Когда родился гайдар. Аркадий гайдар краткая биография

Аркадий Гайдар родился 9 (22) января 1904 года в посёлке под г. Льговом в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.

Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».

В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Крас ную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимае т участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне. Наверное, такая же судьба была у сотен российских мальчишек, родившихся в интеллигентных семьях, учившихся в гимназиях и реальных училищах, да так и не доучившихся.

Голиковы, 1914 г. Арзамас, 1918 г.

В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.

«Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. О военном поприще надо забыть и жизненный опыт, накопившийся за годы гражданской войны, влечёт его к писательству». 1

Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Успеха она не принесла.

Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом» , созданную в 1925 г. в Перми, где Аркадий Петрович жил в то время и работал над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – «Жизнь ни во что» (другое название - «Лбовщина» (1926).

В пермской газете «Звезда» и других изданиях писатель публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы» , отрывок из повести «Рыцари неприступных гор" (другое название – «Всадники неприступных гор» (1927), поэму «Пулемётная пурга» .

«В этот период ещё не выявилась его "детская" писательская направленность, но уже в рассказе "Р.В.С." Гайдар заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребёнка, давая понять, что следование вековечным нравственным законам долга, чести, верности Родине даётся детям непросто. Гайдар был одним из первых, кто, следуя традициям классической русской и мировой прозы о детях, смог без "социологических преувеличений" показать ребёнка в невероятной реальности». 2

А.П. Гайдар, Л.Л. Соломянская, Тимур

Пермь, 1925 г.


В Перми Гайдар женится на Руве-Лии Лазаревне Соломянской (1908-1986), дочери большевика, уроженца Минской губернии Лазаря Григорьевича. Она была журналисткой, организатором пионерского движения в Перми. Была членом редколлегии пермской газеты «На смену», работала на радио. В кино - с 1935 года (сначала работала на «Мосфильме», затем – зав. сценарным отделом «Союздетфильма»). В годы Великой Отечественной войны – военный журналист газеты «Знамя». После войны она сотрудничала с различными газетами и журналами.

В 1926 году в Архангельске у Аркадия Гайдара и Лии Соломянской родился сын Тимур.

С 1927 года Гайдар жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть «Лесные братья» (другое название - «Давыдовщина» - продолжение повести «Жизнь ни во что» ).

Летом 1927 года, будучи уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах » (1928 г.). Повесть была экранизирована в 1957г. (реж. В. Н. Скуйбин).

В 1931 году Соломянская и Гайдар расходятся. Аркадий Гайдар уезжает в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».

В 1930 году выходит в свет автобиографическая повесть «Школа». В 1932 году – повесть «Дальние страны», в 1935 году – «Военная тайна», а написанная ещё в 1933 году и вошедшая в повесть «Сказка о военной тайне» получает не просто реалистическое обрамление - она как бы продолжена драматичными событиями реальной жизни.

В 1935 году была напечатана повесть «Судьба барабанщика», в 1936 году вышел рассказ «Голубая чашка» - лирическая новелла, повествующая об одном дне одной семьи, о размолвке в семье. «Голубая чашка» – символ мира и взаимопонимания, хрупкого и крайне необходимого всем и каждому.

В середине 1938 году Гайдар поселяется в Клину в доме Чернышовых: глава семейства имел частную сапожную мастерскую в Клину и небольшую фабрику в Москве. Гайдар женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, и удочеряет ребёнка супруги – девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда» , написанной в Клину. Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е. Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков.

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных и трагических событий, поэтическая «атмосфера», доверительность и серьёзность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской чести», товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести - Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.

В 1939 году опубликован рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. Как и в других произведениях Гайдара, ключевыми составляющими здесь являются приключение и путешествие.

В 1940 г. Гайдар пишет продолжение «Тимура…» – «Комендант снежной крепости» , а в начале 1941 г. – киносценарий продолжения и сценарий фильма «Клятва Тимура » (постановка 1942 г., реж. Л.В. Кулешов).

В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». В это время им написаны очерки «Мост» , «У переправы» и др. В августе-сентябре 1941 г. в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей «Горячий камень» - о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Разных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков» , «Поход» , «Маруся» , «Совесть») .

