Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Русский реализм конца XIX – начала XX века и его развитие

Нижегородская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественно-гуманитарных наук

Контрольная работа

По культурологии

На тему: Две линии в русской культуре Х I Х века: романтизм и реализм.

Выполнила:

студентка 3 курса

группы 31 «З.»

фармацевтического факультета

Яковлева Елена

Валерьевна

Нижний Новгород

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Роль литературы в общественно-политической и культурной жизни России.

2. Особенности русского романтизма. Русские поэты – романтики, основные темы их произведений.

3. Характерные черты критического реализма.

Роль литературы в общественно-политической и культурной жизни России.

Событием, оказавшим важнейшее влияние на развитие русского общества и русской литературы, стала война 1812 года. Весь народ поднялся на защиту Отечества от нашествия Наполеона. Война пробудила национальное самосознание русского народа. Крестьянин, который стал солдатом, освободил Россию и Европу. Он почувствовал свою силу и значимость и надеялся, что освободил себя. Но после войны положение крестьян стало ещё более тяжёлым («аракчеевщина», военные поселения, государственный бюрократизм). Возмущённый народ бунтовал и восставал, восстания жестоко подавлялись самодержавием.

Война 1812 г., тяжёлое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – всё это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К.Ф. Рылеева (1795 – 1826) «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» - вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетённую свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первым впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества, - вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

Идеи декабристов оказали сильнейшее влияние на развитие русской литературы, они нашли отражение в творчестве таких писателей, как А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов.

Первая четверть ХIХ века отличалась пестротой литературного движения. Для этого периода были характерны столкновение, борьба, взаимное влияние различных литературных направлений, которые существовали, не только сменяя друг друга, но и параллельно, отражая сложные процессы развития общественной мысли того времени. Ещё были живы классицистические художественные тенденции (в «Гражданине» Рылеева), ещё было влияние сентиментализма (Н. М. Карамзин), но всё громче заявляла о себе новая литературная эпоха – эпоха романтизма, который становился ведущим литературным течением, а наиболее яркими представителями его были В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.

Русской литературе первой четверти ХIХ века свойственно острое ощущение единства нации, вера в великое будущее русского народа и общества. Именно в это время творит поэт, в произведениях которого «русский дух» проявляется во всей своей красе и силе. Речь идёт о великом баснописце И. А. Крылове. В его творчестве начал складываться реалистический метод отражения действительности. Полностью метод реализма сформировался и воплотился в творчестве А. С. Пушкина.

Яркое представление о художественных исканиях русской поэзии этого времени дают дружеские послания П. А. Вяземского, искромётные строки, исполненные ратного духа и удальства, поэта-воина Дениса Давыдова, философско-психологическая лирика Е. А. Баратынского.

Одним из наиболее значительных событий литературной жизни России в первой половине 40-х годов стал выход в свет поэмы Гоголя «Мёртвые души» и повести «Шинель», обозначавших новый этап развития русского реализма. Социально-личностный пафос этих произведений – критический показ общественных форм русской жизни, противоречащих народным идеалам, боль за судьбу страны, заострённость на теме «маленького человека» - был с воодушевлением воспринят всеми прогрессивными писателями того времени. В России 40 – 50-х гг. литература была, по словам А. И. Герцена, единственной «трибуной» общественно- культурных споров, а потому творческие взгляды писателя являлись выражением его общественной позиции. Идеи нового художественного направления были сформулированы В.Г. Белинским. Вокруг него складывается группа молодых писателей, для которых художественные принципы реализма, провозглашённые Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым – отправная точка творчества. Представитель консервативного лагеря Ф. В. Булгарин уничижительно назвал эту группу «натуральной школой», но выражение прижилось, став эстетическим лозунгом и литературным термином. «Списывание» с натуры расценивалось как отличительная черта передового писателя. Литература отныне избирает своим материалом то, что ранее, в романтический период её развития, отвергалось как заведомо «непоэтическое», «низкое», недостойное внимания художника. Проблема личности, давления на человека окружающей среды, исследования его многочисленных социальных связей выдвигаются в центр повествования реалистического произведения.

