Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе«Путешествие в Русь Богатырскую. Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Богатыри земли русской»

Воспитатели:

Субботина А.А.

Чубко М.Е.

Музыкальный руководитель:

Шлее С.В.

Проблема : отсутствие интереса к Российской армии.

Обоснование проблемы : недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской армии; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.

Актуальность проекта : нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это одна из первостепенных задач для современного общества. Воспитание патриотизма - достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях мало кто знает историю праздника – 23 февраля, не считают важным и заслуживающим должного внимания патриотическое воспитание. Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.

Цель проекта:

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей и традициями праздника - Днем Защитника Отечества.

2. Формировать социально - нравственное воспитание, уважительное отношение к защитникам Отечества.

3. Закреплять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике.

4. Развивать интерес детей к истории родного Отечества, формирования и становления Российской армии.

Тип проекта : исследовательский, познавательно-речевой.

Вид проекта : краткосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : две недели.

Участники проекта : дети подготовительных групп, воспитатели, муз. руководитель, родители.

Предполагаемый результат проекта :

· Расширение представлений детей об армии России, ее защитниках.

· Познакомить с героями разных поколений, учить узнавать их по фотографиям, на картинах известных художников.

· Развитие сотворчества родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап - подготовительный

1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.

3. Подбор технических средств обучения.

Мультфильм «Три богатыря», отрывок из фильма «Руслан и Людмила».

4. Оснащение развивающей среды:

Книжный уголок: Е. Александрова «Будущим защитникам Отечества», Н. Мигунова «Защитники Отечества», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Е. Трушина «Посвящается героям».

5.Уголок речевого развития: мнемотаблицы, серии демонстрационных картин, репродукции художников: В.Васнецов «Три богатыря», Рерих «Куликовская битва», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы».

6. Уголок творчества и рисования: трафареты, обводки (вооруженные силы), книжки - раскраски.

7. Математический уголок: счетный материал «Вооруженные силы России», «Оружие», карточки - задания к «Блокам Дьеныша».

8.Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.

9. Музыкальный уголок: иллюстрации с музыкальными инструментами, используемые в армии (труба, барабан), их оригиналы, фонограммы песен о Родине, об армии, о советских войсках.

10. Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта, создание плакатов «Мой папа - солдат».

II этап - основной

1. Непосредственная образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира , социальных объектов, воспитание нравственности и патриотичности у детей, конструктивная деятельность : познакомить с героями разных поколений, с видами вооруженных сил, строим корабли, самолеты.

Физическое развитие : проведение физкультурных эстафет в зале и на прогулке.

Социально-коммуникативное. Развитие речи. Чтение художественной литературы : былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник, Е. Александрова «Будущим защитникам Отечества», Н. Мигунова «Защитники Отечества», Е. Трушина «Посвящается героям», В. Косовицкий «Будущий мужчина». Беседа по картине В.Васнецова «Три богатыря», рассматривание портретов военачальников разного времени (обсуждение сходства и различия их внешнего вида, определение характера), беседы по теме «Мои близкие», «Я - защитник», «Вооруженные силы России», «Военные профессии», разучивание стихотворений ко Дню Защитника Отечества..

Художественно - эстетическое развитие : слушание музыки (военный марш), рисование «Мой папа - защитник Родины», подарки для девочек и для пап, лепка «Танк», «Пограничник с собакой»,коллективная аппликация «На страже Родины», разучивание песни «Наша Родина сильна», «Будущий солдат».

2. Совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.

· Утренняя гимнастика

· «Я одеваюсь, как солдат, быстрее всех» (эстафета при сборе на прогулку)

· Подвижные игры в зале «Служебные собаки» (перелезаем через «гусеницу», «Мы - разведчики» (проползаем под веревкой, не задевая ее).

· Ситуативные беседы, беседы - рассуждения.

· Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток и энциклопедий по теме проекта.

· Чтение рассказов, стихотворений, энциклопедической информации.

· Игровая деятельность: дидактические игры настольно - печатные игры, развивающие игры по теме проекта, внесение военной и медицинской формы в сюжетно - ролевые игры «Полевой госпиталь».

