Веласкес годы жизни. Диего Веласкес: биография, произведения художника

Веласкес, один из величайших мастеров мировой живописи, далеко вышел за пределы национальной школы. Уже испанские современники называли его «художником Истины». Какой бы области живописи он ни касался, всюду он сказал новое слово.

Диего Веласкес родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.

Водонос из Севильи

Первым знакомством молодого художника с реальной жизнью стали картины в жанре бодегонов (от слова харчевня, трактир) - изображения скудных завтраков и кухонных сцен с немногими полуфигурами и натюрмортом на переднем плане. Картины населяют увиденные художником на шумных улицах родного города смышленые мальчишки, пожилые горделивые андалусски, статный водонос, желанный гость в часы южного зноя.

Однако счастливые севильские годы остались позади. Благодаря связям Пачеко Веласкес в октябре 1623 года был назначен придворным живописцем с исключительным правом писать портреты короля. Отныне почти сорокалетняя жизнь Веласкеса протекала в Мадриде.

Портрет молодого человека

Все показалось ему чуждым в новой неприветливой столице Испании. Мастерская Веласкеса помещалась в одном из крыльев королевского дворца - Алькасара. В отличие от своих великих современников Рубенса и Рембрандта, Ван Дейка и Пуссена, он не мог целиком отдаться искусству. Его карьера при дворе - карьера придворного, медленно восходившего на иерархической лестнице официальных должностей, вплоть до гофмаршала двора в 1656 году.

Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».

О жизни Веласкеса в Мадриде дошли скупые сведения. Не сохранились его письма, почти нет высказываний, но даже то немногое, что о нем известно, создает исключительно привлекательный образ человека высокого нравственного благородства.



Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628-1629, Мадрид, Прадо; популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Избегая искусственности подобного сопоставления, художник нашел такие формы характеристики, которые резко не разделяют высокое от жизненно достоверного. Его Вакх - простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное.

Триумф Вакха (Пьяницы)

Возможно, по совету Рубенса Филипп IV послал Веласкеса в 1629 году в Италию. Он посетил многие знаменитые города; в Венеции, увлеченный Тицианом, Тинторетто и Веронезе, изучал и копировал их работы. Затем жил в Риме, где и создал в 1630 году «Кузницу Вулкана» (Мадрид, Прадо), в которой, как и в Вакхе, но только сложнее и с большей долей иронии соединил мифологический сюжет со сценой, приближенной к реальности.

О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья; 1634-1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда - одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи.

Сдача Бреды

В 1630-1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.

Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все - Мадрид, Прадо).

Мастер не спешил возвращаться в Испанию, что чрезвычайно раздражало Филиппа IV. Неоднократные напоминания короля и особенно решительное письмо одного из испанских друзей заставили его в июне 1651 года вернуться на родину.

Наступила пора великих творческих свершений и вместе с тем самой напряженной работы при дворе. Веласкес занимает должность гофмаршала, и жизнь его целиком замыкается в стенах Алькасара.

В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. 1657, обе - Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома.

Венера перед зеркалом и Пряхи

Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.

Творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) с полным основанием можно назвать одной из высочайших вершин мировой живописи. Этот художник-реалист расширил тематику и внес много нового в уже существующие в Европе традиционные жанры и, что особенно ценно уже для национального искусства Испании, ярко отобразил на своих полотнах самобытность страны и ее народа.

Художник родился 1599 году в небогатой дворянской семье на юге Испании, в Севилье. Пожалуй, больше любых самых красочных описаний о ней говорит давняя поговорка: «Кто не видел Севильи – тот не видел чуда!» Действительно, в то время этот великолепный город дворцов и фонтанов, храмов и театров, мастерских художников и скульпторов был одним из самых крупных культурных центров страны.

Учителями Веласкеса стали известные художники того времени – реалист Эррера Старший и романтик Франсиско Пачеко. Ранние полотна Диего - это яркие образцы «бодегонес», жанра, очень распространенного в Испании того времени, которые представляют собой бытовые сцены из жизни простых людей.

