Современные проблемы науки и образования. Эссе «Экология души

Экология души. Словарь для школьников

Если экология - это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Величие души должно быть свойством всех людей. Сенека

Душа человека развивается до самой смерти. Гиппократ

Душа человека заключается в его делах. Ибсен Г.

В словаре собраны понятия, имеющие отношение к области нравственного воспитания, духовного развития и общечеловеческих ценностей. Некоторые термины адаптированы для понимания их школьниками. Словарь не претендует на полноту изложения темы и может быть дополнен педагогами и учащимися в процессе обучения и общения..

Альтруизм - желание и стремление бескорыстно принести пользу другим людям, самоотречение, самоотверженность; противоположность эгоизму.
. Благоговение - глубочайшее почтение, уважение, преклонение, признание.
. Благовоспитанность - умение хорошо держать себя в обществе, обладание хорошими манерами.
. Благодарность - способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро.
. Благожелательность - доброжелательность, приветливость.
. Благопристойность - соответствие требованиям приличия.
. Благоразумие - рассудительность, осмотрительность, здравомыслие.
. Благородство - высокая нравственность, достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость.
. Благотворительность - обеспечение людей благами и услугами, оказание безвозмездной материальной или денежной помощи нуждающимся.
. Вежливость - склонность и умение соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость.
. Великодушие - обладание высокими душевными качествами, способность прощать и быть бескорыстно уступчивым, готовность жертвовать своими интересами ради других.
. Верность - надежность, преданность, постоянство, неизменность в выполнении своих обязанностей, в чувствах и отношениях.
. Воля — стремление и способность человека к осуществлению своих желаний, к преодолению препятствий, достижению поставленных целей.
. Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, знание правил поведения в обществе и умение вести себя в соответствии с этими правилами.
. Гуманность - человеколюбие, отзывчивость, внимательность к нуждам других людей.
. Гуманизм - признание ценности человека как личности, уважение достоинства и прав человека.
. Добродушие - благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера.
. Добросовестность - склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах.
. Доброта - готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность.
. Долг - нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.
. Дружба - устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи.
. Дружелюбие - чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо.
. Душа - внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру.
. Здравый смысл - благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире.
. Идеал - высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты.
. Интеллигентность - сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство.
. Интеллект - умственные, познавательные способности человека; глубина его знаний и способность к их использованию.
. Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий; чутье, проницательность, тонкое понимание происходящего.
. Культура - творческая деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.
. Любезность - обходительность, предупредительность, учтивость, приятность в общении.
. Мечты - планы и фантазии человека о будущем, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в мире, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе; убеждения, идеалы и принципы, определяющие поведение.
. Миролюбие - стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов.
. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.
. Мораль - система воззрений на жизненное предназначение человека, охватывающая понятия добра и зла, должного и непозволительного, справедливости, совести, смысла жизни.
. Мудрость - обладание большим умом, высшим знанием, основанное на жизненном опыте.
. Мужество - спокойная храбрость, душевная стойкость и сила духа; способность разумно, смело и решительно действовать в ситуациях беды или опасности; умение преодолевать страх и неуверенность в себе.
. Мягкосердечие - доброта, отзывчивость, сострадательность, душевная мягкость.
. Нравственность (мораль) - свод принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
. Ответственность - волевое качество, способность осуществлять контроль над своим поведением и деятельностью, отвечать за совершенные поступки и их последствия, выполнять принятые на себя обязательства.
. Отзывчивость - сочувственное отношение к другим людям, готовность отозваться на чужие нужды, оказать помощь.
. Патриотизм - любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам.
. Почтительность - склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением.
. Принципиальность - стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).
. Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей.
. Самообладание - волевое качество; способность владеть своими эмоциями, сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».
. Смысл жизни — более или менее осознанное переживание осмысленности и результативности собственной жизни, субъективное понимание своего предназначения и цели существования.
. Симпатия - одобрительное отношение к другому человеку (людям), чувство внутреннего расположения, проявляющееся в оказании внимания, приветливости, доброжелательности.
. Совесть - особое нравственное чувство, способность распознавать добро и зло, внутренняя оценка моральности своих и чужих поступков, чувство ответственности за свое поведение.
. Сознательность - склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки.
. Сопереживание - сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния.
. Сострадание - деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь.
. Справедливость - беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.
. Тактичность - склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении.
. Терпимость - умение терпеливо и спокойно относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.
. Трудолюбие - положительное отношение к труду, активность, инициативность, добросовестность, усердие в работе, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда.
. Учтивость - вежливость, почтительность.
. Целеустремленность - направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности.
. Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть.
. Эмпатия - сочувствие, сопереживание, интуитивная способность чувствовать и разделять эмоциональное состояние других людей.
. Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой жизни с точки зрения понятий о добре и зле.