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы: фильмы «Чук и Гек» (1953 г., реж. И. В. Лукинский); «Школа мужества» (1954 г., реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин); «Судьба барабанщика» (1956 г., реж. В. В. Эйсымонт).

1940 г.

Может быть потому, что Гайдар сам был фактически лишён настоящего детства, почти все его произведения проникнуты эхом войны, предчувствием войны. Он романтизирует борьбу, сражения. Всю жизнь его тянуло ко всему военному, даже одевался он на военный лад. Он верил в то, что писал.

Аркадий Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны в бою

Ему исполнилось к тому времени всего 37 лет.

г. Канев, могила А. Гайдара


Материал подготовлен справочно-библиографическим отделом ЦГДБ им. А.П. Гайдара

Фотографии предоставлены директором Литературно-мемориального музея А.П. Гайдара г. Арзамаса Е.В. Бундаковой


1 Минералова И. Г. Гайдар Аркадий Петрович (22.01.1904-26.10.1941) / И.Г. Минералова // Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр. слов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 1998.- С. 113.

2 Минералова И. Г. Гайдар Аркадий Петрович (22.01.1904-26.10.1941) / И.Г.Минералова // Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр. слов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 1998.- С. 114.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) родился 9 (22) января 1904 в городе Льгов Курской губернии в семье учителей. Детство мальчика большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Здесь же будущий писатель обучался в реальном училище.

Аркадий был самоотверженным уже в раннем возрасте. Когда в первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали.

В 1918 году в краткой биографии Гайдара произошло важное событие – четырнадцатилетний Аркадий вступил в коммунистическую партию, начал работать в газете «Молот». В конце года его зачислили в Красную армию.

Служба в действующей армии

После окончания в 1919 году курсов подготовки командного состава в Москве, Голиков был назначен помощником командира взвода. В 1911 году досрочно окончил Высшую стрелковую школу. Вскоре был назначен командиром отделения Нижегородского полка, воевал на Дону, на Кавказском фронте, под Сочи.

В 1922 году Голиков участвовал в подавлении антисоветского повстанческого движения в Хакасии, лидером которого был И. Соловьев. Возглавляя командование вторым боевым участком в Енисейской губернии, Аркадий Петрович отдавал достаточно жесткие приказы, направленные на жестокое обращение с местными жителями, которые противились приходу советской власти.

В мае 1922 года по распоряжению Голикова были расстреляны пять улусов. О случившемся узнали в губернском отделе ГПУ. Аркадия Петровича демобилизовали с диагнозом «травматический невроз», который возник после неудачного падения с лошади. Это событие стало поворотным в биографии Гайдара.

Литературная деятельность

В 1925 году Голиков опубликовал повесть «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш». Вскоре писатель переехал в Пермь, где впервые начал издаваться под псевдонимом Гайдар. В 1930 году была закончена работа над произведениями «Школа», «Четвертый блиндаж».

С 1932 года Аркадий Петрович работает разъездным корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда». В 1932 – 1938 годах увидели свет повести и рассказ «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика». В 1939 – 1940 годах писатель закончил работу над наиболее известными своими произведениями для детей – «Тимур и его команда», «Чук и Гек», которые изучаются сейчас в начальных классах.

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны писатель Гайдар работал корреспондентом «Комсомольской правды». В этот период Аркадий Петрович создает очерки «Мост», «Ракеты и гранаты», «У переправы», «У переднего края», философскую сказку «Горячий камень».

В 1941 году служил пулеметчиком в партизанском отряде Горелова.

26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар был убит немцами недалеко от села Лепляво Каневского района. Похоронили писателя в 1947 году в Каневе Черкасской области.

Другие варианты биографии

  • По наиболее известной версии псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д’АРзамас» (по аналогии с именем д’Артаньяна из романа Дюма).
  • В 1939 году Гайдар был награжден орденом «Знак почета», в 1964 посмертно был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени.
  • Аркадий Гайдар страдал от сильных головных болей, перепадов настроения, неоднократно проходил лечение в психиатрической клинике.
  • Личная жизнь Гайдара сложилась не сразу. Писатель был трижды женат – на медсестре Марии Плаксиной (их сын умер, не дожив до двух лет), комсомолке Лии Соломянской (в браке родился сын Тимур) и Доре Чернышевой (усыновил дочь жены).
  • Среди близких друзей Гайдара были писатели Фраерман и Паустовский .

