Сибирская принцесса. Алтайская принцесса

Алтай называют «Колыбелью мира», имея в виду, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля по сей день хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков шагающих лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н. э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные рисунки, до конца неясно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только выбор персонажей, но и материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые были нанесены на отвесной и труднодоступной поверхности. Но главной загадкой остается их смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших испытать себя, так и многочисленных исследователей. Его главную тайну мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак на раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не были монголоидными, скорее, напоминали европейские. Талию Принцессы Укока украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей тайну бессмертия.

На ее теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку ротык, и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабное изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н. э. Возможно, она была ворожеей или целительницей. Однако, кем на самом деле являлась Алтайская принцесса, как ее назвали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие секреты. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время полагали, что они появились 1,5-2 тысячи лет назад, но новейшие исследования показали, что время их происхождения – III-II века до н. э. Ученые пытаются также выяснить, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», идея древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо называют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются доказать свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, скорее всего, камни были специально доставлены из других мест. Изучение их структуры показало, что материал не встречается в близлежащих горах. По легенде валуны были привезены древними скифами издалека, за 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н. э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их как будто затягивало в воронку. Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его магической силе гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом месте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М. Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека» и эволюционировал независимым и, как оказалось, тупиковым путем.

Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. С помощью карты с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н. э., тюрколог Мурат Аджи развил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи - «Уч Сумер» - с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о единстве Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами одной энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? Поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.

Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.

Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.



Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская ( V-III века до н.э ), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.

Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.

ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.

Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока " и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев" , "Пурпур и золото тысячелетий" , "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.

Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.


Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж


Алтайская принцесса

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.

Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.

Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2

Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?

Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).

ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.


На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.

Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.


ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.

Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.

Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка - сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).


На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.

В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.

В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.

СВЯЩЕННАЯ САЖА

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.

Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.

ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ

Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.

Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.

УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.

Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).

Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.

Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.

Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.

Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.

Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.

В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.

В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.

В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.

На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.


Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге

А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.

Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока



Фильм BBC об Алтайской принцессе



Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.


Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"


Принцесса Алтая (Укока )

- данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок(Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте(около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д.



Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы«принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

В настоящее время мумия хранится в Институте археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск ).

Знаки на теле принцессы, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов

Фотография мумии принцессы Укока


Специалисты установили, что так принцесса Укока выглядела при жизни


Национальный музей с почетом примет укокскую «принцессу »

В Республике Алтай приступили к реконструкции Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, которому должна быть передана на хранение мумия пазырыкской женщины из кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, обнаруженная в 1993 году. В течение 2008-2009 года должно быть построено новое здание музея, со специально оборудованным залом для мумии и сопроводительного погребального инвентаря. О работе Национального музея во время реконструкции рассказала корреспонденту Regrus.info директор Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина Римма Еркинова.



- Расскажите об основных итогах работы музея в прошедшем году? Что было наиболее важным и жизни музея?

- Истекший год примечателен тем, что в апреле 2007 года к нам приезжал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Борис Боярсков. Он посещал Республику Алтай, знакомился с археологическими памятниками, музеем, музейными фондами, их сохранностью и безопасностью. Он сказал:«Неплохо ! Я не ожидал, что есть такой музей в Республике Алтай». Он увидел наши уникальные фонды – коллекции картин выдающегося алтайского художника, ученика И.И. Шишкина Г. И. Чорос-Гуркина, и очень удивился богатой коллекции. Мы воспользовались его визитом для решения нашей старой проблемы. В 1945 году на основания распоряжения Алтайского краевого совета трудящихся временно из фондов музея взяли на экспонирование в Барнауле гуркинские работы: 227 картин и более 2000 уникальных рисунков. Часть картин вернули, но рисунки так и остались. Сегодня они хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края. Он дал распоряжение своим работникам изучить этот вопрос, чтобы рисунки художника вернули в наш музей.


В истекшем году музей выпустил несколько своих изданий. В числе которых был издан каталог работ самобытного алтайского художника Н.И. Чевалкова. Его работы хранятся в Бийске, Барнауле, Омске, Новосибирске, Иркутске. Нами впервые были опубликованы в полном объеме его работы и 35 писем, написанных своему учителю В. Гуляеву в 1920-е годы и до сих пор не опубликованные. К тому же этот труд открывает совсем забытого Чевалкова – иллюстратора школьных учебников.



В конце года мы сделали выставку талантливого алтайского художника Владимира Запрудаева, рано ушедшего из жизни и издали небольшой каталог. Мы собрали его картины с частных собраний и из Бийского краеведческого музея. Этой выставкой мы закончили наш год. Также мы впервые в 2007 году проводили«музейную ночь», которая очень понравилась посетителям, особенно молодежи. Нас постоянно спрашивают, когда будет следующая«музейная ночь».



