Русские художники. Крымов Николай Петрович


Летний день, 1915

В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Раннее утро, 1914

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Зимний вечер, 1919

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906) - была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", Союза русских художников. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.

Новый трактир, 1909

В пейзажах 1910-х годов ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения. Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х).

Солнечный день

Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние. Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до Константина Сомова и Н. Н. Сапунова.


Уборка сена

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития. В работах 1920-х годов - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX ввеков (любимые художники Крымова - Илья Ефимович Репин и Исаак Ильич Левитан). Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив. В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Когда цветут липы, 1947

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы. В 1926 году он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX веке понимание живописи. Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др.

У мельницы, 1927

Разработанная Крымовым теория тональной живописи интересна не только как важное обоснование живописного процесса. Она была необходима в занятиях Николая Петровича со студентами. За свою жизнь художник несколько раз оказывался педагогом. Вскоре после октября 1917 года на Пречистенских рабочих курсах было организовано отделение ИЗО, которое пресса того времени назвала «Народной художественной академией». В 1920 году они превратились в Пречистенский практический институт с факультетом изобразительного искусства. Крымов работал там вместе с художниками Константином Коровиным, Николаем Ульяновым, скульптором Василием Ватагиным, искусствоведом Борисом Виппером.

Задворки, 1924

Но вскоре этот институт перестал существовать. В 1920-1922 годах Крымов преподавал во Вхутемасе, но самой плодотворной оказалась работа в Изотехникуме памяти 1905 года (1934-1936). И хотя тяжелая болезнь прервала эту деятельность, его ученики на всю жизнь сохранили не просто теплое отношение к маститому живописцу, но вспоминали его занятия с искренним воодушевлением.


Пейзаж с женской фигурой в красном. Первая половина 1910-х

Многие из учеников запомнили тот день, когда к ним впервые пришел новый преподаватель. Это был 4-й курс, и студенты уже писали двухфигурные постановки и обнаженную модель. Осмотрев их работы, Николай Петрович заметил: «Писать вы не умеете. Все надо начинать сначала», и предложил «молодым дарованиям» написать натюрморт, который еще следовало построить.

Рассвет, 1911

К следующему занятию студенты по просьбе Крымова сбили из фанеры небольшую ширмочку-гармошку высотой 80 сантиметров со створками шириной около 15 сантиметров. Потом Николай Петрович покрасил створки разными цветами и поставил ширмочку на стол в глубине мастерской так, что створки теплых цветов освещались дневным светом из окон, а створки холодных - электрической лампочкой.

Зима, 1933

«Получилась интересная, нарядная штука, которую можно было написать, только верно взяв цвет и тон», - вспоминал Юрий Кугач. В процессе работы над этим заданием художники постигали много нового: для них было откровением, что белый цвет, освещенный лампой, равнялся по тону желтому, на который падал свет из окна.


Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

После этого мэтр поставил перед учениками другое «простое задание» - белый куб, но одна его сторона была выкрашена черной краской и сильно освещена электрической лампой. «Нам предлагается написать так, чтобы выразить, что освещенная черная плоскость светлее, чем белая теневая. Все поняли, что перед нами начинает открываться одна из тайн живописи», - вспоминал другой ученик Крымова.


Вечер в деревне, 1927

А еще от студентов требовалось написать кусок смятой бумаги. Оказалось, что верно изобразить этот неожиданный по форме предмет труднее, чем гипсовую голову.
В мастерской, где работали студенты, над входной дверью было прорублено окно для освещения темного коридора. Однажды Николай Петрович поставил на подоконник этого окна натюрморт вроде шарденовских «Атрибутов искусства». С одной стороны он освещался дневным светом из окон мастерской, а с другой - из коридора - слабой электрической лампочкой. Постановка получилась очень красивой и сложной по цвету. Особенно хорош был рулон белой бумаги, невероятно трудный для воспроизведения.
Крымов предпочитал важные живописные проблемы подтверждать личным опытом: «Раз я в какой-то своей работе долго возился с белым цветом. Белая краска есть, а белого цвета не получается.

Летний вечер, 1915

Ведь краска-то - это еще не цвет! И вот, представьте, взял я листочек белой бумаги и пошел в Третьяковскую галерею. Подошел к какому-то репинскому портрету с белыми манжетами, приложил к ним белый листочек, а манжеты-то, оказывается, темно-серые!» Но, увы, чужой опыт, даже если это опыт такого известного живописца, как Крымов, не сразу воспринимался учениками.

Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

Федор Решетников не был студентом Крымова, но ему были дороги все замечания Николая Петровича. При этом он с большим огорчением смотрел на то, как Крымов исправляет его этюд: маэстро «намешал» какой-то мутно-серый цвет и стал записывать белую рубашку на картине Решетникова. «Но когда от белого ничего не осталось, я увидел неожиданное преображение: небо стало светиться, а рубаха, хоть и стала темнее, но казалась по цвету белее, чем была, и цвет, который вначале казался грязным, приобрел невероятную звучность», - рассказывал Решетников.


Сарай, 1926

Советы Крымова многим художникам казались парадоксальными. Лидия Бродская вспоминала, что однажды в Тарусе она работала над сложным мотивом, который оказался ей не под силу. Николай Петрович долго смотрел на то, что она пишет, а потом посоветовал: «Видите там эту мусорную кучу. Ну, вот и попробуйте ее писать». Она была поражена таким предложением и ответила: «Но ведь это же будет скучно писать!» - «Тогда пригласите джаз», - сказал Николай Петрович. Позднее художница поняла, что правдивость изображения даже самого неприглядного мотива важнее, нежели сложный и эффектный сюжет, но плохо и неправильно написанный.


Пейзаж с прудом, 1918

Для горячей творческой молодежи 1930-х годов - , Аркадия Гиневского, Дмитрия Домогацкого, Константина Дорохова, Георгия Рублева, Кукрыниксов, Алексея Айземана и других, он был воплощением высоких художественных традиций, олицетворением которых для него самого были Репин, Серов, Левитан, Коровин. Его всегда окружали молодые художники: даже те, кто у него не учились, были счастливы послушать мнение о своих работах от «самого Крымова».


На краю деревни, 1924

Внешне жизнь Крымова была скромна и в чем-то «патриархальна». Сорок два года, с 1916 года, он прожил со своей женой, Еленой Николаевной, дочерью художника Досекина, в небольшой квартирке в Полуэктовом переулке близ Пречистенки. Он никогда не имел мастерской для работы и, когда находился в Москве, а не на даче, писал свои произведения у балконного окна в столовой. Всю жизнь ставил новый холст на мольберт, который когда-то принадлежал Серову и был передан Крымову вдовой Валентина Александровича. Всю жизнь хранил деревянную дощечку для живописи, дар Серова, его преподавателя в училище, и только семидесятилетним стариком написал на ней любимый тарусский пейзаж.


Деревенский пейзаж, 1922

Он никогда не жаждал почестей и наград - они сами нашли его: Крымов был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1942 году и Народного художника РСФСР в 1956 году. С 1949 года он был членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1954 году в связи с 70-летием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Существовала особая связь между творчеством Николая Петровича, его произведениями и коллекционерами. Картины Крымова приобретали художники и просто любители искусства. Его пейзажи находились в коллекциях видных московских коллекционеров начала XX века: Алексея Викуловича Морозова и Ильи Остроухова, у знаменитой портнихи Надежды Петровны Ламановой, и у многих других. Лидия Бродская вспоминала, что часто любовалась его прекрасными работами, висевшими в коллекции ее отца - художника Исаака Бродского. Когда в Третьяковской галерее в 1922 году впервые была открыта персональная выставка Крымова, произведения предоставили более пятидесяти московских коллекционеров.

Умер в Москве 6 мая 1958г.

К весне, 1907



Крымов Николай Петрович (1884-1958)

В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина .

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи.
Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", СРХ. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.
В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения.

Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х). Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние.

Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до К. А. Сомова и Н. Н. Сапунова.

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития.
В работах 1920-х гг. - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова -

Родился Николай Крымов 20 апреля 1884 года, отцом его, как уже было сказано, являлся художник, писавший в излюбленной им манере передвижников. Все свои навыки и умения отец передал сыну, привив ему любовь к искусству с малых лет.

Семья художника была небогатой, поэтому обучаясь живописной грамоте в художественном училище, студент Николай Крымов экономил на многом, краски и холсты были дороги, соответственно он экономил, использовал то, что оставалось от более зажиточных студентов. Вероятно, именно по этой причине и в дальнейших своих работах художник бережно расходовал материалы, все его картины отличаются небольшими размерами.

Даровитость художника была замечена почти сразу же после его поступления – в 1906 году одна из самых ранних работ Крымова «Крыши под снегом» была куплена Валентином Александровичем Серовым для выставки в Третьяковскую галерею. Большое влияние на творчество художника оказали работы Репина И.Е. и Васнецова В.М., именно их влияние так заметно в самых ранних произведениях Крымова.

