Биография марка шагала. Марк Захарович Шагал: картины и биография

Марк Шагал. Над городом. 1918 г. , Москва

Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.

Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).

Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.

Предыстория картины

Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.

Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.

Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.

Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

Марк Шагал. Над городом (фрагмент). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Образ города

Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.


Марк Шагал. Над городом (деталь). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.

Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.

Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.

Почему коза зелёная

Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».

Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.

Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.


Марк Шагал. Фрагмент с зеленой козой на картине «Над городом».

На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.


Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».

И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.


Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция

Почему так много заборов

Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.

В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.

Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.

Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.

И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.


Марк Шагал. Деталь картины «Над городом».

Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?

Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.

И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.

Почему Шагал так неповторим

Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.

Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.

И у него действительно получалось быть счастливым.

Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.

Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).

Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.

В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.

Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.


Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США

Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».

Вконтакте

Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш ‏מאַרק שאַגאַל‏‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Белоруссия) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) - российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824-?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844-?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война, и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.

В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года Белла умерла от сепсиса в местной больнице; спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» - Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

1997 - первая выставка художника в Белоруссии.

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, - Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей - выходец из Белоруссии, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 метра.

Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала - музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:

  • Белый сектор - «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
  • Синий сектор - «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
  • Жёлтый сектор - «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
  • Красный сектор - «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
  • Зелёный сектор - «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником », - сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) - принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

О М. Шагале

  • Фильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали.
  • Google Doodle
  • Фильм «Шагал - Малевич» режиссёра А. Митты, 2014 г.

Память

  • В 1992 году на родине Шагала в Витебске был открыт дом-музей.
  • Лайнер Airbus A321 (VP-BUP) авиакомпании «Аэрофлот» «М. Шагал».
  • 28 марта 2014 года на фасаде дома в Санкт-Петербурге, где Шагал с супругой Беллой проживал с 1915 по 1918 годы (Перекупной пер., д. 7), была установлена мемориальная доска в виде палитры живописца.
  • В марте 2016 года именем Шагала была названа набережная в Москве.
  • 6-7 июля 2017 года отметили 130-летие со дня рождения Марка Шагала в Витебске..

Семья

  • первая жена - Белла Розенфельд (15.12.1889 или 1895 - 2.09.1944)
    • единственная дочь Ида, биограф отца; первый брак (Мишель Горди) бездетный, во втором (искусствовед Франц Мейер) - трое детей
  • Вирджиния Хаггард (официально в отношениях не состояла) - мать единственного сына Шагала, Дэвида МакНила, писателя и музыканта.
  • вторая жена, с 1952 г - Валентина Григорьевна Бродская (1905-1993).

Книги и альбомы

  • Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. - М.: Знание,1988. - 56 с.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 46 с.
  • Апчинская Наталия. Марк Шагал. Графика. - М.: Советский художник, 1990. - 224 с. - 25 000 экз.
  • Марк Шагал. Альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. - Усть-Илимск: Сибирь, 1992. - 46 с.
  • Шагал. Возвращение мастера / С вступ. словом Андрея Вознесенского. - М.: Советский художник, 1988. - 326 с.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., коммент., пер. с идиша Л. Беринский. - М.: Современник, 1989. - 224 с. - 50 000 экз.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. - М.: Эллис Лак, 1994. - 208 с. - 50 000 экз.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. - М.: Азбука, 2000. - 416 с. - 5000 экз.
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. - Сканрус, 2005. - 352 с.
  • Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. - М.: Текст, 2009. - 320 с. - (Чейсовская коллекция). - 3500 экз.
  • Александр Каменский. Марк Шагал. Художник из России. - М.: Трилистник, 2005. - 304 с., 170 цв. ил.
  • Каменский М. А. Александр Каменский пишет о Шагале. (К 90-летию Александра Абрамовича Каменcкого) // Марк Шагал и Петербург: жизнь, творчество, наследие: Материалы международного симпозиума. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С. 97-101.

Галерея

  • Иллюстрация с дарственной надписью Шагала

Если мы попросим вас назвать одну картину Марка Шагала, гарантируем: вы назовете полотно «Над городом». А вы видели, насколько поздние картины художника отличаются от ранних работ? Вы знали, кого он рисовал во всех своих женских образах и когда начал предугадывать опасность для жизни евреев? KYKY совместно с брендом Бульбашъ®, который выпускает новогодний календарь, посвященный беларускому изобразительному искусству, решил изучить десять работ Шагала, чтобы помнить тех, кем стоит гордиться. Ну и чтобы было, чем козырнуть в светской беседе в компании эстетов.