4. Работа с родителями:

· Знакомство родителей с темой проекта

· Привлечение родителей к созданию плакатов «Мой папа - солдат», рекомендации по теме проекта.

· Привлечение родителей к организации маршрута выходного дня в Музей (г.Славгород).

III этап - заключительный

  1. Выставка детских работ – лепка «Пограничник с собакой», рисунки «На страже Родины», аппликация «Защитники страны» (Приложение 1)
  2. Выставка плакатов «Мой папа – солдат» (Приложение 2)
  3. Спортивное развлечение «Богатыри земли русской» (Приложение 3)

Выводы: Участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную активность. Дети заинтересовались темой праздника «23 февраля», совместно с родителями и воспитателями участвовали в проектной деятельности. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 40»

КОНСПЕКТ

СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА ПОСВЯЩЕННОГО «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатели:

Субботина А.А. (гр. 12)

Чубко М.Е. (гр. 6)

Музыкальный руководитель:

Шлее С.В.

г. Славгород

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Цель: активизировать партнерство педагогов и семей воспитанников для реализации задач физического развития и охраны здоровья через внедрение контактного способа общения родителей с детьми на совместном спортивном празднике.

Задачи:

  1. совершенствовать быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость;
  2. развивать у детей координацию движений, память, внимание, ориентировку в пространстве;
  3. формировать умение выполнять движения в детско – родительской паре;
  4. способствовать эмоциональному сближению родителей и детей, закреплению познавательных интересов;
  5. воспитывать чувство гордости и любви у детей к родителям, и у родителей к детям.

ХОД ПРАЗДНИКА.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие наши гости. Поздравляем всех сильных, благородных мужчин с наступающим Днём защитника Отечества. Сегодня к нам прибыли самые смелые, самые выносливые, умные и мужественные богатыри 21 века, встречайте.
Звучит фонограмма песни «Богатырская наша сила» (входят команды подготовительной группы № 12 и №6)

Ведущая: Здравствуйте, дорогие наши гости. Поздравляем всех сильных, благородных мужчин с наступающим Днём защитника Отечества. Сегодня к нам прибыли самые смелые, самые выносливые, умные и мужественные богатыри 21 века и наши группы поддержки, встречайте!

(Звучит фонограмма песни «Богатырская наша сила», входят две команды подготовительных групп)

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Скоро наша страна будет отмечать праздник «День защитника Отечества»!Все может родная земля – накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой! И только защитить сама себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле, любуется её красотой, пользуется её богатством. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. И мальчиков с раннего детства учили защищать себя и свою землю от злого врага.

Дети исполняют песню «Мы только немного подрастем»

Ведущая: Разрешите праздник, посвященный «Дню защитника Отечества», праздник настоящих мужчин считать открытым!

Дети:

  1. чтоб под солнцем мирным

Жили мы с тобой,

Армия родная бережет покой.

  1. Самолете в небе, в море корабли

Стерегут границы нашей всей земли.

  1. Мы пока что дошколята,

А шагаем как солдаты!

Раз, два! Раз, два!

Будем в армии служить,

Будем родину хранить.

Что бы было нам всегда хорошо на свете жить!

  1. Годы быстро пролетят,

Будем в армии служить.

Будем мы как наши папы,

Форму новую носить.

Ведущая: В армии нужны сильные воины, но и девчонки в армии нужны!

1.Мы любим армию свою, 2. Она хранит наш мирный дом,
Она большая сила. Покой и труд народов.
Она бесстрашная в бою, Родная армия сильна,
Всех недругов разбила. В боях непобедима.
И песни мы о ней поём, На страже Родины она
О доблестных походах. Стоит несокрушимо.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ

Ведущая: Не перевелись на земле Русской богатыри. Вот и сегодня собрались они в зале померяться силой богатырской. Для наших богатырей мы приготовили сегодня испытания и поэтому совсем скоро начнутся соревнования. Оценивать наших богатырей будет компетентное жюри (представление жюри).

