День рождения матроны и смерти. Биография – житие и чудеса

Никонова Матрена Дмитриевна – так в миру звали Матрону Московскую – блаженную святую, помогающую людям и при жизни, и после своей кончины. Родилась она 22 (по старому стилю – 9) ноября 1881 года (согласно некоторым источникам – в 1885 году), в Тульской губернии (село Себино). Матрона была в семье четвертым, поздним, ребенком. Боясь не справиться с воспитанием девочки, родители Матроны решили отдать ее в приют еще до ее рождения. Увидев, что ребенок родился слепым (у Матроны не было глаз) и физически слабым, мать решила сама воспитывать девочку. Существует поверье, что Наталье (матери Матроны) незадолго до родов во сне пришла белая птица, у которой было человеческое лицо, а глаза закрыты. Решив, что это знамение от Бога, женщина и решила оставить новорожденную в семье.

Детство Мартоны Московской

С самого рождения было понятно, что ребенок отмечен Богом – у Матроны на груди была выпуклость, имеющая форму креста. От ношения рукотворного креста девочка отказывалась с самого детства, говоря, что Бог дал ей его от рождения.

Еще с детства у девочки проявился дар предвидения и исцеления. В дом Матроны приходили болящие, которым она дарила выздоровление, люди с различными проблемами, просьбами, вопросами, которым она давала советы. Не имеющая возможности видеть глазами, Матрона видела окружающую действительность другим зрением. Она имела четкое представление о мире вокруг нее.

Первые предсказания Матроны Блаженной

В возрасте 17-ти лет Матрона была лишена возможности ходить – у нее отказали ноги. Блаженная знала заблаговременно, что это случится — таково испытание Бога — поэтому не сетовала и не огорчалась.

От Господа и служения Ему она не отказывалась никогда. После революции ее братья, ставшие членами партии, отказывались делить с ней одну крышу над головой. В 1925 году Матрона стала бездомной, подавшись в скитания в Москву. Этот город Матрона очень любила, считая его святым. Очень многие здесь знали блаженную, старались обогреть и приютить, но из-за преследований милиции она вынуждена была постоянно менять место своего укрытия. Святая Матрона никогда не жаловалась, не обращая внимания на неудобства.

Предсказав страшную, кровопролитную войну, она говорила, что до Москвы и до ее родной Тулы враг не доберется. Так и случилось. В военное время вместе со всеми она молилась об окончании войны, рассказывала близким о судьбах солдат, ушедших на фронт, продолжала исцелять болезни, даже очень тяжелые. Взамен на помощь Господа она просила только одно – верить Ему.

Смерть Матронушки Московской. Где могила Матроны?

Умерла Матрона 2 мая (по старому стилю – 19 апреля) 1952 г., похоронили ее на Даниловском кладбище – это была ее просьба. О ее скромной могилке сначала знали немногие, но потом молва о месте захоронения блаженной, оставшейся в памяти многих монахов и мирян Божьим человеком, узнавали все больше людей. Как и завещала Матрона, тропа к ней не зарастает и после ее смерти, по настоящее время. При жизни она говорила, что пройдет время, и люди о ней узнают, приходя за помощью, которую через нее ниспошлет Господь всем просящим и верующим.

Как просить помощи у Матроны Московской, как молиться Святой Матрене, как добраться до мощей святой и когда отмечают день памяти Матроны читай в

Одна из самых почитаемых и величайших духовных личностей в России – это Матушка Матрона Московская, мощи которой хранятся в Покровском монастыре. Сотни паломников каждый день приходят туда, чтобы просить у святой помощи или здоровья для себя и своих близких. В наше время, уже после смерти, старица продолжает помогать тем, кто приходит к ней с настоящей верой в чудо.

Кто такая Матрона Московская

Ее имя – Матрона Дмитриевна Никонова. В октябре 2004 года она была причислена к лику святых. Такое массовое почитание пресвятой не случайно. Жития блаженной старицы – это великий духовный подвиг длинною в жизнь. Она помогала людям, стараясь не оставлять без внимания ни одну просьбу, ни одно обращение. Перед смертью матушка говорила, чтобы все приходили к ее мощам и обращались к ней, как к живой, а она услышит и поможет.

Биография – житие и чудеса

Родилась Матрона Никонова (на фото) в деревне Себино Тульской губернии, в 1885 году. Имя свое получила в честь преподобной Матроны Константинопольской. Матрона была младшим ребенком уже немолодых Дмитрия и Натальи Никоновых. После рождения ее собирались отдать на воспитание в приют князя Голицина, однако мать увидела во сне еще не родившуюся девочку в виде белой птицы с лицом человека, с закрытыми глазами. Девочка родилась слепой, и ее оставили дома.

Во время таинства крещения произошло чудо, над купелью появился столб благоухающей дымки. Отец Василий предрек, что эта девочка будет нести народу веру православную. Кроме этого на богоизбранность младенца указывал знак нерукотворного креста на ее груди. Когда Матрона подросла, то начала посещала вместе с матерью храм, выучила церковные песнопения, стала много молиться. В 7-8 лет девочке открылся дар исцеления и дар предсказания, она начала принимать людей. Так прошло детство Матроны.

В 17 лет у святой отнялись ноги. Сама Матушка утверждала, что болезнь эта имеет духовную причину. Она знала, что на службе к ней подойдет женщина, которая заберет способность ходить, но избегать этого не стала, повторяя, что на все воля Божья. Последующие 50 лет жизни она оставалась сидячей, однако это не мешало святой путешествовать. В 1925 году Матрона переезжает в Москву, где скитается по родственникам и знакомым.

Она предсказала революцию, войну 1941 года и победу русских. Матронушка благословила Сталина, и он не покинул Москву, а остался организовывать оборону города. Кончина матушки пришлась на 2 мая 1952 года. Спустя два дня организуются похороны Матроны на Даниловском кладбище, как она и хотела. Более 30 лет прошло с тех пор, но все эти годы, день за днем, могилу святой посещают тысячи паломников. На Даниловском кладбище слышится молитва святой Матроне от людей, пришедших со своими бедами и просьбами, как она предсказала когда-то.

