Житие святых для детей. Жития святых в кратком изложении для детей

В этой статье Вы сможете найти краткие жития святых, которые будут интересны даже детям, благодаря краткому их изложению.

Жития святых

  • Страдания святого великомученика Георгия Победоносца;
  • Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского;
  • Житие праведного Иова Многострадального;
  • Житие преподобного Арсения Великого;
  • Житие святого пророка Исайи;
  • Жизнь и труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Страдания святого великомученика Георгия Победоносца

Святой Георгий был римским военачальником, приближенным к царю.
Отец его был замучен за исповедание Христа, мать тоже была христианкой, и сам Георгий с детства был христианином, но до времени скрывал это от неверных
Когда нечестивый царь Диоклитиан начал преследовать и убивать верующих во Христа, святой Георгий, отвергнув всякий страх человеческий и имея в себе только страх перед Богом, явился к царю, заседающему со своими советниками, и смело обличил всех их в злочестии, говоря: “…Иисус Христос - единый Бог, един Господь во славе Бога Отца, Которым все сотворено, и все существует Духом Его Святым. Или вы сами познайте истину и научитесь благочестию, или не смущайте безумием вашим познавших истинное благочестие”.
Тогда царь стал уговаривать Георгия, чтобы он отрекся от Христа, но святой сказал:
“Никакой пользы не получают те, кто обольщен временными наслаждениями, твои соблазны не ослабят моего благочестия, и никакие муки не устрашат душу мою и не поколеблют ума моего”.
Эти слова святого Георгия привели царя в неистовство, и он повелел своим оруженосцам колоть Георгия копьями. Но как только копье коснулось тела святого, железо тотчас стало мягким и согнулось. Уста же мученика исполнились хваления Бога.
Введя святого Георгия в темницу, воины распростерли его на земле и положили ему на грудь тяжелый камень. Святой же все это терпел, непрестанно воздавал благодарение Богу. На следующий день царь спросил его, не отречется ли он от Христа. Святой Георгий, угнетенный тяжелым камнем, едва мог проговорить:
“О царь, неужели ты думаешь, что я после столь малого мучения отвернусь от веры своей. Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”.
Тогда царь Диоклитиан велел принести великое колесо, под которым были помещены доски, истыканные железными остриями. На том колесе царь велел привязать обнаженного мученика и, вращая колесо, срезать все его тело. Святой Георгий, разрезаемый и разрываемый на части, доблестно переносил свои муки. Сначала он молился Богу громким голосом, затем тихо, про себя благодарил Бога, не испустив ни одного стенания, а пребывая как спящий или бесчувственный.
Тогда царь решил, что Георгий умер, и велел было отвязать его от колеса. Но вдруг затемнился воздух, прогремел страшный гром и многие услышали глас свыше:
“Не бойся, Георгий, Я с тобою”.
Появилось сияние, великое и необычное, и Ангел Господень во образе юноши прекрасного и ясноликого, озаренного светом, показался стоящим у колеса и, возложив руку на мученика, сказал “Радуйся”. И никто не смел приступить к колесу и к мученику, пока продолжалось видение. Когда же ангел исчез, Георгий сошел с колеса, освобожденный ангелом и исцеленный им от ран, и возблагодарил Господа.
Но злой царь не вразумился чудом Божиим и приказал дальше мучить святого Георгия. Но Георгий был непоколебим, а только молился Богу: “Прояви, Господи, милость Твою на мне и сохрани путь мой в вере Твоей, чтобы везде прославилось имя Твое пресвятое”.
Когда же царь пришел в удивление от того, что Георгию не вредили никакие мучения, святой Георгий сказал ему: “Знай, царь, что я не чувствую муки, потому что спасаюсь призыванием Христа и Его силою”.
И повелел царь мученику, чтобы он для показания силы Бога своего воскресил мертвого. И сказал ему святой: “Бог мой, сотворивший все из ничего, имеет силу воскресить через меня мертвеца”. - И, преклонив колена, долго молился Богу со слезами и в конце воскликнул: - О Владыка, покажи собравшемуся народу, что Ты Бог Един для всей земли, чтобы они познали Тебя, Господа всесильного, Которому все повинуется и Чья слава - вовеки. Аминь”.
И вдруг загремел гром и потряслась земля, так что все ужаснулись, гроб открылся, и мертвец встал из него живым. Тогда многие, видевшие это, уверовали в Господа Иисуса Христа.
Но царь, хотя и был удивлен, остался в своем нечестии и велел заключить святого Георгия в темницу. Туда к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, и наставлялись в святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу.
Однажды, когда святой Георгий молился, он задремал и увидел во сне явившегося Господа, Который поднимал его рукою, обнимал, целовал его и возлагал ему на голову венец, ободряя Георгия и предвозвещая ему награду в Царствии Небесном
Неверный же царь Диоклитиан, убедившись в своем бессилии, приказал отрубить святому мученику голову. И так святой великомученик Георгий скончался, достойно совершив свое исповедание и сохранив веру непорочную. Потому он и увенчан избранным венцом правды от Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение вовеки веков. Аминь.

Житие преподобного Феодосия

Преподобный Феодосии с детских лет отличался благочестием и разумностью. Он хорошо изучил Священное Писание, часто посещал храм Божий и всегда внимательно слушал чтение и пение, никогда не уходя до окончания службы. Феодосии не любил шуметь и шалить и удалялся от всех мирских удовольствий. У него было только одно желание - спасти свою душу, поэтому он стремился к монашеской жизни.
Став взрослым, Феодосии ушел из дому в город Киев. Там он услыхал о подвигах преподобного Антония в пещере и пошел к нему. Придя в пещеру к Антонию, Феодосии пал пред ним на колени и со слезами начал упрашивать принять его к себе в ученики. Преподобный же Антоний, выслушав его, так отвечал ему:
“Юноша, ты видишь, как мрачна и тесна эта пеще ра; ты не вынесешь здешних неудобств”.