Совсем молодым человеком Веласкес покинул родину и переехал в Мадрид, где прошла вся его жизнь. Многие художники того времени могли бы позавидовать Диего: он стал придворным живописцем короля Филиппа IV.

Это освобождало его от решения двух очень важных проблем: не нужно было заботиться о хлебе насущном и писать по заказам церкви. Но, с другой стороны, Веласкес на протяжении 40 лет жил по жесткому дворцовому церемониалу и, по сути, не мог распоряжаться своей жизнью. Лишь дважды ему удалось побывать в соседней Италии, где он изучал приемы письма великих мастеров Возрождения.

Кисти Веласкеса принадлежат картины, написанные в самых разных жанрах. Это многочисленные портреты испанской знати – членов королевской семьи, полководцев, кардиналов, дворян и аристократов, полотна с изображением религиозных и мифологических сюжетов, батальных и бытовых сцен.

В оценке творческого наследия художника есть один вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа. В искусствоведении существует понятие «атрибуция», это определение авторства художественного, в том числе, и живописного произведения. Мнения экспертов по поводу количества полотен, написанных Веласкесом, весьма неоднозначны.

Если в 80-х годах XIX века речь шла о 228 картинах, то спустя сто лет – уже только о 123. Объясняется это тем, что у именитых художников, к которым, несомненно, принадлежал и Веласкес, были ученики и неизвестные подражатели, писавшие многочисленные копии с оригиналов.

Только 11 музеев мира имеют в своих собраниях картины Веласкеса, авторство которых не вызывает сомнений. Самым большим располагает мадридский Музей Прадо, 48 находящихся там полотен никогда не покидали родины, так как когда-то были в коллекции испанских монархов. В России, в Государственном Эрмитаже тоже есть две ранние работы великого испанца - «Завтрак» и «Портрет Оливареса».

Реже всего сомнения у экспертов возникают по поводу портретов, так как они писались по заказу знатных людей, после завершения работы становились собственностью владельца, а впоследствии – его семьи.

К самым известным работам Веласкеса в этом жанре можно отнести детские изображения будущей австрийской императрицы Маргариты Марии Терезы Испанской. Сейчас их назвали бы серией, так как из 14 известных портретов королевской особы пять принадлежат кисти Веласкеса. Впервые он запечатлел на картине трехлетнюю девочку, а впоследствии – Маргариту в возрасте пяти, шести, девяти и десяти лет.

В Прадо находится картина «Менины» («Фрейлины»), которая считается одной из самых знаменитых в мире. Ее тоже можно отнести к своего рода групповому портрету, так как на ней запечатлена вся королевская семья: в центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита в окружении свиты, в зеркале видны король Филипп IV и его супруга Марианна. Кстати, это единственное полотно, где чета монархов изображена вместе.



Портрет папы Иннокентия X написан во время поездки в Италию. Учитывая высокий чин, можно было бы ожидать более «снисходительного» взгляда живописца на главу католической церкви. Но художник нарушает устоявшиеся каноны изображения римских пап, он правдив и беспощаден. В реальной жизни Иннокентий был властным и очень жестоким человеком, по его приказу сгорели на кострах инквизиции тысячи еретиков.

От своих тоже не слишком гуманных предшественников он отличался хитростью и коварством. Все эти качества Веласкес запечатлел на полотне. И хотя Иннокентий X щедро наградил живописца за работу, правдивость, с которой был изображен его внутренний мир, не ускользнула от проницательного взгляда: он заметил, что портрет «слишком правдив».



Веласкес много раз писал портреты короля Филиппа IV, который уже после первого полотна со своим изображением сказал художнику:

«Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет»

Монарх был не только покровителем, но и горячим почитателем таланта Диего. Его расположение было настолько велико, что он позволил своему личному живописцу оборудовать художественную мастерскую прямо в королевских покоях. Одной из последних значительных работ великого портретиста своей эпохи оказался портрет Филиппа IV.