В 2007 году мы продолжали восстановление усадьбы художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского района Республики Алтай, где он жил и работал. Это до революции было одно из самых известных мест в Сибири. Его картины вошли в первые художественные коллекции многих Сибирских музеев. Ну и конечно, в 2007 году мы жили в ожидании начала реконструкции нашего музея.



- Как Вы восприняли решение о том, что будет построено хранилище для укокской мумии?

- Мы ожидали этого решения. Но когда меня пригласили в правительство и сообщили, это была большая радость. Это было перед крещением, перед 19 числом, и мы восприняли как добрый знак. Мы благодарны нашей укокской«принцессе ». Если бы ее не нашли, то вопрос о реконструкции музея еще дольше бы продлился. Вопрос реконструкции музея и возвращения мумии оживленно обсуждают в Горно-Алтайске, в газетах, на телевидении, по радио. Он всех волнует и интересует.



- Как строительство отразится на работе музея в 2008 году?

- Мы должны быть готовым к своего рода«эвакуации » фондов музея и рассматриваем помещения, отвечающие требованиям сохранности и безопасности музейных предметов и коллекций. Еженедельно проходит совещание на уровне министра регионального развития Республики Алтай, главного архитектора проекта и подрядчика. Проект очень интересный. Деньги отпущены большие. Освоить такой солидный объем в течение одного года очень трудно и строительство будет напряженным.


- Будут ли работать временные экспозиции музея во время строительных работ?

- В новом драмтеатре, где есть хороший выставочный зал, возможно, мы будем проводить художественные выставки. Исторические коллекции не будут развернуты из-за недостатка места.


В музей Алтая вернут знаменитую Принцессу Укока...


Нам исполняется в этом году 90 лет. Первые коллекции были приобретены в октябре 1918 года по инициативе Г.И. Чорос-Гуркина, и от этого мы отсчитываем историю музея. Юбилейные мероприятия мы перенесли на будущий год в новый музей. Оставили только проведение в октябре традиционных«Анохинских чтений», потому что приглашения были разосланы уже в декабре 2007 года.

- Каким с Вашей точки зрения будет музей после завершения строительства?

- Сегодня музей посещает 25 тысяч человек в год, и динамика положительная. Думаю, что после реконструкции в 2-3 раза увеличится посещение музея. В новом музее будет зона отдыха, кафе, сувенирная лавка и так далее, и можно будет после дальней дороги отдохнуть и спокойно походить по музею. Мы это все предусмотрели.

Загадка смерти алтайской принцессы, остаётся не раскрытой....



Для мумии создается отдельное хранилище – мавзолей. Так мы условно его называем. Но не как в Новосибирске, где она лежит в стеклянной витрине, вокруг нее можно ходить кругами и глазеть. Музейный показ человеческих останков должен делаться с большим тактом и уважением человеческого достоинства, которые присущи всем народам. В сознании местного населения«Принцесса Укок» воплощает в себе образ Прародительницы и древней Покровительницы алтайских народов, грубое обращение по отношению к которой и, в особенности, насильственный отрыв ее от родной земли воспринимаются до сих пор очень болезненно и остро. Раскопки на плато Укок еще раз заострили проблему непоправимости ошибок в сфере распоряжения культурным наследием.

Тело женщины пазырыкской культуры будет лежать в саркофаге в специальном зале, где будут экспонироваться ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы. Рядом будет реконструкция, может быть, одного из моментов жизни Укокской принцессы, или момент её захоронения.

- Как Вы полагаете, будет ли мумия возвращена в музей в будущем году?

- Этот вопрос интересует все население Республики Алтай и наших гостей. В Вашей статье мы прочитали, что академики Вячеслав Молодин и Анатолий Деревянко согласны передать мумию, если будут созданы условия для хранения. Я сама участвовала в переговорах республиканского Министерства культуры и Сибирского отделения РАН в Академгородке, в 1998 году. Они согласились с передачей мумии, если будут созданы условия для ее хранения. Стоял тогда вопрос возврата только одной мумии, без сопроводительного инвентаря. Мы считаем, что это не соответствует ни этическим, ни юридическим нормам.

Но, тем не менее, мы начали готовить помещение. Когда оно было готово на 80%, местное Министерство культуры поставило вопрос о возвращении мумии. В ответ было заявлено, что Институт археологии и этнографии превысил свои полномочия, участвуя в переговорах, и этот вопрос будет рассматриваться на уровне Президиума СО РАН.