Поскольку литература, есть специфическая область познания истины, то особое значение приобретает проблема типизации. Литература 40-х гг. создаёт социально-исторические типы, «героев своего времени», в которых отразились важнейшие закономерности данного этапа общественного развития. Тип – это факт действительности, но проведенный через фантазию поэта, озарённый светом общего. Таким образом, художественный тип в реалистической литературе понимается не как явление распространённое, а как явление закономерное, характерное для определённого этапа развития общества. Историзм, т.е. отображение явлений в их исторической конкретности, становится главной чертой реалистического художественного мышления. Создание исторически конкретных социально-психологических характеров, в которых запечатлены важнейшие закономерности эпохи, развивающихся в соответствии со своей внутренней логикой, а не по произволу автора, является определяющим признаком реалистического искусства.

Писатели-реалисты стремились воссоздать в своих произведениях жизненно достоверные картины, показывать человека во взаимодействии с его окружением, раскрыть механизм социальных отношений и в целом объективные, т.е. не зависящие от воли конкретных людей, законы общественного развития.

Эти тенденции ярко проявились в творчестве представителей «натуральной школы». Идеологом этой школы выступил В.Г. Белинский, а ядро её составили Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, И.А. Герцен, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский. Печатным органом нового направления в русской литературе стал журнал «Современник» во главе с Н.А. Некрасовым и И.И. Паниным.

40-е гг. – время сосредоточенного осмысления дворянской интеллигенцией исторических судеб России. В стране господствовала политическая реакция, усилившаяся в конце 40-х гг. в связи с волной революционных выступлений в Европе, и поэтому жаждущая активной деятельности молодёжь вынуждена была ограничиться исключительно интеллектуальными занятиями, не имея возможности реализовать способность к практическому действию на общественно-политическом поприще. Так появился тип русских дворян, которые в русской действительности той поры не находили применения своим духовно-интеллектуальным силам. Так появился литературный тип «лишнего человека».

С середины 50-х гг. наметилось оживление в общественно-политической жизни России, которое было непосредственно связано со смертью Николая I, известного своей неприязнью к печатному слову, с поражением России в крымской войне. Эта военная кампания показала экономическую и техническую отсталость России от стран западной Европы, выявив необходимость проведения реформ. В стране развернулась подготовка реформ, что вызвало к жизни новую социальную силу – внесословную интеллигенцию, так называемые «разночинцы». Постепенно «разночинцы» вытесняют с авансцены общественно-политической жизни дворянскую интеллигенцию как исчерпывающую свои исторические возможности. Процесс этот отражен в творчестве Тургенева, Чернышевского и других писателей. Этот недолгий период общественного подъёма завершилось покушением Каракозова на императора Александра II 4 апреля 1866г. Наступила новая полоса в общественно-политической жизни России, породившая чувство исторической безысходности и всеобщий пессимизм.

Поскольку искусство есть специфическая область познания истины, то особое значение приобретает проблема типизации.

Именно в ХIХ веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый вклад в области литературы, если не считать, ХХ столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса: Н.М. Языков, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Батюшков, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.

Таков в общих чертах путь развития русской литературы в контексте общественно-политической жизни страны. Литература не только отражает коллизии и этапы общественно-политического развития, это – самостоятельное и самоценное явление, имеющее собственные законы, которые и определяют изменения художественных форм и образов, составляющих основу самодвижения литературы.

Особенности русского романтизма. Русские поэты – романтики, основные темы их произведений.

Романтизм – продуктивный творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) их противоборство как основы развития события. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность. Этот метод образовывал романтическую художественную систему. Соотношение в ней направлений и течений можно представить схемой:

Романтизм – творческий метод

Романтизм – художественная система

Романтизм Символизм Неоромантизм Фэнтези

(направление) (направление) (направление) (направление)

Немецкий Английский Французский Русский романтизм

романтизм романтизм романтизм романтизм США

Английский Английский Французский Русский фэнтези

неоромантизм эстетизм символизм символизм США

(течение) (течение) (течение) (течение) (течение)

