Славяне кто входит в состав. Славянские страны

    Сущ., кол во синонимов: 1 славянщина (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Славянская Таксон: ветвь Ареал: Славянские страны Число носителей: 400 500 млн Классификация … Википедия

    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только нельзя считать родственным этимологически слову человек, но даже нельзя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    славянские народы Этнопсихологический словарь

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Немецкий язык принадлежит к западногерманской подгруппе германских языков и является официальным государственным языком таких государств, как Федеративная Республика Германия (около 76 77 млн говорящих), Австрия (7,5 млн человек),… … Википедия

    Южнославянские страны в XIII-XV вв. Албания - Болгария после освобождения от Византийского владычества В период существования Второго Болгарского царства (1187 1396), начавшийся после свержения византийского ига, Болгария вступила, далеко ещё не преодолев феодальной раздробленности. Это… … Всемирная история. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Славяне (значения). Славяне … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Болгария (значения). Республика Болгария Република България … Википедия

    Западнославянские страны … Википедия

Книги

  • Серия "Тысячелетие русской истории" (комплект из 18 книг) , . Много ли мы знаем об истории собственной страны? Страны, в которой мы живем? Книги серии "Тысячелетий русской истории" преподносят историю нашей страны как череду загадок и тайн, каждый том…
  • Учебно-методический комплекс по истории Средних веков. В 5 книгах. Книга 4. Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия , Под редакцией В. А. Ведюшкина. Цель программы - дать преподавателям возможность построить работу таким образом, чтобы студенты получили наиболее полное представление об изучаемом предмете. Цель хрестоматии - предоставить…

Славянские народы

представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально-психологические особенности представителей славянских народов, проживавших издревле на территории России.

, (см.) и белорусы (см.) -народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть-их населения.

Русская, украинская и белорусская нации - одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 процента составляет городское население, 26 процентов - сельское. На Украине - 67 и 33 процента, в Беларуси - 65 и 35 процентов соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически грамотны, эрудированны. С другой стороны, определенная часть из них, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и многих других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким как пьянство, наркомания, разврат, воровство, и т. д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегодняшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизиологическим социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нравственные ориентиры.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

Высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;

Достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;

Уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

Общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

Достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

Отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;

В экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей.

К сожалению, теперь когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, т. к. у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает незыблемую истину: существуют понятия "мы" и "они", которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "славянские народы" в других словарях:

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Народы мира - Ниже приводится список народов, упорядоченных на основе языковой генетической классификации. Содержание 1 Список семей народов 2 Палеоевропейские на … Википедия

    Славянские языки - СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ. С. яз. принадлежат к индо европейской системе языков (см. Индо европейские языки). Они делятся на три группы: западную, южную и восточную. К западной группе принадлежат языки чешский, словацкий, польский с кашубским, лужицкие и… … Литературная энциклопедия

    Романские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские … Википедия

    Европейские народы - Европейские государства … Википедия

    Финно-угорские народы - народы, говорящие на финно угорских (угро финских) яз. Финно угорские яз. составляют одну из двух ветвей (наряду с самодийской) ур. яз. семьи. По лингвистическому принципу Ф. У.Н. делятся на группы: прибалтийско финскую (финны, карелы, эстонцы … Уральская историческая энциклопедия

    Иранские народы - Иранцы … Википедия

    Балканские народы под властью Турции - Положение балканских народов во второй половине XVII и в XVIII в. Упадок Османской империи, разложение военно ленной системы, ослабление власти султанского правительства все это тяжело отражалось на жизни находившихся под турецкой властью… … Всемирная история. Энциклопедия

    Италийские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканские … Википедия

    Индоевропейские народы - Схема миграций индоевропейцев в 4000 1000 гг. до н. э. в соответствии с «курганной гипотезой». Розовая область соответствует предполагаемой прародине индоевропейцев (самарская и среднестоговская культуры). Оранжевая область соответствует… … Википедия

Книги

  • Ноомахия. Войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос. Балканская Навь и сарматский стиль , Дугин Александр Гельевич. Славянские народы начиная с V-VI вв. по Р. Х. играли решающую роль в пространстве Восточной Европы. В настоящем томе "Ноомахии" рассматривается славянский горизонт Восточной Европы, который…

Славянские народы относятся к одной из самых многочисленных этноязыковых групп на территории Евразии и Европы. Несмотря на это, их история изобилует белыми пятнами. Более того, некоторые ученые считают, что история славян не единожды переписывалась, а значит, выявить из обилия информации достоверные факты невероятно сложно. Однако год от года историкам удается собрать воедино все больше данных о жизни наших предков и их культурных традициях. А они, как уверяют специалисты, весьма разнообразны. Ведь славяне никогда не были единой народностью с идентичными верованиями, культурой и языком. Они были расселены по довольно обширным территориям, поэтому с течением времени приобретали все больше различий между собой.

В нашей статье рассмотрены историческое развитие западных славян, их самобытность и религиозные верования, существенно отличающиеся от народов, которые принято называть восточными и южными славянами.

Краткая характеристика этноязыковой группы

Западные славяне, как, наверное, уже понял наш читатель, представляют собой некую общность племен, объединенных единым названием, культурными ценностями и традициями. Историки утверждают, что данная группа выделилась в результате расселения племен по различным территориям. Это и стало катализатором, запустившим процесс обособления одних славян от других.

Для многих остается непонятным, кто относится к западным славянам. Ведь в общую этноязыковую группу входит довольно много племен. Самыми яркими представителями названного блока являются хорваты, чехи, поляки, поляне и тому подобные народности.

Славянские народы, как утверждают историки, даже на начальном этапе исторического развития никогда не были едины. Они имели определенные различия, обусловленные проживанием в той или иной местности. Изначально их сложно было назвать заметными и сколько-нибудь существенными, однако, спустя время, культурная пропасть между славянскими народами стала только увеличиваться. На это повлияли в основном два фактора:

  • массовое переселение на новые территории;
  • скрещивание с представителями иных этнических групп.

Первая волна переселения сменилась новой, и постепенно на освоенных землях создавались общины, существенно отличавшиеся от своих прототипов. Культурные и торговые связи между славянскими племенами стали рваться, на что в значительной мере повлияло расстояние. Можно сказать, что именно данный момент считается той точкой отсчета, в которой берет начало обособленная история западных славян.

Если чуть более подробно рассматривать тему расселения племен, то нужно отметить, что оно происходило по трем направлениям: юг, восток и запад. Славяне, которые позже стали называться западными, направились на земли Среднего Подунавья, а также заселили территории между Одером и Эльбой.

Территория западных славян

Историки пишут о том, что процесс отделения данной славянской ветви начался еще до нашей эры и продолжался на протяжении нескольких столетий. Именно в этот период формировались те самые черты, которые в будущем стали основой новой этнической группы. Первое, что объединяло переселившиеся племена, - это территориальные границы.

Расселение западных славян представляло собой длительный процесс, в результате которого были заняты обширные территории:

  • река Одра;
  • река Лабе;
  • река Заала;
  • средний Дунай.

По последним данным можно судить о том, что славяне дошли вплоть до современной Баварии и даже вступали в военные конфликты с древними германскими племенами. Интересно, что на сегодняшний день к славянским относят более ста племен, из них западными являются приблизительно пятьдесят этнических групп, принесших на новые земли свои традиции.

Историки, изучая язык и культуру народов, ведущих свою историю от западнославянской группы, отметили, что последние имеют много общего со своими предками. Это прослеживается в этимологии названий и в первую очередь в религиозных верованиях, игравших очень важную роль вплоть до принятия христианства.

Кстати, многие ученые считают тот факт, что славяне, освоившие западные территории, приняли христианскую религию по типу католицизма, еще одним нюансом, разделившим некогда братские народы. Однако даже во времена древних западных славян религиозный раскол между ними уже наблюдался и в дальнейшем только изменил свою форму и масштабы.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны - это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Славянские божества

В религии древних славян высшая группа богов включала в себя представителей небесной сферы таких как Перун, Сварог, Даждьбог и других. У большинства племен Перун являлся верховным божеством, так как он отвечал за гром и молнии. Чуть позже он стал считаться покровителем княжеской дружины и находился в данном статусе вплоть до принятия христианства. Однако западные славяне почитали его как рядовое божество высшего уровня. Среди них он был известен как Перкунас.

Интересно, что описываемая группа выше остальных духов и богов чтила Сварога. Когда-то для всех племен он являлся высшей силой, так как владел огнем и металлом. Наши предки верили, что он не только дал народу огонь и научил плавить металл, но и спустил свыше некий свод правил и предписаний, касающихся всех сторон жизни. К примеру, именно Сварог повелел мужчине иметь только одну женщину и брать ее в жены до конца своих дней.