При составлении словаря были использованы следующие источники:

1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
2. Культурологический словарь. Методического пособия по культурологии под ред. В.Константинова, Владимирский государственный педагогический университет, - http://arslonga.33info.ru/muzved/kultslovar.htm
3. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - http://slovari.yandex.ru/dict/ brokminor
4. Менделевич В.Д. Терминологические основы феноменологической диагностики. - М., 2000.
5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002.

Среди основ человеческого бытия природе принадлежит одно из первых мест. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Экология природы не имеет будущего без экологии души.

«Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы» И. Гёте.

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Если поступки и помыслы людей будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты. Мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение наших детей к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления (экоцентризм - мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды ), без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. Многие считают, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны. Но Земля - это живой организм, такой же как мы с вами. И все, что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Хорошо, что есть люди, которые свою жизнь посвящают защите природы, всей нашей планеты, у которых необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты! «Природа должна найти свое единственное убежище - наше духовное сознание» (писатель С. Залыгин).

Будет более правильным сравнить самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология .

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Экологии души - охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Хочешь изменить мир, изменись сам!

Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Особый вид доброты - милосердие. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Зло – всё, что губит душу человека…Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны. Как объяснить героизм воинов? Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека... 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям…

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: " Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри, как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие - человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни – увеличивать добро в мире». Уничтожай зло в мире, а прежде всего люби…

А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Каждый из нас должен задуматься. А для начала… в помощь вам эти упражнения.

Упражнение «Объясните» . Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Потому что он плохо относится ко мне? Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Упражнение «Рычите». Проговорите гласные У, О, А, И так, как будто вы артист-чревовещатель и звуки идут не просто из горла, а перемещаются к гортани (начало дыхательного горла) оттуда, откуда они идти не могут - из кишечника. Прорычите на воображаемого противника «кишками». От процедуры организм быстро устанет и агрессивность снизится. Тогда все обстоятельства можно спокойно обдумать и принять решение. Эти упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. Вот они во время тренировок и рычат без стеснения. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

От стресса - остыньте, поборите агрессора, засевшего внутри вас. Сидя за столом, представьте себе, что перед вами обидчик. Смотрите на воображаемого противника с ненавистью, с яростью, представьте себе, что противник уменьшается. Время, затраченное на это упражнение, равно времени удлинённого и задержанного вздоха. Зажмурьтесь так, как вы умеете, выдохните. После того как проделаете это упражнение дважды, подумайте: а стоило ли так расстраиваться и злиться? Возможно, вы получите ответ «нет».

Пауло Коэльо - "О карандаше", притча из книги "Подобно реке..."

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо и спрашивает:

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу .
Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи . Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки . Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
Во-вторых : чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль , помня, что она облагораживает тебя .
В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо . Часто этоединственный способ удержаться на верном пути .
В-четвертых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя .
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след . Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг .

И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.

Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца, дадите другим людям то, чем обладаете сами.

Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни, но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.

Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.

Четвертое: Самое важное, что в вас есть - это всегда то, что находится внутри вас.

И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.

И пусть эта притча поможет вам осознать, что вы - совершенно особенный человек, единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.

Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.

«Душевная экология» - это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…" С.Экзюпери

Все мы, кто чаще, кто реже говорим об экологии. Говорим так часто, что совсем забыли значение этого слова. Напомним: "Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем". Это материальная сторона вопроса. Но есть ещё и более тонка, духовная. Что такое"экология души"? А это взаимоотношение души с миром. И не абстрактной души, а конкретной, моей, вашей, родительской, детской.

Об экологии природы говорят много и часто, об экологии души даже не подозревают, а между тем, проблема-то серьёзная. Ещё в девяностых годах, я писала, по поэме Андрея Вознесенскго "Ров" работу "Экология души человека".