Эта ситуация с возвращением мумии обострилась вновь в 2003 году, во время землетрясения. Тогда было несколько тысяч обращений. Простые жители и депутаты от пострадавших районов писали во все инстанции о том, чтобы вернуть на место алтайскую мумию. В сознании народа это не только«биологический объект», как говорят ученые, а это принцесса, прародительница. Говорят даже, эпическая Очи-Бала – девушка-богатырка, которая спасла свой народ во время нашествия иноземных врагов.

Возвращение её - очень болезненный вопрос. Конечно, были и дискуссии о захоронении мумии, но я, как музейный работник, хранитель культурного наследия настаивала на том, чтобы привезти в музей, создать все условия для её хранения. Многие соглашались с моими доводами. Спасибо им и всем людям, и нашим друзьям из Германии, Швейцарии, Италии, Америки, Японии и Кореи, которые искренне желали увидеть её на Алтае, и даже хотели создать фонд её имени, собрать деньги для строительства мавзолея. Я думаю, что они будут рады и сегодня помочь нам в решении некоторых вопросов.

Укокская принцесса является неотъемлемой частью культурного наследия народов Республики Алтай. Мы относимся к ней с большим почтением. И когда ее будут торжественно вносить в Национальный музей, будут соблюдены все почести, полагающиеся для такой особы.

- Как Вы считаете, возврат мумии увеличит значение музея?

- И сейчас Национальный музей играет большую роль. У нас музей комплексный, есть хорошие коллекции по археологии, этнографии, природы, прекрасное художественное собрание. Когда к нам приезжали сотрудники из Русского музея, которые курируют художественные музеи России, то они удивились нашей небольшой, но грамотно подобранной коллекции. Мы не только храним, но и приобретаем работы художников. Они нас включили в список художественных музеев России, что для нас очень важно.

Естественно, значимость музея с привозом мумии еще больше поднимется. Мы можем стать одним из чудес России. На Алтае нельзя отдыхать как в Турции, или Египте, лежать на горячем песке, купаться в море. Здесь природой созданы уникальные условия для активного, познавательного туризма. И музей станет отправной точкой на все маршруты по явным и тайным тропам Алтая

- Организует ли музей собственные археологические экспедиции? Какие есть планы в изучении археологического наследия и участия в охране памятников?

- В 1980-е годы музей имел собственный археологический отряд. У музейных археологов были Открытые листы и они выезжали на аварийные раскопки при строительстве дорог или кошар. В 1990-е годы в связи с отсутствием средств наши экспедиции перестали работать. Археологические экспедиции сейчас могут себе позволить крупные научные центры, как Новосибирск, Кемерово, Барнаул и т.д. Национальный музей наряду с нашим госуниверситетом, Институтом алтаистики в будущем должен иметь свою археологическую экспедицию.

Я думаю, что наше Правительство не упустит шанс дать возможность местным ученым достойно участвовать во всех проектах, связанных с археологическими раскопками.

Нам не очень нравится отношение некоторых ученых, которые считают, что будто бы большая наука не может развиваться в республике. Рано или поздно мы возобновим работы на курганах в силу того, что зона расселения и строительства из-за интенсивного роста туриндустрии увеличивается. Археологические находки должны храниться и выставляться в Национальном музее. Для этого строятся дополнительные хранилища, лаборатории, экспозиционно-выставочные залы, соответствующие мировым стандартам.

Уроки истории:

