Зарубежная литература xviii века. Зарубежная литература Эпоха Просвещения

XVIII век — век окончательного падения феодализма в Западной Европе, формирования великих европейских колониальных держав, сложения мирового рынка. На авансцену исторического процесса вышли Англия, самая передовая страна победившей буржуазной революции, и Франция, которая готовилась к эпохальной революции 1789-1793 годов; в католических — Испании и Италии — феодальные пережитки были еще достаточно стойки, а Германия с ее феодальной раздробленностью и крепостным правом была самой отсталой из стран Запада, только к концу XVIII века оправившейся от последствий Тридцатилетней войны.

В культуру XVIII век вошел под названием "век Просвещения", или "век Разума". "Просвещение" — такое же обозначение культурной эпохи, как "античность", "средневековье" или "Возрождение", то есть у этого термина самый широкий смысл. Просвещение создало свою особую картину мира, особую идеологию, на основе которой возник новый этап в искусствах.

XVIII век — ключевой период Нового времени, когда рухнуло традиционалистское сознание. Современное сознание начинается, по словам М. Вебера, с разделения самодостаточного смысла, который содержался в религии и метафизике, на три автономных сферы: науку, мораль, искусство. Они выделились, когда рухнуло единое мировоззрение, предлагавшееся религией и метафизикой. Проблематика, унаследованная от этих старых подходов к миру, начала выстраиваться на основе новых критериев: истины, права, подлинности или красоты. Каждой сфере культуры отныне соответствовала определенная профессия, и все возникавшие в ней проблемы отдавались на рассмотрение специалистам. Так возник зазор между культурой специалистов и культурным уровнем широкой публики. Ю. Хабермас так характеризует место XVIII века в истории культуры: "В восемнадцатом веке философы-просветители сформулировали проект модернизации путем развития объективной науки, всеобщей морали и закона, автономного искусства. Каждая из этих сфер должна была развиваться согласно собственным внутренним законам. Одновременно этот проект был призван высвободить познавательный потенциал каждой из этих сфер. Просветители собирались применить достижения специализации в культуре на пользу повседневности, иными словами, для более рационального устройства повседневной жизни общества.

Просветители со складом ума, подобным Кондорсе, все еще питали иллюзии относительно того, что искусства и науки не только помогут обрести власть над силами природы, но дадут людям понимание мира и места личности в нем, будут способствовать моральному прогрессу, справедливости государственных учреждений, а также счастью человека вообще. Двадцатый век покончил с этим оптимизмом".

Просвещение стремилось осветить новым, критическим светом все доселе существовавшие взгляды и теории и особенно радикально было настроено в сферах религии, философии и социальной мысли. Именно в XVIII веке разум одержал победу над верой и превратился из адвоката религии, как это было еще у Р. Декарта, в ее обвинителя. Разъяснительно-обвиняющая функция разума создает тот специфический смысл понятия Просвещения, которым пользовались в XVIII веке.

Хотя на уровне массового сознания религиозные предрассудки и обряды сохраняли свою традиционную роль, философы XVIII века вели последовательное разоблачение религиозных суеверий с позиций разума. Атеизм был в моде среди очень небольшой части интеллектуальной элиты, но даже те, кто не разделял крайностей атеизма, сходились во мнении, что последовательное мышление не найдет в мире никаких следов присутствия Бога, ничего, кроме природы. Просвещение наследует рационализм Декарта, но отвергает идею Бога. Христианское понимание человека, еще преобладавшее в XVII веке, сменилось пониманием натуралистическим.

Еще сильнее, чем в XVII веке, проступила зависимость человека от социума. Возникла концепция воспитания, согласно которой личность — отражение состояния общества, следовательно, оздоровление общества повлечет за собой совершенствование человека. В человеке основоположники Просвещения видели существо от природы доброе, наделенное врожденными неотчуждаемыми правами на свободу, равенство, счастье, а разум находит путь к осуществлению этих стремлений. Эта идея права человека на счастье на земле, а не в загробном мире, отличает гедонистический, склонный к наслаждениям XVIII век от XVII века с его христианским суровым ригоризмом.

Поэтому из философии и литературы Просвещения изгнано все мистическое, сверхчувственное, иррациональное, поэтому их отличают материалистический, сугубо рационалистический подход к миру и человеку. Но ведь свобода личности и духовная жизнь осуществляются во многом, как нам сегодня представляется, в сфере подсознания, и недооценка этой сферы чревата серьезными искажениями в представлениях о человеке. Все-таки человек не есть "разумное общественное животное", он не объясним исключительно логикой и здравым смыслом; в человеке всегда есть непредсказуемость, несводимость к самым исчерпывающим объяснениям, и это-то и прекрасно, это — основа непохожести людей друг на друга, которую надо ценить и уважать. Просветители же полагали, что в людях куда больше общего, чем различного, и если людям объяснить их заблуждения и показать дорогу ко всеобщему счастью, они, как существа разумные, сразу на эту дорогу встанут. Это утопическое, иллюзорное представление о человеке было исправлено самой историей уже в ходе Французской революции, которая начиналась под лозунгами свободы, равенства, братства, а обернулась разгулом кровавого террора и наполеоновскими войнами, потрясшими всю Европу. Поэтому справедливы слова С. Л. Франка, говорящего о XVIII веке как о веке кризиса автономной личностно-духовной культуры, "когда Ренессанс и Реформация на Западе сменились уже плоским атеистическим просветительством и когда уже вплотную надвинулся грандиозный крах этого движения в лице великой французской революции".

В эпоху Просвещения политико-юридические представления оказались ядром понятия человеческой сущности, и эта специфика просветительской мысли привела к обоснованию в XVIII веке как воплощения этих идей социальных институтов буржуазной демократии, которые призваны были гарантировать невозможность узурпации власти одним лицом или группой лиц.

