Белорусская музыка. Известный белорусский композитор, народный артист ссср и республики беларусь, заслуженный деятель искусств, игорь лученок отмечает свой день рождения Белорусские композиторы

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера. В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений.Василий Андреевич Золотарёв (1873-1964) - русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932). Народный артист БССР (1949). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950)В. А. Золотарёв родился 23 февраля (7 марта) 1873 года в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

С 1931 по 1933 год В. А. Золотарёв работал в Свердловске в музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского. Здесь его учениками были Борис Гибалин, П. П. Подковыров и Георгий Носов. В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы» (1925, новая редакция «Кондратий Рылеев», 1957), балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.В. А. Золотарёв умер 25 мая 1964 года в Москве.ЧУРКИН Николай Николаевич (1869-1964) - сов. композитор, фольклорист. Нар. арт. БССР (1949). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова. Записал более 3000 белорус., груз., арм., азерб., польск., лйтов., тадж. песен и танцев, составил фольклорные сб-ки. Один из первых проф. белорус. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, нац. детской музыки. Автор оперы "Освобождение труда" (1922, Мстиславль), детской радиооперы "Рукавичка" (1948, Минск); муз. комедий "Кок-сагыз" (1939, г. Горки), "Песня Березины" (1947, Бобруйск); 3 симфониетт (1925-1955); сюит для симф. и нар. оркестров; 11 струн, квартетов; романсов, детских песен; обработок нар. песен.АЛАДОВ Николай Ильич (1890-1972), белорусский композитор, народный артист Белоруссии (1955). Автор первых белорусских произведений симфонического и др. жанров. Опера «Андрей Костеня» (1947), симфонии.Один из организаторов музыкального образования в Белоруссии. Профессор Белорусской консерватории (с 1946).В 1910 году Николай Аладов окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессорВ годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерваторииИменем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска.Творчество Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведенийЕвге́ний Ка́рлович Тико́цкий (белор. Яўген Карлавіч Цікоцкі) (1893 - 1970) - советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955). Член ВКП(б) с 1948 года.Е. К. Тикоцкий родился 14 (26) декабря 1893 года в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями, его музыкальное образование ограничивалось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки у Волковой-Бонч-Бруевич, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга Владимира Дешевова, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 году поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику. В 1915 году ушёл на фронт, в 1919-1924 годах служил в РККА. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся первые контакты Тикоцкого с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение композитора - Симфония (1924-1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. К этому периоду также относится музыка к ряду театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и сам композитор. В столице Белоруссии Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 году он пишет одно из самых известных своих сочинений - оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся» - была поставлена лишь в 1944 году, после освобождения Минска от фашистских захватчиков. В годы войны композитор находился в эвакуации сначала в Уфе, затем в Горьком. По возвращении в Белоруссию Тикоцкий стал руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР.Тикоцкий - один из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, написанные в классической и романтической манере, испытывают сильное влияние народных мотивов. Один из первых белорусских композиторов, сочинявших оперы и симфонии, он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX века.Е. К. Тикоцкий умер 23 ноября 1970 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Оперы«Михась Подгорный» (1939);«Алеся» (1942-1948), вторая редакция «Девушка из Полесья» (1952-1953)«Анна Громова» (1970)Оперетта«Кухня святости» (1931)Оркестровые сочинения, концертыШесть симфоний«Праздник на Полесье», увертюра (1954)«Слава», увертюра (1961)Концерт для тромбона с оркестром (1934)Концерт для фортепиано и оркестра белорусских народных инструментов (1953), редакция для фортепиано и симфонического оркестра (1954)Две сюиты для оркестра белорусских народных инструментовКамерные сочиненияФортепианное трио (1934)Соната-симфония для фортепианоПрочие сочиненияОратории, песни, хоры, обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмамАнатолий Васильевич Богатырё́в (белор. Анатоль Васільевіч Багатыро́ў) (1913-2003), белорусский советский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член КПСС с 1954 года.