Загадочную мумию алтайской принцессы Укок, которая пролежала в стенах музея Института археологии и этнографии СО РАН семнадцать лет, в ближайшем будущем вернут из Новосибирска восвояси - на Алтай. Вполне конкретные разговоры об этом, а не слухи, начались еще весной, а в начале лета окончательно прояснилось, что принцессу увезут в Национальный музей Республики Алтай после того, как там будет завершена реконструкция. Договоренность об этом была достигнута в начале июня в ходе встречи министра культуры Республики Алтай Владимира Кончева с директором Института археологии и этнографии СО РАН, академиком Анатолием Деревянко. Договора о передаче мумии пока нет, но, как заметили в СО РАН, он должен появиться сразу после того, как только специалисты осмотрят условия хранения ценного экспоната в музее.
Напомним, мумия, возраст которой более 2,5 тысячи лет, была найдена экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак на высокогорном плато Укок в 1993 году. Находку признали одним из самых значимых открытий российской археологии, после чего передали в Институт археологии и этнографии.
С тех пор ведутся постоянные споры о том, где должна храниться мумия - в Новосибирске или Горно-Алтайске. За семнадцать лет «новой жизни» принцессы чего только не было. После того как на Алтае случилось сильное землетрясение, некоторые алтайские депутаты и чиновники обвинили во всем новосибирцев. Мол, это расплата за то, что прародительницу потревожили. Затем алтайцы стращали новосибирцев плохой погодой: дождливым летом и холодной зимой. Якобы и погода, точнее непогода, тоже из-за принцессы буйствует. Мумия притянула к себе не только алтайских депутатов, морозы и дождь, но и иностранцев. Несколько лет назад жительница английского города Честелхема Сильвия Чарльзвуд приехала в Новосибирск, чтобы поднести принцессе шелковый платок на голову. Якобы Сильвия общалась с духом мумии, и тот ей сказал, что зовут принцессу Умай. И не принцесса она вовсе, а жрица. Во время общения она попросила пожилую англичанку привезти ей в Новосибирск шелковый шарфик, дабы укрыть им голову, некрасиво это как-то - нагой лежать на все обозрение. Впрочем, говорил дух с Сильвией не только о шарфиках, а о целенаправленном противодействии политике бывшего президента США Джорджа Буша (еще старшего). Умай считала, что насилие Буша способно привести к тотальному уничтожению Америки, которое повлечет за собой кризис всей цивилизации.
ДУХ принцессы просил собираться женщин в круги и пропитываться Любовью, Радостью и Благодарностью, дабы противостоять Злу и Насилию. Кто его знает, сможет ли теперь Сильвия так спокойно общаться с принцессой, которую увезут в Горно-Алтайск, все ж таки такая связь потоньше сотовой будет.
Впрочем, как заметил один из экспертов «Новой Сибири», пожелавший не раскрывать себя, отношение к мумии и курганам может быть разное, и на Алтае в том числе. Кто-то борется за то, чтобы принцессу если не захоронили, то хотя бы привезли назад. Другим на древние курганы и все, что с ними связано, вообще наплевать. Буквально на днях жители одного из поселков Венгеровского района использовали для удобрения землю с древнего кургана, где археологи вели раскопки. Из-за этого древний памятник стал осыпаться. В милиции состава преступления не обнаружили. Оказалось, что жители даже не знали, что живут рядом с древним курганом.
Как полагают эксперты, передача мумии - это не боязнь археологов плохой погоды или того, что Сильвия Чарльзвуд не сможет общаться с ней. Дело даже не в добром соседском жесте. Это решение как минимум на уровне руководства региональных правительств, а, скорее всего, на уровне Министерства культуры Российской Федерации.
Как заметил чиновник одной из федеральных служб, передача находок подобного уровня может решаться только на самом высоком уровне. При этом собеседник напомнил, что мумию нашли 17 лет назад, а в то время, скорее всего, еще действовало законодательство, согласно которому все ценности, найденные при раскопках, принадлежали государству.
С подобной точкой зрения согласна директор музея истории развития народного образования Новосибирской области Валентина Орлова:
- Это ведь памятник республиканского значения, поэтому, скорее всего, вопрос о передаче мумии на Алтай сначала решался между правительствами Новосибирской области и Алтая, а потом на уровне Министерства культуры Российской Федерации. А вообще, я не сторонник того, чтобы передавать такие находки из одного музея в другой. Зачем? Какой смысл в перевозке, если памятник архитектуры правильно хранится? Это ведь не достояние отдельной республики, а всей страны! Но, с другой стороны, в решении данного вопроса присутствовали межэтнические споры. Здесь все достаточно сложно: это уже сугубо политический вопрос, - прокомментировала Валентина Орлова.
Заместитель директора по науке музея истории СибВО Юрий Фабрика заметил, что передача экспоната из музея в музей - дело очень трудоемкое:
- У нас, к примеру, обменного фонда нет, поэтому мы с музеями своими экспонатами не меняемся. Так же, как не имеем права покупать экспонаты, если вдруг в музей поступит обращение о покупке. Был один очень неприятный случай, когда к нам принесли шапку госополченца русско-турецкой войны 1877–1878 годов, а мы не смогли ее купить - правила не позволяют, ну и денег, естественно, не было. В целом же для того чтобы отдать или поменять ценную вещь, необходим ее аналог. У нас такого никогда не было. В основном же наши экспонаты пополняются за счет горожан, - прокомментировал Юрий Фабрика.
После долгих лет споров, где должна храниться мумия, представители музейной общественности все-таки склоняются больше к тому, чтобы ее передали наконец на Алтай. Мол, надоели уже с этими обидами. Правда, будет ли эта передача бескорыстна или археологам позволят вновь приступить к редчайшим раскопкам, которые пока приостановлены из-за поправок в местном законодательстве, - пока непонятно. И еще, не приведет ли репатриация принцессы к цепной реакции: не заявятся ли завтра в Новосибирск якуты с требованием вернуть мамонта из краеведческого музея на его историческую родину?