В последнее время традиционная картина Просвещения как века торжества Разума претерпевает изменения. Новейшие историки подчеркивают важность чувства, чувствительности в философии Просвещения, особенно на позднем его этапе. Английский философ Д. Юм утверждал: "Разум есть раб чувства, и может только служить и повиноваться чувствам". В искусстве позднего Просвещения — сентиментализме — эмоции важнее, чем интеллект, сердце важнее, чем голова; впервые люди стали ощущать чужую боль, как свою. Жалость, сочувствие, отвращение к жестокости стали мерилом гуманности, слезы стали знаком нежного сердца. Эти умонастроения вызвали к жизни сентиментальный роман С. Ричардсона, Л. Стерна, молодого И. В. Гете.

Мышление современного человека пронизано категориями, коренящимися в Просвещении (вера во всемогущество научного прогресса, заместившая веру в Бога, вера в справедливость буржуазно-демократических институтов власти, в общественную значимость искусства). Эти положения выражали исторический оптимизм, энергию молодого тогда класса буржуазии и могут относиться ко всей истории буржуазного периода: идеология Просвещения по сей день воплощена на практике в общественном устройстве западных демократий.

Мы еще слишком близко стоим к этой эпохе, и оценки места и роли Просвещения еще будут уточняться в развернувшихся ныне спорах, но для понимания искусства Просвещения важно еще раз подчеркнуть две вещи: облегченное, чересчур узкое представление о человеке как о сумме внешних воздействий со стороны природы и общества и утопичность надежд на то, что разъяснение человеку его истинных интересов приведет к быстрой реформе общества на основе совершенствования отдельной личности.

Прямолинейное понимание преобразующего воздействия искусства на жизнь привело к доминированию в литературе Просвещения воспитательного начала, к развитию политико-философской литературы, драматургии. У просветителей философия потеснила искусство, и художественная литература XVIII века отличается не просто повышенным рационализмом, но зачастую используется как прямой рупор идейно-философских воззрений автора. От проблемы "человек и мир", свойственной Ренессансу, искусство Нового времени — и особенно это характерно для XVIII века — переходит к проблеме "человек и общество".

ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Зарубежная литература

ЭПОХИ

ПРОСВЕЩЕНИЯ

Зарубежная литература эпохи Просвещения



Робинзон Крузо , который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Лемюэль Гулливер , любимый герой детства, страстный путешест­венник, побывавший в удивительных странах - лилипутов и великанов, на летающем острове и в стране говорящих лошадей;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид , философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Фигаро , слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;




Даниель Дефо (1660-1731) Он не читал «Робинзона Крузо» с детства... Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь! У. Коллинз

Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его. С. Колридж


Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них - Д. Дефо.

Даниель Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.



Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе.

Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII , XIX и даже XX столетий.


Джонатан Свифт

И взор я бросил на людей,

Увидел их надменных, низких,

Жестоких, ветреных друзей,

Глупцов, всегда злодейству близких...

А. С. Пушкин

Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство.

Вольтер в письме Свифту


Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране - Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы.

Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII , XIX и XX вв. называли его своим предшественником.


Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля.

Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь.

После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.



Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор.

Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.



ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Освистывайте меня без стеснения, я вам отвечу тем же, собратья мои.

Он был более чем человек, он был эпоха.




Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть - литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку.






Иоганн Вольфганг Гете

Кто в силах, однако, выразить всю полноту признательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации!

Л. Бетховен о Гете


Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей.

Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены.

Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.





Запись в тетради

Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.).

Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей.


Даниель Дефо (1660-1731)

Английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа, получив прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.


«Робинзон Крузо»

Самый знаменитый роман «Робинзон Крузо», герой которого прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства.


Джонатан Свифт (1667-1745)

Английский писатель, политик, философ.

Наиболее известные произведения: «Сказка бочки» (в ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую);

«Путешествие Гулливера».


ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Великий французский поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, был символом и первой фигурой просветительского движения всей Европы.

В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.


Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)

Все лучшее, чего достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете.

Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия, которая писалась на протяжении 60 лет.

Барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм

Театры, концерты, выставки

Ранее театры основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и относились везде.

Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.

Доступным для широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.

Во второй половине XVIII в. в большинстве европейских стран - Италии, Испании, германских государствах, Польши и др. - Доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко . А вот во Франции утверждался новый стиль - классицизм . Искусство классицизма ориентировалось на античные образцы. Драматурги писали пьесы на сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Художники изображали на своих полотнах древних богов и героев. Архитекторы последовали треугольные фронтоны и колоннады античных храмов. В отличие от мастеров барокко писатели и художники классицизма в своем творчестве сознательно стремились подражать установленные нормы прекрасного. Классицисты разработали целую теорию, каким должен быть произведение искусства, как надо писать стихи, пьесы, рисовать картины. Классицисты считали, что произведение искусства должно быть величественным, ясным, строгим, понятным, соответствовать установленным правилам. Никаких крайностей, непродуманного, ложного, несуществующего.

Появившись в Франции, классицизм распространился и на другие страны Европы.

Пьесы, написанные в этом стиле, имели логичный и понятный сюжет и язык. В основе пьесы всегда была некая идея, которая на протяжении пьесы раскрывалась и освичувалася всех сторон. События, изображены в пьесе, всегда происходили в одном месте, в один день. Никаких второстепенных сюжетных линий не допускалось.

В литературе и искусстве классицизма существовала иерархия жанров. Трагедия стояла выше комедии. Герои трагедий могли разговаривать только поднятой языке.

Учредителем французской классической трагедии был Пьер Корнель (1606-1684). Он писал пьесы и труды по истории искусств. Судьба героев его пьес была тесно связана с политической борьбой. Сюжет разворачивался на фоне исторических событий. Своими пьесами Корнель пытался доказать необходимость укрепления абсолютной монархии. А вот Жан Расин (1639-1699) свои пьесы посвящал миру человеческих чувств. Хотя комедия в классицизме, как мы только отметили, считалась низшим жанром, выдающийся комедиограф Жан-Батист Поклен (Мольер; 1622-1673) своими произведениями сумел доказать обратное. Его комедии остаются популярными и сейчас.