На это Феодосии с умилением отвечал:

“Бог меня привел в твою святую пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя. Я буду исполнять все, что ты мне ни прикажешь”.
Тогда преподобный Антоний с любовию принял его к себе, и Феодосии всего себя отдал на служение Богу, усердно соблюдая послушание своему старцу Антонию. Превозмогая дремоту, он целые ночи бодрствовал, славословя Бога; днем же исполнял разные тяжелые работы. Такое благонравие, смирение, бодрость и трудолюбие вызывали удивление даже в преподобном Антонии; видя праведную жизнь Феодосия, он прославлял за это Бога.
Спустя некоторое время по желанию и просьбе всех братии преподобный Антоний благословил святого Феодосия на игуменство. И богоугодными молитвами преподобного Феодосия стала цвести и богатеть с того времени Печерская обитель. Мало-помалому он собрал человек сто братии и с Божией помощью построил для них невдалеке от пещеры монастырь с большой церковью в честь Успения Божией Матери. Он ввел там строгий монашеский устав, который потом был принят и всеми русскими монастырями.
За свою праведную жизнь Феодосии еще при жизни своей был прославлен Богом пред людьми: от него исходило видимое сияние. Это сияние было отражением святой жизни преподобного старца. Так велико было упование его на Бога, что не раз, когда в монастыре оскудевали припасы, Господь чудесным образом восполнял их.
Монахи и миряне, богатые и бедные, добрые и злые - все уважали и почитали преподобного Феодосия, но он нисколько не гордился этим, а, облекшись еще в большее смирение, продолжал трудиться, уча своих учеников не только словом, но и делом. Одежда его была самая простая; несмотря на свой игуменский сан, преподобный исполнял самые тяжелые и грязные работы в монастыре.
Он был очень милосерд к бедным и построил близ монастыря двор с церковью и там поселил нищих и больных, а все необходимое для них отпускал из монастыря.
Преподобный Феодосии стяжал такую благодать у Бога, что бесы, не терпя его горячих молитв, не решались даже приближаться к нему.
Многими чудесами прославил Бог блаженного Феодосия, в момент же его кончины над монастырем был виден огненный столб, простиравшийся от земли до неба.
По молитвам преподобного Феодосия да сподобимся и мы жизни вечной со Христом Иисусом, Господом нашим. Аминь.

Житие праведного Иова Многострадального

Жил человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
У него было семь сыновей и три дочери - тоже благочестивые, и он был очень богат, знаменит и уважаем по всему Востоку.
Но вот попустил Господь - и напали на Иова страшные несчастья: сначала погибло все богатство Иова, а потом сразу умерли все его дети. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал:
“Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
Тогда попустил Господь, и сатана поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял Иов себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его:
“Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри”.

Но он сказал ей:

“Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?”
Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Однако он, зная, что праведен перед Богом, недоумевал, за что Господь поразил его такими несчастиями. Тогда Бог явился ему в бурном вихре и укорил, потому что само желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснить, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, - это дерзость. И видение Господа вполне вразумило Иова. И сказал Иов Господу:
“Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено. Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”.
И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И благословил Бог последние дни Иова больше, нежели прежние. И было у него семь сыновей и три дочери. И умер Иов в старости, насыщенный днями.

Житие преподобного Арсения Великого

Преподобный Арсений был диаконом в городе Риме и проводил жизнь целомудренную, всего себя посвятив на служение Церкви и алтарю.

Когда император Феодосии Великий стал искать воспитателя для своих сыновей, то во всем Риме не нашлось более образованного и добродетельного мужа, чем Арсений-диакон, и царь отдал под его руководство своих детей. При этом он окружил Арсения большим почетом и даже приказал всем называть Арсения: “отец государя и детей его”.
Но чем большая слава окружала Арсения, тем больше он скорбел духом, потому что сердце его не лежало ни к славе, ни к богатству, ни к суетной мирской похвале; в глубине души он сильно желал послужить Богу в смиренной жизни иноческой, в безмолвии и нищете; поэтому Арсений начал усердно молиться ко Господу, прося освободить его от пребывания в царских палатах и сподобить его пустынной иноческой жизни. И Господь исполнил его желание. Однажды ночью во время молитвы Арсений услышал свыше голос, говоривший:
“Арсений! Беги от людей, и ты спасешься”.
Тотчас Арсений убежал из царского дворца, сел на корабль и уехал в Египет, а там стал монахом в пустыне Скит. Его принял к себе в ученики преподобный Иоанн Колов, который весьма возлюбил Арсения за его смирение и вскоре, обучив его житию подвижническому, дал ему келию неподалеку от себя.
Арсений же подвизался в посте, молитве и трудах иноческих и так преуспел во всех добродетелях, что превзошел многих старцев своими подвигами. Однажды он помолился: “Господи, научи меня спастись!”
В ответ на это был голос с неба, говоривший:
“Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании; это корень добродетели”.
Внимая этому голосу, Арсений ушел в глубь пустыни и построил там для себя небольшую келию, в которой он всегда пребывал один, стараясь соблюдать молчание. Он постоянно устремлял ум свой к небу; пребывая на земле телом, он духом возлетал к ангелам. Каждый воскресный и праздничный день он приходил в Церковь и после службы возвращался молча в свою келию; при этом он никогда ни с кем не разговаривал, а только коротко отвечал на вопрос, если его кто-нибудь спрашивал. Все подвижники, обитавшие в скитской пустыне, весьма удивлялись добродетельной жизни преподобного Арсения.
Однажды преподобный Марк спросил его:

“Для чего ты, честный отец, удаляешься от нас?”. Арсений ответил ему:

“Знает Бог, как я люблю вас; но я не могу одновременно пребывать и с Богом, и с вами”.
Преподобный Арсений пылал столь сильною любовию к Богу, что постоянно был как в огне по причине своих пламенных молитв.
Однажды некоторый брат спросил Арсения о том, что полезно для души? Преподобный же ответил ему:

“Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу”.

В другой раз преподобный сказал:

“Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его; и если мы удержим Его чистою жизнию близ себя, то Он пребудет с нами”.

Часто говорил преподобный Арсений:

“Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда”.

Когда же начал приближаться самый час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его:

“Неужели и ты, честный отец, боишься смерти?”

