Пальчиковый театр в доу. Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка театрализованной деятельности

«Малышок»

(по развитию социально-коммуникативных

качеств детей дошкольного возраста

через театральную деятельность)


I -младшая группа

Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Цель

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческой активности детей младшего возраста.
  • Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи

1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Рабочая программа предназначена для детей 2-3лет (первая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.

Срок реализации программы: 2015-2016 г.г.

Формы и режим кружковой работы:

Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:

  • игровое творчество
  • песенное творчество
  • сочинение сказок, модификация сказок,
  • сопровождение движений кукол словами, песенкой,
  • импровизация,
  • подведение итогов,
  • обработка информации, диагностика.

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.

Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 8-10минут, 14 раз в год.

Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

  • С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
  • Воспитывать интерес к драматизации, театральной деятельности.
  • Заботиться об оснащении игр.
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций.
  • Педагогическое руководство. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности проявляли сами дети.
  • Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
  1. Настольный театр
  2. Театр «Варежка»
  3. Пальчиковый театр
  4. Декорации.
  5. Театр на железных крышках
  6. Театр на фланелеграфе

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Цель

Работа с детьми

Работа с родителя-ми

Литература

Сентябрь

«Игрушки»

Познакомить детей с приемами кукловождения настольной игрушки.

Создать радостное настроение от общения с ней, вызвать желание подержать игрушку в руках, внимательно рассмотреть.

Воспитатель показывает детям мягкую собачку. Далее следует песенная импровизация с одновременным выполнением действий согласно тексту.

Гладишь – ласкается. Педагог гладит собачку

Дразнишь – кусается. Грозит пальцем.

На цепи сидит Указывает на цепь

Дом сторожит

«В дом чужого не пущу. Покачивает собачку- ее мордочка обращена к детям.

Без хозяина грущу».

Дети повторяют эти действия 3-4 раза
Кукольный спектакль «Игрушки»

Имитационные этюды:

Медведь

Кот

козлик

4. Музыкально – ритмичные упражнения «Мы идем» с игрушками.

Материал: Игрушка мягкая Собачка. Игрушки Медведь, Козлик, Котик.

Знакомство
родителей
с рабочей программ-мой.

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких». стр 36-37

Октябрь

«Курочка ряба»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

развивать двигательную активность детей.

Этюды на выражение основных эмоций. «Мышка, мышка, что не спишь».

Игра «Зайчики и мишки».

Восп – ль надевает на девочек шапочки-маски зайчиков, на мальчиков – шапочки мишек. Предлагает послушать музыку, подходящую для зайчиков или мишек. Изображает прыжки зайчика и тяжелую походку мишки.

Кукольный спектакль (деревянный) «Курочка ряба».

Рисование:Курочки рябы (отпечаток ладошки)

Привлечь

родителей к изготов- лению масок.

Ноябрь

«Теремок»

Вызвать желание детей подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действиями педагога с игрушкой.

Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, отвечать на вопросы педагога

Имитационные упражнения под музыку (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь)

Кукольный спектакль (фланелеграф) «Теремок»

Игра «Серый котик»

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» детьми с помощью воспитателя.

Материал:

Перчаточный театр «Теремок», шапочки – маски кота, мышат (по количеству детей)

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр. 201-203.

Декабрь

«Заюшкина избушка»

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций. «Гости»

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

(Заяц, Медведь, Лиса, Петух, Собака)

Театр игрушки «Заюшкина избушка».

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.

Рисование Лисы (краски).

Участие родителей в ледяной постройке «Избушка»

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Январь

«Заяц-Хваста»

Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности.

Совершен-ствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.

Чтение стихотворений про зайца.

Народная игра «Прыг да скок».

Музыкально – ритмические упражнение «Заинька».

Спектакль театра картинок.

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр. 179-183

Февраль

«Колобок»

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки».

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера «Тень- тень».

Пальчиковый театр «колобок».

Рассказывание русской народной сказки «Колобок» детьми с помощью воспитателя.

Аппликация: «Колобок».

Родитель- ское собра-ние "Театраль-ная деятель-ность как средство формирования речи и эмоционального развития ребенка".

«Пальчиковые игры для детей» Ермакова О. Е стр: 152-153, 184-185.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67-68

Март

«Под грибом»

Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию. развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей

Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним.

Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

Театр на прищепках «Под грибом»

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Аппликация «Грибок» из бросового материала.

Инди-видуальные

беседы о социально-психоло-гических особен-ностях детей.

Апрель

«Волк и семеро козлят».

Развивать мелкую моторику рук, в сочетании с речью;

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях;

Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение

Этюд на выразительность эмоции «Мышка, мышка, что не спишь? »

Пальчиковые игры

Импровизация на детских муз. инструментах.

Свободная пляска козы и козлят».

Настольный деревянный театр: «Волк и семеро козлят».

Изготов-ление атрибутов к сказке «Волк и семеро козлят».

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей» стр. 188

Май

«Экскурсия в весенний лес»

Прививать любовь к театральному искусству.

Вызвать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.

Исполнение песни «Веселые путешественники».

Танцевальная импровизация «Вальс цветов», «Бабочки».

Игра «Зайцы и волк».

Игра «Скворцы и кошка».

Драматизация «Под грибом».

Исполнение песни « Веселые путешественники».

Привлече- ние роди- телей к сов- вместной экскурсии.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 81-84

Педагогическая диагностика

Список детей

Умение следить за развитием действия в играх драматизациях

Имитация характерных действий персонажей

Приёмы вождения настольных кукол

Желание действовать с элементами костюмов

Импровизация на несложные сюжеты песен

Формы подведения итогов

Диагностика,

Участие в утренниках,

Показ сказок в других группах детского сада.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  3. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  4. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  5. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  6. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

Яковлева Рауза Хайрулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ДС № 3"
Населённый пункт: Анжеро - Судженский городской округ
Наименование материала: Реферат
Тема: "Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад № 3 «Солнышко»
Пальчиковый театр

как средство развития мелкой моторики

детей дошкольного возраста

Воспитатель:

Яковлева Рауза Хайрулловна
, 2016

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 1.Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………………… 5 2. Роль пальчикового театра в развитии дошкольника………………………12 3. Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра…………………………16 Заключение …………………………………………………………………… 20 Список литературы……………………………………………………………21 Приложение……………………………………………………………………22

Введение
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова- Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Однако, но как показывает практика в детском саду работа по развитию мелкой моторики через использование пальчиковых театров не является приоритетной и ей не уделяется должного внимания. Поэтому, работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие педагоги, дети, родители и специалисты ДОУ. Следовательно, проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. Цель нашей работы: изучить влияние использования пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Объектом является мелкая моторика кисти руки детей дошкольного возраста. Предметом является развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра. Исходя из поставленной цели нашей работы, выделены следующие задачи: 1. Обосновать теоретическую и практическую значимость проблемы развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста. 2. Обобщить и внедрить систему упражнений и игр с использованием пальчикового театра, направленных на развитие мелкой моторики кисти руки детей дошкольного возраста. Практическая значимость: подобранные игры с использованием пальчикового театра могут быть использованы педагогами дошкольных организаций с целью развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного

возраста
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Моторика
(англ. motus - движение) - двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать - это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая

моторика
- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому можно
говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы, но и м е л к у ю м о т о р и к у. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи м о ж н о с у щ е с т в е н н о у с к о р и т ь с я. Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие). Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении р е ч и д е т е й. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия р е б е н к а с о к р у ж а ю щ и м е г о п р е д м е т н ы м м и р о м.
Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс (0-1 месяца) - это рефлекторное движение, которое активизируется с помощью осязания. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не о т п у с к а е т е г о. Хватательный рефлекс начинает угасать в 3-4 месяца и появляется локтево-ладонная хватка. Новорожденный хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит движение и другой руки. Иногда, когда малыш хватает что- н и б у д ь, о н д е р ж и т э т о т п р е д м е т б о к о м (в к о с ь) . В 5-6 месяцев видна радиально-ладонная хватка: держит предмет всей ладонью руки и сгибает пальцы вокруг него. Может держать достаточно большие предметы обеими руками и отпускать их; перекладывать игрушку из о д н о й р у к и в д р у г у ю. Хватка с помощью пальцев происходит в 8-9 месяцев: держит предметы четырьмя или пятью пальцами. Ребенок с удовольствием играет в игры типа «Дай-возьми», может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о д р у г а, б е р е т п р е д м е т ы п а л ь ц а м и. В 1 1 - 1 2 м е с я ц е в наблюдается щ и п а ю щ а я х в а т к а: д е р ж и т предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить мелкие всевозможные предметы, лежащие на полу; х в а т а е т п р е д м е т с в е р ху, т ы л ь н о й с т о р о н о й к и с т и в в е р х. В 1, 5 года ребенок самостоятельно строит «башню» из трех кубиков; держит ложку, ухватив ее поперек ручки; в состоянии самостоятельно есть, н о м н о г о п р о л и в а е т. К о г д а р е б е н к у и с п о л н я е т с я 2 г о д а, о н д е р ж и т ручку или ложку перекрестной хваткой (хватка крест-накрест), строит «башню» из шести кубиков, бросает мяч в определенном направлении. В 3 года ребенок наливает воду в кружку, строит «башню» из восьми кубиков, держит карандаш высоко «перекре стной» х в а т ко й. Между 3 и 4 годами наблюдается хватка щетки. Она также называется
верхней хваткой пальцами, так как теперь ребенок пользуется только п а л ь ц а м и д л я т о г о, ч т о б ы у д е р ж а т ь п р е д м е т. В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Он ловит большой и маленький мяч, образуя руками «чашечку»; способен резать по линии, наливать воду в кружку одной рукой; часто знает, какая рука доминирует. Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу. Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами». Ребенок самостоятельно может резать хлеб и намазывать масло; бьет в стенку большим мячом, подбрасывает в воздух и ловит его; вырезает фигуры. В в о з р а с т е 7 л е т ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют
практические навыки и владеют основными техническими приёмами. Бумагу и ткань можно мять, резать ножницами с определенной целью – получить конкретную форму, используя разные приемы резания (по диагонали, полосками, по прямой, под утлом, по кругу, зигзагом, секторами и сегментами). Работы можно использовать в игре. Такие игры будут более и н т е р е с н ы, е с л и к н и м п о д к л ю ч и т с я в з р о с л ы й. Анализ исследований силы кисти правой руки детей за последние десятилетия (с 1974 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. У мальчиков и девочек оно одинаково и составляет 15-16%. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей. Так, по данным М.М. Безруких, СП. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20-30%, и эти трудности не з а к а н ч и в а ю т с я в н а ч а л ь н о й ш к о л е. Выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступит к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву. Он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головногомозга. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Тренировке тонких движений пальцев рук в детском саду можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях.
Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по п и с ь м у. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование п а л о ч к а м и д л я е д ы, л о ж к а м и, н о ж н и ц а м и. Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием н а р а з в и т и е р еч и я вл я е т с я м о щ н ы м с р ед с т в ом п о в ы ш е н и я работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой
моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника

Роль пальчикового театра в развитии дошкольника
Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова). Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова). Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова). Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй. Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок - это сделанные из картона, ткани разной плотности или вязаные куклы-актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии. Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
В чём польза кукольного пальчикового театра?
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
 пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);  стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;  заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;  театральные постановки развивают фантазию и воображение,  обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;  в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);  возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности  выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным. А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои
идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения. А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с
общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях. Пальчиковые театры- это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы, сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

3. Система работы по развитию у детей дошкольного возраста

мелкой

моторики средствами пальчикового театра
Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный - пальчиковый: «Пальчики - актеры, а мы с вами - режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей. Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению - игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Малыши с 4-х лет для своих представлений с удовольствием используют кукол на пальчик. В этом возрасте моторика ребенка уже позволяет ему справляться с непростой задачей. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки или песенки, стихотворения или потешки. Начинать знакомить детей можно с
группы раннего возраста
Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые, ведут себя как люди, развивая воображение ребенка.
Малыши в этом возрасте больше «созерцают» театрализованные действия, они учатся внимательно следить за фигурками, сосредотачиваться. Постепенно, приобретя определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре, используя, пальчики. Важно поддержать и укрепить это стремление, здесь нам может помочь обращение к фольклору. Разыгрывание потешек, русских народных песенок, являются эффективным средством для развития речи. В своей работе я использую самостоятельно изготовленный пальчиковый театр (выкройки взяты из книги «Весёлые поделки» К. Арнольд). Таким пальчиковым театром детки могут играть самостоятельно, придумывая разные истории про своих героев, а также можно проводить коллективные занятия с использованием стихов и песен. Наша работа с
пальчиковым театром
включает в себя следующие этапы:
1

этап.
Знакомство
детей
с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней
речи ребенка.