Художник Никола Пуссен (1594-1665) считал, что сюжет художественного произведения должен быть благородным, величественным и возвышенным, а композиция - логичной и простой.

Всемирно прославленным образцом искусства классицизма стала резиденция французских королей в Версале. Над ее созданием работали лучшие архитекторы, художники, садоводы.

В первой половине XVIII в. распространился новый стиль - рококо (Декоративные мотивы в виде раковины). Этот стиль особенно проявился в декоративно-прикладном искусстве. Ему свойственны интим и комфорт. Мастера рококо создавали изящные вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, необычность и изысканность форм. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках.

Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом , То есть новым классицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия.

Строгость застройки римских городов натолкнула архитекторов XVIII в. на мысль, что города следует строить по простым и разумным планом. Примером такой архитектуры является ансамбль площади Людовика XV (теперь это площадь Согласия) в Париже.

Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания.

Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие хитоны.

Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение.

Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Пьер-Огюстен Бомарше (1732-1799), Фридрих Шиллер (1759-1805), Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832) ... Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе - От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом (Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете.

Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера - простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.

Эпохой Просвещения называют период конца 17 и всего 18 века в Европе, когда произошла научная революция, перевернувшая взгляд человечества на устройство природы . Просветительское движение зарождается в Европе в тот период, когда становится очевидным криз ис феодального строя . Общественная мысль находится на подъёме, и это приводит к появлению нового поколения писателей и мыслителей, которые пытаются осмыслить ошибки истории и вывести новую оптимальную формулу человеческого существования.

Началом эпохи Просвещения в Европе можно считать выход в свет труда Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (1691), что впоследствии позволило называть XVIII век «веком разума». Локк утверждал, что во всех людях заложены задатки для разных форм деятельности, и это привело к отрицанию любых сословных привилегий. Если нет «врождённых идей», то нет и людей «голубых кровей», которые претендуют на особые права и преимущества. У просветителей появляется новый тип героя – человека деятельного, уверенного в себе.
Основными для писателей Просвещения становятся понятия Разума и Природы . Понятия эти не были новыми – они присутствовали в этике и эстетике предшествующих веков. Однако просветители придали им новый смысл, сделали их главными как в осуждении прошлого, так и в утверждении идеала будущего. Прошлое в большинстве случаев осуждалось как неразумное. Будущее энергично утверждалось, так как просветители верили, что путём воспитания, убеждения и непрерывных реформ можно создать «царство разума».

Локк «Мысли о воспитании»: «Воспитатель должен научить воспитанника разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью».
Также обсуждались и так называемые «законы природы». Локк писал: «Естественное состояние есть состояние свободы, оно управляется законами природы, которым всякий обязан подчиняться»
Таким образом, в литературе появляется новый тип героя – «естественный человек» , который воспитан на лоне природы и по её справедливым законам и противопоставляется человеку дворянского происхождения с его извращенными представлениями о себе и о своих правах.

Жанры

В литературе Просвещения стираются прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и собственно художественными жанрами. Это особенно заметно в жанре эссе, который получил наиболее широкое распространение в литературе раннего Просвещения (фр. essai – попытка, проба, очерк). Доходчивый, непринужденный и гибкий, этот жанр позволял быстро откликаться на события. Кроме того, этот жанр часто граничил то с критической статьей, то с публицистическим памфлетом, то с просветительским романом. Возрастает значение мемуаров (Вольтера, Бомарше, Гольдони, Гоцци) и эпистолярного жанра (форму открытого письма часто принимали развернутые выступления по самым разнообразным вопросам общественной, политической и художественной жизни) Достоянием читателей также становятся и личная переписка видных деятелей Просвещения («Персидские письма» Монтескье). Популярность приобретает другой жанр документальный – путешествия или путевых заметок, который дает широкий простор для картин социального быта и нравов, и для глубоких социально-политических обобщений. Например, Дж. Смоллетт в «Путешествии по Франции и Италии» за 20 лет предугадал революцию во Франции.
Гибкость и подвижность повествования проявляется в самых разных формах. В тексты вводятся авторские отступления, посвящения, вставные новеллы, письма и даже проповеди. Нередко шутки и пародии заменяли собой ученый трактат (Г. Филдинг «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика – с - пальчика»). Таким образом, в просветительской литературе XVIII века, прежде всего, поражает ее тематическое богатство и жанровое многообразие. Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного» - это высказывание как бы подчеркивает отказ от всякой нормативности, нежелание отдавать предпочтение одному жанру. И все же жанры развивались неравномерно.
XVIII век – это преимущественно век прозы, поэтому большое значение в литературе приобретает роман, сочетающий высокий этический пафос с мастерством изображения социального быта разных слоев современного общества. Кроме того, XVIII век отличается многообразием типов романа:
1. роман в письмах (Ричардсон)
2. роман воспитания (Гете)
3. философский роман
Трибуной для просветителей был театр. Наряду с классицистической трагедией XVIII век открыл мещанскую драму новый жанр, который отразил процесс демократизации театра. Особого расцвета достигла комедия . В пьесах зрителей привлекал и волновал образ героя – обличителя, носителя просветительской программы. Например, Карл Моор «Разбойники». В этом заключается одна из особенностей литературы эпохи Просвещения – она несёт в себе высокий нравственный идеал, чаще всего воплощаемый в образе положительного героя (дидактизм – с греч. didaktikos - поучающий).
Дух отрицания и критики всего отживающего естественно вел к расцвету сатиры . Сатира проникает во все жанры и выдвигает мастеров мирового масштаба (Свифт, Вольтер).
Весьма скромно представлена в эпоху Просвещения поэзия. Вероятно, господство рационализма препятствовало развитию лирического творчества. Большая часть просветителей отрицательно относилась к фольклору. Народные песни они воспринимали как «варварские звуки», они им казались примитивными, не отвечающими требованиям разума. Лишь в конце XVIII века появляются поэты, вошедшие в мировую литературу (Бёрнс, Шиллер, Гёте).

