Джузеппе верди биография. Биографии, истории, факты, фотографии Верди композитор краткая биография


Биография

Джузеппе Фортунино Франческо Верди - итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитором созданы 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества - последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Ранний период

Родился Верди в семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в Ле Ронколе - деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.

Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в Ле Ронколе, неподалёку от Буссето (Пармское герцогство). Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать - Луиджа Уттини - была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на орга́не учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни - годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции - Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы - Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений - роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.

Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi - местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 - 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 - 22 октября 1839). В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита.

Начальное признание

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») (Oberto) в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (Un giorno di regno) и «Набукко» («Навуходоносор»). Жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После её провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (I Lombardi alla prima crociata) и «Эрнани» (Ernani), которые ставились и имели успех в Италии.

В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jérusalem), была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера. Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

Мастер

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром - «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является, возможно, одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera), «Сила судьбы» (La forza del destino; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (Macbeth).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Верди и Вагнер, каждый - лидер своей национальной оперной школы, - всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Последние годы и смерть

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Опера «Отелло» (Otello), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы - данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti - дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Он был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».

Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество - Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный - Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр - большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я - самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) - характерно для творчества Верди - характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Оперы Джузеппе Верди

Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) - 1839
Король на час (Un Giorno di Regno) - 1840
Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) - 1842
Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi") - 1843
Эрнани (Ernani) - 1844. По одноимённой пьесе Виктора Гюго
Двое Фоскари (I due Foscari) - 1844. По пьесе лорда Байрона
Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) - 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
Альзира (Alzira) - 1845. По одноимённой пьесе Вольтера
Аттила (Attila) - 1846. По пьесе «Аттила, вождь гуннов» Захариуса Вернера
Макбет (Macbeth) - 1847. По одноимённой пьесе Шекспира
Разбойники (I masnadieri) - 1847. По одноимённой пьесе Шиллера
Иерусалим (Jérusalem) - 1847 (Версия Ломбардцев)
Корсар (Il corsaro) - 1848. По одноимённой поэме лорда Байрона
Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) - 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
Луиза Миллер (Luisa Miller) - 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
Стиффелио (Stiffelio) - 1850. По пьесе «Святой отец, или Евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
Риголетто (Rigoletto) - 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
Трубадур (Il Trovatore) - 1853. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
Травиата (La Traviata) - 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) - 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) - 1857. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
Арольдо (Aroldo) - 1857 (Версия «Стиффелио»)
Бал-маскарад (Un ballo in maschera) - 1859.

Сила судьбы (La forza del destino) - 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса. Премьера состоялась в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге

Дон Карлос (Don Carlos) - 1867. По одноименной пьесе Шиллера
Аида (Aida) - 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
Отелло (Otello) - 1887. По одноимённой пьесе Шекспира
Фальстаф (Falstaff) - 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира

Другие сочинения

Реквием (Messa da Requiem) - 1874
Четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri) - 1892

Литература

Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958.
Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986.
Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967.
Соловцова Л. А. Дж. Верди. М., Джузеппе Верди. Жизненный и творческий путь, М. 1986.
Тароцци Джузеппе Верди. М., 1984.
Эсе Ласло. Если бы Верди вёл дневник… - Будапешт, 1966. В честь Джузеппе Верди назван кратер на Меркурии.

Художественный фильм «Двадцатый век» (реж. Бернардо Бертолуччи) начинается в день смерти Джузеппе Верди, когда рождаются два главных героя.

Джузеппе Верди - один из знаменитых итальянских композиторов. Его творчество - это огромный вклад в становление оперного искусства, оно стало кульминационным моментом в развитии итальянской оперы девятнадцатого столетия.

Краткая биография

Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунио Франческо) родился 10 октября 1813 года в небольшой итальянской деревушке Ле Ронколе , которая располагается в северной части Ломбардии. На тот момент эта местность была частью Первой Французской империи, таким образом, по документам место рождения Верди - Франция . Интересным фактом можно назвать то, что в этом же году родился Рихард Вагнер, который в будущем стал главным соперником Верди и одним из ведущих композиторов оперной школы Германии .

Ранняя биография Джузеппе Верди интересна тем, что родители будущего великого композитора не были музыкантами. Отец содержал трактир, а мать была пряхой. Семья жила очень бедно, поэтому и детство Верди оказалось тяжелым . Первой ступенью приобщения к музыке стала помощь мальчика в деревенской церкви. У Пьетро Байстрокки мальчик обучился игре на органе и музыкальной грамоте. Родители были рады тяге сына к музыке и даже подарили ему спинет - небольшой струнный инструмент, похожий на клавесин. Его композитор хранил до конца жизни.