Особые дни поминания Матронушки

Запомнилась Матрона своими предсказаниями и чудесными исцелениями, поэтому ее помнят, а дни памяти святой Матронушки установлены Православной Церковью. 2 мая – в этот день она умерла и была канонизирована; 22 ноября – день рождения матушки, День Ангела; поминают и читают тропарь 7, 8 марта – дни обретения святых мощей Матронушки; в дни Собора Московских святых (2 сентября), Собора Тульских святых (5 октября).

Канонизация святой

Ночью 2 мая 1999 года по благословению Патриарха Московского Алексия II была проведена церемонии причисления Матроны к лику праведников. В церкви Покровского храма отслужили литургию, провели последнюю панихиду по старице. Всю ночь народ шел, чтобы поклониться мощам блаженной, к рассвету у ворот выстроилась многокилометровая очередь. Утром патриарх прочел акт о канонизации матушки в лике местночтимых святых.

Как проехать к Матроне Московской на метро

Монастырь находится по адресу: г. Москва, ул. Таганская 58. Ближайшие станции метро: "Марксисткая" Калининской линии, "Пролетарская" на Таганско-Краснопресненской линии. Со станции метро "Марксисткая" через подземный переход налево можно попасть на площадь, чтобы было проще сориентироваться, то через дорогу виден ТЦ «Звездочка» (переходить дорогу к нему не нужно). На остановке можно сесть:

  • на маршрутки: 463 м, 567 м, 316 м, 63 м;
  • на троллейбусы: 63 к, 26, 16, 63;
  • на автобусы: 4, 51, 106.

Необходимо доехать до остановки Большая Андроньевская (две остановки). В полусотне метров будет виден монастырь. Проехать к Московскому Покровскому монастырю со станции метро Пролетарская можно с остановки 3-й Крутитцкий переулок, 13А, в 100 метрах от метро. Выходить следует на остановке Абельмановская застава и пройти 150 метров. Проехать можно:

  • на трамвае 43 две остановки;
  • на троллейбусе 25 пять остановок.

Покровский ставропигиальный женский монастырь

С 1998 года он является местом нахождения мощей Матроны и ежедневно принимает православный народ. Посещение храма разрешено всю неделю. Каждый день в соборе женского Покровского монастыря совершается Литургия: утром – 7.30, вечером – 17.00. В воскресные дни – 6, 9 часов утра. Ежедневно у мощей старицы совершается молебен с акафистом, по понедельникам, средам, пятницам – с водоосвящением. Панихида проходит по субботам, средам. В храме, где икона находится, можно всегда обратиться к святой с просьбами.

Мощи матушки Матроны

8 марта 1998 года на Даниловском кладбище были обретены останки подвижницы святой Матроны. Их доставили в Данилов монастырь, где разместили в надвратном храме во имя Симеона Столпника. Можно найти массу свидетельств о том, как после смерти святая продолжает помогать обратившимся к ней с великой верой. Очевидцы утверждают, что молитва у мощей Матроны способна вернуть здоровье умирающему, помочь выйти замуж, зачать ребенка, получить хорошую работу, жилье, обрести покой, веру в душе.

Как просить о помощи

Помощь от старицы приходит во время молитвенного обращения. Молитва перед иконой Матронушки читается для помощи при разных проблемах: попросить можно при сердечных переживаниях, об исцелении от болезней, о детях, о благополучии и т. д. Матрона Московская услышит, даже если вы будете молиться над изображением иконы у себя дома. Существует обычай приносить цветы к раке с мощами старицы, затем их освещают и раздают людям.

.О чем люди просят старицу

Всю жизнь Святая Матрона Московская несла крест служения людям, которые приходили к ней и приходят по сей день с обычными бедами: они просят об исцелении больных, просят вернуть мужа или жену в семью, помочь найти работу, купить квартиру и т. д. Люди задают ей вопросы, например, стоит ли выходить замуж? Нужно ли переезжать в другой город? Менять ли работу? Посетить старицу могут люди с разными душевными недугами.

Какие цветы любила блаженная Матрона

Матрона Московская любила полевые цветы, сильно радовалась василькам или ромашкам, хотя их редко приносят посетители. Чаще приходят с хризантемами, пионами, красными тюльпанами, розами или гвоздиками. Важен ведь не оттенок цветов, а то, с каким чувством они подарены. В Покровском монастыре их можно разместить по вазам подле иконы или положить около ее мощей.

Молитва Матроне Московской о помощи

Существует множество специальных молитв, но у каждого человека может быть какая-то своя молитва Матронушке, важно, чтобы читалась она с искренней верой и любовью. Молиться можно где угодно, например, посетить храм Матроны Московской, чтобы приложиться к ее мощам, или сделать это в собственном доме, перед иконой. Если есть возможность посетить Покровский монастырь – это доброе дело. Однако нужно помнить, что святые слышат молящихся на любом краешке земного шара.

Как писать записки с просьбой

Записки-просьбы, которые люди приносят Матронушке, а в наше время уже шлют на сайт монастыря (послушницы переписывают их на бумагу, а затем кладут к мощам старицы), имеют необыкновенную силу. В записке излагается просьба человека, которая должна идти от сердца, быть правдивой, искренними, но главное должна быть вера, что святая услышит, пожалеет и поможет.

Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!

Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г.

Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

Рака с мощами святой Матроны

Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

В Покровском монастыре

Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.

Слепая девочка. Святая Матрона Московская

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.


Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.

Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.

Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».

Дар святой Матроны Московской

На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.

В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.

К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.

От Арбата – до Посада

Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.

До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.

Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.

Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».

С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.

А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.

Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».

Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.

И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.

В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.


Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).

2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).

Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона .

Полное фамилия, имя, отчество святой праведной блаженной Матроны Московской — Матрона Димитриевна Никонова. Родилась она 22 ноября 1882 года в селе Себино Епифановского уезда Тульской губернии. Ныне это Кимовский район Тульской области. С 1942 по 1958 год принадлежал Московской области. Население района на сегодняшний день составляет около 43 тысяч человек. В XIX веке это были сельскохозяйственные угодья, дающие хлеб Москве и близлежащим городам.

Родителей Матроны Московской звали Димитрий и Наталия. Были они людьми честными, благочестивыми и занимались тяжёлым крестьянским трудом. Родила Наталия четверых детей. Двух мальчиков — Ивана и Михаила, и двух девочек — Марию и Матрону. Матрона по возрасту была самой младшей. Когда она появилась на свет, родителям было уже за 30. Возраст этот в то время считался далеко немолодым.

Большого достатка в семье не было, поэтому четвёртый ребёнок мог стать лишним ртом. Абортов в крестьянских семьях не делали. Рассматривалось это как богопротивное деяние. Для нежеланных детей существовали специальные приюты. В них малыши содержались за казённый счёт и на денежные средства благотворителей.

Наталия решила передать будущего ребёнка в приют, находящийся в соседней деревне Бучалки. Создан он был князем Голицыным, и дети содержались в нём в сытости и достатке. Но незадолго до родов мать увидела вещий сон. К ней явилась ещё не родившаяся дочь. Имела она вид белой птицы с человеческим лицом. Глаза у божьей твари были закрыты. Села она ну руку женщины и печально склонила голову набок.

Будучи человеком глубоко верующим, Наталия приняла сон за знамение. Она отказалась от мысли расстаться с ещё не родившимся ребёнком. Девочка родилась слепой, но мать любила её больше других детей и всегда окружала любовью и лаской.

В Священном Писании сказано, что Бог иногда предъизбирает себе верных служителей ещё до их появления на свет. Так, Господь обращается к святому пророку Иеремии: «Прежде чем я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя». Также Создатель избрал и Матрону для особого служения. Он с самого начала возложил на неё тяжелейший крест. Его она с покорностью и терпением несла всю свою жизнь.

Родившуюся слепую девочку при крещении назвали Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской (392-492). Это греческая подвижница V века, прожившая на земле сто лет. Память о ней празднуется 9 (22) ноября.

О том, что Господь избрал девочку для служения себе, свидетельствует тот факт, что когда дитя опустили в купель, над ним поднялось облако благоухающего дыма. Крестил ребёнка отец Василий. Прихожане почитали его как праведного и благочестивого человека. Он несказанно удивился видению и сказал: «Крестил я много, но такое вижу впервые. Этот младенец будет свят». Затем отец Василий обернулся к Наталии и произнёс: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обращайтесь прямо ко мне. Идите и говорите, что вам нужно».

Священник также добавил, что Матрона предскажет его кончину и встанет на его место. Так и случилось впоследствии. Однажды поздно вечером Матрона вдруг заявила, что отец Василий умер. Родители тут же побежали в дом священника и обнаружили, что он действительно только что скончался.

У девочки был внешний телесный знак, подчёркивающий, что она избрана Богом. Это выпуклость на груди в форме креста. Поэтому Матронушка могла не носить нательный крестик, так как он присутствовал на её теле от рождения.

В младенчестве Матрона Московская не брала грудь у матери по средам и пятницам. В эти дни она спала, а разбудить её не представлялось возможным. Девочка была не просто слепая. Глазные яблоки у неё отсутствовали. На их месте находились впадины, которые плотно закрывались веками.

Но вместо глаз она получила духовное зрение. В раннем детстве её любимым занятием было пробраться ночью в святой угол, снять иконы, разложить их на столе и играть с ними. Лики святых заменяли ей кукол. В ночной тишине ребёнок общался с теми, вровень с которыми должен был встать.

Над слепой девочкой очень часто издевались дети. Они дразнили её, стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто над ней измывается. Мальчишки сажали её в яму, а потом с любопытством наблюдали, как малышка на ощупь выбиралась из неё и медленно брела домой. В результате этого девочка очень рано перестала играть с детьми, и всё время проводила в стенах родительского дома.

Дом семьи Никоновых находился недалеко от церкви Успения Божьей Матери. Это был большой и красивый храм — один на восемь окрестных деревень. Родители девочки регулярно посещали божью обитель. С ними постоянно находилась и Матронушка. Практически девочка выросла при храме. Она посещала все службы. Вначале с матерью, а затем, когда подросла, стала приходить в храм одна.

Наталия, ища дочку, всегда могла найти её в церкви. У той было любимое место. Находилось оно слева за входной дверью. Там девочка неподвижно стояла во время службы. Она очень хорошо знала церковные песнопения и постоянно подпевала певчим.

Мать иногда жалела свою убогую дочку и говорила: «Дитя ты моё несчастное!» На что девочка всегда удивлённо отвечала: «Это я-то несчастная!? У тебя Ваня несчастный да Миша». Ребёнок понимал, что ему дано от Бога гораздо больше, чем другим.

Дар предсказания, прозорливости и исцеления больных открылся у Матронушки в 7-летнем возрасте. Именно в это время близкие стали замечать, что девочке ведомы человеческие грехи, преступления, а также мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные бедствия и общественные смуты. Помолившись, Матрона давала людям исцеление от болезней и душевное утешение в скорби.

К удивительному ребёнку потянулись люди. К девочке ехали из окрестных деревень, из других уездов и губерний. Привозили больных, которые не могли не то что ходить, но даже вставать. Девочка молилась. После этого человек вставал на ноги и шёл. Люди старались всячески отблагодарить наделённое божественным даром юное создание. Они оставляли родителям продукты и подарки. Так, вместо того, чтобы стать обузой для семьи и лишним ртом, Матронушка сделалась главной её кормилицей.

