой связи сайт решил разобраться в секретах долголетия, которые касаются каждого, кто хочет продлить свою жизнь.

С самого первого момента, когда человек понял, что смертен, началась его борьба за продление собственной жизни. Из поколения в поколение люди искали эликсир бессмертия или пытались раскрыть секрет вечной молодости. Искали и верили в истину библейских преданий, согласно которым, к примеру, патриарх Мафусаил прожил 969 лет, первый человек на Земле Адам - 930 лет, его сын Сиф - 912 лет, его внук Енос - 905 лет и так далее.

Впоследствии, как говорится в Библии, из-за возрастания греховности, продолжительность жизни человека сокращалась; и наконец, согласно Моисею, была установлена "в три срока и десять" (три раза по двадцать и десять, то есть семьдесят лет).

Двести лет без старости

По одной из легенд, богиня зари Эос влюбилась во внука царя Трои — Тифона и похитила юношу перед началом Троянской войны. Богиня вымолила у Зевса бессмертие для своего возлюбленного, но забыла выпросить для него вечную молодость. Не помог и божественный нектар, которым богиня кормила Тифона. Ее любимый состарился, стал немощным и со временем усох.

Устав ждать "милости от бога", за дело взялись различные целители и алхимики. Изготавливались и были опробованы в великом множестве самые экзотические эликсиры и снадобья. В их состав входили и толченые драгоценные камни, и благородные металлы, и редкие травы, и различные яды и так далее. Во многие рецепты эликсира молодости входила человеческая кровь. Так, в Древнем Риме старики прорывались на арену, где дрались гладиаторы, чтобы помазать свое тело свежей кровью раненых бойцов. Но были и совсем страшные случаи. Венгерская графиня Элжбет Батори, чтобы сохранить свою молодость, принимала ванны из крови девушек, но это не помогло душегубке — в отведенный для нее срок она скончалась от старости.

Большинство наших современников уверено, что поиск философского камня средневековыми алхимиками связан с их желанием превращать любой металл в золото. Но на самом деле, настоящей целью алхимиков было создание с помощью философского камня так называемого "золотого напитка", который излечивает от всех болезней и дарит вечную молодость.

Алхимик и врач Парацельс считал, что сера может продлить жизнь человека до 600 лет. Несмотря на то, что, по слухам, Парацельсу удалось изобрести "камень бессмертия", законы природы ему не удалось обмануть — умер он в 47-летнем возрасте. Всего лишь на десять лет пережил его великий врачеватель Авиценна, который тоже был одержим идеей найти средство для продления жизни и создал для этого многочисленные снадобья.

Российский ученый, нобелевский лауреат Илья Мечников утверждал, что природой отмерено человеку прожить не менее 150 лет.

Идеей персонального омоложения была одержима и правящая верхушка молодой советской власти. По решению Сталина, в Москве в начале 1930-х годов был создан Научно-исследовательский институт (НИИ), сотрудники которого работали над проблемой индивидуального бессмертия "отца народов". И когда академик Богомолец, руководивший этим научным учреждением, неожиданно умер в возрасте 65 лет, Сталин был вне себя от гнева, что обмануты его надежды.

В XX и XXI веках начался небывалый подъем в геронтологической науке. Большие надежды ученые возлагали на стволовые клетки и фермент теломеразы. В январе 1998 года мир облетела новость, что американские медики научились вводить в клетки ген теломеразы. Издания многочисленных СМИ были полны заголовками типа "Изобретены таблетки от старости", "Лекарство от старения доступно каждому" и так далее. Но эксперименты поубавили уровень эйфории. Ученым не удалось перенести успех, достигнутый в отдельно взятой клетке, на весь организм человека. Известно, что исследования в этом направлении все же продолжаются.

И вот - сенсация! Этой весной обнародовано открытие российских генетиков Института биологии из Республики Коми. Благодаря уникальной методике стимуляции защитных сил организма, уже через десять-двадцать лет появятся безопасные способы продления человеческой жизни до 200 лет. Причем, утверждают ученые, двухвекового рубежа люди будут достигать не одряхлевшими, а жизнерадостными, полными сил.

Наперегонки с веком

Человеческая жизнь - 200 лет! Научная фантастика - не более, - скажут пессимисты.

А почему бы и нет, - ответят оптимисты. Ведь и без вмешательства ученых некоторые из землян довольно прилично обогнали век.