Встреча с Барецци

Следующей ступенью в музыкальной карьере мальчика стала встреча с Антонио Барецци , богатым торговцем и любителем музыки, который жил в соседнем городе Буссето. Он обратил внимание на одаренного мальчика и верил, что Джузеппе в будущем не станет трактирщиком или деревенским органистом. Он считал, что у него великое будущее. В десять лет Верди, по совету Антонио Барецци, переезжает в Буссето, где продолжает учебу . Однако жизнь его стала еще тяжелее. По воскресеньям Верди возвращался в Ле Ронколе , где по-прежнему играл на органе во время проведения мессы. В эти годы у него появился преподаватель по композиции - Фернандо Провези, который был директором филармонического общества в городе Буссето. В это же время юный Джузеппе увлекается классиками мировой литературы: Шиллером, Данте, Гете , Шекспиром. Вероятно, отсюда и идут корни его творчества.

Милан

Биография Джузеппе Верди содержит информацию о многочисленных переездах. В восемнадцать лет он оправляется в Милан, чтобы продолжить образование. Там он пытается поступить в консерваторию, в которую его не принимают из-за недостаточного высокого уровня игры на фортепиано. Интересный факт: сейчас эта консерватория носит имя Верди. Однако Джузеппе не отчаивается, он обучается контрапункту у частного преподавателя, параллельно посещая оперные спектакли и различные концерты. Он начинает задумываться о карьере композитора для театра, в чем его все больше и больше убеждает общение с миланским обществом.

Краткой биографию Джузеппе Верди назвать нельзя, ведь он прошел очень длинный путь, прежде чем стать знаменитым. В 1830 году Верди возвращается в Буссето. Антонио Барецци не потерял веры в своего протеже, поэтому помогает ему устроить первое публичное выступление. Затем Джузеппе становится преподавателем музыки для дочери Барецци, Маргариты. Молодые люди влюбляются друг в друга и в 1836 году играют свадьбу. Скоро у пары рождаются дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо , однако оба ребенка умирают в младенчестве. Верди в это время работает над своей первой оперой. В 1840 году от энцефалита умирает и жена композитора.

Провал и успех

И биографию, и творчество Джузеппе Верди кратко можно охарактеризовать как яркую череду взлетов и падений. Постановка первой оперы композитора (" Оберто , граф Бонифачьо " ) в Милане была довольно успешной, после чего импресарио театра " Ла Скала" , Бартоломео Мерелли , заключил с Джузеппе контракт на две оперы. В срок им были написаны " Король на час" и " Набукко" (" Навуходоносор " ). Однако опера " Король на час" с треском провалилась, и Верди, который в это время потерял жену и детей, хотел покончить с карьерой оперного композитора. Однако вторая опера - " Набукко" , премьера которой состоялась 9 марта 1842 года - имела большой успех. В жизни Джузеппе Верди начинается новый этап, ведь именно после премьеры " Набукко" за ним утвердилась отличная репутация. За последующий год оперу поставили шестьдесят пять раз, с тех пор и по сей день она не сходит со сцен лучших оперных театров всего мира . Следующие несколько опер также имели успех в Италии.

В 1847 году оперу " Ломбардцы" ставят в Парижское опере. Она была переименована в " Иерусалим" , также композитору пришлось несколько переработать свое произведение, в том числе заменить персонажей-итальянцев французами. Произведение стало его первой работой в стиле гранд-опера .

Скандальные отношения

Одним из самых ярких моментов в биографии Джузеппе Верди является роман с певицей Джузеппиной Стреппони . Верди было тридцать восемь лет, а Джузеппина заканчивала свою карьеру. Они вступили в законный брак только спустя одиннадцать лет, а все эти годы их сожительство порицалось.

Когда Джузеппина перестала выступать, Верди решил закончить карьеру вместе с ней (возможно, в этом он последовал примеру Джоаккино Россини ). Впервые за много лет он был счастлив: знаменит, влюблен , да к тому же и состоятелен. В этот момент биография и творчество Джузеппе Верди тесно сплетаются. Вероятно, именно Джузеппина убедила его продолжить карьеру. Возможно, под влиянием романтического флера , из которого так часто черпают вдохновение гении, он создает свой первый шедевр - оперу " Риголетто " .