В годы учебы с 1905 по 1910 гг. художник в своих работах склонялся к импрессионистическому изображению природы, нежные пастельные тона и легкие мазки придавали его полотнам одухотворенный и невесомый вид. В этот период творчества Николай Петрович Крымов искал свою индивидуальность и собственный стиль исполнения. К ранним работам можно отнести полотна «К весне», «Снегири» и «Солнечный день». Все эти картины имеют немного размытый характер, видна рука неискушенного в живописи мастера.

Главным достижением Николая Крымова за годы обучения стала его особая манера написания картин, сочетающая в себе передачу натуральности пейзажа и его поэтической романтичности, которая стала своеобразной визитной карточкой художника. Более поздние работы Крымова прописаны тщательнее и детальнее, манера исполнения тоже немного преобразована, картины теперь имеют более целостный и законченный вид. Яркими примерами творчества этого периода являются «Розовая зима», «Лунная ночь в лесу»«Вечер» и «Вечер», написанные между 1910 и 1920 гг. Манера написания работ этого периода имеет множество сходств с картинами Куинджи, заметна та же пластичность пейзажей, огромное внимание уделяется свету и бликам.

Свой талант художник довел до совершенства в 20 - е годы, став приверженцем русской реалистической живописи. Крымов любил и гордился своей страной и своим народом. Каждое его полотно буквально пропитано этой неподдельной любовью и нежностью. Все его работы – это созерцательный взгляд на русские пейзажи, в каждом из которых художник видит какую-то загадку и тайну. Не зря ведь Крымов так любил изображать воду, которая создавала на картине своеобразный эффект зазеркалья и потусторонности реальности. Ярким примером является его полотна «Ночной пейзаж с домом» и «Полдень». Кажется, что эти картины – прекрасные иллюстрации к волшебной сказке. Атмосфера воздушности и легкости добивалась Николаем Петровичем благодаря точному подбору тонов, которые он считал важнейшими в изображении и передачи света.

Излюбленная тема для работ позднего Крымова – русская деревня, причем ее центром художник видел не людей, а природу. Все работы, посвященные этой теме, выполнены настолько эмоционально, что просто невозможно не воодушевиться пылкими чувствами автора к родным пейзажам! Чего только стоит картина «Деревня летом», написанная в 1921 году. Все его полотна можно охарактеризовать идиллическими и немного наивными, но они чрезмерно тонко отражают русскую душу, что не понять и не дать им положительную оценку просто нельзя.

Можно сказать, что в двадцатые годы картины автора приобретают некую конкретность, Крымов часто изображает пейзажи города Звенигород, в окрестностях которых он проживал.

Последний период творчества живописца неразрывно повязан с рекой Ока и небольшим городом Таруса, куда Крымов перебрался погостить он просто был очарован местными пейзажами и конечно рекой Окой, которая по его высказываниям «дышала свободой». Отражением любви к Тарусе стали картины «Перед сумерками», «Поленово. Река Ока» и ряд других. На 74 году жизни Весной 6 мая 1958 года Николай Крымов умер. Художник оставил великолепную колекцию свох работ для познания и восхищения его творчеством всем последующим поколениям.