Основатель белорусской национальной композиторской школы . Профессор (1960).А. В. Богатырёв родился 31 июля (13 августа) 1913 года в Витебске (ныне Беларусь). Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, в 1948-1962 годы её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления Союза композиторов БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).А. В. Богатырёв умер 19 сентября 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Среди произведений А. В. БогатырёваОперы«В пущах Полесья» - по повести «Дрыгва» Я. Коласа, постановка 1939 года«Надежда Дурова» (1946), постановка Ансамблем советской оперы Всероссийского театрального общества (1947)Для солистов, хора и симфонического оркестраОратории«Битва за Беларусь»Кантаты«Сказ о Медведихе» на стихи А. С. Пушкина (1937)«Белорусским партизанам» на стихи Я. Купалы (1942)«Беларусь» на стихи Я. Купалы, П. Бровки, П. Труса (1949)«Ленинградцы» на стихи Джамбула Джабаева (1942)«Белорусские песни» слова народные и Нила Гилевича (1967). Государственная премия БССР (1969)«Рисунки родного края»«Юбилейная» Камерно-инструментальные произведенияФортепианное трио (1943)Сонаты для скрипки и фортепиано (1946), виолончели и фортепиано (1951), фортепиано (1958)

40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период) В 30-40-е годы на советской балетной сцене появились спектакли героического характера. Это время в жизни нашей страны - время грандиозных исторических событий, небывалого трудового подъема. Романтика подвигов советского народа нашла широкое отражение в искусстве. Новые идейно-художественные задачи формировали мировоззрение и эстетический вкус нового зрителя. Хореографическое искусство начинало формировать новый репертуар. Деятели советского балета стремились приблизить свое искусство к жизни, придать спектаклям героико-романтический характер. Новые темы, новые сюжеты потребовали обновления танцевального языка, введения на сцену ярких самобытных национальных образов. Фольклорный танцевальный колорит вел хореографов к обогащению классической лексики элементами народного танца.Обращение к героической и исторической темам определило путь, по которому пошло развитие героического жанра. Это привело к созданию замечательных реалистических балетов, построенных на своеобразной пластике, гармонично объединяющих классический танец с народным. В сценическом воплощении балетов героического жанра торжествовал герой-борец. Подлинные удачи сопутствовали героическим танцевальным образам, решенным средствами нового пластического языка, образам реалистическим, поэтически обобщенным.Художественное новаторство в героическом жанре тесно свя-зано с реальной действительностью. Романтическое соединяется с реальным, с конкретными переживаниями героев. Утверждение гуманистических идеалов содействовало усилению революционно-романтических начал в этих балетах. Их героям присущ пафос мужественного, активного преодоления страданий, глубокое убеждение в том, что самые нечеловеческие условия существования не в силах истребить духовную красоту народа:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Музыкальное искусство Белоруссии сформировалось на основе национальной музыкальной культуры. И сейчас оно продолжает развиваться в русле сохранения национальной музыки, классической традиции, а также популярных в мире стилейи направлений.

Краткий экскурс в историю белорусской музыки

В Киевской Руси, а позже в Белоруссии была очень развита церковная богослужебная музыка. В XV в. формируется местный тип «знаменного распева» (основной вид древнерусского богослужебного пения. Его название происходит от невменных знаков (знамён), использовавшихся для его записи. К XVII в. складывается партесное пение в церковной православной музыке. Партесное пение – тип западнорусской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII в. и первой половине XVIII в. Количество голосов – от 3 до 12, может достигать и 48. Белорусские музыкальные памятники той эпохи – сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».

Среди народных белорусских инструментов наибольшее распространение получили дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы.

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, любимый славянскими народами, он дожил до наших дней в своем первозданном виде - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Рогоз – высокие болотные травы. Жалейка Известна также под названием «жаломейка», «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п.