Сегодня трудно сказать, насколько внешность людей на портретах Веласкеса соответствует действительности. Но других свидетельств того, как выглядели испанцы из далекого прошлого, у нас нет. Поэтому они для нас навсегда останутся такими, какими их увидел великий живописец.

На этом свете ему было отпущено шесть десятилетий, почти две трети из которых он был придворным живописцем Филиппа IV. Должность, почетная и желанная, но все же губительная для таланта из-за строгого регламента, не помешала Веласкесу создавать картины в совершенно особой живописной манере. С парадных портретов королевской семьи и придворных на зрителя смотрят живые люди. Живописец нередко раскрывает тайны, которые изображаемые им люди предпочли бы скрыть, вовлекает в их переживания, показывает многогранность переживаний и сложность волнений души сильных мира сего.

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо.

Должность придворного живописца короля Испании Филиппа IV принес Веласкесу портрет знаменитого поэта, соперника Лопе де Веги, Луиса де Гонгора-и-Арготе. Работа так понравилась монарху, что он заказал живописцу свой портрет - и снова настолько впечатлился получившейся картиной, что пообещал, что никто, кроме Веласкеса, больше писать его не будет. Так, с 1623 года художник получил почетное право писать все королевское семейство и прославлять в своих полотнах династию Габсбургов.

Диего Веласкес ушел из жизни 6 августа 1660 года, оставив после себя колоссальное творческое наследие, в котором черпали вдохновение многие поколения живописцев, представители романтизма и импрессионизма.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые известные картины Диего Веласкеса.

«Менины» (1656 год)

Картина хранится в мадридском музее Прадо. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» - на картине изображен живописец, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Они видны в зеркале на заднем плане картины, причем, это единственная картина Веласкеса, на которой венценосная чета изображена вместе. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Инфанта держится с несвойственным ее возрасту спокойствием, ничем не выдавая радость находиться рядом с родителями или интерес от необычной обстановки в мастерской художника. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет.

Полотно названо “Менины” – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. В сцене, изображенной Веласкесом, участвуют две фрейлины – это тоже реальные персонажи, имена которых известны. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко. На живописном полотне нашлось место и придворным карликам – Марии Барболе и Николасу Петрусато. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Вместе с тем, очевидно, что Веласкес относился к обоим карликам с большим уважением - Мария Барбола и инфанта не случайно оказываются на одной параллели и их образы отчетливо пересекаются. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. И в этом особенный трагизм.

Отдельного внимания заслуживает и автопортрет Веласкеса – себя художник изобразил за работой, с кистями и палитрой, в черном костюме. На груди его красуется крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» были написаны в 1656 году – а членом ордена Веласкес стал только в 1659 году. Крест был дописан позже – причем, по легенде, его дописал собственноручно король Филипп IV.

«Пряхи» (1655-1657 годы)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.

Портрет папы Иннокентия Х (1650 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета. Папа Иннокентий Х изображен в парадных пышных одеждах, сидящий в богато украшенном кресле – и вместе с тем, это не классический парадный портрет. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Вживую художник встречался с Иннокентием Х дважды во время своего визита в Рим в 1650 году – и впечатление от обеих встреч сумел воплотить а портрете. Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. Однако в его холодных светлых глазах читается подавленность, очевидно, что он чем-то глубоко озабочен – именно таким Веласкесу довелось однажды случайно увидеть папу, стать свидетелем его личных переживаний, скрываемых от посторонних глаз. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво!» За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.

«Венера с зеркалом» (ок. 1647-1651 года)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Сюжет был выбран Веласкесов под влиянием творений венецианцев эпохи Возрождения – Джорджоне и Тициана. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной, играя на перспективу. Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви.

«Сдача Бреды» (1634 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Цикл был заказан Веласкесу для украшения зала королевств во вдорце Буэн-Ретиро – прославленный испанский художник должен был запечатлеть всю мощь, славу и непобедимость династии Габсбургов. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Веласкес изобразил на своем полотне сцену передачи ключей от города губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным. Художник верил – обе стороны в любой войне в равной степени достойны почтения, именно поэтому не воспевал своих соотечественников и не преуменьшал достоинства воинов Нидерландов. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.

