Исаак ильич левитан, биография и картины. Почему гений русского пейзажа исаак левитан дважды пытался свести счеты с жизнью

Исаак Ильич Левитан (1860-1900), родился в небольшом литовском городе, в большой и бедной еврейской семье. Он был 4 ребёнком. Его еврейское происхождение впоследствии негативно повлияет на его жизнь и судьбу.

В конце 1860-х семья решает переехать в Москву, для улучшения своего положения, но и на новом месте становится нелегко. Отец подрабатывает частными уроками. В 1873г. Исаак поступает в Художественное училище. Учебные годы прошли с успехами и огорчениями, в постоянном труде. Многих преподавателей настораживало еврейское происхождение ученика. Но главные учителя Поленов, Соврасов, Перов, всё же смогли увидеть в молодом ученике талант и повлияли на его дальнейшее обучение с положительной стороны.

В 1875г. у Левитана умирает мать, а через 2 года отец, дети остаются нищими, но в школе ему оказывали помощь друзья и учителя, и сам молодой художник работает изо всех сил.

В 1879г. на выставке работ учеников его работу «Осенний день. Сокольники» покупает Третьяков за 100 рублей. В этом же году всех евреев высылают из Москвы, но благодаря помощи друзей через год он возвращается обратно.

С 1880 по 1885г. появляются известные картины «Сосны», «Осень», «Первый снег». Художник получает популярность. Следующим унижением, сказавшимся на здоровье мастера - было выдача диплома «учителя чистописания», вместо диплома художника.

Работать мастер любил с пейзажами, это сказывалось в его особой любви к природе, чувствительность к её разным состояниям.

Самым близким другом Левитана был А.П. Чехов, знакомство их произошло ещё в конце 1870-х, будучи студентами, но особо сблизились в 1885 году в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино. Их дружба длилась всю жизнь, а Мария Чехова, сестра писателя, была первой любовью Левитана.

В конце 1880-х состояние здоровья резко ухудшается и художник решает выехать в Крым на дачу Чехова. Он пробыл там год, эта поездка стала плодотворной и для здоровья и для творчества, оттуда было привезено более 50 пейзажных работ, которые получили превосходные отзывы.

У Чеховых Левитан знакомится с Софьей Кувшинниковой, он обучает её живописи и незаметно эти уроки перерастают в любовь.

В 1888 году художник отправляется в Поволжье, вместе с Софьей, они вместе живут в небольшом городке на берегу Волги, появляется много новых картин «Ветхий дворик», «Осень. Слободка», «Вечер. Золотой плёс».

В 1890году художник впервые отправляется в Европу, сперва во Францию на Всемирную выставку, затем в Италию, там он пишет свои шедевры «Берег Средиземного моря», «Весна в Италии».

В 1892 году из Москвы начали выселять всех евреев. Левитан покидает горд и вместе с ним едет Софья Кувшинникова, они живут вместе. Появляются работы: «Владимирка», «У омута», «Март».

В 1896 году проблемы с сердцем обострились, но несмотря на это он продолжает много работать.

В 1898 году Академия художеств присваивает ему звание академика, и теперь он сам может преподавать в Художественном училище.

В конце весны 1900 года развивается простуда, что даёт осложнение на и так слабое, больное сердце, и спустя месяц он умирает. В его мастерской остались недописанные картины, и очень много набросков.

Что можно сказать о таком величайшем художнике, как Исаак Ильич Левитан, нужно просто внимательно рассмотреть его картины, после чего станет понятно, какой великий творец, гений создавал это. Первое впечатление от картин всегда будет только положительным, будто бы ты видишь всё это из своего окна, так тщательно прорисованы мелкие детали: ощущается тепло солнца, холод снега, шум воды, видно как течёт река, движутся облака. Всё это заряжает нас умиротворённостью и теплотой, но какая тяжёлая судьба была у автора этих произведений, что и не подумаешь, глядя на них.

Очень кратко

Если посмотреть картины русских художников, то практически невозможно увидеть ту полноту и изящество, с какими была изображена природа у Исаака Ильича. Именно он показал глубокое очарование русского пейзажа.