Либретто несколько раз переписывалось из-за несоответствия цензуре, и Верди порывался бросить работу над ним, однако закончил произведение, и первая же постановка, которая состоялась в 1851 году в Венеции, имела невероятный успех. До сих пор " Риголетто " считается, пожалуй, одной из лучших когда-либо написанных опер. Артистический талант Верди в полную силу раскрылся в этом произведении: по всей партитуре разбросаны прекрасные мелодии, ансамбли и арии , которые впоследствии становятся частью классического оперного репертуара, идут друг за другом, трагедия и комедия сливаются вместе.

Продолжение карьеры

Спустя два года список известных произведений Джузеппе Верди пополняется еще одним шедевром. Им становится опера " Травиата " , либретто которой создано по мотивам пьесы " Дама с камелиями" Алесандра Дюма-сына.

Следом были написаны еще несколько опер. Одна из них - это " Сицилийская вечеря" , постоянно исполняемая в наши дни, ее Верди написал по заказу Парижской оперы. Это также и произведения " Трубадур" , " Бал-маскарад" , " Сила судьбы" (заказ из России). " Макбет" претерпел изменения, был выпущен во второй редакции.

В 1869 году композитор пишет Libera Me - часть " Реквиема" памяти Россини , а в 1974 году копилка музыкальных произведений Джузеппе Верди пополняется собственным реквиемом на смерть писателя Алессандро Мандзони , поклонником которого был композитор.

Одной из последних великих опер Верди является " Аида" . Композитор получил заказ на ее написание от правительства Египта, которое таким образом хотело отметить открытие Суэцкого канала, и сначала Верди отказался. Однако потом, посещая Париж, вновь получил то же предложение, но уже через дю Локля - либреттиста и импрессарио. На этот раз композитор решил ознакомиться со сценарием, а после этого принял предложение.

Соперники

Биография Джузеппе Верди не будет полной, если не упомянуть о соперничестве с Вагнером. Каждый из них был лидером оперной школы своей страны, всю жизнь они конкурировали и недолюбливали друг друга, хотя так ни разу и не встретились. Отзывы Верди о музыке соперника были немногочисленны и нелестны. Он говорил, что Вагнер напрасно выбирает нехоженые тропы, пытается " лететь" там, где человеку результативнее идти пешком. Однако узнав о смерти Вагнера, он опечалился, так как считал, что этот композитор оставил огромный след в истории музыки. Со стороны Вагнера известно лишь одно высказывание о Верди. Великий немецкий композитор, обычно щедрый на критику в адрес других маэстро, послушав " Реквием" Верди, сказал, что лучше ничего не говорить.

Последние годы

Последние двенадцать Верди работал очень мало, в основном редактируя ранние свои произведения. После смерти Рихарда Вагнера Верди пишет оперу " Отелло" по мотивам пьесы Шекспира. Ее премьера состоялась в Милане в 1887 году. Необычность произведения состоит в том, что оно не имеет традиционного для итальянской оперной школы деления на речитативы и арии - здесь чувствуется влияние оперной реформы Вагнера. Опять же, под влиянием этой реформы, поздние произведения Верди стали в большей степени речитативными, что и придавало опере эффекта реалистичности, хотя поклонников традиционной оперы иногда и отпугивало.

Необычной стала и последняя опера Верди, " Фальстаф " , либретто которой было написано по пьесе " Виндзорские проказницы" Шекспира. Здесь прослеживается манера " сквозного развития" , таким образом, произведение с блестяще написанной партитурой гораздо больше тяготеет к вагнеровским " Мейстерзингерам" , нежели к комическим операм Моцарта и Россини . Неуловимые и искрометные мелодии позволяют развитию сюжета не задерживаться, что и создает эффект сумбурности, который столь близок к духу самой шекспировской комедии . Опера венчается семиголосной фугой, в которой Верди демонстрирует свое великолепное владение контрапунктом.

Смерть великого композитора

В 1901 году, 21 января, у Верди случился инсульт. В это время он был в отеле, в Милане . Композитор оказался парализован, однако читал партитуры опер " Тоска" и " Богема" Пуччини, " Пиковая дама" Чайковского и " Паяцы" Лонкавалло , но что он думал о них, осталось неизвестно. Спустя шесть дней, 27 января, великого итальянского композитора не стало. Его похоронили в Милане на Монументальном кладбище, однако через месяц тело было перезахоронено в Доме отдыха для пенсионеров-музыкантов, основателем которого был Верди.