Он отвечал им:

“Действительно, я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни своей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий”.

Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу свою в руки Господа своего, Которому служил так усердно в течение всей жизни своей.

Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал:
“Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжение всей жизни своей; за это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы”.
Да дарует Господь и нам по молитвам святого Арсения оставление грехов и жизнь вечную у Христа, Господа нашего, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

Житие святого пророка Исайи

В книге пророка Исайи написано:

“Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шесть крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: “Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: “Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами” - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся уст моих и сказал: “Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен”. И услышал я голос Господа, говорящего: “Кого мне послать? И кто пойдет для Нас?” И я сказал: “Вот я, пошли меня”.
И Господь послал пророка Исайю проповедовать волю Божию еврейскому народу. И он, пренебрегая всеми опасностями, стал ревностно призывать людей к покаянию и указывал им пути к спасению Иудейского царства. Кроме того, Исайя собрал вокруг себя множество учеников, которые, в свою очередь, стали просветителями народа.
Великий пророк Божий Исайя много пророчествовал о Господе нашем Иисусе Христе.
“Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на него грехи всех нас”.
И много других великих пророчеств находится в книге пророка Исайи.
“Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и Слово Мое, Которое исходит из уст Моих, - Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего я послал Его”.

Жизнь и труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

Святые равноапостольные Мефодий и Константин были родными братьями.
Старший - Мефодий сперва был воином, но, прослужив более десяти лет и познав суету житейскую, ушел в монахи на гору Олимп, где с большим смирением и кротостию старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при этом изучением священных книг.
Младший брат - Константин с детских лет возлюбил премудрость, и Бог дал ему большие способности к наукам. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление учителей. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни. Он был воздержан и скромен, стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло.
Скоро Константин стал священником и библиотекарем при Церкви святой Софии в Константинополе. Все, и даже царь, уважали его, и не раз он был защитником православия в спорах с еретиками и неверными.

Но Константин тяготился жизнью в столичном городе. Скоро он ушел в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только о своем спасении, а потом перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие подвиги, проводя время в молитве или за книжным чтением.

В это время к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы к ним прислали кого-нибудь разъяснить им истинную веру. Тогда царь по совету патриарха решил послать к хазарам блаженного Константина, которого призвали с горы Олимп, и царь сказал ему: “Иди, философ (так прозвали Константина за мудрость и ученость), к этим людям и с помощью Святой Троицы благовести им учение о Пресвятой Троице. Лучше тебя никто не может выполнить этого поручения”.

Константин согласился и уговорил брата своего, блаженного Мефодия, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. И отправились они вместе.

Насадив христианскую веру в хазарском царстве, святые учители Константин и Мефодий оставили там пришедших с ними священников и возвратились в Константинополь.
Но прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбою:

“Наш народ… содержит закон Христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. …Ввиду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя”.
Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина.
Прежде всего святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Тогда они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги.
Святые равноапостольные Константин и Мефодий прожили среди славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском языке. Устраивая училища для славянских юношей, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе. Для того чтобы посвятить своих учеников в священный сан, святые братья отправились с ними в Рим.
Вскоре по прибытии немощный и прежде Константин, изнуренный трудами и долгим путешествием, тяжко заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл (под которым и поминается вселенскою Церковью). Болезнь его продолжалась пятьдесят дней, после чего святой равноапостольный Кирилл преставился ко Господу.
Святой же Мефодий был посвящен в епископы и еще много лет апостольски служил, просвещая славян светом Христианской веры.

Елена Михаленко

Читать ли детям жития?

В ремена, когда излюбленным чтением в каждом доме были Библия и Жития Святых, от нас очень далеки. Сегодня редкие семьи держатся старинных традиций благочестивого чтения. И причин тому много. Во-первых, сама жизнь человека тогда была тесно связана с Церковью, с ее таинствами и обрядами, и по-иному не мыслилась. Во-вторых, никакого другого чтива до пришествия западных «романов» попросту не было. Как не было и зрелищных развлечений. Из чтения житийной литературы возникал тот идеал, к которому следовало стремиться. Благоверные князья и пламенные мученики, бессребреники-чудотворцы и преподобные молитвенники – вот те образы, на которые хотели быть похожими наши предки.

И менно в Русской Церкви почитание святых было особенно сильным. «Почему называлась Русь Святой Русью – не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония. А потому, что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость. Это идеал, это предел стремления русского народа», – говорит в одной из проповедей святитель Иоанн Сан-Францисский и Шанхайский (Максимович).

В оспитательное значение Житий трудно переоценить. В семье, где родители хотят видеть свое чадо не просто сытым и обеспеченным, где мечтают, чтобы ребенок вырос не только образованным и успешным, а заботятся о его духовно-нравственном состоянии, родители пытаются подбирать и соответствующие их устремлениям книги. В 90-х годах минувшего столетия, когда Церковь пополнилась тысячами новообращенных, возник и огромный спрос на духовную литературу. Люди стремились постичь основы веры, наверстать то, что было упущено несколькими поколениями.

П опытки механически привнести в свою жизнь дореволюционные традиции ни к чему не привели. Искусственная патриархальность в семьях не прижилась. Книги, написанные непривычным языком, изобилующим непонятными словами не привлекали детей, да и взрослые часто воспринимали их чтение лишь как духовный труд.

П режде, чем появилась современная православная литература для детей, родители набили немало шишек. Помню свой горький опыт: с огромным рвением я читала четырехлетнему ребенку о страданиях святых мучеников. У дочери подобные рассказы вызвали ужас, нервный срыв и… страх становиться христианкой. Помог мудрый священник, объяснивший, что даже духовная литература бывает вредна, если человек к ней не готов, и порекомендовавший читать малышам о преподобных и чудотворцах.

С иными проблемами сталкивались те, у кого дети были постарше. Зараженные скептицизмом подростки воспринимали Жития как сказки, а тех, кто насмотрелся видео-страшилок, картины святых мучений вовсе не трогали.