Западные славяне называли его Свентовит, и со временем он превратился в бога войны. Для его прославления строили святилища, где абсолютно все, включая стены и крышу, было красного цвето. Само божество изображалось с четырьмя головами, повернутыми во все стороны света. Обычно в его руках был охотничий рог, который жрецы наполняли вином один раз в год. По истечению этого срока они смотрели, сколько вина осталось на дне сосуда и делали предположение о будущем урожае.

Боги средней группы были приближены к земле, людским потребностям и страхам. Среди них очень почитаема была Лада - богиня плодородия. К низшей группе относились различные духи и сущности: русалки, лешие, домовые.

Резюмируя, можно сказать, что религия древних славян практически не видоизменилась в результате расселения племен по разным территориям. До принятия христианства в ней прослеживались общие узнаваемые черты.

Несколько слов о племенах

В статье уже вскользь упоминалось о том, какие народности можно отнести к западным славянам. Однако эта информация не раскрывает всего разнообразия этих групп, имеющих общие корни. Хочется отметить, что на первом этапе своего расселения на новые территории славяне активно создавали военно-племенные союзы. Подобные сообщества имели явные преимущества, так как позволяли быстрее осваивать земли, налаживать торговлю, выстраивать укрепленные поселения и даже постепенно переходить от обороны к захвату новых территорий.

Историки делят всех западных славян на несколько групп. Самой многочисленной из них были полабские славяне. Под этим названием объединено несколько племен и военно-племенных союзов. Самыми крупными союзами считались бодричи, лужичане и лютичи. Последние, кстати, поклонялись волкам и внушали настоящий ужас своим соседям. Их военно-племенной союз объединял между собой пятнадцать племен.

Также ученые выделяют польские (куявы, любушане, гопляне), силезские (ополяне, слупяне, дедошане) и чешские племена (ходы, дудлебы, ганаки). Кроме перечисленных существовали и поморяне (словинцы, кашубы и так далее).

Если упоминать о расселении, то западнее всех находились ободриты. Они обустраивали свои поселения, начиная от Кильской бухты и далее вдоль рек. Их южными и восточными соседями были лютичи. Так как они являлись многочисленным племенем, то активно заселяли побережье Балтики. Практически совсем рядом с ними находился остров Рюген. Он полностью принадлежал руянам. А огромные территория от Одры до Вислы занимали поморяне. Также их поселения часто встречались и у реки Нотечь. Соседями западных славян этой группы были польские племена, расселившиеся небольшими сообществами на плодородных землях, пригодных для земледелия.

Интересно, что несмотря на общие корни и большое количество идентичных культурных традиций, славянские племена являлись разрозненными. Между ними не были налажены связи, а объединение происходило только под влиянием общей угрозы. Ученые считают, что именно нежелание племен вести политику объединения и развиваться в данном направлении тормозило переход к государственности, несмотря на обилие предпосылок к появлению единой централизованной власти.

Возникновение и ассимиляция западной группы

Истоки зарождения славянской этнической группы ученые ищут приблизительно в I веке до нашей эры. Именно в этот период малочисленные прославянские племена объединились с венедами, обитавшими восточнее германских земель. Ко II веку к данной группе присоединились и иные племена, которые стали составлять единый культурный пласт со схожей языковой базой.

С III по VI век славяне начали свое расселение по различным территориям, занимая Прибалтийское побережье, бассейн Эльбы, Вислы, Одера и Дуная. Византийские летописцы отмечали, что постоянно встречали многочисленные племена славов, как тогда называли славян. Они уверенно продвигались по дунайским территориям и в процессе налаживали контакты с коренным здешним населением - германцами.

Главным их занятием вплоть до VIII века являлось земледелие. Скотоводство было после него на втором месте, так как скот использовался для пахоты. К VI в. западные славяне сумели освоить два вида земледелия:

  • подсечно-огневое;
  • пашенное.

Последнее являлось более передовым и требовало использования железных орудий труда. Их каждое племя производило самостоятельно и делало это очень искусно.

Интересно, что, переселившись на новые земли, славяне стали тесно контактировать не со своими собратьями, а с соседями, постепенно перенимая и их культурные традиции. Западные славяне в зависимости от места своего обитания попадали под влияние германцев, греков, фракийцев и других народов. В итоге они в буквальном смысле ассимилировались, приобретая все больше черт от более развитых культур.

Первые славянские государства

К VII веку западные славяне стали образовывать первые государства. Они возникали в бассейне Дуная и Лабы. Причиной их формирования служили классовое расслоение и постоянные войны с германскими племенами. Первое славянское государство было образовано чешскими и словенскими племенами, а также полабами. Все они объединились под властью одного единственного князя, правившего до середины VII века.

Столица западных славян во время правления князя Само располагалась недалеко от сегодняшней Братиславы и являлась довольно укрепленным поселением. Молодое государство очень быстро наладило торговые связи с соседними племенами, что вызвало недовольство германцев. Война с ними оказалась удачной для Само, однако его государство не просуществовало долго. Смерть князя привела к его распаду. На месте некогда единого центра возникло несколько мелких объединений, создававшихся на принципах государственности.

С VII по IX век на моравской равнине существовало уже более тридцати подобных центров. Они представляли собой укрепленные поселения, дававшие крышу над головой и защиту целой общине. Ее главой являлся князь, а внутри населенных пунктов активно развивалось ремесло, кораблестроение, добыча руды, земледелие и скотоводство.

Начало VIII века ознаменовалось образованием Великой Моравской державы, которая стала вторым по счету западнославянским государством в истории. В ее основу легли земли нескольких племен:

  • моравов;
  • чехов;
  • словенцев;
  • сербов;
  • полабских славян;
  • польских славян.

Территория державы была довольно обширна и граничила с Баварией, Болгарией и Хорутанией. С IX века княжество начало укрепляться, чему способствовала мудрая политика ее правителя - Моймира. Последующее столетие государство расширялось за счет захвата соседних земель и по политическому курсу князей, выступавших за укрепление державы и ее связей с православным миром.

С этими целями в княжество были приглашены даже широко известные Кирилл и Мефодий, проводившие богослужения по православному образцу, что очень не устраивало католических священников, мечтавших взять под свою власть столь богатые земли.

Со временем им удалось внести раздор между моравскими князьями и в конце IX в. из единой державы стали постепенно выделяться небольшие удельные княжества. Первыми отделились чешские славяне, создав два независимых княжества, стремившихся наладить отношения с Русью.

Образование польских государств

Польские славянские племена проходили свой путь развития. Начальный этап их объединения относится к IX в. Изначально данный процесс происходил вокруг нескольких центров, но вскоре сформировалось два независимых государства: Малая Польша и Великая Польша. Первое было захвачено моравскими правителями в конце IX века, а второе стало единственным древнепольским государством.

Его становление пришлось на начало XI века, когда окончательно сформировалась система государственного управления. Она базировалась на городах и их правителях. Они одновременно выполняли массу функций, среди которых были, к примеру, военные и судебные.

Интересно, что отношения Великой Польши с соседями всегда складывались сложно. Нередко между ними возникали военные конфликты, решаемые не в пользу польского государства. Стоит отметить, что его позиция была довольно слаба, поэтому приблизительно с середины XI в. оно периодически попадало в вассальную зависимость от более сильных соседей.

Культура западных славян

Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием более развитых государств. Они с одной стороны способствовали быстрому культурному росту племен, однако лишили славян возможности пройти свой путь и сохранить самобытность. С момента принятия христианства влияние Запада только усилилось, теперь оно подкреплялось священниками, насаждавшими свои обряды и даже язык. Западные славяне на долгие годы были вынуждены разговаривать и писать на латыни. Лишь к XIII веку в некоторых государствах стала развиваться собственная письменность.

Культурные традиции разных западнославянских племен заметно отличались, поэтому довольно сложно рассказать обо всех них в одной статье. Достаточно привести несколько характерных черт культурного развития данной группы на примере сравнения двух государств - чешских княжеств и Великой Польши.

В чешском государстве летописи на родном языке велись с XII века, что позволило через два столетия сложиться литературному и театральному искусству. Интересно, что на сцене нередко ставили сатирические произведения. Это являлось большой редкостью для того времени. А вот польская литература начала формироваться только в XIII веке. Причем на протяжении долгого времени преподавание велось только на латинском языке, что существенно тормозило развитие литературного направления.

Чешская архитектура отличается неким симбиозом романского и готического стилей. Наибольшего расцвета это искусство достигло к XIV веку, тогда как польская архитектура достигла своего пика только к XV веку. В Великой Польше преобладал готической стиль, к которому относят большую часть памятников западнославянской архитектуры.

В целом можно сказать, что к XV в. во многих западнославянских государствах наблюдался подъем в живописи, архитектуре, скульптуре и науке. Культурные достижения этого периода сегодня являются настоящим достоянием современных государств.

Вместо заключения

История славян более интересна и насыщена событиями, чем это может показаться с первого взгляда. Однако до сих пор она полностью не изучена и хранит множество секретов.