В. Тропинин «Мальчик с жалейкой»

Цимбалы - струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

Цимбалы

Светская музыка эпохи барокко первоначально звучала в крупных дворянских имениях, а с XVII в. начала развиваться и в белорусских городах. В XVII-XVIII вв. центрами светской белорусской музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы польско-литовских магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов того времени – Голланд, Ванжура и др.

Расцвет белорусской культуры и музыки начинается с конца XIX в.: открываются белорусские музыкальные школы, народные консерватории, театры. Во второй половине XX в. начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки: сочинения известного пианиста и композитора XIX в. А.И. Абрамовича основаны на белорусских мелодиях.

В 1927 г. был основан Государственный симфонический оркестр БССР, в 1930 г. – Государственный народный оркестр БССР, в 1933г. – Белорусская студия оперы и балета, в 1932 г. – Белорусская консерватория, в 1937 г. –Белорусская филармония, в 1938 г. – Союз Композиторов БССР. В 1940 г. был организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г.Р. Ширмы.

Ведущими музыкальными коллективами Белоруссии в настоящее время являются Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича. Конечно, невозможно не вспомнить и такие музыкальные коллективы, как вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры» и другие популярные музыкальные коллективы, но наша статья посвящена классической музыке, поэтому другие темы мы развивать в ней не будем.

Ежегодно в Белоруссии проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей: «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль, фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», фестиваль старинной и современной музыки в Полоцке и другие. Самым известным белорусским музыкальным фестивалем является «Славянский базар в Витебске».

Наполеон Орда (1807-1883)

Белорусский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

Родился в родовом поместье Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области).

Окончил школу в Свислочи, затем поступил в Виленский университет, где изучал математику. За участие в деятельности нелегального студенческого общества «Зоряне» был арестован. После подавления польского восстания, в котором он участвовал, в 1833 г. переехал в Париж. Там подружился с Адамом Мицкевичем, Фредериком Шопеном. Брал уроки композиции и игры на фортепиано у него и у Ференца Листа. Также брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. В путешествиях по Франции, Австрии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Северной Африке рисовал пейзажи, главным образом городские виды.

Умер Наполеон Орда в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области) в фамильном склепе.

Станислав Монюшко (1819-1872)

Белорусский и польский композитор, автор песен, оперетт, балетов, опер; творец белорусской и польской национальной оперы, классик вокальной лирики.

Родился в Минской губернии. Его отец, Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата и обосновался здесь после русской кампании Наполеона.

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее совершенствовался в игре на органе в Варшаве, композиции – в Минске, в хоровом дирижировании – в Берлине. Служил органистом.

В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому (1848); увертюры «Каин» (1856), «Военная» (1857) и другие).

Написал более 15 опер, опера «Галька» - самая известная. Премьера оперы «Сельская идиллия» (либретто В. Дунина-Марцинкевича) состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 г.

Николай Ильич Аладов (1890-1972)


Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

Его музыкальное образование ограничилось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 г. поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Исаак Исаакович Любан (1906-1975)

Родился в Могилёвской губернии. Окончил музыкальный техникум в Минске по классу композиции. Работал художественным руководителем Белорусского радио, в 1937-1941 гг. – художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Белорусской филармонии. Участник Великой Отечественной войны. С 1945г. жил в Москве.

Является автором сюиты «Граница в песнях» (сл. П. Бровки, П. Глебки, И. Шаповалова), пьес для цимбал и баяна, песен для хора, солистов и вокальных ансамблей, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам (в том числе к кинофильму «Часы остановились в полночь», 1958).

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

А.В. Богатырёв является автором двух опер: «В пущах Полесья» (по повести Я. Коласа «Дрыгва», постановка 1939 г.) и «Надежда Дурова», которую поставил в 1946 г. Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества.

Пётр Петрович Подковыров (1910-1977)

Советский белорусский композитор. Окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции, где долгие годы преподавал.