  • По не поддающимся проверке данным, старейшим жителем нашей планеты являлся гражданин Китая Ли Чунг-ян (Цинъюна), родившийся в 1680 и умерший в 1933 году в возрасте 253 лет. Как утверждали его родственники, он всегда занимался зарядкой и дыхательными упражнениями, что по-видимому и стало причиной столь продолжительной жизни, но самым важным, чему учил своих родных Ли Цинъюн, это оставаться спокойными, "сердце нужно держать в покое и спать как в последний раз", говорил он.
  • Репортер каирской газеты "Аль-Ахбар" нашел долгожителя, которому, по его заверениям, 195 лет. Ибрагим аль-Карими, который якобы родился еще в XVII веке, помнит строительство и открытие Суэцкого канала.
  • 186 лет прожил долгожитель Золтан Петраж в Венгрии;
  • 185 лет прожил его соотечественник Петр Зортай (1539 - 1724);
  • 185 лет жил и основатель аббатства в Глазго - Кэнтигерн, известный под именем святого Мунго, скончавшийся 13 января 614 года;
  • 180 лет прожил вождь племени Махаммад Афзия (Пакистан), утверждают, что его отец умер в возрасте более 200 лет;
  • 180 лет прожила также осетинка Тэнсе Абзиве и ровно столько же житель Грозненской области Арсигири Хазитиев;
  • 180 лет было и мистеру Йорату, подданному ее величества королевы английской;
  • 177 лет прожила его верная жена Мэрфи Йорат;
  • 170 лет - албанец Худие, за это время его потомство достигло двухсот человек.
  • Сенсацию принесла и недавняя перепись населения во Вьетнаме. В уезде Кунхол провинции Нгетинь обнаружили женщину, которой исполнилось 142 года. Долгожительница Нган Тхи Куанг родилась в 1847 году. Она трижды вступала в брак и пережила троих своих мужей.
  • В грузинском селе Сачино была похоронена прошлой весной самая, как считается, старая жительница планеты: согласно документам, 132-летняя Антиса Хвичава.

Российские долгожители

В России тоже встречаются жители, и немало, которые празднуют свой вековой юбилей и живут дальше долго и счастливо. Предостаточно долгожителей есть на Кузбассе. В области примерно 100 жителей, которые уже отпраздновали сотый день рождения. Среди них, возможно, и живет самый старый человек России. Ее имя Анищук Екатерина Трофимовна. В январе 2012 года ей исполнилось 109 лет. Ну, а предыдущим самым старым жителем России был Магомед Лабазанов, житель Дагестана. Его не стало осенью 2012 года. Он умер на 123-м году жизни. Дедушка Магомед два раза был женат. При жизни Магомед Лабазанов с радостью делился секретами своей долгой жизни. Это правильный образ жизни. Дедушка никогда не курил и не пил. И кроме этого, ел в меру. Особо любил кукурузные лепешки, сыворотку, фрукты, овощи и зелень. Родственники называют главной причиной долголетия своего отца, деда и прадеда - физическую активность, движение и труд. У мужчины было от двух жен: 4 сына, 9 внуков, а также 12 правнуков.

Кстати, в списках долгожителей немало людей, которые связали свою жизнь с научной или публицистической деятельностью. В России довольно много знаменитостей, которых не стало в преклонном, почтенном возрасте (стоит отметить, что человек считается долгожителем, если он отметил свой 90-й день рождения). Так, советский военачальник, министр обороны СССР Соколов Сергей Леонидович скончался в возрасте 101 года. Советский актер Николай Анненков прожил до 100 лет. Мастер политической карикатуры Борис Ефимов умер на 109-м году жизни. Русская балерина Марина Семенова умерла, когда ей был 101 год, во столько же лет не стало и хореографа Игоря Моисеева. До 96 лет дожил советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР Сергей Владимирович Михалков. Ныне здравствует и плодотворно трудится замечательный советский русский актер Владимир Михайлович Зельдин. В феврале нынешнего года Народный артист СССР отметил свой 101-й день рождения.

И вечная весна

Увеличение продолжительности жизни человека в наш современный век — это заслуги не только стремительного развития науки, техники и медицины. Это еще и внутреннее эволюционное развитие нашей цивилизации, ее нравственная, интеллектуальная сторона. Ведь человеческий разум находится в постоянном поиске, преодолевая все новые и новые вершины познания и достижений.