    Общие сведения. Этногенез. Этнические подразделения.

    Материальное производство и культура

    Общественный быт и духовная культура.

    Этнопсихология восточных славян.

Обзор народов СНГ принято располагать по крупным историкоэтнографическим областям: Восточная Европа, Кавказ, Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток.

Мы начнем наш обзор со восточнославянских народов Восточной Европы. Народам этой области, в силу особых исторических условий, суждено было сыграть и в гражданской и в культурной истории всех народов СНГ.

Восточноевропейская равнина, ограниченная с севера и юга морями, с востока Уральским хребтом и степями южного Приуралья, с запада - условной политической границей с Польшей. Несмотря на огромное ее протяжение (с севера на юг около 2,5 тыс. км.), отдельные части этой области всегда были связаны между собой хозяйственными и культурными, а в дальнейшем и политическими узами. В физикогеографическом отношении Восточная Европа может быть условно разделена на две основные зоны: лесную на севере и степную на юге, с промежуточной переходной лесостепной зоной между ними. В каждой из этих зон исторически складывались характерные хозяйственнокультурные типы: на севере своеобразное сочетание лесного земледелия с охотничьим и рыболовецким хозяйством, на юге-сочетание степного земледелия со скотоводством.

Только что упомянутые основные хозяйственнокультурные типы наметились в Восточной Европе еще с эпохи каменного века: археологи различают здесь два основных типа неолитических культур: земледельческоскотоводческии степной неолит и охотничьерыболовецкий лесной неолит. Очень вероятно, что и основные узлы этногенетических процессов в Восточной Европе завязывались в ту отдаленную эпоху-в III-II тысячелетиях до н. э. В распоряжении науки имеются письменные свидетельства о населении Восточноевропейской равнины, начиная примерно с середины I тыс. до н.э: это известия Геродота и других греческих, а позже и римских писателей о племенах скифов, сарматов и прочих, сменявших друг друга на интересующей нас территории. Хотя конкретные исторические связи между теми или иными древними народами и современными этническими группами не так легко установить, однако почти непрерывный поток исторических свидетельств, текущий от древней эпохи и до наших дней и дополняемый точно так же почти непрерывной цепью вещественных археологических памятников, позволяет сделать одно очень важное утверждение: перед нами налицо несомненная преемственность культурного развития на территории Восточной Европы на протяжении всей доступной наблюдению истории, а в значительной степени и непрерывность этнического развития.

Восточная Европа, как единая историкоэтнографическая область, подразделяется на более мелкие части-подобласти, каждая со своей спецификой. Вот эти подобласти: а) основная и центральная часть Восточной Европы-территория исконного расселения восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов); б) Прибалтика; в) Восточноевропейский Север; г) ВолгоКамье; д) югозападная окраина СССР.

1. Общие сведения. Этногенез. Этнические подразделения.

Русский этнос вместе с близко родственными ему украинским и белорусским не только исторически играл важнейшую роль среди прочих народов Восточной Европы (как и других областей и стран), но и чисто географически занимал издавна срединное место между другими народами Восточной Европы. Этнически русские, украинцы и белорусы составляют группу так называемых восточнославянских народов. Восточнославянская группа народов входит как часть в семью славянских пародов. Эта семья делится на три основные ветви: восточных, западных и южных славян. В южнославянскую ветвь входят болгары с македонцами, сербы, хорваты и словенцы. В западнославянскую ветвь входят, не считая вымерших полабских и поморских племен, поляки и примыкающая к ним, но самостоятельная небольшая группа кашубов, затем лужицкие сербы, чехи и словаки. Что касается восточнославянской группы (ветви) языков или народов, то эта группа состоит из русских, украинцев и белорусов.

Однако общность восточных славян не только языковая. Также и в культурном отношении существуют очень характерные элементы-мы их увидим в дальнейшем,-которые создают единство восточнославянских пародов, в отличие от других славянских и неславянских народов. Но, конечно, нельзя воображать себе существование какой-то непроницаемой стены между восточнославянскими и другими славянскими народами. Между ними существует значительная общность и есть целый ряд переходных форм.

Вопрос о происхождении славян . Единство происхождения славянских народов не вызывает ни у кого сомнения. Но вопрос о происхождении славян, несмотря на огромное количество посвященных ему книг и статей, все же не может считаться до конца разрешенным.

В прошлом многие ученые, по преимуществу немецкие, пытались доказать азиатское происхождение славян, связывая их с сарматами, гуннами и другими степными кочевниками. Гораздо серьезнее «дунайская» (или «паннонская») теория, опирающаяся на предание о расселении славянских племен с Дуная, изложенное в летописях. Сторонники теории первоначального поселения всех славян на Среднем Дунае обосновывают ее также данными фольклора: «Дунай» упоминается в песнях всех славянских народов. Однако многие европейские слависты уже давно выражали сомнение в правильности этой «дунайской» теории и считали, что прародину славян надо искать севернее-к северу от Карпат, в бассейне Вислы, даже в Прибалтике.

Работы исследователей в СССР сформировали основы современных концепций о происхождении восточных славян. Таковыми являются следующие положения:

    что восточнославянские народы составляют неотделимую часть славянского круга народов и вместе с западными и южными славянами входят в индоевропейскую семью народов;

    что они сформировались в Европе, на Восточноевропейской равнине, а не пришли откудато из Азии;

    что они связаны историческими корнями с древними народами Восточной Европы.

    восточнославянские народы сформировались на разнородной этнической основе.

Впервые в истории славяне выступают в письменных источниках, если не считать спорных и полулегендарных сообщений, в первые века н. э. под именем венедов. Венеды жили в бассейне Вислы и по берегам «Венедского (Гданьского) залива» Балтийского моря. О них пишут в I-II вв. Плиний, Тацит, Птолемей; последний именует их «весьма многочисленным народом». Археологи отождествляют венедов с носителями так называемой «пшеворской» культуры бассейнов Вислы и Одера. Это были, видимо, полуоседлые земледельцыскотоводы. Что венеды были предками именно славян, признается почти всеми учеными. Название «венеды», вероятно, латинизированная форма этнонима «венд»(«вент»), «винд», который сохранился до сих пор: немцы и сейчас называют остатки западнославянских полабских племен (сербовлужичан) «вендами», населенную прежде славянами область в низовьях Эльбы-«Вендланд»; словенцев прежде называли«виндами»; финны называют русских«вэнэ».

Название «славяне» появляется в источниках впервые в VI в. -о них сообщают писатели того времени: Прокопий Кесарийский, Иордан и др. Но собственно славянами, или «склавинами» назывались тогда только западные славянские племена. Восточные славянские племена назывались антами.

О том, кто такие были анты, каково отношение их к позднейшим славянским племенам, высказывались и до сих пор высказываются разные мнения. В том, что анты были славянами, нет никакого сомнения. Византийский историк Прокопий (VI в.) прямо пишет, что анты и славяне, хотя и враждуют часто между собой, но говорят одним и тем же языком, да и по внешнему виду и по образу жизни не отличаются друг от друга. И славяне и анты происходят, по сведениям Прокопия, от одного народа-от споров. Имя «ант» многие связывают с более ранним названием славян «венд»«венед». Иордан прямо указывал, что анты, славы и виниды-разные названия одного народа. После VI в. имя антов исчезает из письменных источников. Некоторые считали, что они были истреблены в войнах с аварами, но вернее, что анты растворились среди восточнославянских племен.

Восточнославянские племена IX-X. вв. известны нам но «Повести временных лет», дополняемой некоторыми другими письменными источниками. Летопись даст перечень утих племен и указывает их географическое размещение. Восточнославянские племена, упоминаемые летописцем, распределялись в приблизительном порядке с юга на север так: уличи, тиверцы, хорваты, волыняне (прежде дулебы), поляне, древляне, северяне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи, новгородские или ильменские словене. Среди перечисленных восточнославянских племен, были, видимо, и группы настоящего племенного типа, и более сложные и крупные образования, сложившиеся в ходе распада родопломенного строя, в ходе расселения. К первым могли относиться, например, уличи, тиверцы (об этих двух племенах уже в XI в. сохранялись лишь смутные воспоминания), дулебы (еще раньше, вероятно, растворившиеся в чисто географических объединениях волынян и бужан), радимичи (патронимическое название); ко вторым-упомянутые волыняне и бужане, позднейшие полочане и др. Многие «племена»Киевской летописи имеют за собой долгую историю, и названия их указывают на связь с южными и западными славянами(вероятно, они старше разделения славянна основные ветви), даже с неславянскими этносами.