Diego Velazquez /1599-1660/. Александр_Ш_Крылов все записи автора


Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.
Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».


"Завтрак" 1617


"Христос в доме Марфы и Марии" 1618


"Непорочное зачатие" 1618


"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618


"Поклонение волхвов" 1619


"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620


"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент


"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.


"Первый министр герцог де Оливарес"


"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.


"Продавец воды в Севилье" 1623


"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.
Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630-1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.


"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.
В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.
В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.
Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.


"Конный портрет принца Балтазара"


"Бахус" 1629


"Граф Ольварес на коне" 1634


"Портрет инфанты Маргариты" 1660


"Конный портрет Филиппа IV"


"Don Balthasar Carlos "


"Белая лошадь"


"Infanta Marguarite Therese" 1654


"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640


"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657


"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53


"Margaretha as a child Sun"


"Молодая дама"


"Francisco Bandres De Abarca"


"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36


"Автопортрет" 1643


"Св. Антоний"


"Инфанта Мария Австрийская"


"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "


"Святые Антоний и Павел"


"Коронация девы Марии" 1645


"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645


"Кардинал Камилло Асталли"


"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"


"Искушение святого Фомы Аквинского"


"Карлик с собакой" 1650


"Демокрит" 1628-29

"Набросок головы Аполлона" 1630


"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630


"Инфанта Маргарита Мария"


"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645


"Портрет Марии Луизы"


"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"


"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса


"Христос на кресте" 1632


"Распятие "


"Портрет поэта Луиса де Гонгора"


"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32


"Хуан-де-Парейя" 1650


"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634


"Папа Иннокентий X" 1650


"Портрет короля Филиппа IV"


"Шут"

Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии. Именно он в европейском искусстве заложил основы Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Именно она и свидетельствует о заинтересованном изучении Веласкесом многих наук, но наиболее манящей для него всё же является живопись.

Детские годы

В городе Севилья в небогатой, но знатной семье принявших христианство евреев шестого июня 1599 года родился Веласкес Диего де Сильва. Он был старшим из восьмерых детей в семье. По распространённому андалузскому обычаю Диего и его брат (тоже художник) взяли фамилию матери. Будущую судьбу мальчика во многом определил тот факт, что его отец был выходцем из Португалии. Сначала Диего, так же как и других детей мужского пола, отдали в латинскую монастырскую школу.

Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, поэтому его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры. Факт выбранной профессии стал вызовом для местной аристократии, так как считалась недостойным дворянина занятием. Характер преподавателя был несносен, из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера, и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность.

В доме у Пачеко

Диего Веласкес оставался в мастерской Пачеко до получения звания мастера в восемнадцатилетнем возрасте. Именно благодаря советам своего учителя он совершенствует умение точного воспроизведения натуры. Здесь творчество Диего Веласкеса представлено следующими картинами: «Непорочное зачатие», «Завтрак», «Ужин в Эммаусе», «Старая кухарка», «Водонос», «Поклонение волхвов», «Христос в доме Марфы и Марии», «Музыканты».

После окончания обучения наставник, которого привлекли добродетель, чистота, гениальность, а также другие положительные качества его ученика, отдал замуж за него свою единственную дочь, шестнадцатилетнюю Хуану Миранду. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Он изображает гордых андалузских дам, седых старцев, весёлых мальчишек и молодых испанских людей. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Как правило, эти картины не имеют мистической окраски, а напоминают, скорее, бытовые сцены.

Переезд в Мадрид

Сменив всё придворное окружение своего отца, молодой (шестнадцати лет от роду) правитель Филипп Четвёртый узнал, что в Севилье живёт талантливый Веласкес, который тут же был призван во дворец.

В 24-летнем возрасте вместе с тестем Диего прибывает в Мадрид. Его покровителем здесь становится премьер-министр Оливарес. Написанный художником «Портрет молодого короля Филиппа IV» имеет большой успех, после чего ему присваивается титул придворного художника. Но, к сожалению, данная работа не дошла до наших времён.