Родители Матроны всегда ходили в церковь вместе. Однажды в праздник Димитрий в церковь не пошёл, осталась дома и Матрона. Отец с дочерью читали молитвы и пели. Мать ушла в божий храм одна и всё думала о муже: «Надо же, не пошёл со мной на богослужение». Когда литургия закончилась, и женщина вернулась, дочь ей говорит: «Мама, ты не была в храме». На эти слова мать удивлённо воскликнула: «Как это не была? Я только что оттуда». Но дочь покачала головой и сказала: «Нет, тебя там не было. Вот отец был в храме». Своим духовным зрением Матронушка увидела, что мать находилась в церкви только телесно.

В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать. В длительную поездку взяла её с собой дочь местного помещика Лидия Янькова. Побывали они в Киево-Печёрской лавре, Троице-Сергиевой лавре, Петербурге, а также в других городах и святых местах необъятной Российской империи.

В Кронштадте Матронушке довелось встретиться со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Тот, по окончанию службы в Андреевском соборе, попросил присутствующих расступиться и пропустить к нему 14-летнюю слепую девушку. Обращаясь к народу, он сказал: «Матронушка, иди ко мне. Посмотрите, люди, — это моя смена, восьмой столп России».

Значение этих слов осталось для окружающих неясным. Но можно догадаться, что отец Иоанн провидел особое служение Матроны многострадальному русскому народу во время гонений на Церковь.

В 16 лет у девушки отнялись ноги, и она лишилась возможности ходить. Сама Матронушка указывала, что болезнь имеет духовную причину. Шла она по храму после причастия и знала, что сейчас к ней подойдёт неизвестная женщина. Именно она навсегда лишит её возможности ступать ногами по земле. Так и произошло. «Я не противилась этому. Такова была божья воля», — поясняла впоследствии святая Матрона Московская.

Всю свою оставшуюся жизнь эта удивительная женщина оставалась в сидячем положении. Сидела она в разных домах и квартирах, где люди давали ей приют. Продолжалось это 50 лет, но матушка никогда не роптала. Она смиренно несла тяжкий крест, данный ей от Бога.

В 17 лет девушка предсказала революцию в России. Она говорила, что будут убивать, грабить, разрушать храмы. Начнут делить землю, хватать с жадностью огромные наделы, а затем бросят их и побегут в города. Земля никому не станет нужна. Провидица советовала помещику Янькову всё продать и уехать за границу. К сожалению, мужчина не послушал блаженную. В жуткие годы красного террора он был убит, а его праведная и благочестивая дочь закончила жизнь в нищете.

Для церкви в Себино по настоянию Матроны была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Произошло это сразу после начала Первой мировой войны. Матушка Матронушка попросила свою мать сходить к священнику и сказать ему, что в церковной библиотеке на такой-то полке, в таком-то ряду стоит книга, в которой находится изображение иконы «Взыскание погибших».

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших»

Священник, услышав подобное, очень удивился. Он ушёл в библиотеку и вскоре вернулся с нужной книгой, на одной из страниц которой находилось соответствующее изображение. Матрона осталась очень довольной и сказала, что хочет заказать такую икону. Она благословила женщин собирать деньги на этот заказ по деревням. Люди жертвовали с разной охотой. Один человек дал рубль и плюнул с досады, что расстался с деньгами. Его брат пожертвовал копейку на смех.

Когда собранную сумму принесли к провидице, та перебрала все купюры и монеты. Рубль и копейку она отложила в сторону со словами: «Отнесите эти деньги назад: они всё портят». При этом матушка назвала имена тех людей, кому необходимо вернуть пожертвования.

Икону заказали художнику из Епифани. Тот приехал к святой Матроне, и та спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Человек сказал, что дело это для него привычное и никакой сложности не представляет. Тогда женщина велела сходить ему в церковь, исповедоваться, причаститься и покаяться в грехах. После того как душа художника очистилась, провидица опять задала ему тот же вопрос. Тот заверил матушку, что сделает всё в лучшем виде.

Прошло много времени, и художник появился у Матронушки. Он сказал, что не может написать икону. Не получается у него ничего. На это ему был дан ответ: «Иди и раскайся в своих грехах, которые ты не исповедовал». Человек был потрясён до глубины души. Он прямиком направился в церковь, причастился, покаялся и вернулся к матушке. Та кивнула головой и удовлетворённо сказала: «Вот теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

По инициативе провидицы была заказана в Богородицке ещё одна аналогичная икона. Первая икона увидела свет в 1915 году. Всю жизнь матушка хранила её при себе. В настоящее время икона находится в женском Покровском монастыре. Вторая икона принадлежит Свято-Успенскому монастырю тульской епархии и хранится в городе Новомосковске.

Много людей приходило к матушке Матронушке со своими болезнями и скорбями. Никому она не отказывала. Но помощь её не имела ничего общего с ворожбой, заговорами, магией. Она базировалась на абсолютно иной основе. Женщина молилась и испрашивала у Бога чудесную помощь больным душой и телом.

Святая Матрона Московская читала молитвы над водой, а затем давала её нуждающимся. Выпив воду и окропившись ей, человек избавлялся от болезней и напастей.

После того как в России повсеместно установилась советская власть, братья провидицы вступили в партию. Понятно, что блаженной, которая целыми днями принимала народ и призывала хранить православную веру, места в доме уже не было. Всё это могло плохо кончиться и для стариков родителей, и для братьев. Чтобы обезопасить родных, матушка Матронушка в 1925 году переехала в Москву. В стольном городе она прожила до конца своих дней.

Это был абсолютно новый период в жизни удивительной женщины. Она стала бездомной странницей. Жить приходилось в разных местах. Иногда матушку окружали люди, враждебно к ней настроенные. Ухаживали за святой послушницы. Они везде сопровождали Матронушку и заботились о ней.

До войны жила матушка на Ульяновской улице у священника Василия. Это был муж её послушницы Пелагеи. Вскоре, однако, его посадили. После этого женщина переехала на Пятницкую улицу в Сокольники. Здесь её устроили в фанерном домике. Пережила в нём матушка суровую зиму.