Киевская Русь и древнерусская народность . В IX-Х веках восточнославянские племена были объединены под властью киевских князей в государство Русь (Киевская Русь). Образование его сопровождалось распадом старых племенных связей. Уже в XI в. исчезают со страниц летописи названия почти всех прежних племен; вятичи упоминаются в последний раз в XII в. К этому времени вместо племен существовали областные группы, соответствующие феодальным княжествам: черниговцы, переяславцы, смоляне, куряне, галичане, владимирцы.

Совершенно несомненно, что в эпоху Киевской Руси существовало и общенародное единство: существовала русская народность, которую современные советские историки предпочитают называть для избежания недоразумений «древнерусской народностью». Это не были ни великорусы, ни белорусы, ни украинцы.

Вопрос о происхождении и существовании древнерусского этноса до сих пор в значительной мере не ясен. Большинство исследователей разделяет выводы академика Б.А. Рыбакова. В своих исследованиях он показал прежде всего наличие сознания единства (самосознания) «Русской земли» и в эпоху Киевского государства и даже позже, в золотоордынскую эпоху. Понятие «Русской земли» охватывало всю восточнославянскую территорию, от низовьев Дуная до Ладожского и Онежского озер, от Верхней Западной Двины до ВолгоОкского междуречья включительно. Эта «Русская земля» и была областью расселения древнерусской народности в IX-XIV вв. Но очень интересно, что одновременно, в туже эпоху, существовало и более узкое значение термина «Русь», соответствовавшее только юговосточной части русской (восточнославянской) этнической территории-Среднему Поднепровью: Киевской, Черниговской, Переяславской и Северской землям; эта территория во многих случаях противопоставлялась как собственно «Русь» всем остальным восточнославянским землям. По весьма правдоподобному мнению Б.А. Рыбакова, это более узкое значение термина «Русь» сохранилось от предшествующей эпохи, точнее от VI-VII вв., когда существовал сильный племенной союз как раз в Среднем Поднепровье; это доказывается и письменными известиями о племени росьрусь V-VI вв., и археологическими данными. В составе этого племени были не только славяне, но скорее всего и потомки ираноязычных сармато-аланских племен.

Происхождение этнонима росьрусь остается невыясненным, однако несомненно, что он не славянский. Все названия восточнославянских племен имеют славянские форманты: ичи (кривичи, радимичи) или –ане –яне (поляне, древляне). Тюркским языкам не свойственно начальное «р», поэтому тюркское происхождение этнонима росьрусь невероятно (этноним русский в тюркских языках приобрел форму оросурус). Термин русь явно не скандинавский, он тесно связан с южной географической и этнической номенклатурой и в византийских источниках фигурирует уже с начала IX в. Остается предположить иранское начало рассматриваемого племенного имени. Очевидно, этническое название местного ираноязычного населения было воспринято славянами в процессе его славянизации. Последнее убедительно доказано антропологией (два разных антропологических типа) и погребальным биритуализмом (два разных способа захоронения, существовавшие одновременно). К концу IX в поляне и потомки росов окончательно перемешиваются между собой, при этом этноним росьрусь оказался более живуч и впоследствии распространился на всех восточных славян.

Распад древнерусской народности и образование русского, белорусского и украинского народов. Общерусскому народному единству был нанесен удар сначала феодальным распадом Киевской Руси в XI-XII вв., а потом татаромонгольским набегом и вассальным подчинением Золотой Орде в XIII-XIV вв. Политический и экономический упадок, перетасовка населения, особенно в южной, степной и лесостепной части страны,-все это вызвало резкое ослабление прежних связей.

Формирование русского, украинского и белорусского народов происходило уже в более позднее время. Это было создание новых этнических связей. Между отдельными восточнославянскими племенами IX в. и современными нам восточнославянскими народами нет прямой преемственности, ибо уже в эпоху Киевской Руси старые племенные связи исчезли. Формирование русского, украинского и белорусского народов происходило в совсем иной исторической обстановке: в связи с образованием московско-русского и литовско-русского государств.

С начала XIV в. под властью Москвы стали объединяться одно за другим княжества, расположенные в бассейне Верхней Волги и Оки; уже к началу XVI в. в Московское государство влились и земли на юге и югозападе - по верховьям Дона и по Десне, и на западе-по Верхнему Днепру, и на северо-западе, севере и северовостоке области Пскова и Новгорода, Северная Двина и Беломорье, Вятская земля. Вместе с политическим объединением укреплялись экономические связи, росла межобластная торговля. Московский говор начал постепенно вытеснять местные наречия. Политическое объединение, борьба с внешними врагами, культурный рост - все это содействовало развитию нового общерусского этнического самосознания, которое едва ли существовало в предыдущую эпоху феодального распада и монголотатарского ига. Рязанцы, суздальцы, новгородцы, москвичи привыкали чувствовать себя единым русским народом. В состав его вливались и обрусевшие неславянские, преимущественно финноугорские элементы.

Параллельный процесс сложения народности на основе областных феодальных групп шел и в западнорусских областях. Они начали объединяться с XIV в. под властью литовских князей. Но в литовском государстве культурногосподствующим элементом был восточнославянский. Государственным и литературным языком до XVI в. был русский. Объединение с Польшей (Люблинская уния 1569 г.) привела к росту польского засилья в Литве и ослабила культурную роль предков белорусов: господствующая панскошляхетская верхушка стала постепенно полонизироваться, белорусскими же остались народные массы крестьянства.

В южных, украинских землях Литвы, особенно в западноукраинских областях, польское влияние было еще более сильным. В то же время эти южные области, открытые с юга для набегов татар, ногаев, турок, жили особой жизнью, всегда на военном положении или под угрозой вторжений, но временами и в мирном общении с этими южными соседями. Это различие исторических судеб северных и южных земель литовской Руси и привело к тому, что в них, хотя и в рамках единого государства, сложились два близкородственных этноса - белорусский и украинский. Три близких народа развивались, таким образом, параллельно.

Одним из важных вопросов этногенеза восточнославянских народов является вопрос об историко-этнических связях этих народов с неславянским населением Восточной Европы. В исторической литературе высказано множество точек зрения, две из них отражают крайности в своей противоположности: первая - в образовании русского народа и русской культуры неславянское, в том числе финноугорское и тюркское население, никакого участия не принимало (Зеленин Д.К.); вторая – «в жилах современных русских течет не менее 80% финской крови» (Покровский М.Н.). Они являются односторонними и, вероятно, столь же ошибочными. Большинство исследователей придерживаются усредненной позиции - образование великорусской народности связано с колонизацией славянами из Приднепровья бассейна Оки и Верхней Волги и было результатом смешения славянских и местных финноугорских элементов.

Наличие неславянского элемента совершенно несомненно и в составе украинской народности. Есть целый ряд признаков даже в материальной культуре украинцев, заимствованных от тюркских этносов или общих тем и другим. Что касается белорусов, то происхождение их, очевидно, более однородно; но и в составе белорусского населения тоже имеются невосточнославянские элементы.

Название «белорусы»-не совсем ясного происхождения. Термин «Белая Русь» употреблялся сначала только поляками и литовцами (первое упоминание - в хронике 1382 г.). С XVII в. «Белая Русь» употребляется и в русских документах. О происхождении этого названия делались разные предположения: одни связывали его с преобладающим белым цветом одежды и с светлыми волосами у белорусов; другие полагали, что «белая»Русь означала «вольная», т. е. не платящая дань татарам; третьи выводили имя «Белая Русь» из древней топонимики бассейна р. Буга (Беловеж, Белосток, Бельск, Бяла), откуда впоследствииде название распространилось на более широкую область.

Название «Украина» означало первоначально (XVI-XVII ив.) южную окраину Московского государства: «Северская Украина»-Курская и Черниговская обл., «Слободская Украина» - Харьковская и Полтавская обл. Южнее шло запустевшее от татарских погромов «дикое поле». Другие части теперешней Украины носили свои названия: Волынь, Подолия, Подляшье, Галичина, Запорожье, Новороссия. Вместо «Украины»иногда говорили «Малая Русь», «Малороссия» - название, которое тоже в более узком смысле относилось только к Черниговской, Полтавской и Харьковской губерниям. Лишь в XIX в., в связи с ростом национального самосознания, термин «Украина», «украинцы» получил широкое, общенациональное значение.

При всем национальном единстве русского народа в составе его выделяются некоторые местные группы, более или менее своеобразные и обособленные. Образование некоторых из этих групп связано с историей расселения русского народа на занимаемой им территории или с позднейшими передвижениями; иные из них представляют смешанные или ассимилированные этнические образования, хотя по языку русские.

На коренной территории своего расселения русские (великорусы) делятся прежде всего на северных великорусов и южных великорусов. Это деление в основе языковое-оно связано с делением русского языка на северовеликорусское и южновеликорусское наречия (каждое с подразделением наговоры). Северовеликорусские говоры называются окающими, а южновеликорусские-акающими. Объединяет в себе черты двух этих наречий средневеликорусский (московский) говор. Помимо чисто языковых различий, между северными и южными великорусами имеются и заметные различия в отношении культурного облика.