Портретное творчество

Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Ему в одном из крыльев дворца отведены парадные апартаменты, а в пригороде, в одном из замков, у него есть просторная мастерская. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. До нашего времени дошли портреты, на которых видны изменения лица по мере её роста и взросления.

Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы. В результате появилось большое количество изображений придворных и политических деятелей, а также галерея ярких представителей испанской культуры.

«Изгнание морисков»

Но не только поклонение вызывало творчество Диего, зависть наиболее авторитетных художников привела к конфликту из-за того, что молодой творец не считался с академическими традициями. В результате этого по настоянию его «старших товарищей» был устроен конкурс, к которому 28-летний автор написал историческую большую картину «Изгнание морисков». Она посвящена изгнанию из страны всех жителей арабского происхождения, наиболее трагичной части истории страны.

Восторг вызвала работа, которую выполнил Диего Веласкес. Картины, описание которых соответствовали официальному предназначению, висевшие в одном из дворцовых залов, пополнил и этот резкий, полный экспрессии, шедевр. После нескольких недель его велено было перенести в место, где находились любимые картины короля - зеркальный зал.

Что касается самого автора, то он получил высокую, равноценную камергеру, должность хранителя королевской двери. Зависть и недоброжелательность никак не повлияли на человеческие качества Веласкеса. Он сохранил внутреннюю свободу от прихотей испанской знати. Эта картина, к великому сожалению, не сохранилась до наших дней.

Античные сюжеты

Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы», или «Вакх». Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Здесь наблюдается уже более смелый выбор типажей и реалистичные характеристики деклассированных представителей общества того времени. Всё выполнено мастерски, подобно современному театру и литературе изображаются бесшабашность, горечь и веселье. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.

Именно античный сюжет позволил ему порвать со ставшей уже традиционной интерьерной бытовой сценой. Благодаря действию на природе освещение становится ровнее, а краски богаче. Но пока ещё очень сильны контрасты тени и света, поэтому передний план слегка тяжеловесен, так как этот метод является новым для автора. А более совершенное владение творец приобретёт позднее.

Поездка в Италию. Диего Веласкес: «Кузница Вулкана»

По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Автор изобразил момент получения огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).

В этой работе полностью отсутствует приземлённость, но ирония творца здесь явно заметна. Несмотря на сияние Аполлона, его образ весьма прозаичен. Вулкан и его помощники тоже представлены живыми людьми, не отличающимися божественной красотой.

Эта страна много дала Веласкесу, его живопись стала более совершенной и зрелой, исчезли тёмные тени и резкие линии, очень значимым стал пейзажный фон.

«Сдача Бреды»

Во всём своём блеске художником представлено собственное мастерство в единственном батальном полотне - «Сдача Бреды». Здесь изображено событие падения голландской крепости Бреды, осаждённой испанцами. Её комендант Юстин Нассауский вручил ключи испанскому полководцу Спиноле.

Вдвоём они изображены в центре полотна. Согнутый тяжестью разгрома Нассау устремляется к победителю с ключом в руке. С другой стороны в чёрных доспехах теснятся испанцы, а стройные копья создают ощущение превосходства мощи и численности испанского отряда.

По новизне художественного решения, а также правдивости изображения исторического события эта картина стала откровением для своего времени.

Но по-прежнему портреты являются ведущим жанром в творчестве Веласкеса. Они стали более разнообразными по живописному решению и композиции. Всё это сочетается с живописной свободой и исключительной убедительностью в трактовке пейзажей. На протяжении десятилетия мастером создана целая серия портретов шутов и карликов. К этому же времени относится и картина, написанная на запрещаемый инквизицией сюжет «Венера и Купидон» с редчайшим в испанской живописи изображением обнажённого женского тела.

Картины религиозного содержания. Визит в Рим

Испанский король для монастыря Сан-Пласидо заказал Диего картину. Эта работа под названием «Распятие Христа» принесла автору ошеломительный успех, а её композиция удивительно проста. Изображение Христа не имеет пейзажного фона, также автор постарался минимально выразить страдание на его лице. Пропорции, хоть и идеальны, отличаются от мускулистых канонов. Картина создаёт атмосферу глубокого раздумья и абсолютного безмолвия.