2 этап.
Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.

этап.
Подбор совместно с детьми
театральных
кукол к данному произведению.
4

этап.
Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять - опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону - куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих
детей
можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, ч е т к о е п р о и з н е с е н и е г л а с н ы х з в у к о в, н а п р и м е р, М а ш а потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
5 этап.
Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации - все это также способствует
развитию речи детей
. Разработано перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста, проект для второй младшей группы на тему: «Знакомство детей с пальчиковым театром "Колобок". Работа с родителями проводится по данной теме: - выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей; - консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковый театр»; -мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»; - беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук» - семинар – практикум «Роль пальчикового театра на развитие речи детей дошкольного возраста». В группе функционирует наряду с
театральным уголком и театральная

мастерская,
где имеются шаблоны и изобразительный материал, необходимый для изготовления простейших
пальчиковых

кукол
. Все атрибуты ребята могут использовать в своей самостоятельной творческой
деятельности. В ходе работы над спектаклями, словарь
детей обогащается и

театральными терминами:
«сцена», «актеры», «зрители». Таким образом, интеграция детской игры и
театрального
искусства позволяет расширять кругозор
детей дошкольного возраста,

развивать
их ручную умелость и речевую активность.

Заключение
Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста, т. к. направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; смену движений которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются точно, с ускорением при повторении. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в работе по развитию мелкой моторики рук через пальчиковой театр в разных возраста.
Список литературы

1. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников [Текст]: В.Багурина.- М.:Лада, 2011.-125с. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. [Текст]: учебное пособие/ С.Е. Большакова –Изд-во Сфера, 2015.-64с. 3. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идея для развития мелкой моторики. Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.-220 с. 4. Лыкова И.А. Театр на пальчиках.- Изд-во: Цветной мир, 2013.-154с. 5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова - СПб.: ООО «», 2013. – 144 с. 6. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. Изд-во: Эксмо/Т.А. Ткаченко.- 2014.-80 с. 7. Шевченко И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников [Текст]/И.Н. Шевченко//Логопед.-2011.-№1.-с.30-33. 8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е.А. Янушко. – М.: Мозаика - синтез, 2011. – 56 с.

Приложение №1

Перспективное планирование «Веселые пальчики»

с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема занятия

«Здравствуйте, куклы!»
Театр кукол. Магический мир театра. Моя волшебная ручка. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. Просмотр кукольного спектакля. Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Показ слайдов. Беседа на тему: «Особенности театра кукол». Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление). Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы настольного театра). Беседа о ширме, работа за ней. Ноябрь Декабрь 6. 7 8. 9.
II.

Постановка

пальчикового

кукольного театра «Репка».
Мальчик-пальчик, где ты был? Давайте познакомимся. Без труда не выловить и рыбку из пруда. Просмотр кукольного спектакля. Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами. Прослушивание сказки. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол. Первичная работа с куклами-персонажами. Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Показ сказки «Репка»
Январь Февраль 10. 11. 12. 13. 14 15. 16. 17.
III. Терем, терем, теремок.

П о с т а н о в к а

п е р ч а т о ч н о г о

кукольного театра «Теремок».
Моя волшебная рукавичка. Давайте познакомимся. Волшебный фонарь. Здравствуйте, сказочные герои. Говорят герои. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Репетиция по эпизодам. Просмотр кукольного спектакля. Ознакомление детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними. Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д. Просмотр мультфильма. И з готовление перч аточ ны х г е р о е в. Р а с п р ед е л е н и е р ол е й, о б с у ж д е н и е характеров героев сказки «Теремок». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп). Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Показ спектакля «Теремок». Март Апрель 18. 19. 20. 21.
IV. П о с т а н ов ка