Направления

В литературе и искусстве Просвещения существуют разные художественные направления. Одни из них были еще в предыдущие века, а другие стали заслугой века XVIII:
1) барокко ;
2) классицизм ;
3) просветительский реализм – расцвет этого направления относится к зрелому Просвещению. Просветительский реализм, в отличие от критического реализма 19 века, стремится к идеалу, то есть отражает не столько реальную, сколько желаемую действительность, поэтому герой литературы Просвещения живёт не только по законам общества, но и по законам Разума и Природы.
4) рококо (фр. rococo – «мелкие камешки», «ракушки») – писателей занимает частная, интимная жизнь человека, его психология и его слабости. Писатели изображают жизнь, как погоню за мимолетным наслаждением (гедонизм), как галантную игру «любви и случая» и как быстротечный праздник, которым правят Вакх (вино) и Венера (любовь). Однако все понимали, что эти радости мимолетны и скоротечны. Эта литература рассчитана на узкий круг читателей (посетителей аристократических салонов) и для нее характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии – сонет, мадригал, рондо, баллада, эпиграмма; в прозе – героико-комическая поэма, волшебная сказка, любовный роман и эротическая новелла). Художественный язык произведений легкий, изящный и непринужденный, а тон повествования – остроумно-иронический (Прево, Парни).
5) сентиментализм ;
6) предромантизм – возник в Англии в конце XVIII века и критиковал основные идеи эпохи Просвещения. Характерные черты:
а) спор со средневековьем;
б) связь с фольклором;
в) соединение ужасного и фантастического – «готический роман». Представители: Т. Чаттертон, Дж. Макферсон, Х. Уолпол

Изучив данную главу, студент будет: знать

  • хронологические границы эпохи;
  • идеологические предпосылки ее возникновения;
  • главных представителей просветительского движения;
  • как отразились новые идеи в различных сферах социальной жизни; уметь
  • характеризовать вклад Томаса Гоббса, Рене Декарта и Бенедикта Спинозы в подготовку Просвещения;
  • определять специфику Просвещения в различных странах;
  • характеризовать генезис и эволюцию просветительского движения; владеть
  • понятиями «естественный человек», «просвещенный абсолютизм», деизм;
  • представлением об основных чертах просветительской литературы.

XVIII век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Есть у него еще одно название - «век Разума», которое заставляет вспомнить об определении, которое дал Просвещению немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724-1804): «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» .

Кант видит цель Просвещения в интеллектуальной свободе личности, люди должны освободиться от гнета авторитетов и научиться мыслить самостоятельно. Любой род убеждений - религиозных, научных, политических, философских - имеет иод собой основание, причину, но которой в них верят. В эпоху Просвещения это основание начинает зависеть от самой личности, которая должна была теперь нести и большую ответственность за свои убеждения. Старые авторитеты, такие как Бог, король, Библия, традиция постепенно утрачивают свою власть, а их место занимают опыт, анализ, логика, разум. Однако такая смена была длительным и сложным процессом.

Среди историков нет единого мнения, с какой даты следует начинать отсчет эпохи Просвещения. Наиболее популярной является дата из английской истории - 1688 г., когда в стране произошла смена власти, получившая наименование «Славной революции». Конфликт между английским парламентом и королем Яковом II закончился тем, что на престол был приглашен голландец Вильгельм Оранжский, а Яков II вынужден был бежать во Францию. Это событие положило конец спорам о божественном происхождении королевской власти, и показало, что и в политике можно добиться больших успехов, если опираться на разум, а не на традицию и религиозные предрассудки. Финалом же Просвещения стала Французская революция 1789 г., когда была сделана решительная попытка воплотить просветительские идеи в реальную жизнь.

То обстоятельство, что начало Просвещения чаще связывается с датой из английской истории, вполне закономерно, так как именно Англия считается родиной этого идеологического движения. Здесь раньше, чем в других странах, новые идеи стали оказывать влияние на социальную и политическую жизнь, а деятельность английского философа Джона Локка и знаменитого ученого Исаака Ньютона стала серьезным стимулом для формирования просветительской идеологии. В английской философии и политике искали источник вдохновения просветители из других стран. Так, Монтескье и Вольтер изучали английскую конституцию, создавая свои политические теории.

Однако фундамент Просвещения был заложен гораздо раньше, и заметную роль в этом процессе сыграли такие западноевропейские мыслители, как Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс и Бенедикт Спиноза.

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) разработал экспериментальный метод научного исследования, который нередко называют «методом Бэкона». В своем сочинении «Новый Органон» (1620) он изложил основные принципы нового метода: исследователь должен получать знание из окружающего мира с помощью наблюдения, эксперимента и проверки гипотез. Учение Бэкона стало первым шагом на пути к эпохе Просвещения именно из-за своей эмпирической направленности. Его идеи получат развитие в трудах Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро.

Рене Декарт (1596-1650) также предвосхитил некоторые положения просветительской доктрины. Он был блестящим ученым, совершившим значительные открытия в математике и физике. Его главными философскими работами являются «Рассуждение о методе , чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637) и «Размышления о первой философии , в которых доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом» (1641), в которых наблюдается разрыв с традиционной метафизикой, изучавшей природу реальности, и смещение интересов в область эпистемологии, чей интерес был связан с тем, как человек познает мир. Цель его исследования также была далека от метафизики: Декарт хотел, используя разум, доказать существование Бога. Его стратегия заключалась в том, чтобы найти некую точку опоры, в которой мы совершенно уверены, и, отталкиваясь от нее, вывести доказательство наличия Бога во вселенной. В поисках самой общей и логически неопровержимой истины он приходит к следующему заключению: «Итак, отбросив все то, относительно чего мы можем каким-то образом сомневаться, и, более того, воображая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что никакого Бога нет и нет ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, ни какого бы то ни было тела; однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, думающие таким образом, были ничем: ведь полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение Я мыслю , следовательно , я существую - первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования» .