Используя исторический материал о продолжительности жизни человека, можно смело сделать вывод, что человек стал жить дольше; примерно на 50% увеличилась продолжительность жизни в течение последнего столетия. В каменном веке она составляла около 20 лет, в средние века - до 30 лет. В конце XIX века в среднем люди жили около 35 лет, а к началу ХХI века продолжительность жизни составила уже 70 - 75 лет. Человечество стало жить дольше в два раза! Согласитесь, выглядит впечатляюще, не правда ли?

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) разработала возрастную классификацию:

  • молодой возраст от 25 до 45 лет;
  • средний возраст от 45 до 60 лет;
  • пожилой возраст от 60 до 75 лет;
  • старческий возраст от 75 до 90 лет;
  • долгожители от 90 и более.

Долгожители, понятие вполне определенное, - это не просто люди пожилого возраста. Существуют четкие возрастные границы, перешагнув которые, пожилой человек считается долгожителем.

Правда, в разных странах эти границы определены по-разному. И все же общий мировой возраст для признания долгожителем - 90 лет. В свою очередь, в США это 85 лет, а в России долгожителем также принято считать человека, достигшего 90-летнего рубежа.

Исследования, проведенные современными учеными-генетиками, выявили, что на нашей планете 5% населения - это носители генетической комбинации, предсказывающей им экстремально долгую жизнь.

Но для того, чтобы стать долгожителем, одного здорового генома недостаточно, на продолжительность нашей жизни влияет много факторов, таких как: образ жизни, до сих пор не побежденные болезни, постоянные стрессы, экологические бедствия и многое другое.

Вот что рассказывал, к примеру, о секретах своего долголетия проживший 108 лет знаменитый советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР, Герой Социалистического труда Борис Ефимович Ефимов.

"Просыпаюсь около 6 утра. Находясь еще в постели, делаю "велосипед" - кручу поднятыми ногами 12 раз по шесть оборотов. Потом встаю и делаю 450 приседаний. Все это разгоняет кровь, держит в тонусе мышцы. В течение дня стараюсь чередовать труд и отдых. С молодости стараюсь давать нагрузку не только мышцам тела, но и мозга".

За свою жизнь Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей. Художник всегда обладал отличной памятью - на своем 105-летии зачитал наизусть огромную балладу Твардовского, а потом еще и свои куплеты.

Народный артист СССР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Владимир Михайлович Зельдин уверен, что секрет долголетия заложен не только в генах, но и в умении жить медленно. Если много работаешь - дольше спи. Это восстановит силы. Нужно ежедневно гулять. Кушать Зельдин советует часто, но понемножку (детскими порциями). Владимир Михайлович почти не ест мяса. Из спиртного может пригубить коньячок и только.

Смотрите на "ТВ Центре" документальный фильм "Владимир Зельдин. Обратный отсчет"

До сих пор его интересуют женщины. Чувство влюбленности к милым дамам, считает он, подпитывает жизнетворной энергией.

Много общается с молодыми людьми. Позитивные эмоции, которые исходят от Владимира Зельдина, заряжают окружающих.

Владимир Зельдин говорит о себе как о верующем в Бога человеке. "Дело не в том, чтобы часто ходить в церковь. Совесть - вот высший судья. Существует в хорошем смысле нравственный покой, который влияет на сердце и на организм".

Образ жизни Владимира Михайловича Зельдина еще раз подтверждает исследования ученых о том, что долгожителей объединяет их качества характера. Они оптимистичны - всегда надеются на лучшее, имеют легкий характер, незлопамятны и миролюбивы. Большинство из долгожителей трудолюбивы, но в то же время умеют отдыхать, они пропагандируют простое отношение к жизни и демонстрируют веселый нрав.

Рецепты долголетия

В той главе приведены несколько рецептов долголетия тех людей, которые в разных странах мира преодолели столетний рубеж. В них: философия жизни и практические советы. Можно воспринимать их серьезно, а можно и с юмором. Можно их придерживаться, а можно жить так, как живется, и попробовать обогнать век без чужих подсказок. Многие вам лета!

