Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности. Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси: костюм, репертуар, инструменты Кто такие скоморохи

При упоминании слова скоморох, первый образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи.

Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Однако, наиболее привольно и вольготно жилось скоморохам в Новгороде и новгородских областях. Здесь никто не наказывал весельчаков за излишне длинный и язвительный язык. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки.

Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Может, это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище.


Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Вскоре даже в Новгороде «веселые молодцы» не могли себя чувствовать спокойно, город начал терять свою свободу и вольность. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь.

Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Теперь не кажется странным, что постепенно
все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагрантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских и итальянских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи.

Веселье и пьянство на Руси всегда были актуальны. Существует предание, что в свое время Киевская Русь приняла христианство, потому что ислам запрещал употреблять спиртные напитки. Веселье - тоже необходимый атрибут радости и счастья русского человека.

Кто такие скоморохи? Предстоит узнать в этой статье.

Скоморохи на Руси - кто это?

Прежде всего, скоморохи - это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи - это отдельный класс народа Руси. Есть дворяне, мещане, крестьяне. Но кто такие скоморохи? На этот вопрос мы попробуем найти ответ в данной статье.

Русский скоморох - это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной.

Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни.

Народное Руси - это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.

Но весь ли это ответ на вопрос «кто такие скоморохи»? Нет.

Скоморохи на Руси были еще и учителями, которые передавали свои умения и науку смеха молодым.

Они часто принимали приглашения на различные праздничные мероприятия. На русской свадьбе веселый скоморох - это аналог нашего понятия «тамада». Присутствие этих представителей мира, радости и смеха всегда делало любое празднование еще более веселым и ярким.

Происхождение слова

Слово «скоморох» в разных источниках трактуется по-разному. Однако все они имеют общую суть. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков.

«Шутка, смех, насмешка, мастер шутки» - вот приблизительные значения слова с разных языков мира.

Слово «скоморох» пришло на Русь из Франции, где бродячие музыканты и шуты назывались «scaramouche». Без них не обходилось ни одно празднование, поэтому их с радостью встречали как местные, так и приезжие зрители.

История. Начало

Точно неизвестно, когда на Руси появились скоморохи. Ученые спорят на этот счет и приводят в качестве доводов разные факты.

Однако наиболее распространенная версия говорит о том, что скоморохи появились на Руси в середине XI века. Многие делают такой вывод из-за фресок, которые были обнаружены в Это был 1037 год. На фресках можно отчетливо увидеть, что там изображены люди, которые с помощью различных инструментов и нарядов веселят толпу.

Скоморохи постоянно выступали на узких улочках и широких площадях. Они не только самостоятельно проводили представления, но и вовлекали в этот процесс зрителей, которые наблюдали за ними. Выступление скомороха для крестьянина древней Руси - это всегда праздник, на который приходила поглазеть вся семья.

Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.

Они были настолько востребованы, что со временем получили свое отражение даже в искусстве и литературе. Искусство - это фрески и множество картин художников, которые изображают скомороха и смеющихся вокруг людей.

Даже сам Добрыня Никитич явился на пир своей жены. Он переоделся в костюм скомороха, чтобы туда попасть.

Домра - инструмент скомороха

В статье упоминалось, что скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными.

Основной инструмент скомороха - это домра, которая относится к классу щипковых и имеет овальный деревянный корпус. Она бывает двух видов: трехструнная и четырехструнная.

Трехструнная - это более ранняя модель домры. Она как раз и использовалась скоморохами Древней Руси. Четырехструнный же инструмент появился гораздо позже.

История домры и история Руси пересекаются как раз на скоморохах. Этот инструмент уникален тем, что в то время использовался исключительно скоморохами и никем больше. Сейчас бы сказали, что это была исключительно их «фишка», которая и стала отличительной чертой странствующих артистов.

Домра считалась спутницей народных актеров и музыкантов, которые ходили по домам, улицам, площадям и веселили народ. Музыка Древней Руси была неразрывно связана с этим уникальным инструментом. На сегодняшний день с домрой успешно спелись гусли, бубны и волынка. Их совместное звучание является очень гармоничным и неповторимым.

Как одевался скоморох?

Разобравшись с образом скомороха, хочется узнать о том, как они одевались. Ведь это не должна быть случайная и первая попавшаяся одежда.

Скоморохи - это публичные люди, основная цель которых веселить народ. Значит, одеты они должны быть просто, весело и соответственно сценическому образу.