Подлинное искусство не знает старости. Оно всегда ново. Каждое поколение открывает в нем какие-то иные черты, ему близкие, созвучные его исканиям. Такое искусство будучи живым свидетельством жизни эпохи, отражая идеи, владеющие умами и вкусами людей никогда не опускается до мимолетной «злобы дня», не дает себя измельчить в угоду моде. Художник, обладающий творческим прозрением, видит в окружающем его мире высокое и вечное и воплощает это свое видение действительности будь то человеческая жизнь или жизнь природы, окружающей человека, в возвышенные художественные, непреходящие образы.
К таким художникам, воспринявшим и претворившим в своем творчестве лучшие черты русской художественной культуры с ее высоким гражданским идеалом, глубокой идейностью и реалистической правдивостью художественного языка, и вместе с тем к художникам-новаторам, принадлежал и Николай Петрович Крымов.
Замечательный мастер пейзажной живописи, он прожил долгую жизнь, полную творческих исканий и творческих находок, создав большое количество прекрасных произведений с глубокой задушевностью и поэтичностью отразивших русскую природу.
Н. П. Крымов был не только большим художником, но и серьезным, вдумчивым теоретиком искусства. Наблюдения над жизнью природы, ее различными состояниями, пристальное изучение произведений искусства привели его к созданию своего метода, своего теоретического обоснования особенностей живописи, явившегося, по существу, систематизацией и глубоким обобщением опыта великих мастеров мировой реалистической и в первую очередь русской художественной школы.
Все творчество Н. П. Крымова проникнуто каким то удивительно радостным ощущением жизни, ощущением полноты и значительности человеческого бытия
красоты окружающего нас мира во всех его произведениях, даже в тех, где нет прямого изображения человека, человек незримо присутствует.
В чем же особенность творческого метода Н. П. Крымова, его творческих исканий? Что делает его произведения такими близкими нам, а их изучение столь плодотворным для нашей художественной молодежи, ищущих новых путей наиболее выразительного и эмоционально действенного отражения советской действительности?
Почему так пленительны небольшие непритязательные, скромные по своим мотивам пейзажи Н. П. Крымова, чем волнуют они нас, чем привлекают, заставляя подолгу всматриваться, оставляя в душе радостно просветленное ощущение встречи с прекрасным? Что бы ни писал Н. П. Крымов - будь то заброшенная старая мельница, деревенская улица, далекие просторы заокских заливных лугов или столь полюбившиеся художнику заснеженные крыши московских домов,- все это не случайные мотивы, не просто куски природы - это глубоко продуманный и прочувствованный художником образ. Это та «подлинная правда жизни», к передаче которой стремился художник на протяжении своей более чем пятидесятилетней творческой деятельности, та художественная правда, воспроизводить которую он учил своих многочисленных учеников и последователей.
Н. П. Крымов претворил в своем творчестве многие находки и достижения, которые были характерны для художественного языка Репина, Серова, Левитана, Куинджи, Врубеля и других; то, что составляло сущность русской художественной школы, сделав их понятными и; ясными, доступными пониманию каждого вдумчивого художника.