Именно из этого положения Декарт выводит существование всего мира и Бога, а его логическим следствием становится утверждение, что наш ум и тело являются в некотором смысле разделенными сущностями. Мы можем сомневаться в существовании наших тел, но не мыслительных процессов. Декарт пришел к заключению, что наш разум и физический мир (в том числе и наши тела) состоят из разных субстанций. Уникальность человека как раз и состоит в том, что он совмещает в себе эти две субстанции, а животные, например, состоят только из одной. Существование Бога проявляется и в том, что он наделил наш разум врожденными идеями, которые дают нам возможность правильно понимать мир. Опора Декарта в своей теории на разум, противопоставленный вере, нашла широкий отклик у мыслителей эпохи Просвещения.

Идеи Бенедикта Спинозы (1632-1677) и Томаса Гоббса (1588-1679) были почти не известны их современникам, но оказали значительное воздействие на следующее поколение философов. Спиноза довел до логического финала механистическую философию Декарта. Он не принял предложенное Декартом деление мира на физический и умственный. Вместо этого он постарался доказать, что вселенная должна представлять собой простое единство мысли и материи. Из этого следовало, что существует только одна субстанция, которая является Богом, а мысль, материя - атрибуты Бога, или фундаментальные свойства субстанции. В такой вселенной все должно иметь свое причинное объяснение. Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жесткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость. Теория Спинозы не оставляет места случайности, свободе воли и чудесам. Добро и зло не существуют здесь как абсолютные понятия. Эти идеи в эпоху Просвещения получили дальнейшее развитие в трудах немецкого философа Лейбница.

Томас Гоббс попытался в своих сочинениях превратить политику в науку с ясными и логичными принципами, похожими на правила геометрии. Своим трезвым взглядом на природу политики он напоминает итальянского мыслителя эпохи Возрождения Николо Макиавелли. Но Гоббс идет дальше своего предшественника. Он не воспринимает власть как некую данность, она должна подтверждаться системой законов и должна находиться в равновесии с естественными правами человека.

В теории Гоббса были определены разумные причины подчинения граждан своим правителям и в то же время указано на то, что правление должно опираться на систему законов, и в первую очередь законов, гарантирующих жизнь подданным. Английский философ дач развернутое описание естественного состояния, т.е. того, во что превращается жизнь человека без порядка и закона, или того, что обычно называют цивилизацией. Следуя главным естественным законам, - стремление к самосохранению и удовлетворение потребностей - человек нередко вступает в конфликт с другими людьми, которые преследуют те же самые цели. Чтобы избежать взаимного уничтожения, люди вынуждены договориться о принципах отношений друг с другом. В результате этого договора и появляется государство. Человек вынужден был уступить часть своих естественных прав и свобод государству, чтобы взамен получить гарантии мира и безопасности. Гоббс не утверждал, что все государства возникли вследствие добровольного договора, были и такие, которые созданы путем насилия и подчинения. У просветителей же популярностью пользовалась именно идея общественного договора. Особенно активную поддержку она нашла у французского философа Жан-Жака Руссо.

Одной из центральных фигур в истории европейского Просвещения является Джон Локк (1632-1704), иногда его даже называют «отцом Просвещения», подчеркивая тем самым значительность его вклада в формирование новой идеологии. Основополагающими для просветительского движения стали сочинения Локка «Опыт о человеческом разумении » (1690) и «Мысли о воспитании» (1693). Принципиальной для Просвещения стала полемика Локка с «теорией врожденных идей», одним из сторонников которой был Декарт. Локк отвергает эту теорию и утверждает, что человек при рождении не имеет никакого знания, его разум подобен чистой доске (tabula rasa), и все свои идеи он получает в процессе жизни. Именно опыт заполняет своими знаками эту чистую доску: «Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их] обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта» .

Из этих рассуждений следовал еще один важный вывод: если человек получает знания с помощью чувств из внешнего мира или через размышление, то эти процессы могут быть особым образом организованы и через них можно воздействовать на формирование человека, т.е. человека можно воспитывать. Эта мысль и стала краеугольным камнем в фундаменте Просвещения: через воспитание и образование создать не только более совершенного человека, но и более совершенное общество. Эта идеологическая установка отражена и в названии эпохи - «Просвещение». Вполне закономерно, что Локк одним из первых всерьез обратился в своих работах к проблемам воспитания. В трактате «Мысли о воспитании» он выделяет пять разделов воспитания: физическое, умственное, религиозное, нравственное и трудовое. Все они должны, по мнению Локка, находиться в тесной взаимосвязи. Примечательно, что цель нравственного воспитания он формулирует следующим образом: «если с ранних лет приучать детей подавлять свои желания, эта полезная привычка сделает их дисциплинированными; по мере же того, как они становятся старше и рассудительнее, можно предоставлять им большую свободу в тех случаях, когда в них говорит разум, а не страсть: ибо к голосу разума всегда следует прислушиваться» .

Акцент на главенствующей роли разума в поведении станет определяющим для просветительской концепции человека. Укреплению авторитета разума способствовали и научные открытия Исаака Ньютона (1642-1727). Например, три знаменитых закона механики, изложенных в «Математических началах натуральной философии» (1684-1686) продемонстрировали, что все многообразие движений в физическом мире можно свести к трем разумным законам. Его открытия в оптике показали, что разнообразие красок окружающего мира рождается из простого белого луча. Просветители ценили Ньютона не только за его научную гениальность, но и за то, что открытый им метод исследования может использоваться и в философии. Даламбер в одной из статей «Энциклопедии» с уважением указывал: «Ньютон, путь которому был подготовлен Гюйгенсом, наконец появился и дал философии вид, который она, кажется, должна сохранить. Этот великий гений видел, что наступила пора изгнать из физики смутные догадки и гипотезы или по меньшей мере указать им их настоящее место, и что эта наука должна быть подчинена исключительно опытам и геометрии» .