(Дети садятся на скамеечки, участники строятся в колонны )
Ведущая: Ну что ж, добры молодцы, пора представить и вам свою дружину. Представление команд: команда 12 группы «Алёша Попович» и команда 6 группы - «Добрыня Никитич»

Ведущая: Как во славном городе, во Славгороде,
Да в саду прекрасном
Жили, были, не тужили
На занятия ходили
14 славных молодцов,
Все красавцы нету слов!
И правила там делами учеными Княжна Елена.
Выходит княжна.
Княжна Елена:
Здравствуйте, добры молодцы!
Покажите-ка свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
А перед началом испытания надобно размяться.

МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНККА

Княжна Елена: повелеваю клятву произнесть!
(Дети, произносят клятву, повторяя слова за княжной)
Клятва
Обещаем бороться в бою честном!
Друга в беде не бросать!
Да не посрамим земли русской!
Княжна Елена: Что ж, богатыри, внимание, начинаем состязания. Сегодня наши мальчики покажут свою сообразительность, умение дружить, помогать товарищам, благородство. Вам предстоит пройти различные испытания. Мы надеемся, что вас честью преодолеете все трудности.

Ребенок: Надо сильным быть, чтоб не устать.

Смелым, чтоб не испугаться,

И умелым надо стать, чтоб с врагом сражаться!

Княжна Елена: со всеми заданиями богатыри должны справиться быстро и ловко!

КОНКУРС «СРОЧНОЕ ДОНЕСЕНИЕ»

Ход: каждой команде вручается конверт с важным донесением. По сигналу участник команды начинает движение на мячах «змейкой» между конусами, передаёт конверт следующему участнику, побеждает команда, которая первая справится с заданием.

Ведущая: донесения доставлены во время, прочитаем, что в них.

КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете, по тропе, на берегу преграждает путь врагу? (Пограничник)

Под водой она гуляет нашу землю охраняет, выполняет наш наказ у неё – зоркий глаз? (Подводная лодка)

ЭСТАФЕТА «ТЯЖЕЛЛО В УЧЕНЬЕ – ЛЕГКО В БОЮ»

Ход: участники команд должны пройти полосу препятствий: пролезть в обруч, проползти по пластунски под низкими воротами, пройти через высокие ворота, взять «гранату»(мешочек с писком), попасть ею в мишень и бегом возвратиться к команде.

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ С НОМЕРОМ «ХОРОВОД»

КОНКУРС «САМЫЙ ВЫНОСЛИВЫЙ»(с участием пап) – отжимание.

КОНКУРС «ПОЛЕВАЯ КУХНЯ»

Ход: участники команд поочередно, в ложке переносят картофель в миски… но «нечаянно» миска опрокидывается. Мамы собирают картофель обратно в миски, а 2 папы чистят картофель. Чья команда справится быстрее.

ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ, ПАРАД, ЗАСАДА» Участие принимают дети и их родители.

«Парад» - шаг парадный: твердый, четкий.

«Разведчики» - шаг осторожный, крадущегося разведчика.

«Засада» - садится на корточки, наблюдает, что происходит.

Дети и родители должны по команде должны выполнять правильно движения, кто перепутал, выходит из игры.

ЭСТАФЕТА «МИННОЕ ПОЛЕ»

ДЕВОЧКИ С ГИМНАСТИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.

Чтение стихов:

  1. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы солнце землю грело,

Чтоб березка зеленел!

  1. Чтобы все мечты сбывались,

Чтобы все вокруг смеялись,

Чтобы детям снились сны,

Чтобы не было войны!

  1. Пусть будет мир на всей планете,

Пусть люди счастливо живут,

Пусть больше радуются дети,

Играют, и танцуют, и поют!

Княжна Елена: Потрудились вы на славу,

Победителям по праву

Рады мы вручить медали,

Что, друзья не ожидали?!

Компетентное жюри подводит итоги и вручает командам медали.