П остепенно рынок духовной литературы стал предлагать различные варианты переложений Житий святых для детей. И классические, например, А.Н. Бахметьевой, и сделанные современными авторами. Многие из них были написаны живым языком, хорошо оформлены и полюбились детям. В частности, хочется отметить серию иллюстрированных рассказов о святых угодниках Божиих «Святое имя», созданную в Издательстве Белорусского Экзархата.

П ервая книга серии – «Святой благоверный князь Александр Невский» – вышла в свет в мае 2008 года. Затем последовали «Святой пророк Иоанн, Предтеча и Креститель Господень», «Святой апостол Андрей Первозванный. Небесный покровитель Руси», «Преподобный Сергий Радонежский. Всея Руси чудотворец», «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга», «Преподобная Евфросиния Полоцкая», «Святой равноапостольный великий князь Владимир. Креститель Руси» и другие. Всего на сегодняшний день увидело свет более 30 книг, многие из них неоднократно переиздавались.

Ч ем же привлекла читателя эта серия? В первую очередь, конечно, прекрасными иллюстрациями. Здесь и древние иконы, и репродукции картин известных живописцев, и работы современных художников, и фотографии тех мест, которые связаны с жизнью святого. Немаловажен, конечно, и текст: это художественные рассказы, написанные в классических традициях детской литературы. Пересказ текстов Житий для детей делали опытные литераторы: А Мартинович, Т. Дашкевич, Л. Левшун, В. Крупин, А. Велько и другие.

О днако у книг серии «Святое имя» есть еще одна важная особенность, привлекающая не только детей, но и взрослых. Большое внимание в них уделено исторической обстановке, в которой жил тот или иной подвижник. Издания снабжены картами древних государств, русских городов, полей сражений. Ведь часто, читая о святых, мы с трудом можем представить, где же все это происходило, уловить связи между историческими событиями той эпохи.

К сожалению, школьный курс истории совершенно оторван от истории церковной, без которой просто невозможно понять причины и значение многих важных событий. Тем не менее, российские школьники хотя бы в общих чертах знают о таких святых, как равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, о князьях-воинах Александре Невском и Димитрии Донском. Гораздо хуже ситуация в зарубежье, даже ближнем. В белорусских и, особенно, украинских учебниках многие исторические события либо не освещаются вовсе, либо трактуются под неприемлемым для православных углом зрения. Так, в курсе «История Беларуси» весьма тенденциозно освещается крещение Руси и период унии. Недавно мне довелось общаться с духовенством и учителями из Литвы. Они рассказывали, что лишь в православной воскресной школе дети узнают что-то о русской истории, она открывается для них через Жития русских святых.

С ерия книг, большинство из которых посвящено именно святым, в земле Российской просиявшим, издается в Беларуси. Распространяются эти книги и в Российской Федерации, и в епархиях ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, они выполняют не только воспитательную, но и просветительскую функцию. Несколько изданий посвящено белорусским святым. Если имена некоторых из них, например, Евфросинии Полоцкой, хорошо известны и в России, то о блаженной Валентине Минской, мучениках Антонии, Иоанне и Евстафии Виленских многие узнали только из этих книг. Поэтому смело можно сказать, что труд Издательства Белорусского Экзархата служит сближению членов Православной Церкви независимо от страны проживания.

Р абота над серией «Святое имя» не закончена. К изданию готовятся книги о святителе Иоанне Шанхайском, о благоверных князьях Ростиславе Мстиславиче Набожном и Данииле Московском, а также о всемирно почитаемых святителе Николае Чудотворце, архиепископе Мир Ликийских, и о равноапостольном царе Константине. На разных стадиях подготовки еще около десятка книг о святых.

Р адостно, что подобные издания востребованы, они пользуются большим интересом. Главное, чтобы читались Жития святых не просто как занимательные истории, чтобы оставалось по прочтении в душах желание и в нашей земной жизни стремиться не к преходящим ценностям, а к святости. Известный русский философ И.А. Ильин писал: «Священное – это главное в жизни, и без него жизнь становится унижением и пошлостью». Дай Бог и нам ощутить эту истину, и да помогут в этом наши небесные покровители.

Празднуется 6 декабря и 9 мая. История Николая Чудотворца для детей крайне важна, потому что детей надо воспитывать на историях жизни святых, это история Православной Церкви, это история христианской веры, поэтому ее необходимо знать всем, кто себя причисляет к ней.

Почему детям необходимо рассказывать про житие святых

Воспитывая ребенка в православной вере , родители не могут не рассказать им про всю ее великую историю, если конечно хотят, чтобы ребенок стал истинно верующим, а не номинально. Святые мученики - это люди, пострадавшие за Христа, но прожившие крайне плодотворную жизнь. Обычно это люди, которым Господь даровал особую мудрость и дары, которыми они послужили людям и Христу.

Зная жизнь мучеников, ребенок будет готов к насмешкам сверстников, он поймет, что это ничто, по сравнению с пытками и мучениями тех времен.Он поймет, что вера - это не просто шутка или хорошо проведенные выходные в храме. Это важно. И он будет гораздо серьезнее подходить к своей жизни и убеждениям.

История Николая Чудотворца для детей

История Николая Чудотворца для детей будет очень увлекательна, поскольку его жизнь похожа на жизнь супергероев, только у святого вместо суперсилы была сила Господа, а она мощнее всяких вымышленных чудес.

Он был рожден в Ликии (Малая Азия), в городе Патара у пары благочестивых людей - Феофана и Нонны. Они долго молились и просили Господа подарить им сына, который бы служил Ему всей своей жизнью. И в итоге, Бог подарил им ребенка, который с детства отличался кротким нравом и тягой к Господу.

Будучи юношей, святой быстро постигал науки, научился читать и начал изучать самостоятельно Писание, а затем и многие духовные книги. Он проводил свое время с пользой, не был замечен в компаниях и распутных собраниях. Поэтому в юности он был отдан в Церковь на служении, где сначала стал диаконом, а затем и священником.