Но тогда весь вопрос вертеля вокруг одной поэмы и проблемы гробокопателей, теперь же, мы ставим его иначе. Как вопрос уважения не только к памяти о героях и жертвах войны, а об уважении в целом. И не только к памяти, но и к людям, миру, в котором мы живём.А проблема разрослась и в ширь и в глубь. Гробокопательство, ради наживы, перешло в алчную погоню за деньгами. Погоню жесткую и беспощадную, заставляющую людей забыть о душе. Не только о чужой, но и о своей.

Продажа икон, орденов, частной собственности, продажа органов, человеческих тел - всё это звенья одной цепи.

"Связь распалась времен?

Психиатра - в зал!

Как предотвратить бездуховный процесс,

что условно я «алчью» назвал?"

Написал А.

Вознесенский в 1986 году, а ведь точно вчера, только беда с экологией души стала больше. Больше стало бездуховности, лжи, оби, жажды денег. Деньги... Готовность всё продать сменилась мошенничеством и кредитами, воровством, но осталась алчью Вознесенского.

"Окружающая среда страшна,

экология духа - страшней."

Синтетические продукты, заменители вкуса, фрукты и овощи, выращенные на нитратах, удобрения, убивающие землю и тотальная бездуховность. Гоголя и Достоевского читают в кратком изложении, с мониторов льётся безграмотная речь "учителей жизни", родители умирают, зарабатывая детям денег на квартиры, при чём умирают часто одинокие и забытые теме, в кого вкладывали душу. Когда-то, до революции, Россия была высоко духовной страной. После ВОВ, духовность, врое бы начала рости. С бездуховностью боролись. А теперь борются с коррупцией, взятками, воровством, обрезая ростки Алчи но старательно не трогая корни.

Трудно бороться с разрушением всемирной души. Но победи саморазрушение в душе своей. Отнесись ко всему вокруг, как к самому себе. Вспомни, что все мы связаны невидимыми духовными нитями, взывающими к нашему сознанию. Вспомни и прояви хоть немного добра к ближнему. не только к человеку, но и к котёнку, цветку, ребёнку, кусту сирени.... С этого начинается экологиядуха каждого из нас.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.

Круглый стол

«От экологии пространства - к экологии души»

Дата : 7.11.2014 г.

Место проведения : актовый зал.

Участники : студенты 3 и 4 курса, преподаватели.

  1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на «круглом столе» «От экологии пространства - к экологии души».

На круглом столе мы всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглого стола»:

1. Если пришёл – не молчи!

2. Каждый имеет право на собственную точку зрения.

3. Умей слушать собеседника.

4. Говори лаконично, кратко, по делу.

5. Хочешь спросить – подними руку.

В качестве эпиграфа я хочу предложить коротенькое, но очень глубокое стихотворение Алексея Решетова «Возьми немного света моего…». Послушайте, пожалуйста, внимательно… Прочувствуйте!

Мы в детстве были много откровенней.

Что у тебя на завтрак? - Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего…

Года прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

«От экологии пространства - к экологии души». Данная мысль выводит нас на размышления о вечных проблемах соотношения мира, природы и человека. Экология мира начинается с экологии души.

Человек - не только тело, но - прежде всего, - сознание, душа.

Душа человека.… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, с деформированной душой.

Для существования и сохранения души, нужно нечто большее, чем просто чистый воздух и чистая вода.

Что же нужно? Это мы с вами обсудим за «круглым столом» для того, чтобы дойти до сути, до истины, выбрать с нашей точки зрения правильное решение, довести его в последующем до школьников и других студентов.

По крайней мере, вы выскажете своё мнение относительно экологии души в российском обществе, представите свою позицию.

Попробуем ответить на вопросы: что же влияет на экологию внутреннего мира? Какова роль современного учителя? А самое главное, у каждого будет возможность понять: готов ли я жить со светом в душе и делиться этим светом.

II. Выступления участников. Обсуждение проблемы.

Ведущий

Прежде чем мы будем говорить об экологии души, предлагаю рассмотреть это понятие как философский термин. Инициативная группа студентов подготовила интересный материал. Слово Бродовинской Ольге.

Студент

Понятие «экология души» широко употребляется в публицистической, экологической, психологической, педагогической, философской литературе в качестве метафоры.