Скоморохи были одеты в тунику с полосами. У них всегда был длинный и яркий кафтан. Он подпоясывался специальным поясом из ниток, который считался обязательным атрибутом. Без такого пояса ходить на Руси для мужчины считалось самым настоящим позором! Женщин в рядах скоморохов не было.

Пояс защищал человека от невзгод, плохих и злых сил, которые могли навредить его жизни, и обозначал, что мир принял этого человека к себе.

Колпак скомороха - это отдельная часть имиджа, которая считалась увеселительной. Он был продолговатым и всегда болтался в разные стороны. Шапка скомороха придавала своему хозяину нелепый вид, что давало возможность людям смеяться не только с его шуток, но и с имиджа.

Творчество скомороха

У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни. В частности, изображались простые и смешные будничные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни между отцом и сыном, мужем и женой, родственниками и друзьями.

В их творчестве львиную долю занимал юмор и шутки. Именно скоморохам приписывают создание многих былин и сказок. Считалось, что эти люди были связаны с древним язычеством. Они не были подданы церковному влиянию и полагали, что главное быть озорными духом без участия церкви в жизни простых людей.

Расцвет

Наибольшего расцвета скоморохи добились в самом начале своей деятельности. Приблизительно в XII-XIV веках.

Это был период, когда скоморохи беспрепятственно ходили по улицам и выступали со своими номерами. Они оказывали влияние на умы людей через призму представлений и юмора. Чаще всего встречались скоморохи на ярмарке, где было много народа. Там они давали свои лучшие концерты. Пляска скоморохов - отдельный элемент, который делал их выступления более впечатляющими.

Со временем к искусству и творчеству скоморохов у власти и церкви появились вопросы.

Упадок

Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов пришло в упадок. На то было несколько причин.

Во-первых, церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений горит о том, что увеселение - это грех, который производят люди на земле. Праздность - это не самый лучший способ отдать богу должное за жизнь и счастье, которое имеешь.

Выступления скоморохов на Руси считалось «богомерзким». Господь не признает такие публичные увеселения. Сатира признавалась вне церкви.

Во-вторых, шутки и веселые песни скоморохов часто были связаны с церковью и царем. Скоморохи всячески высмеивали официальную христианскую церковь на Руси. Царь тоже не оставался в стороне. Скоморохи шутили про него. Царь такие увеселения воспринимал на свой счет.

В-третьих, скоморохи часто занимались не только весельем и представлениями. Объединившись в группы, они ходили развлекать народ с целью ограбления. В летописях есть сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси.

Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Через время они передали эстафету балаганам и райкам, которые сохранили некоторые традиции искусства своих предшественников.

Противостояние церкви

Скоморохи из-за вмешательства в их творчество церкви пришли в упадок до XV века. Однако официально они отменены не были. В разных областях Руси они возникали и продолжали веселить народ.

Только в середине XVII столетия знаменитый архиепископ Никон добился того, что такое народное искусство Древней Руси, как скоморошество, было запрещено официальным указом. Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь».

После этого приказа вольные артисты официально исчезли со страниц истории Руси. Однако их шутки и быт оставались в традициях восточнославянских народов еще долгое время.

Со временем появились и последователи скоморошьего движения на Руси, которые с удовольствием перенимали технику и задорно шутили.

Споры о скоморохах

Скоморохи оставили истории свои музыкальные инструменты, быт и творческое наследие. Они интересны не только как придворные шуты и свадебные увеселители, но и как деятели, которые пошли против официальной власти на Руси.

Мнение о скоморохах неодинаковое. Некоторые считают, что это люди, которые пошли против церкви, царя и православия, которые на то время были неотделимы. Простые шутки против монарха и православия вызывали гнев среди высших слоев общества. В то же время сами бояре и царь были не против послушать и посмотреть выступления лучших скоморохов на Руси.

Однако противоречия между церковью, царем, православием и странствующими артистами возникло тогда, когда скоморохи были не только шутами и весельчаками, но и настоящими народными проповедниками, которые не в лучшем свете шутили про монарха и святыню. Мнение скоморохов эмоциональным юмором передавалось и народу.

Именно это не нравилось церкви и царю. Против них начались гонения и преследования.

Можно даже сказать, что скоморохи - это первая оппозиция на Руси, которая пыталась показать свое народное альтернативное мнение.

Вклад в развитие культуры и творчества скоморохов огромен. Они не только веселили народ своими шутками, но и передавали свое творчество следующим поколениям, которые запечатлели в летописях деятельность своих предков.

22.11.2014 1 33917

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы - и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги.

До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой - от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos - «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» - Скарамуччо и Скарамуш.

Осколки язычества

Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи - как добрые, так и злые - тоже любят веселье и острое словцо.

Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.

Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.

Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.

Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.

Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

«Приказал разбивать и уничтожать...»

Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с помощью светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.

В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» - насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.

Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.

Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.

Вот, например, что писал обо всем этом Адам Олеарий, секретарь посольства Голштинии, трижды в 30-е годы XVII века побывавший в Московском государстве: «В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву-реку и там сожжены».

А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы - там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.

Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.

Музыкальная мафия?

Впрочем, существовали и другие причины, по которым светские власти начали всерьез бороться со скоморохами. Некоторые, если их так можно назвать, «труппы» гусляров, гудошников и плясунов со временем превратились в обычные организованные преступные группы. И вместо того чтобы зарабатывать себе на хлеб развлечением простого народа, стали заниматься грабежами и кражами. Вот что писали о таких «скоморошьих ОПГ» в «Стоглаве», сборнике решений Собора 1551 года: «...совокупясь ватагами многими до 60, и до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян сильно едят и пьют и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают»...

Вполне естественно, что местные власти боролись с такими «гастролерами». Причем не только с помощью увещевания, но и с помощью отрядов стрельцов. Часть разбойничков в обличии скоморохов угодила на плаху, часть была бита батогами, а потом с вырванными ноздрями и клеймом на лбу отправилась на каторгу.

И еще одна причина для царской нелюбви к веселым бродягам. Существует версия о том, что слово «скоморох» происходит от лангобардского слова scamar(a) или scamer(a) - «шпион». И это неспроста.

Ведь разведка и шпионаж существуют с незапамятных времен. Самой лучшей «крышей» для разведчика могла стать именно профессия скомороха. Вместе с компанией собратьев по музыкальному ремеслу тайный соглядатай мог вполне легально передвигаться по территории государства, которое интересовало его хозяев.

Мог без каких либо препятствий попадать на пиры вельмож и прочих высокопоставленных особ, а там тайком подслушивать, о чем беседуют присутствующие. Ведь во время подобных мероприятий гости активно употребляли алкогольные напитки, под действием которых языки развязывались. И шпионы-скоморохи могли услышать много интересного для своих заказчиков.

К сожалению, архивных документов, рассказывающих о деятельности тайных агентов, которые под видом скоморохов добывали шпионские сведения, не осталось. Да и вряд ли они существовали вообще - подобные организации во все времена предпочитали не оставлять после себя каких-либо документов. Но вполне вероятно, что многие из тех, кто путешествовал по Руси с гуслями или рожком, позднее отчитывались о своей работе лицам, не имевшим никакого отношения к играм на гуслях и танцам вприсядку.

Антон ВОРОНИН

РУССКИЕ СКОМОРОХИ

Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен):

«Скоморох» - переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».

От араб. mascara «шутка, шут».

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV-XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI-XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70-100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи. Наряду с понятием «святость» на Руси была тесно связана и обратная сторона социокультурной жизни – «смеховой мир».

В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, плясали и пели, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть и под сводами феодального замка, и на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец они соединяли с акробатикой и т. д. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство.

Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродяжничеству и шутовству, веселым выдумкам. Считается, что в их число попадали и бывшие языческие жрецы («кудесники»), которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Скоморохи были первыми русскими актерами-профессионалами.

Важное место в смеховой культуре скоморохов занимали словесные смеховые тексты, скоморошины, даже пародии на церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скоморохов и языческое ритуальное сквернословие.

В православии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость – это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир – это путь вниз, к дьяволу.

Православная церковь постоянно преследовала скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. В XVI-XVII веках скоморохи собирались порой в «ватаги» по 60-70 человек. В эти века неоднократно издавались Указы патриархов и царей об их высылке в отдаленные места. В середине XVII века их музыкальные инструменты возами свозились в Москву и сжигались. Традиции русского скоморошества возродились позднее, в ярмарочных представлениях – балаганах.

Искусство скоморохов упоминается и в русских былинах. Прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр-певец в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». В этой же опере на пиру у богатых купцов веселые молодцы поют озорную скоморошину. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» скоморохи веселой пляской встречают приход лета. Они же - главные герои в балете Прокофьева «Шут, семерых шутов перешутивший».