18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.

На этой неделе в Горно-Алтайске состоялся судебный процесс, где рассматривалось требование захоронить мумию женщины, найденную археологами в древнем захоронении на плато Укок в 1993 году. В прессе ее часто называют «алтайской принцессой» или «принцессой Укока», а среди местных жителей распространилось имя Ак-Кадын «Белая Госпожа».

Находка

«Принцесса Укока» принадлежала к представителям пазырыкской археологической культуры, распространенной в VI-III вв. до н. э. на территории Алтая. Ныне археологические находки, относящиеся к данной культуре, делаются в России, Казахстане и Монголии. Первые исследования курганов пазырыкской культуры предпринял еще в 1860-х годах Василий Радлов, а название она получила после того, как археолог Сергей Руденко в 1929 году обнаружил в урочище Пазырык захоронения с богатым погребальным инвентарем. Ныне эти находки хранятся в Эрмитаже.

Археологической сенсацией стали находки, сделанные в 1990-х годах Натальей Полосьмак и Вячеславом Молодиным на высокогорном плато Укок, в южной части Республики Алтай. Как предполагают ученые, пазырыкцы, занимавшиеся кочевым скотоводством, проводили на этом плато зиму и весну. Прежде, чем покинуть место зимовки, они хоронили умерших за это время соплеменников. Многочисленные погребальные курганы, возникшие на плато, и сохранили свидетельства о древнем населении Алтая.

Вероятно, пазырыкцы были хорошо осведомлены о свойствах вечной мерзлоты и использовали их в своем погребальном обряде. Когда они вырывали могилу, она быстро заполнялась грунтовыми водами, которые, застывая, превращались в «ледяную линзу», где сохранялось тело умершего. Возможно, лед выступал в качестве символа смерти в мифологических представлениях пазырыкцев. При этом пазырыкцы перед захоронением подвергали тела мумификации, удаляя внутренние органы, наполняя тело смесью овечьей и растений, а также высушивая его. Разрезы на теле зашивались конским волосом. Подробное описание находок, сделанных на плато, опубликованы в книге Натальи Полосьмак «Всадники Укока».

Наибольшая известность выпала на долю мумии, извлеченной из ледяной линзы в кургане № 1 могильника Ак-Алаха 3. Следует отметить, что в кургане находились два погребения. Верхнее из них было сделано позже в уже существовавшем кургане и принадлежит, вероятно, к кара-кобинской археологической культуре. Оно подверглось разграблению еще в древности. Грабители, прокопав ход в гробницу, даже пытались вытащить за ноги тело погребенного там мужчины. Сделать это им не удалось, но погребальный инвентарь был украден.

Когда археологи разобрали верхнее погребение, они обнаружили под ним неразрушенное перекрытие из бревен. Под бревнами оказался скелет принесенной в жертву лошади (на черепе сохранилось отверстие, пробитое чеканом). Затем постепенно, пока оттаивал лед, освобождались деревянная погребальная колода и помещенные в захоронение предмета. Процесс занял несколько дней. За это время ученые обнаружили деревянные, глиняные и роговые сосуды, блюда-столики, сделанные из цельного куска дерева. На них обнаружились даже остатки погребальной трапезы: крестец барана и крестец жеребенка с воткнутым деревянным ножом. Наконец, когда растаял лед, заполнивший колоду, археологи увидели похороненную в кургане женщину.

Она лежала на правом боку головой на север. Ноги погребенной были слегка согнуты в коленях, кисти рук сложены на животе. Дно колоды было покрыто подстилкой из темного войлока, а под головой женщины располагалась особая подушечка. Наталья Полосьмак подробно описывает одежду погребенной: «На женщине была желтоватая шелковая рубаха с рукавами, закрывающими кисти рук. Поясной одеждой служила длинная шерстяная юбка, сшитая из трех поперечно расположенных полотнищ (из двух красных и одного белого). Юбка держалась на теле с помощью пришитого к ней толстого, витого из шерстяных ниток длинного красного пояса с кистями. На ноги были надеты длинные, до паха, войлочные чулки с пришитыми поверх следиками-подошвами, выкроенными из красной ткани. По верхнему краю чулки украшала полоса узорчатой войлочной аппликации». Интересной находкой стало и каменное блюдце с семенами кориандра, находившееся в колоде. Семена были обуглены и, видимо, использовались в качестве благовония.