Родился Н. П. Крымов в 1884 году в Москве. С ранних лет он рос в атмосфере искусства. Дома много рисовали писали спорили об искусстве, о его задачах и методах работы. Отец Николая Петровича - П. А. Крымов, получивший художественное образование в Училище живописи, ваяния и зодчества у проф. С. К. Зарянко, преподавал рисование в московских гимназиях. Старший брат Василий был тоже художником и тоже педагогом. Естественно, что мальчик тянулся к карандашу и краскам, заполняя свои школьные тетради и учебники изображениями окружающего мира и в первую очередь пейзажами. Это детское увлечение получает всемерную поддержку в семье. Отец охотно занимается с ним, готовя к поступлению в училище. В 1904 году Н. П. Крымов с успехом выдерживает конкурс, показав на вступительном экзамене полученную от отца хорошую профессиональную подготовку и мастерское владение рисунком. Учителями Н. П. Крымова в Училище живописи, ваяния и зодчества были замечательные русские художники и чуткие педагоги В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Н. А. Касаткин, во многом способствовавшие быстрому формированию его творческой индивидуальности.
Признание пришло к Н. П. Крымову рано. Одна из первых самостоятельных работ художника, «Крыши под снегом» (1906), экспонировавшаяся на очередной ученической выставке, была приобретена А. М. Васнецовым, а через два года Совет Третьяковской галереи, возглавляемый В. А. Серовым, приобрел ее для
галереи.
Окончил Н. П. Крымов училище в 1911 году. Но еще задолго до его окончания он участвует на различных художественных выставках Товарищества московских художников, «Голубая Роза», «Венок», на выставках Союза русских художников, объединявшего лучшие художественные силы Москвы, членом которого он стал в 1910 году, будучи еще студентом. Творчество Н. П. Крымова получает высокую оценку художественной общественности. О нем пишут, его работы репродуцируют, а крупнейший журнал того времени «Аполлон» помещает большую статью, в которой подробно разбираются созданные Н. П. Крымовым во время пребывания в училище, по существу, еще ученические работы, видя в них «нечто большее, чем опыты многообещающего молодого художника». В статье говорится, что юношеские работы Н. П. Крымова «обратили на себя внимание своим чистым и живым лиризмом, умением художника брать совсем простую,
маленькую тему и глубоко пропитывать ее своим чувством». Словом, в ранних работах этого замечательного художника в зародыше было уже то, что впоследствии стало основой его творчества.
Однако творческий путь Н. П. Крымова не был столь простым и ясным. Годы, проведенные в Училище, и первые годы самостоятельной творческой жизни были годами напряженных поисков своего художественного языка, своего видения мира. Впоследствии художник вспомнит об этом периоде в своей автобиографии: «Вначале я писал очень скромно и правдиво. Потом под влиянием господствовавших в то время течений в живописи я увлекся разными исканиями. В 1915 году я опять стал на реалистический путь и в дальнейшем своем развитии много писал с натуры и стремился изображать природу красиво».
И действительно, от безыскусственной простоты и правдивости в передаче состояний природы: «Крыши под снегом» (1906), «К весне» (1907) «Лето» «Солнечный день» (1906) Н. П. Крымов переходит к созданию то рафинированно утонченных в духе «Голубой Розы» таких картин, как «После дождя» (1908), «Две радуги»
(1907), с их условной цветовой гаммой и несколько манерными человеческими фигурками, то к подражанию народному лубку, населяя свои, в основном правдиво написанные, пейзажи какими то примитивизированными, несколько огрубленными кукольными персонажами, как бы разыгрывающими незамысловатые жанровые сценки. Таковы некоторые работы 1908 года – «Площадь», «Трактир», в какой то мере «Радуга». В этих работах появляется некоторая дробность, описательность. Однако это увлечение быстро проходит, и в том же 1908 и в 1909 годах Н. П. Крымов пишет ряд пейзажей, интенсивных по цветовому звучанию, отличающихся резким, нарочитым обобщением форм, условно декоративным характером («Желтый сарай», «Туча»). В других работах этого периода он стремится к передаче бурных эффектов в природе, ищет наибольшей выразительности в передаче грозового неба, бури, дождя: ветер гонит тучи, клонит деревья, поднимает придорожную пыль. Все в природе полно стремительного движения («Ветреный день», «Стадо» и др.).
Многие произведения этого периода полны столь свойственного характеру Н. П. Крымова мягкого юмора, который ярко впоследствии проявится в его театральных работах. Сколько наивной непосредственности и театральной зрелищности, какой-то нарочитой «невсамделишности» и в то же время меткой наблюдательности в трактовке человеческих фигурок и животных, да и в самих пейзажах.
Прирожденный колорист, с детства влюбленный в природу, тонко чувствующий ее различные состояния, Н. П. Крымов стремится передать свое ощущение природы, свои знания и наблюдения, не прибегая к работе с натуры, как бы боясь быть скованным непосредственностью видения. Он компонует свои пейзажи и натюрморты в мастерской, добиваясь почти классической построенности, строгой уравновешенности отдельных частей пейзажа, какого-то особого величавого спокойствия - «На заре» (1910), «В полдень. На дороге» (1910), «Рассвет» (1912).
1914-1916 годы стали переломными в творчестве художника. Стремясь избавиться от известной скованности, к которой неизбежно приводила его работа от себя. Н. П. Крымов проводит летние месяцы в одном из живописных мест Подмосковья, много и упорно работая с натуры. «С этого времени,- пишет художник,- весну и лето я стал заполнять усидчивой работой часов по десять в день, изучая природу и ее живописные качества и свойства, стараясь изучать и запоминать их так продуманно и осмысленно, чтобы потом можно было виденное написать по этим знаниям».