На свет появился Левитан 18 августа 1860 года в литовской семье. Родители у него были интеллигентными людьми. В 10-летнем возрасте будущий творец переехал в Москву, а через 3 года начал обучаться в училище живописи. Благодаря тому, что в данном заведении преподавали такие известные художники, как Саврасов, Перов и Поленов, Исаак овладел всеми известными приемами в изображении небольших этюдов. Семейство Левитана нуждались постоянно в деньгах. Были дни, когда они ничего не ели. После смерти родителей Левитану пришлось тяжело. Он не мог платить за обучение. Но преподаватели помогали ему, освободив от платы. Исаак любил изображать на полотнах пейзажи. Через некоторое время его картины стали хорошо распродаваться, и юноша, таким образом, стал зарабатывать себе на жизнь.

В 1885 году, окончив училище, Левиту выдали диплом преподавателя чистописания. В апреле этого же года он знакомится с Чеховым. У Исаака Ильича становится стабильным финансовое положение, однако из-за тяжелых моментов он заболевает. После того, как он отдохнул в Крыму, его состояние становится лучше. Художник организует персональную выставку, где выставил около 50 картин. Если посмотреть знаменитую картину «Золотая осень», то невозможно передать всю прелесть этого полотна. По своей живописности, точности красок и простоте она похоже на описание Пушкиным осени. Вся поэзия русской осенней природы с ее чистым воздухом и светлыми далями, с шорохом золотых листьев показана здесь с удивительной силой. Именно эту картину приобрел П.М. Третьяков для своей галереи.

В 1891 году происходит знакомство с известным меценатом Морозовым. Именно это господин помог художнику обустроить мастерскую в Трехсвятительском переулке. В 1892 году Левитан принимает участие со своими работами «Вечерний звон» и «У омута» в выставке передвижнической выставки. В этом же году ему пришлось покинуть столицу по приказу государя, так как тот издал приказ о выселении людей еврейской национальности. Путешествуя по глубинке России, Левитан не переставал писать свои картины. В последующие годы он был в Одессе, ездил за границу. В 1898 году ему присваивают звание академика. Однако, здоровье продолжало ухудшаться, и талантливый художник скончался в Москве в 1900 году.

Исаак Ильич Левитан - один из лучших русских пейзажистов. Несмотря на то, что биография этого великого художника очень непроста, он всегда видел в окружающем его мире только самое лучшее и прекрасное, что и стремился изобразить в своих произведениях. Пятерку его знаменитых работ смотрите далее.

«Одуванчики» (1889)

Возможно, приятным открытием эта картина станет для тех, чье представление об Исааке Левитане было исключительно как о художнике-пейзажисте. А ведь в конце 80-х годов XIX века Левитан нередко обращался к такому жанру живописи , как натюрморт.

«Одуванчики» - один из самых знаменитых натюрмортов Левитана. Он был написан во время проживания художника в городке на Волге под названием Плес, который тоже будет запечатлен среди его творений. В этой картине Левитан изображает милые нашему сердцу мотивы, и хотя «Одуванчики» на первый взгляд кажутся самыми обыкновенными, в итоге зритель не может не увидеть их простую, но неповторимую красоту.

Чтобы подчеркнуть изящность цветов и яркость оттенков, Левитан намеренно помещает букет на мрачный, грязно-серый фон. Одуванчики еще свежие и игриво смотрят из вазы в разные стороны. Каждый из желтых одуванчиков подобен маленькому солнышку, а белые выглядят особенно беззащитно и трогательно. Их красота сдержанная, но жизнелюбивая, по сути, они будто и есть символ жизни для художника.

«Тихая обитель» (1890)

«Тихую обитель» наряду с картинами «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники» и другими считают одним из лучших произведений Левитана. Передвижная выставка, прошедшая в 1891 году, обратила особое внимание публики на этот шедевр, который принес художнику большую славу и почтение. «Церковный пейзаж» - пожалуй, лучшее описание картины Левитана.

На картине изображен, казалось бы, самый обыкновенный монастырь, утонувший в такой же неприметной зеленой роще. Но видение Левитана передается и самим зрителям, которые понимают, что этот обыденный пейзаж на самом деле невероятно прекрасен.

В центре полотна изображена река, через которую тянется мост из бревен. А тропинка, продолжающаяся за мостом, уводит наш взгляд к окруженному зеленью белокаменному монастырю. Вокруг уже вечереет, и церковные здания стоят, залитые теплыми и мягкими закатными лучами. Глядя на эту простую красоту, зритель чувствует покой, умиротворение и тихую радость. Поэтому эта картина и снискала такую народную любовь.

«Вечерний звон» (1892)

Эта работа была написана в тот период, когда в Бога одинаково верили все слои русского населения, и любование красотой природы тоже происходило через призму религиозного мировосприятия. Левитан стремился в своей картине передать ту блаженную атмосферу, которую создает вид белокаменного монастыря в свете закатного солнца и разносящийся на всю округу звон колоколов, что зовет на вечернюю службу.

Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане. Передний же план с берегом и лодками и сама река за счет сгущающихся сумерек остаются в тени, но расположенный на возвышенности монастырь выглядит величаво и торжественно уже лишь благодаря яркому вечернему солнцу. Удивительно, как Левитан сумел передать на полотне безветренную погоду и спокойствие матушки-природы, которая готовится ко сну и греется в лучах заката.

Этот благодатный пейзаж Левитан рисовал «из головы»: место, изображенное на картине, в реальности не существует. Вдохновением, однако, послужил вид Саввинско-Сторожевского монастыря, который художник увидел еще во время проживания в Слободке, а также Кривоезерский монастырь в Юрьевце.

«Вечерний звон», так же как и «Тихую обитель», считают церковным пейзажем. А своеобразным синтезом этих работ стала картина Левитана «Над вечным покоем» - настоящий шедевр русской живописи XIX века .

«Весна. Большая вода» (1897)

Данная картина — одна из самых лирических работ Левитана. На ней изображен фрагмент рощицы, расположенной вблизи одной из обыкновенных русских деревенек. Рощица подверглась весеннему половодью, которое в народе называли «большая вода». Так и назвал свою картину Левитан - «Весна. Большая вода».

Даже не зная названия произведения, зритель сразу понимает, что на полотне изображена именно весна. Мастерски работая с цветом и светом, Левитан подчеркивает истинно весеннюю атмосферу картины, которую ни с чем не спутать - пробуждение всего живого от зимней спячки.

Первыми в глаза бросаются высокие деревца, еще голые березки и осинки, совсем тоненькие, а оттого безумно трогательные. На самом переднем плане видим пустую лодку, то ли оставленную кем-то из крестьян, то ли прибитую к этому берегу течением. А от лодки тянется змейкой вверх рыжевато-желтая полоска берега, сосредотачивая наш взгляд на дальнем плане: затопленных домишках и высоком берегу, защитившем часть деревни от водного нашествия.

Однако, несмотря на половодье, вода совершенно не воспринимается здесь как угроза, даже наоборот - ее спокойное состояние вызывает у зрителя некое умиротворение. Можно сказать, что погода абсолютно безветренная: поверхность воды очень гладкая, даже отражения деревьев практически не искажаются и вытягиваются в длину в полную силу, отчего пейзаж становится еще прекраснее.

Художник использовал множество голубых оттенков, от темно-синего до практически белого, чтобы точно изобразить красочное весеннее небо и зеркальную поверхность воды. Во всем пейзаже задействованы не яркие, кричащие, а только светлые и приятные глазу оттенки, что очень хорошо передает то самое ощущение свежести и легкости с приходом весны.

«Сумерки. Стога» (1899)

Это произведение было создано Левитаном в Крыму, куда он приехал навестить своего друга Антона Чехова, болеющего туберкулезом. В то время художник и сам страдал от болезни сердца, которая в итоге и стала причиной его смерти. Он хотел порадовать друга, который скучал по родной природе, и написал эту картину в качестве подарка.

На ней изображен летний луг со скошенным сеном, убранным в крупные стога, чьи мрачные силуэты темнеют на фоне сумеречного неба. Вокруг ни души, а на небосклоне ярким пятном уже горит круглая луна. Уже почти стемнело, воздух становится густым, отчего все предметы теряют свой объемный вид.

В тот период Левитан хотел сделать язык живописи как можно более простым, уходя от подробного повествования и сосредотачивая внимание лишь на самой сути. Возможно, именно передачи чувств и эмоций через художественное произведение хотел добиться находящийся рядом с больным товарищем и предчувствующий свою неизбежную кончину художник.

Предлагаем насладиться и другими картинами Исаака Левитана и посмотреть эту видеогалерею:

Выдающийся живописец, замечательный мастер пейзажа Исаак Левитан родился 18 августа 1860-го года на западной окраине России, в местечке у железнодорожной станции Кибарты.

Кроме будущего художника в семье было еще трое детей - две дочери и сын. Но, не смотря на скудность средств, дом был наполнен благоприятной творческой атмосферой. После переезда в Москву семья жила очень бедно, одним из источников заработка были частные уроки французского, которые давал отец.

Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870-м году старший сын Авель, а затем, в 1873-м году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в училище стали для Левитана довольно серьезным испытанием. Впоследствии он писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. ...Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу".

