Перспективное планирование по развитию речи в средней группе детского сада

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ

В СООТВЕТСТВИИ ФГОС

(В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ)

Воспитатель: Срапионян Л.М.

Саратов 2016

Как вы знаете, занятия по Развитию речи делятся на несколько разделов:

Звуковая культура речи

Развитие связной речи

Чтение художественной литературы

Формирование словаря

Формирование грамматически правильной речи

Сейчас я хочу остановиться на каждом пункте отдельно, и рассказать, как я провожу занятия.

1.Звуковая культура речи

В возрасте 4-5 лет мы знакомим детей со звуками «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р».

Что представляет собой «организационный момент»: для начала мы делаем разминку языка, занимаемся звукоподражанием, вспоминаем песню воды, комара, жука и т.д. , а также проводим малоподвижные словесные игры с определенными звуками.

Основная часть занятия начинается со сказки о языке. Мы узнаем, что язык живет в своем домике. Говорим о том, как он себя ведет в тех или иных случаях, в зависимости от того, какой звук мы произносим: то ли он находится за верхними зубами, то ли за нижними. Определившись с месторасположением языка - приступаем к закреплению знания, произносим данный звук, многократно повторяя его по одному, далее по группам, затем все вместе. Занимаемся произнесением чистоговорок (Су-су-су-ягоды в лесу; Ус-ус-ус- на елке много бус; За-за-за, зя-зя-зя - потерял я ферзя). Для закрепления проводим дидактическую игру «Назови слова с определенным звуком», где тут определяем место звука в слове. Для большей заинтересованности детей - им раздаются фишки за каждый правильный ответ.

Последний этап занятия - работа в тетрадях.

2.Развитие связной речи

1)Рассказывание по картине

Так как необходимых по программе картин нет в наличии, я пользуюсь Интернет – ресурсами. Придя в группу, я выставляю эти картины на экран телевизора, тем самым даю возможность рассмотреть картину еще до начала занятия. Дети разглядывают картины, задают вопросы по содержанию картины.

Чтобы организовать детей, настроить на занятие – я также провожу малоподвижные словесные игры в соответствии со временем года, изображенным на картине или загадываю загадки об определенном времени года.

Следующий этап - рассматривание картины. Я задаю наводящие вопросы, для того чтобы дети определились с названием картины.

Затем мы более подробно разглядываем объекты, находящиеся на переднем плане. Обсуждаем их, описываем. После чего переходим на объекты заднего плана. По наводящим вопросам, дети сами пробуют рассказать об этих объектах. После чего я сама им рассказываю о содержании картины. Затем вызываю несколько ребят, которые пробуют сделать то же самое.

В конце занятия подводится итог. Вспоминаем название картины, дети отвечают на вопросы по содержанию картины.

2) Составление рассказов об игрушке (описательный рассказ)

Для начала я выбираю яркую игрушку, которая, на мой взгляд, привлекла бы внимание детей. Заранее составляю план рассказа- описания игрушки, выделив в нем основные предложения, тем самым разделив рассказ на 3 части. Первая часть посвящена описанию черт лица. Во второй части описывается наряд игрушки, то, во что она одета, либо описываются общие характеристики внешности игрушки. В третьей части ведем рассказ о том, чем выделяется эта игрушка на фоне других.

Во время составления рассказа я намеренно использую заранее составленные предложения, которые должны сподвигнуть детей на дальнейшее рассуждение, т.е. я говорю: «Наша кукла очень красивая», а дети продолжают мою мысль и начинают описывать ее лицо. Затем я продолжаю и говорю: «Она еще и нарядная», и дети описывают ее одежду и т.д.

Таким образом, главной целью данного раздела является - научить детей рассказывать об игрушке по плану.

3.Чтение художественной литературы

Занятие по данному разделу начинается беседой с детьми, сразу после организационного момента. Я называю жанр, автора произведения, которое буду читать, и мы вспоминаем особенности тех или иных жанров, говорим о том, чем они отличаются друг от друга. Затем я читаю произведение. После этого поясняю значение незнакомых слов. Веду беседу с детьми о содержании прочитанного. По возможности инсценируем отрывки из произведения. Затем пробуем пересказать услышанное произведение хотя бы эпизодично.

1)заучивание стихотворения

Для того чтобы выучить стихотворение я зачастую применяю следующий метод. Заранее готовлю визуальный ряд, который соответствует содержанию стихотворения. Т.е. я зачитываю стихотворение сначала полностью для ознакомления, затем по одной строфе и одновременно демонстрирую приготовленные картинки. И так все стихотворение. После этого я демонстрирую детям те же картинки, как по порядку, так и в хаотичном порядке. И дети пытаются вспомнить содержание стихотворения, глядя на изображения. Этот метод позволяет быстро и легко запомнить стих.

4. Ф ормирование словаря

5. Формирование грамматически правильной речи

Формирование словаря и грамматически правильной речи происходит во время игровой, бытовой, трудовой видах деятельности детей, а также в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому я провожу множество дидактических игр: «Много-один», «Назови одним словом», «Бывает - не бывает», «Верю – не верю» и т.д.

Мы инсценируем знакомые нам сказки, играем в сюжетно-ролевые игры, словесные игры.