О святом Николае:

Епископ, который полагал его на служении, пророчествовал ему, что он будет утешением и помощником многих страждущим. Николай служил при церкви, помогал нуждающимся и даже раздал все свое наследство после смерти родителей.

Николай Чудотворец у постели больного

Когда начались гонения на христиан, он попал в тюрьму, после вышел и был рукоположен в сан архиепископа. Николай был горячим верующим, отстаивая Божьи заповеди и противостоя еретикам. За это он даже был на время лишен сана, поскольку ударил еретика Ария во время Вселенского Никейского собора, где он распространял свою ересь.

Важно! Жизнь Николая Чудотворца должна стать примером каждому верующими, который должен стремиться прожить свою так же.

Чудеса святого

Чудеса Николая Чудотворца для детей будет интересны, ведь они происходили на протяжении всей его жизни и касались бытовых вещей, понятных и сегодня.

Будучи взрослым человеком, Николай решил совершить паломничество в Палестину и отправился туда на корабле. Случился в то время великий шторм и волны были очень большими. Корабль не справлялся с волнами и его стала заливать вода. Тогда Николай стал посреди корабля и начал громко молиться об окончании грозы. В ту же минуту волны улеглись, как будто их и не было.

Николай Чудотворец у утихомирил бурю

В тот момент матрос полез на мачты, натягивать паруса и сорвался с мачты. Он умер от падения с высоты, но святой стал над ним и начал горячо молиться, по его молитве моряк очнулся и встал невредимым.

Будучи уже архиепископом, святого Николая призвали в Плакомату -город, где стояли военные и грабили местное население. Решив проблему, поговорив с военными, Николай обедал, но тут к нему приехал гонец из его города, который доложил, что правитель города решил казнить трех невиновных людей.

О христианском воспитании детей:

  • Как учить детей молитве

Приехав домой, Чудотворец застал толпу на площади и приговоренных к смерти людей. Палач уже занес над ними меч, но святой выхватив его, развязав людей. Архиепископ был настолько почитаем правителем, что тот пал перед ним на колени и просил прощения.

Позже, подобным образом, святой спас царских советников, которых оклеветали злые люди. Император Константин, которому советники служили, приказал казнить их, но они помнили про чудо, которое совершил святой и начали ему молиться о защите.

В ту же ночь император увидел сон, в котором ему явился Чудотворец и приказал императору отпустить служащих, объяснив, что их оклеветали. В ту же ночь сон с Николаем приснился и тому, кто оклеветал людей - царскому сановнику с наказом, рассказать всю правду. Наутро пленники были отпущены, а виновник наказан.

Святой Николай Чудотворец всегда отвечал на молитвы , которые взывали о помощи. Так однажды египетский корабль угодил в шторм. Моряки, зная, что святитель заступается и милует многих, особенно моряков, начали молиться ему. И было им видение, как предстал перед ними святой и сказал: «Не бойтесь. Я спасу вас!». Он взял руль и направил корабль, буря потихоньку улеглась, и моряки благополучно причалили к берегу.

Совет! Рассказывая чудеса Николая Чудотворца для детей, родители смогут объяснить малышам, почему его зовут именно Чудотворец и почему дата празднования его памяти так важна для верующих.

Детям о святом Николае Чудотворце

Обязательно ли читать детям жития святых? Как читать — как сказку, как художественную литературу, как документ? Нужно ли адаптировать жития для детей или нужно рассказывать как есть? Казалось бы, такое понятное занятие, но и тут есть немало вопросов. «Батя» расспросил отцов, как они в своих семьях подходят к чтению житий святых с детьми.

Алексей Баклан: Думаю, всё зависит от особенностей восприятия ребёнка. Есть хорошее издание житий святых для детей Сретенского монастыря, например, хотя в целом с детской православной литературой дела, конечно, обстоят не очень хорошо.

Безусловно, надо понимать, что жития святых - это тексты с духовным смыслом. Мы знаем и художественную литературу на темы житий святых, например, роман «Иоанн Дамаскин» протоиерея Николая Агафонова. Мы почитаем праведную Матрону Московскую, житие которой в строгом смысле отсутствует. Поэтому всё индивидуально, и нужно правильно находить баланс между сказкой, былью и чем-то ещё - главное, чтобы детям было интересно, чтобы это не было чтение из-под палки. Иногда для детей сказочные персонажи более реальны, близки и понятны, чем живые люди.

Алексей Марков, певчий храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины на Васильевском острове (Санкт-Петербург): На мой взгляд, можно читать жития святых по-разному в зависимости от духовного состояния ребёнка. Да и от возраста зависит очень многое. Моя жена читала детям жития в основном как художественную литературу. Они очень хорошо воспринимали. Священное писание они тоже слушали со вниманием. Наверное низводить до уровня сказок не надо, а то и будут в дальнейшем воспринимать как сказки. Главное – самому верить в прочитанное, тогда, как ни читай, в детском сердце отзовётся.

Богдан Лавриненко (поэт, музыкант, художник): Если мы говорим о житиях святых и священных текстах, то считаю, что детям в возрасте от 5 до 10 лет их нужно преподносить в адаптированном виде. То есть более понятным детям простым языком, близком к языку сказки, возможно, с интересными образами, и обходя моменты, которые могут смутить, поскольку психика детская ещё не окрепшая.

Андрей Зайцев (журналист, преподаватель, автор ): Я думаю, что все зависит от времени и семьи. Юрий Михайлович Лотман в лекциях о русской культуре рассказывал о декабристах, которые зачитывались в детстве жизнеописаниями Плутарха. Если бы у меня был выбор, я бы с ребенком читал книжки Михаила Гаспарова о Геродоте, Греции и Риме. Я бы читал с ним Плутарха в пересказе. Так получилось, что на русском языке есть прекрасные переводы античных текстов для детей и нет качественных переводов житий. Тексты «по Дмитрию Ростовскому» для детей сложны. А из современных авторов житий для детей я могу рекомендовать только книги Саши Ткаченко — замечательного папы, психолога и писателя. Он умеет в каждом тексте найти что-то, что волнует сердца не только детей, но и родителей.