Автор оперы «Павел Корчагин» (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»), кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра «Пионерский костёр мира» (слова Э. Огнецвет, 1951), кантаты «Баллада о четырех заложниках» (слова А. Кулешова, 1954), 3 симфоний, многочисленных произведений для фортепьяно, гобоя, флейты, кларнета. Писал музыку к драматическим спектаклям, делал обработки белорусских народных песен.

Лев Моисеевич Абелиович (1912-1985)


Белорусский советский композитор. Учился у известных композиторов В. А. Золотарёва и Н. Я. Мясковского.

Создал 4 симфонии, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианный цикл «Фрески», вокализ памяти Д. Шостаковича. Он является автором вокальных циклов, хоров, песен, романсов, музыки к радиоспектаклям. Писал музыку на стихи белорусских поэтов Я. Коласа, М. Танка, А. Мицкевича, М. Богдановича.

Генрих Матусович Вагнер (1922-2000)


Родился в Польше. С 1939 г. жил в Минске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) по классу фортепиано и композиции. Работал концертмейстером Белорусского радио, преподавателем на кафедре музыкального воспитания в Минском педагогическом институте.

Создал вокально-симфонические поэмы «Вечно живые» (1959) и «Героям Бреста» (1975).

Написал 3симфонии, концерты с оркестром: для фортепиано (1964, 1977, 1981), для виолончели (1975), для клавесина (1982), для скрипки (1985) и для цимбал с оркестром народных инструментов (1985).

Ким Дмитриевич Тесаков (р. 1936)

Окончил Гомельское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию (класс композиции). В 1966-1968 гг. преподавал в Белорусской консерватории и Музыкальном училище в Минске. В 1969-1971 гг. был заведующим редакцией музыкальной литературы издательства «Беларусь». С 1972 г. - преподаватель средней специальной музыкальной школы при Белорусской консерватории.

Музыке К. Тесакова свойственны масштабность, образно-драматургическое обобщение, философская глубина. Он опирается в творчестве на народно-песенные традиции. Является разработчиком оригинального жанра радиооперы («Багряная заря» по мотивам романов И. Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы», 1978); «Полынь – трава горькая» по мотивам повести А. Осипенко «Жито», 1987).

К.Тесаков является автором 3 ораторий, 2 кантат, 2 симфоний, концертов для цимбал и оркестра, произведений для скрипки, виолончели и фортепьяно, для кларнета и фортепьяно, для гобоя и фортепьяно, для трубы и фортепьяно, а также произведений для хора, циклов романсов на стихи Г. Вяткина, музыки к 7 драматическим спектаклям, музыки к кинофильмам.

Дмитрий Брониславович Смольский (р. 1937)

Советский и белорусский композитор, музыкальный педагог.

Родился в Минске в семье белорусского музыканта Бронислава Смольского. Пишет музыку с 12 лет. Окончил Белорусскую консерваторию по классу композиции А. В. Богатырёва, там же аспирантуру. Преподавал в Музыкальном училище в Могилёве, в Белорусской консерватории.

Автор опер «Седая легенда» (1978), «Франциск Скорина» (1980), оратории для чтеца, солистов, хора и симфонического оркестра «Моя Родина» (1970), 4 симфоний, концертов для фортепьяно, цимбал и камерного оркестра, многочисленных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам.

Виктор Николаевич Копытько (р. 1956)


Композитор и музыкальный деятель. Музыкант разносторонних направлений, автор опер, симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки для театра и кино. Особенностью творчества В. Копытько является синтез языковых принципов и композиционных техник разных эпох, их обобщение в собственном индивидуальном авторском стиле. Его музыка звучит в концертах и на музыкальных фестивалях в различных странах мира.