Тест по биографии

Чтобы проверить свои знания краткой биографии Гайдара – попробуйте ответить на вопросы теста.

ГАЙДАР Аркадий Петрович ; наст. фам. Голиков - прозаик, публицист, киносценарист .

"Гайдар" в переводе на русский значит "всадник, скачущий впереди".

Отца писателя звали Петр Исидорович Голиков. Он был учителем, выходцем из крестьянско-солдатского рода. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, - дворянка, дочь офицера. По словам самого Аркадия Гайдара, она была фельдшером.
Родители помогали революционерам, участвовали в революционных событиях 1905 г. В 1909 семья спешно покинула Льгов из-за опасности ареста, а в 1912, после нескольких переездов, обосновалась в Арзамасе.

Когда Аркадию было десять лет, грянула мировая империалистическая война. С первых дней войны его отца забрали в солдаты. Сам он только что поступил в первый класс Арзамасского реального училища, а через месяц сбежал пешком к отцу на фронт. На станции Кудьма, в 90 верстах от своего города, его задержали и вернули домой.

Рос Аркадий в Арзамасе. 1914-1918 – годы учебы в реальном училище, где давалось основательное образование. В этом же городе он познакомился с большевиками. Аркадий был еще подростком и не до конца понимал, кто они и чем занимаются, но для себя уже решил, что это хорошие люди. Он принимал участие в митингах, постепенно ему стали доверять важные задания. Октябрь 1917 года - неспокойное время для страны, время революции. Тогда ему впервые разрешили взять винтовку, а уже через год в ноябре 1918 года, когда Аркадию Голикову не было и 14 лет, он ушёл в Красную Армию. Он был высокого роста, крепкого телосложения, и поэтому его приняли на курсы красных командиров, хотя и не без некоторых колебаний. Возраст себе он прибавил сам, сказав, что ему исполнилось 16.

Уже четырнадцати с половиной лет он командовал ротой бригады курсантов на петлюровском фронте. «После недолгой побывки дома в 1920 (в связи с контузией и ранением) продолжает учебу в Москве - в Высшей стрелковой школе» , а «в семнадцать лет был командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом, - это на антоновщине» . И когда писателя спрашивали, как ему удалось в столь юном возрасте стать молодым командиром, он отвечал: «Это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время» .

Службу в армии ему пришлось оставить в 1924 в возрасте двадцати лет по причине болезни. И с этого времени он начал писать. «Первую свою повесть «В дни поражений и побед» Гайдар писал на фронтах в 1922- 1924; она была показана К. А. Федину, М. Л. Слонимскому, С. А. Семенову (редактору, принявшему наибольшее участие в начинающем литераторе) и вышла в 1925 под собственным именем автора в ленинградском альманахе «Ковш». Автор попытался обобщить свои впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян… Осенью 1925 переезжает в Пермь, сотрудничает в газете «Звезда». Тогда же создает рассказ «Р. В. С.» и новеллу «Угловой дом», впервые подписанную «Гайдар». . «Гайдар» в переводе на русский значит «всадник, скачущий впереди» .

Аркадий Голиков в бытность его сотрудником архангельской газеты "Волна". 1929 год

Своими лучшими книгами он сам считал «Р. В. С.» (1925), «Школу» (1930), «Четвертый блиндаж» (1930) и «Дальние страны» (1931), а также «Военную тайну» (1933).
Повесть «Школа» была начата в 1928 году, когда писатель жил в Архангельске и сотрудничал в газетах «Волна» и «Правда Севера». А вышла эта повесть в московском журнале «Октябрь» под названием «Обыкновенная биография». В самом деле, в основу этой повести легли автобиографические материалы, а главный герой – 15 летний Борис Гориков – и возрастом, и фамилией указывал на сходство с самим автором. «Школа» - самое значительное произведение Гайдара о революции и гражданской войне.