Одна из женщин вспоминала, как приехала к матушке глубокой холодной осенью. Зашла в дом, который скорее можно было назвать сараем, и увидела, что маленькая комнатка вся заполнена сырым промозглым паром. В углу топится железная печка буржуйка, а матушка лежит на кровати лицом к стене. Гостья её окликнула, а та и повернуться не может, так как волосы примёрзли к подушке. Еле их отодрали.

Пришедшая говорит: «Матушка, да как же так. Вы же знаете, что я живу вдвоём с мамой. У нас две комнаты в тёплом доме, отдельный вход. Почему вы ничего не сказали и не попросились к нам». На это блаженная вздохнула и сказала: «Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели».

После Сокольников переехала Матрона Московская в Вишняковский переулок. Здесь она прожила какое-то время в квартире племянницы. Жила также у Никитских ворот и в Загорске. С 1942 по 1949 год жила на Арбате в Староконюшенном переулке. Поселили её в старинном деревянном особняке в просторной комнате. Три угла в ней сверху донизу матушка заставила иконами.

Староконюшенный переулок в наши дни

Жила святая Матрона Московская в столице без прописки. Для неё это могло кончиться чревато. Уж из Москвы бы точно выслали и сослали за 100 километр в лучшем случае. Но женщина удивительно чувствовала опасность. Она всегда покидала очередное место жительства за день до прихода милиции. Тем самым она спасала и себя, и тех, кто давал ей кров.

Однажды, правда, она знала, что должен придти милиционер, но никуда не уехала. Когда служитель закона появился и велел окружающим собрать провидицу, чтобы увезти её с собой, та сказала: «Иди скорее, несчастье у тебя в доме. А я то куда денусь слепая да не ходячая».

Милиционер послушался матушку, поехал домой. А там жена на полу лежит, помирает. Пользовалась она керогазом, что-то сделала не так и обгорела вся. Мужчина жену на руки схватил, выбежал из дома да в больницу отвёз. Еле-еле успели её врачи спасти.

На следующий день пришёл милиционер на работу, а его и спрашивают: «Ну что, арестовал слепую?» А он отвечает: «Слепую я никогда арестовывать не буду. Если бы не она, то потерял бы я жену. А так успел до больницы довезти, и жизнь она себе сохранила».

Живя в столице, матушка изредка приезжала в родную деревню. То какое-то дело у неё, то соскучится по дому и матери (умерла мать в 1945 году). В целом же жизнь её протекала однообразно. Днём она принимала людей, ночью молилась. Спала подобно древним подвижникам: дремала на боку, подсунув под голову кулак. В таком размеренном ритме проходили годы.

Ещё в 1939 году провидица предсказала страшную войну, которая принесёт много горя русской земле. Когда же немецкие войска пересекли советскую границу, матушка велела приносить ей ивовые ветки. Их она ломала и делала палочки одинаковой длины. Очищала их от коры и молилась. Она духовно присутствовала на фронтах и помогала воинам. Окружающим говорила, что немцы Москву не возьмут, поэтому из города уезжать не надо.

За день святая Матрона Московская принимала до 40 человек. Она никому не отказывала в помощи. Давала от ворот поворот лишь тем, кто обращался к ней с лукавыми намерениями. Многие смотрели на матушку как на народную целительницу. Они приходили за тем, чтобы снять порчу или сглаз. Но, пообщавшись с провидицей, эти люди осознавали, что перед ними божий человек, в совершенстве владеющий спасительными таинствами православной церкви. За свою помощь матушка у людей никогда ничего не брала.

Немало приходило людей с неизлечимыми болезнями. Многих беспокоила пропажа имущества. Просили помочь с несчастной любовью, с хорошей работой. Спрашивали, связывать ли себя узами брака с определённым человеком, менять ли место жительства. Эти были обычные житейские вопросы. На все из них у матушки был ответ.

Провидица боролась за каждую душу, обращающуюся к ней за помощью. Она всегда одерживала победу над чёрными силами. По-сути, матушка совершала ежедневно великий подвиг, сравниться с которым в обычной жизни не может ничто. Всё это конечно изматывало её физически и духовно. Но внешне она держалась молодцом.

Матрона всегда сидела на кровати или сундуке, скрестив ноги. У неё были пушистые волосы, расчёсанные на прямой пробор. От всей её фигуры веяло добротой и божьей благодатью. Говорила она ласковым голосом, молитвы читала громко. К человеческим слабостям проявляла терпение. Никогда не говорила категоричным назидательным тоном и не проповедовала. Совет всегда был конкретным, без общих слов и недомолвок. Встречу с каждым человеком заканчивала молитвой. На прощание осеняла крестным знамением.

Матушка никогда не отличалась многословием. На вопросы отвечала кратко и по существу. Всегда учила окружающих не осуждать ближних. При этом говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай чаще о себе. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Какое тебе дело до чужих хвостиков ».

Матрона учила жить с молитвой, как можно чаще налагать на себя и окружающих крестное знамение, тем самым, ограждаясь от злой силы. Постоянно наставляла людей: «Защищайтесь крестом, молитвой, святой водой и частым причащением. Пусть у вас в доме всегда висят иконы, а перед ними горят лампады ».

Она учила любить, а самое главное прощать старых и немощных за то зло, которое они совершили в прошлом. Про сны говорила: «Не обращайте на них внимание. Сны бывают от лукавого. В их задачу входит расстроить человека, опутать мыслями ».

Часто любила повторять: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайтесь». Также предупреждала доверчивых людей: «Если идёте к кому-то за советом, то молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Матушка настоятельно учила терпению и утверждала, что истинно верующие люди никак не должны выделяться среди других и подчёркивать своё душевное стремление приобщиться к Богу. Во время молитвы она советовала ни на кого не смотреть, а закрыть глаза, или смотреть на святой образ, икону.

Блаженная неустанно напоминала: «Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас сидит на левом плече, а на правом — ангел. Держит каждый из них свою книгу. В одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаше креститесь. Крест — такой же замок, как на двери. Никогда не забывайте крестить еду. Спасайте себя силой животворящего креста ».