  • Не смотрите на календарь. Пусть каждый день будет праздником!
  • Секрет молодости — в движении.
  • Даже если вы чувствуете ненависть, держите ее в себе. Ни при каких обстоятельствах не делайте окружающим больно.
  • Продолжайте верить в любовь.
  • Каждый день делайте что-то приятное для себя.
  • Продолжайте идти вперед и никогда не сдавайтесь.
  • Жизнь — это радость. Здесь все зависит от человека. Будьте довольны. Вам не обязательно все время быть "счастливым", просто будьте довольны.
  • Мыслите позитивно.
  • Не стоит изнурять себя строгими правилами насчет обеда и сна. Ешьте и спите, когда хочется, а не когда нужно.
  • Не стоит уходить на пенсию раньше 65 лет.
  • Не слишком заботьтесь о накоплении материального. Помните: когда придет время, вы не сможете ничего забрать с собой на ту сторону.
  • Найдите свой пример для подражания и попытайтесь достичь большего.
  • Занимайтесь тем, что вам нравится.
  • Уходите, пока вы еще на коне.
  • Когда вы смеетесь над собой, вы не даете другим смеяться над вами.
  • Возраст — это не болезнь.
  • Постарайтесь каждый день находить время, чтобы вздремнуть.
  • Спите спокойно, постарайтесь не беспокоиться и наслаждайтесь приятными сновидениями.
  • Не вмешивайтесь в чужие дела и не ешьте вредную пищу.
  • Пусть у вас будет хороший аппетит, множество друзей и мало свободного времени.
  • Очень важно сохранять пытливый ум.
  • Будьте внимательным, активным и культурным человеком. Не пляшите под чужую дудку.
  • Не курите, не пейте и не сдавайтесь.
  • Живите одним днем и ловите волну.
  • Делайте то, что должны делать. Не размышляйте, просто делайте.
  • Не стоит умирать, даже если вам очень этого хочется.

1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни скончался известный советский художник-карикатурист Борис Ефимов.


Борис Ефимов (настоящая фамилия - Фридлянд) - советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, младший брат репрессированного известного русского советского писателя и журналиста Михаила Кольцова.


Борис Ефимов прожил долгую, насыщенную историческими событиями жизнь, он говорил: «Судьба ко мне была благосклонна, с Муссолини здоровался за руку, обедал у Тито, Троцкого проводил в изгнание, со Сталиным говорил по телефону и провожал Луначарского».


Борис Ефимов родился в Киеве. Родители - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860-1945) и Рахиль Савельевна (1880-1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис - иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове - шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток.


Первые карикатуры Бориса Фридлянда увидели свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России». С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в различных газетах. В 1922 году Борис Ефимов переехал и рисовал в жанре политической сатиры для «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий. В 1932 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В годы Великой Отечественной войны работы Бориса Ефимова публиковались на страницах газеты «Красная Звезда», в журнале «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта. С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.


В августе 2002 года Борис Ефимов возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств. В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века». 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия». В свои 108 лет Борис Ефимов продолжал работать - писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.


Когда политика становится историей



О Борисе Ефимове рассказывает обозреватель Радио Свобода, писатель Петр Вайль: «На стенах Московского бюро Радио Свобода - политические карикатуры Бориса Ефимова, большие, плакатного размера, аккуратно забранные в рамку. Всего - дюжина. Датированы разными годами - от середины 60-х до конца 80-х. То есть имеется и сюжет о перестройке, 87-й, несколько человек в полосатых брюках, черных пиджаках и галстуках бабочках. Они недоумевают и провозглашают вразнобой: «Перестройка опасна для США»; «Перестройку надо сковать»; «Перестройку надо приветствовать". Лица у этих людей - разные: от неприятных - к растерянным - и до просветленных. Персонажи более ранних лет однообразно неприятные. Например, те, которые на картинке "Большой бизнес и его подручные". Сам бизнес - бесформенный мешок, а у него на поводках - человекоподобные шавки с именами на поводках: "Диверсия", "Подкуп", "Шпионаж", "Коррупция". Человекоподобные вороны каркают с крыш небоскребов на другом плакате. На небоскребах вывески: "Врали трибюн", "Брехли ньюс". Тема средств массовой информации продолжается разнообразно. Человекоподобные кошки устраивают то, что названо "Кошачий концерт антисоветчиков".