Просветители не отрицали и важности страстей для человека. Они являются, по их представлению, стимулом к развитию. Если у человека нет никаких желаний, он не будет стремиться к изменению своего положения. Однако важно, чтобы страсти находились под контролем разума, тогда развитие личности будет происходить в соответствии с просветительским идеалом. Нередко для иллюстрации своей концепции человека просветители использовали образ корабля, где паруса и ветер уподоблялись страстям, а руль - разуму. К этому же образу прибегает английский поэт Александр Поуп в «Опыте о человеке»:

Наш кормчий - разум, чья бесспорна власть;

Для парусов, однако, ветер - страсть.

(Пер. А. Л. Субботина)

В эпоху Просвещения вновь пробуждается интерес и к проблеме «естественного человека». Для просветителей «естественным человеком» является такой человек, чья природа развивалась в согласии с естественными законами и потому раскрылась наиболее полно и гармонично. Добиться такого результата гораздо проще, если формирование личности происходит вдали от цивилизации, так как она вносит искажения в изначальную гармонию. Поэтому восстановление естественной гармонии Робинзона Крузо, героя романа Дефо, проходит на необитаемом острове, где влияние цивилизации сведено к минимуму. Воспитание Крузо как естественного человека предполагает и подчинение страстей разуму. В первой части книги герой зависит от своих желаний и фантазии и, по его собственному признанию, «...я слепо повиновался внушениям моей фантазии, а не голосу рассудка». Так как страсти (паруса и ветер) и разум (кормило) находятся в разладе, то вполне закономерно, что Робинзон терпит кораблекрушение, как реальное, так и символическое. Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон учится подчинять страсти и быть более разумным в своих поступках и отношении к жизни. Несколько позже к Робинзону присоединяется Пятница, представляющий еще один вариант «естественного человека» - «благородный дикарь».

Дальнейшее развитие теория «естественного человека» получила в сочинениях Жан-Жака Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» (1752), «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1755), «Рассуждение об общественном договоре» (1762). Руссо уже более радикально противопоставляет «человека естественного» «человеку общественному», т.е. сформированному цивилизацией. Цивилизация рассматривается французским философом лишь как источник негативного влияния. В его концепции «естественного человека» разум уже не воспринимается как положительный фактор, так как он является порождением цивилизации. «Естественный человек» руководствуется не разумом, а прислушивается к «голосу сердца».

В своей программе воспитания, которую Руссо изложил в романе «Эмиль, или о воспитании», он также стремится ослабить воздействие цивилизации на своего ученика. Книга открывается утверждением: «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека». До 16 лет Эмиль (так зовут воспитанника), чтобы избежать этого дурного влияния, находится в удалении от общества. Много внимания уделяется его физическому воспитанию, воспитание же нравственное предполагает формирование «добрых чувств», «добрых суждений» и «доброй воли». Единственной книгой, доступной Эмилю в этот период, становится все тот же «Робинзон Крузо».

Многие просветители не приняли взглядов Руссо, они ставили своей целью как раз формирование «естественного человека» в условиях цивилизованного общества. Например, Вольтер в философской повести «Простодушный» (1767) доказывал, что само по себе «естественное состояние» лишь грубая основа, облагородить которую можно только влиянием цивилизации, без этого влияния человек так и останется дикарем.

На раннем этапе Просвещения преобладает оптимистическое представление о человеке и о мире. Так называемая «философия оптимизма» впервые была системно и обстоятельно изложена немецким мыслителем Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Основной тезис его трактата «Опыты теодицеи » («теодицея» буквально означает «богооправдание») сводится к следующему: раз этот мир создан Богом, значит, он не может быть несовершенным. Лейбниц находил оправдание и существованию зла. Он утверждал, что без наличия зла мир был бы менее совершенным. Очень часто благо рождается в результате исправления и преодоления зла. Так, свободная воля человека - благо, но она предполагает возможность греха. Если бы Бог не допустил существование греха, тогда бы не было и свободной воли. Следовательно, делает вывод немецкий философ, наш мир лучший из возможных миров.

Подобные идеи получили распространение среди европейских просветителей. В Англии под их влияние подпали граф Болингброк, граф Шефт- сбери и поэт А. Поуп. Однако в середине столетия «философия оптимизма» переживает серьезный кризис, и многие начинают относиться к ней со скептицизмом. Особенно резкой была критика со стороны Вольтера, который пережил период увлечения учением Лейбница, но затем пришло разочарование и в повести «Кандид, или Оптимизм» он едко высмеял идеи немецкого мыслителя. Вольтер показывает, что «философия оптимизма» изолирована от реальной действительности и провоцирует пассивное отношение к жизни - если мы живем в самом совершенном из миров, то нет необходимости что-то улучшать или исправлять.

В политической сфере в XVIII столетии обретает влияние теория «просвещенного абсолютизма». Достаточно ясные контуры она получила уже в сочинениях Гоббса, считавшего монархию наиболее совершенной формой правления. Просветители полагали, что в условиях сильной централизованной власти провести «разумные» реформы гораздо проще. Важно, чтобы правитель был действительно просвещенной личностью, которая сможет понять, что его интересы в широкой перспективе совпадают с общественным благом. Среди сторонников «просвещенного абсолютизма» были Вольтер и Кант. Хотя Вольтер во время пребывания в Англии (1726-1729) признал достоинства парламентской республики с ограниченной монархией, которая установилась в этой стране, деятельность французского парламента породила в нем стойкую неприязнь к этой форме правления. Французский парламент в основном отражал интересы аристократии и духовенства, и его позиция в отношении политики и социальной жизни нередко была более консервативной и реакционной, чем у французского короля. Например, когда Людовик XV захотел отменить узаконенные пытки, парламент отказался поддержать эту инициативу.