В дни демонстраций матушка просила близких не выходить на улицу, закрывать форточки, окна, двери. Она утверждала, что в воздухе находятся полчища демонов, разлагающих души.

Однажды провидицу спросили: «Как же так получилось, что Господь допустил разрушить столько храмов?» На это святая ответила: «На всё воля божья. А количество храмов сократилось, потому что верующих стало мало. Народ находится под гипнозом, сам не свой. Страшная сила овладела душами людей. Проникает она везде. Раньше сидела по болотам и дремучим лесам, потому что люди молились регулярно, а их дома были защищены святыми образами, лампадами и освещением. Бесы без оглядки пролетали мимо таких домов, боялись и на минуту возле них остановиться. А теперь в каждой квартире бесы сидят, и души людей ими заселяются, так как пропала вера в Бога».

Непрестанные молитвы помогали святой Матроне Московской нести крест служения людям. Это было настоящим подвигом. К концу каждого дня у святой уже не было сил говорить. Она лишь тихо стонала. Но, помогая другим, провидица так и не раскрыла никому свою подлинную духовную жизнь. Высшее же её достижение в том, что праведной жизни она учила не словами, а личным примером . Старалась приобщить людей к духовному зрению, ибо только в нём содержится путь к спасению души.

Исцелений по молитвам матушки Матронушки было великое множество. Она несла людям добро. В то же время не имела своего угла и имущества. Жила лишь на приношения, которыми сама и распоряжаться-то не могла. Всё попадало к послушницам, а те раздавали продукты и подарки своим родственникам. Без ведома этих женщин матушка ни могла ни есть, ни пить.

В тяжёлые военные годы к блаженной валом шли люди, чтобы узнать судьбу своих отцов, сыновей, братьев, ушедших на фронт. Матрона в этих случаях никогда не ошибалась. Кому-то она говорила, что человек жив, а кому-то велела отпевать и поминать. Матушка всегда подбадривала людей в тяжёлой ситуации. Она говорила, что бояться не надо, как бы не было страшно. Господь сам сделает как нужно, так как всё в руках его.

Последним местом жительства святой Матроны Московской стала Сходня. Это микрорайон города Химок Московской области. Здесь блаженная жила по адресу улица Курганная, дом 23. Поселилась она у дальней родственницы, покинув Староконюшенный переулок на Арбате. Это был 1949 год.

Люди быстро узнали новое местожительство блаженной, и пошли непрерывным потоком. Здоровье матушки к этому времени ослабло. Всё-таки начал сказываться старческий возраст. Но она всё равно принимала несколько десятков человек в день. Лишь незадолго до кончины Матронушка ограничила приём, так как у неё уже просто не хватало сил.

Господь открыл ей дату смерти. О своём последнем часе на земле святая Матрона Московская узнала за три дня до того, как он наступил. Она попросила окружающих, чтобы отпели её в церкви Ризоположения на Донской улице. Матушка категорически не велела, чтобы, прощаясь с ней, люди приносили венки и искусственные цветы.

Всю свою праведную жизнь, отданную беззаветному служению Богу, провидица причащалась у приходящих к ней священников. Она, как и все люди, боялась смерти. Перед кончиной её исповедовал отец Димитрий. Он спросил у блаженной: «Да неужели и вы испытываете страх перед смертью?» На что получил ответ: «Да, я боюсь смерти. Всякая божья тварь её боится, потому как является она концом телесной жизни и началом иного существования. Страх неизвестности гложет каждого, а по-другому и быть не может».

Почила матушка Матронушка 2 мая 1952 года. А 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка об упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку, — взволнованно спросил мужчина, — разве матушка умерла?»

Мать с дочерью, приехавшие из Москвы, утвердительно кивнули. Они сказали, что сегодня вечером гроб с телом покойной будет установлен в церкви Ризоположения на Донской. Таким же образом и в других церквах необъятной России узнавали о смерти блаженной Матроны.

Отпевание покойной совершил отец Николай Голубцов. После этого все присутствующие подходили и прикладывались к руке святой. Погребение состоялось 4 мая в Неделю жён-мироносиц при большом стечении народа. По желанию матушки похоронили её на Даниловском кладбище.

Незадолго до смерти святая старица сказала: «После моей смерти на могилу немного будет ходить людей. Навещать будут только близкие, а когда они умрут, то запустеет могила. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами. И всякому я буду помогать и всех услышу».

Ещё она сказала: «Все приходите ко мне и рассказывайте о своих скорбях. Я буду вас видеть и слышать, и помогать вам. Все, кто доверит себя и жизнь свою моему ходатайству к Господу — спасутся. Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти ».

В 80-е годы XX столетия могила матушки на Даниловском кладбище сделалась святым местом православной Москвы. На неё приходили и приезжали люди со всей России и из-за рубежа. Шли они к Матронушке со своими бедами и болезнями, и никому матушка не отказывала, всем помогала.

В наши дни Матрону знают миллионы людей. Называют её ласково и нежно — Матронушка. Её чудодейственную помощь чувствуют все те, кто обращается к матушке, просит о заступничестве и ходатайстве перед Создателем. Ведь к Богу блаженная старица имеет великое дерзновение.

Обретение честных останков блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Комиссию по вскрытию захоронения возглавлял архиепископ Истринский Арсений. В перенесении честных останков принимали участие: епископ Орехово-Зуевский Алексий, архимандрит Алексий с братией, священник Александр Абрамов. Гроб старицы был доставлен в Данилов монастырь и помещён в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника.

Помимо представителей православной церкви в работе комиссии принимал участие судебно-медицинский эксперт профессор Звягин Виктор Николаевич, а также доктор исторических наук Танюкович Андрей Кириллович. Этими непредвзятыми людьми на груди старицы была обнаружена выпуклость в форме креста.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужила заупокойное всеношное бдение.