Родился в Минске в семье музыкантов (мать – профессиональная пианистка, отец – любитель). Учился в средней специальной музыкальной школы-одиннадцатилетке при Белорусской государственной консерватории, а затем в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Основные сочинения В.Н. Копытько: оперы «Девочка, наступившая на хлеб» (опера-притча по Г. Х. Андерсену. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько при участии В. Котовой (1980-81). Опера поставлена на Ленинградском телевидении в 1983 г. Посвящена Бенджамину Бриттену ;

«Его Жёны» (опера-бурлеск по мотивам Антоши Чехонте и другим мотивам. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько (1988 г., окончательная версия – 2005 г.; оперу поставил Национальный академический театр оперы Республики Беларусь с заглавием «Синяя Борода и Его Жёны»). Посвящение: «Моему сыну Даниилу» .

Сочинения для оркестра: Маленькая Симфония для 15 исполнителей в 5-ти частях (1985), «Играем Чехова», сюита для малого симфонического оркестра в 5-ти частях (1987), «Адажио для Адольфа», пьеса для камерного оркестра (1989), Три Интермеццо для камерного оркестра или инструментального ансамбля (1994, 2002), «Променад», пьеса для струнного оркестра с солирующей флейтой (2010), Lento per Leni для струнного оркестра (2010-2011).

Кроме этого, им написано огромное количество пьес для фортепьяно, для сольных голосов и камерного оркестра, камерная инструментальная музыка, камерная вокальная музыка, произведения для хора, музыка к кинофильмам, мультфильмам, драматическим и кукольным спектаклям и многое другое.

Евгений Александрович Глебов (1929-2000)

Советский белорусский композитор. Из семьи священников. Родился в Смоленской области. С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Но по профессии был далёк от музыки. Во время учебы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, подружился со студентами Могилёвского музыкального училища и стал изучать основы музыки. Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что Глебов не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности. Но, будучи настойчивым, поступил в консерваторию в Минске. Учился успешно, хотя ему было трудно, в том числе и материально. После окончания консерватории в 1956 г. Евгений Глебов стал преподавателем теоретических дисциплин в Минском музыкальном училище, совмещая педагогическую и творческую деятельность с работой заведующего музыкальной частью и дирижера в Театре юного зрителя. С 1971 г. вел класс композиции в Белорусской государственной консерватории. Евгений Глебов подготовил более 40 учеников. Известные его ученики – Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

Е. Глебов работал в различных жанрах, но наиболее известны его симфонические сочинения и балеты. Стиль композитора формировался под влиянием Д. Д. Шостаковича и отчасти раннего И. Ф. Стравинского. Его произведения отличаются глубокой полифонией, тематическим развитием, оригинальной оркестровкой. Опера Глебова «Мастер и Маргарита» считается классикой белорусской музыкальной литературы.

Константин Евгеньевич Яськов (р. 1981)

Родился в городе Ветка Гомельской области. Белорусский композитор, преподаватель музыкальных дисциплин в Белорусском государственном университете культуры и искусств и Институте современных знаний. Ранее преподавал на кафедре композиции Белорусской государственной академии музыки. Организатор Международного фестиваля современной академической музыки «Диалоги», один из основателей и председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов.

Музыкальное образование по классу «фортепиано» и «композиции» получил в Гродненском музыкальном училище.

Автор оркестровых произведений Prophet, музыка для 19 струнных инструментов и альта на поэму Михася Башлакова «Лилия на темной воде» (2006); «Adagio» для симфонического оркестра (2007); «Lulla.by» для струнного оркестра (2010); «Сны Замкавай гары» для оркестра и цимбал. Автор камерных, хоровых, вокальных произведений, а также научных публикаций.

Невозможно не упомянуть в данной статье и таких известных белорусских композиторов, как Игорь Михайлович Лученок, Владимир Георгиевич Мулявин, Владимир Владимирович Оловников, Эдуард Семёнович Ханок, которые работали в различных музыкальных жанрах, но преимущественно и наиболее плодотворно – в песенном.