Реконструкция захоронения женщины из первого кургана Ак-Алаха-3

У погребенной женщины имелось бронзовое зеркало в футляре из красного и белого войлока, бусы, бронзовые подвески, серьги из золотой проволоки. На шее было надето украшение в виде подвешенной деревянной пластины, к которой были прикреплены восемь покрытых золотой фольгой фигурок лежащих барсов с крыльями. Высокая прическа имела свои украшения из дерева, обтянутого золотой фольгой, они имелись и на головном уборе, где изображали птиц и оленя. Помимо скелета коня, лежавшего над погребением, в могиле внизу оказались останки еще пяти коней с упряжью.

Посмертная судьба женщины из кургана

Найденная мумия, как и другие находки, сделанные в курганах Ак-Алаха, были перевезены в Новосибирск, в музей Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. За прошедшие годы ученые провели ряд исследований, позволивших узнать много нового о пазырыкцах и в том числе о женщине из первого кургана Ак-Алаха-3. Как показало исследование с применением магнитно-резонанской томографии, она умерла в возрасте около 25 лет от рака груди, а в детстве страдала остеомиелитом. За несколько месяцев до смерти она получила серьезные травмы головы, правого плеча и правого тазобедренного сустава (возможно, упав с лошади). В тот момент она, находясь на последней стадии рака уже с трудом передвигалась, а последние месяцы провела, не вставая с постели. Были описаны имевшиеся на ее теле татуировки.

Татуировки с тела женщины

Также были проведены первые палеогенетические исследования пазырыкских мумий (в ходе одного из них оказалось, что мумия из кургана Ак-Алаха-1, которую изначально сочли женщиной, оказалась юношей. Это не та самая «принцесса Укока», как сочли некоторые журналисты, а женщина (то есть мужчина) из другого погребения).

Одновременно с этим находки с плато Укок получили широкую известность. Они стали одним из самых ярких археологических открытий 1990-х годов, о них много писала пресса. Именно благодаря журналистам женщина из Ак-Алаха-3 стала называться «принцессой Укока» и «алтайской принцессой», хотя ее погребение, не смотря на довольно богатый инвентарь, все-таки не является царским.

Но известность древних находок и особенно погребения из Ак-Алаха-2 привела к неожиданным для археологов последствиям. Среди жителей республики Алтай сложился культ найденной в кургане женщины. Ее начали считать прародительницей алтайского народа, великой шаманкой. Она получила имя «Ак-Кадын» — «Белая госпожа», также ее отождествляли с Очи-Бала – героиней алтайского эпоса. Современные алтайские шаманы стали сообщать, что Ак-Кадын являлась им в видениях. На алтайских национальных праздниках часто можно увидеть девушек, костюмы и прически которых воспроизводят реконструированный учеными облик этой женщины. За прошедшие два с лишним десятилетия почитание Ак-Кадын распространилось среди алтайцев очень широко.

В некоторых случаях религиозные представления, связанные с «принцессой Укока» носят следы влияния современных эзотерических учений (употребления терминов «астрал» и пр.). Вот характерный текст, взятый из социальных сетей: «Так называемая Алтайская принцесса была одной из жриц Матери Мира. Когда ее извлекали из могилы, произошел сейсмический толчок, взявшийся не известно откуда. Ни начала, ни продолжения ему не было. И это могло быть объяснено только тем, что просто открылись врата подземного мира, ибо Ак-Кадын охраняла от проникновения подземного огня в мир земной. Она не давала выходить в земное пространство тварям низшего астрала, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования. Места курганов выбирались не случайно. Они служили замками, закрывающими врата вредоносных энергий. Даже радон не мог выходить, закрытый древними магическими построениями. Сеть курганов была размещена на местах, наиболее предрасположенных к землетрясениям и ураганам. Разрушение курганов, осквернение алтарей великих храмов древности позволили подземному огню беспрепятственно выходить наружу. Дверь в преисподнюю, которую закрывала Ак-Кадын, до сих пор остается открытой. Негативная энергия, хлынувшая наружу из низших миров, спровоцировала не только природные катаклизмы, землетрясения и цунами, но и человеческие конфликты, катализаторами которых стали тюркские народы.

Разрушение великих магнитов происходит рукою человеческой. Те, кто закладывал священные магниты, не предполагали, что волны яростного атеизма захлестнут мышление людское и что будет явлено полное незнание оккультных законов и махровое заблуждение».