(журналист): Я сторонник осторожного подхода к чтению житий святых с детьми. Прежде всего, лучше выбирать те истории, которые вдохновляют вас самих. А из этих историй стараюсь выбирать для чтения с сыном те, которые могут быть понятны и близки современному человеку без специальных знаний о контексте и особенностях литературы определённой эпохи. Иногда читаем не житие целиком и даже не фрагменты текста, а вспоминаем какие-то отдельные эпизоды, показывающие нам, как Бог может действовать в жизни человека и как может вести себя человек в конкретных обстоятельствах.

Евангелисты не единожды рассказывают нам про то, что сам Господь Иисус Христос старался делать акцент не на чудесах, а на самой Благой Вести. Исходя из этого, думаю, что читая жития святых с ребёнком, лучше начинать с таких, где чудесные явления занимают не первое место. Тогда меньше шансов, что ребёнок воспримет житие подвижника как сказку. Кстати, здесь хорошо подходят жизнеописания Новомучеников и Исповедников Российских: там чудеса в привычном для нас виде встречаются нечасто, главное там - свидетельства веры и стойкость верующих перед гонящими их безбожниками. К тому же, эти тексты помогут детям лучше понять нашу недавнюю историю и наше настоящее.

(настоятель храма Казанской Божьей Матери в Молоково, руководитель журнала «Батя»): Жития святых детям читать обязательно надо, особенно тех, чьи имена они носят. Мы обычно читаем адаптированные для детей варианты, и серия издательства «Никея» особенно для этого подходит.

При этом важно объяснять, что жития святых — это жизнь реальных людей. То есть различать художественную и житийную литературу. Наверное, самая важная мысль, которую стоит донести до ребенка: святые живы, слышат нас, помогают нам и молятся за нас.

Протоиерей Антоний Витвицкий, настоятель храма в честь святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново (Санкт-Петербург): Чем дальше, тем меньше у меня простых и прямых ответов на подобные вопросы. Помнится, когда ещё не было своих детей, я знал всё про их воспитание и мог научить кого угодно, как это делать. Но со временем, видимо, разучился…

Родители могут дать детям только то, что есть у них самих – это касается, в том числе, и христианской веры. И родителям не стоит пытаться в той или иной форме говорить детям неправду – дети её интуитивно чувствуют и отторгают. Из этого следует, что стоит читать только те книги, с которыми вы сами согласны, и в которых уверены. Это требует серьёзного подхода к выбору книг, которые покупаются для детей.

А уж как их читать… Наверное, прозвучит почти банально: с любовью, бережностью и благоговением. К ребёнку, к его внутреннему миру, к его доверию вам, родителям, к святым, о которых мы читаем, и которые тем нам и дороги, что будучи такими же, как мы, стяжали святость, к Богу, перед Которым мы это делаем, и к Которому хотим привести своего ребёнка и без Которого сделать этого не можем. Именно этот дух любви и благоговения и есть, наверное, самое важное в таком чтении.

Свой взгляд на чтение житийной литературы детям представит издательство «Никея» в рамках фестиваля «Большая перемена» в Москве с 28 по 3 ноября. Пять встреч будут посвящены пяти святым, эпизоды из житий которых прочтут известные артисты: Ольга Остроумова, Илзе Лиепа, Светлана Камынина, Игорь Гордин и Фёдор Степанов.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Александр Борисович Ткаченко
Житие святителя Николая Чудотворца
в пересказе для детей

* * *

Среди великого множества христианских святых есть один угодник Божий, которого во все времена особо почитали верующие люди. Это Николай Чудотворец. Иконы с его изображением можно увидеть в любом православном храме на самых почетных местах. Добрым и немножко печальным взглядом смотрит на нас с иконы худощавый старец. Как будто спрашивает: «Ну что, дорогие мои, в какой еще переплет вы попали, из какой беды нужно вас выручать?»



Своим покровителем его считают моряки, путешественники, рыбаки, шоферы, бедняки… Вот такая странная компания. А все потому, что святой Николай помогает каждому, кто к нему обращается за помощью. Ну а кто чаще других оказывается в безвыходной ситуации? Правильно: моряки, бедняки, путешественники… Кто чаще просит о помощи, тот ее чаще и получает.



Правда, жил святой Николай очень давно, 1600 лет тому назад, но люди помнят и почитают его до сих пор. Что же такого особенного он делал? Как нужно было жить, чтобы и спустя шестнадцать веков твое изображение с любовью хранили миллионы людей по всему миру? А ничего особенного в нем вроде бы и не было – обыкновенный человек, такой же, как и мы с вами. Просто он всегда поступал не так, как поступили бы на его месте все остальные. Святой – это ведь и значит: не такой, как все.

Вот несколько историй из его обыкновенно-необычной жизни.



Давным-давно на берегу Средиземного моря стоял город Патара. Там был большой порт, куда приплывали корабли, нагруженные пряностями, зерном, тканями и всякими заморскими диковинами. В порту загорелые грузчики выносили тюки с товаром на берег и грузили их на лошадей и верблюдов. А матросы в это время ремонтировали свои корабли, штопали порванные ураганом паруса и готовились к новому плаванию.



В этом городе моряков, караванщиков и корабельных мастеров жил один молодой человек. Звали его – Николай. Он был священником и часто общался с самыми разными людьми, которые приходили к нему в храм за советом и помощью. Несмотря на молодость, Николай был очень мудрым и внимательным к чужому горю. Каждому он был готов помочь, каждого старался утешить.



Но вот однажды Николай получил наследство и стал очень богатым. А что обычно делают люди, когда богатеют? Ну конечно же строят себе дворец из белого мрамора! С павлинами, фонтанами, персиковым садом и бассейном, в котором плавают золотые рыбки. А у входа ставят стражников, чтобы никто не мешал хозяину наслаждаться свалившимся на него счастьем. Так, наверное, поступили бы очень многие. Но Николай распорядился богатством совсем по-другому, не как все. Молодой священник хорошо знал беды и горести своих прихожан. И… стал раздавать полученные в наследство деньги тем, кто в них нуждался. Правда, и это он тоже делал необычным способом.