Детки 4-5 лет развиваются очень быстро и продуктивно. Безусловно, для этого они должны находиться в условиях, сопутствующих этому. Развитие речи в средней группе детского сада – обязательная часть учебного процесса, целью которой является постановка связного, последовательного изложения своих мыслей, умения говорить правильно и четко. Некоторые четырехлетки могут не понимать, что слова представляют собой наборы отдельных звуков, а потому очень важно привлечь их внимание к звуковой стороне того, что мы произносим.

Занятия по развитию речи в средней группе

Для подготовки занятий по совершенствованию умения малышей говорить, воспитателям рекомендуется использовать пособия, которые разработали О.С. Ушакова, а также В.В. Гербова по развитию речи в средней группе. Очень полезными могут также быть конспекты интегрированных занятий, разработанные А.В. Аджи, а также занятия по звуковой культуре Е.В. Колесниковой.

Развитие речи детей средней группы

Рассмотрим основные направления речевой работы в детском саду.

Во-первых, малышам нужно просто позволять общаться между собой. Так формируются все необходимые навыки, причем происходит это совершенно естественно.

Во-вторых, их нужно Пересказ может основываться не только на прослушанной сказке или рассказе, но и на событиях, которые произошли с самим ребенком. Родители также могут использовать данный прием, предлагая сыну или дочери рассказать, что примечательного произошло в садике за день, либо что было в просмотренном ими мультфильме.

В-третьих, крайне продуктивной может быть работа с картинками. К примеру, можно рассмотреть определенную картинку, обсудить, что на ней изображено. При этом воспитатель должен всячески способствовать тому, чтобы детки «разговорились», заинтересовались темой и картинкой, не боялись говорить, высказывать свое мнение, задавали друг другу вопросы. Можно порекомендовать также использование специальных картинок с ошибками художника, или «найди отличия», чтобы параллельно развивать и логическое мышление малышей.

В-четвертых, полезными и интересными являются Как и в любой игре, в таких играх детки раскрепощаются. Воспитатель должен побуждать их к активному диалогу, к ответам на вопросы, но не исправлять их речевых ошибок. Вообще, любая работа над ошибками должна вестись после занятия и без указания на то, кто именно допустил ту или иную ошибку.

катерина емельянова
Организация работы по развитию речи в средней группе

"Организация работы по речевому развитию детей средней группы . "

Главное новообразование данного возрастаразвитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.

Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.

Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.

Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах :

1. Кратковременны и протекают от - 5-6 до 10-15 минут.

2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.

3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей .

4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природныь ьатериалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические : рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста,разучивание стихотворения и т. п.

Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.

В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Так нашим частым гостем стал Хрюша (из передачи «Спокойной ночи, малыши» ).

Например : в утренний отрезок времени Хрюша приходит к детям в группу . Он спрашивает у детей о их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели,что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуайии : "Предметы, которые сделаны людьми", "Мои любимые игрушки","Для чего нам нужна мебель? "и т. п.

В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.

Перед мытьем рук Хрюша загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; Хрюша проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится» , «пенится» , «скользкое» , «душистое» и пр. Хрюша подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру "Жили-были в детском саду дети", которые очень ллюбили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды , придумываем на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.) .

После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания : «Подуй на одуванчик» , «Полетели снежинки» , «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха«Кто позвал?» , Что звучит?». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей : придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.

2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме , так и форма обогащения представлений детей по теме. В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решаетсся несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме"Одежда" предполагает решение нескольких задач.

1. Обобщить знания детей о предметах повседневной и праздничной одежды.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов,обозначающихназвания предметов одежды, их назначение, частей,материала. способов обращения с предметами одежды.

3. Развивать умение составлять описательный рассказ о предметах одежды.

4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже. Например : Хрюша прдлагает детям отправиться в путешествие с семьёй (папа, мама, я) в гости к бабушке и дедушке". Даю задание детям, собрать чемоданы с одеждой для каждого члена семьи, выбрать женские, мужские и детские предметы одежды. Помочь купить подарки для дедушки и бабушке.

Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности : (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня» , «Отгадай любимую игрушку» ,«Отгадай, что задумали» , а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома» , «Путешествие в страну загадок и другие). Например : предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи Хрюше, объясни ему, научи Хрюшу, докажи ему, что твоя отгадка правильная». Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например : «Как зайчонок нашел маму» , «Кто спал в корзине» , «Как курочка спасла мышонка", сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком» , «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие).

3. Ситуация общения-специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовнии освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической . При их организации мы чаще всего «шли от детей» , то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей . Например : способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе . Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например : "Ты опиши, а я отгадаю", "Назови мне дерево, а я его найду"; использую подвижные игры с текстом. Например : "У медведя во бору. ", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Лохматый пёс" и другие.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Планы занятий

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

Особенности работы с детьми на занятиях

В системе дошкольного воспитания ведущим средством развития речи детей является обучение. Обучение на занятиях позволяет дошкольникам освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений, которые затем совершенствуются вне занятий. Специальные занятия по развитию речи детей в средней группе проводятся еженедельно.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений). Однако задания на повторение материала воспитатель должен предлагать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные.

На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, но у четырехлетних детей умения рассказывать (высказываться) и слушать сверстников лишь формируются. Воспитатель должен учитывать это обстоятельство при проведении занятий.