ПЕСНЯ «У МОЕЙ РОССИИ»


Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы

Тема: «Богатыри земли русской»

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Обучающие:

Продолжать закреплять умение рисовать человека, соблюдая пропорции частей тела

Совершенствовать умение рисовать красками

Развивающие:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова

Развивать творческое воображение, чувство цвета

Воспитательные:

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Оборудование:

Демонстрационное: репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри »;

образец - рисунок педагога, музыка композитора Н.Римского-Корсакова (тема шествия богатырей)

Раздаточное: альбомы для рисования, простые карандаши, салфетки, вода, краски акварельные, кисти №3, №5

Ход деятельности:

1. Организационный момент:

Звучит музыка композитора Н.Римского-Корсакова (тема шествия богатырей)

В группу входят 3 мальчика, одетые в русские национальные рубахи, в шлемах, встают перед детьми и воспитатель загадывают загадку:

Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете.
Одного напомню я -
Это Муромец Илья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это такие к нам пришли?

Ответы детей (русские богатыри)

Ребята читают стихи про богатырей:

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а кто такие богатыри, это вымышленные герои или они существовали действительно?

Ответы детей (это сильные, крепкие и смелые воины, но они жили давно и защищали свою землю от врагов, как солдаты)

Воспитатель: Правильно, ребята, вы все верно сказали, а наших мальчиков мы можем назвать богатырями?

Ответы детей (конечно, ведь они будущие защитники нашей родины)

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина?

(о богатырях)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри».

Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются, а не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (щитом и мечом) А во что одеты? (в доспехи)

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча украшены.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами репродукцию В. М. Васнецова, он представлял богатырей такими, а какими вы представляете себе богатырей?

Давайте их нарисуем!

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Основная часть:

Дети садятся за столы.

Воспитатель показывает детям, как лучше расположить альбом (вертикально), как сориентироваться на листе, сделать набросок карандашом, соизмерить пропорции частей тела.

Выбрать краски для раскрашивания богатыря дети могут самостоятельно.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи.

3. Итог занятия (рефлексия)

По окончанию рисования дети показывают друг другу своих богатырей и делятся впечатлениями.

Воспитатель: Молодцы, ребята какие красивые, сильные богатыри у вас получились. С ними нам не страшны никакие враги! Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 1888

Тематическое занятие «Сильна Россия богатырями!»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Колыданова Г.А.

МОСКВА 2013 Тематическое занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»

Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы .

Колыданова Г.А.

Цель: Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Предварительная работа : Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем - разбойником».

Ход занятия:

Воспитатель:

«Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия,

Не победила твой народ!

Из тьмы веков ты восставала,

И становилась все сильней!»

Россия, Родина, Русь. Слово «Русь» пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим: «Матушка - Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?

Ответы детей: Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются и делают все для того, чтобы был мир.

Звучит «Утро» Э. Грига.

Воспитатель :

« Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»

Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

Ответы детей : Чувство гордости за свою Родину.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.

Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой. Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:

«Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!»- говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

Мать- Земля, родные хаты…

Эй, смелее в бой, ребята!»

Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырь земли родной!»

Показ картины В. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова . Распространённое название картины — « Три богатыря » является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи . Вот они, ребята, богатыри Земли русской.

Кто написал эту картину?

Кто может назвать, как зовут богатырей?

Как одеты богатыри?

Как называется одежда, одетая на богатырях?

Зачем богатырям такая одежда?

С кем сражались богатыри?

Какие кони под нашими богатырями? Опишите их.

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.

Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и мудрость.У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него булатная палица да щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага? Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное - это спокойствие и мирная жизнь.

По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и сам смотрит в сторону врага. Три богатыря такие разные, но у них одна общая цель: охранять Родину.

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

Ответы детей

Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?

«Он — рослый, прямой и упрямый,
В кольчуге. С шеломом стальным,
И конь его, тяжкий как мамонт,
Чугунно ступает под ним.

Какой же он сильный-пресильный!
А очи горят добротой.
Как будто бы взор его синий
Забрызгало волжской водой».

Воспитатель : Правильно. Так можно сказать только о богатыре .

А теперь поиграем. Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»

Богатырь (защитник, силач, воин)

Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)

Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)

Богатырский (храбрый, могучий, сильный)

Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.

Воспитатель : Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.

Ответы детей:

Сам погибай, а товарища выручай.;

Трудно в учение, легко в бою.;

Жить - Родине служить.;

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

Сражайся смело за правое дело.;

Доброе братство милее богатства.;

За правое дело стой смело.