н а с т о л ь н о г о

кукольного театра «Колобок».
Театр на столе. Давайте познакомимся. Волшебный фонарь. Роль моего героя. Знакомство с настольным кукольным театром. Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана. Просмотр мультфильма. Распределение ролей. И з гото вл е н и е пальчиковых кукол к сказке из бумаги.
22. 23. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Просмотр кукольного спектакля. Первичная отработка навыка работы с ними. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы. Показ настольного кукольного тет ра «Колобок».
Приложение № 2

Проект для второй младшей группы на тему:

Знакомство детей с пальчиковым театром "Колобок"

Аннотация проекта:
данный проект рассчитан на детей 3-4 лет. Проводится с целью изучения пальчиковой игры
Предусматривает:
1)изучение сказки "Колобок"; 2)знакомство с героями сказки, их действиями, с сюжетной игрой
Актуальность:
1.Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Пальчиковый театр развивает: - мелкую моторику рук детей дошкольного возраста (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
Цель:
1)через игру с пальчиковым театром познакомить детей со сказкой "Колобок"; 2)донести более понятно до детей сюжет сказки.
Задачи:
1)дать представление о пальчиковом театре "Колобок", расширить кругозор детей; 2)развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес, развивать мелкую моторику руки; 3)вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку; 4)учить детей игре пальчикового театра; 5)воспитывать интерес к сказкам.
Предполагаемые результаты

В результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями: 1.Развить точность и выразительность, координацию движений; 2.Стимулировать развитие внимания и памяти; 3.Повышать усидчивость и концентрацию внимания; 4.Осмысленное и активное участие детей в игре (пальчиковый театр), умение играть.
Этапы работы над проектом

Подготовительный
Провести беседы с детьми, прочитать сказку "Колобок".
Основной
а) чтение сценария сказки "Колобок" и его подготовка; б) выбор персонажей, распределение ролей.
Заключительный
а) показ сказки "Колобок", с применение пальчикового театра, детьми; б) подведение итогов.
Длительность проекта
: краткосрочный.
Формы работы:
а) беседа; б) чтение сказки; в) применение пальчиковых кукол в инсценировки сказки "Колобок" г) подведение итогов по сказки "Колобок"
Методы и приёмы:
а) беседа б) игра в) показ г) объяснение
Беседа с детьми
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Обычно такие наборы фигурок объединяют
персонажей из той или иной сказки, иногда объединение идет по тематическому принципу – набор фигурок животных, людей, разных предметов. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. При помощи фигурок пальчикового театра открывается удивительный мир сказки, которую можно по своему желанию создавать и переделывать. У ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки.
Вывод:
Самое интересное в работе над проектом инсценировать сказку, показывать спектакль. Самое трудное в работе над проектом – постановочная работа с детьми. Дети научились игре с применением пальчиковых кукол, активно участвовали в театрализованной сценки. Насыщенность сказки творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатление и переживания, а главное обеспечивает желание детей участвовать в театрализованных сценках, проявлять творчество, фантазию.

Пояснительная записка

В связи с увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей.

Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д.). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности.

Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применят средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен.

Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

  • Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
  • Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
  • Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
  • В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
  • Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Основное содержание

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

1. Подготовительный этап.


б. Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2. Основной этап.


б.Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

1. Подготовительный этап.


б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
в. Введение куклы нового персонажа

2. Основной этап.


б. Придумывание детьми нового сюжета
в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

3. Заключительный этап.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Работу по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра предлагается проводить с соблюдением следующих требований:

I. Требования к организации занятий:

  1. Занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа над пересказом, второй день – работа над рассказом;
  2. На занятиях присутствует несколько детей (от 2 д о 5)
  3. Занятия проводятся с соблюдением временного регламента: 15 – 20 минут.

II. Требования к структуре занятий:

  1. Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
  2. На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
  3. В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

III. Требования к речевому материалу:

  1. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий (приложение № 1);
  2. Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ:
  3. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь;
  4. На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

IV. Требования к применению пальчикового театра:

  1. Во время апробации серии занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром;
  2. Куклы пальчикового театра являлись наглядностью при формировании связной монологической речи;
  3. Внешний вид куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем детьми;
  4. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки. (Исключение – новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу);
  5. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
  • Кукла полностью надевается на палец;
  • Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
  • Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;
  • Положение куклы – вертикальное.