Рассказ «Четвертый блиндаж» был написан специально как рассказ для радио в 1930 г.
Повесть «Дальние страны» Гайдар заканчивает в крымском пионерском лагере «Артек» в 1931 г.
Большинство его произведений адресованы детям и подросткам. Аркадий Петрович печатал свои рассказы в журнале «Пионер». Его очень интересовали мнения юных читателей, присылавших свои письма в редакцию с отзывами о произведениях. Редакция журнала организовывала также и творческие встречи читателей с полюбившимся автором

В 1936 г. Гайдар публикует рассказ «Голубая чашка» и начинает работать в кино для детей, редактирует чужие сценарии, готовится к экранизации повести «Р.В.С.» и рассказа «Четвертый блиндаж».

Аркадий Гайдар много путешествовал по стране, изъездил её вдоль и поперёк: от западных границ до Дальнего Востока, границ с Монголией; от Кавказа до Архангельска, много видел, встречался с разными людьми. «Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда» .

Гайдар погиб в 1941 году, сражаясь с фашистами. Шла Великая Отечественная война, Гайдар добровольцем ушел на фронт. Он снова стал солдатом. В июле 1941 он уезжает на фронт военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», пишет очерки, статьи. Его заметки придавали сил тем, кто сражался на передовой или работали в тылу, помогая фронту. Они вселяли в людей веру в победу. В августе - сентябре в журнале «Мурзилка» была напечатана сказка Гайдара «Горячий камень». Это «последнее произведение для детей, которое он успел опубликовать за два месяца до гибели. Сказка эта как бы прощальный завет детям – жить честно и смело, - так, чтобы никогда не захотелось начинать жить сначала» . Основная мысль сказки сводится к тому, что «всякий человек в ранние или зрелые годы непременно обжигается о «горячий камень», каждый когда-то должен ответить на вопрос о смысле жизни» .

По произведениям Аркадия Гайдара снято множество кинофильмов, наиболее известные из которых: «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Чук и Гек», «Школа мужества», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «На графских развалинах», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Дальние страны», «Комендант снежной крепости», «Бумбараш», «Судьба барабанщика», «Будёновка», «Р. В. С.», «Школа», «Лето на память».
А также мультипликационные фильмы: «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Горячий камень».

«В мировосприятии Гайдара существовали только два состояния страны и народа - война и мир как передышка между войнами; при этом на войне человек живет мирными заботами, а после войны в его душе не утихает боевая тревога. Его главные герои, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы на решительный поступок. Такие люди, по оценке автора, достойны уважения. Только женщинам приходится оставаться на месте и ждать своих казаков. Дети растут как новые бойцы, для них очень важен пример сражающихся отцов. Даже пейзажи и интерьеры у Гайдара чаще всего строятся на контрасте: спокойствие и тревога» .

Использованная литература:

  1. Гайдар, А. П. Обыкновенная биография в необыкновенное время / А. П. Гайдар // Гайдар А. П. Горячий камень: Сказка и быль / А. П. Гайдар; рис. Селизарова; фотоработы А. Короля. – Ленинград: Детская литература, 1982. – С. 20.
  2. Гайдар Аркадий Петрович [Текст] // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев; редкол.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов [и др.]. – М. : Большая Российская энциклопедия; Рандеву – АМ, 2000. – С. 173.

  3. Аркадий Петрович Гайдар // Кроссворд-кафе. URL: http://www.c-cafe.ru/days/bio/4/008.php (дата обращения 15.01.2014).

Фотогалерея

Фото А. Короля из книги Гайдар, А. П. Горячий камень: Сказка и быль / А. П. Гайдар; рис. Селизарова; фотоработы А. Короля. – Ленинград: Детская литература, 1982. – 45, с. : ил. – (Читаем сами).



Слайд 2. Жизнь Аркадия Гайдара полна парадоксов. Она сама и есть парадокс.



Слайд 3. Для начала – корни. По линии отца Петра Исидоровича, Голиковы – крестьяне. А мама, Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной пра…правнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная.



Слайд 4. Аркадий Голиков (Гайдар – его литературное имя) рано научился читать, рано узнал имена тех, кто написал самые интересные книги – Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Жюля Верна…

Но Аркадий не только много читал. Ему нравилось выступать на сцене «домашнего театра», который организовала соседка Голиковых – учительница Татьяна Ивановна Бабайкина, на школьных вечерах художественной самодеятельности. Однажды он читал отрывок из «Крестьянских детей» Н.А. Некрасова. Никому из учеников реального училища так громко не аплодировали, как ему. Даже строгий учитель словесности (так тогда назывались уроки литературы) улыбнулся и сказал соседу: «Мальчишка хорошо подготовлен, знает толк в стихах. А ведь на улице не раз встречал его и думал, что сорвиголова и хороших книжек в руках не держит».