Так, однажды Николай узнал, что один бедняк, замученный долгами, вконец отчаялся и решил отдать трех своих дочерей в рабство. Друзья и родственники отговаривали его от этого безумного поступка, но бедняга только качал головой, плакал и говорил, что другого выхода у него нет. Тогда Николай дождался ночи, насыпал в мешочек золотых монет из своей казны и отправился к дому, где жил этот несчастный. Подкравшись, он бросил золото в окно и убежал поскорее, чтобы его никто не заметил.



Утром бедняк проснулся и увидел на полу своей хижины мешок. Развязал его, а там столько денег, что хватило и долги заплатить, и старшую дочку замуж выдать.



Через некоторое время Николай точно так же подбросил ему ночью второй мешок с золотом. Бедняк от радости даже затанцевал! Эти деньги он отдал в приданое второй дочери, а сам решил обязательно узнать – кто же ему помогает. Днем он отсыпался, а по ночам караулил таинственного благодетеля. Прошло время, и вот опять шлепнулся ночью тяжелый мешок на пол его хижины. Но в этот раз хозяин был начеку и сразу же выбежал на улицу. Не успел Николай скрыться, ну что тут поделаешь… Бедняк упал ему в ноги и стал благодарить, но священник велел ему подняться и взял с него клятву, что тот никому не расскажет о случившемся.



Почему же такой странный способ помощи избрал Николай? А все дело в том, что бедняк этот был когда-то знатным человеком, но потом потерял все свое богатство и дошел до крайней нищеты. Священник просто боялся, что бывшему богачу обидно будет принимать от него милостыню. Вот он и решил помогать тайком. А еще Николаю очень не хотелось, чтобы кто-то узнал о его помощи. Ведь если делаешь доброе дело напоказ, то получается, что оно не такое уж и доброе.



Но, видно, не сдержал бывший богач своей клятвы и рассказал об этой истории. Иначе откуда бы мы узнали о ней? Да и не только ему помогал молодой священник Николай. Он кормил голодных, покупал нищим одежду, выкупал должников из рабства и очень быстро потратил на это все свои деньги до последней копеечки. А по городу прошла молва о том, какой он добрый и бескорыстный человек. Тут бы ему и радоваться такой славе. Но Николай опять поступил необычно. Узнав, что в Патаре его стали почитать как святого, он сел на корабль и навсегда уплыл из родного города.


* * *


Путешествие по морю – дело опасное. Вроде бы ничто не предвещает бури. День солнечный, чайки кричат над волной, попутный ветер надувает тугие паруса. Вдруг – черная полоса возникает на горизонте. Она стремительно приближается, растет. И вот уже видно, что это – клубящиеся темные тучи, в которых посверкивают молнии. А ветер становится все сильнее, волны все выше. Море вокруг корабля вскипает, с гребней водяных валов летят клочья пены. Хлещет дождь, тучи закрывают солнце, становится темно, почти как ночью, и только всполохи молний на мгновение озаряют все вокруг холодным белым светом. Так приходит шторм.



Матросы, словно проворные обезьяны, карабкаются на мачты, чтобы убрать паруса, пока ветер не набрал полную силу. Если этого не сделать, шторм может сломать мачты. Корабль, словно ореховую скорлупку, швыряет с одной водяной горы на другую так, что кажется – еще немного, и разлетится он на кусочки.

Даже бывалым морякам не по себе, когда корабль попадает в такую передрягу. А уж про пассажиров что и говорить… У них и вовсе сердце уходит в пятки и дрожит там, словно перепуганный заяц.



В такой страшный шторм на Средиземном море попал священник Николай.

Буря разыгралась так сильно, что даже отважный капитан корабля и его храбрые матросы пришли в ужас. А пассажиры, словно обезумевшие, метались по трюму, рыдая от страха. И только священник Николай опять повел себя не так, как все. Вместо того чтобы плакать и дрожать, он вышел на палубу, встал на колени и начал молиться. Прошло совсем немного времени, и прямо на глазах у изумленных моряков тучи стали рассеиваться. Через несколько минут в небе опять сияло солнышко. Шторм утих. Восторгу моряков и пассажиров не было предела! Еще бы: ведь они уже готовились погибнуть. С радостью принялись они благодарить Николая за свое чудесное спасение. А он стоял на палубе и не знал, куда деться от этих восторженных криков. Наконец, раздвинув окруживших его людей, он спустился в трюм. Ведь Николай знал, что корабль спас вовсе не он, а Бог, которому он молился об этом спасении. И вообще этот странный человек не любил, когда его хвалили и чествовали.

А тем временем на корабле приключилась новая беда. Шторм кончился, матросы резво полезли на мачты – ставить паруса. И вдруг один из них сорвался, упал на деревянную палубу и разбился насмерть. Такое горе… Ну да что поделать: мертвого не воротишь. И тут кто-то из опечаленных моряков сказал: «С нами плывет человек, который молитвой спас корабль от неминуемой гибели. Давайте попросим его помолиться еще раз, может быть, он спасет и нашего товарища». Но Николай не стал ждать, пока его попросят. Поднявшись на палубу, он увидал столпившихся у мачты людей, подошел к погибшему моряку и снова стал молиться. И тут, на глазах у всех собравшихся, только что лежавший бездыханным человек вдруг сел на палубу и протер глаза, будто пробудившись от сна.



Моряки с благоговейным страхом смотрели на Николая, который продолжал молитву. Наконец, капитан спросил: «Как ты это делаешь? Ведь мертвого невозможно воскресить». – «Это сделал не я, а Бог, – ответил Николай, поднимаясь с колен. – Я лишь просил Его воскресить вашего друга. А Бог может все, и теперь вы сами в этом убедились».

* * *


В любом большом городе много нищих и бродяг. Хватало их и в столице страны Ликии – славном городе Миры. Как и положено нищим, они шумной толпой сидели у входа в церковь или бродили по городскому рынку, выпрашивая милостыню. Вечером на собранные деньги они покупали себе в портовом трактире хлеба, сыра, дешевого вина и устраивали маленькую пирушку, которая иногда заканчивалась скандалами и дракой. А утром со свежими синяками и ссадинами снова шли побираться – кто на рынок, кто к церкви, кто в порт…

Но был среди городских нищих один, который вел себя не так, как остальные. Странный он был, этот нищий. Никогда не попрошайничал.