«Старушка с клубком», 1906 год

В 1906 году, в год, когда была написана эта картина, Марк Шагал учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, а затем переехал в Петербург.

ВЫ ЧИТАЕТЕ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БЛАГОДАРЯ БРЕНДУ бульбашъ®

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу с таким нежным названием, кстати говоря, его приняли без экзамена сразу на третий курс. А «Старушка с клубком» – картина Шагала, очень характерная для описанного периода жизни художника. Чистый экспрессионизм, в котором выражение преобладает над изображением.

«Модель», 1910 год

Когда Шагал написал «Модель», он уже жил в Париже. В этом периоде своей жизни он познакомился с новыми для себя направлениями художественного искусства: кубизмом, фовизмом и экспрессионизмом. И, кстати, только во Франции начал называть себя Марком, а не Моисеем, как было принято с рождения.

На картине изображена девушка, пишущая картину. Несмотря на то, что художница одета по парижской моде, на стене виден ковер с характерным славянским орнаментом – своеобразная дань родине. Пускаться в выяснения, чей он художник, мы не будем, но намекнем, что Википедия считает его «российским и французским художником еврейского происхождения, родившимся в Витебской губернии».

На эту тему: «На наших глазах выросло поколение Ў». Завсегдатаи Галереи о том, как это место стало культовым

И хотя дама на полотне спокойна, цветовая гамма картины тревожна. Известно, что красные оттенки ассоциировались у Шагала с беспокойством: в детстве в Витебске маленький художник стал свидетелем пожара. Тогда будущий творец едва спасся. Похоже, что на картине Шагал воплотил все свое беспокойство и тревогу, связанные с только что случившимся переездом из Петербурга в Париж.

«Скрипач», 1912-1913 года

В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима.

И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Сам Шагал направо и налево рассказывал, что это не художественный прием: якобы, у него был родной дядя, который, когда пил компот, забирался на крышу, чтобы его никто не мог побеспокоить. Остается верить художнику на слово.

«Голубые любовники», 1914 год

Известная серия Марка Шагала – «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Серые любовники», «Зеленые любовники» – была посвящена его любимой женщине – дочери успешного ювелира Белле Розенфельд. Эти картины писались в период их брака, хотя и после смерти Беллы Шагал продолжал вписывать ее почти во все свои женские образы. Неудивительно – Розенфельд ждала Шагала четыре года, пока он был в Париже. После чего Шагал вернулся в Витебск, чтобы забрать Беллу во Францию.

На эту тему: «Я вёз бесценные экспонаты в обычном багаже». Музей Хаима Сутина в Cмиловичах

Картина «Голубые любовники» явно фантасмагорична. Пространство и предметы искажаются, будто во сне. Синий для художника – это воплощение Богоматери, царства Небесного. Именно этот цвет Шагал использовал, чтобы передать ощущение влюбленности, счастья и нежности.

«Ворота еврейского кладбища», 1916 год

Мир картины – духовный и устремленный к небу, одновременно рушащийся и хаотичный. Присмотритесь: тут изображены монументальные старые ворота, открытые для новых обитателей. Взгляд смотрящего идет по лунной дорожке к могилам, которые стоят в самом центре полотна.

Абстрактные цветовые плоскости, контрасты, динамика лунного света и ночного неба придают картине, как отмечают исследователи работ Шагала, черты сакральной живописи. На самом деле важнее всего понимать, что уже в 1916 году Шагал предчувствовал глобальную трагедию.

«Над городом», 1914-1918 год

Ну эту картину вы точно знаете. Конечно, догадаться, что здесь изображены художник и его супруга Белла, несложно. И летят они над Витебском – это тоже понятно.

Календарь Бульбашъ

Шагал стремится показать человеку скоротечность времени, и то, насколько впустую он его тратит. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний и снов. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире. Шагал, кстати рисовал летающими не только влюбленных – для него полет вообще не был странным времяпрепровождением человека, и мог происходить от разных эмоций душевных состояний.