Алтайцы выступают с требованиями вернуть Ак-Кадын на место захоронения, в курган на плато Укок. Нарушением покоя великой шаманки объясняли все неприятности последних лет, случавшиеся на Алтае, например, землетрясения 2003 и 2013 годов. По требованию населения республики Алтай, в 2012 году мумия была перевезена из Новосибирска в Национальный музей в Горно-Алтайске. Но алтайские активисты по-прежнему считают, что тело следует похоронить. Сейчас начался очередной этап спора, когда действие происходит в суде. Истцом выступил Акай Кине – общественный деятель, представитель телесов (теленгитов) – одного из тюркоязычных народов, объединяемых под общим названием «алтайцы». Ответчиками стали министерства культуры России и Республики Алтай, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске.

Обычно в спорах между учеными и представителями алтайской общественности по поводу «алтайской принцессы» активнее всего обсуждается тема ее национальной принадлежности. По мнению верующих, Ак-Кадын – праматерь алтайцев. Ученые утверждают, что представители пазырыкской культуры были связаны с индо-иранскими кочевыми народами (в частности, предшественницей пазырыкской культуры считают афанасьевскую археологическую культуру). Также признают, что у пазырыкцев присутствовал в какой-то степени самодийский этнический компонент, что подтверждают исследования митохондриальной ДНК, показавшие общность пазырыцев с селькупами. Этногенез же алтайцев связан с появившимися в регионе позднее древнетюрскими народами: уйгурами, кыпчаками, енисейскими киргизами – жителями существовавших в VI – XIII веках древнетюрских государств. Те верующие алтайцы, которые склонны спорить с учеными на их поле, в ответ указывают, что в этногенезе их народа приняли участие также и дотюрские жители Алтая, в том числе и пазырыкцы ассимилированные позднее тюрками.

Современное распространение методов генетики для установления этнической истории, к сожалению, привело к некоторому возврату к представлению об этносе как сущности, связанно исключительно с кровным родством и генеалогическим происхождением. При этом часто забывается о культурной основе этноса. А культурную преемственность между тюркоязычными алтайцами и пазырыкцами доказать трудно. До обнаружения «принцессы Укока» они не использовали ее характерного костюма и украшений, не удается найти и других весомых параллелей между результатами археологических раскопок и материальной культурой алтайских народов.

Но все это соображения, которые представляют лишь одну сторону вопроса. Религиозные представления сами по себе не нуждаются в научном подтверждении. Они – дело веры. Если община верующих считает какой-то предмет древним и сакральным, а какой-то текст – боговдохновенным, то они такими являются, что бы не говорили археологи или филологи. В гипотетической ситуации, когда представители христианской церкви, признающей почитания мощей, будут требовать передачи им мощей святого, хранящихся в музее, их иск будет иметь шансы на успех вне зависимости от того, подлинные ли это мощи или нет. Суд может прислушаться к их требованиям. Но может признать более убедительными и аргументы ученых. В данном случае так и произошло. Горно-Алтайский городской суд в иске отказал. Но после процесса Акай Кине сказал, что продолжит добиваться захоронения мумии. Так что история на этом явно не окончена.

Другие споры

Споры между учеными и общественностью по поводу археологических находок, как захоронений, так и артефактов, случались неоднократно. Наиболее близким аналогом можно счесть «Красавицу из Крорайны» или «Красавицу из Лоуланя» — мумию возрастом около 3800 лет. Лоулань – занесенный песком оазис в пустыне Такла-Макан на северо-западе Китая, Кроран – его уйгурское название. Где-то до V века или чуть дольше там существовало княжество, памятники которого сейчас изучают археологи. Они среди их находок наиболее известным мумии, относящиеся к периоду XVIII века до н. э. – II века н.э. В литературе они известны как «таримские мумии», и большинство исследователей согласны в том, что они принадлежат носителям ныне исчезнувших тохарских языков.

Красавица из Лоуланя и реконструкция ее внешности

Красавица из Лоуланя – одна из этих мумий. Она хранится в музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в городе Урумчи. Среди уйгуров распространилась версия о том, что Красавица из Лоуланя была праматерью уйгурского народа, так что теперь ее реконструированные портреты можно увидеть на уйгурских плакатах. Правда, вроде бы пока не было выступлений с требованиями ее перезахоронить. Китайские власти легко могут счесть подобные требования проявлением уйгурского сепаратизма, к которому относятся строго.