Романтики открыли для литературы диалектику психологических состояний, они первыми создали характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия («Адольф» Б. Констана, «Юрий Милославский» М.Н. Загоскина); они поставляли ряд глубоких философских проблем («Мельмонт-Скиталец» Ч. Р. Метьюрина); открыли в литературе тему «униженных и оскорбленных» («Отверженные» В. Гюго). Романтизм реконструировал систему лирических жанров, создал исторический роман (В. Скотт, М.Н. Загоскин), философскую сказку (Э.Т.А. Гофман), научно-философский роман (М. Шелли), психологический детектив (Э.А. По), романтическую поэму (Д.Г. Байрон). Заложил основы художественного анализа социальных отношений. На протяжении ХIХ века активно взаимодействовал с реализмом; именно неоромантики приняли на себя основную тяжесть противоборства, преодоления крайностей декадентства в конце ХIХ – начала ХХ столетия. Продуктивность романтического метода проявилась в ХХ веке, когда возникают «фэнтези»; на основе романтических традиций были созданы такие выдающиеся произведения, как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Повелитель колец» Д. Р. Р. Толкиена и др.

Романтизм – одно из самых ярких и значительных течений в искусстве. Он возник первоначально в Германии, чуть позднее – в Англии, затем распространился почти во всех европейских странах. Он оказал огромное воздействие на мировую культуру. Английский поэт Дж. Байрон, романист Вальтер Скотт, немецкие писатели Э. Т. А. Гофман и Г. Гейне, датский сказочник Г. – Х. Андерсен, американцы Э. По и Ф. Купер, польский поэт А. Мицкевич – все они романтики.

Романтизм отражает мироощущение, сформировавшееся в революционную эпоху, начало которой положила Великая французская революция (1789). Это было время гигантских общественных потрясений, буржуазных революций, национально-освободительных войн. И это было время великих ожиданий и разочарований, время решительных перемен в сознании людей. Великая французская революция не принесла людям ни свободы, ни справедливости, ни «царства разума». Старое было разрушено, а новым стало ещё более прозаическое и бесцветное «царство денег». Вера в могущество человеческого разума, характерная для XVIII века и нашедшая отражение в искусстве классицизма, была теперь подорвана. Человек чувствовал себя одиноким, неприкаянным.

В столкновении противоречивых настроений формируется новый художественный метод отражения действительности – романтизм.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворённость действительностью, сомнение в том, что жизнь общества или даже отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости. С другой стороны, романтическое миросозерцание отличают мечта о переустройстве мира, обновлении человека, неудержимое стремление (наперекор логике и фактам) к возвышенному идеалу.

Противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти между ними и жажда их воссоединения – определяющая черта, основной конфликт романтизма, источник напряжённых трагических переживаний.

Главный враг романтиков – благоразумный и самодовольный обыватель, человек с мертвой душой, для которого смысл жизни – сытость, покой, нажива. Поэтому романтики видели свою главную цель в том, чтобы вырвать читателя из тесного житейского мирка и увлечь его как можно дальше от серой повседневности. Романтиками воспевалось и поэтизировалось всё необычное. Особенно большой интерес проявляли они к фантастике и народным преданиям, дальним странам, минувшим историческим эпохам, жизни племен и народов, не тронутых европейской цивилизацией, миру природы.

Романтикам были интересны исключительные личности – титанические и могучие. Объект постоянного внимания и изображения романтиков – сложность и глубокая противоречивость внутреннего мира человека, его богатство и многообразие. Для их творчества характерно противопоставление героя и толпы. Романтический герой всегда в конфликте с обществом, он изгнанник, отщепенец, скиталец. Он нередко бунтует против несправедливых общественных порядков, устоявшихся форм жизни.

Романтики считали, что только в искусстве могут полностью раскрыться творческие способности человека. В противоположность сторонникам классицизма, поднявшим искусство строгим рациональным правилам, романтики были убеждены, что вдохновение и творчество не укладываются в какие бы то ни было рамки, что всякий настоящий художник создаёт произведение по собственным законам.

Творчество писателей-романтиков отличает невиданная ранее интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряженность стиля, резкие контрасты. Таковы общие черты романтизма.

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъёмом после войны 1812 года. Всё это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов декабристов, чьё творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.

Произведения писателей-романтиков, живших в разных странах, содержат существенные отличия, порожденные не только творческой индивидуальностью каждого из творцов, но и своеобразием общественных условий, культуры и художественных традиций в каждой стране.