А еще мы настойчиво просим вас заметить слева под забором человечка, который справляет нужду – вот оно, понимание шагаловской романтики. Мир неделим, а бытовая ирония соседствует с любовной лирикой. Все, как в жизни.

«Прогулка», 1918 год

Снова мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в мире нет ничего важного. Эти двое – опять-таки реальные люди – сам Марк и его жена Белла. Он стоит на земле. Она – в небесах. И при этом они вместе, держась за руки, соединяют земной мир с миром снов.

Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо, имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

«Белое распятие», 1938 год

На эту тему: «Легальные» спектакли, которые обязан посмотреть каждый беларус

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

На картине можно увидеть зеленую фигуру с мешком за плечами. Эта фигура присутствует на нескольких работах Шагала и интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. Также в середине композиции изображена лодка – ассоциация с надеждой на спасение от нацистов.

Картина написана прямо перед войной – в тот год, когда нацисты устроили целую серию убийств еврейского народа. Задний план этой картины как раз и показывает сцены бедствий, погромов и преследований. «Белое распятие» – это явное предчувствие грядущего Холокоста. Кстати, это любимая картина папы римского Франциска.

«Свадебные огни», 1945 год

На эту тему: «Шуберт – это попса 19-го века». Кто и как поднимает классическую музыку в Беларуси с колен

Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника - Белле. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее. Еще две его известные пассии – дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Манкилл-Хаггард, которая сбежала от Марка с их сыном, и Валентина Бродская – дочь киевского фабриканта, которая прожила с Шагалом 33 года и стала для него отличным менеджером. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.

«Ночь», 1953 год

Переезды художника, события его жизни меняли направленность его живописи. Мировоззрение Шагала, динамичное и многослойное, иногда с трудом дает понять сюжеты его картин. Картина написана по возвращению в Париж после эмиграции в США. За год до этого он уже повстречал владелицу лондонского салона шляп Валентину Бродскую и явно начал менять свой взгляд на мир и прежнюю жизнь.

ООО «Завод Бульбашъ»
УНП 800009185

Мистическая «Ночь», как отмечают искусствоведы, отображает религиозную тематику и передает ностальгию по Витебску. Также это произведение показывает любовь Шагала к женщинам, но сюжет непонятен без изучения цветовой гаммы. Красный петух – ожидания художника скорых перемен и тревог. Петух связан и с религиозными взглядами Шагала. Продолжается тема летающих людей. Женщина выглядит реально. Полет символизирует свободу. А ночь на фоне только подчеркивает ее: абсолютная свобода путешествий во снах.

Кстати, с одобрения Валентины Шагал начал рисовать эскизы для церковных витражей . Так что если будете во французском соборе Святого Стефана в Меце, немецкой церкви Святого Мартина и Святого Стефана в Майне, в английском Соборе Всех Святых в Тудли, здании ООН в Нью-Йорке – не забудьте спросить там о нем.

В этом году компания Бульбашъ ® благодаря работам молодых авторов, которые вдохновились произведениями культовых беларуских художников создала оригинальный календарь . Работы в нем посвящены 12-ти знаменитым мастерам Беларуси: Питеру Блюму, Марку Шагалу, Элю Лисицкому, Язепу Дроздовичу, Наполеону Орде и другим. Идея раскрывается и в лимитированной серии самого продукта Бульбашъ® Особая Art Edition, и в календарях Бульбашъ® на 2018 год.

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился 6 июля 1887 года в Витебске, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье.

Отец художника Хацкель (Захар) Мордух работал грузчиком в лавке торговца селедками. Человек он был глубоко религиозный, тихий и добрый. Мать Фейга Ита, дочь мясника из Лиозно, в отличие от мужа была женщиной словоохотливой, веселой и деятельной. Шагал в своем характере и творчестве объединил черты и отца и матери.

Марк Шагал - урождённый Мойше Шагал, или в русской транскрипции Мовшa Хацкелевич Шагалов. Настоящая фамилия семьи — Сегал; по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. В 1906 году Марк поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье.

В 1907 году Марк уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Николаем Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок — для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 году Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.