Детство Аркаши, с его обычными мальчишескими делами – реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду – совпало с Первой мировой войной и революцией. Он называл это время веселым. Сбывались мечты – можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров – эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Он верил в новую прекрасную жизнь и пошел ее защищать.

За четыре военным года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры 1812 года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же – с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате – тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Но жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Аркадия к писательству. Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана повесть «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией.

Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь «проездился по России». И не только по ней. В 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля «Саида».



Слайд 5. Как один из самых ярких, незабываемых эпизодов хранится в истории Ростовской областной детской библиотеки встреча читателей-величкинцев с Аркадием Гайдаром.

В 1934 году в Ростове состоялось краевое совещание работников детских библиотек, в котором принимал участие А.П. Гайдар. Он выступал тогда в нескольких детских библиотеках, в том числе, и в библиотеке им. В.М. Величкиной, читал отрывки из повести «Военная тайна», затем оставил рукопись читателям библиотеки. Ребята прочитали повесть и написали письмо Аркадию Петровичу, в котором выразили свое недовольство по поводу гибели героя – Альки. В проникновенном и памятном письме читателям ростовской библиотеки им. В.М. Величкиной, отвечая на их вопросы, писатель делился: «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает… Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все – таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи. Вот вам и ответ на первый вопрос.

«Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке. Буржуин задает три вопроса: первый из них – нет ли у побеждающей Красной Армии какого-нибудь особого военного секрета или тайны ее побед? Тайна, конечно, есть, но ее никогда не понять главному Буржуину. Дело не только в вооружении, в орудиях, танках и бомбовозах. Всего этого немало и у капиталистов. Дело в том, что она глубоко убеждена в правоте своей борьбы. В том, что она окружена огромной любовью миллионов лучших пролетариев капиталистических стран… И это у Красной Армии – тоже своя военная тайна. Вот вам ответ на второй вопрос.

Этим письмом, чтобы не повторяться, я отвечаю сразу ребятам библиотек им. Величкиной и Ломоносова. Всем крепкий привет – Мите Белых, Вите Зарайскому, Алексееву, Подскорину, Рихтер, Вале Чередниченко и вообще всем, у кого на плечах толковая голова.

Я жив, здоров. Живу сейчас в гор. Арзамасе, работаю, пробуду здесь еще несколько месяцев. Осенью, вероятно, буду на Кавказе и тогда, возможно, на день-два опять встретимся. Будьте живы и здоровы и вы.

Письмо А.П. Гайдара было напечатано в журнале «Пионер» в 1940 году. Подлинник письма писателя к читателям библиотеки, к сожалению, был утрачен во время оккупации Ростова немцами.



Слайд 6. Сын советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). С его именем ассоциировалась известная повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Тимур Гайдар окончил Ленинградское высшее военно-морское училище в 1948 году, факультет журналистики Военно-политической академии им. Ленина в 1954 году. Служил на подводной лодке в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов. Позднее работал в газетах «Советский флот» и «Красная Звезда», а с 1957 года - в газете «Правда», где был редактором военного отдела, собственным корреспондентом на Кубе, в Югославии, в Афганистане. Публиковался также в «Московских новостях» и в «Известиях», был членом редколлегии журнала «Пионер».

Тимур Аркадьевич Гайдар был Почётным гостем и активным помощником Московского Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара, расположенного в московском районе Текстильщики.



Слайд 7. Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты".



Слайд 8. После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Леплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. В 1947 году перезахоронен в г. Каневе.



Слайд 9. В 2014 году повести «Судьба барабанщика» исполняется 75 лет!

Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.

В основе сюжета - острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения - теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

«Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.- Встань и не гнись! Пришла пора!»

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести - распрямление барабанщика - решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность.

Аркадий Гайдар: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».



Слайд 10. Рассказ «Чук и Гек» (1939) тоже отметит в этом году свое 75-летие! Этот рассказ, так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами. Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое обаяние того же «Чука и Гека» не только в «безыскусственности» его или в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия». Творческая концепция писателя глубже, внешняя «безыскусственность» и «простота сюжета» отражают богатство и сложность жизни. Это простота большого таланта, а не примитивность видения мира.