Метафора позволяет по-новому взглянуть на изучаемое явление. Это глубоко философский термин, поскольку философская рефлексия проникает вглубь метафоры, вскрывая различные пласты человеческой духовности.
Понятие «экология души» актуально в свете перемен, через которые проходит российское сообщество, вступив на путь инновационного развития. С движением по этой траектории Россия связывает воплощение в реальность социального бытия новых гуманитарных парадигм и целеполаганий. Потребность в них выстрадана необходимостью по-новому задать меру и смысл человеческому существованию, скорректировать систему ценностных ориентаций человека в современных условиях, разработать механизмы содействия человеку в поисках идентичности.

Понятие «экология души» аккумулирует в себе уникальный космос значений и смысловых нагрузок, свернутых в единое целое, с тем, чтобы развернуть их уже в какой-то иной конкретности, иной ипостаси во внутреннем мире субъекта восприятия.

Феномен «экология души» может быть рассмотрен как некая целостность, выражающая стержневые конструкты внутреннего мира человека, реализующиеся во всей полноте только в процессе восприятия конкретного события конкретным человеком в конкретно исторических условиях его бытия.
Нравственная составляющая субъекта определяется его активностью и должна быть устремлена к улучшению жизни социума. Каждый человек должен нести ответственность за себя, свое ближайшее окружение, за мир в целом.

Ведущий:

Спасибо. «Экология души в современном мире» - это очень интересный многогранный вопрос. Какой смысл вкладываете вы, уважаемые участники «круглого стола», в понятие «экология души»?

Студент

Я считаю, экология души – это наука, предметом которой является охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Студент

Я называю экологией души уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому. И самое главное – человек должен осознавать, для чего ему заботиться о себе, о других людях, о природе. Для чего жизнь вообще?

Студент

С моей точки зрения, экология души человека во многом обусловлена его чувствами, его радостями, его внутренним светом в соотношении с окружающим миром: родителями и семьей, природой и друзьями, наставниками (учителями, воспитателями) и другими людьми, культурой, обществом, Вселенной.

Студент

Готовясь к сегодняшней встрече, я посмотрела в Интернете высказывания учёных. Меня заинтересовала позиция Николая Николаевича Дроздова. Вы знаете о том, что он профессор МГУ, доктор биологических наук, автор и ведущий телепередач «В мире животных», «В мире людей». Он обращается к проблемам духовности. Я выписала несколько тезисов, которые хотела бы здесь озвучить.

«Живём-то мы всё равно душой, двигаемся и делаем, но только под руководством души, всех нервных центров.

Ни одно, даже самое простое физическое действие – скажем, застилание улиц асфальтом, не может производиться без душевного контроля. Если это делать без души, асфальт развалится, и всё будет плохо. Только если с душой человек делает - это человек.

Результат будет видеть, душа участвовала в этом или нет. Любые технологии - это тоже часть душевной культуры человека. Если человек не соблюдает известную ему технологию, не знает или не хочет её знать, значит, он работает без души.

Добромыслие, доброречие и доброделание. Такие кажущиеся чуть-чуть корявыми слова, но они не корявые они просто более старинные – добромыслие, доброречие и доброделание . И в мыслях, и в речи делать только добрые дела. Только так. Тогда мы максимально приблизимся к хорошей экологии нашей собственной души и будем влиять на экологию душ окружающих именно также».

По-моему, лучше сказать невозможно.

Ведущий

И правильно Николай Николаевич Дроздов призывает: начни с себя по этому принципу добромыслия, доброговорение, добродеяния. Может быть, следование ему, сделает каждого из нас человеком. «Нам бы про душу не забыть, нам бы добрее быть».

Студент

А я хочу напомнить слова нашего замечательного святого Серафима Соровского.

Вся Россия к нему тянулась, ходили за сотни вёрст без самолёта, без автобуса, приходили только чтобы очиститься, потому что знали, что он очищает людей. Шли бандиты, грабители бывшие, но желающие раскаяться. Вот они приходят, а он сидит. К нему подходит человек. Кто он такой? Если помните, кто, читал его жизнеописание, он говорил: «Здравствуй, радость моя»! Говорил он, улыбаясь любому бандиту, падшей женщине, воришке какому-нибудь. И человек сам понимал: сейчас очистится душа и я больше такого уже делать не буду.

И вот с такой радостью надо каждому раскрывать свою душу, стараться каждый день говорить, думать, делать только доброе, тогда общество сможет решить проблемы экологии души.