Стилистика

Практически каждый композитор испытывает на себе известное влияние коллег или предшественников. Музыка Джузеппе Верди не стала исключением. В ранних его работах прослеживается влияние Россини , Беллини, Мейербера и особенно Доницетти . В двух последних операх (Фальстаф и Отелло) заметно влияние его главного соперника - Рихарда Вагнера. На многих современников повлиял Гуно , однако Верди ничего не заимствовал у великого француза, которого многие считали величайшим творцом эпохи. В опере " Аида" присутствуют пассажи, в которых прослеживается знакомство с творчеством Михаила Глинки.

Оркестр и сольные партии

Произведения Джузеппе Верди порой имеют не слишком сложную оркестровку. Именно ему приписывают фразу о том, что оркестр является большой гитарой. Композитор полагался на свой мелодический дар в описании чувств и эмоций героев. Часто во время звучания сольных вокальных партий оркестровка весьма аскетична, весь оркестр становится одним аккомпанирующим инструментом. Некоторые критики полагали, что это результат недостатка образования самого композитора, однако, прослушав многие его произведения, мы легко можем убедиться в обратном. Для творчества Верди характерны и определенные новшества, которые другие композиторы никогда не заимствовали из-за их сильной узнаваемости (например, струнные, летящие вверх по хроматической гамме).

Верди Джузеппе (1813- 1901), итальянский композитор.

Родился 10 октября 1813 г. в Ронколе (провинция Парма) в семье деревенского трактирщика. Первые уроки музыки брал у органиста местной церкви. Затем занимался в музыкальной школе в Буссето у Ф. Провези. В Миланскую консерваторию принят не был, но остался в Милане и частным образом занимался с профессором консерватории В. Лавиньи.

Как композитора Верди более всего привлекала опера. Им создано 26 произведений в этом жанре. Известность и славу принесла автору опера «Навуходоносор» (1841 г.): написанная на библейский сюжет, она проникнута идеями, связанными с борьбой Италии за независимость. Та же тема героико-освободительного движения звучит в операх «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842 г.), «Жанна д’Арк» (1845 г.), «Аттила» (1846 г.), «Битва при Леньяно» (1849 г.). Верди стал в Италии национальным героем. В поисках новых сюжетов он обратился к творчеству великих драматургов: по пьесе В. Гюго написал оперу «Эрнани» (1844 г.), по трагедии У. Шекспира - «Макбет» (1847 г.), по драме «Коварство и любовь» Ф. Шиллера - «Луизу Миллер» (1849 г.).

Композитора привлекали сильные человеческие эмоции и характеры, нашедшие столь полное соответствие его музыке. Не менее велик Вердилирик. Этот дар проявился в операх «Риголетто» (по драме Гюго «Король забавляется», 1851 г.) и «Травиата» (по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями», 1853 г.).

В 1861 г. по заказу Мариинского театра в Петербурге Верди написал оперу «Сила судьбы». В связи с её постановкой композитор дважды посещал Россию, встречая горячий приём. Для Парижской оперы Верди сочинил оперу «Дон Карлос» (1867 г.), а специально по заказу египетского правительства на открытие Суэцкого канала - оперу «Аида» (1870 г.).

Пожалуй, вершиной оперного творчества Верди стала опера «Отелло» (1886 г.). А в 1892 г. он обратился к жанру комической оперы и написал свой последний шедевр - «Фальстаф», опять на сюжет Шекспира.

Джузеппе Верди, начинавший свой творческий путь как «маэстро итальянской революции», прожил долгую жизнь – и творчество его стало целой эпохой в истории итальянской оперы.

Человек, которому суждено было стать гордостью итальянской оперы, появился на свет в деревне Ронколе, расположенной в провинции Парма (в то время это была территория империи Наполеона). Примечательно, что родился он в 1813 г. – в один год с будущим своим соперником в оперном искусстве . Отцом Джузеппе был трактирщик, матерью – простая пряха, а первым учителем музыки стал церковный органист Пьетро Байстрокки. Несмотря на бедность, родители купили для сына спинет. На талантливого мальчика, в свои одиннадцать лет исполняющего обязанности органиста, обращает внимание Антонио Барецци – богатый любитель музыки. Его поддержка позволила Джузеппе продолжить обучение в городе Бусетто. Директор Филармонического общества Фернандо Провези, ставший его наставником, не только давал уроки композиции, но и познакомил с классической литературой.

В Миланскую консерваторию, носящую ныне его имя, восемнадцатилетнего Джузеппе Верди не приняли из-за дефектов постановки рук, и обучаться ему приходится частным образом. Но не только уроки контрапункта формируют его творческую индивидуальность. По словам самого Верди, он познавал лучшие творения современников не изучая, а слушая их в театре и концертном зале, посещение которых композитор называл своей «долгой и строгой учебой».