В 1910 году, уезжая в первый раз в Париж, он злится на отца:


- Послушай, у тебя взрослый сын, художник. Когда ты перестанешь надрываться как проклятый на своего хозяина? Видишь, не умер же я в Петербурге? Хватило мне на котлеты? Ну, так что со мной станет в Париже?


- Уйти с работы? - возмущался отец. - А кто будет меня кормить? Уж не ты ли? Как же, знаем.

Мама хваталась за сердце:


- Сынок, не забывай отца с матерью. Пиши почаще. Проси, что понадобится.

В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.

Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером, экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном Метцзингером. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которого проявлялись ещё в Петербурге. За те четыре года в Париже Шагал написал "Я и деревня" (1911), "Автопортрет с семью пальцами" (1912), "Скрипрач" (1912) и др. Часто в его картинах фигурировали неброские герои приятной наружности, с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора.

В 1911-13 гг. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине.

Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России. В 1914 году при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. После ее открытия Шагал уехал в Витебск; в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 года.

В 1915 году Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве; сам Шагал считал ее своей музой. Белла тоже стала частой героиней его картин, таких как "Двойной портрет со стаканом вина" (1917) и "День рождения" (1915-1923).

Мама Беллы была крайне недовольна выбором дочери: «Пропадешь ты с ним, доченька, пропадешь ни за грош. Художник! Куда это годится? Что скажут люди?»

Белла и Марк провели медовый месяц в деревенской райской тишине. «В полдень наша комната была похожа на великолепное панно - хоть сейчас в Париже выставляй». Потом вспыхнула Первая мировая. У Шагала отобрали паспорт и посадили писарем в какую-то военную контору.


«Немцы одержали первые победы. Удушающие газы достигали меня даже на службе, на Литейном проспекте. Живопись заглохла». Узнав о том, что где-то в центре идет погром, Шагал побежал туда. Он должен был видеть это своими глазами.


«Вдруг из-за угла прямо передо мной вырастают громилы - четверо или пятеро, вооруженные до зубов. - Жид? - Я колебался секунду, не больше. Ночь, откупиться нечем, отбиться или убежать не смогу. Моя смерть была бы бессмысленной. Я хотел жить…» Его отпустили. Не теряя времени, он побежал дальше в центр. И все увидел: как стреляют, как грабят, как сбрасывают людей в реку. «А потом, - пишет он, - на Россию надвинулись льды. Мадам Керенский бежал. Ленин произнес речь с балкона. Зияют дали. Огромные и пустые. Хлеба нет».


У них с Беллой родилась дочка, Идочка. Есть было нечего. Несколько лет они метались между Витебском, Петроградом и Москвой. У родителей жены отняли все. Тещу забрали. Мама умерла. Отца задавил грузовик. Последние кольца жена поменяла на кусочек масла.


Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Там было человек пятьдесят сирот. «Все они были беспризорники, битые уголовниками, помнившие блеск ножа, которым зарезали их родителей, никогда не забывавшие предсмертных стонов отца и матери. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. И вот их-то я учил рисованию. Как жадно они рисовали! Набрасывались на краски, как звери на мясо. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал! Товарищ Шагал!» Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».

Шагал поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие).

В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, и активно включился в организацию новой культурной жизни России. В 1918 году Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников.

Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Эти разногласия переросли в открытый конфликт, и в начале 1920 года Шагал покинул школу и уехал в Москву вместе с женой и дочерью, где до отъезда на Запад в 1922 года работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов!» («Поздравляем!») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.

В 1921 году Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Он продолжал участвовать в выставках В 1921-22 гг. принимал активное участие в художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 году в Москве). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).

В 1922 году Шагал окончательно решил покинуть Россию и уехал сначала в Каунас для устройства своей выставки, а затем в Берлин, где выполнил по заказу издателя П. Кассирера серию офортов и гравюр для автобиографической книги «Моя жизнь» (альбом гравюр без текста вышел в Берлине в 1923 году; первое издание текста «Моя жизнь» появилось на идиш в журнале «Цукунфт», март-июнь 1925; текст книги «Моя жизнь», иллюстрированный ранними рисунками, издан в Париже в 1931 г.; на русском языке в переводе с французского, М., 1994).

В конце 1923 году Шагал поселился в Париже, где познакомился со многими авангардистскими поэтами и художниками — П. Элюаром, А. Мальро, М. Эрнстом, а также с А. Волларом, меценатом и издателем, который заказал ему иллюстрации, в том числе к Библии.

Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 году отправился на Ближний Восток. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль; во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Тогда же побывал в Египте. В 1924 году участвовал в альманахе «Халястре», издававшемся П. Маркишем.

В 1920-30-х гг. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин; 1924, Брюссель и Париж; 1926, Нью-Йорк; 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам, Прага и другие), а также изучал классическое искусство. В 1933 году в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. В том же году в Мангейме по приказу Геббельса было устроено публичное сожжение работ Шагала, а в 1937-39 гг. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. В начале Второй мировой войны в связи с оккупацией Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в июне 1941 года, на следующий день после нападения Германии на Советский Союз, по приглашению Музея современного искусства он переехал в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и других городах прошло много персональных и ретроспективных выставок Шагала. В 1942 году Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 году — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

В 1944 году скончалась жена Шагала Белла. Марк Шагал долго не мог заставить себя взять кисть в руки, все начатые работы в мастерской были поставлены лицом к стене. Только после года молчания, Шагал вновь возвращается к работе.

После окончания войны, в 1947 году Марк Шагал возвращается во Францию и поселяется на вилле “Холм” недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу Средиземного моря.

Мемуары Беллы «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 году. В том же году состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 году, впервые после войны, в Париже; за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. В 1948 году Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа. В 1952 году женился на Валентине Бродской. В 1948 году на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.

В 1951 году Шагал посетил Израиль в связи с открытием его ретроспективной выставки в музее при школе Бецалель в Иерусалиме, побывал также в Тель-Авиве и Хайфе. В 1977 году Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Иерусалима.

С 1950-х гг. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года — мозаикой и шпалерами. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958-60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960-62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке, и другие.

В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. С 1950-х гг. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.

Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально, но органично переосмысленных и образующих единое целое. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе. От своего первого учителя И. Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашел выражение и в особенностях его образного строя. В первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

В первые годы творчества местом действия его произведений является Витебск — улочка, площадь, дом («Мертвый», 1908, Центр Помпиду, Париж). В этот период в пейзажах Витебска, сценах из жизни общины присутствуют черты гротеска. Они напоминают театральные мизансцены, подчиненные точно выверенному ритму. Цветовая гамма ранних работ в основном построена на зеленых и коричневых тонах с присутствием фиолетового; формат картин приближается к квадрату («Шаббат», 1910, Музей Людвига, Кельн).

Первый период пребывания в Париже (1910-14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями, из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние; в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства авангарда в России. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала; они часто сочетаются с черным, иногда составляющим фон.

Последовавший затем «русский период» (1914-22) был временем обобщения накопленного опыта. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914-18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.

Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Казалось, художник подводил итоги своей жизни; он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой.

Почти до конца 1920-х гг. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923-27, опубликовано в 1948 г.) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926-30, опубликовано в 1952 году).

В эти годы Шагал продолжал заниматься живописью, писал много натурных этюдов («Ида у окна», 1924, Городской музей, Амстердам). Его палитра высветлилась и стала более пестрой, композиции изобиловали подробностями. Шагал вернулся к своим старым произведениям, создавая вариации на их темы («Читающий», 1923-26, Художественный музей, Базель; «День рождения», 1923, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

В 1931 году Шагал создал по заказу А. Воллара 39 гуашей — иллюстраций к Библии, в которых отчетливо видны изменения образного строя: Шагал отказался от реминисценций темы «штетла» (см. Местечко), его пейзажи монументальны, а образы патриархов вызывают в памяти портреты старцев Рембрандта.

В конце 1930-х гг. ощущение надвигающейся Катастрофы нашло выражение в «Распятиях» («Белое распятие», 1938, Институт искусства, Чикаго; «Мученик», 1940, собрание семьи). Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора); ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам.

В позднем творчестве Шагала преобладает религиозная тематика. Выполненные в 1950-60-х гг. 17 больших полотен, вошедших в цикл «Библейские образы», отчасти основывались на более ранних работах Шагала («Рай», «Авраам и три ангела», «Песнь Песней», все — Музей «Библейские образы Шагала», Ницца). Живописи Шагала позднего периода, связанной с библейской тематикой, присущи экспрессия и трагизм («Моисей, разбивающий скрижали», Музей Вальраф-Рихарц, Кельн).

Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета, использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.

Живопись Шагала 1970-80-х гг. включает также лирические произведения, возвращающие художника в прошлое — к образу местечка, к воспоминаниям о близких («Отдых», 1975; «Невеста с букетом», 1977, обе — галерея П. Матисса, Нью-Йорк). Выполненные маслом, они напоминают пастели — размытые контуры, разноцветное марево создают ощущение призрачного видения-миража.

В 1964 году Шагал разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления Paris Opera, а через два года завершил работу над фресками в New York Metropolitan Opera. В 1967 году он участвовал как художник в постановке "Волшебной флейты" Моцарта в Мetropolitan Opera. В 1973 году в Ницце открылся Музей Марка Шагала, а в 1977 году в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника.

На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, в начале на идиш и на русском языке, а затем и на французском. Лирика Шагала пронизана еврейскими мотивами, в ней можно найти отклики на трагические события еврейской истории — например, поэма «Памяти еврейских художников — жертв Катастрофы». Многие стихи Шагала являются своеобразным ключом для понимания его живописи. (Подборка стихотворений Шагала — в переводах с идиш и написанных по-русски — опубликована в сборнике М. Шагал. «Ангел над крышами. Стихи, проза, статьи, письма», М., 1989).

Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках влюбленные, и мифические животные, и библейские пророки, и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства.

Шагал прожил долгую жизнь: почти сто лет. Он был свидетелем страшных событий, но безумства XX века не помешали художнику воспринимать мир со светлой грустью подлинного мудреца.

Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере.


Он сказал о себе: «Я жизнь прожил жизнь в предощущенье чуда»

Лишь та страна моя - что в сердце у меня.
В которую как свой, без всяких виз и видов,
Вхожу. Моя печаль и горечь ей видна.
Она, моя страна, меня уложит спать,
Она меня укроет благоуханным камнем.
Я думаю, сейчас пойди я даже вспять -
Я все равно уйду вперед, Туда,
К высотным, горным Вратам.


Кем должен был стать один из восьми детей, родившихся в конце девятнадцатого столетия в маленьком местечке под Витебском в семье бедного еврея - разносчика селедки? Наверное, мировой знаменитостью. Так и случилось. И если кто-то еще не догадался, о ком идет речь, знайте - это известный художник Марк Шагал. Краткая биография его детства, конечно, не содержит никаких намеков на звездное будущее. И тем не менее, имя этого человека на сегодняшний день достаточно популярно.

Начало творческого пути

Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. После освоения азов образования в школе, до начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина "Смерть", которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.

Затем молодой Марк Шагал переехал в Париж, в студию на окраине города Богемии, в известный район под названием Ля Руш. Там он встретил несколько известных писателей и художников, в том числе Гийома Аполлинера, Роберта Делоне и других. В этой компании приветствовалось экспериментирование, и Шагал быстро начал развивать поэтические и инновационные тенденции, находясь под влиянием импрессионистов и постимпрессионистов.

Возвращение в родные места

И с этого времени только начинается его творческая биография. Марк Шагал полюбил Париж навсегда. Художник называл его вторым Витебском. Французская столица была центром мировой живописи, и там Марк неожиданно для себя приобрел известность. Именно Париж Марк Захарович считал источником своего вдохновения. И здесь его практически объявили одним из основоположников такого жанра живописи, как сюрреализм. Но он уезжает.

После берлинской выставки Марк Захарович возвращается в Витебск, где, впрочем, не намерен оставаться слишком долго, только чтобы успеть жениться на своей невесте Белле. Однако застрял в связи с началом Первой Мировой войны, так как российские границы были закрыты на неопределенный срок.

Но, вместо того чтобы впасть в отчаяние, Марк Шагал продолжает творить. Женившись на Белле в 1915 году, он создает такие шедевры, как "День рождения" и игривое акробатическое полотно под названием "Двойной портрет с бокалом вина". Все произведения этого периода выступают в качестве свидетелей радостного состояния художника в течение первых лет его супружеской жизни.