Некоторые из европейских монархов увлеклись идеей «просвещенного абсолютизма», и даже пытались провести некоторые реформы в своих странах, следуя советам просветителей. Но чаще такие реформы носили поверхностный характер и вовсе не предполагали серьезной перестройки общества на более справедливых принципах. Они лишь должны были несколько снизить растущую напряженность в отношениях между классами, чтобы не допустить серьезных социальных катаклизмов. К просвещенным монархам себя относили король Пруссии Фридрих II, король Австрии Иосиф II, российская императрица Екатерина И. Они вели активную переписку с просветителями, приглашали их ко двору, публиковали проекты своих будущих преобразований. Так, Екатерина II была в постоянной переписке с Дидро и Вольтером, оказывала им финансовую поддержку. Она выкупила библиотеку Дидро и назначила его пожизненным смотрителем собственной библиотеки с выплатой содержания для него из русской казны.

Однако у теории «просвещенного абсолютизма» были и противники. Ее не принял Монтескье, который считал, что если судьба реформ зависит от одного лица, то всегда существует угроза, что все повернется вспять с переменой его взглядов или его смертью. Сам Монтескье выдвинул идею разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Позднее это принцип построения власти был использован во многих современных демократических государствах.

Рост авторитета разума, успехи естественных наук не могли не сказаться на отношении просветителей к религии. Новые подходы к религии обнаруживаются уже у И. Ньютона и Дж. Локка. Открытия, совершенные Ньютоном, вовсе не поколебали его веры. Напротив, обнаружив, что все разнообразие движений в физическом мире можно свести к нескольким разумным законам, он усмотрел в этом доказательство наличия божественного плана в основе мироздания. Локк также попытался примирить разум и веру. Отрицая врожденное знание, философ также не принимал и теорию о том, что человек появляется на свет уже с верой в Бога. У веры, полагал Локк, более рациональные основания, без Бога само существование человека и его отношения с миром не имели бы никакого смысла. Разум является самым важным инструментом для человека в познании мира, но это не значит, что божественное откровение невозможно. Оно может быть недоступно для рационального понимания, но оно не должно противоречить разуму - таков вывод Локка.

Последователи Ньютона и Локка позднее пытались доказать разумность христианской доктрины, и это ее качество, считали они, должно быть доступно любому разумному человеку. Просветители стремились утвердить в европейском обществе умеренность и рациональность в отношении к религии. Чрезмерная эмоциональность и мистицизм в вопросах веры, которые определялись как «энтузиазм», вызывали осуждение. Такой подход нашел поддержку у английских буржуа, которые нередко рассматривали отношения с Богом как своеобразную торговую сделку. В католических странах такую позицию сформировать было труднее, так как католическая церковь изначально была ориентирована на более эмоциональные отношения верующего с Богом.

Широкое распространение в XVIII в. получил деизм, одно из религиозно-философских направлений, которое признавало существование Бога и сотворение Им мира, но отрицало большинство мистических и сверхъестественных явлений, а также религиозный догматизм. Очень популярным в деизме стало уподобление Бога архитектору или часовщику, который запустил часовой механизм Вселенной и устранился от всякого вмешательства в ее существование. Деизм давал большую свободу человеку, но и налагал на него большую ответственность за все происходящее в мире.

Просветительское движение не было однородным во всех странах Западной Европы. Уже было отмечено, что Просвещение зарождается в Англии и именно здесь на начальном этапе оно приобретает серьезное влияние. Сочинения английских философов-просветителей становятся источником идей не только для Европы, но и для Америки. Вместе с тем в Англии просветительское движение носило вполне умеренный характер. Оно развивалось после «славной революции», когда буржуазия - главный оплот нового движения - решила свои насущные задачи. Английские просветители испытывали интерес к вопросам нравственного совершенствования, к общим проблемам отношений человека с окружающим миром.

Во Франции же оно формировалось в преддверии революции и потому зачастую носило более радикальный характер. Французские просветители были решительнее в религиозных вопросах, среди них было немало не только сторонников деизма, но и тех, чьи позиции были близки к атеизму. В какой-то мере такая позиция была обусловлена тем обстоятельством, что им приходилось иметь дело с католической церковью, которая была более авторитарной и консервативной. Антирелигиозную направленность имели многие статьи, помещенные в «Энциклопедию». Так, Дидро в своих материалах не только утверждал свободу человека выбирать и исповедовать любую религию, но и оставаться вне веры. Философ был уверен, что атеизм не нанесет никакого ущерба обществу, так как мораль вовсе не зависит от религии.

Чаще французы обращались к социальным и политическим проблемам, интересовались различными типами государственного устройства. Именно во Франции в конце столетия была сделана попытка воплощения просветительских идеалов в реальную жизнь. Во время первого заседания Национальной Ассамблеи, на которой составлялся проект «Декларации прав человека и гражданина», было немало отсылок к теории общественного договора Руссо. На первом этапе революции он стал самым популярным философом. Его бюст был установлен в зале Национальной Ассамблеи, чуть позже останки Руссо были перенесены в Пантеон. Большим почитателем Руссо был Робеспьер. Однако эта первая попытка реализовать некоторые из идей французских просветителей закончилась неудачей.

Более успешной была американская революция. После ее победы в конституции новой нации были учтены многие идеи, которые зародились внутри просветительского движения. Самыми главными из них был принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип веротерпимости. В «Декларации прав человека» было заявлено о неотторжимом праве человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Включение этих позиций в «Декларацию» также было вдохновлено Просвещением.

В Германии из-за ее раздробленности просветительское движение не оказало значительного воздействия на социальную и политическую жизнь, за исключением Австрии и Пруссии, где Иосиф II и Фридрих II пытались играть роль просвещенных монархов. Однако немецкое Просвещение дало весьма обильные всходы в философии и драматургии.

В Италии, которая была такой же раздробленной, как и Германия, подъем просветительского движения начинается лишь с середины XVIII в.

и носит более умеренный характер, чем во Франции. В центре программ итальянских просветителей, как правило, были практические вопросы экономики, сельского хозяйства, реформирования системы налогов, торговли, законодательства, школьного образования. Особенностью культуры Италии XVIII в. стало появление так называемого «католического Просвещения» с центром в Риме. Это движение объединило многих деятелей церкви, умеренно сочувствовавших некоторым реформаторским идеям и старавшихся примирить их с религиозной доктриной. Литература также подключилась к пропаганде новых идеалов. Особенно значительных успехов итальянцы в этот период достигли в театральных жанрах. Несомненно, что XVIII столетие в Италии стало веком театра.