Среди южных великорусов наиболее заметно выделяются следующие областные группы: «полехи»-жители КалужскоОрловскоБрянского Полесья, очевидно, потомки древнейшего населения этой лесной полосы, не уходившего вместе с жителями степи на север от нападения кочевников; «мещера»-население так называемой «Мещерской стороны», т. е. северной лесной части Рязанской области(левобережье Оки). Своеобразную группу составляют «однодворцы»-потомки служилых людей, которых правительство в XVI-XVII вв. селило по южной окраине государства для защиты степной границы. Эти служилые люди происходили в большинстве были северно и средневеликорусами, и несли с собой на юг характерный севернорусский культурнобытовой уклад. Как социальный слой однодворцы занимали промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, не сливаясь ни с теми, ни с другими, и этим объясняется сохранение у них своеобразных особенностей в костюме, типе жилища и пр.

Среди северных великорусов в коренных областях их обитания меньше обособленных культурных групп и названий, ибо здесь было меньше передвижек населения: выделяются главным образом местные группы, известные под чисто географическими наименованиями: «онежане», «каргопольщина», «белозеры», «пошехонцы», «сицкари», «теблешане», ильменские «поозеры» - прямые потомки древних новгородцев и др.

На окраинах коренной русской территории и в местах позднейшей колонизации сложились гораздо более своеобразные и обособленные культурногеографические типы русского населения. К числу их принадлежат прежде всего поморы на берегах Белого и Баренцева морей. Это потомки новгородских и «низовских» выходцев, появившихся здесь еще в XII в. Попав в непривычные условия, они выработали у себя совершенно своеобразный культурнохозяйственный тип, основанный на преобладании промыслового приморского хозяйства (рыболовство и морская охота); смелые мореходы, предприимчивые промышленники, поморы выделяются и особыми чертами характера; но их материальная культура сохранила чистый северовеликорусский отпечаток.

Выделяются и более мелкие группы того же «поморского» происхождения: таковы, например, «устьцилёмы» и «пустозёры» на Печоре.

Несколько обособленное положение сохранили заволжские старообрядцы, заселившие леса по Ветлуге и Керженцу, уходя от преследований в XVII-XVIII вв. Их консервативный замкнутый быт, удержавший чисто национальные особенности в материальной культуре.

Еще более своеобразно в культурнобытовом отношении казачество, отдельные географические группы которого сложились в связи с колонизацией южных и восточных окраин страны, колонизацией частью вольной, частью правительственной, для вооруженной защиты границ. Самая ранняя по происхождению и в то же время самая крупная группа-это донское казачество, происхождение которого относится и основном к XVI-XVII вв. и которое составилось главным образом из беглого крестьянства и долго сохраняло свою политическую и тем более культурнобытовую самостоятельность. В формировании донского казачества принимали участие разные местные и пришлые этнические элементы: среди «верховского» казачества преобладали великорусские элементы, среди «низовского»-украинские. У донских казаков отмечались архаические особенности в одежде и других сторонах быта.

Уральское казачество, прежде называвшееся яицким, начало складываться с конца XVI в., главным образом из выходцев с того же Дона. Полоса станиц вытянулась по правому берегу р. Урала, прежнего Яика. Длительная борьба с кочевниками степи - наложила свой резкий отпечаток на всю их культуру и быт. К тому же времени относится возникновение «гребенского» (терского) казачества, частью составившегося из тех же донских выходцев. Прежде существовало также «оренбургское», «сибирское» и «семиреченское» казачество,-станицы этих казаков тянулись узкой полосой вдоль южной окраины бывш. Оренбургской губ., по северу бывшей Акмолинской и Семипалатинской областей, примерно от Оренбурга до Омска и вверх по Иртышу до Алтайских гор. Сейчас эти группы казаков растворились среди массы русского населения, хотя среди оренбургских казаков были и башкиры, татары, калмыки и др. Несколько более своеобразные черты быта сложились у забайкальских казаков, поселенных по русско-китайской границе во 2й половине XVIII в. В состав Забайкальского казачьего войска (официально оформленного только в 1851 г.) тоже влились и нерусские части-бурятские и тунгусские казачьи полки.

Амурское казачье войско было образовано еще позже, после присоединения нижнего Приамурья к России (1860). Тогда же (1858 1862) начало создаваться и Уссурийское казачье войско. То и другое составилось из тех же забайкальских казаков, которых правительство перевело на новую границу. В самом конце XIX в. на Уссури была переселена еще группа донских и оренбургских казаков. Особого культурно бытового уклада амурские и уссурийские казаки не успели у себя выработать. Они не успели до революции и обжиться на новых пустынных землях, в суровых условиях природы.

Русское населенно в Сибири в целом сформировалось лишь в новейшее время: русские начали проникать в Сибирь с конца XVI в. Современное русское население Сибири, однако, далеко не представляет собой единого целого ни по времени происхождения, ни по составу вошедших в него элементов. Сравнительно более отстоялось и выработало своеобразные черты быта и характера так называемое старожильческое население, т. е. потомки ранних поселенцев XVI-XVIII вв. Основным источником, из которого шли волны колонизации Сибири в ранний период, были области русского Севера и Северное Приуралье. Следы этого сохранились в сибирских старожильческих говорах, и в культурнобытовых особенностях, и даже нередко в фамилиях, широко распространенных в Сибири: Холмогоровы, Двиняниновы, Устюжаниновы, Мезенцовы, Пермяковы и пр. Из южновеликорусских губерний пошел поток переселенцев в Сибирь в общем позже, во второй половине XIX века, и из этих элементов составились по преимуществу группы «новоселов», или «российских», как их называли сибирские старожилы. Между старожилами и новоселами в Сибири существовала рознь на почве борьбы за землю; она обострилась в годы гражданской войны. Общесибирские черты в языке и быте крайне немногочисленны: к числу их относятся некоторые архаизмы в говорах и отчасти своеобразные черты характера, выработанные переселенцами в условиях тяжелой борьбы с суровой и непривычной природой, а частью и с туземным населением. В качество таких черт характера отмечаются обычно особая практичность сибиряка, решительность и настойчивость, храбрость и выносливость, но также и известная суровость, замкнутость и недоверчивость по отношению к посторонним. Этот тип сибирского «челдона»крестьянина не раз описывался и в художественной литературе. Но гораздо больше все же в Сибири местных различий. Они объясняются и неоднородностью происхождения переселенцев, и влиянием местного населения, с которым в той или иной мере смешивались поселенцы. По материальной культуре довольно заметно различаются русские в Западной и Восточной Сибири. Еще резче выделяются более мелкие местные группы. Из них следует отметить прежде всего потомков ссыльных и беглых старообрядцев, которые до сих пор сохраняют свою обособленность от окружающего населения: это «кержаки» на Алтае, т. е. потомки выходцев с Кержецца, называвшиеся прежде также «каменщиками» (ибо они укрывались в «камнях»,в горах) и близкие к ним географически «поляки», переселившиеся в XVIII в. из ликвидированных старообрядческих скитов на р. Ветке (в тогдашней Польше, откуда и название); в Забайкалье замкнутую группу составляют «семейские»-потомки старообрядцев, сосланных сюда в XVIII в. с семьями; по языку семейские относятся, в отличие от алтайских кержаков, к южновеликорусской группе.

Совершенно особый культурнобытовой уклад сложился у русских, попавших на север: таковы «затундренские» крестьяне на севере Красноярского края, говорящие поякутски и по быту не отличающиеся от коренного населения; русские крестьяне в Якутии, особенно по Лене (ямщицкие поселения) и на Амге; они сильно «объякутились» по языку и быту. Еще меньше русских национальных черт у колымчан, язык которых сильно искажен и национальное русское самосознание ослаблено: «Какие мы йусскис, мы койымский найод»). Напротив, жители Русского Устья на Индигирке лучше сохранили национальные русские особенности. Наконец, «камчадалы»-смешанное население Камчатки из обрусевших туземцев и русских поселенцев сильно выделяются говором и бытом, да и метисным антропологическим типом. Смешанную группу составляют также «марковцы», жители с.Маркова на Анадыре, в значительной мере обруселые чуванцы. Сейчас это старожилое русское население северовосточных окраин называет себя «местными русскими».

За исключением последних, весьма малочисленных групп, все местные группы русского населения, даже самые обособленные и замкнутые, сохраняют повсеместно поразительно ясное сознание национального единства. Они везде считают себя русскими и в большинстве случаев удерживают в своей материальной культуре, обычаях и преданиях самобытные русские особенности.