Из бочки с надписью "Провокация, ложь, клевета" высовываются человекоподобные змеи: "Радио Свобода" и "Радио Свободная Европа". Человекоподобный человек с буквами "ЦРУ" на спине с помощью рук и ног, одних рук не хватает, жонглирует маленькими монстрами: "Голос Америки", "Радио Свободная Европа", "Радио Свобода".
Все эти карикатуры - монохром, черно-белые. Две новые - цветные. Группа энтузиастов с радостно-сосредоточенными лицами мчится, размахивая сачками. Над ними - лозунг: "Лови Свободу". Ниже частота: АМ 1044. Подпись та же, знакомая миллионам: "Бор.Ефимов". Дата - 2001. На другой - вдохновенный юноша, тоже с сачком, тоже ловит "Свободу". Здесь дата точнее - 28 сентября 2001-го года. Сто один год - это больше века. В мире столь больших, почти не поддающихся осмыслению чисел - количество становится качеством. Художник - свидетелем. Идеология - летописью. Политика - историей».

Гражданин трех веков


Борис Ефимов дважды удостаивался Сталинской премии, был Героем труда и членом академии художеств СССР. Мишенью пропагандистского остроумия Бориса Ефимова неоднократно было и Радио Свобода. В последние годы жизни художник несколько раз был гостем нашего радио. А три года назад в Праге проходила выставка его карикатур, и художник посетил штаб-квартиру Радио Свобода, где ответил на вопросы обозревателя РС Ивана Толстого. Вот отрывок из того разговора.


Борис Ефимович, в юности, когда у человека есть выбор профессии, он колеблется между одним и другим. Вы выбрали рисование, а что, тем самым, вы отклонили, что вы отбросили в своей карьере?


Вы знаете, у меня как-то это складывалось очень сложно и непредсказуемо. У меня не было какого-то определенного влечения. К тому же, я даже не знал, кем быть. Сначала мне взбрело в голову стать юристом. Мне очень нравилась профессия адвоката. Тогда по стране гремели имена Карабчевского, Плевако, Грузенберга и так далее. Я думал, что это красиво, и я пойду на юридический факультет в университет. И стал зубрить латинский язык, который был необходим для поступления на этот факультет. А потом все это как-то разладилось, никакой юрист из меня не получился, и потом пришли такие события, которые диктовали совсем другие пути, другие занятия, и я поплыл по течению, которое меня привело к моей профессии художника-сатирика. Она тоже пригодилась.


Борис Ефимович, а ваши первые рисунки? Ведь вы родились еще в XIX веке, и, как вы говорили, 95 дней прожили в XIX веке…


Точно, как аптеке. И считаю себя гражданином трех веков.


И, стало быть, до революции, до 1917 года, Вы уже взрослый юноша и не раз держали карандаш в руках. Каковы же ваши первые рисунки? Остались ли они?


Мои первые рисунки - это впечатления от Гражданской войны в Киеве, в моем родном городе. Там двенадцать раз менялась власть. Не надо это понимать так, что это было двенадцать разных властей. Это были основные три силы, которые друг друга сменяли, причем, не по мирному соглашению, а с боями и с бомбардировками, с расстрелами. Все это надо было видеть, переживать, иногда приходилось и в подвале посидеть несколько часов, когда шла бомбардировка города очередной властью. Поэтому детство и юношество было беспокойным, прямо скажем. Но рисование было для меня удовольствием, потому что эти все силы, которые поочередно занимали город, были очень живописны. И я их зарисовывал в присущем им обмундировании, одеянии, оружии, со всякими деталями, которые их характеризовали. Например, была такая сила - украинские националисты. Они попросту именовались петлюровцами, по имени их главаря Симона Петлюры. Это были такие папахи с длинными хвостами. Они назывались шлыки. Красные, зеленые… Это было живописно.

Один из последних людей, видевших Старую Россию. Юноша из интеллигентной семьи, еще до Великой Войны - ученик Белостокского реального училища, в 1917 г. - студент Киевского института народного хозяйства.

В 1919 году в Киеве - зарисовки воюющих всех мастей:


1918

2opena написал очень хорошо.
Написано буквально накануне смерти, но всё правда (заголовок этого поста - его):

Борис Ефимов. Сто восемь лет без угрызений.