1 мая гроб с честными останками блаженной Матроны был препровождён в московский Покровский женский монастырь, находящийся у Абельмановской заставы. Там его при колокольном звоне встретила игумения Феофания и сёстры обители.

В настоящее время честные останки блаженной почивают в этом монастыре. К ним, за помощью, идёт нескончаемый поток людей.

Зимняя Вишня



Схема проезда к мощам Матроны Московской

К святой обращаются за помощью в самых разных случаях: при исцелении от болезней, в сохранении семьи, при финансовых затруднениях, для ограждения от обмана и лжи, при защите от стихийных бедствий.
Блаженная Матрона Московская оказывает особенную помощь вдовам и вдовцам, сиротам, бездомным, безработным, а также тем людям, которые остались без крыши над головой из-за несчастного случая.
К святой часто обращаются с молитвами о приобретении жилья, о получении работы, о счастливом браке, а также о помощи в воспитании детей. Были случаи, когда при помощи блаженной Матроны, люди находили утерянное или украденное имущество.

Очень часто Матрона Московская помогает в исцелении от различных болезней. Святая молится за наши души перед Господом Богом и болезни обычно отступают, перед ее просьбами и любовью к нам.
Святая Матрона, наша русская заступница, должна быть обязательно в вашем доме. В этом случае Вы будете под надежной защитой.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ. КАК ОБРАЩАТЬСЯ К НЕЙ ЗА ПОМОЩЬЮ

До того, как Вы будете обращаться к Матроне и просить ее помощи, желательно в храм принести жертву Богу. Это могут быть продукты: сахар, хлеб, чай, печенье, орехи, мед, мука, карамельные конфеты. Их можно дать, как милостыню нищему или покормить бездомных животных и птиц, во имя Бога и всех святых.
У Матроны Московской в приделе, в котором находится рака с ее мощами, всегда стоят живые цветы — ей их приносят люди, она их очень любила.
Святой можно приносить белую сирень, белые хризантемы, красные тюльпаны, розы и гвоздики любого цвета. Цветов в букете должно быть нечетное количество.

«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

такие были слова Матроны Московской. И действительно — кому нужна от нее помощь, тот всегда ее получает.
Во имя Бога и в ее честь можно посадить в своем саду обычную или черноплодную рябину. Она очень любила ягоды с этого дерева — это тоже поможет привлечь ее милость и заступничество на Вас и Ваших близких.
Матронушка всегда будет с теми людьми, кто обращается к ней за помощью и за заступничеством, она обязательно помогает всем людям, которые приходят к ней со своей болью и несчастьями.

Очень приятно видеть, как люди потихоньку начинают приходить к Богу и узнавать про Его святых. В конце сентября года я ездил в московский Покровский ставропигальный женский монастырь к Святой блаженной Матроне. К раке с ее мощами была такая очередь, которая занимала практически всю территорию монастыря, она проходила через все дорожки, несколько раз поворачивала змейкой, терялась в аллеях…

Народу было очень много, было время и акафист для Матроны почитать, и с людьми поговорить, приехавшими из разных городов России. Многим людям нужна помощь! Многим она помогает, есть и свидетельства об ее чудесах.
Еще большая известность пришла к святой после прошедшего о ней по телевидению 12-серийного фильма. Сериал «Чудотворица» сделан максимально познавательным и очень душевным. Все-таки есть в нашей стране люди, которые умеют делать такое кино! Очень замечательно было бы оказывать поддержку на государственном уровне тем коллективам, которые своим искусством способствуют в поиске правильного пути к Богу!
И тогда не понадобятся дополнительные усилия по противостоянию «оболванивания» нашей молодежи импортными «праздниками» такими, как например, хэлоуин. Смысл, которого напугать, сделать что-то исподтишка, а потом еще и посмеяться над жертвой.

ЖИТИЕ ПРАВЕДНОЙ СВЯТОЙ МАТРОНЫ

Матрона родилась в конце 19 века в селе Себино Тульской губернии.
Точная дата рождения Матроны Московской (Матрены Димитриевны Никоновой) неизвестна. По разным версиям историки называют различные даты - от 1881 до 1886 года. Долгие исследования метрических книг Епифанского уезда Тульской губернии не позволили найти хоть какие-то упоминания о Матрене.
Все документы и метрики Тульской губернии за различные годы сохранены в хорошем состоянии…кроме книги за 1883 год, в ней не хватает около 40 листов. Поэтому, некоторые историки считают, что рождение московской чудотворицы произошло в 1883 году.
У родителей Матронушки уже было трое детей, из-за своей бедности мать решила, что будущего ребенка они отдадут в приют, но во сне ей было видение, еще не родившаяся дочь явилась к ней в образе небесной птицы, у которой было человеческое лицо с закрытыми глазами. Испугавшись греха, ее мать Наталья отказалась отдать девочку в приют и оставила ее в семье.

Дочь родилась слепой, но Наталья очень любила свое «несчастное дитя» и всегда жалела ее. На груди у девочки была отметина в виде креста.
Крестил будущего русского святого, любимый прихожанами, отец Василий. При крещении ей дали имя в честь преподобной Матроны Константинопольской.
Когда батюшка опустил девочку в купель, над ней появилась благоухающая легкая дымка, которую увидели все находившиеся в храме люди. Отец Василий сказал:

«Многих я крестил младенцев, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят».

Девочка родилась не просто слепой, у Матроны вообще не было глаз, ее веки полностью закрывали глазные впадины, как птицы, которую ее мать увидела в своем сне. Но Бог вместо обычного, наделил святую духовным зрением. Еще в детстве, когда ее родители ночью спали, она подходила к углу, где было несколько икон, каким-то неизвестным способом доставала их с высокой полки и долго играла с ними.
Когда девочке исполнилось 7 лет, у нее начали проявляться необычные способности — открылся дар предсказания будущих событий, она могла исцелять больных, оказывать им помощь. Ее родители заметили, что их дочка знает не только о поступках людей, даже если они находятся на расстоянии, но также может читать их мысли. Ведь святые могут чувствовать приближающуюся опасность, с ее помощью не единожды люди оказывались готовыми к стихийным бедствиям.
К дому Никоновых стали приходить посетители, а больных начали привозили даже из дальних деревень. Она молилась за людей, и они выздоравливали после ее просьб к Господу.