Не родом богатырь славен, а подвигом.;

Кто смел, тот и на коня сел.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц.

Познакомлю вас еще с одной пословицей: «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей .

Воспитатель : Правильно. У богатырей одна цель - не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.

Кто такой богатырь?

Дети:

«Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган, Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей!

Храбры, честны, сильны

Богатыри Земли!»

Воспитатель :

Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,

мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,

жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.

Физкультминутка « Дружно встали»

(под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»)

«Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево)

Буквой Л расставим ноги,

(ноги расставить)

Точно в танце - руки в боки,

(руки поставить на пояс)

Наклонились влево,вправо

(наклоны влево, вправо)

Получается на славу!»

Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на вопросы викторины по русским былинам, которые мы читали.

1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын. )

2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником. )

3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома. )

4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» - стена каменная, защита, оплот. )

5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец. )

6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич. )

7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». )

Воспитатель : Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.

А теперь, ребята, попробуем разгадать кроссворд.

7

1








2




3


6





4







5







По горизонтали:

1-оружие богатырей ввиде деревянной палки с шаром на конце.

2-оружие, из которого стреляют стрелами.

3-предохранительное вооружение богатырей.

4-древний музыкальный инструмент со струнами.

5-человек, рассказывающий былины и сказки.

По вертикали:

1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

6-чем обладают богатыри.

7-название посуды, из которой пили воду богатыри.

ОТВЕТЫ

По горизонтали 1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
По вертикали: 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.

Воспитатель : Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».

И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять и защищать нашу Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.

«На лбу бывают шишки, под глазом - фонари.

Уж если вы - мальчишки, то вы - богатыри!»

А сейчас я каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.


Марина Андреева
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Задачи:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

Познакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.

Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Воспитывать интерес к истории России и своего родного края

Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова, иллюстраций.

Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? Конечно же богатыри.

О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.

А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые)

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В. М. Васнецова. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует. Третий богатырь поповский сын Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою. У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Просмотр презентации «Доспехи и оружие русского воина»

Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.

Публикации по теме:

Все роли в спектакле играют дети. ДЕЙСТВИЕ 1 (Под музыку «Былина. Русские гусли» Сказительница начинает свой рассказ): Сказительница:.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Богатыри земли русской» Конспект НОД «Богатыри земли русской». Интеграция образовательных областей: ОО- познавательное развитие, ОО- социально – коммуникативное.

Тема:" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

План конспект в подготовительной группе « Богатыри земли Русской»

Задачи:

- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование :

Иллюстрации богатырей, элементы одежды, оружия; изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного; дуба памятника Илье Мурамцу; сказателей; музыкального инструмента- гусли

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.

А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два,три….

Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки..

Воспитатель:

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавне на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения.

Мы тоже знаем стихотворения, кто расскажет?

Чтение стихотворения о богатыре (читает ребенок) Силен, как вольный ветер Могуч, как ураган, Он защищает землю! От злобных басурман! Он силой доброго богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

А как вы думаете. что такое былина?

Кто их рассказывал эти былины?

Под какой музыкальный инструмент?

2. Беседа о богатырях

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

3.Рассматривание картины Васнецова

Воспитатель :

Давайте внимательно рассмотрим картину.

В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа - самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ )

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Как называется эта картина?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

4. Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети : Святогор, Никита Кожемяка,

Чем отличается Святогор от других богатырей?

С кем он поделился своей силой?

В городе Муроме, есть памятник богатырю- илье мурамцу!

На доске появляется дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети : Дуб.

Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

6.Игра «Да- нет »

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

7.Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

- Какие вы знаете пословицы?

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

9. Подведение итогов

Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.

О ком мы сегодня узнали?

Что нового узнали?

Чтение стихотворения.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую! Не затмить им солнце красное! Век стоит Русь - не шатается. И века простоит не шелохнется! А преданья старины Забывать мы не должны Слава русской стороне! Слава русской старине!

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад « Солнышко»

Конспект занятия НОД на тему:

« Богатыри зели Русской»

Подготовила:

Логинова А.С.