Украинцы, их подразделения . Что касается украинского парода, он гораздо более однороден по культурногеографическому составу, чем русский народ. Это достаточно объясняется тем, что занимаемая им территория более ограниченна. Однако различия исторических судеб и отчасти географических условий породили известную неодинаковость в культурнобытовом укладе. Некоторые культурные различия существуют между левобережной и правобережной Украиной: последняя больше испытала на себе польское влияние. В Западной Украине, бывшей Галиции и Буковине, где украинское население долгое время находилось под чужеземной властью и где особенно сильно было польское влияние, основная масса украинского населения сохраняет тем не менее свою национальную культуру. Оно считает и называет себя русскими («руський», «русин»), а в литературе часто обозначается как «русины», или (у немцев) «рутены». Несколько более обособлено по культуре украинское население Закарпатской Руси, издавна находившееся под властью Венгрии. Мадьярское влияние там очень сильно, и многие группы карпатоукраинского населения в известной мере «омадьярились». Однако основная масса населения сохранила свою национальность и родной язык.

Но наибольшую обособленность и самобытность обнаруживают горные украинцы, живущие в Карпатах: гуцулы, бойки и лемки. Гуцулы-совершенно своеобразная группа, быть может, остаток какогото особого племени; происхождение самого названия«гуцул» неясно. Видно, это румынское слово, во всяком случае окончание его-известный румынский постпозитивный член. Бойки-западные соседи гуцулов, живущие в горах. Слово«бойки»-насмешливая кличка от слова «бой»(«только») и для населения несколько обидная («Якiй я бойко! Я такiй же русiн, як ти»).Теперь их чаще называют верховинцами. Лемки живут дальше к западу, в верховьях Сапа. Название их-тоже насмешливое прозвище (от «лем»-«только»).

Одна из обособленных украинских групп новейшего происхождения-кубанские казаки. Ядро этой группы составили запорожские казаки, поселенные в низовьях Кубани в конце XVIII в. (в 1792 г.), после уничтожения Екатериной II Запорожской Сечи. Их наименовали тогда «черноморскими казаками», впоследствии (1860)-кубанскими. В 1й половине XIX в. для увеличения численности этой казачьей группы туда переселили свыше 10 тысяч человек из украинских губерний. Но в новейшее время на Кубани, особенно в верхнем ее течении, появилось много и великорусов, так что современное население Прикубанья смешанно но национальному составу.

В течение XIX в. и первой половины XX в., вследствие социальноэкономических экспериментов в Российской Империи и особенно в СССР украинские поселения появились далеко за пределами Украины - в Зауралье, в Сибири, Казахстане, на Дальнем Востоке. Какого-либо особого культурного типа среди этих украинских переселенцев нет.

Белорусы . Белорусский парод из всех трех восточнославянских народов наиболее един и монолитен уже в силу компактности занимаемой им территории. Говоры белорусского языка-югозападные и северовосточные-различаются между собой очень мало. Культура белорусов однородна, хотя на окраинах белорусской территории, естественно, налицо влияние соседних народов или даже примесь их: па востоке-великорусская, на юге-украинская, на западе-польская и литовская. Но эти влияния не порождают особых этнических типов, а лишь промежуточные и переходные группы.

Такими переходными группами являются, в частности, «пинчуки» и «полещуки»-обитатели пинского и черниговского Полесья в южной части Белорусской ССР. Их переходные говоры сформировались на основе украинских диалектов, ввиду чего на старых диалектологических и этнографических картах их относили обычно к украинцам. Однако экономически и культурно они тяготеют к белорусской территории и сейчас входят в белорусскую нацию.

2. Материальное производство и культура

Этнография восточнославянских народов принадлежит к числу сравнительно хорошо разработанных областей нашей науки.

Основные черты экономики восточных славян . Русские, украинцы и белорусы-народы старой земледельческой культуры. Земледельческие традиции эти народы унаследовали еще от своих дославянских предков: возделывание хлебных растений было известно в Восточной Европе еще в неолитическую эпоху-в III тыс. до н. э. Восточнославянские племена в конце I тыс н. э. были настоящими земледельцами. Даже северные лесные славянские племена занимались земледелием, только оно было другого типа-подсечное. С развитием городов земледелие оставалось занятием подавляющего большинства русского, белорусского и украинского народов. Рядом с земледелием другие отрасли и направления хозяйства имели для восточнославянских народов второстепенное, хотя порой важное значение. Разведение домашних животных имеет не меньшую древность, чем культура растений. Рыболовный, охотничий и другие лесные промыслы до сих пор сохраняют свое значение в северных областях.

Земледелие. Первое место в земледельческом хозяйстве восточнославянского населения всегда занимали и продолжают занимать зерновые культуры. Из них для русских и белорусов главная-рожь, для украинцев-пшеница. В русском быту рожь всегда рассматривалась как народный, мужицкий хлеб, а пшеница-как барский. В северных областях, где и рожь вызревает плохо, главную роль п крестьянском хозяйстве играл ячмень. В некоторых стенных районах, особенно у украинцев, крупное значение приобрела кукуруза. В народном языке отразилось это различие удельного веса разных культур. Преобладающий в данной местности хлеб народ обычно называет «житом» (от корня «жить»): в северных областях (Новгородской, Архангельской и др.) «жито»-это ячмень, в других великорусских областях, а также у белорусов и украинцев, «жито» значит рожь.

И в северной и в южной полосе много сеют овса, главным образом на корм скоту. В северной полосе распространена также гречиха, в южной-просо, один из древнейших видов хлебных растений. С конца XVIII вв. южных районах начал распространяться подсолнечник. Сначала он употреблялся только как декоративное растение и шел на «семечки» (вместо орехов), сеяли его мало; но с 1840х годов, когда начали изготовлять подсолнечное масло, культура подсолнечника быстро получила широкое распространение среди украинцев и южных великорусов. В северных областях отчасти аналогична была судьба культуры картофеля. Суеверное население, особенно старообрядческое, считало картофель «чертовым яблоком». Лишь со 2й половины XIX в. картофель прочно вошел в крестьянское хозяйство, особенно у русских и белорусов. Однако недавнее его внедрение в быт сказывалось и позже в том, что с картофелем не связано, в отличие от хлеба, ни одного обряда, ни одного поверья у народа.

Из технических культур традиционными являются лён (особенно на севере и в Белоруссии), конопля (в центральных районах).Среди украинцев издавна развито табаководство.

Системы земледелия . Под системами земледелия разумеются различные способы использования земли под посевы растений. На сельском хозяйстве восточных славян можно проследить все стадии развития систем земледелия, начиная от самых примитивных и вплоть до наиболее передовых.

В северных, лесистых и малонаселенных областях до самого недавнего времени сохранялись остатки так называемого подсечного, или подсечноогневого хозяйства. Оно заключается в том, что участок леса, где намечено сеять хлеб, вырубается, и срубленные деревья следующей весной сжигаются, причем зола от пожога обильно удобряет землю. На такой «лядине» («ляде»), иногда даже без распашки, сеяли ячмень, рожь, лен и т. п., заборонивая разбросанное зерно. Такая хорошо удобренная земля давала, несмотря на плохую обработку, хорошие урожаи в течение нескольких лет. Когда участок истощался, его забрасывали и переходили к другому. Подобная весьма экстенсивная, варварская система хозяйства была возможна, конечно, только при крайне редком населении, обилии леса, и, кроме того, она требовала соединенного труда больших коллективов-обычно патриархальных семейных общин. С середины XIX в. подсечное земледелие в северных областях России стало постепенно исчезать, заменяясь более совершенными методами.

Аналогичная, весьма экстенсивная форма земледельческого хозяйства сложилась в степной полосе юга России, частью на Украине и в Сибири, пока население ее оставалось редким и земли было много. Это так называемая переложная (или залежная) система. Хозяин запахивал любой приглянувшийся ему участок степи и сеял на нем несколько лет подряд один и те же или разные растения, без удобрения и без определенного порядка, а истощив участок, забрасывал его и переходил к следующему. Черноземная почва давала хорошие урожаи, а навозное удобрение считалось при этом даже вредным. По мере более густого заселения степной полосы переложная система земледелия тоже выходила из употребления. В Сибири она сохранялась до 80 90х годов XIX в.

Более культурные системы земледелия - «паровые», основанные на правильном чередовании посевов и«пара» и на применении удобрения. Из них наиболее распространена была у русских трехпольная система. При ней вся площадь пашни делилась натри приблизительно равные части; из них одна засевалась озимым хлебом - рожью, пшеницей, другая яровым - овсом, третья оставалась под паром, т. е. отдыхала и получала навозное удобрение; на следующий год озимый «клин» превращался в яровой, яровой в пар, а пар распахивали под озимь. Эта система известна по письменным данным с начала XVI в., а к концу XIX в. она господствовала почти по всей русской территории. Данная система оказалась устойчивой, но очень консервативной - она с трудом допускает введение новых культур, дает невысокие урожаи. Сохранение этой системы поддерживалось общинной организацией с се чересполосицей и обязательным севооборотом.