Наряду с этой художником написаны и другие картины аналогичного содержания. Веласкес Диего, картины которого уже прославлены, опять посещает Италию. Произведения, созданные здесь, принесли творцу ещё большую популярность. Наиболее ярким образцом является «Портрет Папы Иннокентия X», который имеет особое значение благодаря необыкновенному мастерству живописи, глубокому психологизму и остроте характеристики.

Понтифик изображён сидящим в кресле в исполненной скрытым напряжением позе. Пронизывает фигуру и придаёт ей живость доминирующий красный тон, особенно интенсивный в горячем свете. Не стремясь облагородить некрасивое лицо Папы, автор изобразил его цепкий и тяжёлый взгляд, темперамент и внутреннюю силу. Перед зрителем предстаёт не духовное лицо, а, скорее, светский правитель - умный, энергичный, хитрый, порочный и жестокий.

Несмотря на щедрую награду за портрет, Иннокентий нашёл его слишком правдивым, а из-за письма Филиппа, побоявшегося потерять художника, Диего Веласкес (краткая биография которого не упускает ни одного значимого события в его жизни) возвращается на родину. После этого король возводит его на самую высокую должность в государстве - гофмаршала, после чего художник получает полную независимость.

«Менины»

Величайшим творением Диего считается картина «Менины». Само это слово обозначает девушку, принадлежащую к аристократической семье, которая занимает должность фрейлины испанской инфанты. Композиция этого произведения весьма необычна.

Художник изобразил одну из комнат королевского дворца - большую и сумрачную. В левой её части на подрамнике стоит он сам возле большого холста и пишет портрет семьи короля. Её отражение зритель может увидеть в зеркале, находящемся за спиной творца. В центре комнаты в окружении карликов и двух менин стоит Маргарита, очаровательная маленькая инфанта. За ними расположены фигуры кавалера и а за распахнутой дверью на заднем плане - гофмаршал королевы.

Из европейских художников Веласкес первым показал закулисную жизнь королевского двора. Маленькая инфанта и фрейлины изображены с большой выразительностью. Одна из них, согласно этикету, стоит на коленях перед Маргаритой, подавая ей бокал с водой. Карлик кажется подвижным и толкает большую собаку, а толстая карлица в оцепенении застыла.

Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины». Здесь соединились и элементы группового портрета, и бытовые сцены. Мастерски автор передал выходящее за рамки полотна пространство, наполнив его светом и воздухом из распахнутого окна.

«Миф об Арахне»

Вершиной творческого мастерства художника является произведение «Пряха», посвящённая трудовому испанскому народу. Эта картина первая в истории западноевропейской живописи рассказала о простом человеке, его труде.

В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. В полумрачной ткацкой мастерской на первом плане изображены прядильщицы, которые заняты своим трудом. В середине подбирает с пола мотки шерсти молодая работница, опустившись при этом на колено. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. У её босых ног лежит кошка. На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой. Сцена изображена без прикрас, обыденно, но необходимый динамизм ей придаёт вращающееся колесо станка и колоритность.

На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления. На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками. Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории.

Данная картина - не только апогей творчества Веласкеса и последняя его крупная работа, но и сочувствующее и глубокое понимание несправедливости всего мироустройства.

К этому времени придворная карьера Веласкеса достигает своей наивысшей точки - он награждён крестом Сантьяго, самым значимым орденом Испании. Этот факт стал прецедентом, так как кавалером одного из самых древних европейских стал человек искусства.

Но в это время творец был уже тяжело болен малярией, которой заразился во время церемонии бракосочетания французского короля и испанской принцессы на острове Фазанов. После возвращения в Мадрид Диего Родригес де Сильва Веласкес умер в возрасте шестидесяти одного года. С его смертью эпоха расцвета испанской живописи закончилась.