В 1875-м году умирает мать Левитана, а спустя два года умирает от тифа и отец. Дети остались одни, и вели почти нищенский образ жизни.

И все-таки уже в годы учения Исаак не только усвоил уроки учителей, но и сказал новое слово в русском искусстве.

Первая склонность молодого художника к изображению природы проявилась уже вскоре после поступления в училище. Говорили, что Алексей Саврасов, руководитель пейзажной мастерской, буквально "выпросил" его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Саврасов, безусловно, поддерживал юного художника, он видел в нем большой потенциал. Под его руководством у Левитана появляются его ранние работы "Солнечный день. Весна", "Ветряные мельницы", "Вечер", "Осень. Дорога в деревне". Поскольку Саврасов сам тяготел к природной лирике, он как мог вдохновлял, обучал юного художника.

Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедствующего ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану, пожалуй, чаще других учащихся выдавали, пусть скудные, денежные пособия, краски и другие художественные принадлежности, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова. Но денег все равно не хватало.

Михаил Нестеров, друг Левитана по училищу говорил, что "на редкость красивый, изящный мальчик-еврей", похожий на нищих детей-итальянцев, "с алым цветком в кудрявых волосах", "сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов"...

Говорили, что иногда он даже не имел, где остаться переночевать. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова, где располагалось училище, и оставался там один, коротать ночь в тепле, оставался на целый долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе.

Левитан безумно любил природу, он благоговел перед ней. Он часто подолгу гулял по лесу, любил рыбалку, охоту, любил русские деревни. Чувство связи души и судьбы человека с родной природой стало также характерным качеством московской школы живописи, окончательно сформировав художественный вкус Исаака.

По-настоящему заметным творческим успехом Левитана стала картина "Осенний день. Сокольники". Вызванный ею успех не только вселил уверенность в Исаака, но и слегка помог в финансовом плане. Тем не менее, жить по-прежнему было негде, и приходилось ночевать в разных гостиницах.

Чтобы хоть как-то заработать, Левитан рисовал иллюстрации к разным еженедельникам. В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина "Дуб" - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света: картины "Последний снег. Саввинская слобода", "Зимой в лесу", "Весной в лесу".

Следует отметить, что у Левитана уже в период учения начала развиваться неврастения. Возможно из-за этого в начале 1880-х годов некоторые его картины отмечены печатью меланхолии и печали, да и трудные годы детства тоже оставили свой отпечаток.

Зато работы 1883-х - 1885-х годов, напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", "Мостик. Саввинская слобода".

В 1884-м году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшимся художником, со своим стилем и мировоззрением. А в 1886-м году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Кроме того, Левитан был в тесных дружественных связях с Антоном Павловичем Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра" и один из своих шедевров - "Березовая роща".

В 1886-м году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезженные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887-го года эти этюды были выставлены на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились.

В 1888-м году Левитан, Степанов и Кувшинникова отправились по Оке на пароходе в тур до Нижнего Новгорода. Это оказался очень плодотворный период в творчестве Левитана, написаны "Осень. Слободка", "Ветхий дворик", "Одуванчики". Из лучших работ того периода Левитана можно выделить картины "После дождя. Плёс" и "Вечер. Золотой Плёс".

В начале 1890-го года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии был написаны ряд пейзажей. "Берег Средиземного моря" можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажем в творчестве художника. В Венеции и Альпах также были созданы очень красивые пейзажи: "Близ Бордигеры. На севере Италии", "Весна в Италии" и другие.

С 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана.

Но в 1892-м году произошло неприятное событие. Сам художник был не крещенным и, как помним, из еврейской семьи. В то время начали выселять из Москвы лиц еврейской национальности. Левитану пришло письмо с указаниями в течении 24-х часов покинуть город. Ему пришлось жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях до того времени, пока друзья не смогли уладить ситуацию, и тогда Левитан смог вернуться в Москву.

В эти года появляются картины с драматическим оттенком, такие как: "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем". Последняя работа была наделена философским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а также о чувствах художника в моменты одиночества, тоски.

Но это не значит, что Левитан ушел в депрессию. Он продолжает рисовать и жизнерадостные работы. Картина "Свежий ветер. Волга" является тому примером. Картина "Март" произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимний день.

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрморты. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы: "Луг на опушке леса", "У ручья".

В 1893-м году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с Софьей Кувшинниковой в селе Островно. 1896-й год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась неизлечимая болезнь сердца. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.