Свою первую оперу – «Оберто, граф Бонифаччо» – Верди создавал по заказу Филармонического общества. Не сразу она была поставлена, но когда это всё же произошло через несколько лет после ее создания, опера имела успех, и импресарио театра Ла Скала Бартоломео Мерелли, заказал ему две оперы. Первая из них – «Король на час» – провалилась. Реакция публики была настолько эмоциональной, что артистам даже не удалось доиграть спектакль. Вероятно, причиной тому было душевное состояние, в котором находился композитор во время работы над «Королем на час»: он похоронил двух детей и жену – не лучшие обстоятельства для создания комедии. Верди тяжело переживал неудачу и уверился, что создавать комические оперы он неспособен. Много лет он к этому жанру не обращался.

Несравненно более успешной оказалась следующая опера – « ». Повествование о евреях, томящимся в вавилонском плену, было созвучно тем революционным настроениям, что царили в итальянском обществе. В сочетании с гением Верди такая тема не могла не произвести фурор. Один из хоров оперы слушали стоя, как гимн, и пели на улицах.

На волне успеха Верди получает новые заказы. В Милане поставлены «Ломбардцы в первом крестовом походе», в Венеции – « », в Риме – «Двое Фоскари», в Неаполе – «Альзира». Имя Верди становится известным и за пределами Италии благодаря постановке «Ломбардцев в Париже. Он обращается к творчеству Уильяма Шекспира («Макбет»), Фридриха Шиллера («Жанна д’Арк», «Луиза Миллер»).

Но вот Верди уже тридцать восемь лет – он прославился, стал состоятельным человеком… не пора ли завершить композиторскую деятельность? Тем более, в его личной жизни происходят изменения: годы спустя после смерти горячо любимой жены он встретил женщину, способную зажечь любовь в его сердце. Ею стала Джузеппина Стреппони – звезда оперной сцены, которая вынуждена задуматься о завершении сценической карьеры из-за проблем с голосом. завершил деятельность оперного композитора, когда его супруга-певица завершила деятельность сценическую, и Верди задумывается о том, чтобы поступить так же, хотя Джузеппина не была его официальной женой (в брак они вступают лишь спустя одиннадцать лет совместной жизни). Но именно Джузеппина его отговорила, и не напрасно! Наступает время подлинного творческого расцвета – и он создает шедевры: « », « », « », « », « », « », « », « ». Не всегда композитору сопутствовала удача – « » была освистана на премьере, добиться постановки « » оказалось очень сложно из-за претензий со стороны цензуры, а « », написанная для постановки в Санкт-Петербурге, вызывала весьма резкую реакцию, причиной которой была не столько опера как таковая, сколько затраченные на ее постановку средства (в то время как на постановку опер русских композиторов денег вечно не хватало). Но время все расставило по своим местам: все эти оперы вошли в мировой репертуар, в них блистали и продолжают блистать великие певцы.

И вот – после такого блестящего расцвета – после 1871 года Верди не пишет ни одной оперы. Правда, в 1874 году он создает , похожий скорее на оперные сцены, чем на мессу – но лишь в 1886 году он приступает к сочинению оперы « ». Уже существовала и пользовалась успехом одноименная опера , но композитор не боялся «вступить в борьбу и быть побежденным». В итоге «победил» все-таки Верди: успех этой музыкально-психологической драмы превзошел все ожидания, а ныне она ставится несравненно чаще, чем «Отелло» .

Еще одной победой «великого старца» стало создание оперы « ». В 1893 г. – через много лет после провала «Короля на час» – Верди рискнул вновь обратиться к жанру комической оперы… рискнул – и победил! Жизнерадостная опера была с восторгом принята публикой. « » стал последним произведением композитора – в 1901 году Джузеппе Верди ушел из жизни.

Музыкальные Сезоны

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Верди Джузеппе

ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (полн. Джузеппе Фортунато Франческо) (10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство - 27 января 1901, Милан), итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).

Детство
Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились очень рано. До 10 лет он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Потрясение тридцатых годов
Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын. Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал. Потрясенный трагедией, Верди записывает: «я... принял решение никогда больше не сочинять».

Выход из кризиса. Первый триумф
Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора; каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.
Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора - выдающегося реформатора оперы.
В 1847 Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

«Тризвездие». «Дон Карлос»
В 1851 появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Он стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.
В операх 1850-60-х гг. Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

Новый взлет
В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» - великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).
В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Верди создает еще одно блестящее творение - «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.
В последние годы жизни Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Им были также написаны два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки. С 1961 в Буссето проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».