Активная деятельность белорусских композиторов, музыкантов начиналась задолго до возникновения объединившего их творческого союза. В 1919 году появились песни Г.Пукста, в Бобруйске писал музыку Е.Тикоцкий. Через несколько лет в Мстиславле самодеятельные певцы и музыканты ставят первую белорусскую оперу на революционную тему: "Освобождение труда" Н.Чуркина. 20-е годы ознаменовались началом творческого пути Н.Аладова, написавшего романсы на стихи Купалы... Эти люди стали гордостью белорусского музыкального искусства. Особенно плодотворными были 30-е годы, когда за короткий срок в республике создаются хоровая капелла, филармония, Белорусская государственная консерватория, успевшая до войны сделать пять выпусков исполнительских факультетов и два (1937 и 1941) - композиторского.

Постановление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932) оно способствовало сплочению разобщенных сил, возникновению творческих союзов, том числе и Союза композиторов Беларуси.

А начинался он с секции при союзе писателей: Протокол №. от 2.07.1933 г. "Аб стварэннi аўтаномнай сэкцыi кампазiтараў пры Аргкамiтэце Саюза пiсьменнiкаў. Афармленне гэтай сэкцыi ўскласцi на тт. Дунца i Лынькова".

В 1934 году состоялась I Всебелорусская конференция композиторов, в соответствии с решением которой композиторская секция при СПБ переименована в Оргкомитет Союза композиторов Белоруссии (с 1938 года Союз советских композиторов Белоруссии). До 1992 года эта общественная организация входила составной частью в Союз композиторов СССР; с 1999 года она стала Белорусским союзом композиторов. Как было записано в Уставе: "мэта стварэння Саюза кампазiтараў - садзейнiчаць стварэнню высокамастацкiх твораў, творчаму росту кампазiтараў, стварэнню матэрыяльных i бытавых умоў для творчасцi". Воплощению этих целей в жизнь все 8 председателей БСК придавали первостепенное значение на протяжении всей его 70-летней истории.

Первым "вожаком" белорусских композиторов стал заслуженный артист БССР Исаак Любан, еще в 1929 году создавший первую в Белоруссии песню на партизанскую тематику - "Песню дукорских партизан". В предвоенные годы широкой известностью пользовалась его песня "Бывайце здаровы, жывiце багата". Во время Великой Отечественной войны Любан, как и другие деятели культуры, пошел добровольцем в армию, окончил курсы политруков и вскоре уже воевал на Западном фронте в должности комиссара стрелкового батальона. Никто из бойцов и не подозревал, что их политрук - автор песни, которую все прекрасно знали и любили. Композитору хотелось написать песню о будущей победе, хотя была еще весна 1942 года. Еще не было ни Сталинграда, ни Курской дуги, но уже была великая битва под Москвой. Семнадцать вариантов текстов, предложенных однополчанами, пришлось отвергнуть, и лишь восемнадцатый понравился всем. Слова припева: "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!" - знал, без преувеличения, каждый. Соавторы этих стихов - бывший шахтер, рядовой батальона Матвей Косенко и профессиональный поэт, сотрудник армейской газеты Арсений Тарковский. В мае 1942 года песня "Наш тост" была исполнена в Москве на концерте мастеров белорусского искусства и имела большой успех. Пела ее народная артистка СССР Лариса Александровская.