Много споров вокруг захоронений возникает в Америке, где представители коренного населения считают похороненных своими предками, независимо от возраста погребения, полагая, что выставлять останки в музее – проявление неуважения к мертвым. Во многих случаях это оказывается оправданным актом, который помогает хотя бы отчасти исправить последствия многочисленных несправедливостей, сделанных властями и европейскими поселенцами в адрес коренных народов в прошлом. Например, были в США возвращены своим племенам и захоронены по принятым обычаям многочисленные останки индейцев убитых в столкновениях с белыми. Однако к таким случаям исцеления исторической травмы вряд ли можно отнести споры за судьбу останков эпохи палеолита.

В 1990 году в США был принят федеральный закон о защите индейских захоронений и репатриации (Native American Graves Protection and Repatriation Act, NAGPRA). Согласно закону, не только человеческие останки, но и произведения культуры, принадлежавшие индейцам и обнаруженные в ходе раскопок, должны быть потом возвращены соответствующим племенам. Ученым отводится довольно небольшой срок на исследование находок.

С этим законом связано долгое дело о Кенневикском человеке – скелете возрастом более девяти тысяч лет, который был найден в штате Вашингтон в 1996 году. Сразу несколько индейских народов заявили, что являются потомками этого человека и имеют право захоронить его по своему обычаю. В 2004 году суд счел, что ни один из этих народов не может представить весомые доказательства своей родственной связи с Кенневикским человеком.

Реконструкция облика Кенневикского человека

Однако летом 2015 года в Nature было опубликовано палеогенетическое исследование , авторы которого установили, что Кенневикский человек принадлежал Y-хромосомной гаплогруппе Q-M3, которая характерна для коренного населения Северной и Южной Америки (а также для эвенов). Михтохондриальная гаплогруппа X2a тоже показало его родство с индейскими народами. С одной стороны это позволило уточнить представления ученых о заселении Америки (в частности, дало еще один довод против солютрейской гипотезы), с другой – дало представителям современных коренных народов новые основания для борьбы за останки. Видимо, скоро следует ожидать нового процесса, на котором представители племен имеют все шансы победить.

Законы Германии подходят к проблеме возвращения и перезахоронения останков строже. В городе Радебойл, недалеко от Дрездена, есть музей, посвященный творчеству писателя Карла Мая, автора популярных приключенческих романов об индейцах. В музее хранятся 19 индейских скальпов, подаренных актером Патти Франком, долго путешествовавшим по США вместе с участниками шоу Баффало Билла. Известно, что, например, один из скальпов Франк купил в 1904 году в индейском поселке у одного из потомков одного из вождей племени дакота по имени Быстрый Орел. По словам продавца, Быстрый Орел добыл этот скальп на войне с индейцами оджибве. Франк отдал за этот скальп бутылку виски, бутылку абрикосового бренди и сто долларов.

Индейские скальпы в Музее Карла Мая

В 2014 году совет оджибве из Мичигана обратился в музей с просьбой вернуть скальп. Но куратор музея отказал, сообщив, что музейная коллекция представляет собой часть истории, причем правдиво отражает судьбу индейцев. Музей, действуя согласно принятым в Германии законам, согласен вернуть скальп лишь тем, чье непосредственное родство с обладателем скальпа будет подтверждено. То есть в данном случае гаплогруппы, говорящей об индейском происхождении, будет недостаточно, нужно доказательства родства конкретных людей. Однако оджибве и другие организации коренных американцев намерены продолжать борьбу с администрацией музея.

В 2006 году представитель неодруидской религиозной группы Пол Дэвис обратился к администрации Музея Александра Кейллера (Alexander Keiller Museum) в Эйвбери, что в графстве Уилтшир, с требованием перезахоронить хранящиеся в музее человеческие останки неолитического времени.

Скелет трехлетнего ребенка эпохи неолита в Музее Александра Кейллера

Национальный фонд Великобритании, в ведении которого находится музей, в требовании отказал, но позволил современным друидам провести ритуал прямо в музее. Но даже это решение вызвало критику со стороны ученых, которые считали, что вряд ли людям неолита бы понравился ритуал нынешних друидов. В одном из писем, присланных в журнал British Archaeology, говорилось: «Мы крайне мало знаем о религиозных верованиях этих людей, но единственное, что мы знаем, единственное, что нам известно, это то, что они хотели, чтобы их помнили. Их курганы и памятники показывают это. Их семьи давно ушли, взяв всю память с собой, и мы археологи, принося их обратно в мир, оказываемся, пожалуй, ближайшими их родственниками. Мы заботимся о них, проводя нашу жизнь в попытках превратить эти кости обратно в людей … Чем больше мы знаем, тем лучше мы можем помнить их. А перезахоронение останков губит людей и бросает их в небытие. Это в лучшем случае ошибка, а в худшем жестокость».