Тем не менее, мастер не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с оврагами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи: "Лунная ночь", "Сумерки. Стога", "Восход луны. Деревня".

Главной из последних картин Левитана стала работа "Озеро. Русь". В этом произведении переданы и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ. В 1998-м году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавать в том же училище, где и сам брал уроки.

В 1899-м году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на его здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома...

22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа - "Озеро", - также осталась незаконченной. Похоронили его на старом еврейском кладбище. Замечательный певец природы ушел от нас, а нам, его потомкам, остались его чудесные картины, продолжающие волновать сердца зрителей своими волшебными красками.






















Исаак Левитан, биография которого интересует всех знатоков искусства, - известный русский художник. Его считали мастером "пейзажа настроения". Известен как академик Императорской академии художеств.

Происхождение художника

В октябре 1860 года родился Левитан. Биография художника гласит, что случилось сие событие в небольшом местечке Кибарты Августовской губернии. Сегодня это территория Польши. Его родители были обедневшими, но образованными евреями.

Отец, Илья Абрамович Левитан, происходил из семьи раввинов. Самостоятельно овладел немецким и французским языками. Впоследствии преподавал их в гимназии, а также работал переводчиком на строительстве железнодорожного моста французской компанией.

Юность Левитана

Родители Левитана стремились улучшить свое материальное положение и дать детям достойное образование. Для этого в начале 70-х годов XIX века они переехали в Москву.

В 1871 году старший брат героя нашей статьи, Авель, поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года там начал учиться и юный Исаак, которому исполнилось 13 лет.

Художник Исаак Ильич Левитан, биография которого подробно описана в этой статье, занимался у таких маститых живописцев, как Алексей Саврасов, Василий Перов, Василий Поленов.

В 1875 году в семье Левитана происходят серьезные перемены. Мать умирает, а отец тяжело заболевает. Из-за недомогания ему приходится уволиться из железнодорожной компании, а доходы от репетиторства не позволяют содержать четверых детей.

В результате даже само училище оказывает братьям финансовую помощь. В 1876 году их полностью освобождают от платы за обучение как попавших в сложное финансовое положение и демонстрирующих успехи в учебе и искусстве.

В 1877 году их отец умирает от тифа.

Первый заработок

Художник, его братья и сестры жили в крайней нужде. В то время у Перова учился Левитан. Биография художника гласит, что жизнь его круто изменилась, когда его перевели в класс Алексея Саврасова. Здесь ему удалось сконцентрироваться на пейзажах.

Тогда же к нему пришли и первые успехи. В 1877 году сразу две картины художника отметили на выставке. Он получил малую серебряную медаль и первый серьезный заработок - 220 рублей. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет.

Совсем скоро в его жизнь вошли новые трудности. На этот раз от царского указа пострадал Левитан. Биография художника увлекает нас за пределы столицы. Дело в том, что после покушения революционера Соловьева на Александра II всем евреям запретили жить в исконно русской столице, то есть в Москве. Это притом, что сам Соловьев, как считает большинство современных историков, евреем не был.

В возрасте 18 лет Исаак Ильич Левитан, творчество которого к тому времени уже было знакомо многим, уезжает из Москвы. Вместе с братьями и сестрами он начинает жить на небольшой даче в районе Балашихи. Здесь он проводит два года.

Позже, когда запрет ослаб, возвращается в столицу, снимает меблированную комнату на Большой Лубянке. Деньги ему удалось выручить за картину "Вечер после дождя".

Окончил училище только в 1885 году Левитан. Биография художника содержит сведения о том, что мастеру кисти было присвоено звания учителя чистописания.

Левитан в работе

Окончив училище, Левитан переезжает в Московскую область, в глухую деревню Бабкино, так как денег на жизнь в столице у него не было. Однако и здесь находятся занятные соседи - это Чеховы. Исаак Ильич Левитан именно там знакомится с писателем, дружба и противостояние с которым будут продолжаться всю его жизнь.

К середине 80-х годов XIX века Исаак Ильич уже становится достаточно известным живописцем, благодаря этому улучшается и его финансовое положение. Однако голодное детство и безденежная молодость негативно сказываются на его здоровье. У художника начинает развиваться болезнь сердца.

В 1886 году он отправляется в Крым, чтобы восстановить силы. Стоит отметить, что поездка произвела на него положительный эффект. Здоровье живописца заметно улучшилось. Вернувшись с полуострова, Исаак Ильич Левитан представляет на персональной выставке сразу 50 новых пейзажей.