Были случаи, что девочка поднимала с постели даже тяжелых лежачих больных, которых медицина была бессильна вылечить.
В благодарность за эту помощь московской чудотворицы, люди стали ее одаривать подарками и продуктами. Так оказалось, что девочка-инвалид стала основной кормилицей своей семьи, вместо того, что быть ей обузой.
Ксения Ивановна Сифарова, которая приходилась родственницей родному брату Матроны Московской, рассказала, как святой удалось когда-то предупредить ее маму о надвигающейся беде. Она сказала ей, что следующим утром случится пожар, но ее дом не сгорит.
Все случилось прямо, как сказала Матрона, на другой день в их деревне начался сильный пожар, в котором сгорело много домов, но их изба осталась целой, потому что ветер изменил направление и стал дуть в другую сторону.

Перед первой мировой войной Матроне приснился сон, что скоро наступят тяжелые времена, и нужно будет молиться за души погибших на фронте людей, а для этого надо написать икону Богородицы «Взыскание погибших». Несмотря на сомнения своей матери, у Матроны было твердое убеждение, что икона нужна

«Мама, мне все снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится».

По всей округе начался сбор денег, и когда необходимая сумма была собрана, пригласили художника, которому была заказана икона. Прежде чем начать работу, Матронушка попросила, его исповедаться и причаститься Христовых Тайн.
Прошло несколько месяцев, но икона художником так и не была написана. Придя к Матроне, он начал отказываться от этого заказа, а она, выслушав его, посоветовала, чтобы он все-таки сходил на покаяние. Действительно, после покаяния в своем старом грехе, работа наконец-то пошла, и икона была написана.

Иконе Божией Матери «Взыскание погибших» выпала участь стать местной святыней и по молитвам перед ней часто случались чудеса. Бывали случаи, что отслужив молебен перед этой иконой на поле, во время засухи, как с неба сразу же начинал лить дождь.

Повзрослев, девочка подружилась с дочерью местного помещика Лидией Яньковой, которой очень нравилась добрая и благочестивая слепая девушка. Благодаря этой дружбе и их помощи, Матронушка вместе с Лидией побывала в паломническах поездках по многим святым местам, в том числе в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврах, в Петербурге.

Когда Матроне было четырнадцать лет, она была на службе в Андреевском соборе в Кронштадте, где встречалась с праведным .
Он увидел ее и тут все услышали голос святого

«Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

На восемнадцатом году жизни у Матроны отнялись ноги и до конца своей жизни (еще пятьдесят лет), она была «сидячей», но сама матушка вообще не жаловалась, а со смирением несла свой крест, который дал ей Бог.
Она не учила людей, как жить и не была проповедником, а просто советовала как поступать, молилась за людей и благословляла их. Святая в жизни была не очень многословна, говорила простыми, немудреными словами, например

«Зачем осуждать других? Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

В подростковом возрасте Матроной Московской было предсказана революция, она рассказывала, ка «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Она образами показывала, как люди начнут делить землю, будут со звериной жадностью хватать наделы, лишь бы больше досталось, а потом побросают захваченную землю, разбегутся, а земля станет никому не нужна. Отцу своей подруги, помещику Янькову, Матрона прямо перед революцией говорила, чтобы он все продал и уехал за границу. Но он не послушал блаженную и стал свидетелем того, как мужики разграбили его имение, а потом его самого расстреляли.
Также известны слова блаженной Матронушки, которые были сказаны, наверное, о наших днях:

«Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала, и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

Еще люди удивлялись тому, что Матрона Московская хорошо представляла окружающий ее мир, как будто она раньше была зрячей.
Зинаида Владимировна Жданова, у которой в квартире святая блаженная Матрона жила долгое время, однажды посочуствовала ей: «Жаль, матушка, что Вы не видите красоту мира!»
Но в ответ услышала

«Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир, и творение Свое и солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

Для получения помощи у святой Матроны, к ней приходило огромное количество людей. Известен случай, когда Матрона Московская узнала про одного мужчину, у которого не двигались ноги, она сказала «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет ». Больной жил не близко, он прополз четыре километра, а обратно домой пошел здоровый и на своих ногах.
И таких примеров было большое количество. Матрону считали по-настоящему Божией угодницей, она молилась Господу и действительно многим помогала. Кроме этого, Матрона читала над водой молитвы и давала эту воду людям, которые к ней приходили. Люди пили ее и окроплялись ею, избавляясь от разных напастей. Матрона рекомендовала пользоваться любой святой или освященной водой, ее надо было налить на дно кружки или стакана, разбавить обычной водой и полить на себя во время принятия душа или ванны.

Последние дни на этой земле Матронушка жила у своей дальней родственницы в Подмосковье, на Сходне. Она знала о дне своей смерти и заблаговременно сделала все необходимые распоряжения. В 1952 году 2 мая окончился ее жизненный путь. Погребена она была на Даниловском кладбище, это было ее желание, ведь там она могла «слышать службу» потому что там, был один из немногих в то время действующих храмов.

Спустя тридцать лет после кончины Матронушки ее могила превратилась в одно из святых мест Москвы. В место неофициального паломничества, к которому по сей день, приезжают и приходят люди не только из России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.
В 1999 году Матрона была канонизирована как местночтимая святая, а общецерковная канонизация состоялась в октябре 2004.

Сейчас мощи блаженной находятся в Москове в Покровском ставропигальном женском монастыре, перенесение мощей в мае 1998 года благословил Святейший Патриарх Алексия II.
Раку с частями мощей Матроны каждый год транспортируют по городам России для поклонения верующих.

ВЕЛИЧАНИЕ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ

Величаем тя, святая праведная блаженная Матроно, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.