Просветительская идеология наложила отпечаток и на литературу XVIII в. В первую очередь, следует отметить заметное влияние на нее философии. Нередко в этот период литература становилась своеобразным испытательным полигоном для различных философских идей и теорий. Многие просветители использовали художественную форму, чтобы донести свои идеи до современников (Руссо, Вольтер, Свифт). Именно в XVIII в. появился жанр философской повести, в котором философская теория подчиняла себе все остальные элементы жанра.

Кроме того, в литературе XVIII в. усиливается дидактическое начало, она стремится просвещать и воспитывать своего читателя. В связи с этим в литературном процессе возрастает роль публицистических жанров. В американском Просвещении публицистика занимает доминирующие позиции, так как именно здесь литература особенно тесно зависела от политической ситуации.

В начале столетия заметно возрастает популярность документальных жанров. Активно начинают публиковаться мемуары, дневники, переписка. Во многом такой рост интереса был связан с одним из главных положений просветительской идеологии: на формирование человека значительное воздействие оказывает среда. Документальные жанры более объективно представляли отношения человека с окружающим миром. Увлечение документалистикой сказалось и на художественной литературе. Авторы ранних просветительских романов нередко выдавали свои произведения за отчет о реальных событиях и придавали им форму дневников, писем (Дефо, Ричардсон, Монтескье). Эта тенденция привела к усилению реалистических тенденций в литературе первой половины XVIII в. Многие отечественные исследователи в связи с этим выделили просветительский реализм в особое направление в западноевропейской литературе. С ним соотносили творчество Дефо, Ричардсона, Филдинга, Дидро, Лессинга. Западноевропейские историки литературы, давая характеристику литературе XVIII в., этим термином почти не пользуются.

В начале XVIII в. классицизм, тем не менее, не исчезает с литературной сцены. Авторитет разума и стремление усилить воспитательное начало в искусстве оказались близки и просветителям, и классицистам. Однако эстетика классицизма в эпоху Просвещения претерпевает ряд серьезных изменений. Например, меняется отношение между чувством и долгом, конфликт между которыми был главным движителем действия в трагедии классицизма. Но уже в драматургии Вольтера, который, хотя и ориентировался на традиции французского театра XVII столетия, не захотел следовать им безоговорочно, чувство приобретает новое качество. Прежде оно противостояло долгу. Теперь оно само воспринималось как долг человека по отношению к самому себе и собственной природе. Противостояло же оно обманному, «фальшивому долгу» перед неразумным государством или догматической верой. Новые подходы к принципам классицистической эстетики можно обнаружить и в творчестве английского поэта Александра Поупа. Этот обновленный классицизм получил наименование просветительского классицизма.

Подобно тому, как в просветительском движении почти параллельно существовали оптимистическое и скептическое отношение к новым идеалам и возможности их воплощения в реальной жизни, в литературе довольно рано возникает противостоящая рационализму тенденция, которая ориентируется на чувство, на эмоциональную сферу человека и которая ближе к середине столетия даст жизнь сентиментализму. Одной из отличительных черт сентиментализма является герой, наделенный сентиментальной чувствительностью. Сентиментальная чувствительность - понятие очень сложное и емкое. Оно предполагает и необычайную внутреннюю отзывчивость личности, когда достаточно легкого внешнего воздействия, чтобы вызвать у героя причудливую связь чувств и мыслей. Чувствительность опирается и па новую систему этических критериев. Обладание ею придает дополнительную ценность личности. Если просветители верили, что «человек разумный» будет относиться к окружающим так же, как он хотел бы, чтобы они относились к нему, то сентименталисты просто считали, что «человек чувствительный» не способен на дурные поступки. Сентиментальная чувствительность и новый тип восприятия мира и отношений с другими людьми.

Как реакцию на кризис просветительских идеалов можно рассматривать и возникновение во второй половине XVIII в. предромантизма. Предро- мантики стремятся уйти от не оправдавшего их надежд настоящего в прошлое: в мир Средневековья, кельтской мифологии, древнескандинавской поэзии. Рационализму просветителей они противопоставляют интерес к фантастическому, сказочному, мистическому, иррациональному.

В целом можно отметить, что литературный процесс в эпоху Просвещения заметно усложняется по сравнению с предшествующим веком. В XVII столетии развитие литературы в немалой степени определялось противостоянием классицизма и барокко. В XVIII в. таких факторов уже гораздо больше.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. 11очему начало эпохи Просвещения связывают с датой из английской истории?
  • 2. В чем суть научного метода исследования, предложенного Фрэнсисом Бэконом?
  • 3. Почему полемика Джона Локка с «теорией врожденных идей» оказалась столь принципиальной для формирования просветительской идеологии?
  • 4. Какой смысл вкладывали просветители в понятие «естественный человек»?
  • 5. Какиедоводы использовал Готфрид Лейбниц для доказательства совершенства мира, в котором живет человек?
  • 6. Что такое деизм?

Список литературы

Западноевропейская художественная культура XVIII в. - М., 1980.

Мир Просвещения. Исторический словарь. - М., 2003.

Проблемы Просвещения в мировой литературе. - М., 1970.

Тураев, С. В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. / С. В. Тураев. - М„ 1962.

Черноземова, Е. Н. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Практикум / Е. И. Черноземова, В. Н. Ганин, Вл. А. Луков. - М., 2004.

Эпоха Просвещения: Из истории международных связей русской литературы / отв. редактор А. С. Курилов. - М., 1982.

  • Локк Длс. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М., 1985. С. 154.
  • Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1. С. 503.
  • Предварительное рассуждение издателей // Философия в «Энциклопедии» Дидрои Даламбера. М., 1994. С. 106.