С белорусской музыкой народы Советского Союза познакомились еще раньше, во время первой Декады литературы и искусства Белоруссии в Москве (1940 год). Исполненные на ней оперы: "Мiхась Падгорны" Е.Тикоцкого, "Кветка шчасця" А.Туренкова, "У пушчах Палесся" А.Богатырева, балет "Салавей" М.Крошнера стали свидетельством высокого уровня белорусской советской музыкальной культуры (А.Богатырев получил Сталинскую премию за свою оперу). Сегодня трудно представить, чтобы в один год прозвучало столько крупных произведений, можно сказать, явлений в музыкальной жизни республики. Еще раньше, в 39-м, они были поставлены на сцене белорусского оперного театра. Говоря о традициях, как не вспомнить Василия Золотарева, ученика Балакирева и Римского-Корсакова, привнесшего в белорусскую музыку "нотки" русской, петербургской школы. Его балеты "Князь-озеро", "Повесть о любви", симфония "Белоруссия" вошли в золотой фонд белорусской музыкальной культуры. У него учились Подковыров, Оловников, Богатырев, ставший впоследствии вторым председателем правления союза композиторов. Анатолий Васильевич Богатырев - основатель современной белорусской композиторской школы, чье творчество охватывает практически все музыкальные жанры. Продолжая традиции классической музыки, в том числе русской, он - глубоко национальный композитор. В трудные военные и послевоенные годы он, возглавляя союз композиторов, повлиял на формирование многих творцов своими камерными ансамблями, а также жизнеутверждающими хорами, кантатами "Ленинградцы", "Беларускiм партызанам".

В 1943 году в Москве возобновил деятельность Союз композиторов Белоруссии, сумевший за короткий срок собрать большинство оставшихся в живых композиторов. В 1944 году после освобождения столицы Белоруссии композиторы, артисты оперного театра, вернулись в Минск. Тикоцкий привез оперу "Алеся" ("Девушка из Полесья"), ставшую, можно сказать, музыкальным символом Беларуси. Он писал ее в Горьком, в бомбоубежище. Минск был в руинах, не сохранились залы, инструменты, ноты, самое ценное восстанавливали по памяти. К своему первому послевоенному съезду в 1947 году союз композиторов подошел с заметными успехами. В этом году была поставлена первая национальная послевоенная опера (и первая белорусская опера на исторический сюжет) "Кастусь Калиновский" Д.Лукаса.

Начали проводиться знаменитые еженедельные "музыкальные среды" с прослушиванием новых сочинений, возобновлялась концертная деятельность. Сменивший А.Богатырева на посту председателя правления союза композиторов в 1949 году Н.Аладов, получивший образование в Петербурге, был одним из организаторов и преподавателей Белорусской консерватории. Автором более 260 музыкальных произведений, среди которых: опера "Андрей Костеня", музыкальная комедия "Тарас на Парнасе". Он заложил основы художественной обработки народных песен, многих жанров профессионального музыкального искусства.

Е.Тикоцкий возглавлял союз композиторов на протяжении 13 лет (с 1950 по 1963). В это время союз пополнился молодыми выпускниками Белорусской государственной консерватории. Среди них Г.Вагнер, Ю.Семеняко, Е.Глебов, Д.Смольский, И.Лученок, С.Кортес, Г.Сурус. Активизируется собирание и изучение записей фольклора, народных песен. Признание получают труды Г.Ширмы, Г.Цитовича, Л.Мухаринской. К важнейшим достижениям в жанре вокальной музыки следует отнести создание Государственного гимна БССР (сентябрь 1955 года) композитором Н.Соколовским (прославившимся известной песней "Неман") и автором текста М.Климковичем.

В последующие годы дело Е.Тикоцкого на посту "предводителей" союза достойно продолжили Д.Каминский, Г.Ширма, Ю.Семеняко. Союз стал высокопрофессиональной творческой организацией (пожалуй, единственным его членом с незаконченным высшим образованием был Владимир Мулявин - необычайно одаренный музыкант и композитор, вступление которого в союз единодушно поддержали и в Минске, и в Москве).

С 1980 года в БСК началась эпоха И.Лученка, возглавляющего его и поныне. Союз организует республиканские и международные музыкальные фестивали, проводит многочисленные концерты и встречи со слушателями, активно участвует в декадах белорусского искусства и Днях белорусской культуры в России, Украине, Литве, Узбекистане. Работают многочисленные комиссии: пропаганды белорусской, военно-патриотической музыки, музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, музыковедения и критики, этномузыковедения и фольклора. Издается музыкальная литература, грамзаписи. Композиторы активно ездят в творческие командировки для сбора материалов к новым произведениям. Труднее стало все это осуществлять после "перестройки", когда государство уже не могло оказывать творческому союзу такую поддержку, как прежде.