В работах этих лет появляется живое дыхание жизни, живые, конкретные наблюдения. Однако художнику по-прежнему мешает боязнь непосредственного общения с природой, искусственно поставленная перед собой задача создания «продуманного и осмысленного», несколько условного образа природы. Таков, например, «Пейзаж с прудом» (1918) с этой искусственной чернотой стволов, с резко подчеркнутыми тенями и четкими контурами, с дробностью в изображении листвы и заросшего зеленью пруда. Несмотря на общую наблюденность и, казалось бы верность природе, в работе нет еще того широкого обобщения, той свободы живописного языка, которые даются только глубоким знанием натуры, умением находить в самой природе те необычайно тонкие и верные цветовые сочетания, характерные именно для данного состояния, - то, что станет уже в недалеком будущем особенностью крымовской живописи.
Перерабатывая увиденное в соответствии со своим представлением о природе, он стремится к созданию идеального пейзажа, в котором непосредственность жизненного впечатления была бы приведена в какую-то декоративную гармонию. Для того чтобы усилить и донести до зрителя определенное состояние природы, он оживляет свои пейзажи фигурками людей - то это купальщицы у реки, то освещенная заходящими лучами солнца женская фигурка, сидящая на берегу пруда. Однако они недостаточно органически вписываются в пейзаж, не составляют с ним единого целого. Позже в беседе с молодыми художниками Н. П. Крымов, советуя им быть ближе к природе и, возможно, вспоминая свои собственные ранние увлечения. скажет: «Никогда не пытайтесь украшать природу, не преувеличивайте эффектов освещения. Это ведет к салонности».
Громадное влияние на окончательное формирование творческой индивидуальности Н. П. Крымова, по словам самого художника, оказал И. И. Левитан. «Начиная с первых годов моей самостоятельной творческой жизни,- пишет художник в статье о Левитане,- меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зрение, умение передавать моменты дня и характер русской природы... Я долго не мог понять, почему, каким образом Левитан широким мазком свободно, убедительно и совершенно материально умел изображать траву, избы, деревья и небо. Отделывая все цветочки, все детали пейзажа, я все-таки не мог никак достичь верной передачи этой материальности разных элементов природы. Мучительно отыскивая решение этой задачи, я постепенно стал приближаться к истине. Так, однажды, работая над пейзажем в серый день, я пересветлил общий тон этюда и, как потом ни старался точно передать детали пейзажа, у меня ничего не выходило. Тут я понял, что ошибка заключается в неверно взятом общем тоне. Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном - общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня. Живопись - это передача видимого материала тоном плюс цвет. И действительно, проверяя это положение на лучших произведениях русской и иностранной живописи, я убедился, что там, где художником правильно найден общий тон картины, там предметы, земля, небо - все живет подлинной, полнокровной жизнью. Когда найден правильный общий тон, художнику уже значительно легче писать все детали. Он уже не так может заботиться об отделке; наоборот, достаточно иной раз одного верного намека, одного верного пятна чтобы изображение стало восприниматься, как реальный предмет.
Пейзажи Левитана тем и замечательны, что при чрезвычайно широком письме и свободе его техники они удивительно материальны, воздушны и правдивы».
Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к работам самого Н.Н. Крымова.
Уже в 20-е годы Н.Н. Крымов находит свой метод, обеспечивающий возможность с безупречной точностью передавать богатство и тонкость существующих в природе цветовых переходов. Вся творческая жизнь художника - это дальнейшее совершенствование и углубление своего метода, своей творческой манеры. Тщательно разработанная теория тональной живописи дает ему полную свободу в обращении с жизненным материалом. Как никто другой, умеет Н. П. Крымов с такой силой, так глубоко и правдиво передавать присущую природе красоту и очарование, пробуждая в зрителе ощущение радости от познания объективно существующей красоты мира. Н. П. Крымов с увлечением пишет уютные, утопающие в зелени садов улочки Саввинской слободы под Звенигородом, прихотливые изгибы реки, серебристой лентой извивающейся среди поросших кустарником низких берегов («Речка»), занесенные снегом улицы тихих провинциальных городков («Зимний пейзаж», «Зимой в провинции»), купы деревьев, ветлы над рекой, освещенные лучами заходящего солнца сараи, деревенские околицы, заброшенные мельницы.
В течение последних тридцати лет своей жизни Н. П. Крымов с ранней весны до поздней осени живет в Тарусе, на берегу Оки, в многочисленных прекрасных пейзажах запечатлев этот на редкость живописный приветливый городок и его окрестности. Несмотря на кажущееся однообразие мотивов, он никогда не повторяется, открывая все новые и новые стороны, все новую и новую поэзию в самой простой, обыденной, окружающей нас повседневной действительности.
С тонким мастерством и поэтической проникновенностью передает Н. П. Крымов различные состояния природы в разное время дня и года. Ясный ласковый солнечный день, напоенные зноем кусты деревья, дремлющие в жаркой истоме тихие улочки, или серый день с мелким моросящим дождем и низко нависшим
хмурым небом, с мягко тающими очертаниями предметов,- зимние сумерки, или раннее утро с холодными, голубыми тенями, или лучи заходящего солнца, золотящие верхушки деревьев и ярко вспыхивающие на стенах домов. К произведениям Н. П. Крымова в полной мере могут быть отнесены слова замечательного
русского пейзажиста ХІХ века Федора Васильева, сказанные им в одном из писем к И. Н. Крамскому: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе». Работы Н. П. Крымова полны этого «бесконечного торжества и чистоты природы», они гимн красоте жизни, красоте земли, и в этом их глубокий гуманистический, патриотический характер.
из статье М. Ситниной

Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А. М. Васнецова . Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе .

Уже в ранних своих работах примкнул к символизму - в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906-1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане » (1938).

Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского , а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 1919-1930 много работал и как педагог - в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами - С. П. Викторов,