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев - скоморохов. Однако в родовом обществе они выполняли, надо полагать, совсем иные функции, чем при феодализме, содействуя родовому и племенному сплочению. Скоморошество - явление сложное. Не вполне ясна его ранняя история. Скоморохи не раз привлекали к себе внимание ученых, но при изучении их творчества допускались серьезные методологические ошибки: искусство скоморохов изучалось в отрыве от их произведений, вне общеисторического процесса. Долгое время господствовала культовая точка зрения на происхождение скоморошества. Некоторые ученые, например И. Беляев, А. Пономарев, И. Барщевский, А. Морозов, считали скоморохов своего рода волхвами. Подобная точка зрения ошибочна, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, но, наоборот, вносили мирское, светское содержание. Столь же неверна теория зарубежного происхождения скоморохов , введенная в научный обиход А. Н. Веселовским, А. И. Кирпичниковым и их последователями. Исходя из непра­вильного толкования термина «скоморох» как якобы термина зарубежного, они делали тот же вывод и относительно самой профессии, забывая при этом о самом главном - об органической связи скоморохов с бытом русского народа и о своеобразии их искусства. Позднее была предложена теория национального происхождения термина «скоморох». Изучение экономики, культуры, и в частности ремесел Древней Руси, дает исследователю ключ к изучению истории скоморохов.

Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорит русская поговорка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом.

Феномен скоморошества в Древней Руси неразрывно связан и органически вытекает из всего развития общества от родовой общины и до современного государственного устройства. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании. Как исконно народное явление, скоморошество представляет нам образец естественного, ненасильственного, неидеологизированного развития творческой сущности народа.

Испокон веку на Руси веселили народ скоморохи. О них в фольклоре сохранилось немало чудных преданий. Так, близ деревни Шапкино, что под Можайском, находится загадочное место — Замри-гора, на которой несколько столетий назад проходили скоморошьи сборища. Говорят, в эти дни там можно было наблюдать самые настоящие чудеса… Об этом нашим корреспондентам поведал известный историк, этнограф и путешественник Андрей Синельников.

Тайны Замри-горы

— Андрей, расскажите, чем знаменита Замри-гора.

— Во-первых, это самая высокая точка Московской области. Так сказать, макушка Смоленско-Московской возвышенности. Во-вторых, недалеко от Замри-горы берут начало реки Москва, Протва и Колочь. Там же находится и водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей.

В глубокой древности в этих местах практически никто не жил. Но уже тогда ходили слухи о Замри-горе. Сегодня она — всего лишь большой холм. Однако в прошлом, как утверждают жители близлежащих сел Уваровка и Хващевка, он на самом деле был горой. Потом она то ли просела, то ли усохла, и кроме имени от нее ничего не осталось.

Название же горы связано с тем, что раз в году, на Ивана Купалу, здесь устраивали свой праздник скоморохи. В этот день они съезжались сюда со всей Руси и проводили на вершине свои таинственные обряды.

— У скоморохов были свои обряды? Расскажите, пожалуйста, поподробнее!

— Во времена язычества существовал культ бога Трояна, который покровительствовал скоморохам. Согласно древней легенде, путешествовал как-то Троян из теплых стран на север и присел отдохнуть у большого холма… Вдруг взгрустнулось ему, ведь прошел он только половину пути, а устал, как будто весь путь отшагал… И тут, откуда ни возьмись, явилась перед его взором веселая компания пестро одетых людей, которые плясали, пели, свистели… Всю ночь они веселили Трояна, а в награду за это, на рассвете, когда кончились пляски, довольный бог угостил весельчаков южным вином и сказал: «Не растет в ваших землях виноград, зато есть много меда. Ваш мед слаще любой ягоды, из него и готовьте «льющееся веселье»». Затем достал Троян из-за пазухи серебряную маску и передал ее вожаку скоморохов, пообещав, что эта маска будет отгонять от них любое зло и наказывать всякого, кто замыслит против них недоброе… Впоследствии у маски оказалась еще одна особенность — с ее помощью любой скоморох мог менять свою внешность и голос…

Троян двинулся своей дорогой, а скоморохи спрятали ценный подарок на вершине Замри-горы. И с тех пор раз в году, на Ивана Купалу, когда, по древним поверьям, день равен ночи, а огонь и вода очищают человека, приходили туда, чтобы совершать свои обряды в честь Трояна…

«Гора, расти!»

— Это только легенда, или кто-то действительно наблюдал обряды скоморохов?