"Пока мы тут с вами духовно растем и интеллектуально совершенствуемся –карикатурист всех времен и народов Борис Ефимов отпраздновал свое 108-летие. А мы и не заметили (то есть, заметили, но несколько дней спустя). А президент заметил вовремя и сказал:

"Вы не просто отражали, но и формировали историю XX века. Всегда честно и преданно защищали интересы нашей страны и ее граждан. И миллионы людей отвечают Вам искренней благодарностью за радость встреч с Вашим замечательным творчеством".

Как мне однажды сказала одна близко знакомая женщина, чье мнение я уважаю: «Может быть, Бог дает талантливым, но бессовестным людям шанс раскаяться при жизни – и потомуони так долго живут?».

( bumblebeat замечает:

"Эти люди умели выживать. Молотов умер на 97-м году жизни, Каганович на 98-м, Маленков на 87-м, Ворошилов на 89-м, Буденый на 91-м, ..."

Только во всех перечисленных случаях - включая Ефимова - о таланте приходится говорить в весьма специфическом смысле - в смысле таланта lделлать великие подлости - прим. )

Нет ответа. Талантливые, но бессовестные не спешат заковать себя в вериги. Они предпочитают переписывать слова государственных гимнов (под которые не встать, а лечь от стыда хочется) и изображать врагами тех, на кого укажут ему власть предержащие.

Молодой почти художник Борис Фридлянд рисует залихватские антианархические картинки. Но, как только ветер перемен корректирует направление своего дутья, на картинках появляется иуда Троцкий (который, кстати, до того, как превратиться в иуду, написал предисловие к первой книжке карикатур Ефимова):

(А ведь недавно он был не только покровителем Бор.Ефимова, но и иконой и добрым химиком - прим. tapirr )

Борьба с врагами продолжается – нужно только оснаститься ежовыми рукавицами:

Власть не любит капиталистов? Получите, фашистские няньки:

Открылся второй фронт? Да пожалста – тут же заплакатируем апофеоз дружбы разносистемных народов:

Вождь рулит? Нарисуем:

Жить стало как? Правильно, лучше, правильно, веселее:

Даже можно очень-очень дружески осторожно нарисовать нечто вроде… нет, не шаржа, а такого приятственного портретика:

Акогда уже совсем все станет дозволено, чтобы не отстать от времени,пририсуем под сапог палачу и тирану раздавленную нежную красоту:

Исчезли капиталисты? Ничего страшного! Олигархи-то остались! Так что теперь когтистые лапы будут им принадлежать:

А милый, добрый юмор спроецируем на всех сразу правителей:


Ну чем не «честная и преданная защита интересов»? В зависимости от линии и директивы. Что прикажете, то и защищу. Кого прикажете, того и обосру.
Вроде бы, гнусно нападать на стаслишнимлетнего старичка – ну так и не будем.(написано, напомню, за 1 день до смерти - прим . ) Если старичок за сто восемь лет не понял, что такое совесть - так уж и не поймет. Но государство, вознаграждающее низкое лизоблюдство… э-э-э… не будем про государство..."



В чём юмор? Кто изображён? (Видимо, была ещё подпись)


stanis_sadal

"Он успел пожить 95 дней в ХIХ в веке, прожить весь ХХ век и застать ХХI…

Он видел Николая II, Ленина, рисовал Троцкого, Бухарина, с которыми был знаком. Присутствовал при кремации Маяковского, с которым дружил. Видел, как в печи вспыхнули его волосы…О себе он говорил: «Я гражданин трех веков. Судьба ко мне была благосклонна, с Муссолини здоровался за руку, обедал у Тито, Троцкого проводил в изгнание, со Сталиным говорил по телефону и провожал Луначарского».

Известный художник Михаил Златковский решил изменить правилу - о мертвых либо хорошо, либо никак. Не тот случай, считает он:

"Ефимов активно участвовал во всех провокационных кампаниях советского режима - его перо гвоздило направо и налево во время всех судилищ 30-х годов над бухариными-зиновьевыми-пятаковами, особенно изощренно он издевался над Троцким (когда-то его покровителем).

А потом «припечатаны» и пропечатаны в центральной прессе были «вейсманисты-морганисты», «мухолюбы и душегубы», независимая политика Югославии с «палачом коммунистов» Иосифом Тито, «убийцы в белых халатах».

На молодых художников советской карикатуры и плаката он писал доносы в КГБ, ВААП и куда только можно. Такая бурная деятельность легко объяснима - Ефимов рисовал очень посредственно.