Особенности русского романтизма . В творчестве русских романтиков отразилось разочарование передовых людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках и неясность путей исторического развития страны. В то же время в русском романтизме отразилось начавшееся пробуждение общенационального самосознания. Романтические идеи и настроения представлены в русской литературе как бы в смягчённом варианте. Не так остры и глобальные конфликты личности и толпы, например. Сохранялась тесная связь с другими литературными направлениями своей эпохи (прежде всего с классицизмом и сентиментализмом).

Романтизм зародился в России в самом начале ХIХ века, но оформился в самостоятельный художественный метод только к 20-м годам. Трагические события 1825 года определили особенности дальнейшего развития русского романтизма. Вершиной достижения романтизма 30-х гг. – произведения М. Ю. Лермонтова.

Характерными особенностями романтизма в России были:

1. Форсированность развития литературы в России в начале ХIХ века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным диктатизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).

2. Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Например, поэзия декабристов, поэзия М.Ю. Лермонтова.

В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень важным для самоопределения русского романтизма было развитие баллады (в творчестве В. А. Жуковского). Резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением жанра лиро-эпической поэмы (южные поэмы А. С. Пушкина, произведения И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, М. Ю. Лермонтова и др.). Развивается исторический роман как большая эпическая форма (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников). Особый путь создания большой эпической формы – циклилизация, то есть объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений («Двойник, или мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского, «Герои нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

У истоков русского романтизма стоят две замечательно яркие фигуры – Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков.

О Жуковском говорили, что сама природа позаботилась создать в его лице «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Поэзия Жуковского не была простым отзвуком инозычных шедевров.

Не стоит искать в его собственной поэзии прямое отражение многих пережитых им испытаний. Всё конкретное, личное – не в сюжетах, но в самом духе его произведений…

В элегии «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольном переводе стихотворения английского поэта Т. Грея – с необычной для русской поэзии проникновенностью запечатлелось ощущения хрупкости земной жизни. «Привычкой к суеверной легенде» рождены многочисленные баллады Жуковского. Самые известные из них «Людмила» (1808 г.) и «Светлана» (1813 г.), созданные на основе стихотворения немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». В этих балладах рассказывается о вторжении в повседневную жизнь таинственных, потусторонних сил. Что же касается «стремления за пределы мира», то им пронизано буквально всё творчество Жуковского. Не случайно с лёгкой руки поэта слова «даль» и «вдаль» станут чуть ли не символами русского романтизма.

Романтическое отчуждение от забот и вкусов толпы, и «черни», по-своему выразили и другие поэты.

Муза Батюшкова внешне очень не похожа на музу Жуковского. Упоение любовью, земными благами, воспевание чувственной красоты, казалось бы, не имеют общего с грустным томлением автора «Людмилы» и «Светланы». Но есть в этом упоении что-то тревожное, пугающее. Поэт отдаётся наслаждению, постоянно помня об угрозе неминуемой смерти.

Николай Михайлович Языков (1803 – 1847), чья молодость была связана с Дерптским университетом, прославлял вольный дух студенческих пиров. Вольный дух противостоит и насилию («оковам»), и высшей, монаршей власти, чей символ – скипетр, жезл с драгоценными камнями.

Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831) нашёл поэтическое прибежище в античности. Притягивал Дельвига и мир русского фольклора. Его русские песни превосходили всё, что было создано в этом роде.

Особым направлением в русском романтизме стала философская лирика, так называемая поэзия мысли. Один из её ярких представителей – Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805 – 1827), глава московского кружка «любомудров».

Решающее слово в судьбе нового литературного направления в России довелось сказать Пушкину.

В поэме «Руслан и Людмила» (1820 г.) Пушкин полнее, чем кто-либо другой, выразил интерес к родной старине, романтически преобразованной, подёрнутое дымкой иронии, расцвеченной разнообразием чувств молодого человека ХIХ века. Элегия «Погасло дневное светило…», написанная в ночь с 18 на 19 августа 1820 г. на корабле при переезде из Феодосии в Гурзуф, - взволнованный монолог глубоко разочарованного жизнью поэта. Интонация стиха как бы вторит колебаниям водной пучины. Это впечатление создаётся повторяющимся двустишьем:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Читатель не только слышит шум ветра и волн, но и вместе с поэтом погружается в прошлое, в котором, оказывается, было немало печального и горького: и измена, и напрасные ожидания счастья.