— Сейчас, конечно, ничего подобного нет, но старики рассказывали, что до революции и впрямь стекались сюда скоморохи со всей России-матушки. Разжигали на вершине костры и проводили различные ритуалы: скакали сквозь огонь, обливались ночной и рассветной водой, танцевали, а также сжигали и топили в реке чучела своих врагов…

А потом они якобы начинали водить хоровод и петь песню, призывая: «Гора, расти!». И спустя некоторое время гора и в самом деле начинала расти! Когда ее вершина уже скрывалась за облаками, один из скоморохов говорил: «Гора, замри!». И она замирала… В тот же миг на ее вершине начинал бить родник. По преданию, его вода, если в ней омыться, даровала молодым скоморохам мудрость, старым — молодость, больным — исцеление… А также очищала от всехсглазов и порчей…

Перед самым рассветом наступало основное таинство — главный скоморох доставал из тайника серебряную маску, поднимал ее вверх, читал заговор, и после этого маска шла по рукам. Каждый из присутствующих примерял ее на себя, при этом одни просили изменить внешность, другие — голос, третьи — наказать врагов… И каждому маска давала желаемое. С первыми лучами солнца Троянов подарок вновь прятали в тайник, а усталые скоморохи засыпали. Гора же медленно опускалась и к утру вновь становилась холмом.

— Но ведь скоморохи были всего лишь шутами и лицедеями, а тут получается, что они волшебники какие-то…

— Может, и волшебники… Возьмем, к примеру, колоду карт Таро. Считается, что система гадания по этим картам возникла в средневековой Европе на основе древнееврейской каббалистики, которая, в свою очередь, опиралась на еще более раннюю оккультную традицию Древнего Египта. Наши же игральные карты — это усеченный вариант полной колоды Таро. Самая первая карта в полной колоде изображает молодого человека, стоящего в саду с поднятой вверх правой рукой, в которой зажат магический жезл. Называется она Маг или Волшебник. В современных колодах иногда — Фокусник. Так вот, в колодах Таро, имевших хождение в европейском Средневековье и в России до революции, она называлась Шут!

Артели, дружины, ватаги…

— А как на Руси появились скоморохи?

— Мне пришлось много заниматься изучением этого вопроса. Считаю, что скоморохи действительно были жрецами языческого культа бога Трояна. В Великом Новгороде это трехглавое крылатое божество почитали под именем Ящер-Велес-Сварог. Но куда более оно известно в народном фольклоре как Змей Горыныч. Были у него и другие имена. Однако, будучи очень оборотистым божеством, тесно связанным с хитростью и обманом, Троян, видимо, выполнял также функцию покровителя торговцев и воров, подобно лукавому древнеримскому богу Меркурию и древнегреческому Гермесу.

Скорее всего, гонения на Трояна начались еще при князе Владимире Красное Солнышко, до введения на Руси христианства. Повсеместно идолы этого божества на капищах были повержены и заменены изображениями бога грома и молнии Перуна. Перед жрецами культа остро встала задача выживания. И решение вскоре нашлось.

В 988 году происходит Крещение Руси, а в 1068 году в летописях встречается первое упоминание о скоморохах. Бродили они по Руси артелями (тогда они назывались дружинами) из нескольких человек, иногда объединялись в ватаги до 70-100 человек, не имели ни собственности, ни семьи… Насколько можно судить, «культурно-развлекательная» деятельность была для них всего лишь прикрытием.

«Бог дал попа, а черт — скомороха»

— А чем же они занимались на самом деле?

— Колдовством! Они ходили по Руси и «правили мир», лечили, предсказывали будущее, проводили обряды посвящения молодежи, таинства, связанные с бракосочетанием, и многие другие ритуалы. В составе «актерской труппы» нередко имелся ученый медведь. А ведь медведь у древних славян издавна почитался священным животным! Помимо всего прочего, он был еще и участником многих магических обрядов. Вот лишь один пример. Очень важным считалось в молодой крестьянской семье рождение ребенка мужского пола, опоры родителям в старости… Для этого, как верили наши предки, будущая мать должна была обязательно дотронуться до медведя. А найти его можно было у скоморохов! Много позже, когда скоморохов не стало, с этой же целью русские женщины клали под подушку игрушечного медведя, керамического или деревянного…

В определенные дни года скоморохи собирались на местах былых Трояновых капищ, совершали свои обряды и расходились бродяжничать дальше. Конечно, эта сторона их деятельности не могла оставаться тайной. На них ополчилась власть — светская и духовная. «Бог дал попа, а черт — скомороха», — такая крылатая поговорка бытовала на Руси. Бродить по пыльным дорогам под видом скоморохов стало опасно, и тогда было решено выбрать новую маскировку. И пошли по тем же дорогам от села к селу, от ярмарки к ярмарке офени-коробейники, ходебщики-лотошники…

А что же Замри-гора? Возможно, до сих пор где-то в потайном месте на ней хранится магическая серебряная маска, исполняющая желания. Но давно уже не случается на вершине горы скоморошьих плясок, вот и не являет маска никому свою силу…