Техника обработки земли. Пахотные орудия. Восточнославянское земледелие издавна плужное (пашенное). Основная обработка земли производится пахотным орудием с использованием рабочей силы скота. Русская соха представляет множество разновидностей, позволяющих проследить ее эволюцию; если же прибавить к этому украинские и белорусские формы пахотных орудий, то разнообразие будете ще больше. Чтобы дать понятие об этом разнообразии, достаточно сказать, что в одной бывшей Вятской губернии, по исследованию Д. К. Зеленина, можно было насчитать до30 видов сохи, и все они имели свои местные названия.

По устройству рабочей части пахотные орудия делят на плуги с полозом (подошвой, пятой) и плуги и сохи, не имеющие такового. К первому тину принадлежит большинство западно и южпоевропейских плугов. У них сошник насаживается на горизонтальный «полоз»-нижнюю часть орудия, на которой оно может устойчиво стоять; полоз опирается в землю, и при работе пахарь только направляет плуг. К типу орудий без полоза(неустойчивых) принадлежат все восточнославянские пахотные орудия-сохи и др. Пахарь при работе налегает на соху руками, чтобы она глубже входила в землю, что невозможно при плуге с полозом. Неустойчивые пахотные орудия-без полоза-делят на одноральные (однолемешные, однозубые) и двуральные (двулемешные, двузубые): к первым принадлежали старинное украинское «рало», русская однозубая «черкуша», белорусская однозубая «сошка» и др.; двуральныеже орудия-это различные виды русской и белорусской сохи.

По способу движения пахотные орудия подразделяют на орудия с колесным передком-собственно плуги-и без колесного передка-рала, сохи. Пахотные орудия по типу действия: орудия «черкающего» типа-наиболее примитивные, которые только слабо бороздят почву; орудия «пашущего» типа-более совершенные, которые при своем движении разрыхляют почву и увлекают частицы ее за собой; и орудия «орющего» типа, наиболее развитые, которые подрезают и переворачивают пласт земли. Эти три типа можно рассматриватькак три стадии развития. Среди восточнославянских пахотных орудий большинство принадлежит ко второму и третьему типам.

У украинцев, жителей степи с ее тяжелой и мощной черноземной почвой, сложились иные типы орудий. В старину употреблялось примитивное «рало», состоявшее из длинного дышла и прикрепленного к нему под острым углом ральника; он иногда даже не имел железного лемеха. Но уже с давних времен у украинцев применялся и тяжелый колесный плуг с двумя асимметрично расположенными сошниками, забиравший глубоко, но требовавший большой тягловой силы-до 8 пар волов. Такой плуг был приспособлен для глубокой вспашки. По мнению некоторых археологов, плуг, притом с полозом, появился на территории Украины еще в докиевский период-в VI-VIII вв.

Боронование и посев . Второй этап обработки земли-боронование. Северные великорусы говорят «боронить», южные великорусы-«скородить», белорусы-«баранаваць», «скародзiць», украинцы-«боронувати», «волочити».

Борона, как уже говорилось, может быть, более древнее орудие, чем соха, покрайней мере в северной лесной полосе. У восточных славян она местами сохраняла до недавнего времени примитивную форму. Самая первобытная из них-это борона «вершалина», кое-где употреблявшаяся в старину в Белоруссии и на Севере. Это просто верхушка дерева с торчащими во все стороны сучьями, которую тащили по полю за тонкий конец. Несколько более сложный тип-это борона-«суковатка», или «смык», употреблявшаяся в северных областях. Это несколько расколотых вдоль кусков елового ствола с обрубками сучьев; они связывались поперечными брусками, так что сучья торчали все в одну сторону. Наиболее же обычной была деревянная, или плетеная, борона в видерамы решетки со вставленными деревянными или железными зубьями.

Сеяли прежде повсеместно вручную, из лукошка. Сеятель шел по пашне и разбрасывал зерно правой рукой, стараясь распределять его равномерно. Это требовало большого искусства и опыта. Эту работу всегда выполнял взрослый мужчина, обычно старик, глава семьи.

До введения жатвенных машин зерновые куль туры убирали при помощи серпов или кос. В северо-великорусских и белорусских областях жали серпами. Восточнославянский серп- с зубчатой, насечкой по рабочему краю, в отличие от центрально-европейского гладкого серпа. Иногда жали серпом также и в более южных областях. Но у южных великорусов, а особенно у украинцев, гораздо чаще употреблялась косьба хлеба. Применяемая для этого коса снабжалась особыми граблями, пальцы которых направлены параллельно клинку косы. Это так называемый «крюк», или «грабельки» (у белорусов). Скошенный хлеб вяжут в снопы заранее заготовленными «свяслами» («перевяслами») из пучков той же соломы. Снопы до возки их с поля складывают в копны.

Размол зерна в старину производился на ручных жерновах. Господствующий повсеместно способ размола-это мельницы. Традиционные мельницы известны двух видов: водяные и ветряные. Первые распространены как в южной, так и в средней и в северной полосе, хотя на севере они менее выгодны из-за долгого зимнего ледостава. Самый примитивный тип водяной мельницы-это «мутовка», где небольшое водяное колесо и жернова насажены на одну общую вертикальную ось. Ветряные мельницы-«ветряки»- распространены и в южной и в северной частях страны. Они появились позже-с XVII века. Местами, например в Архангельской области, ветряк постепенно почти вытеснил водяную мельницу. Мукомольная мельница-наиболее обычный народный способ использования силы ветра. Чтобы установить крылья мельницы против ветра, корпус мельницы может поворачиваться либо целиком («немецкий» тип, или «столбовка»), либо только верхняя часть его с крыльями («голландский», или «шатровый», тип).

Животноводство. Разведение домашних животных-важная, но второстепенная отрасль хозяйства восточных славян. В животноводстве не меньше, чем в земледелии, сказываются и культурная общность и этнические особенности восточнославянских народов.

Почти повсеместно разводят лошадей, крупный рогатый скот, мелкий скот-коз, овец, свиней, домашнюю птицу. Лошадь употребляется у русских и белорусов как рабочее и транспортное животное, у украинцев-только как транспортное. В связи с этим наличие и количество лошадей в хозяйстве русского и белорусского крестьянина могло служить в прошлом одним из самых точных показателей степени его экономической мощности. Рогатый скот-коров-русские и белорусы издавна держали ради молока и ради навоза. Для работы рогатый скот (волы)применяется только в степной полосе-у украинцев, а из русских-только у казаков, на Дону.

Мелкий скот-козы и овцы-распространен повсеместно, но в небольшом количестве. Крестьянская семья держала, редко больше. Здесь резкое отличие от быта степных кочевников, у которых стада овец достигали сотен и тысяч голов. Овец разводят ради шерсти и мяса, их не доят.

Охотничий, рыболовный и морской зверобойный промыслы. Охота на зверей и птиц в древности играла крупную роль в хозяйстве восточных славян. Продукты ее, особенно меха, шли: на вывоз. По мере роста населения, сокращения площади лесов и истребления зверя значение охотничьего промысла пало. В центральных и южных областях охота превратилась в спорт. Рыболовство в центральных и южных областях, подобно охоте, утратило свое прежнее хозяйственное значение и превратилось в любительское занятие. Крупный промышленный характер получило рыболовство на Севере, в бассейне Северной Двины, в низовьях Волги и Дона, в морях-Каспийском, Баренцевом, Белом, в больших реках Сибири и: на побережье Тихого океана. Там практиковался лов при помощи больших неводов, достигающих в длину нескольких сотен метров. Невод употреблялся и при зимнем подледном лове: его протягивали на шестах через проруби. На побережьях Баренцева и других морей, на некоторых озерах рыболовство дополнялось промыслом морского зверя.

Отхожие промыслы . Помимо кустарно-ремесленных производств, очень развиты были в русской деревне, а также в белорусской и украинской, различные отхожие промыслы. Особенно широкий характер приняли они в той же нечерноземной полосе.

Многие отхожие промыслы были связаны с ремесленными занятиями: таковы былиплотничный, печной, кровельный, малярный, штукатурный и другие промыслы. Мастера этих производств уходили из своих деревень-по преимуществу из северовеликорусских, с Верхнего Поволжья-на заработки в Петербург, Москву и другие города, кто за один сезон, кто за более долгое время, и скопив немного денег, возвращались на родину. Многие работали артелями. Этот тип сезонного отходника ремесленника был одним из очень характерных образов русской дореволюционной этнической среды.

Другие отхожие промыслы были связаны с мелкой торговлей. Особенно характерен тип «коробейника», или «офени»,-продавца мелкого галантерейного товара, путешествовавшего со своим «коробом» за плечами по деревням. Больше всего таких коробейников выходило из деревень Ярославской губернии.

До проведения сети железных дорог и развития пароходства на Руси был широко развит ямщичий и бурлацкий промыслы. Ямская езда по почтовым трактам и перевозка различных грузов гужевым путем кормила многие тысячи ямщиков-выходцев из малоземельных деревень.