Сегодня БСК и Белорусский республиканский союз молодежи возрождают лучшие традиции этой многолетней дружбы. К примеру, совместно проводят благотворительную акцию "Чернобыльский шлях - дорога жизни". При поддержке БСК возобновляет свою работу республиканский центр творческой и научной молодежи. За прошедшие годы создана профессиональная композиторская школа.

Его песни знает и любит вся страна. Его мелодии напевают все: от мала до велика. Его имя на слуху далеко за пределами Беларуси. Игорь Михайлович Лученок - Народный артист СССР и Беларуси, Лауреат государственной премии, обладатель орденов Франциска Скорины и Дружбы народов, заслуженный деятель искусств. Сегодня у маэстро День рождения.

Как всегда Игорь Михайлович сразу приглашает в дом. Но мы оказались не единственными, кто решил поздравить известного белорусского композитора.


Чтобы тебе в жизни и творчестве было только, как говорят, вера, надежда, любовь и здоровье!

В свои годы Игорь Михайлович Лученок чувствует себя на 27 - вечно молод душой и сердцем. Поэтому День рождения - особый повод для радости, особенно, когда поздравляют родные, друзья, поклонники и многие известные личности.

Игорь Лученок, композитор, Народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств:
Это было лет 10 назад, когда я приехал в Казахтан. Там у меня хороший товарищ Нурсултан Абишевич Назарбаев. И как сейчас помню, они меня встретили, поздравили… Казахтан! Представляете! И мне это очень памятно.

Никогда не забывает о Дне рождения мастера музыкального такта известные артисты. К примеру - Иосиф Кабзон, с которым Игорь Лученок в хороших отношениях много лет. Впрочем, дружить маэстро всегда умел, поэтому неудивительно, что друзья говорят о нем только хорошие слова.

Владимир Провалинский, заслуженный артист Республики Беларусь:
Он порядочный. Если он сказал слово, он помнит его, кто бы ни обратился. Чудо какое-то придёт и скажет: «Игорь Михайлович, помоги!». Он всегда поможет!

Игорь Михайлович Лученок не любит себя нахваливать. Главное о нем могут рассказать его песни: «Алеся», «Майский вальс», «Дорогие мои земляки», «Полька белорусская», «Верасы», «Вероника», «Трэба дома бываць часцей», «Письмо из 45-го». Композиции, к которым композитор написал музыку, можно перечислять часами. Некоторые из них особо дороги мастеру.

Игорь Лученок, композитор:
Четыре произведения. Это «Мой родны кут» (Якуб Колас), «Спадчына» (Янка Купала), «Жураўлі на Палессі ляцяць» (Алесь Ставер) и «Майский вальс».

Игорь Михайлович Лученок окончил три консерватории: белорусскую, ленинградскую, московскую. Он написал сотни инструментальных произведений. Именно он автор гимна белорусской столицы - «Песня про Минск». Эту мелодию каждый час отбивают куранты на Минской ратуше.

Игорь Лученок, композитор:
Я никогда не гонялся за золотом, серебром или за какими-то льготами. Никогда! Я просто служил Советскому союзу. Я - Народный артист СССР, и очень этим горжусь!

А это тот редкий кадр, когда Игорь Михайлович берет в руки аккордеон и начинает играть. Этот инструмент - подарок отца. Но всё же, привычней видеть маэстро у рояля.

Игорь Михайлович Лученок не подводит черту под своим творчеством. И сегодня он ни дня не может прожить без музыкального такта. На его рояле - новые недописанные партитуры.

Мы желаем известному композитору долгих лет жизни и свершения всех его творческих замыслов!