6. Закреплялись основные виды действий с куклой:

  • Надевание на палец;
  • Имитация шагов куклы с передвижением руки;
  • Повороты;
  • Покачивания;
  • Поклоны.

7. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

Примеры занятий

Приведем пример занятия в соответствии с данной последовательностью.

Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

Первым этапом в работе является построение пересказа, так как пересказ – более легкий вид монологической речи, осуществляющийся с опорой на уже готовый речевой образец, который необходимо воспроизвести.

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.

В качестве речевого материала выступают адаптированные сказки с исключенными диалогами:

Адаптированная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась. Захотелось ей жить в теремке. Спросила она, кто в теремке живет. Никто не отзывается. Вот вошла она в теремок и стала в нем жить. Прискакала лягушка-квакушка. Увидела теремок и спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка — норушка жила. И стали они жить вместе …. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и тоже захотел там жить. Спросил, кто в тереме живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. И Медведь захотел с ними жить. А влезть не может и решил на крыше жить. Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Погоревали да договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

б. Уточнение понимания прочитанного: беседа.

Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Детям дается образец связного описательного рассказа, предъявляются куклы – что служит вспомогательным средством для составления описательного рассказа:

Вспомним, какие герои были в сказке. Рассмотрим их по очереди. Послушайте как я расскажу про лягушку — квакушку: это лягушка – квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами, а еще она умеет квакать. А теперь вы расскажите про любого героя.

Обсуждение сюжета.

Для закрепления знаний и составления повествовательного рассказа детям даются вопросы по содержанию сказки:

Где жили наши герои? Кто первый заметил теремок? Второй? … Кто пришел последний и разрушил теремок? Куда он забрался? Почему? Что случилось потом?

в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

На данном этапе в занятие включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

Вспомним, как правильно надевать куклу? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

Обыгрывание сказки совместно с детьми. Педагог рассказывает сказку, дети помогают.

2. Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра

Составление самостоятельного рассказа описания без образца, но с опорой на куклы:

Придумай рассказ про понравившегося тебе героя. Опиши его, а мы должны догадаться о ком ты говоришь.

б. Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

Дети обыгрывают сказку без посторонней помощи. Так как на занятии присутствует группа детей, пересказ строится по цепочке:

Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку. Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

Дети пересказываю сказку без посторонней помощи и наглядности в виде кукол. Является завершающим моментом в работе над пересказом.

Второй этап работы над связной монологической речью – формирование у детей умения составлять рассказ. Детям необходимо изменить сюжет в соответствии с изменившимися условиями.

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии

В начале работы детям предлагается вспомнить, что было пройдено на прошлом занятии, в качестве вспомогательного средства выступают куклы:

Вспомним, какую сказку мы проходили на прошлом занятии? Вот наши герои. Сегодня мы сочиним для них новую сказку.

б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

Пальчиковая гимнастика «Теремок», закрепление правил пользования куклой.

в. Введение куклы нового персонажа

Изменение сюжета осуществляется за счет введения в сказку нового персонажа:

Посмотрите, кого из героев не было в нашей сказке?

2. Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра

Дети должны составить описательный рассказ без опоры на образец рассказа, но с опорой на куклы:

Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках встречается? Из какой сказки пришел к нам и как вы думаете, зачем?

б. Придумывание детьми нового сюжета

Детям необходимо придумать, как изменится сюжет, если в нем будет фигурировать новый персонаж. При необходимости задаются наводящие вопросы. В составлении сюжета опорой служат куклы старых персонажей и нового.

в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

Обыгрывание нового сюжета детьми.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа – составление самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

Выводы

На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Пальчиковый театр, представляющий собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии.

Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета.

В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строился коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками.

На начальных этапах работы могут возникнуть определенные трудности, связанные с использованием пальчикового театра.

Например: дети совершают нецелесообразно широкие движения куклой, куклы спадает с пальцев детей и пр. При соблюдении требований данные трудности ликвидируются за счет повторения правил пользования куклой на каждом занятии и закрепления их в практической деятельности.

  • Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  • Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  • Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  • Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с.
  • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  • Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей: . методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.- 176с. +цв. вкл.
  • Режиссерская игра в детском дошкольном учреждении. [Электронный ресурс].
  • Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. }