Революционный период в жизни художника

У евреев были все основания любить революцию. Ведь она уничтожила черту оседлости и дала возможность многим представителям этой национальности стать комиссарами. А как относился к революции Марк Захарович? И какие сведения об этом периоде содержит его биография? Марк Шагал тоже пытался любить революцию. В своем родном Витебске в 1918 году он даже стал комиссаром по культуре, а затем основал и руководил художественной школой, которая становится очень популярной.

Марк Захарович вместе с учениками украсил город к празднованию первой годовщины Октября. Чиновники были не так довольны оформлением торжества, как сам художник. И когда представители новой власти стали спрашивать у мастера, почему его коровы зеленые, а лошади летают по небу, и самое главное - что у персонажей Шагалова общего с великими революционными принципами и Карлом Марксом, увлечение революцией быстро исчезло. Тем более, что большевики установили новую черту оседлости, и не только для евреев.

Переезд в столицу и решение покинуть Россию

Чем же стал заниматься Шагал Марк Захарович? Биография его по-прежнему связана с Россией, и теперь он переезжает в Москву, где начинает обучать рисованию сирот революции в детской колонии. Это были дети, не раз подвергавшиеся ужасному обращению со стороны уголовников, многие помнили блеск стального лезвия ножа, которым были зарезаны их родители, оглушенные свистом пуль и звоном выбитых стекол.

Однажды, проходя мимо Кремля, Марк Захарович увидел, как из машины выходит Троцкий. Тяжелым шагом он направлялся в свои апартаменты. Тогда художник понял, как он устал, и остро почувствовал, что больше всего на свете хочет писать свои картины. Ни царской, ни советской власти, по его мнению, он не был нужен.

Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России. Он становится первым комиссаром, который уезжает из нового государства для того, чтобы не только спасти жизни близких людей, но и душу свою от несвободы.

Новая жизнь, или Отношение к творчеству художника за рубежом

Марк Шагал, биография и творчество которого теперь больше не связаны с Родиной, ехал во Францию - навстречу своему бессмертию. В последующие годы к его имени прибавляли словосочетания "гений века", "патриарх мировой живописи". Французы объявили Марка Захаровича главой Парижской художественной школы. А в это же время в Германии в огромном костре сожгли полотна Шагала. Почему же одни считали его живопись вершиной современного искусства, а другим она мешала воплощению их "людоедских" замыслов.

Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Где бы ни жил Шагал - в Витебске, Нью-Йорке или Париже - он всегда изображал почти одно и то же. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух... Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.

Сон наяву, или О чем говорят картины Марка Захаровича

И все же знатоки и ценители поражались. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича - обычные детские сны. В них - неудержимое желание летать. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Марк Шагал - художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Это единение с большой Вселенной.

Этот человек известен по всему миру

Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Он написал сотни полотен. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Его работы - это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника.

Творческая биография. Марк Шагал и мировая известность

Когда пришел к власти Гитлер, стали выражать тревогу художника по поводу дальнейшей судьбы человечества. Это "Одиночество", где еврейские и христианские символы смешиваются с нацистской толпой, терроризирующей евреев. Марк Захарович эвакуируется в Соединенные Штаты и уже там продолжает свое творчество.

Стоит отметить еще один период в творчестве художника, который описывает его биография. Марк Шагал в 1944 году потерял свою супругу, и, конечно, это отразилось в его произведениях. Белла появляется на таких полотнах художника, как "Ноктюрн" и другие: в нескольких формах, с привидениями, в виде ангела или призрака невесты.

Возвращение в Париж

В 1948 году Марк Захарович Шагал снова поселился во Франции, на Лазурном берегу. Здесь он получает множество заказов, разрабатывает декорации и костюмы к балетам. В 1960-м он начинает создавать витражи для синагоги медицинского центра Хадасса.

Позже он берет на себя создание больших проектов в оформлении собора в Цюрихе, церкви Святого Стефана в Майнце в Германии и в церкви Всех Святых в Объединенном Королевстве. Умер величайший художник Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года, оставив после себя обширную коллекцию работ в ряде отраслей искусства.

Марк Шагал стал одним из символов двадцатого столетия, но не его темных разрушительных сторон, а любви, стремления к гармонии, надежды на обретение счастья. Его бессмертие - в умении передать присутствие Божественного духа в каждом предмете окружающего мира.