Еще одной плодотворной поездкой стал круиз по Волге, в который он отправился в 1887 году. Великую русскую реку любил изображать еще его учитель - Саврасов. Левитан решил не отставать.

В 1888 году, во время второй поездки по Волге, Левитан открывает для себя небольшой городок Плес. Здесь он проводит три следующих летних сезона. Причем весьма продуктивно.

За эти годы им были написаны около 200 произведений, которые принесли мастеру живописи всероссийскую популярность.

"Над вечным покоем"

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении "Над вечным покоем", созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине - деревянная церковь, рядом с которой - старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Второе выдворение из Москвы

Но не все безупречно складывается в жизни художника. В 1892 году снова вынужден уехать из Москвы Левитан. Краткая биография живописца отмечает, что он был подвергнут выселению как "некрещеный еврей". На то, чтобы покинуть Москву, ему были отведены одни сутки.

После этого Левитан живет во Владимирской и Тверской губерниях. Только через несколько лет ему позволяют вернуться. Об этом хлопочут его многочисленные друзья, которым удается пролоббировать этот вопрос в высоких кабинетах.

В этот период он пишет еще одну свою известную картину - "Владимирка". На ней изображена дорога, по которой каторжан гнали в Сибирь.

Отношения с женщинами

Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе "Попрыгунья" события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.

В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.

В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.

При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.

Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ "Дом с мезонином" и пьесу "Чайка", в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.

Смерть художника

В 1896 году Левитан во второй раз переносит тиф. Ему 36 лет, а симптомы аневризмы сердца только усиливаются. Болезнь принимает тяжелый и хронический характер.

1899 год он проводит в Ялте, рядом снова Чехов. Но на этот раз между старыми друзьями нет прежней близости. Левитан может ходить, только опираясь на палку, сердце болит непрерывно.

Поездка на курорт не помогает. Вернувшись в Москву, он практически не выходит из дома. В мае 1900 года его навещает Чехов.

22 июля 1900 года Исаак Левитан умирает. Ему было всего 39 лет. В его творческой мастерской осталось около 40 незаконченных полотен и не менее 300 этюдов, работа над которым планировалась только в будущем.

Его последняя картина "Озеро" так и осталась недописанной. Сегодня она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Левитан был похоронен в Северной столице на старом еврейском кладбище.

Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.

Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье был еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить и молиться за родителей Левитана, этих безымянных героев, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу". В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.

По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.

Памятник Левитану
Товарищ Левитана по училищу, Михаил Нестеров в своей книге воспоминаний Давние дни , вспоминал, что на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев, с алым цветком в кудрявых волосах, сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов... Рассказывали, что иногда ему даже негде было ночевать. Тогда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался на верхних этажах огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей "страшными привидениями". Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход училища солдатом Землянкиным, прозванным "Нечистая сила", оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе".
Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса". Но многое в его духовном облике определила и среда, в которой он формировался как художник. Аполлинарий Васнецов имел основания утверждать, что Левитан - "продукт Москвы, воспитан Москвою", говоря, конечно, не о влиянии на художника современной ему "белокаменной" - большого и шумного промышленно-купеческого города, где наряду с древним благочестием и красотою было немало уродств и жестокости, а о душе, традициях московской культуры.

Здесь, в Москве, в конце XVIII столетия, особенно по сердцу пришлись призывы Николая Карамзина и круга его друзей к "сорадованию и сопечалованию", "сочувствованию" с природой как качествам "наиболее приличным человеческой натуре", широко развивалась культура пейзажных садов и парков. В Москве в конце 1840-х годов появились знаменитые рассказы о природе Сергея Аксакова, который призывал "чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы, слышать ее голос, заглушенный хлопотней, суетней и всею нашей земной пошлостию".

Стремление к целебной близости с природой жило в XIX веке и в московской литературе, поэзии, музыке (лучший пример – симфонии из серии Времена года Чайковского), даже в драматургии (вспомним Снегурочку Островского с ее заклятием стужи чувств солнечным теплом, радостью весеннего обновления жизни). Присуще было сочувствие с природой и московским живописцам, начиная с москвича по рождению Алексея Венецианова, который первым в России подсмотрел природу на ее месте, учился в поле, размышлял на гумне, замечал изменения света в разные часы дня, в различную пору года, при различной погоде. Чувство глубокой метафизической родственной связи души и судьбы человека с родной русской природой стало характерным качеством московской школы живописи и в 1860-1870-е годы, когда ее лицо во многом определяли учителя Левитана – Алексей Саврасов и Василий Перов.