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной радости минутные друзья…

В этих строках – типичное для романтиков чувство мимолётности и скоротечности всего земного, обманчивости наслаждений и благ.

«Погасло дневное светило…» непосредственно предваряет так называемые южные поэмы Пушкина – «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники» и «Цыганы».

Иван Иванович Козлов (1779 – 1840). Некоторые стихи И.И. Козлова, ставшие песнями («Вечерний звон») популярны и сегодня. На современников особенно сильное впечатление производила его поэма «Чернец» - горестная исповедь монаха, который мстит «убийце сына и жены», а поэтому горько раскаивается и умирает. Трагически безысходная судьба героя отвечала романтическому вкусу.

Начиная с 1840-х гг., романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Влияние «Чернеца» легко обнаруживается и в лермонтовском «Мцыри».

Характерные черты критического реализма.

Продуктивный творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств их многосторонней взаимообусловленности. Образовал художественную систему. Соотношение реалистического метода, художественной системы, направлений и течений внутри неё может быть представлено следующей схемой:

Реализм – художественная система

Реализм реализм рубежа реализм

ХIХ в. ХIХ – ХХ вв. ХХ в.

(направление) (направление) (направление)

Немецкий Английский Французский Русский реализм

реализм реализм реализи реализм США

(течение) (течение) (течение) (течение) (течение)

Реализм (от позделатинского realis – вещественный, действительный) – литературное и художественное направление ХIХ – ХХ вв. берёт своё начало в Возрождении (так называемый «ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе. Реализм имеет следующие отличительные черты:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через правдивость деталей в «конкретностях» условий бытия персонажей.

4. реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому – гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы ХIХ века. Непосредственным предшественником реализма в литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, романтизм одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлением предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины ХIХ века не всегда легко провести чёткие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино – произведения О. Бальзака, Стендаля, В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса. В русской литературе это особо отчётливо отобразилось в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

В России, где основы реализма были заложены творчеством А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика) ещё в 1820 – 1830-х гг., а также некоторых других писателей («Горе от ума» А.С. Грибоедова, басни И.А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А. Н. Островского и др. реализм ХIХ века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

И.О. Родин, Т.М. Пименова Справочник школьника. Литература. АСТ «Астрель» Москва 2004 г.

Э. Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. Большой справочник. Литература. «Дрофа» Москва 2002 г.

М.Д. Аксёнова. Русская литература. От былин и летописей до классики ХIХ века. «Аванта +» Москва 2000 г.

А.И. Кравченко. Культурология. «Трикста» 2005 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

критический реализм художественный герцен

Ги де Мопассан (1850-1993): он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

Произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Ромен Роллан (1866-1944): смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира, - его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

Произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер (1821-1880): Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ.

Произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьес и феерию.

Стендаль (1783-1842): Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

Произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

Чарлз Диккенс (1812--1870): произведения Диккенса полны глубокого драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII в. Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса.

Произведения: «Николас Никкльби», «Приключения Мартина Чезльвитта», «Тяжелые времена», «Рождественские рассказы», «Домби и сын», «Лавка древностей».

Уильям Теккерей (1811-1863): Полемизируя с романтиками, он требует от художника строгой правдивости. "Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего". Автор не склонен изображать человека ни отъявленным негодяем, ни идеальным существом. отличие от Диккенса он избегал счастливых концовок. Сатира Теккерея пронизана скептицизмом: писатель не верит в возможность изменения жизни. Он обогатил английский реалистически роман введением авторского комментария.

Произведения: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Карьера Барри Линдона», «Кольцо и роза».

Пушкин А.С. (1799-1837): родоначальник русского реализма. У Пушкина господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостоятельность и связь с целым, возможности авторских приговоров.

Произведения: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Повести Белкина».

Гоголь Н.В. (1809-1852): мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».

Произведения: «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

Лермонтов М.Ю. (1814-1841): резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности. Поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека: соединение черт раннего реализма и зрелого романтизма в органическое единство.

Произведения: «Герой нашего времени», «Демон», «Фаталист».

Тургенев И.С. (1818-1883): Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности. Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Произведения: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Достоевский Ф.М. (1821-1881): По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Главная особенность: создание философской основы с детективом - везде есть убийство.

Произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Духовный климат Западной Европы после 1830 года существенно переменился по сравнению с романтической эпохой. Субъективный идеализм романтиков сменился верой во всемогущество разума и науки, верой в прогресс. Две идеи определяют в этот период мышление европейцев — это позитивизм (направление в философии, основывающееся на сборе объективных фактов с целью их научного анализа) и органицизм (эволюционная теория Дарвина, распространенная на прочие сферы жизни). XIX век — век бурного роста науки и техники, подъема социальных наук, и это стремление к научности проникает и в литературу. Художники-реалисты видели свою задачу в том, чтобы описать в литературе все богатство явлений окружающего мира, все разнообразие человеческих типов, то есть наука XIX века и реалистическая литература проникнуты одним и тем же духом сбора фактов, систематизации и выработки последовательной концепции действительности. А объяснение действительности давалось исходя из принципов эволюции: в жизни общества и личности усматривалось действие тех же сил, что и в природе, сходных механизмов естественного отбора.

К тридцатым годам XIX века окончательно сложилась новая система общественных отношений. Это была буржуазная система, при которой каждая личность была достаточно жестко закреплена за определенной социально-классовой средой, то есть время романтической "свободы", "неприкаянности" человека прошло. В классическом буржуазном обществе принадлежность личности к определенному классу предстала как непреложный закон бытия, и соответственно стала принципом художественного освоения жизни. Поэтому реалисты используют открытия романтиков в сфере психологии, но вписывают по-новому понятого человека в исторически достоверную, современную им жизнь. Человек у реалистов обусловлен прежде всего социально-исторической средой, и в основе реализма лежит принцип социально-классового детерминизма.

Изменилось у реалистов и восприятие человеческого характера. У романтиков исключительный характер был субъективным достоянием отдельной личности; герой реалистического произведения — всегда уникальный продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации.

Реалисты непосредственно унаследовали от романтиков открытую ими самоценность человеческой личности, но закрепили эту личность за определенным местом, временем, средой. Реалистическое искусство демократично — реалисты впервые вывели на сцену "маленького человека", который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах. Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели-реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса.

Реализм XIX века стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего, понятно, требовались произведения больших объемов. Отчасти поэтому ведущим жанром в литературе реализма становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место всему этому гигантскому жизненному материалу. Особенно на раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом. Кроме того, роман был в XIX веке самым новым из наличных жанров, то есть жанром без груза канонической традиции.

Роман — это жанр, открытый всему новому; романист исследует жизнь свободно и непредвзято, не зная заранее, куда его приведет его художнический поиск. Этим роман сродни духу научного поиска, эту сторону романа подчеркивали реалисты XIX столетия, и под их пером жанр превратился в инструмент исследования и познания действительности, внешних и внутренних конфликтов человеческой жизни. Реалистический роман отражает действительность в формах самой жизни, и с эпохи реализма понятие "художественная литература" начинает ассоциироваться уже не с поэзией и драматургией, а в первую очередь с прозой. Роман становится господствующим жанром мировой литературы.

Г.К. Косиков пишет: "Основная особенность романической ситуации — это изменение внутреннего и внешнего положения героя в ходе различных столкновений с окружающим его миром". В реалистическом романе, как правило, "положительный" герой противостоит как носитель идеала существующим формам социального общежития, но, в отличие от романтической литературы, в реалистическом романе разлад между героем и миром не переходит в полный разрыв. Герой может отвергать свое непосредственное окружение, но никогда не отвергает мир в целом, он всегда сохраняет надежду реализовать свой субъективный мир в каких-либо иных сферах бытия. Поэтому реалистический роман основан одновременно на противоречии между героем и миром и на глубокой внутренней общности между ними. Поиск героя реалистического романа на первых этапах его существования был ограничен сферой предлагаемых историей социальных обстоятельств. В XIX веке резко увеличилась социальная подвижность отдельного человека; пример фантастической карьеры Наполеона стал образцом изменения социального статуса для новых поколений. Это новое явление действительности отразилось в создании такой жанровой разновидности реалистического романа, как "роман карьеры". Рассмотрим его на примере произведений создателей реалистического романа Стендаля и Бальзака.