Чук и Гек - два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь - вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» - рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» - в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Огромный и добрый мир раскрывается перед братьями во время поездки из Москвы на восток, к Синим горам. Сказочный зачин «Чука и Гека» («Жил человек в лесу возле Синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия Чука и Гека.

И когда начинаешь читать с заколдованной фразы: «Жил человек в лесу возле Синих гор…» - теплеет на сердце, оттого, что предвкушаешь удовольствие от дальнейших увлекательных событий, от лучистой гайдаровской прозы, от ощущения счастливого восторга, которое так свойственно детству и которое с годами приходит все реже. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы Синих гор».

Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина», рассказ осуществился в полной мере. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст - характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к Родине. Очень верным оказалось замечание В. Шкловского в связи с появлением рассказов «Чук и Гек» и «Голубая чашка» о лиричности понимания жизни А. Гайдаром, о новом голосе его, о том, что это новое в гайдаровской манере не перестало делать писателя понятным и любимым детям».

Константин Паустовский: «Аркадий Гайдар был по праву человеком героическим и легендарным. Он был отважен, верен своему делу – писательству. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя радостью, делал эту повседневность необычайной.

Жизнь вместе с Гайдаром всегда сулила неожиданности. Очевидно, поэтому дети всерьез считали его волшебником, взрослые поражались его проницательности.

Большинство людей не умеют вести себя с детьми как с равными. Гайдар умел это. Он видел насквозь любого деревенского мальчишку со всеми его мечтами и увлечениями, с его бурной радостью, жаждой деятельности и простодушным лукавством.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным…»



Слайд 11. Старенький дом на улице Горького, чей возраст перешёл уже вековой рубеж, знаком в Арзамасе каждому - здесь с 1912 по 1918 год жил со своей семьёй детский писатель Аркадий Гайдар. В те годы писатель сам был ещё ребёнком, но именно здесь были заложены основы его будущего творчества, повлиявшего впоследствии на развитие целого поколения. Дом-музей по-прежнему хранит интерьеры начала ХХ века, в которых жила семья знаменитого писателя. В доме четыре комнаты - гостиная, комната родителей, кухня и детская. В этих комнатах можно увидеть вещи, ценность которых заключается не только в причастности к жизни Гайдара. На старинном комоде в комнате родителей стоят изящные каретные часы прямоугольной формы. Эти часы еще в те годы, сто лет назад, считались настоящей семейной реликвией. Кухня - прекрасный образец бытового уклада начала ХХ века: большая русская печь, медный умывальник, самовар. А в детской комнате стоит тот самый стол, за которым сначала учился выводить буквы маленький Аркадий, а потом уже, подросшим, писал серьёзные письма своему отцу на фронт. Множество книг в доме - это не музейная декорация. В семье Гайдара действительно любили читать, и книги, принадлежавшие семье, до сих пор бережно хранятся.

Дом-музей А. П. Гайдара рассказывает историю не одной семьи, а целой исторической эпохи. В общении с экскурсоводами музея можно узнать много нового о жизни в Арзамасе в годы революции и гражданской войны. Кроме постоянной экспозиции - интерьеров дома, здесь проводятся и другие выставки, связанные с историей города и соседних регионов, с музеями которых ведётся активное сотрудничество.

В Арзамасе имя А. П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои «морские бои». В городе сохранилось здание Реального училища, в котором учился писатель.



Слайд 12. С 1938 по 1941 годы А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину Центральная детская библиотека носит его имя.

В 1989 г. в Клину, в доме, где жил и работал А.П. Гайдар, открыт музей, в котором представлена экспозиция, посвященная его жизни в Клинский период.

Дом-музей А.П. Гайдара хранит много документов, фотографий, книг, личных вещей, предметов быта, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Мемориальная часть экспозиции воспроизводит главные этапы биографии писателя в годы гражданской войны. Фотографии писателя в кругу родных, друзей, обстановка рабочего места писателя, жилой комнаты раскрывают период его жизни в Клину с 1938 г. по 1941 г.

Литературная часть экспозиции знакомит с творчеством Гайдара, прижизненными изданиями его произведений, написанными в Клину.