Не участвовал в пьяных вечеринках нищей братии. И одежда у него всегда была чистая, хотя и потрепанная. Никто не знал, откуда он появился в Мирах, как его зовут и кто он такой. Зато все знали, что ежедневно чуть свет он приходит в главный храм города, становится в самый дальний уголок и молится почти до поздней ночи. Сердобольные женщины, работавшие в храме, иногда кормили его. Но ел он очень мало – кусочек хлеба, миска каши, пара маслин… И это – на целый день! Худой, молчаливый, он стоял на церковных службах, а после помогал женщинам мыть полы в храме, чистить подсвечники. Так, в молитве и мелких хозяйственных делах, он проводил целый день, а к вечеру уходил. Где ночует странный нищий, тоже никто не знал. Но каждое утро он раньше всех приходил в храм, чтобы помолиться в одиночестве до начала утренней службы.

И вот однажды в Мирах скончался архиепископ Иоанн – самый главный священник Ликийской страны. Со всех концов Ликии съехались в город епископы и священники, чтобы избрать на освободившийся престол самого достойного. Думали-думали, решали-решали, а договориться никак не могут. Достойных людей много, а выбрать нужно лишь одного. Как тут поступить?



Стали молиться, чтобы Бог указал – кто должен стать главой всех ликийских священников. И вот самому старшему из епископов во время молитвы Бог повелел: «Отправляйся ночью к дверям храма и посмотри, кто первым придет с утра в церковь. Этот человек и есть Мой избранник. Его зовут Николай».

Он рассказал об этом своим собратьям, и все решили: так тому и быть.



В эту же ночь получивший повеление епископ пришел к церковным дверям и стал ждать. Уже начало светать, когда послышались шаги и на крыльце храма появился… нищий. Тот самый, который каждый день раньше всех приходил в церковь помолиться. Епископ остановил его и попросил назвать свое имя. Нищий молчал. Епископ снова спросил его о том же.

И тогда нищий тихо ответил: «Имя мое – Николай, я раб твоей святыни, владыко».

Наверное, вы уже догадались, что необычным нищим был наш старый знакомый – священник из города Патары. Избегая почестей и людской славы, он покинул родной дом и после долгих путешествий стал жить в столице, где его никто не знал.

И все-таки очень странный он был, этот священник Николай. Когда ему предложили стать архиепископом, он взял и… отказался!

Все епископы и священники, а с ними и весь народ просили его об этом, а он отвечал, что недостоин. И согласился, лишь когда узнал, что Сам Бог избрал его на это место. Так Николай стал архиепископом Мирликийским, что означает – старший епископ Ликийского города Миры.


* * *


В одной из провинций Византийской империи вспыхнул мятеж. Для его усмирения из Константинополя были посланы несколько кораблей с войсками. Но разыгравшийся шторм помешал плаванию, и корабли пристали к берегу возле маленького города неподалеку от Мир Ликийских. Непогода усиливалась, и стоянка затянулась надолго. Запасы еды на кораблях подошли к концу. А воины – народ простой и грубый, да еще и с оружием. Ну зачем покупать у местных жителей хлеб, мясо и вино, когда все это запросто можно отнять силой! С каждым днем солдаты начали вести себя все хуже и хуже. И в конце концов стали просто грабить и обижать бедных горожан. Защиты им не было никакой, потому что городское начальство боялось связываться с распоясавшимися столичными вояками. Возмущенные постоянными грабежами и притеснениями люди уже готовы были сами поднять восстание. Неизвестно, какой бедой закончилась бы эта история, если бы не вмешательство архиепископа Николая. Узнав о народных волнениях в городе, он отправился туда и сумел уговорить военачальников пресечь безобразия их солдат. Порядок был восстановлен, виновные наказаны, а для воевод и святителя Николая благодарные жители устроили пир. Но тут, в самый разгар угощения, к столам прибежали несколько жителей Мир. Они со слезами рассказали Николаю, как, воспользовавшись его отъездом, градоначальник осудил на смерть троих ни в чем не повинных, уважаемых в городе людей. Подкупленный врагами осужденных, он никогда бы не решился на такой неправедный суд при Николае. Святитель тут же оставил праздничную трапезу и отправился в обратный путь.

На площадь, где обычно производились казни, он успел как раз к тому моменту, когда осужденные со связанными руками уже стояли на эшафоте и палач собирался отрубить голову первому из них.

Весь город знал о несправедливости приговора, но никто не решился заступиться за невинных людей. И снова один только святитель Николай поступил не так, как все. Не говоря ни слова, он поднялся на эшафот, вырвал меч из рук палача, отбросил его в сторону и развязал несчастных, которые в душе уже простились с жизнью. Народ с ликованием встретил своего архиепископа. Прибыл сюда и градоначальник. Он хотел подойти к Николаю, но святитель с презрением отвернулся от него, а когда тот упал ему в ноги, оттолкнул и сказал: «Ради денег ты чуть было не убил этих людей. За это – жди наказания от Бога, а я не хочу с тобой разговаривать». И простил градоначальника только после того, как тот перед всем народом покаялся в своем преступлении.


* * *

Вот таким странным человеком был святитель Николай Мирликийский. Не боялся вступиться за слабых и обиженных там, где все остальные предпочитали молчать. Избегал славы, почета и высоких званий, хотя молитвой мог усмирять бури и воскрешать мертвых. Богатство свое раздал бедным, а сам стал жить в нищете, не имея даже крыши над головой. Действительно – странный. А ведь если разобраться, то все его странности можно объяснить очень просто: Николай с юных лет заботился о других людях больше, чем о себе. А когда человек так живет, ему помогает Бог. И чем больше он забывает о себе, помогая другим, тем сильнее Божья помощь. Таких людей Церковь и называет – святыми.