Ведущий

Мы знаем примеры героизма, самопожертвования, милосердия и в наше время.

А главное, маленькие дети понимают, какой должна быть душа.

У маленького ребёнка спросили: «Что такое душа?».

«Ну, это внутренность наша, она живая» - отвечает девочка.

«Хороший человек какой?».

«Он весёлый, улыбчивый, вежливый, добрый. Люди должны быть добрыми».

Так понимают и описывают душу человека маленькие дети. А как вы, студенты колледжа, можете описать человека, у которого воспитана экология внутреннего мира?

Студент

Если составить обобщенный портрет нравственно здорового человека, то мы увидим творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания является слово "гармония". Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Студент

Замечательно, что проводится такой «круглый стол» про экологию души и то, что здесь много неравнодушных людей.

Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. Ещё Конфуций учил о том, что нравственность лежит в основе всей цивилизации и служит условием существования общества.

Безнравственный человек, не может быть мудрым.

Безнравственный человек жалок и несчастен. Он никогда не может обрести покоя. Каждый фрагмент его разболтанной души постоянно чего-то желает. Но как только какое-нибудь желание исполняется, то другая часть души начинает испытывать подлинное мучение и повергается в беспросветное уныние. И чем большего достигает безнравственный человек, тем меньше радости он испытывает, поскольку подлинная радость – это явление духовного порядка.

Для этого нужны верные критерии и ориентиры. Без нравственных ориентиров общественная жизнь принимает невероятно уродливые формы, о которых людям, живущим в современной России нет нужды рассказывать.

Ведущий

- Конечно, нужна система ценностей, нужен идеал, пример. Что же определяет норму человеческой жизни? Какие ценности?

Студент

- В современном мире, в российском мире особенно, восторжествовала прагматичная позиция о системе ценностей . В этой системе ценностей духовность упоминается, но она очень не высоко по своему рейтингу среди прочих ценностей.

Каждый человек в отдельности хочет прожить свою жизнь не в выполнении долга, а хочет прожить свою жизнь по возможности с удовольствием.

Чтобы усовершенствовать свою душу, надо слегка потеснить прагматичные ценности, которые сейчас восторжествовали. В этом залог выживания человечества.

И если мир не найдет в себе сил отказаться от «ценностей» общества потребления, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Ведущий

Что же должно занимать первенство в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему? Обоснуйте свой вывод.

Студент

Если главенствует материальное - оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа: все дозволено. Ни преград, ни запретов - беспредел.
Если же на первом месте духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни и незапятнанностью перед ней. Тогда все совершаемое человеком не может быть во вред другому человеку или любому живому. Здесь срабатывает табу, нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли в жизни человеческой заповеди, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, сохраняющие её и человека как высшую ценность.

Ведущий

Хочется добавить не менее главное строками Б.Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство -

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Долг и честь, совесть, благородство и достоинство. Давайте уточним смысл каждого слова.

Каково значение слова долг ?

Студент

Долг - это обязательство

Долг - внутренне принимаемое (добровольное ) обязательство .

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами. Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг , нравственный долг ) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Другие виды долга: гражданский долг , патриотический долг , воинский долг .

Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит .

По Канту, долг - это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг - это стремление человека к счастью.

Ведущий

- Слово инициативной группе.

Студент

На Руси всегда эти свойства являлись показателем благонравия: «Честь имею!» - заявлял человек (воин, гражданин Отечества), готовый выполнить свой долг достойно. Честь (по словарю) - это достойные уважения и гордости моральные качества человека. Очевидно, поэтому А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сосредоточивает внимание читателя на мысли: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Слово совесть в словаре раскрывается как чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

В педагогическом плане хотелось бы особо подчеркнуть одно свойство совести, которое побуждает анализировать и поступки других и свои собственные. В совести отражается активность сознания, его
анализирующее начало, рефлексия, что и необходимо настойчиво развивать, чтобы оно вошло в привычку. Совесть - это голос сознания.

Разумность и сознание в жизни и деятельности позволяют отличить, где он человек, а где нечто другое.

Очень важно совершать все действия, поступки, строить свои отношения с родными, сверстниками, учителями, с природой, обществом, Отечеством, осознавая, что ты поступаешь по совести.

Студент

Благоро́дство - это совокупность личностных качеств человека. В основном связано с понятием человека о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».