Слайд 13. Памятник Мальчишу – Кибальчишу (литературному герою) открыт 19 мая 1972 года, в день 50-летнего юбилея со дня основания пионерской организации, у главного входа в Московский городской Дворец пионеров на Ленинских горах. Авторы этого произведения скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Высота памятника 5 метров. Памятник Мальчишу – Кибальчишу представляет собой скульптуру мальчика, выполненную из кованой меди и установленную на гранитный постамент. Фигура изображена в движении вперед, одна нога приподнята для дальнейшего шага. В руках у мальчика горн и сабля. На голове буденовка, на ветру развевается рубаха. Скульптура установлена на длинный возвышающийся, отлогий постамент, изготовленный из гранитных плит. Скульптор нашел и воплотил в художественно-пластической форме яркий образ юношеской романтики, горячности, готовности к подвигу и верности.



Слайд 14. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.

В Ростовской области улица Гайдара есть в Ростове-на-Дону и Батайске, переулок Гайдара – в Новочеркасске и Шахтах.

10 детских библиотек носят имя Аркадия Петровича Гайдара:


Имя А. П. Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки, Калужская центральная городская детская библиотека, центральная детская библиотека г. Севастополя.

В 1978 и 1983 годах издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.



Слайд 15. Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов - героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

В Советском Союзе произведения Аркадия Гайдара издавались более 1100 раз общим тиражом около 105 миллионов экземпляров на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

Список литературы

  1. Арзамасцева И. Н. Гайдар А. П. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература: учебник для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 296-303.
  2. Гайдар Аркадий Петрович // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – С. 102-105.
  3. Гайдар Аркадий Петрович//Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. – 1997. – С. 113-116.
  4. Гайдар в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1976. – 126 с.
  5. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М. : Дет. лит., 1984. - 18 с., л. ил.
  6. Камов Б. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров/ Б. Камов.- М.:ЗАО «Олма Медиа Групп», 2011. – 544 с.
  7. Крук Н. В. Чук и Гек: литературный час / Н. В. Крук, И. В. Котомцева // Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 кл: в 2 ч. Ч 1. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – С.179-197.
  8. Белянкова Н. М. О Всероссийской научно-практической конференции «Роль произведений А.П. Гайдара в патриотическом воспитании детей и юношества» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2006. - №10. - С. 30-31.
  9. Корф О. «Судьбе барабанщика» Аркадия Гайдара - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - № 4. – С. 71.
  10. Корф О. Повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - №1. – С. 57.
  11. Мантурова Л. Сказка о принце Гайдаре / Людмила Мантурова // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 80-82.
  12. Мотяшов И. «...Яко на небеси, и на земли»: [ради чего жил и погиб Гайдар] / Игорь Мотяшов // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 40-78.
  13. Овчинникова И. «Чук и Гек». Памяти А. Гайдара (1904-1941)/ И. Овчинникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011.- № 1. – С.12-14.
  14. Фролова Е. А. Номинация персонажей в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» как средство раскрытия семейной темы / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. - 2001. - № 5. - С. 49-51.
  15. Цветов В. Страна умирающих рыцарей: неюбилейное послесловие к 100-летию Аркадия Гайдара / Владимир Цветов // Первое сентября. – 2004. - 10 февр. (№ 11). - С. 3.

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Голиков (9 января 1904 – 26 октября 1941) – русский писатель рассказов, преимущественно для детей и подростков. Участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Детство

Аркадий Петрович родился 9 января в городе Льгове, располагавшемся в Курской губернии. Его отец работал учителем в местной школе, а мать, по происхождению дворянка и дальняя родственница самого Михаила Юрьевича Лермонтова, являлась фельдшером, поскольку окончила медицинские курсы сразу после средней школы. Оба родителя Гайдара были революционерами и принимали участие в выступлениях 1905 года, поэтому вынуждены были скрываться от властей и жить подальше от столицы.

В 1912 году отца Аркадия отправляют в Арзамас, где серьезно обостряется ситуация из-за постоянных революционных движений против существующей власти. Мать едет с ним, поскольку местная больница также запрашивает дополнительных добровольцев для оказания медицинской помощи. Так, Гайдар едет вместе с родителями в Арзамас, где и живет вплоть до окончания Первой мировой войны.