Наконец, своеобразный отхожий промысел представляло собой и нищенство. Оно было широко распространено, но весьма неоднородно. Среди нищих, побиравшихся христовым именем по деревням и городам, были и калеки, нетрудоспособные, старики, дети-сироты, для которых это было постоянным или долговременным промыслом. Но были и временно выбитые из хозяйства погорельцы, пострадавшие от неурожая и т. п., для которых нищенство было лишь способом перебиться в тяжелую пору.

Типы поселений. Этнографическое изучение типов восточнославянских поселений еще не достаточно разработано. В типах их можно установить некоторые этнические различия, но в основном они связаны с условиями ландшафта и с историей расселения восточных славян. Эти типы следующие: 1) северный долинный тип(примерно к северу от 58° с. ш.): поселения вытянуты вдоль долин рек и озер, служивших главными путями сообщения в древности(водоразделы на севере заболочены и к поселению непригодны); 2) центральный и северо-западный водораздельный тип с двумя подтипами-моренным и увалистым: население равномерно распространяется по умеренно орошенной местности, заселяя водоразделы; 3) южный долинный тип (в области господства чернозема и ковыльных степей) с двумя подтипами-долинно-овражным и чисто долинным: население притянуто к редким вэтой зоне водоемам, избегая пеорошенных водоразделов.

Кроме различного расположения на местности, сельские поселения различаются по своему типу и по форме. Известны два основных типа: однодворный (одиночный)и многодворный (групповой, деревенский). Однодворные поселения не составляют исторически единого тина: сюда относятся и весьма древние «починки» и «заимки» на Севере, появлявшиеся там в ходе первичного освоения северной лесной полосы, а в дальнейшем выраставшие в «погосты» и в «деревни»; и новейшие однодворные поселения типа хуторов, возникшие главным образом в XIX в., больше всего у украинцев, у казаков.

Многодворные (групповые, деревенские)поселения различаются по их форме, в которой всего отчетливее проявляются древние этнические традиции. Для северных и южных великорусов, а частью и для белорусов и для северных украинцев, характерным являются уличный или линейный план деревни, при котором усадьбы вытянуты в одну или в две линии, вдоль улицы дороги. Этот тип, сохраняющийся чрезвычайно устойчиво везде, где есть русское население, имеет очень древние корни и прослеживается также у других славянских народов: у восточных поляков, у словаков, местами у словенцев и хорватов. Линейный план поселения сам по себе является очень древним и в Восточной Европе и связан, вероятно, с колонизацией северной части страны, направлявшейся вдоль реки речек. Однако современный «уличный» тип деревни с правильным расположением усадеб по обе стороны улицы сложился, напротив, поздно, под прямым давлением указов правительства, начиная с эпохи Петра I (первый такой указ-1722 г.), в течение XVIII и XIX вв.

На юге нашей страны, у большинства украинцев, преобладает другой тип: кучевой, или беспорядочный, при котором усадьбы расположены без видимого порядка, разделенные кривыми и запутанными улицами. Этот тип, характерный для открытой степной местности, встречаемся также у других славян: у южных поляков, на Балканском полуострове. Чрезвычайно редким типом являетсядля восточных славян так называемый круговой план деревни, хорошо известный у западных славян.

Строительная техника и материал. Сточки зрения материала и строительной техники обнаруживается значительное единство на всем протяжении Восточно-европейской равнины, единство, за пределами которого остается только южная часть Украины: там применяется разнообразный материал, встречаются каменные, глинобитные и плетеные постройки. Но на Северной Украине, в Белоруссии и у всех великорусов применяется одна и та же строительная техника и один и тот же материал.

Во всех этих областях господствует срубное жилище из бревен, уложенных горизонтально и связанных в «венцы».Техника соединения бревен в венцы несколько варьирует. Из различных способов соединения бревен преобладает наиболее широко так называемый способ рубки «в угол» («в обло», «в чашку»): недалеко от концабревна в нем вырубается полукруглое углубление, куда вкладывается поперек конец другого бревна. Более совершенная (и поздняя) разновидность этого способа-вырубка углубления не на верхней, а на нижней поверхности бревна, накладываемого этим углублением на нижнее бревно. Концы бревен несколько выступают. Помимо этого, имеется более сложный и менее широко применяющийся способ рубки «в лапу», когда бревна соединяются самыми концами, один конец затесывается плоско и кладется на другой. Есть и несколько других, чисто местных способов рубки углов сруба.

Срубным постройкам восточных славян свойственны некоторые особенности. Материалом служат обычно круглые неотесанные бревна, а не прямоугольно обтесанные брусья, как в Центральной Европе. Вдоль бревна сверху вырезается обычно паз, в который закладывается мох для утепления постройки. Фундамент отсутствует; нижний венец кладется прямо на землю или под углы подкладываются большие камни или короткие столбы, вкапываемые в землю. Низ постройки заваливается землей для тепла, особенно на зиму. Это так называемая завалинка, у украинцев-прйзьба, у белорусов-прызба.

Украинское жилище по своему внешнему виду представляется почти повсеместно очень однообразным: это-хорошо всем известная«хата» с белой обмазкой стен. Необмазанные срубные постройки встречаются только в самой северной части Украины, на границе Полесья, а с другой стороны, на Карпатах, особенно у гуцулов. В остальных местах повсюду-беленые хаты, которые считаются характерной особенностью украинского народного жилища. Но эта особенность не только не связана с конструктивной техникой, но скорее маскирует различия этой техники. В действительности конструкция украинских построек бывает весьма разнообразной.

Нательная и верхняя одежда. Основу народного костюма восточных славян, и женского и мужского, составляла рубаха из домотканного холста. В отличие от городской женской рубашки, она имеет рукава. Признано, что древним покроем рубахи был «туникообразный», при котором одно или два полотнища перегибаются через плечи, с отверстием для головы, и к ним непосредственно пришиваются рукава.

Мужская рубаха обычно туникообразная. Более древний ее тип, с прямым разрезомворота, сохранился у украинцев (ворот покрыт вышивкой). У русских преобладала«косоворотка», с разрезом ворота на левой стороне, но этот тип рубахи распространился не раньше XV в., видимо, из Москвы. Косой разрез ворота известен у словаков, но не на левой, а на правой стороне груди.

Для девушек рубаха служила прежде не только нижней и комнатной, по и выходной одеждой, летом поверх ее ничего не надевалось. Напротив, замужняя женщина всегда носила ту или иную верхнюю одежду. Типы ее различаются у отдельных восточнославянских народностей.

Архаичные формы встречаются в женской поясной одежде. Юбка проникла к восточным славянам сравнительно поздно. У русских она появляется только в XIX в., местами лишь в последние десятилетия. У украинцев юбка («cпiдниця») появилась несколькими столетиями раньше, придя с Запада. У белорусов тоже; там само название юбки («андарак») указывает, быть может, на ее западное происхождение, хотя есть и другие объяснения этимологии этого слова.

Наиболее примитивная форма самобытной поясной одежды женщин сохранялась местами у украинцев: это «дерга»-длинный кусок ткани, просто обвертываемый вокруг талии. Дерга носилась главным образом как рабочая одежда. Праздничной же служила прежде«плахта» с тканым или вышитым орнаментом. Плахта делается из двух кусков ткани узкой и длинной (2 м), которые сшиваются по длине до половины; в этом месте плахта перегибается и носится так, что сшитая часть охватывает зад и бока, а не сшитые концы свешиваются с боков, либо подвертываются. Перед закрывается особым фартуком («попередниця»). Аналогичная плахте одежда недавно бытовала у южных великорусов (местами естьи сейчас)-это так называемая «понёва».

У северных великорусов поневу заменяет сарафан. Сарафан считается чисто национальным русским костюмом, но он появился у нас не так давно. Название его персидское («серапа»-«с головы до ног»), но покрой скорее западного происхождения. Он распространился около XV-XVI вв.

Сарафан, хотя и плечевая одежда, вытеснил и заменил поясную-поневу. НаСевере он распространился повсюду, но местами встречается и у южных великорусов, вероятно, принесенный туда однодворцами.

Мужская поясная одежда-это штаны. Мужские штаны известны двух типов: с узким шагом и с широким шагом. Последние имеют в шагу клиновидную или даже прямоугольную вставку и бывают иногда очень значительной ширины. Такие широкие штаны распространились у украинцев во времена казачества под татарским влиянием. Широкие штаны носятся на «очкуре»-особом ремешке стягивающем их сборками. У части западных украинцев и у всех белорусов и великорусов штаны узкие. Различаетсятакже способ носки рубахи: поверх штанов(навыпуск) или взаправку. Первый способ-более древний-сохранился у русских и белорусов. Украинцы же заправляют рубаху в штаны-в этом тоже сказалось влияние кочевников.