Благородство - высокая нравственность , самоотверженность и честность .

Благоро́дный посту́пок – это поступок безукоризненно честный, самоотверженно великодушный.

Достоинство - это морально-нравственная категория .

Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого человека .

В гражданском праве достоинство - одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ), которые принадлежат человеку от рождения.

Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности .

Ведущий

Это основа человеческого бытия. Почему от экологии души зависит будущее человечества?

Студент

В центре всего человек, и только от него, его души и разума, от того, какие нормы и принципы он изберет для себя, зависит все то, что ожидает нас в будущем.
Только от души человека зависит, способны ли мы найти гармонию с природой, изменить свой образ поведения в окружающей среде, вести здоровый образ жизни, вернуться к истинным человеческим ценностям, нравственному поведению, любви и совести, к заботе о ближнем.
Наше общество должно преобразиться в общество разумной достаточности, мир личностей, способных к самоограничению, преисполненных чувства долга, ответственности перед другими людьми, своим будущим и будущим своих детей. В мире, и в каждом человеке должна восторжествовать вечная истина нравственного закона, сопряжённого с вечной идеей долга. Человечество уже пришло к необходимости принять новый закон существования, полярно противоположный общепринятому ныне закону потребления закон самоограничения.
Без духовного развития человека, без нравственных принципов, по которым он существует в этом мире невозможна нормальная экологическая среда, которая нас окружает. Поэтому всё, что мы сегодня видим, это есть некая проекция нашего внутреннего мира.

Мы должны понять и увидеть, кто мы есть, в чем наша роль, какими мы хотим видеть себя и нашу страну через годы.

Ведущий

Римский философ Марк Аврелий утверждал: «Неизбежно будет несчастлив тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Поэтому так важно нам работать над собой.

Я хочу добавить о том, как важно состояние души человека. О том, как оно отражается на здоровье, на всех сферах жизни - на семье, на работе, на карьере, на досуге. Да, от «плохих» мыслей портится не только настроение, но и здоровье.

Результаты исследований показали: для долгожителей характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Задумайтесь, а у вас преобладают такие качества или противоположные.

От экологии человеческой души, по сути, зависит, будущее человечества.

Почему люди об этом забывают?

Что можно нам сделать? Как исправить сложившуюся ситуацию? При каких условиях развитие детей и молодежи в современном информационном пространстве будет наиболее культурным, высоконравственным.

Студенты

Каждый человек, по своим возможностям, должен наводить порядок. Не ждать действий от государства, а начать с самого малого - с себя. Кто-то подобрал чужой окурок и бросил рядом в урну, а ребенок увидел и запомнил, что нужно делать именно так. Как говорит восточная мудрость: «Бесполезно воспитывать детей, все равно они будут похожи на Вас!» Кто-то очистил несколько метров пляжа и забрал мусор с собой. А дети видели и начали подражать. Ведь они как губка – все впитывают и плохое, и хорошее. Взрослые не замечают, как дети их копируют, держа сигарету как они. Выпивают первый стакан пива или вина - как взрослые. И они начинают друг перед другом показывать кто сильнее. Кто выпьет больше пива одним глотком, выругается матом и тут же разобьет пустую бутылку… Ведь на мой век хватит, а там…

Это тема морали. Давайте вспомним, какими были наши предки – трудолюбивый и чистоплотный народ, как воспитывали своих детей – наших дедов и бабушек. Это было не так уж и давно. А ведь жизнь была на много тяжелее, чем сейчас и семьи были огромные, а еще нужно было ухаживать за стариками. Даже крысы не бросают инвалидов и малышей, переносят во время опасности, кормят и ухаживают за ними. Но мы - современные люди, образованные и высокомерные, оставляем детей, бросаем стариков, не обращаем внимания на инвалидов. Где уж нам увидеть, что происходит у нас перед ногами, что происходит с нашим домом – с планетой Земля! Мы настолько заняты собой, что просто у нас нет времени обращать на это внимание?

Ведущий

- Спасибо Вам за такую точку зрения. Слово Лобкарёвой Екатерине.

Студент

Поэзия лечит больные души своим живительным словом. Строчки, идущие от сердца, находят отклики у других людей, вдохновляют на добрые порывы, а иногда происходит прозрение и отказ от того, что казалось притягательным. Готовясь к «круглому столу», я встретила стихи Нины Уманской, созвучные нашей теме.