К слову, он тоже пытается помочь отцу, которого через два года отправляют на фронт. Маленький мальчик укрывается в одном из военных фургонов, следовавших на границу с новыми солдатами, но на половине пути его обнаруживают и высылают обратно в Арзамас.

Юность и военная служба

В возрасте 14-ти лет революционно настроенного Аркадия принимают в коммунистическую партию. С этого момента его жизнь переходит на «военные рельсы», чему парень искренне рад, поскольку хочет быть похожим на отца.

Благодаря его активной жизненной позиции и уверенности в собственных силах, Гайдара принимают в ряды Красной армии, а через год он идет на курсы по командной подготовке, которые проходят на тот момент в Москве.

Выучившись в столице, он становится начала помощником командира взвода, затем самостоятельным командиром полка и, в конечном счете, командиром батальона.

Со своими солдатами, о которых, к слову, Аркадий Гайдар заботился лучше остальных офицеров, он присутствует на нескольких фронтах Гражданской войны, где одерживает множество побед. К несчастью, во время одной из финальных битв его ранят, и он, стараясь добраться до командного пункта, получает тяжелую контузию.

В феврале 1922 года Гайдар возвратился на службу и, будучи командиром полка, расположился в Енисейской губернии, где ему поручили разобраться с местными «бандитами», которых, по его мнению, поддерживала большая часть населения. Однако после тяжелой контузии во время Гражданской войны у Аркадия начались проблемы с алкоголем, в чем он никогда и никому не признавался. Будучи в нетрезвом состоянии, он допустил ряд ошибок, в том числе приказал своим солдатам расстрелять нескольких «бандитов» при попытке к бегству. К слову, не жалел Гайдар и собственных ребят.

После небольшой ссоры с командиром несколько человек были отосланы им в штаб без личных вещей, которые комбат в наказание конфисковал. Подобное поведение вызвало недовольство, на Гайдара было возбуждено уголовное дело, и 18 августа 1922 года его отстранили от военной службы без права на обжалование.

Творчество

Осознав, что офицером ему уже не быть, Гайдар начинает писать небольшие повести. Дебютным становится произведение «В дни поражений и побед» (1925), которое писатель просит опубликовать в знаменитом на тот момент альманахе «Ковш». Но по прошествии недели он понимает, что повесть оказалась слишком слаба, чтобы претендовать на положительные отзывы читателей и литературных критиков. Повесть была напрочь раскритикована, а Гайдару даже посоветовали больше не заниматься литературным творчеством, с чем он, конечно же, категорически не был согласен.

В 1932 году Аркадий Гайдар едет в Дальневосточный край и устраивается на работу в известную газету «Тихоокеанская звезда». Поскольку штатных вакансий на тот момент организация предоставить не могла, они предложили Аркадию должность специального корреспондента, которая подразумевала постоянные поездки по другим городам. Гайдар с радостью соглашается, и в течение долгого времени публикует в газете свои статьи о развитии животноводства, сельского хозяйства, садоводства и т.д.

В это же время у Гайдара начинается самый плодотворный период его жизни. Он увлекается написанием детских повестей и рассказов, которые получаются у него невероятно интересными и не слишком наивными. Так, результатом его работы становятся такие произведения, как «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940) и многие другие. Именно они стали наследием русской литературы и до настоящего времени являются популярными и востребованными.

Личная жизнь

В 1921 году Гайдар, прибывший с фронта тяжело контуженным, знакомится в госпитале, где проходит реабилитацию, с медсестрой Марией Николаевной Плаксиной. Через полгода они венчаются. В браке рождается сын Женя. Но позже Аркадий вынужден оставить жену и маленького ребенка, уехав по службе в другой город. Некоторое время они активно общаются, а затем молодой отец узнает о смерти своего ребенка, уходит в себя, и семья распадается.

В начале 1920 года Аркадий встречает журналистку Лию Лазаревну Соломянскую, на которой женится во второй раз. Супруга дарит ему замечательного сына Тимура, но и этому браку не суждено продлиться долго. Будучи молодой и наивной, Лия уходит от мужа к более перспективному мужчине.

В 1938 году, работая специальным корреспондентом и приехав в Клин, Гайдар останавливается у хозяина Чернышёва, где и знакомится с его дочерью Дорой. Спустя полгода он просит её руки. Они женятся.