Экология души
Есть экология земли, мы за нее в ответе.
Страдаем сами мы, страдают наши дети.
Есть экология души. Ждать от кого ответа?
Страдает все вокруг. Страдает вся планета.

Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.

Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.

Чтоб люди перестали умирать,
От каждого нужна такая малость:
Любить, ценить, прощать, не осуждать,
Чтоб на планете нашей жизнь осталась.

Ведущий

Спасибо. А теперь нам необходимо перевести обсуждение именно в плоскость педагогических знаний и профессиональной деятельности.

Какова роль учителя? Что мы должны сделать для экологии души? Как же можно прикоснуться к душе ребёнка, чтобы она встрепенулась и пробудилась? Надо чётко обозначить ориентиры для своей профессиональной подготовки и дальнейшей деятельности.

Студент

Я думаю, что сейчас ответственность школы за духовное воспитание подрастающего поколения

возрастает многократно. Главная задача: научить учащихся жить в гармонии с окружающей средой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с самим с собой.

В основе воспитания должен лежать нравственный пример учителя, его доброе слово. Учитель просто обязан делиться светом, ведь где к человеку прикасается луч прекрасного, там отступают разрушение и разложение.

Необходимо в процессе воспитания затронуть душу и чувства ребенка; заставить видеть в обычных явлениях удивительное; научить удивляться и переживать, выражать свои чувства и мысли образно, логично и обоснованно, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Я два месяца работала в школе и убедилась в том, что большинство учителей это понимают и именно в этом видят смысл воспитания.

Меня заинтересовала воспитательная программа «Экология души», разработанная Ольгой Анатольевной Воробьёвой, учителем русского языка и литературы.

«Каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером, психическим складом, душой. Он просто не знает себя, пределов собственных возможностей. Наверное, поэтому говорят, что "чужая душа - потемки", что в нее не заглянешь. Помочь ребенку найти себя, раскрыть свои таланты и способности, а вместе с ними и душу, сделать её открытой, красивой и щедрой - главная задача данной программы».

Полагаю, что воспитательную программу «Экология души» мы можем в дальнейшем взять за основу.

Ведущий

Душевная открытость Кристины, её обаяние, чувство ответственности, готовность делиться светом своей души – это важнейшая предпосылка педагогического мастерства.

Современный педагог обязан воспитывать экологию внутреннего мира ребенка.

Наша задача - пробуждать во внутренних силах человека искреннюю готовность проявлять добро и дарить радость, быть воистину человечным, наполняться светом и в глазах, и в душе, и в мыслях.

Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия

Ведущий

– Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

В жизни человеку предоставлено все, чтобы быть счастливым, человеку дана свобода выбора.

Ответственность за правильность выбора целиком ложится на плечи молодого человека: от его внутренней готовности к работе, прежде всего над самим собой зависит дальнейшая его жизнь.

У вас есть возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения. Какая здесь может быть альтернатива сказанному? Что вы обнаружили или поняли в себе? Ответим себе на вопрос: готов ли я жить со светом в душе и дарить свет ближнему своему?

Кто желает об этом сказать?

Студенты

Участвуя в работе круглого стола, я почувствовала, как рождается радость приобретения новых знаний о мире и о себе, о своей сопричастности с огромным миром, о своих достижениях в познании, о своей возможности жить со светом в душе.

Ведущий

Сегодняшнее обсуждение показало ещё раз, насколько актуальна тема нашего «круглого стола» «От экологии пространства – к экологии души» и насколько по-своему каждый из нас понимает эту экологию души в современном мире. Наша задача объединить всё в единое целое и главное не потерять драгоценную нить и идею всего того, что было сказано.

Итак, на основании всего вышеизложенного можно выделить ряд направлений деятельности, обеспечивающей экологию души:

Осмысление двойственных полей всего сущего и свобода выбора человеком своего жизнеустройства, своего жизненного пути;

Своевременное и целенаправленное развитие, приобщение к различным видам полезной деятельности: к чтению книг, к целенаправленному познанию, к увлеченным занятиям спортом, искусством, физическим трудом;

Освоение нравственных законов жизни.

Разумно выбирайте то светлое и доброе, что будет вести вас дорогой счастья. Удачи вам во всех ваших делах и начинаниях.

Благодарю всех, кто принял активное участие в дискуссии.